Русский линкор «Георгий Победоносец».
Общий вид на Георгия Победоносца
| |
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Georgii Pobedonosets ( Russian : Георгий Победоносец ) |
Тезка | Святой Георгий Победоносец |
Заказал | 27 марта 1889 г. |
Строитель | РОПиТ ССЗ , г. Севастополь |
Расходы | 3 000 000 рублей |
Заложен | 5 мая 1891 г. |
Запущен | 9 марта 1892 г. |
Введен в эксплуатацию | Сентябрь 1893 г. |
Выведен из эксплуатации | 1920 |
Судьба | Продан на металлолом в период с 1930 по 1936 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Ekaterina II -class battleship |
Смещение | 11 032 длинных тонны (11 209 т) |
Длина | 339 футов 4 дюйма (103,4 м) |
Луч | 68 футов 11 дюймов (21,0 м) |
Черновик | 27 футов 11 дюймов (8,5 м) |
Установленная мощность | 9843 л.с. (7340 кВт) |
Движение | 2 вала, вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 цилиндрических котлов. |
Скорость | 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час) (на испытаниях) |
Диапазон | 2800 миль (5200 км; 3200 миль) при 10 узлах (19 км/ч; 12 миль в час) или 1367 миль (2532 км; 1573 миль) при 14,5 узлах (26,9 км/ч; 16,7 миль в час) |
Дополнить | 642 |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Георгий Победоносец» ( русский : Георгий Победоносец «Святой Георгий Победоносец») — линкор , построенный для Императорского флота России , четвёртый и последний корабль класса Екатерина II» « . Однако он был всего лишь сводной сестрой остальным, поскольку ее схема брони была другой, и она была построена намного позже, чем более ранние корабли. Участвовала в преследовании мятежного броненосца «Потемкин» в июне 1905 года. [ Примечание 1 ] но ее команда взбунтовалась. Однако на следующий день верные члены экипажа восстановили контроль над кораблем и посадили его на мель, когда Потемкин пригрозил открыть по нему огонь, если он покинет одесскую гавань. В 1908 году его перевели на вторую линию. Он стрелял по SMS Goeben во время бомбардировки Севастополя в 1914 году, но большую часть войны провел в качестве штабного корабля в Севастополе. Он был захвачен обеими сторонами во время Гражданской войны в России , но в конечном итоге отбуксировали его в Бизерту бегущие белые русские , где он в конечном итоге был сдан на слом.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначально «Георгий Победоносец» задумывался как вариант « Синопа», перевооруженный тремя 12-дюймовыми (300-мм) и четырьмя 9-дюймовыми (230-мм) орудиями, но ситуация изменилась, когда было принято решение снабдить его тремя спаренными 12-дюймовыми башнями , а не тремя. чем барбеты, которыми пользовались ее сестры. Башни были значительно тяжелее, чем установки на барбете, поэтому схема бронирования была компенсирована пересмотром. Однако эта пересмотренная конструкция по-прежнему была сочтена перегруженной и отклонена. Морское министерство провело конкурс на замену, но они в свою очередь были отклонены Военно-техническим комитетом. Поэтому модифицированная версия Sinop с барбетами снова была выбрана как наиболее доступный вариант. Высота ее доспехов была уменьшена, чтобы уменьшить избыточный вес ее сводных сестер. Другие изменения были внесены во время строительства, но они произошли на ранних этапах процесса и не задержали серьезно ее завершение после контрактной даты 13 сентября 1893 года. Эти изменения включали меньшие по размеру крепления для ее главных орудий, которые устранили необходимость спонсоны, необходимые ее сестрам для передних барбетов, замена старых орудий 30-го калибра на пушки 35-го калибра, а стальная броня, импортированная из Schnider et Cie из Франции, заменила составную броню , используемую в ее сводных сестрах. [ 1 ]
«Георгий Победоносец» имел длину 347 футов 6 дюймов (105,9 м) по ватерлинии длину 339 футов 4 дюйма (103,4 м) и общую . Она имела ширину 68 футов 11 дюймов (21,0 м) и осадку 27 футов 11 дюймов (8,5 м). Его водоизмещение под нагрузкой составило 11 032 длинных тонны (11 209 т), что более чем на 700 длинных тонн (710 т) больше, чем ее проектное водоизмещение в 10 280 длинных тонн (10 440 т). [ 2 ]
У нее были две 3-цилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения, приводившие в движение винтовые винты диаметром 16 футов 5 дюймов (5,0 м). Шестнадцать цилиндрических котлов обеспечивали паром двигатели. Двигатели и котлы были импортированы из Maudslay and Sons of the United Kingdom и имели избыточный вес на 114 длинных тонн (116 т). Двигатели имели общую проектную мощность 10 000 лошадиных сил (7 500 кВт), но на испытаниях они выдавали только 9 843 л.с. (7 340 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 16,5 узлов (30,6 км / ч; 19,0 миль в час). При полной загрузке он перевозил 900 длинных тонн (910 т) угля, что обеспечивало ему запас хода в 2800 морских миль (5200 км; 3200 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) и 1367 морских миль ( 2532 км; 1573 миль) при скорости 14,5 узлов (26,9 км/ч; 16,7 миль в час). [ 3 ]
Ее основное вооружение состояло из трех пар 12-дюймовых (305-мм) обуховских орудий 35-го калибра образца 1886 года, установленных в двух спаренных барбетовых установках, расположенных рядом в носовой части и одной в кормовой части надстройки. Они имели максимальную высоту 15 ° и могли опускаться до -2 °. Каждая из передних опор могла поворачиваться на 30° по носу и на 35° позади балки, то есть всего на 155°. Заднее крепление могло поворачиваться на 202 °. Их скорострельность составляла один выстрел каждые четыре минуты пятьдесят секунд, включая время тренировки. [ 4 ] Они выпустили снаряд массой 731,3 фунта (331,7 кг) с начальной скоростью 2090 футов/с (640 м/с) на дальность 11 600 ярдов (10 600 м) на максимальной высоте. У них также был «тяжелый» снаряд весом 1003 фунта (455 кг), который стрелял со скоростью 2000 футов/с (610 м/с), хотя дальность неизвестна. [ 5 ]
Семь 6-дюймовых (152-мм) орудий 35-го калибра устанавливались на бортовых шкворневых установках в амбразурах корпуса, за исключением одного орудия, установленного в корме корпуса. Восемь 47-миллиметровых (1,9 дюйма) одноствольных орудий Гочкиса были установлены на батарейной палубе для защиты корабля от торпедных катеров . устанавливались десять 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий Гочкиса В боевом верху . Он нес семь надводных 14-дюймовых (356-мм) торпедных аппаратов , по три аппарата на каждом борте и один аппарат в корме. [ 6 ]
В отличие от сводных сестер, доспехи Георгия Победоносца были стальными. Поясная броня имела максимальную толщину 16 дюймов (410 мм), которая уменьшалась с шагом 2 дюйма (51 мм) до 6 дюймов (150 мм) вперед и до 8 дюймов (200 мм) назад. Его высота была уменьшена на 1 фут (0,30 м) по сравнению с другими кораблями этого класса до 7 футов (2,1 м) для уменьшения веса. Однако в результате ее пояс оставался выше ватерлинии груза всего на шесть дюймов, поскольку у нее все еще был избыточный вес, что на 7 дюймов (180 мм) меньше, чем у ее сводных сестер. Броня палубы составляла 2,25 дюйма (57 мм) за пределами цитадели и уменьшалась до 1,5 дюйма (38 мм) над ней. [ 7 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Георгий Победоносец был назван в честь святого Георгия Победоносца. Построен Русским пароходоходным предприятием (РПИТ) в Севастополе . Он был заложен 5 мая 1891 года, спущен на воду 9 марта 1892 года и завершен в 1893 году, хотя испытания продолжались до середины 1895 года. [ 8 ] Свою карьеру она провела на Черноморском флоте . Она начала свои испытания в сентябре 1893 года, но они завершились только в середине 1895 года. [ 9 ]
В 1905 году Георгий Победоносец ненадолго присоединился к Потемкинскому мятежу. 29 июня 1905 года корабль был одним из восьми судов (три линейных корабля, крейсер и четыре миноносца), отправленных на захват « Потемкина» в Одессе . На следующий день флот подошел к Потемкину , затем внезапно отступил. Затем она последовала за ними, намеренно подстрекая офицеров приказать матросам стрелять по своим товарищам. Экипаж «Георгия Победоносца» отказался: «Стрелять не будем! Орудия не возьмем! Мы отказываемся вступать в бой с «Потемкиным». [ 10 ] Ее моряки приветствовали храбрость моряков-мятежников. Дорофей Кошуба, член революционной матросской организации «Централка» , ворвался в оружейный склад, приказал капитану Илье Гузевичу остановить корабль, оттолкнув его, когда тот отказался. [ 11 ] Корабль остановился, Гузевич умолял матросов идти в Севастополь , даже предлагая пропустить 70 революционеров на «Потемкин» . Афанасий Матушенко , руководитель команды «Потемкина » , прибыл с несколькими революционерами, которые произнесли речь, вдохновившую матросов арестовать офицеров. Этого оказалось достаточно, чтобы его заместитель лейтенант Григорков покончил жизнь самоубийством. [ 12 ] Кроме того, припадок был бескровным. Матросы избрали комиссию (Кошуба и еще девять человек), заперли офицеров в каюте и сорвали с них погоны . Офицеров высадили на берег в Одессе. Решено было старшин на следующий день высадить на берег и старший боцман А. О. Кузьменко. . Капитаном стал [ нужна ссылка ]
Однако на следующий день лояльные члены экипажа восстановили контроль над кораблем, посадили его на мель и сдались властям. [ 13 ] В августе 1905 года судили 75 мятежников. Кошуба и еще двое были казнены, а 19 моряков получили 185 лет каторжных работ. [ 14 ]
В 1907 году Морской генеральный штаб выступил с предложением о радикальной реконструкции, аналогичном предложениям по реконструкции Чесмы и Синопа, высказанным перед русско-японской войной , предполагавшим сокращение корабля на одну палубу и замену вооружения двумя двухорудийными башнями. оснащен 12-дюймовыми пушками 40 калибра и замененной комбинированной броней на крупповскую . Это новое предложение отличалось от старого тем, что восемь 120-миллиметровых (4,7 дюйма) орудий заменили первоначально запланированные десять шестидюймовых орудий. Это предложение было отклонено, поскольку ему все равно не хватало скорости, чтобы оставаться с основным флотом, и защиты корпуса, необходимой для противостояния огню осколочно-фугасными снарядами. [ 15 ]
В 1908 году он стал учебным кораблем, и его 6-дюймовые орудия 35-го калибра были заменены современными 6-дюймовыми орудиями 45-го калибра. В 1911 году его переоборудовали в портовый сторожевой корабль, с него сняли 12-дюймовые орудия. Было добавлено еще шесть шестидюймовых орудий, всего их стало четырнадцать. [ 16 ] [ 17 ] Он произвел три выстрела, каждый раз промахиваясь, по немецкому линейному крейсеру «Гебен» во время бомбардировки Севастополя 29 октября 1914 года, но большую часть Первой мировой войны провел в качестве статического штабного корабля в Севастополе. После русской революции в декабре 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. [ 18 ] Он был захвачен немцами в 1918 году в Севастополе и передан союзникам в декабре 1918 года. Британцы вывели из строя ее двигатели 25 апреля 1919 года. Он был захвачен обеими сторонами во время Гражданской войны в России , но в конечном итоге стал частью флота Врангеля. и был отбуксирован в Бизерту в 1920 году. В период с 1930 по 1936 год он был продан на слом. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, с. 61
- ^ Маклафлин, с. 60
- ^ Маклафлин, стр. 60, 63–64.
- ^ Маклафлин, стр. 61, 63.
- ^ "Русский 12"/35 (30,5 см) Образец 1886 года . 11 сентября 2006 г. Дата обращения 5 января 2010 г.
- ^ Маклафлин, стр. 27, 63.
- ^ Маклафлин, с. 63
- ^ Маклафлин, стр. 60, 64.
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин, с. 64
- ^ Баскомб, с. 180
- ^ Баскомб, с. 185
- ^ Баскомб, с. 188
- ^ Зеброски, Роберт (2003). Белл, Кристофер М.; Брюс А. Эллеман (ред.). Броненосец «Потемкин» и его недовольства, 1905 год . Военно-морские мятежи двадцатого века: международная перспектива. Лондон: Фрэнк Касс. п. 21 . ISBN 0-7146-5460-4 .
- ^ Баскомб, с. 281
- ^ Маклафлин, с. 287
- ^ Маклафлин, с. 292
- ^ Конвея, с. 178
- ^ 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота http://flot.sevastopol.info/ship/brone/georgiy_pobedonosetc.htm
Библиография
[ редактировать ]- Баскомб, Нил (2007). Красный мятеж: Одиннадцать роковых дней на броненосце «Потемкин» . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-618-59206-7 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- история кораблей Черноморского флота (на русском языке)
- краткая история с фотографиями на Navsource.narod.ru (на русском языке)