Русский линкор Ростислав
45 ° 25'01 ″ с.ш. 36 ° 37'43 ″ в.д. / 45,41694 ° с.ш. 36,62861 ° в.д.
![]() Ростислав между 1907 и 1916 годами.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Петропавловский класс |
Преемник | Пересвет класс |
Построен | 1894–1900 |
В эксплуатации | 1900–1920 |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Rostislav ( Russian : Ростислав ) |
Тезка | Ростислав I Киевский |
Оператор | Императорский Российский Флот |
Строитель | Nikolayev Admiralty Shipyard |
Заложен |
|
Запущен | 2 сентября 1896 г. |
Крещенный | 20 мая 1894 г. |
Завершенный | Март 1900 г. |
Судьба | Затоплен в ноябре 1920 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Линкор до дредноута |
Смещение |
|
Длина | 351 футов 10 дюймов (107,2 м) |
Луч | 68 футов (20,7 м) |
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Диапазон | 4100 морских миль (7600 км; 4700 миль) при скорости 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час) |
Дополнить | 633 (1900), 831–852 (Первая мировая война) [ 1 ] |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Ростислав» — додредноутный линкор, построенный на Николаевском Адмиралтейском заводе в 1890-х годах для Черноморского флота Императорского российского флота . Он задумывался как небольшой недорогой корабль береговой обороны , но ВМФ отказался от этой концепции в пользу компактного морского линкора водоизмещением 8880 длинных тонн (9022 т ). Неправильное проектирование и строительство увеличили его фактическое водоизмещение более чем на 1600 длинных тонн (1626 т). «Ростислав» стал первым в мире крупным кораблем , работающим на мазуте , а не на угле. [ 2 ] Ее боеспособность была снижена из-за использования 10-дюймовых (254-мм) основных орудий вместо де-факто российского стандарта 12 дюймов (305 мм).
Ее корпус был спущен на воду в сентябре 1896 года, но непоставка главных орудий корабля задержала ее первый рейс до 1899 года, а завершение - до 1900 года. В мае 1899 года «Ростислав» стал первым кораблем Императорского флота, которым командовал член Дома . Романова , капитан Александр Михайлович . С 1903 по 1912 год корабль был флагманом командующего Черноморским флотом. Во время русской революции 1905 года ее экипаж был на грани мятежа, но в конечном итоге остался верен режиму и активно подавлял мятеж крейсера «Очаков» .
«Ростислав» активно участвовал в Первой мировой войне до развала Черноморского флота в начале 1918 года. Он был первым русским кораблем, который вел огонь по объектам противника на суше во время Первой мировой войны, первым пострадал от немецкого авиаудара , и первым уничтожил подводную лодку, пусть и российскую . В апреле 1918 года бегущие большевики оставили Ростислава в Севастополе . Год спустя британские оккупационные силы вывели из строя ее двигатели. Белые затопили использовали корабль как буксируемую плавбатарею , а затем его в Керченском проливе в ноябре 1920 года .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Похожий по размеру на более ранние корабли береговой обороны, но пригодный для действий в Черном море, «Ростислав» был задуман в 1892 году как дешевая и компактная платформа для 12-дюймовых орудий. Адмирал Николай Чихачев , начальник Военно-морского министерства, предполагал создать эскадру таких кораблей водоизмещением от 4000 до 5000 длинных тонн (от 4064 до 5080 т) каждый, что соответствовало бы его общему желаемому водоизмещению в 24000 длинных тонн (24400 т). . Главный конструктор Николаевского судостроительного завода Сергей Ратник, [ Примечание 3 ] оценил запрос предложений Чихачева и вообще высказался против этой идеи. Военно-морской технический комитет (NTC) согласился: любое значимое сочетание огневой мощи, брони, скорости и устойчивости требует не менее 6000 длинных тонн (6096 т). В ПНС отклонили совет Ратника построить улучшенную копию линкора «Сиссой Великий» водоизмещением 8880 длинных тонн (9022 т), но не представили определенной альтернативы. В ПНС отказались обсуждать тактические вопросы, предоставив выбор вооружения Чихачеву. [ 3 ]
Чихачев поручил Андрею Торопову с Николаевского судостроительного завода разработать два предложения: одно с 10-дюймовыми, другое с 12-дюймовыми пушками. [ 4 ] Торопов подсчитал, что корабль должен был иметь водоизмещение не менее 8880 тонн. Чихачев признал этот факт и представил НПС два варианта. Сам адмирал и действующие командующие флотом проголосовали за 12-дюймовый калибр, который уже стал мировым стандартом для линкоров, однако ПНС категорически не советовал этого делать. [ 4 ] ВМФ Руководство провело апрель и май 1893 года в длительных дебатах. Они согласились увеличить водоизмещение до 8880 тонн и склонялись к принятию 12-дюймовых орудий, когда генерал-адмирал великий князь Алексей решил спор в пользу меньшего калибра. [ 5 ]
«Ростислав» имел тот же корпус, что и «Сиссой Великий» , защищенный недавно разработанной броней «Харви» . своих орудий электроэнергию вместо старых гидравлических систем Он также был первым российским линкором, который использовал для тренировки . [ 6 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Ростислав имел длину 345 футов 6 дюймов (105,3 м) по ватерлинии длину 351 фут 10 дюймов (107,2 м) и общую . Она имела ширину 68 футов (20,7 м) и осадку 25 футов 2 дюйма (7,7 м). Его водоизмещение составило 10 520 длинных тонн (10 689 т), что более чем на 1 500 длинных тонн (1524 т) больше, чем ее проектное водоизмещение в 8 880 длинных тонн (9 022 т). [ 7 ] Это увеличение веса увеличило ее осадку примерно на 3 фута (0,9 м), затопив большую часть, если не всю, ее по ватерлинии . бронепояса [ 8 ]
Движение
[ редактировать ]Ростислав имел две вертикальные паровые машины тройного расширения , идентичные машинам Сиссого Великого , общей проектной мощностью 8500 указанной мощности (6300 кВт ). Восемь цилиндрических жаротрубных котлов обеспечивали паром двигатели, каждый из которых приводил в движение один воздушный винт . Половина котлов работала на угле, а другая половина — на жидком топливе. [ 9 ] что сделало «Ростислав» первым крупным кораблем в мире , работающим на мазуте . [ 10 ] Это было сделано для того, чтобы заменить дешевой бакинской нефтью. дорогой импортный уголь [ 11 ] На ходовых испытаниях силовая установка выдавала в общей сложности 8816 л.с. (6574 кВт) и максимальную скорость 15,8 узла (29,3 км/ч; 18,2 миль в час). Он перевозил максимум 820 длинных тонн (830 т) мазута и угля при полной загрузке, что обеспечивало дальность полета 3100 морских миль (5700 км; 3600 миль) на скорости 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час). . [ 9 ]
Вооружение
[ редактировать ]Основное вооружение состояло из двух пар 10-дюймовых (254-мм) орудий 45-го калибра французского типа с центральным шарниром образца 1891 года, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Каждая башня имела сектор обстрела 240°. [ 11 ] Эти орудия имели максимальный угол возвышения +15° и могли опускаться до −5°. Они выпустили снаряд массой 496,5 фунтов (225,2 кг) с начальной скоростью 2273 фута/с (693 м/с). На высоте +6° дальность действия орудий составляла 7320 метров (8010 ярдов). [ 12 ] Pattern 1891 калибра 45 калибра Все восемь 6-дюймовых (152-мм) орудий Canet устанавливались в двухорудийных башнях на главной палубе. Каждая башня располагалась в углу надстройки и имела угол обстрела 110°. [ 11 ] Они стреляли снарядами весом 91,4 фунта (41,46 кг) с начальной скоростью 2600 футов/с (792 м/с). Максимальная дальность стрельбы при стрельбе на высоте +20° составляла 12 602 ярда (11 523 м). [ 13 ]
Вооружение противоторпедного катера состояло из двенадцати 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса . Восемь из них были установлены в надстройке, а местонахождение остальных четырех неясно. [ 11 ] Они выпустили снаряд массой 2,2 фунта (1,00 кг) с начальной скоростью 1400 футов/с (430 м/с). [ 14 ] На корабле также было установлено шестнадцать 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий Гочкиса, восемь из которых находились в боевой топе . Местонахождение остальных восьми неизвестно. [ 11 ] Они выпустили снаряд массой 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 2150 футов/с (660 м/с). [ 15 ]
«Ростислав» нес шесть 15-дюймовых (381-мм) торпедных аппаратов . Носовой и кормовой трубы, а также кормовая пара бортовых труб находились над водой. Передние бортовые трубы находились под водой. На корабле было 50 мин, которые должны были использоваться для защиты стоянки. [ 16 ]
Защита
[ редактировать ]Максимальная толщина Ростислава » « ватерлинии составляла 14,5 дюймов (368 мм), сужаясь до 10 дюймов (254 мм) в районе магазинов . Он занимал 227 футов (69,2 м) длины корабля и имел высоту 7 футов (2,1 м). Хотя точная высота пояса над проектной ватерлинией неизвестна, большая часть его, если не вся, должна была находиться ниже ватерлинии, поскольку осадка корабля была более чем на 3 фута (0,9 м) глубже, чем проектировалось. Пояс заканчивался в носовой части 9-дюймовой (229 мм) поперечной переборкой , а в кормовой части - 5-дюймовой (127 мм) переборкой. Верхний пояс имел толщину 5 дюймов, высоту 7 футов 6 дюймов (2,3 м) и покрывал 160 футов (48,8 м) борта корабля. Борта башен главного калибра имели толщину 10 дюймов и крышу толщиной 2,5 дюйма (64 мм). Борта 6-дюймовой башни имели толщину 6 дюймов, как и борта боевой рубки . Броневая палуба была плоской и располагалась у верхней кромки основного пояса. Его толщина составляла 2 дюйма (51 мм). Ниже ватерлинии, в носовой и кормовой части броневой цитадели , располагались 3-дюймовые (76-мм) палубы. [ 17 ]
Строительство
[ редактировать ]Работы над «Ростиславом» начались 30 января 1894 г. Официально корабль получил крещение 20 мая 1894 г.; По русской традиции официальная церемония закладки была отложена до 19 мая 1895 года. Контракт на мазутные котлы и двигатели был заключен с Балтийским заводом . [ 6 ] Броню прокатила в США компания Bethlehem Steel в рамках ранее заключенного контракта на «Петропавловск линкоры типа » . [ 18 ] Bethlehem Steel столкнулась с пристальным вниманием сенатского комитета по военно-морским делам за то, что взимала с русских необычно низкую «начальную» цену в 250–300 долларов за тонну по сравнению с 600–660 долларами, которые платил ВМС США. [ 19 ] Сенатор Бенджамин Тиллман публично обвинил Вифлеема и Карнеги в сговоре цен и ограблении американских налогоплательщиков. [ Примечание 4 ]
Корпус « Ростислава » был спущен на воду 2 сентября 1896 года. Отсутствие подходящих кранов в Николаеве чрезвычайно затрудняло установку двигателей до такой степени, что флот даже рассматривал возможность буксировки корпуса в Севастополь для достройки. Николаевские инженеры в конце концов решили проблему, и в июле 1897 года корабль был готов к плаванию. «Ростислав» провел ходовые испытания 21 октября 1898 года, все еще не имея главных орудий. Ее силовая установка работала безупречно, но ее масса превышала проектную более чем на 295 длинных тонн (300 т). [ 20 ]
Непоставка новых 10-дюймовых орудий образца 1897 года, изготовленных Обуховским заводом в Санкт-Петербурге для «Ростислав» , «Адмирал Ушаков» типа кораблей береговой обороны «Пересвет» и линкоров типа , задержала постройку корабля на два года. [ 20 ] Одно из этих орудий, предназначавшееся адмиралу Ушакову , взорвалось на полигоне, и вся партия подверглась исчерпывающим испытаниям и, по возможности, ремонту. Орудия с номерами с 16 по 19 прошли испытания и были доставлены в Севастополь в июле и августе 1899 года. На свои первые артиллерийские испытания Ростислава смогла выйти 12 апреля 1900 года. [ 1 ] На второй день стрельб отказали противооткатные механизмы ее передней башни, и еще на базе были обнаружены новые дефекты. Остаток весны Ростислав провел в ремонте артустановки. [ 21 ] но проблема сохранялась, и ВМФ «решил» ее, запретив их использование. [ 22 ] Орудийные установки были перестроены по образцу тех, что использовались на броненосном крейсере «Адмирал Нахимов» в 1901 и 1902 годах, а «Ростислав» успешно выдержал артиллерийские испытания в июне 1902 года. [ 22 ] Электрические органы управления корабельной турелью с 332 контактными парами требовали утомительного обслуживания и оказались слишком сложными для большинства военнослужащих. [ 23 ]
Услуга
[ редактировать ]1 мая 1899 года капитан великий князь Александр Михайлович принял командование « Ростиславом» , став первым Романовым со времен Петра I, командовавшим боевым кораблем. [ 21 ] Другой Романов, великий князь Кирилл , провел несколько месяцев без происшествий на борту «Ростислава» в 1900 году. [ 22 ] Гости, вечеринки и дипломатические визиты Александра в Стамбул регулярно мешали выполнению обязанностей экипажа, но ремонтом и переделкой корабельного оборудования он руководил лично. Верфи и подрядчики рассматривали «Ростислав» как приоритетного заказчика. Александр, основываясь на своем опыте с Сиссой Великим , убедил ПНС усилить руль направления « Ростислава » и руководил установкой резервного поста управления глубоко под боевой рубкой. [ 21 ] В 1903 году Александр был произведён в контр-адмиралы и вернулся на свой корабль командиром эскадры. [ 24 ] Ростислав служил младшим флагманом Черноморского флота до сентября 1912 года. [ 25 ]
Сезон 1900 года выявил серьезные проблемы с Ростислава котлами . Черный дым от горящего масла был более заметен, чем дым от угля. Неравномерное распределение тепла внутри котлов вызвало сильный локальный перегрев, коробление топок и внезапные обратные тяги . В течение трех с половиной месяцев котлы выходили из строя один за другим, начиная с небольших вспомогательных энергоблоков и заканчивая основными котлами. [ 23 ] Нефть, поставляемая контролируемой Ротшильдами компанией «Русский Стандарт Ойл», не была виновата; аналогичные проблемы испытывали и нефтяные корабли Балтийского флота . [ 26 ] Ремонт и переделка электростанции продолжались до 1904 года, когда продолжающиеся отказы котлов вынудили ВМФ отказаться от нефтяного топлива и перевести Ростислав на уголь. в 1904 и 1905 годах [ 27 ] Каждый раунд ремонта и переделок увеличивал вес и без того тяжеловесного корабля, и к 1907 году поясная броня корабля оказалась полностью ниже ватерлинии. [ 28 ]
Группа «Централка», готовившая мятеж Черноморского флота, решила 25 июня 1905 года, что мятеж должен начаться с Потемкина , а не с Ростислава . [ 29 ] 27 июня 1905 года, в день броненосца «Потемкин» мятежа , «Ростислав» шел под флагом вице-адмирала Александра Кригера . [ 27 ] Николай II приказал Кригеру и его начальнику, командующему флотом Григорию Чухнину , уничтожить мятежников силой, но адмиралы воздержались от стрельбы. Они позволили повстанцам бежать в Одессу , а затем в Румынию . Собственный экипаж Кригера был на грани открытого мятежа. [ 28 ] военный совет 2 июля 1905 года состоявшийся на борту «Ростислава» постановил пришвартовать корабли в Одессе, отсоединить двигатели от гребных винтов и позволить солдатам сойти на берег по своему желанию. [ 30 ] Ко времени в Очакове восстания в ноябре 1905 года боевой дух флота улучшился, и Кригер, не колеблясь, выпустил по повстанцам два 10-дюймовых и четырнадцать 6-дюймовых снарядов. [ 28 ]
Учения и жертвы
[ редактировать ]После Цусимской битвы Имперский флот сосредоточился на совершенствовании своих артиллерийских навыков и методов управления огнем. [ 31 ] В 1908 году Алексей Крылов и Евгений Беркалов возглавили Ростислава на беспрецедентную дальнюю артиллерийскую стрельбу: Ростислав за несколько дней выпустил 330 десятидюймовых снарядов на расстояние от 8 до 10 миль (от 13 до 16 км). [ 31 ] Эксперимент доказал, что старые баллистические таблицы, используемые ВМФ, были неточными. Беркалов свел данные учений 1908 года в новые таблицы, принятые на флоте. [ 31 ] Еще одна инициатива Крылова — быстрая борьба с наводнениями — была стандартизирована в 1909 году. [ 25 ]

Перед Первой мировой войной были выдвинуты два плана модернизации корабля. В 1907 году Морской генеральный штаб предложил провести масштабную реконструкцию, направленную на уменьшение его осадки и более высокий подъем бронепояса над водой. Ее надводные торпедные аппараты, торпедные сети , вспомогательные котлы и 47-миллиметровые орудия должны были быть сняты, надстройка срублена, а такелаж сведен к одной мачте. Эти изменения позволили бы сократить ее водоизмещение на 250 длинных тонн (254 т), но план был отклонен из-за нехватки денег. [ 32 ] Однако примерно в это же время ее надводные торпедные аппараты были сняты. [ 33 ] В 1912 году штаб Черноморского флота предложил заменить все ее 47-мм орудия на четыре 75-миллиметровые (3 дюйма) орудия, а также снять вспомогательные котлы и подводные торпедные аппараты, чтобы компенсировать дополнительный вес. В военно-морском генеральном штабе не сочли, что это того стоит, и отклонили этот план. [ 32 ] Хотя эти планы не осуществились, в Ростиславе перед войной были внесены и другие изменения. Дюжина ее 37-мм орудий была снята в 1906 году, а в 1907 и 1908 годах она была оснащена 15-футовыми (4,6 м) дальномерами , вероятно, изготовленными Барром и Страудом . [ 33 ]
В 1909 и 1910 годах «Ростислав» и остальные члены Черноморского флота готовились к совместным действиям с подводными лодками . На нем планировалось установить первую в России систему подводной акустической связи , но монтаж был прерван и вместо него ее аппаратуру установили на линкор «Пантелеймон» (бывший «Потемкин» ). [ 34 ] Во время противолодочных учений в ночь на 11 июня 1909 года «Ростислав» случайно протаранил и потопил подводную лодку «Камбала» . Погибли двадцать жителей Камбалы и двое водолазов-спасателей. [ 35 ] [ 36 ] В аварию возложили ответственность за неосторожное маневрирование подводной лодки, а с капитана «Ростислава » были сняты все обвинения в халатности или правонарушениях. [ 37 ]
Дипломатические инциденты
[ редактировать ]Перед началом Первой мировой войны Ростислав был замешан в двух незначительных международных инцидентах. 11 августа 1911 года «Евстафий» и «Пантелеймон» два линкора Черноморского флота, находившиеся с государственным визитом в Румынии, сели на мель недалеко от порта Констанца . Офицеры « Ростислава » заметили опасность и увели судно в безопасное место, но не предупредили другие корабли. Последовавший за этим международный конфуз привел к отставке командующего флотом адмирала Ивана Бострема . [ 25 ] Во время Первой Балканской войны Ростислав отплыл в Мраморное море, чтобы защитить российское посольство в Стамбуле от толпы. [ Примечание 5 ] Ростислав случайно выпустил боевой снаряд в турецкую оборону. Во время инцидента никто не пострадал, а капитан разрядил ситуацию, принеся личные извинения правительству Османской империи. [ 38 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]«Ростислав» провел на переоборудовании, а в апреле 1914 года он вернулся в действующий флот с недавно отремонтированной техникой, новыми дальномерами и новыми прицелами. Зиму 1913–1914 годов [ 39 ] На испытаниях после ремонта корабль развил скорость 15,37 узла (28,47 км/ч; 17,69 миль в час). [ 33 ]
4 ноября 1914 года Черноморский флот вышел на первую боевую операцию войны: бомбардировку Зонгулдака . Операция была задумана как ответный удар на турецко-германское нападение на Севастополь . «Ростислав » под командованием Казимежа Порембского был «назначенной канонерской лодкой », в то время как другие русские линкоры образовывали вокруг нее защитный экран. 6 ноября она выпустила 251 снаряд по порту Зонгулдак, превратив его в руины. [ 40 ] 18 ноября корабль столкнулся с Гебеном во время боя у мыса Сарыч , но немецкий корабль прервал контакт прежде, чем «Ростислав» , шедший за русским строем, даже заметил его. [ 41 ] У Ростислава были и другие встречи с Гебен в 1915 и 1916 годах, но он не вступал с ней напрямую. [ Примечание 6 ] В 1915 году корабль получил четыре 75-мм зенитных орудия. [ 42 ]
После ввода в строй «Императрица Мария» дредноутов типа старые линкоры были разделены на самостоятельные боевые группы. «Ростислав» стал флагманом Батумской группы, которой было поручено поддерживать наземные операции Кавказской армии . [ 43 ] Их первое совместное действие началось 5 февраля 1916 года под Архави . [ 44 ] Только за первый день корабль выпустил по туркам 400 снарядов. [ 43 ] 4 марта «Ростислав» и канонерские лодки «Кубанец» и «Донец» поддержали высадку десанта в Атине . [ 44 ] Через три дня она поддержала высадку морской пехоты, завершившуюся взятием Ризе . В конце марта Ростислав и Пантелеймон вынудили турок покинуть Трабзон . [ 43 ]
Летом 1916 года военно-морской флот всерьез рассматривал возможность полномасштабного десанта на Босфор . [ 45 ] Командующий флотом Андрей Эберхардт предвидел высокий риск поражения морских мин и торпед в прибрежных водах и предложил оснастить все додредноутные линкоры противоторпедными выступами . Синоп установила свои выпуклости в Николаеве в июле 1916 года, следующим на очереди был Ростислав , но в августе работы отменили. [ 46 ] и он был переведен на румынское побережье в качестве флагмана группы Констанца. Констанца временно стала важным логистическим центром для российских войск, направлявшихся на Румынский фронт, а также базой минных заградителей, подводных лодок и эсминцев, преследующих противника в районе Босфора. Немцы ответили воздушными налетами; их первый воздушный успех против российской военно-морской цели был одержан над Ростиславом . Бомба попала в край кормовой 10-дюймовой башни и ранила шестнадцать моряков. Сама башня оставалась полностью боеспособной. Крах Румынского фронта в октябре 1916 года вынудил флот эвакуировать Констанцу. Ростислав вернулся в Севастополь на столь необходимый ремонт. [ 47 ]
Революция
[ редактировать ]Февральская революция 1917 года не так быстро деморализовала Черноморский флот, как Балтийский. Капитан Федор Старк, бывший командир эсминца, до конца года поддерживал «Ростислав» в боеспособном состоянии. [ 48 ] В свой последний рейс в Батуми линкор отправился в сентябре и октябре. Старку удалось сдержать радикальную политику, антигерманские настроения и украинизацию экипажа, но, тем не менее, поднял флаг Украины . по возвращении в Севастополь 25 октября он [ 49 ] [ Примечание 1 ] С этого момента дезертирство и «добровольчество» в ряды Красной гвардии усилились, и к 21 декабря экипаж сократился до 460 рядовых и 28 офицеров. [ 50 ] В январе 1918 года флот полностью распался: офицеры бежали от разъяренных рядовых, затем рядовые бросили корабли и бежали от наступающей немецкой армии. 29 апреля 1918 года большевикам удалось вывести из Севастополя в Новороссийск два линкора и шестнадцать эсминцев , но «Ростислав» и остальной флот остались в Севастополе. [ 51 ]
Немецкая оккупация Крыма с мая по ноябрь 1918 года не затронула брошенный корабль. Пришедшие на смену немцам англо-французские войска оставались в Севастополе до апреля 1919 года. [ 52 ] Перед отходом 25 апреля британцы вывели из строя двигатели «Ростислава » , чтобы корабль не мог быть полезен наступающим Советам. Белые войска барона Врангеля использовали выведенный из строя корабль в качестве плавбатареи в Азовском море . [ 53 ] Корабль, укомплектованный разношерстным добровольческим экипажем, находился на мелководье Керченского пролива , чтобы преследовать красных на Тамани и не допускать высадки десанта в Крыму. [ 54 ] После разгрома сухопутных войск Врангеля экипаж затопил «Ростислав» в Керченском проливе, чтобы не допустить прорыва красных войск к Чёрному морю. [ 54 ]
Когда «Ростислав» затонул на мелководье, ее надстройка осталась над водой. В 1930 году ЭПРОН (советское спасательное подразделение) поднял корабельные орудия и частично разобрал корпус. По словам дайвера Александра Ёлкина, остатки корпуса до сих пор лежат в проливе, примерно в 1200 метрах (1300 ярдов) от украинского побережья и постепенно погружаются в ил . [ 55 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю . Россия все еще использовала юлианский календарь, и даты в этом календаре в то время были на 13 дней раньше.
- ^ Заменены в 1915 г. на 75-мм и 37-мм пушки – Мельников, с. 11.
- ↑ В самом начале 1893 года Ратник переехал из Николаева в Санкт-Петербург и стал директором частного Балтийского судостроительного завода . – Мельников, с. 4
- ^ По словам сенатора Бенджамина Тиллмана , Carnegie Works и Bethlehem Steel сформировали траст с намерением ограбить правительство США по контрактам на военно-морскую бронетехнику. Закон обязывал ВМС США закупать сталь только американского производства, тем самым лишая других военно-морских сил конкурентного выбора. В результате ВМС США платили 660 долларов за тонну, тогда как иностранные правительства платили всего 300 долларов. – «Служение двум господам: военно-морские офицеры, работающие у производителей бронетехники» . «Нью-Йорк Таймс» , 28 апреля 1896 г.
- ^ Международный «наблюдательный флот» включал 21 корабль, в том числе «Ростислав» , «Гебен» и «Леон Гамбетта» . – Мельников, с. 29.
- ↑ Адмирал Андрей Эберхардт намеренно вывел корабль из строя, чтобы защитить старый корабль от значительно превосходящего противника. Он рассудил, что кораблю с 10-дюймовыми орудиями не место в бою 12-дюймовых орудий (что уже было доказано гибелью СМС Блюхера в сражении при Доггер-банке в 1915 году). – Мельников, стр. 35–36.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Мельников, с. 11.
- ^ Уиллмотт, с. 57.
- ^ Мельников, с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Мельников, с.5.
- ^ Мельников, с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Мельников, с. 9.
- ^ Маклафлин, с. 93.
- ^ Маклафлин, с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин, стр. 93, 97.
- ^ Сильверстоун, с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маклафлин, с. 95.
- ^ Фридман, стр. 256–257.
- ^ Фридман, стр. 260–261.
- ^ Смигельский, стр. 160.
- ^ Фридман, с. 120.
- ^ Маклафлин, стр. 95–96.
- ^ Маклафлин, стр. 96–97.
- ^ «Россия покупает здесь броню: новый линкор «Ростислав»» . «Нью-Йорк Таймс» , 26 ноября 1895 г.
- ^ «Цены на бронеплиты» , The New York Times , 30 июля 1897 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мельников, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с Мельников, с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Мельников, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Мельников, с. 14.
- ^ Мельников, о. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Мельников, стр. 28.
- ^ Мельников, с. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б Мельников, с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Мельников, с. 22.
- ^ Баскомб, с. 34.
- ^ "Черноморский флот будет расформирован" . «Нью-Йорк Таймс» , 3 июля 1905 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Мельников, с. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин, с. 288.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклафлин, с. 294.
- ^ Годин и Палмер, с. 33.
- ^ «Подводная лодка затонула. Надеюсь спасти экипаж» . «Нью-Йорк Таймс» , 13 июня 1909 года.
- ^ "Экипажу подводной лодки прошла помощь" . «Нью-Йорк Таймс» , 14 июня 1909 года.
- ^ Мельников, о. 26.
- ^ Мельников, с. 29–30.
- ^ Мельников, о. 31.
- ^ Мельников, о. 32.
- ^ Мельников, о. 34.
- ^ Маклафлин, с. 310.
- ^ Перейти обратно: а б с Мельников, с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Уиллмотт, с. 305.
- ^ Мельников, о. 39.
- ^ Мельников, о. 40.
- ^ Мельников, о. 38.
- ^ Мельников, о. 41.
- ^ Мельников, с. 41–42.
- ^ Мельников, с.
- ^ Мельников, о. 44.
- ^ Мельников, о. 46.
- ^ Маклафлин, с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Мельников, с. 47.
- ^ Yolkin, A. (2009, in Russian). Kladbische korablei (Кладбище кораблей) Archived 2010-04-19 at the Wayback Machine . www.wreck.ru. Retrieved 30 June 2010.
Библиография
[ редактировать ]
- Баскомб, Нил (2007). Красный мятеж: Одиннадцать роковых дней на броненосце «Потемкин» . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-618-59206-7 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Годин, Олег А. и Палмер, Дэвид Р. (2008). История подводной акустики России . Сингапур: World Scientific. ISBN 978-981-256-825-0 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Melnikov, R. M. (2006). Эскадренный броненосец "Ростислав" (1893–1920) [ Squadron Battleship Rostislav ] (in Russian). Saint Petersburg: M. A. Leonov. ISBN 5-902236-34-7 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Смигельски, Адам (1979). «Императорский крейсер Российского Военно-Морского Флота Варяг ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль III . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-204-8 .
- Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи: от Порт-Артура до Чанака, 1894–1922 гг . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35214-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Широкорад А.Б. (1997, на русском языке). Корабельная артиллерия русского флота 1867–1922 гг. (Корабельная артиллерия Российского флота. 1867–1922). Морская коллекция , вып. 2 (14), 1997, с. 1–42.