Jump to content

СМС Фридрих Великий (1911)

СМС Фридрих Великий
СМС Фридрих Великий в движении
История
Германская империя
Имя Фридрих Великий
Тезка Король Фридрих II Прусский
Строитель AG Vulcan , Гамбург
Заложен 26 января 1910 г.
Запущен 10 июня 1911 г.
Введен в эксплуатацию 15 октября 1912 г.
Судьба Затоплен в Гаттер-Саунд , Скапа-Флоу, 21 июня 1919 года.
Примечания Поднят и разобран на слом 1936–1937 гг.
Общие характеристики
Класс и тип Кайзер класса Линкор
Смещение
Длина 172,40 м (565 футов 7 дюймов)
Луч 29 м (95 футов 2 дюйма)
Черновик 9,10 м (29 футов 10 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 22,4 узла (41,5 км/ч; 25,8 миль в час)
Диапазон 7900 миль (14600 км; 9100 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
Экипаж
  • 41 офицер
  • 1043 зачислено
Вооружение
Броня

СМС Фридрих Великий [ а ] был вторым судном «Кайзер» класса линкоров -дредноутов Германского императорского флота . Фридрих Гроссе дер [ б ] киль был заложен 26 января 1910 года на верфи AG Vulcan в Гамбурге , корпус спущен на воду 10 июня 1911 года, вошёл в состав флота 15 октября 1912 года. Корабль был оснащён десятью 30,5-сантиметровыми (12-дюймовыми) орудиями. в пяти спаренных башнях и имел максимальную скорость 23,4 узла (43,3 км/ч; 26,9 миль в час). Фридрих дер Гроссе был приписан к III боевой эскадре Флота открытого моря на протяжении большей части Первой мировой войны и служил флагманом флота с момента ее ввода в строй до 1917 года.

Вместе со своими четырьмя родственными кораблями «Кайзер» , « Кайзерин» , «Кёниг Альберт » и «Принцрегент Луитпольд » «Фридрих дер Гроссе» участвовал во всех основных операциях флота Первой мировой войны, включая Ютландскую битву 31 мая – 1 июня 1916 года. На немецкой линии «Фридрих дер Гроссе» не был так активно задействован, как ведущие немецкие корабли, такие как линкоры «Кёниг» и «Кёниг». Grosser Kurfürst и линейные крейсеры I разведывательной группы Friedrich der Grosse вышли из боя совершенно невредимыми. В 1917 году новый линкор «Баден» заменил «Фридриха дер Гроссе» на посту флагмана флота.

После поражения Германии в войне и подписания перемирия в ноябре 1918 года «Фридрих дер Гроссе» и большинство крупных кораблей Флота открытого моря были интернированы британским Королевским флотом в Скапа-Флоу . Корабли были разоружены и сокращены до минимального состава экипажей, пока союзные державы обсуждали окончательную версию Версальского договора . 21 июня 1919 года, за несколько дней до подписания договора, командующий интернированным флотом контр-адмирал Людвиг фон Рейтер , приказал затопить флот чтобы гарантировать, что британцы не смогут захватить корабли. Фридрих дер Гроссе был поднят в 1936 году и разобран на металлолом. Ее колокол был возвращен в Германию в 1965 году и сейчас находится в штабе флота в Глюксбурге .

Немецкая программа строительства 1909 года включала два последних «Гельголанд» линкора класса , а также два дополнительных дредноута , которые должны были быть построены по новой конструкции. Основным изменением должен был стать переход на паровые турбины в пользу паровых двигателей тройного расширения, использовавшихся на более ранних судах. Экономия места за счет турбин позволила более эффективно сверхмощного типа разместить главную батарею по той же модели, что и Мольтке линейные крейсеры типа . Компоновка брони новых кораблей была значительно улучшена по сравнению с более ранними конструкциями; Класс «Кайзер» также намного превосходил по защитным характеристикам свои британские аналоги « Король Георг V» и «Железный герцог» классов , хотя и заметно уступал по огневой мощи. [ 1 ]

Большой военный корабль с пятью орудийными башнями, двумя высокими мачтами, двумя трубами и мощной броневой защитой.
План и профиль Кайзер класса

Фридрих дер Гроссе имел общую длину 172,40 м (565 футов 7 дюймов) и водоизмещение максимум 27 000 метрических тонн (26 570 длинных тонн ) при полной нагрузке . Корабль имел ширину 29 м (95 футов 2 дюйма) и осадку 9,10 м (29 футов 10 дюймов) вперед и 8,80 м (28 футов 10 дюймов) на корму. Он был оснащен тремя комплектами турбин AEG Curtis , снабжаемыми паром от шестнадцати угольных водотрубных котлов . На испытаниях силовая установка развивала максимальную скорость 22,4 узла (41,5 км/ч; 25,8 миль в час). Он перевозил 3600 метрических тонн (3500 длинных тонн) угля, что обеспечивало максимальную дальность полета 7900 морских миль (14600 км; 9100 миль) при крейсерской скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). [ 2 ]

Корабль был вооружен главной батареей из десяти орудий 30,5 cm SK L/50 в пяти спаренных башнях. [ 2 ] [ с ] Он избавился от неэффективного шестиугольного расположения башен предыдущих немецких линкоров; вместо этого три из пяти башен были установлены по центральной линии , причем две из них располагались суперстрелковой парой в кормовой части. Две другие башни были расположены эшелоном в центре корабля, так что обе могли вести огонь бортовым залпом . [ 4 ] Корабль также был вооружен вторичной батареей из четырнадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45 в казематах на миделе корабля. Для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров он нес в казематах восемь 8,8-см (3,5 дюйма) орудий SK L/45 . Корабль также был вооружен четырьмя зенитными орудиями калибра 8,8 cm L/45. Ее вооружение дополнялось пятью торпедными аппаратами корабля диаметром 50 см (19,7 дюйма), смонтированными в корпусе ; один находился в носовой части, а четыре других - на борте. [ 2 ]

Ее основной броневой пояс имел толщину 350 мм (13,8 дюйма) в центральной цитадели и состоял из крупповской цементированной брони (KCA). Орудийные башни ГК были защищены 300-мм (11,8 дюйма) KCA по бокам и граням. дер Гроссе была Фридриха Боевая рубка сильно бронирована, ее борта составляли 400 мм (15,7 дюйма). Как и другие четыре корабля этого класса, «Фридрих дер Гроссе» имел противоторпедные сети до Ютландского сражения в 1916 году. [ 2 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Заказан под названием Ersatz Heimdall в качестве замены устаревшего корабля береговой обороны Heimdall . [ 5 ] [ д ] Friedrich der Grosse был заложен на верфи AG Vulcan в Гамбурге 26 января 1910 года. [ 6 ] Он был спущен на воду 10 июня 1911 года, после чего компания AG Vulcan провела заводские испытания. [ 7 ] На церемонии открытия принцесса Александра Виктория совершила крещение, а фельдмаршал Кольмар фрейгер фон дер Гольц произнес речь. [ 8 ] Затем он был переведен в Вильгельмсхафен и принят в состав флота 15 октября 1912 года. За этим последовали учения в Балтийском море ; Затем Фридрих дер Гроссе отправился в Киль для окончательной отделки . 22 января 1913 года корабль был наконец готов к активной службе. [ 7 ]

После ввода в эксплуатацию в январе 1913 года «Фридрих дер Гросс» провел ходовые испытания флота . стать флагманом , прежде чем 2 марта [ 7 ] заменив Германию . [ 9 ] В феврале 1913 года корабль участвовал в первом раунде маневров флота, которые проводились в Каттегате и Северном море. В следующем месяце состоялся еще один раунд учений, с 12 по 14 марта. В апреле корабль вошел в док для периодического технического обслуживания и к концу месяца был готов к артиллерийским учениям. С 5 по 27 мая в Северном море прошли масштабные маневры флота. Фридрих дер Гроссе , новейший линкор ВМФ, был отправлен в Киль на Кильскую неделю в июне. [ 7 ] Там ее посетил итальянский король Виктор Эммануил III и его жена Елена . [ 8 ] В середине июля флот совершил ежегодный летний круиз в Норвегию, который продлился до середины августа. Во время круиза Фридрих дер Гроссе посетил Балхольмен , Норвегия. Осенние маневры последовали после возвращения флота; они длились с 31 августа по 9 сентября. В октябре и ноябре проводились учения подразделений и тренировки отдельных кораблей. [ 7 ]

В начале 1914 года Фридрих дер Гроссе участвовал в дополнительной подготовке кораблей и частей. Ежегодные весенние маневры прошли в Северном море в конце марта. Дальнейшие учения флота последовали в апреле и мае в Балтийском и Северном морях. В том же году корабль снова отправился на Кильскую неделю. Несмотря на рост международной напряженности после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня, Флот открытого моря начал свой летний круиз в Норвегию 13 июля. Во время последнего похода Имперского флота в мирное время флот провел учения у Скагена , а затем 25 июля направился к норвежским фьордам. На следующий день флот начал возвращаться в Германию в результате ультиматума Австро- Венгрии Сербии . 27-го числа весь флот собрался у мыса Скуденес перед возвращением в порт, где оставался в повышенной готовности. [ 7 ] На следующий день разразилась война между Австро-Венгрией и Сербией, и в течение недели к конфликту присоединились все основные европейские державы. [ 10 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Флот открытого моря, включая Фридриха дер Гроссе , провел ряд зачисток и наступлений в Северное море. Первое произошло 2–3 ноября 1914 г., хотя никаких британских войск обнаружено не было. Адмирал Фридрих фон Ингеноль , командующий Флотом открытого моря, принял стратегию, согласно которой линейные крейсеры -адмирала Франца фон Хиппера контр I разведывательной группы совершали набеги на британские прибрежные города, чтобы выманить части Великого флота , где они могли быть уничтожены Флот открытого моря. [ 11 ] Рейд на Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря 1914 г. был первой такой операцией. [ 12 ] Вечером 15 декабря немецкий боевой флот, состоящий примерно из двенадцати дредноутов, включая Фридриха дер Гроссе и ее четырех сестер , и восьми дредноутов подошел к изолированной эскадре из шести британских линкоров на расстояние 10 морских миль (19 км; 12 миль). . Стычки между экранами эсминцев- соперников в темноте убедили Ингеноля, что он столкнулся со всем Великим Флотом. По приказу кайзера Вильгельма II , чтобы избежать излишнего риска для флота, Ингеноль разорвал бой и повернул боевой флот обратно в сторону Германии. [ 13 ]

Фридрих Великий где-то до 1917 года.

После потери СМС Блюхера в битве при Доггер-банке в январе 1915 года кайзер 2 февраля отстранил Ингеноля от своего поста. Адмирал Гуго фон Поль сменил его на посту командующего флотом. [ 14 ] В 1915 году Поль провел серию наступлений флота, в которых Фридрих дер Гросс принял участие ; в первом, 29–30 марта, флот вышел к северу от Терсхеллинга и вернулся без происшествий. Другой последовал 17–18 апреля, когда Фридрих дер Гроссе и остальная часть флота прикрывали минную операцию II разведывательной группы . Три дня спустя, 21–22 апреля, Флот открытого моря продвинулся к Доггер-банке , но снова не встретил никаких британских войск. [ 15 ]

2-я разведывательная группа провела еще одну операцию по постановке мин 17–18 мая, и Фридрих дер Гроссе и остальная часть флота выступили на поддержку. Менее чем через две недели, 29–30 мая, флот попытался провести зачистку в Северном море, но ненастная погода вынудила Поля отменить операцию примерно в 50 морских милях (93 км; 58 миль) от Схирмонникога . Флот оставался в порту до 10 августа, когда отправился в Гельголанд, чтобы прикрыть возвращение вспомогательного крейсера « Мёве» . Через месяц, 11–12 сентября, флот прикрывал очередную минную операцию у банки Сварте . Последняя операция года, проведенная 23–24 октября, представляла собой безрезультатное продвижение в направлении рифа Хорнс . [ 15 ]

11 января 1916 года адмирал Рейнхард Шеер заменил Поля, страдавшего от рака печени. [ 16 ] Через неделю, 18 числа, Шеер поднял свой флаг на борту «Фридриха дер Гроссе» . [ 15 ] Шеер предложил более агрессивную политику, призванную вызвать конфронтацию с Великим британским флотом; он получил одобрение кайзера в феврале. [ 17 ] Первая операция Шира была проведена в следующем месяце, 5–7 марта, с беспрецедентным зачисткой Хофдена . [ 18 ] 25–26 марта Шеер попытался атаковать британские войска, совершившие набег на Тондерн , но не смог их обнаружить. Еще одно продвижение к рифу Хорнс последовало 21–22 апреля. [ 15 ]

24 апреля линейные крейсеры I разведывательной группы Хиппера совершили рейд на английское побережье . Фридрих дер Гроссе и остальной флот отправились в дальнюю поддержку. Линейный крейсер «Зейдлиц» на пути к цели подорвался на мине и был вынужден отойти. [ 19 ] Остальные линейные крейсеры беспрепятственно бомбардировали город Лоустофт, но на подходе к Ярмуту они столкнулись с британскими крейсерами Харвичского отряда . Последовала короткая артиллерийская дуэль, прежде чем силы Харвича отошли. Сообщения о британских подводных лодках в этом районе вызвали отступление I разведывательной группы. В этот момент Шеер, который был предупрежден о вылазке Великого флота со своей базы в Скапа-Флоу, также отошел в более безопасные воды Германии. [ 20 ]

Ютландская битва

[ редактировать ]
Карты, показывающие маневры британского (синий) и немецкого (красный) флотов 31 мая - 1 июня 1916 г.

Вскоре после рейда Лоустофта Шеер начал планировать новый набег в Северное море. Первоначально он намеревался начать операцию в середине мая, когда к этому времени планировалось устранить повреждение мины Зейдлица - Шеер не хотел предпринимать крупный рейд без своих сил линейного крейсера в полной силе. 9 мая у нескольких линкоров возникли проблемы с двигателями, из-за чего операция была отложена до 23 мая. [ 21 ] К 22 мая Зейдлиц все еще не был полностью отремонтирован, и операцию снова отложили на 29 мая. [ 22 ] В полдень 29 мая ремонт « Зейдлица» был окончательно завершен, и корабль вернулся в I разведывательную группу. [ 23 ] План предусматривал, что линейные крейсеры Хиппера направятся на север, к Скагерраку , с намерением выманить часть британского флота, чтобы он мог быть уничтожен ожидающими линкорами Шеера. [ 24 ]

Фридрих дер Гроссе был восьмым кораблем немецкой линии; четыре «Кёниг» корабля класса V дивизии III боевой эскадры возглавляли строй, за ними следовали четыре корабля класса «Кайзер» VI дивизии III боевой эскадры. «Фридрих дер Гроссе» был последним кораблем в ее дивизии, стоявшим прямо за кормой «Принцрегента Луитпольда» и впереди «Остфрисланда» , флагмана I дивизии вице-адмирала Шмидта I боевой эскадры. Восемь «Гельголанд » и «Нассау» линкоров классов составляли I эскадру, за которой следовали шесть старых дредноутов II эскадры контр-адмирала Франца Мауве . [ 25 ] Пять линейных крейсеров Хиппера, разведывательный отряд флота, покинули устье Джейд в 02:00 31 мая; Шеер и Флот открытого моря последовали за ним через полтора часа. [ 23 ]

Незадолго до 16:00 линейные крейсеры I разведывательной группы столкнулись с 1-й британской эскадрой линейных крейсеров под командованием вице-адмирала сэра Дэвида Битти . противостоящие корабли начали артиллерийскую дуэль, в результате которой был уничтожен Indefatigable . Вскоре после 17:00 [ 26 ] и Королева Мэри менее чем через полчаса. [ 27 ] К этому времени немецкие линейные крейсеры уже двигались на юг, чтобы привлечь британские корабли к основным силам Флота открытого моря. В 17:30 Кенига экипаж заметил приближение I разведывательной группы и 1-й эскадры линейных крейсеров. Немецкие линейные крейсеры двигались по правому борту, а британские корабли — по левому. В 17:45 Шеер приказал развернуться на два пункта влево, чтобы приблизить свои корабли к британским линейным крейсерам и сопровождающим их быстроходным линкорам 5-й боевой эскадры; Через минуту он отдал приказ открыть огонь. [ 28 ] [ и ]

«Фридрих дер Гроссе» все еще находился вне досягаемости как британских линейных крейсеров, так и 5-й боевой эскадры, поэтому сначала сдерживал огонь. Между 17:48 и 17:52 «Фридрих дер Гроссе» и десять других линкоров вступили в бой со 2-й эскадрой легких крейсеров, хотя за это время только «Нассау» удалось поразить противника. [ 29 ] Вскоре после этого немецкая боевая линия наткнулась на вышедшие из строя эсминцы «Нестор» и «Кочевник» . Фридрих дер Гросс и три ее сестры напали на «Номад» и быстро потопили его. Нестора аналогичным образом отправили корабли I эскадры. [ 30 ] Вскоре после 19:00 произошла рукопашная схватка между немецкой линией и британскими крейсерами. Центром событий стал поврежденный немецкий крейсер «Висбаден» , выведенный из строя снарядом британского линейного крейсера « Инвинсибл» . Контр-адмирал Бенке в Кениге попытался маневрировать 3-й эскадрой для прикрытия подбитого крейсера. [ 31 ] Одновременно 3-я и 4-я британские эскадрильи легких крейсеров начали торпедную атаку на немецкую линию; Выйдя на торпедную дальность, они задушили Висбаден огнем из своих главных орудий. Восемь линкоров III эскадры открыли огонь по британским крейсерам, но даже непрерывный огонь главных орудий линкоров не смог отогнать британские крейсеры. [ 32 ] Броненосные крейсера «Дефенс» , «Уорриор » и «Черный принц» присоединились к атаке на искалеченный Висбаден . [ 33 ] В то время как большинство линкоров III эскадры обрушивали шквальный огонь на атакующие броненосные крейсеры, Фридрих дер Гросс и корабли I эскадры атаковали линкор Warspite на расстоянии от 9600 до 12 500 ярдов (от 8800 до 11 400 м), пока Warspite не исчез в дымке. За этот период в Варспайт попало 13 тяжелых снарядов, хотя корабли, которые их выпустили, неизвестны. [ 34 ]

После успешного ухода от британцев Шеер приказал флоту перейти в ночной крейсерский строй, хотя ошибки связи между Шеером на борту «Фридриха дер Гроссе» и Вестфалии ведущим кораблем вызвали задержки. Серия изменений курса и запутанных маневров дезорганизовали флот и изменили последовательность кораблей, но к 23:30 флот достиг своего крейсерского строя. Фридрих дер Гроссе теперь был девятым кораблем в шеренге из двадцати четырех кораблей, возглавляемых восемью кораблями I эскадры. [ 35 ] Вскоре после 01:00 британский крейсер «Черный принц» наткнулся на немецкую линию. Прожекторы на борту Тюрингии осветили цель; «Фридрих дер Гроссе» , «Тюрингия » , «Нассау» и «Остфрисланд» обстреливали крейсер в упор из главных и вспомогательных орудий. Через несколько минут «Черный принц» взорвался и затонул, унеся с собой весь свой экипаж из 857 человек. [ 36 ]

После серии ночных боев между линкорами I эскадры и британскими эсминцами Флот открытого моря прорвал британские легкие силы и к 04:00 1 июня достиг рифа Хорнс. [ 37 ] Через несколько часов немецкий флот достиг Вильгельмсхафена; пять линкоров I эскадры заняли оборону на внешнем рейде , а «Кайзер» , «Кайзерин» , «Принцрегент Луитпольд» и «Кронпринц» стояли наготове сразу у входа в Вильгельмсхафен. [ 38 ] Остальная часть флота вошла в Вильгельмсхафен, где «Фридрих дер Гроссе» и другие корабли, все еще находящиеся в боевом состоянии, пополнили свои запасы угля и боеприпасов. [ 39 ] В ходе боя Фридрих дер Гроссе выпустил 72 снаряда главной батареи и 151 выстрел из вспомогательных орудий. [ 40 ] Из боя она вышла совершенно неповрежденной. [ 15 ]

Последующие операции в Северном море

[ редактировать ]

18 августа 1916 года Фридрих дер Гроссе принял участие в операции по бомбардировке Сандерленда . [ 15 ] Адмирал Шеер попытался повторить первоначальный план от 31 мая: два исправных немецких линейных крейсера, Мольтке и Фон дер Танн , дополненные тремя более быстрыми дредноутами, должны были бомбардировать прибрежный город Сандерленд, пытаясь вытащить и уничтожить линейные крейсеры Битти. Шеер во Фридрих-дер-Гроссе будет следовать за остальным флотом и оказывать поддержку. [ 41 ] Во время боевых действий 19 августа 1916 года Шеер повернул на север после получения ложного сообщения от дирижабля о британском подразделении в этом районе. [ 15 ] В результате бомбардировка не была проведена, и к 14:35 Шеер был предупрежден о приближении Великого флота, поэтому развернул свои силы и отступил в немецкие порты. [ 42 ]

Еще одна операция флота состоялась 18–19 октября, но завершилась без встречи с британскими частями. 1 декабря флот был реорганизован; [ 15 ] четыре линкора класса «Кёниг» остались в III эскадре вместе с недавно вошедшей в строй «Баварией» , а пять кораблей класса «Кайзер» , включая «Фридрих дер Гроссе» , были переданы в IV эскадру. [ 43 ] В марте 1917 года в строй вступил новый линкор «Баден» , построенный в качестве флагмана флота; [ 44 ] 17-го числа Шеер стащил свой флаг у Фридриха дер Гроссе и перенес его в Баден . [ 15 ] 4–5 июля члены экипажа корабля «Фридрих дер Гроссе» объявили голодовку в знак протеста против низкого качества и недостаточного количества получаемой еды. Офицеры корабля уступили, накормили команду крупяным супом и согласились сформировать Менагекомиссию — совет, который давал военнослужащим право голоса при выборе и приготовлении рациона. [ 45 ] 11 июля последовало дальнейшее нарушение субординации на нескольких судах, зачинщики были арестованы и преданы суду. Макс Райхпич , кочегар из Фридриха дер Гроссе, был приговорен к смертной казни и расстрелян 5 сентября в Кельне . [ 46 ] [ 47 ]

Операция Альбион

[ редактировать ]
Небольшой катер, набитый солдатами, проходит перед крейсером и несколькими транспортными кораблями.
Немецкие войска высаживаются в Эзеле

В начале сентября 1917 года, после завоевания немцами российского порта Рига , немецкий флот решил уничтожить русские военно-морские силы, которые все еще удерживали Рижский залив . Адмиралштаб и, в частности , (Главное командование ВМФ) планировал операцию по захвату балтийского острова Эзель русских артиллерийских батарей на полуострове Сворбе . [ 48 ] отдал 18 сентября Адмиралштаб приказ о совместной операции с армией по захвату Эзеля и Лунных островов; Основной военно-морской компонент должен был состоять из флагмана «Мольтке» , а также III и IV боевых эскадрилий Флота открытого моря. Вместе с девятью легкими крейсерами, тремя флотилиями торпедных катеров и десятками кораблей противоминной борьбы вся группировка насчитывала около 300 кораблей, поддерживаемых более чем 100 самолетами и шестью цеппелинами. Силы вторжения насчитывали около 24 600 офицеров и рядовых. [ 49 ] Против немцев выступили старые русские додредноуты «Слава» и «Цесаревич» , броненосные крейсера «Баян» , «Адмирал Макаров » и «Диана» , 26 эсминцев, а также несколько торпедных и канонерских катеров. Гарнизон на Эзеле насчитывал около 14 000 человек. [ 50 ]

Операция началась утром 12 октября, когда Мольтке и корабли III эскадры атаковали русские позиции в заливе Тагга, в то время как Фридрих дер Гроссе и остальная часть IV эскадры обстреливали русские артиллерийские батареи на полуострове Сворбе на острове Эзель. [ 50 ] Береговая артиллерия в обоих местах была быстро подавлена ​​тяжелыми орудиями линкоров. [ 51 ] Утром 14-го числа Фридрих дер Гроссе , Кайзерин и Кениг Альберт были выделены для поддержки немецких войск, продвигавшихся к Ансекюлю . [ 52 ] Три корабля в течение часа вели огонь по батарее у Зереля , что побудило большую часть российских артиллерийских расчетов покинуть свои посты. [ 53 ]

К 20 октября бои на островах пошли на убыль; Мун, Эзель и Даго находились во владении Германии. Накануне Адмиралштаб отдал приказ о прекращении морских действий и скорейшем возвращении дредноутов в состав Флота открытого моря. [ 54 ] 27 октября «Фридрих дер Гросс» был оторван от Балтики и вернулся в Северное море. По возвращении она возобновила охранные обязанности. Корабль участвовал в безрезультатном продвижении в Норвегию 23–25 апреля 1918 года. После этого он вошел в сухой док для капитального ремонта, который длился с 26 июля по 28 сентября. [ 46 ]

Фридрих дер Гроссе направляется в Скапа-Флоу для интернирования
Карта с указанием мест потопления немецких кораблей.
Карта затопленных кораблей с изображением Фридриха дер Гроссе (№ 2); нажмите, чтобы увеличить изображение

Фридрих дер Гросс и ее четыре сестры должны были принять участие в последнем сражении флота в конце октября 1918 года, за несколько дней до перемирия вступления в силу . Основная часть Флота открытого моря должна была выйти со своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с Великим британским флотом; Шеер — к тому времени гросс-адмирал ( гросс-адмирал ) флота — намеревался нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы обеспечить лучшую позицию Германии на переговорах, несмотря на ожидаемые потери. Однако многие из уставших от войны моряков считали, что операция нарушит мирный процесс и продлит войну. [ 55 ] Утром 29 октября 1918 года был отдан приказ на следующий день отплыть из Вильгельмсхафена. Начиная с ночи 29 октября моряки на Тюрингии , а затем и на нескольких других линкорах подняли мятеж . [ 56 ] 30-го числа члены экипажа на борту «Фридриха дер Гроссе» оказали различные формы пассивного сопротивления, в том числе «замедлили ход», пополняя запасы угля на корабле. [ 46 ] [ ж ] Беспорядки в конечном итоге вынудили Хиппера и Шира отменить операцию. [ 57 ] Узнав о ситуации, кайзер заявил: «У меня больше нет военно-морского флота». [ 58 ]

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года большая часть Флота открытого моря под командованием контр-адмирала Людвига фон Рейтера была интернирована на британской военно-морской базе в Скапа-Флоу . [ 57 ] Перед уходом немецкого флота адмирал Адольф фон Трота дал понять Рейтеру, что он не может позволить союзникам захватить корабли ни при каких условиях. [ 59 ] Флот встретился с британским лёгким крейсером «Кардифф» , который повёл корабли к флоту союзников, который должен был сопровождать немцев в Скапа-Флоу. Массивная флотилия состояла примерно из 370 британских, американских и французских военных кораблей. [ 60 ] После интернирования кораблей их орудия были выведены из строя путем снятия затворов , а их экипажи сократились до 200 офицеров и рядовых. [ 61 ]

Флот оставался в плену во время переговоров, которые в конечном итоге привели к заключению Версальского договора . Рейтер полагал, что британцы намеревались захватить немецкие корабли 21 июня 1919 года, что было крайним сроком для подписания Германией мирного договора. Не зная, что крайний срок продлен до 23-го числа, Рейтер приказал потопить корабли при первой же возможности. Утром 21 июня британский флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров, и в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. [ 59 ] Фридрих дер Гроссе перевернулся и затонул в 12:16. В 1936 году корабль подняли и разобрали на металлолом; работы были завершены к 29 апреля 1937 года. 30 августа 1965 года [ 2 ] Великобритания вернула корабельный колокол Германии на фрегате « Шеер» ; [ 62 ] сейчас он находится в штаб-квартире ВМС Германии в Глюксбурге . [ 2 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
  2. ^ Или Große по-немецки, с острой буквой S; см . ß .
  3. ^ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что ружье быстро заряжается, а L / 50 обозначает длину ружья. В данном случае пушка L/50 имеет диаметр 50 калибров , а это означает, что длина ствола пушки в 45 раз превышает ее диаметр ствола . [ 3 ]
  4. ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. За пополнение флота давали одну букву; для кораблей, предназначенных для замены старых или утраченных судов, они были заказаны как «Эрзац (название заменяемого корабля)».
  5. ^ Компас можно разделить на 32 точки, каждая из которых соответствует 11,25 градусам. Поворот на два пункта влево изменил бы курс кораблей на 22,5 градуса.
  6. Члены экипажа намеренно работали медленно, что было формой пассивного сопротивления.
  1. ^ Додсон , стр. 84–85.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гренер , с. 26.
  3. ^ Грисмер , с. 177.
  4. ^ Штаб, Линкоры , с. 4.
  5. ^ Штаб, Линкоры , с. 6.
  6. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 147.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Штаб, Линкоры , с. 14.
  8. ^ Перейти обратно: а б Куп и Шмолке , с. 86.
  9. ^ Грёнер , с. 22.
  10. ^ Хейман , с. XIX.
  11. ^ Хервиг , стр. 149–150.
  12. ^ Таррант , с. 31.
  13. ^ Таррант , стр. 31–33.
  14. ^ Таррант , стр. 43–44.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Штаб, Линкоры , с. 15.
  16. ^ Таррант , с. 49.
  17. ^ Таррант , с. 50.
  18. ^ Штаб, Линкоры , стр. 32, 35.
  19. ^ Таррант , с. 53.
  20. ^ Таррант , с. 54.
  21. ^ Таррант , стр. 55–56.
  22. ^ Таррант , с. 58.
  23. ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 62.
  24. ^ Таррант , с. 61.
  25. ^ Таррант , с. 286.
  26. ^ Таррант , стр. 94–95.
  27. ^ Таррант , стр. 100–101.
  28. ^ Таррант , с. 110.
  29. ^ Кэмпбелл , с. 54.
  30. ^ Кэмпбелл , с. 101.
  31. ^ Таррант , с. 137.
  32. ^ Таррант , с. 138.
  33. ^ Таррант , с. 139.
  34. ^ Кэмпбелл , с. 154.
  35. ^ Кэмпбелл , с. 275.
  36. ^ Кэмпбелл , с. 290.
  37. ^ Таррант , стр. 246–247.
  38. ^ Кэмпбелл , с. 320.
  39. ^ Таррант , с. 263.
  40. ^ Таррант , с. 292.
  41. ^ Мэсси , с. 682.
  42. ^ Мэсси , с. 683.
  43. ^ Халперн , с. 214.
  44. ^ Штаб, Линкоры , с. 43.
  45. ^ Хервиг , стр. 231–232.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Штаб, Линкоры , с. 16.
  47. ^ Вудворд , с. 77.
  48. ^ Халперн , с. 213.
  49. ^ Халперн , стр. 214–215.
  50. ^ Перейти обратно: а б Халперн , с. 215.
  51. ^ Барретт , с. 125.
  52. ^ Барретт , с. 146.
  53. ^ Персонал, Битва за Балтийские острова , стр. 71–72.
  54. ^ Халперн , с. 219.
  55. ^ Таррант , стр. 280–282.
  56. ^ Таррант , стр. 281–282.
  57. ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 282.
  58. ^ Хервиг , с. 252.
  59. ^ Перейти обратно: а б Хервиг , с. 256.
  60. ^ Хервиг , стр. 254–255.
  61. ^ Хервиг , с. 255.
  62. ^ Куп и Шмолке , с. 89.
  • Барретт, Майкл Б. (2008). Операция Альбион . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-34969-9 .
  • Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-1-55821-759-1 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Гренер, Эрих ; Янг, Дитер; Мартин, Маасс (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том I: Основные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хейман, Нил М. (1997). Первая мировая война . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN  978-0-313-29880-6 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1999). Из Нассау – в королевский класс (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5994-1 .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN  978-0-345-40878-5 . OCLC   57134223 .
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг . Том. 2: Классы Кайзера, Кенига и Баварии. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-468-8 .
  • Персонал, Гэри (2008) [1995]. Битва за Балтийские острова 1917 года: Триумф императорского германского флота . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84415-787-7 .
  • Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .
  • Вудворд, Дэвид (1973). Крах власти: мятеж на флоте открытого моря . Arthur Barker Ltd. Лондон: ISBN  978-0-213-16431-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с SMS Friedrich der Große (корабль, 1911 г.) на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bac875d85fe31dbe718c72ec58c92cb__1723915380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/cb/8bac875d85fe31dbe718c72ec58c92cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Friedrich der Grosse (1911) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)