СМ Ю-21 (Германия)
![]() СМ Ю-21 (крайняя правая лодка на переднем плане)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ю-21 |
Заказал | 25 ноября 1910 г. [1] |
Строитель | Императорская верфь Гданьск |
Номер двора | 15 [1] |
Заложен | 27 октября 1911 г. [1] |
Запущен | 8 февраля 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 22 октября 1913 г. |
Судьба | Затонул случайно, 22 февраля 1919 г. |
![]() | |
Имя | Ю-36 |
Введен в эксплуатацию | 21 сентября 1915 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 октября 1916 г. |
Судьба | Вернулся в командование Императорского флота Германии. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Немецкая подводная лодка типа U 19 |
Смещение |
|
Длина | 64,15 м (210 футов 6 дюймов) |
Луч | 6,10 м (20 футов) |
Высота | 8,10 м (26 футов 7 дюймов) |
Черновик | 3,58 м (11 футов 9 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Дополнить | 4 офицера, 25 солдат |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Часть: |
|
Командиры: |
|
Операции: | 11 патрулей |
Победы: |
SM U-21 — подводная лодка, построенная для Императорского флота Германии незадолго до Первой мировой войны . Третья из четырех подводных лодок типа U-19 , это были первые подводные лодки на вооружении Германии, оснащенные дизельными двигателями. U-21 строилась в период с 1911 по октябрь 1913 года на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге . Она была вооружена четырьмя торпедными аппаратами и одной палубной пушкой ; за время ее карьеры был добавлен второй пистолет.
В сентябре 1914 года U-21 стала первой подводной лодкой , потопившей корабль самоходной торпедой , уничтожив крейсер HMS Pathfinder у залива Ферт-оф-Форт . она также потопила несколько транспортов в Ла-Манше и Ирландском море Позже в том же году правилами для крейсеров , все в соответствии с действовавшими на тот момент . В начале 1915 года U-21 была переброшена в Средиземное море для поддержки Османской империи в борьбе с англо-французскими атаками во время Галлиполийской кампании . Вскоре после прибытия она потопила британские линкоры HMS Triumph и HMS Majestic , когда они бомбардировали позиции Османской империи в Галлиполи. Дальнейшие успехи последовали в Средиземноморье в 1916 году, включая потопление французского броненосного крейсера «Амирал Шарнер» в феврале.
Весь 1916 год U-21 служила в австро-венгерском флоте как U-36 , поскольку Германия ещё не воевала с Италией и, следовательно, не могла по закону атаковать итальянские военные корабли под немецким флагом. Она вернулась в Германию в марте 1917 года, чтобы присоединиться к неограниченной торговой войне против британской морской торговли. В 1918 году ее вывели из состава фронтовой службы и использовали в качестве учебной подводной лодки для новых экипажей. Она пережила войну и затонула на буксире британского военного корабля в 1919 году.
Дизайн
[ редактировать ]U-21 64,15 метра (210 футов 6 дюймов) имела общую длину 6,10 , ширину м (20 футов) и высоту 8,10 м (26 футов 7 дюймов). Его водоизмещение 650 тонн (640 длинных тонн) в надводном положении и 837 тонн (824 длинных тонны) в подводном положении. Силовая установка лодки состояла из пары 8-цилиндровых 2-тактных дизельных двигателей производства MAN для использования на поверхности и двух электрических сдвоенных мотор-динамо, построенных AEG для использования под водой. U-21 и ее родственные лодки были первыми немецкими подводными лодками, оснащенными дизельными двигателями. Электродвигатели питались от двух аккумуляторов по 110 ячеек. U-21 могла двигаться с максимальной скоростью 15,4 узла (28,5 км/ч ; 17,7 миль в час ) на поверхности и 9,5 узла (17,6 км/ч; 10,9 миль в час) под водой. Рулевое управление осуществлялось парой гидропланов спереди и еще парой кормовых, а также одним рулем направления . [4]
U-21 была вооружена четырьмя 50-сантиметровыми (19,7 дюйма) торпедными аппаратами , которые снабжались в общей сложности шестью торпедами . Одна пара располагалась в носовой части, другая – в кормовой. Первоначально она была оснащена пулеметом для использования на поверхности; к концу 1914 года ее заменили орудием SK L/30 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) . В 1916 году была добавлена вторая пушка калибра 8,8 см. U-21 имела экипаж из четырех офицеров и двадцати пяти рядовых матросов. [5]
История обслуживания
[ редактировать ]U-21 была построена на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге (ныне Гданьск , Польша). Заложена г. 27 октября 1911 [1] и спущен на воду 8 февраля 1913 года. После достроечных завершения он был принят в состав флота. работ 22 октября 1913 года [6]
Операции в Северном море
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в августе 1914 года U-21 базировалась в Гельголанде в Немецкой бухте под командованием капитанлейтнанта (капитана-лейтенанта) Отто Херсинга. В начале августа Херсинг взял U-21 на патрулирование Дуврского пролива , но не обнаружил британских судов. 14 августа U-21 отправилась во второе патрулирование, на этот раз со своими родственными лодками U-19 и U-22 , в северную часть Северного моря между Норвегией и Шотландией. Патруль был попыткой определить местонахождение британской линии блокады и собрать разведданные, но они заметили только один крейсер и эсминец у норвежского побережья. Позже в том же месяце Херсинг попытался войти в Ферт -оф-Форт — крупную базу флота Королевского флота , но безуспешно. [7]

5 сентября 1914 года U-21 столкнулась с британским крейсером-разведчиком HMS Pathfinder у острова Мэй . Херсинг всплыл на поверхность своей подводной лодки, чтобы перезарядить батареи, когда наблюдатель заметил «Патфайндера » на горизонте дым из труб . U-21 нырнула под воду, чтобы атаковать, но «Патфайндер» отвернулся от линии патрулирования; U-21 не могла надеяться угнаться за крейсером, находясь под водой, поэтому Херсинг прервал погоню и возобновил перезарядку батарей. Вскоре после этого «Патфайндер» снова изменил курс и направился обратно к U-21 . «Херсинг» занял атакующую позицию и выпустил одну торпеду, которая поразила «Патфайндер» прямо за его боевой рубкой . крейсера Торпеда взорвала один из магазинов , в результате чего корабль уничтожился сильным взрывом. [8] Британцам удалось спустить только одну спасательную шлюпку , прежде чем «Патфайндер» затонул. Других выживших нашли цепляющимися за обломки торпедных катеров, примчавшихся к месту происшествия. «Патфайндер» стал первым военным кораблем, потопленным современной подводной лодкой. [9] [10] Всего в результате нападения погиб 261 моряк. [11]

U-21 поймала французский пароход SS Malachite 14 ноября; Херсинг заставил корабль остановиться и изучил его грузовой манифест, приказал команде покинуть корабль, а затем потопил «Малахит» из своей палубной пушки . Следующий успех U-21 пришел через три дня с британским угольщиком SS Primo , который он также потопил в соответствии с крейсерскими правилами , регулирующими коммерческие рейды . [12] Эти два корабля были первыми судами, затопленными в ходе ограниченного наступления немецких подводных лодок на британское и французское торговое судоходство. [13]
22 января Херсинг провел свою подводную лодку через Дуврское заграждение в Ла-Манше, прежде чем повернуть в Ирландское море . Он обстрелял аэродром на острове Уолни , однако береговая батарея быстро заставила его отступить. На следующей неделе U-21 остановила угольщик SS Ben Cruachan ; после эвакуации экипажа немцы потопили ее затопленными зарядами. Позже в тот же день, 30 января 1915 года, U-21 остановилась и потопила пароходы SS Linda Blanche и SS Kilcuan . В обоих случаях Херсинг соблюдал правила приза, в том числе остановил проходящий траулер , чтобы забрать экипажи кораблей. После этих успехов U-21 покинула этот район, чтобы избежать британских патрулей, которые должны были прибыть после затопления. [14] Пройдя обратно через Дуврский заграждение, U-21 направилась обратно в Вильгельмсхафен . [15]
В Средиземноморье 1915–1917 гг.
[ редактировать ]В апреле 1915 года U-21 была переброшена в Средиземное море для поддержки союзника Германии – Турции . Она покинула Киль 25 апреля, и первый этап путешествия из Германии в Австро-Венгрию занял восемнадцать дней. [16] Херсинг направил свою подводную лодку на север вокруг Шотландии, чтобы избежать патрулей Дувра, и встретился с кораблем снабжения SS Marzala у мыса Финистерре для дозаправки. К несчастью для немцев, в Марзале перевозилось масло низкого качества, которое нельзя было сжечь в дизельных двигателях лодки; У U-21 осталось менее половины запаса топлива, и она находилась только на полпути в Австро-Венгрию. Херсинг был вынужден вывести свою подводную лодку на поверхность, чтобы сэкономить топливо, что увеличивало риск обнаружения силами союзников. По пути немцам удалось избежать патрулирования британских и французских торпедных катеров и транспортных кораблей, которые могли сообщить об их местонахождении. [17]
U-21 наконец прибыла в Каттаро 13 мая, оставив в баках всего 1,8 т (1,8 длинных тонны) топлива - она покинула Германию с 56 т (55 длинными тоннами). [17] В середине мая она провела неделю на австро-венгерских базах подводных лодок в Поле и Каттаро, где ее посетил Георг фон Трапп , командир австро-венгерской подводной лодки. [16] Несколько других немецких подводных лодок присоединились к U-21 в последующие месяцы после призывов о помощи со стороны сухопутных войск Османской империи на полуострове Галлиполи , которые несли тяжелые потери в результате бомбардировок военных кораблей союзников. В число этих подводных лодок входили U-33 , U-34 , U-35 и U-39 . [18]

U-21 прибыла в свой оперативный район у Галлиполи 25 мая; В тот день она столкнулась с британским , не являвшимся дредноутом линкором HMS Triumph . Херсинг подвел свою подводную лодку на расстояние 300 ярдов (270 м) от цели и выпустил одну торпеду, которая поразила «Триумф» . Затем U-21 нырнула под тонущий линкор, спасаясь от преследующих ее эсминцев. [19] Херсинг спустил свою лодку на морское дно, чтобы дождаться, пока союзные войска прекратят погоню. После двадцати восьми часов на дне U-21 всплыла, чтобы подзарядить батареи и подышать свежим воздухом. 27 мая Херсинг атаковал и потопил свой второй линкор, HMS Majestic . На этот раз британцы попытались защитить ее с помощью торпедных сетей и нескольких небольших кораблей, но Херсинг смог направить торпеду через оборону. Маджестик затонул за четыре минуты. [20] Эти два успеха принесли значительные дивиденды: все крупные корабли союзников были отведены на защищенные стоянки и, таким образом, не смогли бомбардировать позиции Османской империи на полуострове. [21] За эти два успеха экипаж U-21 был награжден Железным крестом кайзером Вильгельмом II , а сам Херсинг получил Pour le Mérite — высшую награду Германии за доблесть. [22]
Потопив «Маджестик» , Херсинг взял свою подводную лодку для дозаправки в турецком порту, прежде чем отправиться по опасному маршруту через Дарданеллы в Константинополь. При переходе через проливы U-21 едва не попала в водоворот, но немцам удалось спастись. По прибытии в османскую столицу экипажу устроили большую церемонию встречи, на которой присутствовал Энвер-паша . U-21 требовала серьезного ремонта, поэтому экипажу был предоставлен месяц отпуска на берег на время ремонта. После завершения ремонтных работ U-21 отправилась через Дарданеллы на очередной патруль. Херсинг заметил военный корабль союзников «Карфаген» , который он потопил единственной торпедой. Позже во время патруля наблюдатель на траулере союзников заметил U-21 ; перископ Немцам пришлось совершить аварийное пикирование, чтобы избежать тарана, но при этом они оказались на минном поле. Одна мина взорвалась на корме подводной лодки, но не причинила значительного ущерба, и U-21 смогла отойти в Константинополь. [23]
После этого U-21 перебралась в Черное море , где она и UB-14 служили ядром вновь сформированной Черноморской флотилии . [24] В сентябре U-21 предприняла еще одно патрулирование в восточной части Средиземноморья. Тем временем союзники установили полную блокаду Дарданелл с помощью мин и сетей, чтобы не допустить выхода подводных лодок из Константинополя . Не имея возможности вернуться в Константинополь, Херсинг вместо этого направил свою подводную лодку обратно в Каттаро. [25] Германия не находилась в формальном состоянии войны с Италией до августа 1916 года. В результате немецкие подводные лодки не могли законно атаковать итальянские корабли, несмотря на то, что Италия находилась в состоянии войны с Австро-Венгрией. Чтобы обойти это ограничение, немецкие подводные лодки, действовавшие в Средиземном море, были приняты в состав ВМС Австро-Венгрии , хотя их немецкие экипажи оставались на борту. По прибытии в Каттаро U-21 была принята в эксплуатацию как австро-венгерская U-36 . Под этим именем она служила до тех пор, пока Италия не объявила войну Германии 27 августа 1916 года. [26]
Тем временем U-36 начала добиваться дальнейших успехов в морской торговле союзников. 1 февраля 1916 года потопил британский пароход SS Belle of France . [1] Неделю спустя U-36 торпедировала и потопила французский броненосный крейсер «Амирал Шарнер» у сирийского побережья. Крейсер быстро затонул с большими человеческими жертвами; Вместе с кораблем затонуло 427 человек. [27] В начале 1916 года, патрулируя у берегов Сицилии, U-36 союзников столкнулась с Q-кораблем , вспомогательным крейсером, замаскированным под безоружное торговое судно. U-36 произвела выстрел в нос корабля Q, но тот отказался остановиться и открыл ответный огонь из небольшой палубной пушки. Херсинг решил закрыть и потопить корабль, что обнажило его тяжелое вооружение. Раненый осколками снаряда, Херсинг под прикрытием дымовой завесы отвел свою подводную лодку перед погружением. [28]
30 апреля «Херсинг» потопил британский пароход «Сити оф Лакхнау» . В период с 26 по 28 октября он потопил три небольших итальянских парусных судна у Корсики , а 31 октября U-21 отправила водоизмещением 5838 брт пароход «Гленлоган» на дно были потоплены еще четыре итальянских корабля — пароходы «Бернардо Канале» и «Тореро» , а также два небольших парусника . В течение следующих трех дней у Сицилии . 23 декабря U-21 торпедировала британский пароход SS Benalder к востоку от Крита , но кораблю удалось достичь Александрии . [1]
Возвращение в Северное море
[ редактировать ]В начале 1917 года U-21 была отозвана в Германию для участия в кампании неограниченной подводной войны, ведущейся против Великобритании. По пути он остановился и 16 февраля потопил пару британских парусных судов у Порту , а на следующий день - еще одну пару португальских парусников. 20 февраля U-21 потопила французский пароход «Касик» в Бискайском заливе . Двумя днями позже на западных подходах она добила голландский пароход «Бандоенг» , поврежденный подводной лодкой UC-5 15 февраля последовало еще семь кораблей за Бандоэнгом . В тот день . В их число входили еще шесть голландских пароходов — «Эмланд », «Гаастерланд» , «Якатра» , «Нордердейк» , «Заандийк» и «Менадо» , а также норвежский пароход «Норманна» . Во время другого патрулирования в конце апреля Херсинг поймал еще четыре корабля: норвежский «Гиско» и «Теодор Уильям» 22 апреля и «Аскепот» 29 апреля, а также русский «Борроудейл» 30 апреля. Еще одно российское судно, Lindisfarne , последовало за ним 3 мая. Британские пароходы «Аданси» и «Килларни» были потоплены 6 и 8 мая соответственно. Шведский «Балтика» , ставшая последней победой Херсинга, была затоплена 27 июня. [1] [29]
Херсинг атаковал конвой из пятнадцати торговых судов в сопровождении четырнадцати эсминцев в августе к юго-западу от Ирландии. Он поместил U-21 между двумя эсминцами сопровождения и ненадолго воспользовался перископом, чтобы оценить скорость и курс транспортников, прежде чем выстрелить двумя торпедами и нырнуть. Херсинг сообщил о попадании обеих торпед, и эсминцы немедленно бросились начинать атаку глубинными бомбами . После пятичасовой охоты эсминцы отошли, чтобы присоединиться к конвою. [30] Этот опыт побудил Херсинга изменить тактику будущих атак на сопровождаемые конвои; вместо того, чтобы атаковать корабли с как можно большего расстояния, он решил запустить торпеды с более близкого расстояния, а затем нырнуть под транспортные корабли, где эсминцы не смогут запустить свои глубинные бомбы, опасаясь повредить транспорты. [31] С 1918 года она была приписана к III флотилии подводных лодок. [32] Позже в 1918 году подводная лодка использовалась как учебная лодка для новых экипажей. Она пережила войну, но 22 февраля 1919 года случайно затонула в Северном море, когда ее буксировали в Великобританию, где она должна была быть официально сдана. [33]
В ходе торгового рейда U-21 потопила сорок кораблей общим водоизмещением 113 580 брутто-регистровых тонн (брт) и повредила еще два на общую сумму 8 918 брутто-регистровых тонн (брт). Среди потопленных кораблей были два линкора и два крейсера. [1]
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Имя | Национальность | Тоннаж [Примечание 1] | Судьба [34] |
---|---|---|---|---|
5 сентября 1914 г. | HMS Pathfinder | ![]() |
2,940 | затонул |
23 ноября 1914 г. | Малахит | ![]() |
718 | затонул |
26 ноября 1914 г. | Первый | ![]() |
1,366 | затонул |
30 января 1915 г. | Бен Круачан | ![]() |
3,092 | затонул |
30 января 1915 г. | Килкоан | ![]() |
456 | затонул |
30 января 1915 г. | Линда Бланш | ![]() |
369 | затонул |
25 мая 1915 г. | HMS Триумф | ![]() |
11,985 | затонул |
27 мая 1915 г. | HMS Маджестик | ![]() |
14,900 | затонул |
4 июля 1915 г. | Карфаген | ![]() |
5,601 | затонул |
1 февраля 1916 г. | Красавица Франции | ![]() |
3,876 | затонул |
8 февраля 1916 г. | Адмирал Чарнер | ![]() |
4,750 | затонул |
30 апреля 1916 г. | Город Лакнау | ![]() |
3,669 | затонул |
26 октября 1916 г. | Марина Г. | ![]() |
154 | затонул |
28 октября 1916 г. | Гильда Р. | ![]() |
37 | затонул |
28 октября 1916 г. | Три брата Д. | ![]() |
190 | затонул |
31 октября 1916 г. | Гленлоган | ![]() |
5,838 | затонул |
1 ноября 1916 г. | Бернардо Канале | ![]() |
1,346 | затонул |
1 ноября 1916 г. | Тореадор | ![]() |
767 | затонул |
2 ноября 1916 г. | Сан-Антонио О. | ![]() |
113 | затонул |
3 ноября 1916 г. | Святой Георгий | ![]() |
258 | затонул |
23 декабря 1916 г. | Бенальдер | ![]() |
3,044 | Поврежденный |
16 февраля 1917 г. | майола | ![]() |
146 | затонул |
16 февраля 1917 г. | Роза Доротея | ![]() |
147 | затонул |
17 февраля 1917 г. | Эмилия I | ![]() |
25 | затонул |
17 февраля 1917 г. | Пять | ![]() |
108 | затонул |
20 февраля 1917 г. | Касик | ![]() |
2,917 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Бандунг | ![]() |
5,851 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Эмланд | ![]() |
3,770 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Гаастерланд | ![]() |
3,917 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Хакатра | ![]() |
5,373 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Нордердейк | ![]() |
7,166 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Норман | ![]() |
2,900 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Заандейк | ![]() |
4,189 | затонул |
22 февраля 1917 г. | Менадо | ![]() |
5,874 | Поврежденный |
22 апреля 1917 г. | Гиско | ![]() |
1,643 | затонул |
22 апреля 1917 г. | Теодор Уильям | ![]() |
3,057 | затонул |
29 апреля 1917 г. | Золушка | ![]() |
1,793 | затонул |
30 апреля 1917 г. | Борроудейл | ![]() |
1,268 | затонул |
3 мая 1917 г. | Линдисфарн | ![]() |
1,703 | затонул |
6 мая 1917 г. | Аданси | ![]() |
2,644 | затонул |
8 мая 1917 г. | Килларни | ![]() |
1,413 | затонул |
27 июня 1917 г. | Балтика | ![]() |
1,125 | затонул |
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тоннаж торговых судов указан в брутто-регистровых тоннах . Военные суда указаны по водоизмещению в тоннах .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: U 21» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Командиры подводных лодок Первой мировой войны: Отто Херсинг (Pour le Mérite)» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Командиры подводных лодок Первой мировой войны: Фридрих Кляйн (Орден Фридриха (Вюртемберг))» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Грёнер, с. 4
- ^ Грёнер, с. 5
- ^ Грёнер, стр. 4–6.
- ^ Грей, стр. 44–45.
- ^ Грей, с. 46
- ^ Лоуэлл, с. 8
- ^ Уильямсон, с. 33
- ^ Сондхаус, с. 118
- ^ Грей, стр. 67–68.
- ^ Лоуэлл, с. 52
- ^ Грей, стр. 78–79.
- ^ Лоуэлл, с. 54
- ^ Jump up to: а б О'Коннелл, стр. 144, 190.
- ^ Jump up to: а б Грей, стр. 121–122.
- ^ О'Коннелл, с. 191
- ^ Грей, стр. 119–120.
- ^ Грей, стр. 123–124.
- ^ О'Коннелл, с. 165
- ^ Пейн, с. 533
- ^ Грей, стр. 126–128.
- ^ Грей, с. 129
- ^ О'Коннелл, с. 77
- ^ Гардинер и Грей, с. 341
- ^ Сондхаус, с. 181
- ^ Лоуэлл, стр. 75–76.
- ^ Лоуэлл, с. 76
- ^ Грей, стр. 204–205.
- ^ Лоуэлл, с. 220
- ^ Уильямсон, с. 23
- ^ Грёнер, с. 6
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, сбитые U-21» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 21 декабря 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Грей, Эдвин А. (1994). Подводная война: 1914–1918 гг . Лондон: Л. Купер. ISBN 0-85052-405-9 .
- Грёнер, Эрих (1991). Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (ред.). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Лоуэлл, Томас (2004). Искатели глубин . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-861-8 .
- О'Коннелл, Джон Ф. (2010). Оперативная эффективность подводных лодок в ХХ веке: Часть первая (1900–1939) . Блумингтон: iUniverse. ISBN 978-1-4502-3689-8 .
- Пейн, Линкольн (1997). Корабли мира: Историческая энциклопедия . Бостон: ISBN Houghton Mifflin Co. 0-395-71556-3 .
- Сондхаус, Лоуренс (2014). Великая война на море: военно-морская история Первой мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-03690-1 .
- Уильямсон, Гордон (2012). Подводные лодки кайзеровского флота . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-78096-571-0 .
- Херсинг, Отто (1932). U21 Спасите Дарданеллы . Цюрих: Амальтея. OCLC 3978269 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: Ю-21» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net .
54°14′30″ с.ш. 04°02′50″ в.д. / 54,24167° с.ш. 4,04722° в.д.
- Подводные лодки типа У-19
- Подводные лодки Германии Первой мировой войны
- корабли 1913 года
- Корабли постройки в Данциге
- Подводные лодки введены в строй в 1913 году.
- Подводные лодки затонули в 1919 году.
- Морские происшествия 1919 года
- Аварии с подводными лодками
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Северном море