HMS Pathfinder (1904 г.)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2020 г. ) |
HMS Pathfinder
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Следопыт |
Строитель | Кэммелл Лэрд , Биркенхед |
Заложен | 15 августа 1903 г. |
Запущен | 16 июля 1904 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 июля 1905 г. |
Судьба | Потоплен U-21 5 сентября 1914 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Крейсер-разведчик |
Смещение | 2940 длинных тонн (2987 т) |
Длина | 370 футов (112,8 м) ( п/п ) |
Луч | 38 футов 9 дюймов (11,8 м) |
Черновик | 15 футов 2 дюйма (4,6 м) ( глубокая нагрузка ) |
Установленная мощность | |
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) |
Диапазон | 3400 миль (6300 км; 3900 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 289 |
Вооружение | |
Броня |
|
HMS Pathfinder был головным кораблем своего класса из двух британских крейсеров-разведчиков и первым кораблем, когда-либо потопленным самоходной торпедой, выпущенной с подводной лодки ( времен Гражданской войны в США военный шлюп USS Housatonic был потоплен лонжеронная торпеда ). Он был построен на верфи Cammell Laird , Биркенхед , спущен на воду 16 июля 1904 года и введен в эксплуатацию 18 июля 1905 года. Первоначально он должен был называться HMS Fastnet , но перед постройкой был переименован. В начале Первой мировой войны « Следопыт » года немецкой подводной лодкой SM был потоплен 5 сентября 1914 U-21 .
Строительство
[ редактировать ]В мае 1902 года британское Адмиралтейство направило нескольким судостроительным верфям приглашение принять участие в тендере на постройку малого крейсера нового типа, предназначенного стать лидером флотилий эсминцев . Новым кораблям требовалась высокая скорость, чтобы не отставать от эсминцев, хорошая мореходность и хорошее оборудование связи, но поскольку они предназначались только для борьбы с кораблями типа эсминцев, тяжелое вооружение не предусматривалось. [1] Адмиралтейство подготовило широкую спецификацию для кораблей, что было обычной практикой в то время для эсминцев, требуя скорости 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час), дальности полета 2000 морских миль (3700 км; 2300 миль), легкой брони. и вооружение из десяти 12-фунтовых (3-дюймовых, 76-мм) орудий, восьми 3-фунтовых (47-мм) орудий и двух торпедных аппаратов. [2] [3]
Всего было заказано восемь крейсеров-разведчиков, по два у компаний «Армстронг Уитворт» , «Фэрфилд» , «Кэммелл Лэрд» и «Виккерс» . [4] Корабли Кэммелла Лэрда Pathfinder класса имели общую длину 370 футов 0 дюймов (112,78 м) 379 футов 0 дюймов (115,52 м) и длину между перпендикулярами , ширину 38 футов 9 дюймов (11,81 м) и осадку 15 футов. 2 дюйма (4,62 м). Водоизмещение составляло 2940 длинных тонн (2990 т) в нормальном режиме и 3240 длинных тонн (3290 т) в глубоком режиме. [5] Двенадцать водотрубных котлов Normand питали паром две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения мощностью 16 500 лошадиных сил (12 300 кВт) и приводили в движение два вала. [2] Указанная мощность в 17 582 лошадиных силы (13 111 кВт) была достигнута с использованием принудительной тяги во время ходовых испытаний , что позволило развивать испытательную скорость 25,48 узлов (47,19 км/ч; 29,32 миль в час). Дальность полета составляла 3400 миль (6300 км; 3900 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [5] толщиной 2 дюйма (51 мм) Броневой пояс защищал машинные отделения корабля. Бронированная палуба толщиной 3 ⁄ дюйма (9,5 мм) над двигателями корабля и бронепалуба из 1 ⁄ 2 – 1 + 1 ⁄ дюйма (13–38 мм) в корабля других местах, а боевая рубка была защищена 3 дюймами (76 мм) брони. [2] [5]
Основное вооружение класса Pathfinder состояло из десяти скорострельных (QF) 12-фунтовых орудий калибра 3 дюйма (76 мм) мощностью 18 центнеров . [Примечание 1] [6] Три орудия были установлены в ряд на баке и квартердеке , а остальные четыре орудия располагались слева и справа на миделе корабля . Они также несли восемь 3-фунтовых орудий Гочкиса и два надводных 18-дюймовых (450-мм) торпедных аппарата , по одному на каждом борте . [2]
Pathfinder был заложен на верфи Каммелла Лэрда в Биркенхеде 15 августа 1903 года, спущен на воду 16 июля 1904 года и завершен 18 июля 1905 года. [2]
Карьера
[ редактировать ]Вскоре после завершения строительства две дополнительные 12-фунтовые пушки были добавлены , а 3-фунтовые орудия были заменены шестью 6-фунтовыми орудиями . В 1911–12 их перевооружили девятью 4-дюймовыми орудиями. [2] «Следопыт» Раннюю карьеру провела на Атлантическом флоте , Флоте Ла-Манша (1906 г.), а затем на Флоте метрополии (1907 г.).
В ноябре 1907 года «Патфайндер» был пришвартован на верфи Чатема для проверки подводного оборудования. [7] 8 февраля 1908 года торпедная канонерская лодка «Леда» столкнулась со старым крейсером «Андромаха» в гавани Харвича и получила пробоину, и ее пришлось выбросить на берег, чтобы избежать затопления. Следопыт сопровождал Леду на верфь Ширнесс , где была отремонтирована канонерская лодка. [8] В августе 1909 года «Патфайндер» , ныне лидер 1-й флотилии эсминцев , находился на ремонте в Ширнессе. [9]
Когда самолет авиатора Густава Гамеля пропал без вести при пересечении Ла-Манша 23 мая 1914 года, «Следопыт» , возглавлявший 8-ю флотилию эсминцев , принял участие в безуспешных операциях по поиску пропавшего пилота. [10] В начале Первой мировой войны он входил в состав 8-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Росайте в Ферт-оф-Форт под командованием капитана Фрэнсиса Мартина-Лика . [11]
«Патфайндер» был потоплен у берегов Сент-Эббс-Хед , Бервикшир, Шотландия , в субботу, 5 сентября 1914 года, немецкой U-21 под командованием капитанлейтенанта Отто Херсинга . В корабль попал магазин , который взорвался, в результате чего корабль затонул за считанные минуты с потерей 259 человек.
Тонущий
[ редактировать ]В начале сентября 1914 года Отто Херсинг , командир U-21 , отважился в залив Ферт-оф-Форт , где располагалась крупная британская военно-морская база в Росайте . Известно, что Херсинг проник в Ферт-оф-Форт до батареи Карлингнос под мостом Форт . В какой-то момент был замечен перископ, и батарея открыла огонь, но безуспешно. Ночью Херсинг отступил с Форта, патрулируя побережье от острова Мэй на юг. Утром 5 сентября он заметил HMS Pathfinder, идущий курсом на юго-юго-восток, за которым следовали подразделения 8-й флотилии эсминцев. В полдень эсминцы изменили курс обратно в сторону острова Мэй, а «Патфайндер» продолжил патрулирование. Вскоре после этого Херсинг заметил через перископ «Патфайндер» на ее обратном пути и решил атаковать.
В 15.43 U-21 выпустила одну торпеду типа G/6 диаметром 50 см (20 дюймов) на дальность 2000 ярдов. В 15:45 наблюдатели заметили торпедный след, направлявшийся к правому борту, и вахтенный офицер, лейтенант-коммандер Фавелл, попытался уклониться, приказав поставить правый двигатель назад, а левый двигатель - на полный вперед, одновременно поворачивая штурвал. порт, маневр не успел и торпеда попала в корабль под мостиком. В результате взрыва, по-видимому, в носовом магазине образовались мешки с кордитом, что вызвало второй, более мощный взрыв в носовой части корабля, по существу уничтоживший все перед мостиком. Разбитый на две части, « Следопыт» мгновенно начал тонуть, увлекая за собой большую часть своего экипажа и оставляя огромный столб дыма, отмечающий ее могилу. Судно затонуло так быстро, что времени на спуск спасательных шлюпок не хватило. (Действительно, на месте крушения все еще можно увидеть остатки шлюпбалки и веревки спасательной шлюпки, демонстрируя скорость, с которой затонуло судно.)
Один выживший после затопления, [ нужна ссылка ] Исполняющий обязанности младшего лейтенанта Эдвард Оливер Зонненшайн, [12] [ нужна страница ] описал затопление так: [ нужна ссылка ]
Корабль сильно накренился вперед и наклонился носом примерно на сорок градусов. Вода хлынула к прожекторной платформе. Капитан сказал: «Прыгайте, черти, прыгайте!». Капитан и его секретарь оставались на корабле до самого конца, но каким-то образом оба выжили».
Также среди выживших был штатный хирург Томас Обри Смит, который жил в Бедек Хаус в Дроморе, графство Даун.
Рассказывая об этом опыте в письме своей матери, он сказал, что в результате взрыва образовалась «огромная дыра в борту корабля».
«Я в это время находился в кают-компании, но сразу же выбежал на палубу, и по тому, как нос корабля был опущен в воду, стало очевидно, что она быстро затонет», - сказал он.
«Затем меня отбросило вперед из-за наклона палубы, и я застрял под орудием (что, как я полагаю, и является причиной моих синяков), и, находясь в этом положении, тонущий корабль унес меня куда-то вниз, но, к счастью, через некоторое время я меня освободили, и спустя, казалось, бесконечные годы я вышел на поверхность и, проплыв недолгое время, смог достать весло и какой-то другой плавучий материал, с помощью которого я смог просто держаться на поверхности».
Рыбацкие лодки из близлежащего рыболовного порта Аймут первыми прибыли на место происшествия и столкнулись с полем мусора, мазута, одежды и частей тел. Кроме того, британские эсминцы HMS Stag и Express заметили дым и направились к завесе дыма, но обнаружили, что немногие выжившие уже были спасены. (Была анекдотическая история о том, что у одного из эсминцев возникла проблема с двигателем, когда водозаборник был заблокирован ногой морского багажника.)
Существует значительная путаница относительно количества выживших. 6 сентября газета «Таймс» сообщила, что 58 человек были спасены, но четверо скончались от травм. Тот факт, что невозможно определить, сколько человек находилось на борту в тот день, усугубляет проблему, но современные исследования показывают, что, по всей вероятности, на борту находилось 268 человек плюс два гражданских помощника по столовой. Известно, что выжило всего двадцать человек.
Еще четверо мужчин умерли от травм или облучения и похоронены в Далмени в Файфе и Уорристоне недалеко от Эдинбурга. Один неизвестный моряк «Следопыта» похоронен в Данбаре с видом на место затопления.
Взрыв увидел британский писатель Олдос Хаксли (во время пребывания в Нортфилд-Хаусе, Сент-Эббс), который записал следующее в письме своему отцу, отправленном 14 сентября 1914 года:
Осмелюсь предположить, что Джулиан рассказал вам, что мы действительно видели взрыв «Патфайндера» — огромное белое облако, упирающееся подножием в море.
Спасательная шлюпка «Сент-Эббса» прибыла с самыми ужасающими рассказами об этой сцене. Они сказали, что не было куска дерева, достаточно большого, чтобы удержать на плаву человека, а море на площади в несколько акров было покрыто обломками — человеческими и не только. Привезли матросскую фуражку, в которой лежала половина мужской головы. Взрыв, должно быть, был ужасным. Предполагается, что это сделала немецкая подводная лодка или, возможно, торпеда, выпущенная с одного из переоборудованных немецких траулеров, курсирующих по всему периметру, расписанных британскими портовыми буквами и развевающихся под британским флагом.
Несмотря на то, что события 5 сентября были хорошо видны с берега, власти попытались скрыть тот факт, что «Патфайндер» был потоплен торпедой, вместо этого настаивая на том, что он подорвался на мине. Причина этого неясна, но, вероятно, она связана с позицией Адмиралтейства, согласно которой подводные лодки — все еще новая и в значительной степени неиспытанная боевая платформа — не способны потопить надводный военный корабль торпедой. Однако местная газета The Scotsman опубликовала рассказ очевидца рыбака из Аймута, который помогал в спасении, который подтвердил слухи о том, что виновата подводная лодка. (Однако The Scotsman также сообщил, что «Следопыт» подвергся нападению двух подводных лодок и что вторая из них находилась в предсмертной агонии. Разведка Адмиралтейства позже заявила, что крейсеры загнали ответственную за это подводную лодку в угол и обстреляли ее до полного забвения.) Затопление. Уничтожение «Патфайндера» подводной лодкой заставило обе стороны осознать потенциальную уязвимость крупных кораблей для нападения подводных лодок.
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Фридман 2009 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шено и Колесник 1979 , стр. 84–85
- ^ Фридман 2009 , стр. 100–101.
- ^ Фридман 2009 , с. 101
- ^ Jump up to: а б с Фридман 2009 , стр. 294–295.
- ^ Фридман 2011 , с. 112.
- ^ «Военно-морские вопросы - прошлое и будущее: верфь Чатема». Морской инженер и военно-морской архитектор . Том. 30. Декабрь 1907. с. 172.
- ^ «Военно-морские вопросы - прошлое и перспективы: верфь Ширнесс». Морской инженер и военно-морской архитектор . Том. 30 марта 1908 г. с. 321.
- ^ «Военно-морские дела - прошлое и будущее: верфь Ширнесс». Морской инженер и военно-морской архитектор . Том. 32. Март 1908. с. 57.
- ^ «Пропавший летчик: патрулирование Ла-Манша». Таймс . № 40533. 26 мая 1914 г. с. 10.
- ^ «Прошел век с тех пор, как первый корабль Королевского флота был потоплен подводной лодкой» . Королевский флот. 5 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 г.
- ^ Список ВМФ . Лондон: Канцелярия Ее Величества. Октябрь 1914 г. - через Национальную библиотеку Шотландии.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Корбетт, Джулиан (март 1997 г.). Военно-морские операции до битвы за Фолклендские острова . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. I (2-е, переиздание изд. 1938 г.). Лондон и Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей и издательство Battery Press. ISBN 0-89839-256-Х .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ADM 116/1356 Список погибших Следопытов
- ADM 137/3106 Сообщается о присутствии вражеской подводной лодки в Ферт-оф-Форт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с HMS Pathfinder (1904 г.), на Викискладе?
- Класс следопытов в Первой мировой войне
- История класса Следопыт
- Список жертв
56 ° 07'21 ″ с.ш. 02 ° 09'15 ″ в.д. / 56,12250 ° с.ш. 2,15417 ° в.д.
- Крейсеры класса Pathfinder
- Крейсеры Великобритании Первой мировой войны
- Морские инциденты в сентябре 1914 г.
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками в Первой мировой войне.
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Северном море
- Корабли, построенные на реке Мерси
- корабли 1904 года
- Взрывы военно-морских магазинов