HMS Majestic (1895)
![]() HMS Маджестик
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Маджестик |
Строитель | Портсмутская верфь |
Заложен | февраль 1894 г. |
Запущен | 31 января 1895 г. |
Введен в эксплуатацию | декабрь 1895 г. |
Судьба | Затонул, 27 мая 1915 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Majestic класса Предварительный дредноутный линкор |
Смещение | 16 060 длинных тонн (16 320 т ) |
Длина | 421 фут (128 м) |
Луч | 75 футов (23 м) |
Черновик | 27 футов (8,2 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 672 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Majestic — Majestic класса до дредноута линкор Королевского флота . Введенный в эксплуатацию в 1895 году, он был крупнейшим в то время дредноутом, спущенным на воду. Она служила на флоте Ла-Манша до 1904 года, после чего была направлена на Атлантический флот . В 1907 году он входил в состав Флота Метрополии , сначала приписанный к дивизии Нор , а затем к дивизии Девонпорт . С 1912 года входила в состав 7-й боевой эскадрильи.
Когда Первая мировая война разразилась , «Маджестик» вместе с остальной частью эскадры был прикреплен к флоту Ла-Манша на ранних этапах войны, а затем был выделен для сопровождения конвоев с канадскими войсками. Затем она работала сторожевым кораблем на « Норе» и « Хамбере» . В начале 1915 года он был отправлен в Средиземное море для участия в Дарданелльской кампании . Она участвовала в бомбардировках турецких фортов и поддерживала высадку союзников в Галлиполи . 27 мая 1915 года он был торпедирован подводной лодкой у мыса Хеллес и затонул, погибли 49 человек.
Дизайн
[ редактировать ]
Majestic составляла 421 фут (128 м) Общая длина , ширина - 75 футов (23 м), а осадка - 27 футов (8,2 м). Водоизмещением ( до 16 060 длинных тонн 16 320 т ) при полной загрузке . Ее силовая установка состояла из двух 3-цилиндровых паровых двигателей тройного расширения, приводимых в движение восемью угольными цилиндрическими жаротрубными морскими котлами Scotch . К 1907–1908 годам ее переоборудовали моделями, работающими на жидком топливе. [1] Ее двигатели обеспечивали максимальную скорость 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) при указанной мощности 10 000 лошадиных сил (7 500 кВт). » «Маджестики считались хорошими морскими лодками с легкой качкой и хорошими пароходами, хотя и страдали от большого расхода топлива. Она имела экипаж из 672 офицеров и рядовых . [2]
Корабль был вооружен главной батареей из четырех BL Mk VIII 12-дюймовых (305-мм) орудий в двухорудийных башнях , одной в носовой и одной кормовой. Башни размещались на барбетах грушевидной формы ; шесть ее сестер имели такое же расположение, но ее сестры Caesar и Illustrious, а также все будущие классы британских линкоров имели круглые барбеты. [1] [2] Majestic также нес вторичную батарею из двенадцати 6-дюймовых (152-мм)/40 орудий QF. Они монтировались в казематах двух орудийных палуб на миделе корабля . Он также нес шестнадцать 12-фунтовых орудий QF и двенадцать 2-фунтовых орудий QF для защиты от торпедных катеров . Он также был оснащен пятью 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами корабля , четыре из которых были погружены в корпус , а последний - в палубную пусковую установку. [2]
Majestic и другие корабли этого класса имели 9 дюймов (229 мм) стали Харви в поясной броне , что обеспечивало равную защиту при меньших затратах по весу по сравнению с предыдущими типами брони. Это позволило Majestic и ее сестрам иметь более глубокий и легкий пояс, чем у предыдущих линкоров, без каких-либо потерь в защите. [1] Барбеты главной батареи были защищены бронёй толщиной 14 дюймов (356 мм), а боевая рубка имела такую же толщину стали по бокам. Броневая палуба корабля имела толщину от 2,5 до 4,5 дюймов (от 64 до 114 мм). [2]
Операционная история
[ редактировать ]
Majestic был заложен на верфи Портсмута в феврале 1894 года. Он был спущен на воду 31 января 1895 года, после чего начались достроечные работы. он был принят на службу в Королевский флот Менее чем через год, в декабре 1895 года, служил в составе эскадры Ла-Манша Портсмутской и дивизии. Она присутствовала на смотре флота в Спитхеде по случаю бриллиантового юбилея королевы Виктории 26 июня 1897 года. [3] и позже был флагманом вице-адмирала сэра Гарри Роусона , главнокомандующего флотом Ла-Манша . Капитан Джордж Эгертон был назначен командующим 28 июня 1899 года. [4] и окупился в апреле 1901 года, когда капитан Эдвард Иден Брэдфорд был назначен командующим, поскольку он стал флагманом контр-адмирала Артура Уилсона , который был назначен главнокомандующим эскадрой Ла-Манша . [5] Она приняла участие в смотре коронации, состоявшемся в Спитхеде в честь короля Эдуарда VII 16 августа 1902 года. [6] а в сентябре того же года возглавлял эскадру, посетившую Науплию и залив Суда на Крите в Средиземном море . [7] Он прошел ремонт в Портсмуте с февраля по июль 1904 года, а затем стал частью Атлантического флота , когда в результате реорганизации Флот Ла-Манша стал Атлантическим флотом в январе 1905 года. 1 октября 1906 года он был переведен в резерв в Портсмуте. [3]
Majestic вновь вступил в строй в Портсмуте 26 февраля 1907 года, чтобы стать флагманом дивизии Нор в новом Флоте Метрополии , дислоцированном в Норе . Позже в том же году она начала ремонт, в ходе которого получила радио и новые системы управления огнем. [8] Когда в январе 1908 года флаг был передан другому кораблю, он стал частным кораблем дивизии Нор . В июне 1908 года «Маджестик» был переведен в Девонпортскую дивизию Флота Метрополии, дислоцированную в Девонпорте . Ее переоборудование было завершено в 1909 году, а в марте 1909 года она перешла в 3-ю дивизию в Девонпорте, затем в августе 1910 года в 4-ю дивизию в Девонпорте, где в 1911 году прошла еще один ремонт. В мае 1912 года « Маджестик» вошел в состав 7-й боевой дивизии. Эскадрилья 3-го флота в Девонпорте. 14 июля 1912 года он столкнулся со своим однотипным кораблем «Викториус» во время маневров, не получив серьезных повреждений. [3]
Первая мировая война
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в августе 1914 года «Маджестик» и остальная часть 7-й боевой эскадрильи были приписаны к флоту Ла-Манша . Majestic прошел ремонт в августе и сентябре 1914 года, затем прикрывал переход британского экспедиционного корпуса во Францию в сентябре 1914 года. Он был выделен из 7-й боевой эскадрильи с 3 по 14 октября 1914 года для сопровождения первого конвоя канадских войск. В конце октября 1914 года «Маджестик» был переведен на « Нор» для службы там в качестве сторожевого корабля. 3 ноября 1914 года она перешла на « Хамбер» , чтобы служить там сторожевым кораблем. В декабре 1914 года он стал частью Дуврского патруля и объединился с линкором « Месть» для бомбардировки немецкой береговой артиллерии из Ньюпорта, Бельгия , 15 декабря 1914 года. В январе 1915 года он базировался в Портленде . [3]
Дарданелльская кампания
[ редактировать ]
В феврале 1915 года «Маджестику» было поручено участвовать в предстоящей Дарданелльской кампании по открытию Турецких проливов , и в начале того же месяца он отправился под командованием капитана Х.Ф.Г. Талбота, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту . По прибытии на Мальту она была оснащена так называемым «минным» снаряжением. [3] чтобы она могла служить «минным бампером». [8] Она присоединилась к силам Дарданелл 24 февраля 1915 года, а 26 февраля 1915 года покинула Тенедос, чтобы тем утром обстрелять внутренние форты османской Турции в Дарданеллах . [3] 26 февраля 1915 года «Маджестик» и линкоры «Альбион» и «Триумф» стали первыми тяжелыми кораблями союзников , вошедшими в Турецкие проливы во время кампании, ведя огонь по внутренним фортам с 09:14 до 17:40. Маджестик получил попадание ниже ватерлинии , но смог продолжить операции и снова патрулировал этот район 27 февраля 1915 года. Она поддерживала раннюю высадку, обстреливая форты с 11:25 до 16:45 1 марта 1915 года и снова во время патрулирования 3 марта 1915 года. Она прибыла в Мудрос 8 марта 1915 года. [3]
9 марта 1915 года «Маджестик» обогнул вход в Дарданеллы и бомбардировал позиции османских турок с 10:07 до 12:15. Она вернулась на Тенедос 10 марта 1915 года, снова патрулировала Дарданеллы 15 марта 1915 года и снова вернулась на Тенедос 16 марта 1915 года. [3] Маджестик участвовал в последней попытке форсировать пролив силами военно-морского флота 18 марта 1915 года. Он открыл огонь по форту 9 в 14:20, а также открыл огонь по турецким полевым орудиям, спрятанным в лесу. Она обстреливала Форт 9, пока не прекратила огонь в 18:35; Тем временем форт обстрелял смертельно поврежденный линкор « Океан» . «Маджестик» получил четыре попадания: дважды в нижнюю часть крыши и дважды в бак, и вернулся на Тенедос в 22:00 с одним погибшим и несколькими ранеными членами экипажа. [9] Маджестик вернулся к патрулированию 22 марта 1915 года. 28 марта 1915 года он обстреливал турецкие позиции с 09:50 до 10:15 и с 12:50 до 13:40 и снова открыл огонь 14 апреля в 14:58. 18 апреля она обстреляла брошенную британскую подводную лодку E15, севшую на мель возле форта Дарданос и находившуюся под угрозой захвата; два катера-дозора, один с «Маджестика» и один с «Триумфа» , уничтожили E15 торпедами, хотя лодка с «Маджестика» сама была потоплена турецкими береговыми батареями при выходе на пенсию. Маджестик вернулся на Тенедос 21 апреля 1915 года. [10]

25 апреля 1915 года «Маджестик» вернулся в бой, сигнализируя Лондону о начале высадки союзников в Галлиполи , и поддерживая ее прибрежными бомбардировками до 19:15. В 21:10 она подняла на борт 99 раненых военнослужащих и забрала все свои лодки, прежде чем стать на якорь у Галлиполи на ночь. 26 апреля 1915 года он рано вернулся в бой, открыв огонь в 06:17. 27 апреля 1915 года она перестрелялась с турецкими орудиями, при этом несколько турецких снарядов почти не попали в цель, прежде чем обе стороны прекратили огонь в 11:30. 29 апреля 1915 года он снова бросил якорь у Галлиполи. [10] «Маджестик» сменил «Триумф» в качестве флагмана адмирала Николсона. [8] командующий эскадрами поддержки войск на берегу у мыса Геллес , 25 мая 1915 года. [10] [а]
Потеря
[ редактировать ]27 мая 1915 года, находясь у W Beach на мысе Хеллес, Majestic стал третьим линкором, торпедированным у полуострова Галлиполи за две недели. Около 06:45 командир Отто Херсинг немецкой подводной лодки U-21 выпустил одну торпеду через защитный экран эсминцев и противоторпедные сети, поразив «Маджестик» и вызвав огромный взрыв. Корабль начал крениться влево и через девять минут перевернулся на глубине 54 футов (16 м), в результате чего погибло 49 человек. [10] [б] Ее мачты ударились о ил морского дна, а перевернутый корпус оставался видимым в течение многих месяцев, пока наконец не затонул, когда фок-мачта рухнула во время шторма. [10]
Дайв-сайт
[ редактировать ]В октябре 2021 года Турция открыла Исторический подводный парк Галлиполи — подводный музей недалеко от Чанаккале, доступный для аквалангистов . Парк включает в себя ряд затонувших кораблей, затонувших во время Дарданелльской и Галлипольской кампаний, в том числе «Маджестик» и линкор « Триумф» . [11] Обломки судна Majestic сейчас лежат на глубине 24 м (79 футов) и практически не повреждены. [12]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Однако в книге Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» датой стать флагманом является 26 мая 1915 года. См. Престон , стр. 7.
- ↑ Однако, согласно книге Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» , «Маджестик» перевернулся за семь минут, и только 40 человек погибли. См. Престон , с. 7.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гиббонс , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д Лион и Робертс , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Берт , с. 130.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 35857. Лондон. 16 июня 1899 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36432. Лондон. 18 апреля 1901 г. с. 10.
- ^ «Коронация – Военно-морское обозрение». Таймс . № 36845. Лондон. 13 августа 1902 г. с. 4.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36883. Лондон. 26 сентября 1902 г. с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Престон , с. 7.
- ^ Берт , стр. 130–131.
- ^ Jump up to: а б с д и Берт , с. 131.
- ^ Кинди .
- ^ Дикман и Калискан .
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Дикман, Есим и Калискан, Мехмет Эмин (2 октября 2021 г.). «Кораблекрушения Первой мировой войны — музей морского дна в Турции» . Рейтер . Проверено 8 марта 2022 г.
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 978-0-86101-142-1 .
- Кинди, Дэвид (8 октября 2021 г.). «Подводный музей позволяет дайверам исследовать затонувшие корабли битвы при Галлиполи» . Смитсоновский журнал . Проверено 8 марта 2022 г.
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диттмар, Ф.Дж. и Колледж, Дж.Дж. (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0380-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Линкоры класса Majestic
- 1895 кораблей
- Корабли, построенные в Портсмуте
- Линкоры Великобритании викторианской эпохи
- Линкоры Великобритании Первой мировой войны
- Морские происшествия 1915 года
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками в Первой мировой войне.
- Кораблекрушения Первой мировой войны в Дарданеллах
- Кораблекрушения Турции