Дора я
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |

Дора I (Дора 1) — бывшая немецкая база подводных лодок и загон или бункер для подводных лодок, построенный в Тронхейме , Норвегия . Строительство бункера (обозначенного немцами как ДОРА I) было предпринято во время Второй мировой войны . Рядом находится незавершенная Дора II (Дора 2). Тронхейм традиционно назывался Дронтеймом на немецком языке, а название ДОРА — это буква «D» в немецком фонетическом алфавите . [1]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]После оккупации Норвегии в 1940 году вскоре стало понятно, что в стране имеются лишь ограниченные возможности для мелкого ремонта военно-морского флота. Более обширная работа обычно означала возвращение в Германию. Капитуляция Франции два месяца спустя в некоторой степени затмила стратегическое значение Норвегии, но она по-прежнему считалась лучшим местом для выхода к Атлантическому и Северному Ледовитому океанам , чем Германия. Тем не менее, требовалась лучшая защита подводных лодок от атак с воздуха, поэтому была инициирована программа строительства бункеров. [2]
Базы немецких подводных лодок в оккупированной Норвегии действовали в период с 1940 по 1945 год, когда Кригсмарине (ВМС Германии) превратило несколько военно-морских баз в Норвегии в базы подводных лодок. Тронхейм был важной базой подводных лодок в Норвегии во время войны. Здесь располагалась 13-я флотилия подводных лодок было приписано 55 подводных лодок . , и за время ее службы к ней [3]
Строительство
[ редактировать ]


Строительство бункера, который станет частью крупнейшей немецкой военно-морской базы в Северной Европе , началось осенью 1941 года, через год после вторжения в Норвегию . Бетонная крыша имела толщину 3,5 м (11 футов 6 дюймов) и армировалась сталью. Стены тоже были бетонными, но их толщина составляла 3 м (9 футов 10 дюймов). Размер всего бункера составлял 153 × 105 м (167 × 115 ярдов). Работу провели «Викинг» организации Тодта (OT) айнзацгруппа и строительная компания Sager & Wörner из Мюнхена .
В Ветхом Завете широко использовался рабский труд ; пятеро сербских рабочих погибли, когда на них упала стена. Этот инцидент породил широко распространенный слух о том, что немцы просто оставили тела внутри стены. Хотя немецкие инженеры рассчитали, что пять корпусов не значительно ослабят укрепление, корпуса были удалены до продолжения строительства. [4]
Трудности с рабочей силой были не единственной проблемой. Приобретение сырья также было проблемой. Многие норвежские здания были построены из древесины, поэтому цемент, песок и заполнитель — компоненты, необходимые для производства бетона — часто было трудно добыть в достаточных количествах. Сталь, необходимая для армирования, в основном импортировалась из Германии. Погода тоже сыграла свою роль; автомобильные и железные дороги часто подвергались воздействию снега и льда. Быстровозводимые жилые дома из Германии оказались неподходящими. Из-за погоды было задержано больше кораблей, чем из-за вмешательства противника. Большую часть строительной техники также пришлось импортировать. [5]
Первоначально предполагалось, что бункеры в Норвегии будут иметь второй этаж над загонами для подводных лодок. Здесь должны были разместиться жилые помещения, мастерские и офисы. От этой идеи отказались в конце 1941 года из-за уже упомянутых проблем. Выбор места тоже не помог. Накопившаяся грязь поверх слоев глины и песка оказалась несовместимой с существующими конструкциями и представляла собой нестабильный грунт, поэтому бункер пришлось строить по частям и стабилизировать, прежде чем продолжить строительство. [6]
Строительство бункера меньшего размера к западу от него, Дора II (Дора 2), было начато в 1942 году, но к концу войны оно было завершено лишь наполовину. В настоящее время это здание используется верфью . Планы строительства Доры III (Дора 3) в заливе Ленген (Леангенбукта) были отложены, и строительство так и не началось. [6]
В эксплуатации
[ редактировать ]У Доры I образовался заметный прогиб до 15 см (5,9 дюйма), который, похоже, беспокоил строителей больше, чем моряков подводных лодок. Наконец, 20 июня 1943 года он был передан Кригсмарине в качестве базы базирования 13-й флотилии подводных лодок . [7] В бункере, который можно было герметично закрыть при нападении, было место для 16 подводных лодок . Несколько подводных лодок сдались в Тронхейме в конце войны 9 мая 1945 года. [8]
Во время войны бомбардировки союзников были нацелены на загоны (бункеры) немецких подводных лодок. В июле 1943 года американская бомбардировка немецкой базы в Тронхейме была проведена. Мастерские в этом районе были разрушены, был нанесен большой материальный ущерб, в том числе гражданским объектам, а в сообщениях Германии сообщалось, что их планы строительства были отложены на три месяца (потеря материалов и другой ущерб могли бы способствовать задержкам в строительстве Доры II). . Сообщалось о лишь легких повреждениях Доры I. В ноябре 1944 года была предпринята попытка британской бомбардировки, но из-за низкой облачности/тумана и задымления немцев бомбардировщики повернули назад и не бомбили Тронхейм. [6] [9]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]
После войны Дору I должны были взорвать с помощью динамита , но этот проект в конечном итоге был отменен из-за массивной конструкции и огромных размеров бункера. Его взрыв нанес бы серьезный ущерб и окружающим зданиям. Летом 1945 года норвежские подводные силы были переброшены из Великобритании, и «Дора I» использовалась ими до 1954 года, когда их перевели в загоны для подводных лодок в Бергене. [ нужна ссылка ] База использовалась Норвежскими силами обороны ; Были добавлены два дополнительных этажа, окрашенных в синий цвет.
Дора I была переоборудована в здание склада и мастерской. [ нужна ссылка ] Сегодня на бывшей военно-морской базе расположены городской и государственный архивы, боулинг и несколько других предприятий. Загоны для подводных лодок, первоначально построенные для хранения немецких подводных лодок, теперь используются как гавань для гражданских лодок.
Галерея
[ редактировать ]-
Полный вид комплекса спереди.
-
Угловой вид: показана толщина бетона.
-
Недавно сторона фьорда была на реконструкции.
-
Пандусы для подъезда на передней стороне крупным планом.
-
Знак с изображением зданий в районе гавани фьорда со стрелками, указывающими на комплексы Дора.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «База подводных лодок» . Battlefieldsww2.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Як П. Маллманн Шоуэлл Базы подводных лодок Гитлера (2002) Sutton Publishing ISBN 0-7509-2606-6 стр. 55
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «13-я флотилия» . Базы подводных лодок . Uboat.net. Архивировано из оригинала 23 апреля 1999 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ↑ NRK: Historien om Dora. Архивировано 1 апреля 2019 г. в Wayback Machine (на норвежском языке).
- ^ Шоуэлл стр.56
- ^ Перейти обратно: а б с Туман спас Тронхейм от катастрофы. Архивировано 2 апреля 2019 года в Wayback Machine (на норвежском языке).
- ^ Шоуэлл стр.58
- ^ «Судьбы подводных лодок» . Базы подводных лодок . Uboat.net. Архивировано из оригинала 22 августа 2019 года . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ «Ассоциация эскадрилий № 50 и 61» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 26 февраля 2017 г.
- Библиография
- Базы в Норвегии Тронхейм Uboat.net
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- NRK , История Доры (на норвежском языке)
- Что осталось от бункера Дора сегодня
63 ° 26'23 "с.ш. 10 ° 25'16" в.д. / 63,43972 ° с.ш. 10,42111 ° в.д.