HMS Formidable (1898)
![]() Картина HMS Formidable , сентябрь 1898 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Грозный |
Заказал | Программа 1897 года |
Строитель | Портсмутская верфь |
Заложен | 21 марта 1898 г. |
Запущен | 17 ноября 1898 г. |
Завершенный | Сентябрь 1901 г. |
Введен в эксплуатацию | 10 октября 1901 г. |
Судьба | Затонул, 1 января 1915 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Грозный » класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 431 футов 9 дюймов (131,6 м) в год |
Луч | 75 футов (22,9 м) |
Черновик | 25 футов 11 дюймов (7,90 м) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 5500 миль (10190 км; 6330 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 780 |
Вооружение | |
Броня |
HMS Formidable , третий из четырех кораблей с таким названием, служивших в Королевском флоте , был головным кораблем своего класса до дредноута линкоров . Корабль был заложен в марте 1898 года, спущен на воду в ноябре того же года и завершен в сентябре 1901 года. Первоначально «Грозный» служил в составе Средиземноморского флота , а в 1908 году перешёл во флот Ла-Манша . В 1912 году он был приписан к 5-й боевой эскадре. , который дислоцировался в Норе .
После начала Первой мировой войны в августе 1914 года эскадра проводила операции в Ла-Манше и базировалась в Ширнессе для защиты от возможного немецкого вторжения. В первые дни войны 5-я боевая эскадра прикрывала переправу британского экспедиционного корпуса во Францию. 31 декабря эскадра проводила учения в Ла-Манше и, несмотря на опасность немецких подводных лодок , оказалась без противолодочной защиты; Немецкая U-24 преследовала корабли в течение дня и рано утром 1 января 1915 года дважды торпедировала «Грозный» , потопив его с тяжелыми человеческими жертвами.
Дизайн
[ редактировать ]
Проект класса «Грозный» был подготовлен в 1897 году; это было постепенное улучшение по сравнению с предыдущими Majestic и Canopus классами . Formidable принял больший размер Majestic s , взяв при этом более прочную броню Krupp конструкции Canopus . Кроме того, новая конструкция включала более длинные (и, следовательно, более мощные) основные и вспомогательные орудия, а также улучшенную форму корпуса . Эти характеристики позволили получить корабль с лучшей броневой защитой, чем у любого из предыдущих классов, и такой же высокой скоростью, как у «Канопуса» . [1]
Formidable составляла 431 фут 9 дюймов (131,6 м) Общая длина , ширина 75 футов (22,9 м) и осадка 25 футов 11 дюймов (7,90 м). Водоизмещение . 14 500 длинных тонн (14 700 т ) в нормальном режиме и до 15 800 длинных тонн (16 100 т) при полной загрузке Ее экипаж насчитывал 780 офицеров и рядовых . Корабли класса «Грозный» были оснащены парой 3-цилиндровых двигателей тройного расширения , а пар вырабатывался двадцатью котлами Бельвилля . Котлы были объединены в две трубы, расположенные в миделе корабля . Корабли класса «Грозный» имели максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) при указанной мощности 15 000 лошадиных сил (11 000 кВт). [2]
«Грозный» имел главную батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий 40-го калибра, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части; эти орудия были установлены в круглых барбетах, которые позволяли заряжать или поднимать их со всех сторон. На кораблях также была установлена дополнительная батарея из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий 45-го калибра, установленных в казематах , в дополнение к десяти 12-фунтовым 3-дюймовым (76-мм) орудиям и шести 3-фунтовым 47-мм (1,9 дюйма) орудиям. для защиты от торпедных катеров . Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен четырьмя 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус. [2]
«Грозного» У был бронепояс толщиной 9 дюймов (229 мм); поперечные переборки на обоих концах пояса имели толщину от 9 до 12 дюймов (от 229 до 305 мм). Борта ее башен главного калибра имели толщину от 8 до 10 дюймов (от 203 до 254 мм), поверх барбетов толщиной 12 дюймов (305 мм) , а казематная батарея была защищена 6-дюймовой крупповской сталью. Ее боевая рубка также имела борта толщиной 14 дюймов (356 мм). Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 3 дюйма (25 и 76 мм) соответственно. [2]
История обслуживания
[ редактировать ]

HMS Formidable был заложен на верфи Портсмута 21 марта 1898 года и спущен на воду 17 ноября 1898 года; На момент спуска на воду он был очень неполным, и его спустили на воду в первую очередь для того, чтобы расчистить стапель , чтобы можно было начать строительство линкора « Лондон» . «Грозный» был завершен в сентябре 1901 года и 10 октября вошел в строй в Портсмуте для службы на Средиземноморском флоте . Капитан Александр Уильям Чисхолм-Баттен заплатил за HMS Резолюцию он и его команда перешли к Грозному . 9 октября, а на следующий день [3] В сентябре 1902 года посетила Эгейское море с другими кораблями станции для совместных маневров у Науплии . [4] а в следующем году она сопровождала королевскую яхту HMY «Виктория и Альберт», когда король посетил Средиземное море. [5] Он начал ремонт на Мальте в 1904 году, который продолжался до апреля 1905 года, а в апреле 1908 года был переведен в состав Флота Ла-Манша . [6] [7]
Оплаченный на верфи Чатема 17 августа 1908 года, «Грозный» начал еще один ремонт и повторно вступил в строй 20 апреля 1909 года для службы в 1-й дивизии Флота Метрополии , дислоцированной в Норе . 29 мая он перешел в состав Атлантического флота . В мае 1912 года «Грозный» был сокращен до основного экипажа и переведен в 5-ю боевую эскадрилью Второго флота Метрополии, снова в Нор, где он прослужил до начала войны в августе 1914 года. [6] Сильный пар во время этой службы привел к тому, что у нее возникли серьезные проблемы с оборудованием. [7]
Первая мировая война
[ редактировать ]В начале Первой мировой войны « Грозный» и 5-я боевая эскадра базировались в Портленде и были приписаны к флоту Ла-Манша для защиты Ла-Манша . После обеспечения безопасной транспортировки британского экспедиционного корпуса во Францию в августе 1914 года «Грозный» принял участие в переброске Портсмутского батальона морской пехоты в Остенде 25 августа. [6] [8] 14 ноября «Грозный» и другие корабли 5-й боевой эскадры были переведены в Ширнесс из-за опасений, что немецкое вторжение в Великобританию было не за горами. Эскадра была заменена «Дункан» линкорами класса 6-й боевой эскадры и 30 декабря переброшена в Портленд. [6]
Потеря
[ редактировать ]
Под командованием вице-адмирала флота Ла-Манша сэра Льюиса Бэйли 5-я боевая эскадра провела 31 декабря, участвуя в артиллерийских учениях у острова Портленд при поддержке легких крейсеров «Топаз» и «Даймонд» . Эскадра не получила сопровождения эсминцев для операции . После учений в ту ночь флот продолжал патрулировать море, хотя сообщалось об активности подводных лодок в этом районе. Видимость в ту ночь была хорошей, хотя море было настолько неспокойным, что затруднило обнаружение подводной лодки . Бэйли не подозревал никакой опасности со стороны подводных лодок и поэтому вел свои корабли впереди строя со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). «Грозный» был последним линкором в строю, за ним следовали только два крейсера. Британцы не знали, что немецкая подводная лодка U-24 весь день преследовала эскадру, пока она тренировалась, пытаясь найти подходящую позицию для атаки. [9]
Около 02:20 1 января 1915 года U-24 выпустила торпеду по «Грозному» , поразив ее правый борт рядом с носовой воронкой. Грозного » Командир « , капитан Локсли, надеялся спасти корабль, подведя его близко к берегу; другие британские корабли в тот момент не знали о том, что произошло, но после того, как «Грозный» вышел из строя, «Топаз» увеличила скорость, чтобы определить, что она делает. К тому времени, когда двадцать минут спустя «Топаз» приблизился к «Грозному» , последнее судно уже взяло крен на 20 градусов на правый борт, и Локсли отдал приказ покинуть корабль. Люди, пытавшиеся спасти судно, остались на борту и за счет противодействия затоплению сократили крен, хотя к тому времени «Грозный» находился очень низко в воде. [10] [11]
Около 03:05 U-24 выпустила еще одну торпеду по подбитому «Грозному» , снова попав в него по правому борту рядом с носовой частью. Топаз , к которому присоединился Даймонд , начал спасательную операцию, но из-за сильного волнения было очень трудно поднять людей на борт. «Грозный» оставался на плаву еще час и сорок минут, а в 04:45 начал опрокидываться и тонуть носовой частью. Он оставался на плаву с поднятой кормой в течение нескольких минут, прежде чем затонуть. В последний раз Локсли видели на мостике, спокойно наблюдающим за эвакуацией корабля. Даймонд подобрал из воды тридцать семь офицеров и команду. [12] [11] Траулер из Бриксема « Провидент» подобрал 73 члена экипажа «Формидейбл » линкора со катера около полудня, а Формидейбл » лодка « сумела достичь Лайм-Реджиса после 22 часов в море, спасая еще 47 человек. [13] Всего в результате затопления погибли 35 офицеров и 512 солдат. [11] [14]
Расследование Адмиралтейства по поводу затопления показало, что риск проведения учений в Ла-Манше без защиты эсминца чрезмерен и не должен продолжаться. Бэйли был отстранен от командования за неспособность принять адекватные меры предосторожности против нападения подводных лодок. [15]
Место крушения
[ редактировать ]Формидбл" Место крушения " внесено в список контролируемых мест в соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года . [16]
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Берт , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с Лион и Робертс , с. 36.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36576. Лондон. 3 октября 1901 г. с. 4.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36897. Лондон. 13 октября 1902 г. с. 7.
- ^ «№27560» . Лондонская газета . 2 июня 1903 г. с. 3525.
- ^ Jump up to: а б с д Берт , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Престон , с. 8.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 76, 98.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 57–59.
- ^ Корбетт 1921 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Берт , с. 203.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 58–59.
- ^ Монография штаба ВМФ № 28, 1925 г. , с. 152
- ^ Корбетт 1921 , с. 59.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 59–60.
- ^ «Закон 1986 года о защите военных остатков (обозначение судов и контролируемых объектов) Приказ 2008 года» . Управление информации государственного сектора . Проверено 21 июля 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174823980 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 924170059 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Монография № 28: Домашние воды. Часть III: С ноября 1914 г. по конец января 1915 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. XII. Отдел штаба ВМФ, подготовки и штабных обязанностей. 1925.
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диттмар, Ф.Дж. и Колледж, Дж.Дж. (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0380-4 .
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: ISBN Salamander Books Ltd. 978-0-86101-142-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1957]. Британские линкоры . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-075-5 .
- Груши, Рэндольф (1979). Британские линкоры 1892–1957: великие дни флота . Лондон: G. Cave Associates. ISBN 978-0-906223-14-7 .
- 1898 кораблей
- 1915 год в Соединенном Королевстве.
- Корабли, построенные в Чатеме
- Линкоры класса «Грозный»
- Морские происшествия 1915 года
- Корабли, построенные в Портсмуте
- Защищенные затонувшие корабли Соединенного Королевства
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками в Первой мировой войне.
- Линкоры Великобритании Первой мировой войны
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Ла-Манше