Jump to content

Лондон Линкор класса

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Лондон Линкор класса
HMS Bulwark в 1912 году
Обзор класса
Имя Лондон Линкор класса
Операторы  Королевский флот
Предшественник Грозный класс
Преемник Дункана класс
Построен 1898–1904
В комиссии 1902–1919
Завершенный 5
Потерянный 1
Ушедший на пенсию 4
Общие характеристики
Тип Линкор до дредноута
Смещение
Длина 431 футов 9 дюймов (131,6 м) в год
Луч 75 футов (22,9 м)
Черновик 26 футов (7,9 м)
Установленная мощность
Движение
Скорость 18 узлов (33,3 км/ч; 20,7 миль в час)
Дополнить 714
Вооружение
Броня

Класс Лондон» « представлял собой группу из пяти типа «преддредноут», линкоров построенных для британского Королевского флота в конце 1890-х — начале 1900-х годов. В класс входили Лондон , Булварк , Достопочтенный , Королева и Принц Уэльский . Корабли класса «Лондон» были очень похожи на предшествующий «Грозный» класс , основные отличия заключались в компоновке бронирования. Они были вооружены батареей из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий и имели максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Их иногда называют частью класса «Грозный» из-за их сходства или классом из трех кораблей, причем два последних образуют собственный класс «Королева» . Пять кораблей были построены между 1898 и 1904 годами на верфях Портсмута , Девонпорта и Чатема .

Все пять кораблей этого класса служили в составе Средиземноморского флота в начале своей карьеры ; их мирные годы прошли без происшествий, если не считать случайных столкновений с другими кораблями. Начиная с 1907 года Королевский флот начал переводить корабли обратно в свои воды, где они в разное время служили в составе Флота Метрополии , Флота Ла-Манша и Атлантического флота . В 1912–1913 годах в Лондоне проходили испытания использования самолетов, запускаемых с кораблей с трапа. К 1912 году все пять членов этого класса были переведены в 5-ю боевую эскадру Флота метрополии, где они оставались до начала Первой мировой войны в июле 1914 года. После вступления Великобритании в войну в августе корабли сопровождали британцев. Экспедиционный корпус во Францию. Почтенный обстрелял немецкие войска в октябре, а Булварк был разрушен в результате случайного взрыва магазина в ноябре.

Начиная с марта 1915 года корабли типа «Лондон» начали перебрасываться в Средиземное море для участия в Дарданелльском походе ; Лондон , королева и принц Уэльский поддержали высадку в бухте Анзак в апреле, но были отозваны в мае для усиления итальянского флота, блокирующего основной флот австро-венгерского флота в Адриатическом море . В то же время «Почтенный» был переведен в Дарданеллы, где в августе поддерживал войска союзников на берегу, а в конце года также был отправлен на Адриатику. «Куин» был переоборудован в корабль-базу в конце 1916 года, а «Лондон» и «Венерэбл» были выведены в Великобританию, где были выведены из эксплуатации, а затем преобразованы в минный заградитель и корабль-базу соответственно. «Принц Уэльский» стал кораблем-казармой в 1917 году. Все четыре корабля были проданы на слом в 1920 году и разобраны между 1920 и 1922 годами.

Чертеж класса Грозный ; Лондонцы были идентичны внешне

В рамках программы строительства 1898 года Королевский флот решил построить три дополнительных линкора, чтобы противостоять российскому военно-морскому строительству; они стали первыми членами лондонского класса. Эти три корабля были построены по проекту, близкому к предыдущему «Грозный» классу , из-за необходимости как можно быстрее начать строительство в ответ на появление новых российских кораблей. Разработку новой конструкции, которая тогда находилась в стадии разработки и которая стала «Дункан» классом , можно было отложить, чтобы позволить конструкторам продолжить свою работу. [ 1 ] [ 2 ] Их сходство с Formidable побудило некоторых историков, таких как Тони Гиббонс, [ 3 ] называть их простым подклассом конструкции « Грозный» , хотя обычно их называют отдельным классом. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Чтобы еще больше запутать, некоторые историки, такие как Р.А. Берт, называют эти корабли классом « Оплот» . [ 2 ] Основным отличием между London и Formidable была более тонкая палубная броня, измененное устройство боковой защиты в носовой части, а также некоторые другие изменения в деталях схемы бронирования и, как следствие, меньшее водоизмещение. [ 1 ]

еще два корабля класса «Лондон» Были построены , «Принц Уэльский» и «Куин» , которые были идентичны другим кораблям «Лондон », за исключением того, что они имели открытые 12-фунтовые артиллерийские батареи, установленные под открытым небом на верхней палубе в миделе корабля, и имели меньшее водоизмещение. Этим двум кораблям было приказано составить полную группу из восьми сопоставимых кораблей классов «Грозный» и «Лондон» . «Королева» и «Принц Уэльский» были заложены после линкоров типа «Дункан» , пришедших на смену « Грозным » и «Лондонам были достроены после « Дунканов ». », а также [ 1 ] [ 6 ] Их обычно считают частью лондонского класса. [ 1 ] но разница в установке их 12-фунтовых орудий, их меньшее водоизмещение и более поздняя конструкция, чем у Дункана , заставляют некоторых авторов рассматривать их как составляющие класс Queen , отдельный от классов Formidable и London . [ 6 ]

Последний из вступивших в строй кораблей, Prince of Wales , был последним линкором, единоличную ответственность за проектирование которого нес директор военно-морского строительства сэр Уильям Генри Уайт . Он также был последним из двадцати девяти линкоров классов Majestic , Canopus , Formidable , London и Duncan , введенных в строй между 1895 и 1904 годами, которые все были основаны на едином стандартном проекте Majestic и достигли своего окончательного развития в Queen. и принц Уэльский . [ 7 ]

Общие характеристики и оборудование

[ редактировать ]
Картина Лондона 1899 года.

Корабли класса «Лондон» имели длину 400 футов (120 м) между перпендикулярами 431 фут 9 дюймов (131,60 м) и общую длину . Они имели ширину 75 футов (23 м) и осадку 26 футов (7,9 м). первых трех кораблей Водоизмещение 14 500 длинных тонн (14 733 т ) в обычном режиме и до 15 700 длинных тонн (15 952 т) при полной загрузке, в то время как «Королева» и «Принц Уэльский» водоизмещением 14 150 длинных тонн (14 377 т) и 15 400 длинных тонн (15 647 т) в обычном режиме. и полной загрузки соответственно. [ 1 ] У них были две мачты с боевыми верхушками ; каждая вершина несла прожектор , а четыре дополнительных прожектора были установлены на переднем и кормовом мостах . Корпуса кораблей были разделены продольными переборками, которые должны были обеспечивать противозатопление для компенсации подводных повреждений, но оборудования, необходимого для быстрого затопления отсека, было недостаточно, что было типично для многих британских проектов до дредноутов. [ 8 ]

Их стандартный экипаж насчитывал 714 офицеров и рядовых , [ 1 ] хотя это менялось в течение их карьеры. За довоенную карьеру их общий состав колебался от 724 до 768 человек, хотя во время службы флагманом Средиземноморского флота в 1908 году экипаж « Куина » насчитывал 803 человека, включая командный состав; После того, как в 1918 году его превратили в плавучий склад , экипаж «Венерэбла » насчитывал всего 361 человек. Корабли были оснащены комплектами беспроводной телеграфии Типа 1 , которые были заменены комплектами Типа 2 в 1909–1910 годах. На кораблях было несколько небольших лодок, которые менялись в течение их карьеры, в том числе различные паровые и парусные лодки , паровые катера , катера , галеры , китобойные суда , три гигов , шлюпки и плоты . [ 8 ]

Корабли класса «Лондон» были оснащены парой трехцилиндровых двигателей тройного расширения вращающихся внутрь , которые приводили в движение два винта, . Пар для двигателей обеспечивался двадцатью котлами «Бельвиль» , за исключением «Куина» , получившего тринадцать котлов «Бэбкок и Уилкокс» . Котлы каждого корабля были разделены на три котельных отделения и объединены в две трубы , расположенные в миделе корабля . Негативный опыт эксплуатации котлов Бельвилля на кораблях класса «Грозный» привел к решению отказаться от этого типа в пользу котлов типа «Бэбкок и Уилкокс», пока «Королева» и «Принц Уэльский» еще находились в стадии строительства. Новые котлы потребовали переделки котельных; Принц Уэльский должен был получить новые котлы, но к моменту принятия решения о замене котлов Бельвилля строительство корабля зашло слишком далеко. [ 1 ] [ 9 ]

Корабли класса «Лондон» имели максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) при указанной мощности 15 000 лошадиных сил (11 000 кВт). На скоростных испытаниях все пять кораблей немного превысили проектную мощность и скорость, достигнув скорости от 18,04 до 18,4 узла (от 33,41 до 34,08 км / ч; от 20,76 до 21,17 миль в час) от 15 264 до 15 660 л.с. (от 11 382 до 11 678 кВт). Они перевозили 900 длинных тонн (910 тонн) угля для котлов, хотя их максимальная вместимость составляла 2000 длинных тонн (2000 тонн); это обеспечило им радиус плавания 5550 морских миль (10280 км; 6390 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), хотя котлы принца Уэльского были менее эффективны, чем у ее сестер, и ее запас хода был соответственно немного ниже - 5400 морских миль (10 000 км; 6 200 миль). [ 1 ] [ 9 ]

Вооружение и броня

[ редактировать ]
Иллюстрация Лондона, стреляющего залпом

Корабли класса «Лондон» имели четыре 12-дюймовые (305-мм) орудия Mark IX 40-го калибра, установленные в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Эти орудия размещались в установках BVI в круглых барбетах , которые позволяли заряжать или поднимать их со всех сторон, за исключением Venerable , у которого вместо этого были установки BVII. Каждое орудие имело по 80 снарядов. [ 1 ] [ 10 ] Оба типа креплений имели диапазон угла возвышения от -5 градусов до 13,5 градусов. Крепления BVI требовали, чтобы орудия возвращались под углом 4,5 градуса для заряжания, а крепления BVII допускали заряжание под любым углом. Орудия имели начальную скорость от 2562 до 2573 футов в секунду (от 781 до 784 м/с) и были способны пробить 12 дюймов крупповской брони на расстоянии 4800 ярдов (4400 м). На максимальной высоте дальность стрельбы орудий составляла 15 300 ярдов (14 000 м). [ 11 ]

Корабли также несли вторичную батарею из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий Mark VII 45-го калибра, установленных в казематах , которые получали по 200 снарядов на орудие. [ 10 ] Орудия имели начальную скорость 2536 футов/с (773 м/с). Эти орудия могли пробить 6 дюймов брони Круппа на расстоянии 2500 ярдов (2300 м). Максимальный угол возвышения составлял 14 градусов, что позволяло орудиям поражать цели на расстоянии до 12 000 ярдов (11 000 м). [ 12 ] Для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров первые три корабля несли шестнадцать 12-фунтовых орудий в поворотных установках с боекомплектом по 300 снарядов на орудие. У королевы и принца Уэльского было четырнадцать орудий. Все пять также имели шесть 3-фунтовых орудий, две 12-фунтовые полевые пушки и два пулемета . Как это было принято для линкоров того периода, они также были оснащены четырьмя 18-дюймовыми (457,2-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус; они были размещены на бортах , по два в ряд от каждого барбета. [ 1 ] [ 8 ]

«Лондон» и его родственные корабли были защищены смесью брони Круппа, брони Харви , никелевой стали и мягкой стали . Их расположение брони представляло собой постепенное улучшение по сравнению с предыдущими кораблями Formidable и включало в себя разработки, сделанные для Duncan , хотя и с более толстой броней, чем предполагалось для кораблей класса Duncan . У них был бронепояс толщиной 9 дюймов (229 мм) в основной части пояса; Поперечная переборка на кормовом конце пояса имела толщину от 9 до 12 дюймов (от 229 до 305 мм). В отличие от предыдущих британских линкоров, носовая часть центральной цитадели не была перекрыта поперечной переборкой; вместо этого это было опущено для экономии веса, который использовался для удлинения поясной брони по всему борту корабля, хотя и с уменьшенной толщиной. Перед барбетом ремень был уменьшен до 7 дюймов (178 мм), затем сузился до 5 дюймов (127 мм), затем до 3 дюймов (76 мм) и, наконец, до 2 дюймов (51 мм) на крайнем конце. лук. [ 1 ] [ 13 ]

Борта башен их главной батареи имели толщину от 8 до 10 дюймов (от 203 до 254 мм), и в отличие от линкоров более ранних классов, у которых были изогнутые башни, у лондонских башен были башни с плоской поверхностью. Крыши башни имели толщину от 2 до 3 дюймов (от 51 до 76 мм). Это изменение стало результатом внедрения брони Круппа, которую таким образом было легче производить, чем сталь Харви. Башни располагались на барбетах диаметром 12 дюймов (305 мм), а казематная батарея была защищена 6-дюймовой сталью Круппа; казематы имели 2 дюйма стали по бокам и сзади. Их подъемники для боеприпасов также были защищены 2-дюймовой броней. корабля Передняя боевая рубка также имела борта толщиной от 10 до 14 дюймов (от 254 до 356 мм), а кормовая башня имела борта толщиной 3 дюйма. Корабли были оснащены двумя бронепалубами толщиной 1 и 2,5 дюйма (25 и 64 мм) соответственно. [ 1 ] [ 13 ]

Данные о строительстве
Имя Строитель [ 1 ] Заложен [ 1 ] Запущен [ 1 ] Завершенный [ 1 ]
Лондонская подгруппа
Лондон Портсмутская верфь 8 декабря 1898 г. 21 сентября 1899 г. Июнь 1902 г.
оплот Верфь Девонпорта 20 марта 1899 г. 18 октября 1899 г. Март 1902 г.
почтенный Верфь Чатема 2 января 1899 г. 2 ноября 1899 г. ноябрь 1902 г.
королевы Подгруппа
Королева Верфь Девонпорта 12 марта 1901 г. 8 марта 1902 г. Март 1904 г.
Принц Уэльский Верфь Чатема 20 марта 1901 г. 25 марта 1902 г. Март 1904 г.

История обслуживания

[ редактировать ]
Королева в Спитхеде в июне или июле 1909 года.

Довоенная карьера

[ редактировать ]

Судьба кораблей класса «Лондон» в мирное время прошла без происшествий. «Лондон» и «Куин» участвовали в столкновениях с торговыми судами в 1912 и 1909 годах соответственно, а «Принс оф Уэльский» был случайно протаранен подводной лодкой HMS C32 , но ни один из линкоров не получил существенных повреждений. За время своей службы в мирное время корабли неоднократно подвергались капитальному ремонту и вносились незначительные модификации, включая изменение легкого вооружения, установку прожекторов, а также установку улучшенных систем управления огнем и радиосвязи. Лондон использовался в экспериментах по корабельной авиации в 1912–1913 годах. [ 14 ]

С момента ввода в строй все пять кораблей класса «Лондон» служили в составе Средиземноморского флота, причем «Лондон» , «Бульварк » и «Венерэбл» в 1902 году там дислоцировались . В 1904 году к ним присоединились «Королева» и «Принц Уэльский» , хотя корабли оставались там всего несколько лет. прежде чем быть отозванным в Великобританию между 1907 и 1909 годами. Лондон и Булварк служили в составе Флота Метрополии с 1907 по 1908 год, после чего они были переведены во флот Ла-Манша , где присоединились к Venerable , отозванному в том же году из Средиземного моря. Королева и принц Уэльские были переведены в состав Атлантического флота в 1908 и 1909 годах соответственно; Почтенный присоединился к ним там в 1909 году, а затем в Лондоне в 1910 году. Вместо этого Булварк был переведен обратно в 5-ю боевую эскадрилью Флота Метрополии в 1909 году, где она оставалась до начала Первой мировой войны в 1914 году. Остальные члены класса присоединились к ним. она там в 1912 году. [ 14 ] «Лондон» был передан в состав 5-й боевой эскадрильи и использовался в экспериментах с взлетом самолетов с мая 1912 по 1913 год с использованием рампы, построенной над ее баком , перенесенной с линкора « Хиберния» . [ 15 ] [ 16 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Почтенный на Мальте в 1915 году.

Все пять кораблей были мобилизованы в составе 5-й боевой эскадры при вступлении Великобритании в Первую мировую войну в августе 1914 года. Первоначально они базировались в Ла-Манше и помогали сопровождать британский экспедиционный корпус через Ла-Манш в августе. В октябре «Венетабл» был отправлен бомбардировать немецкие позиции вдоль побережья Фландрии , а «Куин» был временно откомандирован для защиты от предполагаемой атаки немецких крейсеров. [ 17 ] 26 ноября «Булварк» был случайно разрушен внутренним взрывом, вероятно, в результате неправильного обращения с боеприпасами. [ 18 ] Четыре выживших члена класса остались в Ла-Манше, не участвуя в дальнейших боевых действиях до начала 1915 года, когда в начале марта Венерабль была отозвана на побережье Фландрии для обстрела немецких позиций, что она и делала в течение мая того же года. В то же время Лондон , королева и принц Уэльский были отправлены в Дарданеллы , где они должны были присоединиться к Галлиполийскому походу против Османской империи . [ 19 ]

Три линкора присоединились к британскому и французскому флоту для высадки десанта на мысе Хеллес и в бухте Анзак , состоявшейся 25 апреля. Три корабля поддержали высадку 3-й австралийской бригады в бухте Анзак. В ходе высадки Лондон , Королева и Принц Уэльский обеспечивали прикрытие огнем, когда войска АНЗАК продвигались вглубь страны, и помогали подавлять османскую артиллерию. [ 20 ] В мае три корабля были переведены во 2-ю отдельную эскадру, перед которой была поставлена ​​задача поддерживать итальянскую Regia Marina (Королевский флот) в Адриатическом море , где находился австро-венгерский флот . [ 21 ] Адмирал Паоло Таон ди Ревель , начальник штаба итальянского военно-морского флота, считал, что угроза со стороны австро-венгерских подводных лодок и военно-морских мин в узких водах Адриатики слишком серьезна, чтобы он мог активно использовать флот. Поэтому он оставил свои самые современные линкоры, а также британские, в Таранто , чтобы блокировать австро-венгров. [ 22 ] Также в мае Достопочтенного перевели из Ла-Манша в Дарданеллы; в августе она поддерживала силы союзников на берегу, [ 23 ] перед переоборудованием в октябре и переводом во 2-ю отдельную эскадрилью в декабре. [ 24 ]

В конце 1916 года «Куин» был переоборудован в плавучий склад для поддержки заграждения в Отранто ; В течение следующего года она была постепенно разоружена, а орудия были отправлены на берег для усиления боевых действий итальянской артиллерии на севере Италии. Также в конце 1916 года «Лондон» и «Венерэбл» вернулись в Великобританию, где были выведены из эксплуатации. В феврале 1917 года «Принц Уэльский» также был отозван в Великобританию, где его превратили в корабль-казарму . С февраля по апрель 1918 года «Лондон» был переоборудован в минный заградитель , и он действовал в этой роли до конца войны. В то же время Venerable стал кораблём-базой поддержки минных заградителей в Северном море. [ 25 ]

Послевоенные судьбы

[ редактировать ]

Ни один из уцелевших кораблей долгое время после окончания войны не оставался в строю. «Почтенный» был выведен из эксплуатации первым в декабре 1918 года, сразу после войны. В январе 1919 года «Лондон» был преобразован в корабль-базу и передан в состав 3-го флота. Королева вернулась в Великобританию в апреле 1919 года, где в мае она была выставлена ​​на продажу вместе с Достопочтенным . Королева и принц Уэльские были проданы в 1920 году и разошлись в следующем году в Великобритании. Лондон оставался в эксплуатации до января 1920 года, а в марте также был выставлен на продажу; она и Venerable были проданы в июне того же года и в конечном итоге списаны в Германии в 1922 году. [ 26 ]

Единственный сохранившийся до дредноута британской постройки, японский линкор «Микаса» также был построен по модифицированной конструкции «Грозного» , главным отличием которого было добавление еще одной пары 6-дюймовых орудий. [ 27 ] [ 28 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Лион и Робертс , с. 37.
  2. ^ Jump up to: а б Берт , с. 206.
  3. ^ Гиббонс , с. 151.
  4. ^ Груши , с. 30.
  5. ^ Уиллмотт , с. 15.
  6. ^ Jump up to: а б Берт , с. 248.
  7. ^ Берт , с. 253.
  8. ^ Jump up to: а б с Берт , стр. 215, 253.
  9. ^ Jump up to: а б Берт , стр. 211, 215, 253–254.
  10. ^ Jump up to: а б Берт , с. 215.
  11. ^ Фридман , стр. 57–58.
  12. ^ Фридман , стр. 79–81.
  13. ^ Jump up to: а б Берт , стр. 208–210, 215.
  14. ^ Jump up to: а б Берт , стр. 219–226, 259.
  15. ^ Берт , стр. 219, 224.
  16. ^ Престон , с. 8.
  17. ^ Корбетт 1920 , стр. 76–82, 227–229, 239–243.
  18. ^ Берт , стр. 221–222.
  19. ^ Корбетт 1921 , стр. 201–202, 208, 227, 402.
  20. ^ Корбетт 1921 , стр. 311–324.
  21. ^ Берт , стр. 226, 259.
  22. ^ Халперн , стр. 141–145, 150.
  23. ^ Корбетт 1923 , стр. 24, 105–106.
  24. ^ Берт , с. 226.
  25. ^ Берт , стр. 224, 226, 259–260.
  26. ^ Берт , стр. 226, 259–260.
  27. ^ Престон , с. 189.
  28. ^ «Остался единственный линкор британской постройки. • The Military Times» . 25 ноября 2018 г.
  • Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-173-1 .
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC   174823980 .
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC   924170059 .
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1923). Военно-морские операции: Дарданелльская кампания . Том. III. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC   174824081 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: ISBN Salamander Books Ltd.  978-0-86101-142-1 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Груши, Рэндольф (1979). Британские линкоры, 1892–1957: Великие дни флота . Лондон: Патнэм. OCLC   464390068 .
  • Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN  978-0-87021-907-8 .
  • Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи (Том 1, От Порт-Артура до Чанака, 1894–1922) . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-35214-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Диттмар, Ф.Дж. и Колледж, Дж.Дж. (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-0-7110-0380-4 .
  • Паркс, Оскар (1990) [1957]. Британские линкоры . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-075-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9fd0a9785f353d00d37cfda4738bfe9__1708675140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/e9/a9fd0a9785f353d00d37cfda4738bfe9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
London-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)