HMS Bulwark (1899)
Оплот на якоре
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | оплот |
Заказал | 27 июня 1898 г. |
Строитель | Верфь HM, Девонпорт |
Расходы | £ 997,846 |
Заложен | 20 марта 1899 г. |
Запущен | 18 октября 1899 г. |
Крещенный | Леди Гарриет Фэйрфакс |
Завершенный | Март 1902 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 марта 1902 г. |
Судьба | Разрушен внутренним взрывом 26 ноября 1914 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Лондон» Линкор типа до дредноута |
Смещение |
|
Длина | 431 футов 9 дюймов (131,6 м) ( о/а ) |
Луч | 75 футов (22,9 м) |
Черновик | 28 футов 2 дюйма (8,59 м) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 5550 миль (10280 км; 6390 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 738; 789 как флагман |
Вооружение | |
Броня |
HMS Bulwark был одним из пяти «Лондон» типа линкоров , построенных для Королевского флота в конце XIX века. « Лондоны » были подклассом «Грозный дредноутов, предшествующих классу ». Построенный в 1902 году, он первоначально был назначен на Средиземноморский флот в качестве его флагманского корабля . Затем корабль служил в составе флота Ла-Манша и метрополии с 1907 по 1910 год, обычно в качестве флагманского корабля. С 1910 по 1914 год находился в резерве Флота метрополии.
После начала Первой мировой войны в августе 1914 года «Булварк » вместе с остальной частью эскадры был прикреплен к реформированному флоту Ла-Манша для защиты британского экспедиционного корпуса , когда он двигался через Ла-Манш во Францию. 26 ноября 1914 года он был разрушен сильным внутренним взрывом, в результате чего погиб 741 человек возле Ширнесса ; только дюжина человек пережила взрыв. Вероятно, это произошло из-за перегрева кордитовых зарядов, размещенных рядом с котельной переборкой . Лишь немногие части корабля уцелели и были спасены , а его останки были объявлены контролируемой территорией в соответствии с Законом о защите военных остатков 1986 года . Дайвинг на месте крушения вообще запрещен.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Пять кораблей класса Лондон» « [ Примечание 1 ] были заказаны в 1898 году в ответ на увеличение военно-морского строительства для Императорского Российского Флота . Проект лондонского класса был подготовлен в 1898 году; это было виртуальное повторение предыдущего Formidable класса , хотя и со значительными изменениями в схеме передней бронезащиты. Вместо традиционной поперечной переборки основного на переднем конце брони пояса , пояс был вынесен дальше вперед и постепенно сужался по толщине. Палубная броня также была усилена. [ 2 ]
фальшборта составляла 431 фут 9 дюймов (131,6 м) Общая длина , ширина - 75 футов (22,9 м), а осадка - 28 футов 2 дюйма (8,59 м) при глубокой нагрузке . Его водоизмещение 15 366 длинных тонн (15 613 т ) в нормальном режиме и до 15 955 длинных тонн (16 211 т) при полной загрузке. [ 3 ] Корабль имел метацентрическую высоту 4,46 фута (1,36 м). Ее экипаж насчитывал 738 офицеров и рядовых в качестве частного корабля и до 789 во время службы в качестве флагмана. Корабли класса «Лондон» были оснащены парой трехцилиндровых перевернутых вертикальных паровых двигателей тройного расширения . Цилиндры были 31 + 1 ⁄ 2 дюйма (800 мм), Диаметр 51 + 1 ⁄ 2 дюйма (1310 мм) и 84 дюйма (2100 мм) с ходом 4 фута 3 дюйма (1,30 м). [ 1 ] Каждый комплект приводил в движение один винт , используя пар, подаваемый двадцатью котлами Бельвилля . [ 4 ] Котлы были объединены в две трубы, расположенные в миделе корабля . Корабли класса «Лондон» имели максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) при указанной мощности 15 000 лошадиных сил (11 000 кВт ). [ 3 ] Во время ходовых испытаний Bulwark достиг скорости 18,2 узла (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) при мощности 15 353 л.с. (11 449 кВт). [ 5 ] На кораблях было достаточно угля, чтобы обеспечить дальность действия 5550 морских миль (10280 км; 6390 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 3 ]
Главная батарея класса «Лондон» состояла из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий BL Mk IX, установленных в двухорудийных башнях , по одному в носовой и кормовой части надстройки . Их вторичное вооружение состояло из дюжины 6-дюймовых (152-мм) орудий БЛ Mk VII, установленных в казематах , установленных в бортах корпуса. Защиту от торпедных катеров обеспечивали шестнадцать скорострельных (QF) 12-фунтовых (3 дюйма, 76 мм) орудий мощностью 12 центнеров . [ Примечание 2 ] восемь из них были установлены в центральной надстройке, а остальные восемь орудий располагались на носовой и кормовой части главной палубы и стреляли через небронированные амбразуры в корпусе. Каждая из двух боевых вершин была оснащена тремя 3-фунтовыми 47-мм (1,9 дюйма) пушками Гочкиса QF . Как это было принято для линкоров того периода, они также были оснащены четырьмя подводными 18-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами в корпусе, по два на каждом борте . [ 3 ]
У Лондонов был бронепояс толщиной 9 дюймов (229 мм); Поперечные переборки на кормовом конце пояса имели толщину от 9 до 12 дюймов (от 229 до 305 мм). Лица их орудийных башен были защищены броневыми листами толщиной 8 дюймов (203 мм) на 12-дюймовых барбетах , а казематные орудия были защищены 6-дюймовой крупповской сталью . Боевая рубка имела борта толщиной 14 дюймов (356 мм). Корабли были оснащены тремя бронепалубами толщиной от 1 до 2,5 дюймов (25 и 64 мм) каждая. [ 3 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Бастион , названный в честь «твердой части борта корабля, выступающей над палубой». [ 6 ] был четвертым кораблем ее имени, служившим в Королевском флоте. [ 7 ] Корабль был одним из трех линкоров, заказанных в рамках Военно-морской оценки 1898–1899 годов. [ 8 ] Он был заложен на верфи Ее Величества в Девонпорте 20 марта 1899 года и спущен на воду 18 октября 1899 года леди Харриет Фэйрфакс, женой адмирала сэра Генри Фэйрфакса , главнокомандующего Плимутом . [ 9 ] Корабль был построен в марте 1902 года, его стоимость составила 997 846 фунтов стерлингов плюс 167 970 фунтов стерлингов на вооружение. [ 3 ] [ 10 ] Bulwark был заказан капитаном . Фредериком Гамильтоном [ 11 ] 18 марта на службу в составе Средиземноморского флота . [ 12 ] Адмирал сэр Комптон Домвил поднял свой флаг на борту 1 мая в качестве главнокомандующего Средиземноморским флотом. [ 13 ]
1902–1909
[ редактировать ]Она покинула Плимут пять дней спустя. [ 14 ] и прибыл в Гибралтар 10-го числа, затем проследовал на Мальту . [ 15 ] В августе был флагманом эскадры, посещавшей Эгейское море для совместных маневров и заходов на Лемнос и Навплию . [ 16 ] и был слегка поврежден во время учений, когда линкор « Грозный» неправильно рассчитал расстояние при попытке буксировать «Булварк» и столкнулся с ним. ежегодные маневры флота Ла-Манша . В следующем месяце у берегов Греции и Италии начались [ 17 ] она посетила Кальяри ( Сардиния ) . В октябре во время учений [ 18 ] В конце декабря 1902 года он вернулся в греческие воды, когда посетил Астакос в Ионическом море на кораблях HMS Irresistible и HMS Pioneer . [ 19 ] 18 апреля 1903 года король Эдуард VII был принят на борту «Оплота» он провел смотр флота , а два дня спустя . Во время маневров флота в августе у берегов Португалии корабль посетил король Португалии Карлуш I. Во время кайзера Вильгельма II визита на Мальту в апреле 1904 года он принял временное командование « Оплотом» 11 апреля в качестве почетного британского адмирала флота . Домвилл и Булварк иногда выступали в качестве наблюдателей во время маневров флота Ла-Манша в мае 1905 года, а не участвовали в них. Средиземноморский флот был отозван на Мальту из Адриатического моря 27 октября после инцидента на Доггер-банке , когда российский Балтийский флот по ошибке обстрелял британских рыбаков, проходивших через Северное море по пути на Дальний Восток во время русско-японской войны . Флот прибыл 29-го числа и начал погрузку угля и боеприпасов, готовясь к войне, но остановился 2 ноября после того, как русские согласились расследовать инцидент. 10 декабря «Булварку» было приказано вернуться в Англию, чтобы ее команда была на борту. это окупилось , и три дня спустя Домвилл спустил свой флаг. Корабль покинул Мальту 14 декабря, прибыл в Девонпорт 21 декабря и был выплачен через два дня. [ 20 ]
Bulwark был повторно введен в строй 3 января 1905 года под командованием командира Эдварда Филпоттса в качестве исполняющего обязанности капитана флага и отправился 5 января на Мальту, куда прибыл 12-го числа, где Домвилл снова поднял свой флаг. 9 июня корабль прибыл в Геную , Италия, где Домвилл снова спустил свой флаг, а капитан Осмонд Брок сменил Филпоттса. Два дня спустя он прибыл на Мальту, где адмирал лорд Чарльз Бересфорд поднял на борту свой флаг в качестве главнокомандующего Средиземноморским флотом. Bulwark 30 октября начал длительный ремонт на Мальте, который длился до 5 февраля 1906 года; Работа включала добавление наблюдательных вершин, длиной 4 фута 6 дюймов (1,37 м) Barr & Stroud оснащенных дальномерами совпадений . [ 21 ] 10 февраля корабль отправился в Лагос, Португалия Ла-Манша и , для встречи с флотами Атлантического океана для маневров, которые продолжались до конца месяца. Ежегодные маневры, начавшиеся 24 июня, были предназначены для оценки эффективности стратегии торговых рейдов , поскольку «Булуарк» был флагманом флота, блокировавшего Лагос, до того, как три дня спустя начались общие действия флота. [ 22 ] В 1906–1907 годах все 12-фунтовки главной палубы были перенесены на надстройку. [ 23 ]
19 января 1907 года она уехала с Мальты в Портсмут , чтобы получить расчет; после прибытия 26 января Бересфорд спустил свой флаг, хотя оплата за корабль была произведена только 11 февраля в Девонпорте. 12 февраля «Булварк» был повторно введен в строй под командованием капитана Бертрама Чемберса и стал флагманом контр-адмирала Фрэнка Финниса из Нор дивизии Флота Метрополии . Корабль посетил Тронхейм , Норвегия , 18 июня, а затем 26 июня – Инвергордон , Шотландия. Она присутствовала во время проверки флота, проведенной королем Эдвардом в Коусе 3 августа. После участия в маневрах флота в начале октября, Bulwark дважды села на мель возле Лемон-Лайт в Северном море, пытаясь избежать голландских рыболовных судов 26 октября, но оба раза смогла освободиться. Ее днище было слегка повреждено во время инцидентов, и 31 октября она вошла в сухой док на верфи HM в Чатеме, чтобы начать ремонт и длительный ремонт, который длился до 9 марта 1908 года. [ 24 ] Еще находясь в руках верфи, капитан Артур Левесон временно принял командование 3 января. [ 25 ] и контр-адмирал Стэнли Колвилл сменил Финниса, командующего дивизией Нор, 17 января. После проведения торпедной и артиллерийской подготовки и испытаний в предыдущие месяцы капитан Роберт Фалькон Скотт, известный в Антарктике был назначен капитаном « Бульварка» , 18 мая . 1 августа корабль зашел на верфь Ширнесс , чтобы расплатиться с командой, некоторые из которых присоединились к линкорам «Дункан» и «Великолепный» , когда он был официально выведен из эксплуатации 17 августа. Bulwark На следующий день был повторно введен в строй с основным экипажем линкора Majestic . [ 26 ] 3 октября он был переведен в состав Флота Ла-Манша. [ 27 ] и прибыл в Плимут-Саунд 11 декабря. Десять дней спустя верфь Девонпорта начала ремонт 12-дюймовых башен корабля и замену изношенных стволов орудий, на завершение которых ушло до 3 марта 1909 года. В тот же день капитан Бентинк Йелвертон . командование линкором принял [ 28 ] В результате реорганизации флота 24 марта 1909 года Флот Ла-Манша стал 2-й дивизией Флота Метрополии. [ 27 ] Булварк присутствовал на смотре флота в Спитхеде, проведенном для лордов Адмиралтейства 12 июня. [ 29 ]
1909–1914
[ редактировать ]Он был переоборудован в Девонпорте с 25 августа по 17 декабря и оплачен 28 февраля 1910 года. [ 29 ] На следующий день Bulwark вновь был переведен в резерв в Девонпорте с основным экипажем в качестве флагмана вице-адмирала Джорджа Невилла , вице-адмирала 3-й и 4-й дивизий Флота Метрополии, в Норе, под временным командованием капитаном Каннингемом Футом. его сменил капитан Джордж Хоуп . 18 марта [ 30 ] [ 31 ] Bulwark участвовал в ежегодных маневрах в июле, а 30 декабря он начал краткий ремонт, который был завершен 25 февраля 1911 года. Капитан Эдмунд Хайд Смит сменил Хоуп 24 марта, а вице-адмирал принц Луи Баттенбергский принял на себя командование 3-й и 4-й дивизиями. . 25 апреля Bulwark заплатили, и в тот же день принц Луи спустил свой флаг. На следующий день он был повторно введен в эксплуатацию в качестве частного корабля с основным экипажем. Корабль присутствовал во время коронационного смотра флота короля Георга V в Спитхеде 24 июня. Bulwark прибыл в Чатем 23 июля, чтобы разгрузить боеприпасы и запасы в рамках подготовки к обширному ремонту, который начался 1 сентября и продлился до 1 мая 1912 года. [ 32 ]
К этому времени пара трехфунтовых орудий была переставлена на мостик , а остальные сняты. [ 33 ] Во время ходовых испытаний корабль дважды садился на мель в Барроу-Дип у побережья Нора во время ремонтных испытаний 4 мая 1912 года, серьезно повредив днище. Ремонт не был завершен до конца месяца. [ 32 ] 4 июня капитан Герберт Чаттертон повторно ввел в строй «Булварк» , который был приписан к 5-й боевой эскадрилье (БС) Второго флота. Некоторое время она служила флагманом заместителя командира эскадры с 20 августа по сентябрь, когда вернулся его собственный корабль. Если не считать периодических артиллерийских тренировок, оставшуюся часть года корабль был очень бездействующим; например, она не покидала Спитхед с 18 ноября 1912 года по 25 февраля 1913 года. Bulwark был переоборудован в Портсмуте с 14 апреля по 4 июня. Корабль участвовал в ежегодных маневрах флота в августе и вернулся в Спитхед 30 октября, где оставался до конца года. [ 34 ] Капитан Гай Склейтер сменил Хайда Смита 17 ноября. [ 35 ]
Bulwark посетил король Дании Кристиан X, когда он инспектировал эскадру 9 мая 1914 года. 22 мая она начала свой ежегодный ремонт в Чатеме, который завершился 9 июля. На следующий день ее предупредили о подготовке к тестовой мобилизации вместо ежегодных маневров флота в рамках британского ответа на июльский кризис . Приказ о мобилизации был отдан 15 июля, а через два дня флот был проверен в Спитхеде, после чего провел учения. [ 36 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В начале Первой мировой войны Bulwark и 5-й BS базировались в Портленде и были приписаны к недавно реформированному флоту Ла-Манша для защиты Ла-Манша . После обеспечения безопасной транспортировки британского экспедиционного корпуса во Францию в августе 5-й BS оставался в Портсмуте до 4 сентября, когда они вернулись в Портленд. Они пробыли там до октября, не считая учений. [ 37 ] С 5 по 9 ноября в Булварке состоялся военный трибунал контр-адмирала Эрнеста Трубриджа за его действия во время преследования немецкого линейного крейсера SMS Goeben и легкого крейсера SMS Breslau в Средиземном море в августе. [ 36 ] 14 ноября 5-й BS был переведен в Ширнесс из-за опасений, что немецкое вторжение в Великобританию приближается. [ 38 ]
Взрыв
[ редактировать ]Мощный внутренний взрыв разорвал Bulwark на части примерно в 07:53 26 ноября 1914 года, когда он был пришвартован у буя номер 17 в Кетхол-Рич . [ Примечание 3 ] 4 морских мили (7,4 км; 4,6 миль) к западу от Ширнесса в устье реки Медуэй . [ 36 ] В результате взрыва погибли все офицеры корабля, выжили лишь десяток рядовых. Всего погиб 741 человек. [ 40 ] включая членов оркестра артиллерийской школы HMS Excellence , игравшего на борту. После взрыва было обнаружено всего около 30 тел. [ 41 ] По количеству человеческих жертв этот инцидент остается вторым по катастрофическим случайным взрывом в истории Соединенного Королевства. [ 40 ] Его превзошел только взрыв линкора-дредноута «Авангард» , вызванный пожаром в кочегаре, в результате которого взорвался магазин, в Скапа-Флоу в 1917 году. [ 42 ]
Военно-морской суд по расследованию причин взрыва, состоявшийся 28 ноября, исключил внешние взрывы, такие как торпеда или мина, поскольку очевидцы говорили о вспышке пламени возле кормовой башни, а затем об одном или двух взрывах, последовавших вскоре за этим, а не о взрыве. высокий столб воды, связанный с взрывами внешнего корпуса. стрельбы Журнал , найденный частично неповрежденным, и показания клерка главного артиллериста, а также нескольких других выживших говорят о том, что шестидюймовые магазины для боеприпасов были восстановлены, чтобы хранить кордитовые пороховые заряды вместе в то утро. Это означало, что по крайней мере 30 открытых зарядов остались в переходах между магазинами корабля , а двери магазинов остались открытыми, когда корабельную роту вызвали на завтрак в 07:45. Эти проходы также использовались для хранения сотен шестидюймовых и двенадцатифунтовых снарядов, и суд пришел к выводу, что кордитовые заряды были уложены у одной из переборок котельной, температура которой повышалась по мере разжигания котлов. Это воспламенило кордитовые заряды, которые взорвали ближайшие снаряды и распространились на кормовой двенадцатидюймовый магазин, который взорвался. [ 43 ]
Место крушения
[ редактировать ]29 ноября водолазы, отправленные на поиски затонувшего корабля, сообщили, что левый нос корабля вплоть до лазарета был оторван взрывом и находился в 50 футах (15 м) к востоку от причала . Носовая часть правого борта находилась на 30 футов (9 м) дальше. Оставшаяся часть корабля была разорвана на части настолько сильно, что больше никаких крупных частей обломков найти не удалось. Одна 12-дюймовая пушка была обнаружена 28 декабря на значительном расстоянии от причала и позже обнаружена. [ 44 ]
Место крушения отмечено буями «Восточный оплот» и «Западный оплот». [ 39 ] [ Примечание 4 ] В 2008 году он был признан контролируемым объектом, поскольку является военным объектом и на него нельзя совершать погружения без разрешения Министерства обороны. [ 45 ]
Мемориалы
[ редактировать ]Мемориал погибшим на «Булварке» и минному заградителю «Принцесса Ирен» (также погибшая в результате случайного взрыва) был установлен в церкви Верфи в Ширнессе в 1921 году. Его освятил архидиакон Чарльз Инглес , капеллан флота , [ 46 ] и представлен адмиралом Хью Эван-Томасом , главнокомандующим «Нора». [ 47 ] Память о жертвах обоих кораблей также увековечена на военно-морском мемориале в Саутси . [ 48 ] Другой мемориал был установлен на кладбище Вудлендс-Роуд в Гиллингеме, Кент , как часть Военно-морского могильника. [ 49 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторые современные источники называют их Достопочтенных . классом [ 1 ]
- ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 12 центнеров относится к весу ружья.
- ^ Это не нынешний навигационный буй № 17, который находится выше по течению в Лонг-Риче. [ 39 ]
- ^ Восточный оплот - это освещенный зеленый конус (маркер правого борта). Главный канал — это участок Кетхола, и этот буй отмечает его. Западный оплот — это неосвещенная красная банка (указатель порта), обозначающая прибрежный канал. Буи не «перевернуты из уважения», как иногда говорят местные, здесь два канала. [ 39 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Техническое_Publishing_Co_Ltd 1899 , с. 405.
- ^ Берт, стр. 206–209.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Берт, с. 215
- ^ Болл, стр. 354, 359.
- ^ Болл, с. 354
- ^ Сильверстоун, с. 219
- ^ Колледж и Варлоу, с. 52
- ^ Фридман, с. 274; Паркс, с. 408
- ^ Болл, стр. 353, 356.
- ^ Паркс, с. 408
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36707. Лондон. 5 марта 1902 г. с. 5.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36719. Лондон. 19 марта 1902 г. с. 8.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36757. Лондон. 2 мая 1902 г. с. 8.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36761. Лондон. 7 мая 1902 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36765. Лондон. 12 мая 1902 г. с. 9.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36853. Лондон. 22 августа 1902 г. с. 4.
- ^ Болл, с. 365
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36896. Лондон. 11 октября 1902 г. с. 12.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36966. Лондон. 1 января 1903 г. с. 4.
- ^ Болл, стр. 367, 369.
- ^ Болл, стр. 354, 369; Фридман, с. 276
- ^ Болл, стр. 369–370.
- ^ Берт, с. 219; Фридман, с. 276
- ^ Болл, стр. 370–371.
- ^ «Артур Кавена Левесон» . www.dreadnoughtproject.org . Проект «Дредноут». Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Болл, с. 371
- ^ Jump up to: а б Берт, с. 220
- ^ Болл, стр. 371–372.
- ^ Jump up to: а б Болл, с. 372
- ^ «Каннингем Роберт де Клэр Фут» . www.dreadnoughtproject.org . Проект «Дредноут». Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «Флот метрополии (Королевский флот)» . www.dreadnoughtproject.org . Проект «Дредноут». Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Болл, с. 374
- ^ Фридман, с. 276
- ^ Болл, стр. 374, 378.
- ^ «Гай Латтли Склейтер» . www.dreadnoughtproject.org . Проект «Дредноут». Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Болл, с. 378
- ^ Монография штаба ВМФ № 6, с. 23
- ^ Берт, с. 221
- ^ Jump up to: а б с Карта Адмиралтейства 1835-0
- ^ Jump up to: а б «Оплот помнит линкор 100 лет спустя» . www.royalnavy.mod.uk . Королевский флот. 28 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 г. Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Болл, с. 379
- ^ Престон, с. 125
- ↑ Болл, стр. 378–381, Берт, стр. 221–222.
- ^ Болл, с. 381
- ^ «Закон о защите военных останков 1986 года (обозначение судов и контролируемых объектов) Приказ 2008 года» . Управление информации государственного сектора . Архивировано из оригинала 14 июня 2008 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «Мемориалы в Ширнессе». Таймс . № 42731. Лондон. 27 мая 1921 г. полковник С, с. 18.
- ^ «Оплот и принцесса Ирина». Таймс . № 42732. Лондон. 28 мая 1921 г. полковник Б, с. 7.
- ^ «Портсмутский военно-морской мемориал». Таймс . № 43782. Лондон. 14 октября 1924 г. полковник С, с. 19.
- ^ Анстисс, Дэвид. «Военный мемориал HMS Bulwark и HMS Irene, кладбище Вудлендс-Роуд» . www.geograph.org.uk . География. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 13 февраля 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Англия - Восточное побережье: река Медуэй, от Гарнизон-Пойнт до Фолли-Пойнт», карты Адмиралтейства , том. 1835–0, Гидрографическое управление Великобритании (UKHO), 1 января 2018 г.
- Болл, Стюарт (1984). Райт, Кристофер С. (ред.). «HMS Bulwark ». Военный корабль Интернешнл . XXI (4). Международная организация военно-морских исследований: 352–382. ISSN 0043-0374 .
- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Колледж, Джей Джей и Варлоу, Бен (2006). Корабли Королевского флота: Полный отчет обо всех боевых кораблях Королевского флота с 15 века до наших дней (Переизданная ред.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-281-Х .
- Фридман, Норман (2018). Британские линкоры викторианской эпохи . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-329-0 .
- Монография № 6 – Переход британского экспедиционного корпуса, август 1914 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. III. Отдел штаба ВМФ, подготовки и штабных обязанностей. Июль 1921 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- Паркс, Оскар (1990). Британские линкоры (переиздание изд. 1957 г.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- ООО «Техническое издательство» (1899 г.). Инженер-практик . Том. XX, июль – декабрь. Манчестер: Техническое издательство Co Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]51 ° 25,39' с.ш. 0 ° 39,20' в.д. / 51,42317 ° с.ш. 0,65333 ° в.д.
- Корабли построены в Плимуте, Девон.
- Линкоры класса «Лондон»
- Линкоры Великобритании Первой мировой войны
- Защищенные затонувшие корабли Соединенного Королевства
- Кораблекрушения Англии
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Северном море
- Морские происшествия в ноябре 1914 г.
- 1914 год в Соединенном Королевстве.
- 1899 кораблей
- Корабли, потопленные небоевыми внутренними взрывами
- Морские катастрофы в Кенте