СМС Йорк
![]() Йорк в канале Кайзера Вильгельма
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Йорк |
Тезка | Людвиг Йорк фон Вартенбург |
Строитель | Блом и Восс , Гамбург |
Заложен | 25 апреля 1903 г. |
Запущен | 14 мая 1904 г. |
Введен в эксплуатацию | 21 ноября 1905 г. |
Выведен из эксплуатации | 21 мая 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 12 августа 1914 г. |
Судьба | Случайно затоплен немецкими минами, 4 ноября 1914 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Роон» типа Броненосный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 127,80 м (419 футов 3 дюйма) |
Луч | 20,20 м (66 футов 3 дюйма) |
Черновик | 7,76 м (25,5 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 20,4 узла (37,8 км/ч; 23,5 миль в час) |
Диапазон | 5080 миль (9410 км; 5850 миль) на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение | |
Броня |
SMS Yorck (« Корабль Его Величества Йорк») был вторым и последним кораблем , Roon класса броненосных крейсеров построенным для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в рамках крупной программы расширения военно-морского флота, направленной на усиление флота. Йорк был назван в честь Людвига Йорка фон Вартенбурга , прусского фельдмаршала . Заложен вступил в в 1903 году на верфи Blohm & Voss в Гамбурге , спущен на воду в мае 1904 года и строй в ноябре 1905 года. Корабль был вооружен главной батареей из четырех 21-см (8,3 дюйма) орудий и имел максимальную скорость 20,4 дюйма. узлы (37,8 км/ч; 23,5 миль в час). Как и многие поздние броненосные крейсеры, «Йорк» быстро устарел с появлением линейного крейсера ; в результате ее карьера в мирное время была ограничена.
Йорк провела первые семь лет своей карьеры в I Scouting Group , разведывательном подразделении Флота открытого моря группы , первоначально в качестве флагмана . Она провела учения и совершила несколько круизов по Атлантическому океану . Йорк стал участником нескольких аварий, в том числе случайного взрыва на борту корабля в 1911 году и столкновения с торпедным катером в 1913 году. В мае 1913 года он был выведен из эксплуатации и помещен в резерв до начала Первой мировой войны в июле 1914 года. затем мобилизован и направлен в III разведывательную группу . 3 ноября он стал частью прикрытия Флота открытого моря, направлявшегося для поддержки немецкого рейда на Ярмут ; По возвращении флота в Вильгельмсхафен корабли столкнулись с сильным туманом и бросили якорь на рейде Шиллиг в ожидании лучшей видимости. Полагая, что туман достаточно рассеялся, командир корабля приказал Йорку отправиться в путь рано утром 4 ноября. В дымке она вошла на немецкое минное поле, подорвана на двух минах и затонула с тяжелыми человеческими жертвами. В период с 1920-х по 1980-е годы затонувший корабль постепенно демонтировали, чтобы уменьшить опасность для мореплавания, которую он представлял.
Дизайн
[ редактировать ]
Два крейсера класса «Роон» были заказаны в 1902 году в рамках программы расширения флота, определенной Вторым военно-морским законом 1900 года. Эти два корабля представляли собой дополнительные разработки предыдущих «Принц Адальберт» крейсеров класса , наиболее существенным отличием был более длинный корпус ; дополнительное пространство было использовано для добавления пары котлов, что увеличило мощность на 2000 лошадиных сил (1500 кВт) и скорость на 0,5 узла (0,93 км/ч; 0,58 миль в час). [ 1 ] Спуск на воду британского линейного крейсера HMS Invincible в 1907 году быстро сделал все броненосные крейсеры, построенные военно-морскими силами мира, устаревшими. [ 2 ]
Йорк 127,8 м (419 футов) имел общую длину , ширину 20,2 м (66 футов 3 дюйма) и осадку вперед 7,76 м (25 футов 6 дюймов). Его водоизмещение 9 533 т (9 382 длинных тонны; 10 508 коротких тонн) в построенном состоянии и 10 266 т (10 104 длинных тонны; 11 316 коротких тонн) при полной загрузке . к нему часто добавлялся штаб адмирала Экипаж корабля состоял из 35 офицеров и 598 рядовых, хотя в периоды, когда он служил флагманом, . [ 3 ]
Корабль приводился в движение тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения , пар вырабатывался шестнадцатью угольными водотрубными котлами . Йорка Силовая установка развивала в общей сложности 17 272 лошадиных силы (12 704 кВт ) и на испытаниях развивала максимальную скорость 20,4 узла (37,8 км/ч; 23,5 миль в час), что не соответствовало запланированной скорости в 22 узла (41 км/ч). ; 25 миль в час). Он перевозил до 1570 т (1550 длинных тонн; 1730 коротких тонн) угля, что обеспечивало максимальную дальность полета до 5080 морских миль (9410 км ; 5850 миль ) при крейсерской скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). [ 3 ] [ 4 ]
Йорк был вооружен четырьмя 21-см (8,3 дюйма) орудиями SK L/40, расположенными в двух двухорудийных башнях . [ а ] по одному на обоих концах надстройки . Ее дополнительное вооружение состояло из десяти SK L/40 15-см (5,9 дюйма) орудий ; четыре находились в одноорудийных башнях на верхней палубе, а остальные шесть - в казематах батареи главной палубы. на ближней дистанции Для защиты от торпедных катеров он нес четырнадцать орудий SK L/35 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) , все в отдельных установках в надстройке и в корпусе. диаметром 45 см (17,7 дюйма) У него также было четыре подводных торпедных аппарата : один в носовой части, один в корме и по одному на каждом борте . Всего она несла одиннадцать торпед . [ 3 ]
Корабль был защищен цементированной броней Круппа , толщина поясной брони составляла 100 мм (3,9 дюйма) на миделе корабля и уменьшалась до 80 мм (3,1 дюйма) на обоих концах. Башни ГК имели толщину граней 150 мм (5,9 дюйма). Ее палуба имела толщину 40–60 мм (1,6–2,4 дюйма) и соединялась с нижним краем пояса наклонной броней толщиной 40–50 мм (1,6–2,0 дюйма). [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство – 1908 г.
[ редактировать ]
«Йорк» был заказан под предварительным названием Ersatz Deutschland и построен на верфи Blohm & Voss в Гамбурге под строительным номером 167. [ 3 ] [ б ] Киль 14 был заложен 25 апреля 1903 года, спущен на воду мая 1904 года. [ 6 ] Генерал Вильгельм фон Ханке назвала судно Йорком в честь Людвига Йорка фон Вартенбурга выступил с речью на церемонии спуска на воду, и Жозефина Йорк фон Вартенбург, одна из его потомков, , прусского генерала во время наполеоновских войн. Достроечные работы были завершены к концу 1905 года, когда корабль приступил к заводским испытаниям, после которых команда верфи перевела судно в Киль , где 21 ноября оно было введено в состав флота. После ввода в строй Йорк служила с флотом в I разведывательной группе , к которой она официально присоединилась 27 марта 1906 года. 2 апреля она заменила броненосный крейсер «Фридрих Карл» в качестве флагмана группы под командованием визеадмирала ( VAdm — вице-адмирал). Густав Шмидт . В течение следующих нескольких лет Йорк принимал участие в рутинных учениях мирного времени с разведывательными силами флота и со всем флотом открытого моря , включая крупные учения флота каждую осень в конце августа и начале сентября. [ 7 ]
29 сентября контр-адмирал ( КАдм — контр-адмирал) Гуго фон Поль сменил Шмидта на посту командира группы. После осенних маневров 1907 года «Йорк» вошел в сухой док для капитального ремонта с 11 сентября по 28 октября, во время которого Фридрих Карл временно заменил его в качестве флагмана. Пока он был выведен из строя, Поля заменил Кадм Август фон Херинген , который поднял свой флаг на борту «Йорка» по его возвращению с верфи. Корабль отправился в большой поход в Атлантический океан с 7 по 28 февраля 1908 года вместе с другими кораблями разведывательной группы. В ходе похода корабли провели различные тактические учения и экспериментировали с использованием оборудования беспроводной телеграфии на больших расстояниях. Они остановились в Виго , Испания, чтобы пополнить запасы угля для путешествия домой. 1 мая новый броненосный крейсер «Шарнхорст» присоединился к I разведывательной группе, заменив Йорка в качестве флагмана группы. [ 7 ]
В июле и августе последовал еще один круиз по Атлантическому океану; на этот раз поход совершался в составе эскадр линкоров Флота открытого моря. Принц Генрих настаивал на таком круизе в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот к заграничным операциям и разрушит монотонность тренировок в водах Германии, хотя напряженность в отношениях с Великобританией из-за развивающейся англо-германской гонки военно-морских вооружений была высокой. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику. Йорк остановился в Фуншале на Мадейре и в Ла-Корунье Во время круиза , Испания. Флот вернулся в Германию 13 августа. Осенние маневры продолжались с 27 августа по 12 сентября. Йорк получил Kaiser's Schießpreis (Приз по стрельбе) за отличную стрельбу среди броненосных крейсеров в 1907–1908 учебном году. [ 8 ] [ 9 ] В этот период Эрих Редер . штурманом корабля служил [ 10 ] В октябре Kapitän zur See ( KzS — Капитан в море) Артур Тапкен командование кораблем принял ; он служил командиром корабля до сентября 1909 года. [ 11 ]
1909–1913
[ редактировать ]В феврале 1909 года I скаутская группа отправилась в очередной тренировочный круиз по Атлантике; Йорк снова остановился в Виго с 17 по 23 февраля. После возвращения кораблей в Германию 11 марта «Шарнхорст» был передан в состав Восточноазиатской эскадры , освободив роль флагмана, которую снова занял Йорк . Херинген и командный состав вернулись на корабль в тот же день. Крейсеры присоединились к Флоту открытого моря для еще одного круиза по Атлантике в июле и августе, а Йорк посетил Вилагарсиа-де-Ароса с 18 по 26 июля. На обратном пути в Германию флот остановился в Спитхеде , Великобритания, где был принят Королевским флотом . К началу 1910 года новый броненосный крейсер «Блюхер» был готов к службе флоту, и теперь В.Адм Херинген спустил свой флаг из Йорка 25 апреля и через два дня перешел на новый корабль. После этого Йорк стал флагманом КАдма Рейнхарда Коха , заместителя командира группы. Уже 16 мая Коха сменил КАдм Густав Бахманн , которого, в свою очередь, сменил KAdm Максимилиан фон Шпее 15 сентября, когда Бахманн сменил Херингена на посту командира группы. Йорк выиграл Schießpreis за 1909–1910 год. [ 9 ] [ 12 ] КзС Людвиг фон Рейтер занимал пост командира корабля с сентября 1910 года. [ 11 ]
31 марта 1911 года, когда корабль находился на ремонте на верфи, в результате взрыва бензола корабля в кормовом котельном отделении погиб один человек и несколько получили ранения, что помешало Йорку принять участие в маневрах подразделения. 1 октября KzS и коммодор (коммодор) Франц фон Хиппер заменили Шпее, после чего в ноябре корабль отправился в круиз в Норвегию и Швецию. она посетила Уддеваллу Во время круиза , Швеция, с 3 по 6 ноября. Йорк не принимал участия в маневрах подразделения, проводившихся в феврале 1912 года. В марте Йорк и четыре легких крейсера выполняли роль I разведывательной группы во время учений флота, а теперь во время маневров В.Адм прибыл на борт Йорка Бахманн, чтобы руководить их участием. Во время учений Хиппер временно передал свой флаг новому линейному крейсеру «Фон дер Танн» , но после этого вернулся до 28 августа. В сентябре Fregattenkapitän (капитан фрегата) Макс Кётнер сменил Ройтера на посту капитана корабля, хотя он прослужил в этой должности лишь недолго, прежде чем уйти в ноябре. Корабль потерпел аварию 2 ноября, когда один из его лодки случайно взорвались на морской мине , в результате чего двое мужчин погибли и еще двое получили ранения. [ 13 ]
Йорк попал в еще одну серьезную аварию 4 марта 1913 года во время учений у побережья Гельголанда . Торпедный катер S178 попытался пройти перед кораблем, но не смог вовремя его обойти; часть Йорка Носовая проделала дыру в S178 , которая затопила ее машинное и котельное отделения. S178 затонул через несколько минут после аварии, в результате аварии погибли 69 человек. Йорк , линкор «Ольденбург» и торпедный катер S177 смогли вытащить из моря только пятнадцать человек. Йорк получил лишь легкие повреждения в результате аварии и продолжил маневры. KAdm Феликс Функе и Бахманн чередовали периоды на борту Йорка : Функе носил свой флаг с 7 по 14 марта, затем Бахманн с 14 марта по 1 мая и, наконец, Функе с 1 по 17 мая. После этого Йорк направился в Киль, где 21 мая он был выведен из эксплуатации, последний броненосный крейсер, служивший в I разведывательной группе. После этого она прошла капитальный ремонт и была выведена в резерв. [ 12 ] Большая часть ее экипажа перешла на только что достроенный линейный крейсер «Зейдлиц» . [ 14 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Йорк был мобилизован на действительную службу; она была повторно введена в строй 12 августа. Первоначально назначенная в IV разведывательную группу , 25 августа она была переведена в III разведывательную группу под командованием КАдма Хуберта фон Ребер-Пашвица . С 20 сентября ей было поручено охранять Немецкую бухту . Корабли III разведывательной группы через два дня временно перебрались в Балтийское море для вылазки в центральную часть Балтики, вплоть до Эстергарна , с 22 по 29 сентября. Затем они вернулись в Северное море и присоединились к Флоту открытого моря. [ 15 ]
3 ноября Йорк принял участие в первой наступательной операции войны, проведенной немецким флотом. I разведывательная группа, которой к тому времени командовал радм Хиппер, должна была бомбардировать Ярмут на британском побережье, в то время как основная часть Флота открытого моря шла позади, обеспечивая дистанционную поддержку в случае, если рейд спровоцирует британскую контратаку. Йорк и остальные члены III разведывательной группы обеспечивали разведку основного флота. Корабли Хиппера нанесли небольшой ущерб, а минные заградители поставили у побережья минные поля, которые позже потопили британскую подводную лодку D5 . По возвращении в Вильгельмсхафен поздно вечером в тот же день немецкие корабли столкнулись с сильным туманом, который не позволял им безопасно перемещаться по оборонительным минным полям, установленным за пределами порта. Вместо этого они бросили якорь на Шиллиг рейде . [ 16 ] [ 17 ]
Йорка Пипер, полагал , Командир , КзС что туман рассеялся достаточно, чтобы судно могло вернуться в порт, поэтому он приказал кораблю продолжить путь. Пилот отказался брать на себя ответственность за маневрирование корабля из-за большой опасности попытки пройти минные поля в условиях тумана. В 04:10 Йорк подорвался на мине и начал разворачиваться, чтобы покинуть минное поле, вскоре после этого подорвавшись на второй мине. Она быстро затонула с тяжелыми человеческими жертвами, хотя источники расходятся во мнениях относительно количества погибших. Военно-морской историк В. Е. Таррант утверждает, что из 629 членов экипажа были спасены 127 человек; [ 18 ] Эрих Грёнер утверждает, что погибло всего 336 человек. [ 19 ] Историки военно-морского флота Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец соглашаются с Гренером в отношении количества погибших и отмечают, что 381 человек, включая Пипера, был спасен кораблем береговой обороны « Хаген» . [ 16 ]
За безрассудное обращение с кораблем Пипер предстал перед военным трибуналом , был признан виновным и приговорен к двум годам тюремного заключения за халатность, неподчинение приказам и убийство по неосторожности. [ 20 ] Место крушения, расположенное между Хорумерзилем и Хуксиэлем , изначально было отмечено, чтобы обеспечить безопасный проход судов. Начиная с 1926 года затонувший корабль был частично списан, чтобы уменьшить навигационную опасность для судов с более глубокой осадкой. По той же причине в 1936–1937 годах была проделана дополнительная работа. Во время серии строительных программ по расширению входа в «Нефрит» после Второй мировой войны башни корабля были сняты в 1969 году, а оставшиеся части корпуса были снесены в 1983 году для дальнейшей расчистки морского дна. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии «SK» (Schnelladekanone ) означает, что орудие быстро заряжается, а L/40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет диаметр 40 калибров , а это означает, что длина ствола пушки в 40 раз превышает ее диаметр ствола . [ 5 ]
- ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. Пополнениям флота было присвоено одно письмо; корабли, предназначенные для замены старых или утраченных судов, были заказаны как « Эрзац (название заменяемого корабля)».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Додсон , стр. 59, 65–66.
- ^ Хервиг , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 51.
- ^ Додсон , с. 66.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Додсон , с. 202.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , с. 122.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 8 , стр. 122–123.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , с. 238.
- ^ Птица , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , с. 123.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 8 , стр. 121, 123.
- ^ Персонал , с. 22.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 8 , стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , с. 124.
- ^ Халперн , с. 39.
- ^ Таррант , с. 30.
- ^ Грёнер , с. 52.
- ^ «Тюрьма для капитана Йорка» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 28 декабря 1914 года . Проверено 22 февраля 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берд, Кейт В. (2006). Эрих Редер: адмирал Третьего рейха . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-047-9 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0210-7 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 8. Ратинген: Mundus Verlag. АСИН B003VHSRKE .
- Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-009-3 .
- Таррант, В.Е. (1995). Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 0-304-35848-7 .