Jump to content

Максимилиан фон Шпее

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.


Максимилиан фон Шпее
Максимилиан фон Шпее
Рожденный 22 июня 1861 г.
Копенгаген , Дания
Умер 8 декабря 1914 г. ) ( 1914-12-08 ) ( 53 года
СМС Шарнхорст , Южная Атлантика , у Фолклендских островов.
Верность  Германская империя
Услуга/ ветвь  Императорский флот Германии
Лет службы 1878–1914
Классифицировать Визеадмирал (вице-адмирал)
Команды удержаны СМС полное
СМС Пеликаны
СМС Виттельсбах
Восточноазиатская эскадрилья
Битвы/войны

Максимилиан Йоханнес Мария Хуберт Рейхсграф [ 1 ] фон Шпее (22 июня 1861 — 8 декабря 1914) — морской офицер немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот), командовавший Восточноазиатской эскадрой во время Первой мировой войны . Шпее поступил на военную службу в 1878 году и служил на различных должностях и в различных местах, в том числе на колониальной канонерской лодке в Германской Западной Африке в 1880-х годах, в восточноафриканской эскадре в конце 1890-х годов, а также в качестве командира нескольких военных кораблей главного немецкого флота в 1878 году. начало 1900-х годов. Во время своего пребывания в Германии в конце 1880-х - начале 1890-х годов он женился на своей жене Маргарете и имел троих детей: сыновей Генриха и Отто и дочь Хуберту. получил звание вице-адмирала К 1912 году он вернулся в Восточно-Азиатскую эскадру в качестве ее командира, а в следующем году (вице-адмирала).

После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Спи повел свою эскадру через Тихий океан к побережью Южной Америки. Здесь 1 ноября он разбил британскую 4-ю крейсерскую эскадру под командованием контр-адмирала Кристофера Крэдока в битве при Коронеле , потопив два крейсера Крэдока и вынудив два других его корабля отступить. Месяц спустя Спи решил атаковать британскую военно-морскую базу на Фолклендских островах , но превосходящие силы британцев застали его врасплох. В завязавшейся битве за Фолклендские острова вице-адмирала Давтона Стерди эскадра , в состав которой входили два мощных линейных крейсера , уничтожила Восточно-Азиатскую эскадру. Спи и двое его сыновей, которые служили на двух его кораблях, были убиты вместе с примерно 2200 другими мужчинами. Шпее был провозглашен героем в Германии, и в его честь было названо несколько кораблей, в том числе тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее» , построенный в 1930-х годах и затопленный после битвы на реке Плейт во время Второй мировой войны .

Ранняя карьера

[ редактировать ]
Шпее в звании капитан-лейтенанта на борту броненосного крейсера SMS Deutschland в Восточной Азии в 1898 году.

Шпее родился в Копенгагене , Дания, 22 июня 1861 года, хотя он вырос в Рейнской области в Германии, где у его семьи было поместье. Он присоединился к Kaiserliche Marine (Императорский флот) в 1878 году и первоначально служил на главной немецкой военно-морской базе в Киле . [ 2 ] [ 3 ] Ему было присвоено звание офицера в звании Leutnant zur See (лейтенант моря) и назначен на канонерскую лодку SMS Möwe , которая была отправлена ​​в Западную Африку. Во время этого плавания немцы подписали договоры с местными правителями Того и Камеруна, создав колонии Тоголенд и Камерун соответственно. [ 4 ] В 1887 году Шпее был переведен в Камерун, где командовал портом Дуала . Там он заболел ревматизмом , и его пришлось отправить обратно в Германию для выздоровления, хотя иногда он страдал от ревматизма . всю оставшуюся жизнь [ 2 ] [ 3 ]

Вернувшись в Германию в 1889 году, он женился на своей жене, баронессе Маргарете фон дер Остен-Закен. [ 5 ] От нее у него было два сына: Отто, родившийся 10 июля 1890 года, Генрих, родившийся 24 апреля 1893 года, и дочь Хуберта, родившаяся 11 июля 1894 года. [ 6 ] В декабре 1897 года «Шпее» находился в составе восточноазиатской эскадры Германии после того, как она захватила арендованную территорию залива Цзяочжоу с портом в Циндао . Здесь он служил в штабе вице-адмирала Отто фон Дидерихса . [ 4 ] [ 5 ] Во время восстания боксеров в Китае в 1900 году Спи участвовал в боях в Циндао и на Янцзы . [ 3 ]

По возвращении в Германию ему было присвоено звание Korvettenkapitän (капитан корвета) и назначен первым офицером на борт , предшествовавшего созданию дредноута линкора «Бранденбург» . [ 5 ] Между 1900 и 1908 годами Шпее командовал несколькими кораблями, в том числе « Авизо Хела» , минным заградителем «Пеликан» и, наконец, додредноутом «Виттельсбах» . он получил звание Fregattenkapitän В этот период 27 января 1904 года до Kapitän zur See (капитан фрегата) и ровно год спустя (капитан в море); его командование Виттельсбахом последовало за последним повышением. В 1908 году он был назначен начальником штаба командующего Северным морским вокзалом, а в 1910 году ему было присвоено звание контрадмирала ( КАдм –контр-адмирал). [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Затем Шпее был назначен заместителем командующего разведывательными силами Флота открытого моря . [ 3 ]

Восточноазиатская эскадрилья

[ редактировать ]
Шпее Флагман , броненосный крейсер SMS Scharnhorst.

В конце 1912 года Шпее получил командование Восточно-Азиатской эскадрой, заменив КАдма Гюнтера фон Крозига 4 декабря . Спи поднял свой флаг на броненосном крейсере «Шарнхорст» и отправился в путешествие по юго-западной части Тихого океана вместе с «Шарнхорста » однотипным кораблем «Гнейзенау» , во время которого Спи посетил несколько портов, включая Сингапур и Батавию . [ 7 ] Шпее было присвоено звание вице-адмирала . В следующем году [ 3 ] В течение следующих полутора лет Спи встречался с лидерами нескольких стран Восточной Азии. С 1 апреля по 7 мая 1913 года Шарнхорст отвез Спе в Японию для встречи с императором Тайсё . [ 7 ] Позже в том же году Спи встретился с Чулалонгкорном , королём Сиама . В мае 1914 года Шпее взял «Шарнхорста» и миноносец S90 с визитом в Порт-Артур , а затем в Тяньцзинь ; Спи продолжил свой путь в Пекин , где встретился с Юань Шикаем , первым президентом Китайской Республики . Он вернулся на борт «Шарнхорста» 11 мая, и корабль вернулся в Циндао. [ 8 ]

После этого Шпее начал подготовку к круизу в Германскую Новую Гвинею ; Шарнхорст отбыл 20 июня. Два броненосных крейсера направились в Нагасаки , Япония, где заготавливали уголь, готовясь к походу. По пути в Трук на Каролинских островах они получили известие об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда , наследника престола Австро-Венгрии . [ 9 ] 17 июля восточноазиатская эскадра прибыла в Понапе на Каролинских островах, где корабли оставались, в то время как напряженность в Европе неуклонно росла. В Понапе Шпее имел доступ к немецкой радиосети и узнал об объявлении Австро-Венгрией войны Сербии 28 июля, за которым вскоре после этого последовала российская мобилизация — равнозначная объявлению войны — против Австро-Венгрии и, возможно, Германия. 31 июля пришло известие, что срок действия немецкого ультиматума о демобилизации Россией своих армий истекает; Спи приказал экипажам своих кораблей готовиться к войне. 2 августа Вильгельм II приказал мобилизовать немцев против России и ее союзника Франции. [ 10 ] После нарушения Германией нейтральной Бельгии во время вторжения во Францию ​​Великобритания объявила войну Германии. [ 11 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Карта с указанием маршрута Восточноазиатской эскадрильи

В состав Восточноазиатской эскадры входили «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также легкие крейсеры «Эмден» , «Нюрнберг» и «Лейпциг» . [ 12 ] В то время «Нюрнберг» возвращалась с западного побережья США, где «Лейпциг» ее только что сменил , а «Эмден» все еще находился в Циндао. Спи отозвал свои корабли, чтобы консолидировать свои силы; Нюрнберг прибыл 6 августа, и три крейсера вместе со своими угольщиками двинулись на остров Паган на Марианских островах , который в то время был немецкой колонией. «Эмден» и лайнер «Принц Эйтель Фридрих» , переоборудованный во вспомогательный крейсер . 12 августа к эскадре присоединились [ 13 ] Четыре крейсера в сопровождении Принца Эйтеля Фридриха и нескольких угольщиков покинули центральную часть Тихого океана и направились в Чили. 13 августа коммодор Карл фон Мюллер , капитан « Эмдена» , убедил Шпее выделить свой корабль в качестве торгового рейдера. 14 августа восточноазиатская эскадрилья покинула Пэган и направилась к атоллу Эниветак на Маршалловых островах . [ 14 ] На пути через Тихий океан Шпее смягчил формальности на борту своих кораблей, организовав столовую для офицеров, унтер-офицеров и инженеров. [ 15 ]

Чтобы держать немецкое командование в курсе, 8 сентября Шпее направил Нюрнберг в Гонолулу, чтобы передать сообщение через нейтральные страны. Нюрнберг вернулся с новостями о захвате союзниками Немецкого Самоа , который произошел 29 августа. Шарнхорст и Гнейзенау отправились в Апиа, чтобы разобраться в ситуации. [ 16 ] Спи надеялся застать врасплох британский или австралийский военный корабль, но по прибытии 14 сентября он не обнаружил в гавани ни одного военного корабля. [ 17 ] Спи решил не атаковать войска союзников на берегу, поскольку это могло привести к гибели самоанцев и нанесению ущерба немецкой собственности. [ 18 ] 22 сентября «Шарнхорст» и остальная часть Восточноазиатской эскадры прибыли во французскую колонию Папеэте . Немцы напали на колонию и в последовавшей битве при Папеэте потопили французскую канонерскую лодку Zélée . Корабли подверглись обстрелу французских береговых батарей, но не получили повреждений. [ 19 ] Боязнь мин в гавани не позволила Шпее захватить уголь в гавани. [ 20 ] Затем Спи продолжил путь через Тихий океан, проходя через Маркизские острова , где его корабли приобретали припасы, включая свежее мясо, путем бартера, покупки или конфискации. [ 21 ] 12 октября эскадра достигла острова Пасхи , где была усилена Лейпцигом , Дрезденом и еще четырьмя угольщиками. Корабли Спи находились у берегов Чили к 1 ноября, когда он узнал, что британский крейсер «Глазго» пришвартовался в Коронеле якобы один; он решил попытаться потопить корабль. [ 22 ]

Битва при Коронеле

[ редактировать ]

Глазго был приписан к 4-й крейсерской эскадре под командованием контр-адмирала Кристофера Крэдока ; как оказалось, к «Глазго» присоединились броненосные крейсеры «Гуд Хоуп» и «Монмут» и вспомогательный крейсер «Отранто» . Обнаружив всю эскадру у Коронеля, Спи решил вступить в бой с британскими кораблями, но отложил действия, используя превосходную скорость своих кораблей, до тех пор, пока в тот же день заходящее солнце не вырисовывало силуэты кораблей Крэдока. Тем временем немецкие корабли будут скрыты от чилийского побережья, что усложнит задачу британским артиллеристам. [ 23 ] В 18:07 Спи отдал приказ открыть огонь, при этом два его броненосных крейсера сражались с броненосными крейсерами Крэдока, а его легкие крейсеры вступали в бой с Глазго и Отранто . Крэдок быстро отделил Отранто , так как ей не было места в боевой линии. К 18:50 Гнейзенау вывел из строя Монмут и перенес огонь на Гуд-Хоуп ; объединенная огневая мощь Шарнхорста и Гнейзенау нейтрализовала Гуд Хоуп к 19:23. Затем Спи отозвал свои два броненосных крейсера и послал свои легкие крейсеры, чтобы прикончить Монмут и Гуд-Хоуп . [ 24 ] Британцы потеряли оба корабля и потеряли более 1600 человек убитыми, включая Крэдока, хотя немецкие корабли израсходовали около 40 процентов своих боеприпасов. [ 25 ] Шпее нанес первое поражение эскадре Королевского флота со времен Наполеоновских войн столетием ранее. [ 26 ]

Немецкая эскадра покидает Вальпараисо 3 ноября после боя.

После битвы Спи повел свои корабли на север, в Вальпараисо. Поскольку Чили была нейтральной, в порт могли заходить одновременно только три корабля; Шпее первым взял Шарнхорст , Гнейзенау и Нюрнберг Утром 3 ноября , оставив Дрезден и Лейпциг с угольщиками в Мас-а-Фуэра. Там корабли Спи могли заправиться углем, пока он совещался со штабом Адмиралтейства в Германии, чтобы определить численность оставшихся британских войск в регионе. [ 27 ] Кроме того, Спи стремился противостоять сообщениям британской прессы, которые пытались минимизировать свои потери и преувеличивать потери немцев. Затем последовал прием в немецком клубе Вальпараисо, хотя Шпее настоял на том, чтобы тон мероприятия был сдержанным. [ 28 ] Он получил букет цветов в честь победы при Коронеле; Спи ответил, что они прекрасно справятся с его могилой. [ 29 ] Он заявил, что

Вы не должны забывать, что я совершенно бездомный. Я не могу добраться до Германии. У нас нет другой безопасной гавани. Я должен пробиваться через моря мира, причиняя как можно больше вреда, пока мои боеприпасы не исчерпаны или пока враг, намного превосходящий по силе, не поймает меня. Но этим негодяям придется дорого заплатить, прежде чем они меня снимут. [ 30 ]

Находясь в порту, Шпее получил приказ штаба Адмиралтейства попытаться прорваться в Германию. [ 31 ] Корабли оставались в порту всего 24 часа в соответствии с ограничениями нейтралитета и 6 ноября прибыли в Мас-а-Фуэра, где приняли еще уголь с захваченных британских и французских пароходов. [ 32 ] Дрезден и Лейпциг заняли свою очередь в Вальпараисо, после чего переформированная эскадра продолжила движение на юг и обогнула мыс Горн и вышла в Южную Атлантику. [ 31 ] Тем временем Королевский флот направил пару линейных крейсеров «Инвинсибл» и «Инфлексибл» — под командованием вице-адмирала Давтона Стерди , чтобы выследить эскадру Спи и отомстить за поражение Крэдока. [ 26 ]

Битва за Фолклендские острова

[ редактировать ]

Утром 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей на борту «Шарнхорста», чтобы определить их дальнейшие действия. Немцы получили многочисленные отрывочные и противоречивые сообщения о британских подкреплениях в этом регионе; Спи и два других капитана выступали за нападение на Фолклендские острова с целью уничтожить там британскую радиостанцию, в то время как трое других командиров утверждали, что было бы лучше обойти острова и атаковать британские корабли у берегов Аргентины. Мнение Спи оказалось верным, и в 12:00 6 декабря эскадра отправилась на Фолклендские острова. Два дня спустя корабли прибыли к Фолклендским островам; Гнейзенау и Нюрнберг Для атаки были отправлены . Когда они приблизились, наблюдатели на борту «Гнейзенау» заметили дым, поднимающийся над Порт-Стэнли , но предположили, что это британцы сжигали свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. [ 33 ] Когда они приблизились к гавани, вокруг немецких кораблей начали падать 30,5-сантиметровые (12,0 дюйма) снаряды старого линкора «Канопус» , который был выброшен на берег в качестве сторожевого корабля , что побудило Шпее прекратить атаку. Когда Спи отступил, Стерди быстро разогнался на своих кораблях и отправился в погоню за немцами. [ 34 ]

Большой темно-серый военный корабль, яростно горящий, переворачивается.
Картина маслом, изображающая Шарнхорст опрокидывающийся во время боя , написанная Томасом Сомерскейлсом.

К 13:20 линейные крейсеры догнали Спи, который понял, что его броненосные крейсеры не смогут ускользнуть от гораздо более быстрых линейных крейсеров. Он приказал трем легким крейсерам попытаться оторваться, в то время как он пытался сдержать британскую эскадру с «Шарнхорстом» и «Гнейзенау» . Вместо этого Стерди приказал своим крейсерам преследовать бегущие немецкие легкие крейсеры, в то время как «Инвинсибл» и «Инфлексибл» расправлялись с «Шарнхорстом» и «Гнейзенау» . [ 35 ] Шпее ловко маневрировал своими кораблями, занимая подветренную позицию; из-за ветра его корабли задымлялись, что улучшало видимость для артиллеристов. Это вынудило Стерди занять наветренную позицию, что привело к ухудшению видимости. «Шарнхорст» оседлал «Инвинсибл» своим третьим залпом и быстро поразил британский линейный крейсер двумя попаданиями. Немецкий флагман на этом этапе боя не пострадал. [ 36 ] Стерди попытался увеличить расстояние, повернув на два пункта к северу, чтобы не дать Спи приблизиться на расстояние досягаемости своих многочисленных вторичных орудий. Спи противодействовал этому маневру, быстро повернув на юг, что вынудило Стерди также повернуть на юг, чтобы оставаться в пределах досягаемости. Это позволило «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» повернуть на север и подобраться достаточно близко, чтобы атаковать свои второстепенные 15-см орудия. Их стрельба была настолько точной, что британцам пришлось отступить во второй раз. [ 37 ]

Британская артиллерийская стрельба становилась все более точной, и к 16:00 «Шарнхорст» начал сильно крениться, а на борту корабля бушевали пожары. Шпее приказал «Гнейзенау» попытаться выйти из боя, а сам развернул «Шарнхорст» к нападавшим, пытаясь запустить по ним торпеды. В 16:17 «Шарнхорст» перевернулся и затонул, унеся с собой весь экипаж, включая Шпее. Британцы, все еще сосредоточенные на Гнейзенау , не предприняли никаких усилий для спасения выживших. [ 38 ] Также были потоплены «Гнейзенау» , «Лейпциг» и «Нюрнберг» . Только Дрездену удалось спастись, но в конце концов его выследили до островов Хуана Фернандеса и он затонул. При полном уничтожении эскадры погибло около 2200 немецких матросов и офицеров, включая обоих сыновей Шпее; [ 39 ] Генрих погиб на борту «Гнейзенау» , а Отто погиб на борту «Нюрнберга» . [ 40 ]

Наследие

[ редактировать ]

Шпее был провозглашен героем в Германии, а бойцы Восточно-Азиатской эскадры прославлялись в прессе, подчеркивая их храбрость и отказ сдаться. [ 41 ] В сентябре 1917 года второй «Макензен» линейный крейсер класса получил название «Граф Шпее» и был крещен вдовой Шпее Маргарет. [ 42 ] строительство корабля не было завершено К моменту перемирия 11 ноября 1918 года , и к 1921 году он был разобран на металлолом . [ 43 ] новый тяжелый крейсер «Адмирал Граф Шпее» В 1934 году Германия назвала в его честь ; Как и в случае с предыдущим судном, корабль окрестил член семьи Спи, на этот раз его дочь. [ 44 ] В декабре 1939 года адмирал Граф Шпее был затоплен своим экипажем после сражения на реке Плейт у берегов Уругвая . [ 45 ] В период с 1959 по 1964 год Федеральная немецкая Бундесмарина эксплуатировала учебный фрегат «Граф Шпее» . [ 46 ]

Обломки флагманского корабля Шпее «Шарнхорст» были обнаружены у Фолклендских островов 5 декабря 2019 года, почти через 105 лет после его затопления. Вильгельм Граф фон Шпее, глава семьи графов фон Шпее, назвал место крушения «горько-сладким», отметив, что семья нашла утешение «от осознания того, что последнее пристанище столь многих людей найдено и теперь может быть сохранено». , и в то же время нам напоминают об огромной потере жизни. Как семья, мы потеряли отца и двух его сыновей в один день. Как и тысячи других семей, понесших невообразимую потерю во время Первой мировой войны, мы помним о них и должны помнить. убедиться, что их жертва не была напрасной». [ 47 ]

  1. ^ Что касается личных имен: Рейхсграф — это титул, обычно переводимый как «Имперский граф» , а не имя или отчество. Женская форма — Reichsgräfin . Титулы с префиксом Reichs- не были созданы после падения Священной Римской империи.
  2. ^ Jump up to: а б с Стюарт , с. 283.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Такер и Робертс , с. 1108.
  4. ^ Jump up to: а б с Калло и Уилсон , с. 290.
  5. ^ Jump up to: а б с д МакНелли , с. 32.
  6. ^ Кирхгоф , с. 8.
  7. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , с. 109.
  8. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 110.
  9. ^ Хаф , стр. 11–12.
  10. ^ Хаф , с. 17–18.
  11. ^ Сондхаус , с. 98.
  12. ^ Халперн , с. 66.
  13. ^ Персонал , с. 29.
  14. ^ Хаф , с. 23.
  15. ^ Сондхаус , с. 70.
  16. ^ Страчан , с. 471.
  17. ^ Персонал , стр. 29–30.
  18. ^ Сондхаус , стр. 70–71.
  19. ^ Персонал , с. 30.
  20. ^ Халперн , с. 89.
  21. ^ Сондхаус , с. 72.
  22. ^ Персонал , стр. 30–31.
  23. ^ Персонал , с. 32.
  24. ^ Персонал , стр. 33–36.
  25. ^ Халперн , с. 93.
  26. ^ Jump up to: а б Сондхаус , с. 79.
  27. ^ Персонал , стр. 58–59.
  28. ^ Сондхаус , стр. 76–77.
  29. ^ Грей , с. 185.
  30. ^ Сондхаус , с. 77.
  31. ^ Jump up to: а б Сондхаус , с. 78.
  32. ^ Персонал , с. 59.
  33. ^ Персонал , стр. 61–62.
  34. ^ Страчан , с. 47.
  35. ^ Беннетт , с. 117.
  36. ^ Персонал , с. 66.
  37. ^ Беннетт , с. 118.
  38. ^ Персонал , стр. 68–69.
  39. ^ Хервиг , с. 158.
  40. ^ Сондхаус , с. 82.
  41. ^ Джонс , стр. 184, 193–194.
  42. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 238.
  43. ^ Грёнер , с. 58.
  44. ^ Уильямсон , с. 39.
  45. ^ Бидлингмайер , с. 93.
  46. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 3 , стр. 239–240.
  47. ^ «У Фолклендских островов обнаружен затонувший немецкий корабль времен Первой мировой войны «Шарнхорст»» . Новости Би-би-си. 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  • Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN  978-1-84415-300-8 .
  • Бидлингмайер, Герхард (1971). «КМ адмирал граф Шпее». Профиль военного корабля 4 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 73–96. OCLC   20229321 .
  • Калло, Джозеф Ф. и Уилсон, Аластер (2004). Кто есть кто в истории военно-морского флота: с 1550 года по настоящее время . Лондон: Рутледж. ISBN  9781134395408 .
  • Грей, JAC (1960). Американское Самоа, История Американского Самоа и его военно-морской администрации США . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. OCLC   498821 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: Биографии: отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время (Том 3 ] (на немецком языке ) ). Рейтинг: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0211-4 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: Биографии: отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время (Том 7 ] (на немецком языке ) ). Рейтинг: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0267-1 .
  • Хаф, Ричард (1980). Фолклендские острова, 1914 год: погоня за адмиралом фон Шпее . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN  978-1-904381-12-9 .
  • Джонс, Марк (2013). графа фон Шпее « Унтерганг и фирменный стиль Императорского немецкого флота». В Редфорде, Дункан (ред.). Морская история и идентичность: море и культура в современном мире . Лондон: IBTauris. ISBN  9781780763293 .
  • Кирхгоф, Герман (1915). Максимилиан, граф фон Шпее, победитель Коронеля: Жизнь и воспоминания немецкого моряка (на немецком языке). Берлин: Издательство Marinedank. OCLC   11653122 .
  • МакНелли, Майкл (2012). Коронель и Фолклендские острова, 1914 год: Дуэль в Южной Атлантике . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  9781782002987 .
  • Сондхаус, Лоуренс (2014). Великая война на море: военно-морская история Первой мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84884-182-6 .
  • Стюарт, Уильям (2009). Адмиралы мира: Биографический словарь с 1500 года по настоящее время . McFarland & Co. Джефферсон: ISBN  9780786438099 .
  • Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-926191-8 .
  • Такер, Спенсер и Робертс, Присцилла (2005). Первая мировая война: Студенческая энциклопедия . Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN  1-85109-879-8 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-498-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f76612a4911e5eb938bbb7d2d7644e9d__1708988760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/9d/f76612a4911e5eb938bbb7d2d7644e9d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maximilian von Spee - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)