HMS Глазго (1909)
![]() Глазго около 1911 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Глазго |
Тезка | Глазго |
Строитель | Fairfield Shipbuilding & Engineering , Гован |
Заложен | 25 марта 1909 г. |
Запущен | 30 сентября 1909 г. |
Завершенный | сентябрь 1910 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 29 апреля 1927 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | городского типа Легкий крейсер |
Смещение | 4800 длинных тонн (4877 т ) |
Длина |
|
Луч | 47 футов (14,3 м) |
Черновик | 15 футов 3 дюйма (4,65 м) (в среднем) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 2 × паровые турбины |
Скорость | 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час) |
Диапазон | 5830 морских миль (10800 км; 6710 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 480 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Glasgow был одним из пяти кораблей подкласса Бристоль» « лёгких класса «Таун», крейсеров построенных для Королевского флота в первом десятилетии ХХ века. Построенный в 1910 году, корабль на короткое время был передан в состав Флота Метрополии, а затем был направлен для патрулирования побережья Южной Америки. Вскоре после начала Первой мировой войны в августе 1914 года Глазго захватил немецкое торговое судно. Следующие несколько месяцев она провела в поисках немецких торговых рейдеров . Затем кораблю было приказано присоединиться к эскадре контр-адмирала Кристофера Крэдока в поисках немецкой восточноазиатской эскадры . Он нашел немецкую эскадру 1 ноября у берегов Чили в битве при Коронеле . Они превосходили силы Крэдока и были индивидуально более мощными, потопив два броненосных крейсера Крэдока , хотя Глазго получил лишь легкие повреждения.
Корабль отступил к побережью Бразилии для ремонта и ожидания подкрепления. Они прибыли в конце ноября под командованием вице-адмирала Даветона Стерди и были значительно более мощными, чем Восточноазиатская эскадра. Отправившись в начале декабря на Фолклендские острова для дозаправки, британские корабли были удивлены немцами, которые отступили, когда осознали количество кораблей, находящихся под его командованием. Они преследовали отступающих немцев и потопили четыре из пяти своих кораблей в битве за Фолклендские острова , а Глазго помог потопить один из немецких легких крейсеров. Он был одним из кораблей, которым было поручено выследить единственного выжившего, что она, наконец, и сделала вместе с другим крейсером в битве при Мас-а-Тьерра в марте 1915 года.
Следующие два года Глазго провела в поисках торговых рейдеров и защите кораблей союзников у побережья Южной Америки, хотя ей не удалось обнаружить одного коммерческого рейдера, действовавшего в Южной Атлантике в начале 1916 года. Корабль был переведен в Адриатическое море в середине 1918 года. и сыграл второстепенную роль во Второй битве при Дураццо несколько месяцев спустя. он был переведен в резерв После окончания войны , но позже служил учебным кораблем в 1922–1926 годах, прежде чем был продан на металлолом в 1927 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Бристоль Подкласс [ Примечание 1 ] были официально оценены как крейсеры второго класса, подходящие для выполнения различных функций, включая защиту торговли и выполнение обязанностей по отношению к флоту. [ 2 ] Их общая длина составляла 453 фута (138,1 м) , ширина - 47 футов (14,3 м), а осадка - 15 футов 6 дюймов (4,7 м). Водоизмещение составляло 4800 длинных тонн (4900 т ) в нормальном режиме и 5300 длинных тонн (5400 т) при глубокой нагрузке . Двенадцать котлов Ярроу питали , Глазго Парсонс в гребных паровые турбины приводя в движение четыре вала , мощность которых составляла 22 000 лошадиных сил на валу (16 000 кВт) при расчетной скорости 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). [ 2 ] корабль достиг скорости 25,85 узлов (47,87 км/ч; 29,75 миль в час) Во время ходовых испытаний с мощностью 22 406 л.с. (16 708 кВт). [ 3 ] Котлы использовали как мазут , так и уголь: перевозилось 1353 длинных тонны (1375 т) угля и 256 длинных тонн (260 т) нефти, что давало дальность полета 5830 морских миль (10800 км; 6710 миль) при скорости 10 узлов. (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ] Корабль имел экипаж из 480 офицеров и рядовых . [ 2 ]
Основным вооружением « Бристолей » были две 6-дюймовые (152-мм) пушки BL Mk XI , которые были установлены по диаметральной плоскости в носовой и кормовой части надстройки , и десять 4-дюймовых (102-мм) пушек BL Mk VII на одиночных установках в миделе корабля. по пять с каждого борта . Все эти орудия были снабжены орудийными щитками . [ 2 ] Корабли несли четыре 3-фунтовых (47-мм) салютных орудия «Виккерс» , а также два подводных 18-дюймовых (450-мм) торпедных аппарата , по одному на каждом борте. [ 5 ] Это вооружение считалось слишком легким для кораблей такого размера. [ 6 ] в то время как поясные орудия подвергались погружению в открытое море, что затрудняло их работу. [ 7 ]
» «Бристоль считались защищенными крейсерами с бронепалубой, обеспечивающей защиту жизненно важных органов корабля. Толщина палубы составляла 2 дюйма (51 мм) над магазинами и механизмами, 1 дюйм (25 мм) над рулевым механизмом и 0,75 дюйма (19 мм) в других местах. Боевая рубка была защищена 6-дюймовой броней, орудийные щиты имели 3-дюймовую (76 мм) броню, как и подъемники для боеприпасов. [ 8 ] Поскольку защитная палуба находилась на ватерлинии , кораблям придавалась большая метацентрическая высота , чтобы они оставались устойчивыми в случае затопления над бронепалубой. Однако это привело к тому, что корабли стали плохо крениться , что сделало их плохими артиллерийскими платформами. [ 7 ] Одной из проблем с броней « Бристоль», которая была такой же, как и у других кораблей класса «Город», был значительный зазор между нижней частью орудийных щитов и палубой, из-за которого осколки снарядов могли проходить через этот зазор, вызывая большое количество травм ног у кораблей класса «Таун». артиллерийские расчеты кораблей. [ 9 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Глазго» , шестой корабль ее имени, служащий в Королевском флоте. [ 10 ] был заложен 25 марта 1909 года компанией Fairfield Shipbuilding and Engineering Company на их в Говане верфи . Она была спущена на воду 30 сентября. [ 11 ] и завершено 19 сентября 1910 г., [ 12 ] под командованием капитана Маркуса Хилла. [ 13 ] Первоначально корабль был приписан ко 2-й боевой эскадре Флота Метрополии, но в следующем году был переведен в 4-ю крейсерскую эскадру на юго-восточном побережье Южной Америки. [ 11 ] Хилла сменил капитан Джон Люс 17 сентября 1912 года. [ 13 ] С марта по август Глазго совершил круиз по побережьям Аргентины , Уругвая и Бразилии , совершив множество заходов в порты. [ 14 ]
Когда 3 августа 1914 года началась Первая мировая война, он находился в Рио-де-Жанейро захватил » водоизмещением 4247 брт «Гамбург Зюд грузовое судно «Санта-Катарина» . , Бразилия, и 14 августа [ 14 ] [ 15 ] Неделю спустя «Глазго» встретился с броненосным крейсером «Монмут» у скал Аброльос . Корабль продолжал патрулировать и 28 августа встретился с вооруженным торговым крейсером «Отранто» , а затем с флагманским кораблем контр-адмирала Кристофера Крэдока, броненосным крейсером « Гуд Хоуп» , 17 сентября у острова Санта-Катарина . Затем эскадрилья направилась в Монтевидео , Уругвай. После подготовки угля эскадра 28-го числа прибыла в Пунта-Аренас в Чили, в Магелланов пролив . Они провели день в поисках немецких кораблей, прежде чем отправиться на Фолклендские острова, куда прибыли 1 октября. Эскадра загорелась там, а затем Глазго , Монмут и Отранто вернулись в район Огненной Земли для очередных безуспешных поисков немецких кораблей. Они продолжили поиски вдоль южного побережья Чили до Валленара . Гуд Хоуп присоединилась к ним 27 октября. [ 14 ]
Битва при Коронеле
[ редактировать ]
Эскадра ушла через два дня, как раз в тот момент, когда прибыл старый линкор «Канопус» , и Крэдок приказал ему следовать за ним как можно скорее. Он послал Глазго на разведку вперед и войти в Коронель, Чили, чтобы получить любые сообщения от Адмиралтейства и получить разведданные о деятельности Германии. Крейсер начал принимать радиосигналы от легкого крейсера SMS Leipzig во второй половине дня 29 октября и задержал вход в Коронель на два дня с разрешения Крэдока, чтобы не попасть в ловушку быстроходными немецкими кораблями. Немецкий корабль снабжения уже был там и передал Шпее по рации, что Глазго вошел в гавань около сумерек. Крейсер отправился утром 1 ноября, но Спи уже планировал поймать его, когда накануне вечером ему сообщили о его присутствии. [ 16 ]
Глазго покинул Коронель в 09:15, забрав почту эскадрильи и встретившись с остальной частью эскадрильи четыре часа спустя. Крэдок приказал своим кораблям выстроиться в ряд на расстоянии 15 морских миль (28 км; 17 миль) между кораблями, чтобы обеспечить максимальную видимость в 13:50, и направился на север со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). В 16:17 «Лейпциг» заметил к западу от себя «Глазго» заметил . Лейпцига трубе дым в , самый восточный британский корабль, а три минуты спустя В 17:10 Крэдок приказал своим кораблям взять курс на Глазго , ближайший к немцам корабль. Собравшись вместе, он выстроил их в линию позади, с Гуд Хоуп во главе , держа курс на юго-восток со скоростью 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) в 18:18. Поскольку шестнадцать 21-сантиметровых (8,3-дюймовых) орудий на борту броненосных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» могли сравниться только с двумя 9,2-дюймовыми (234-мм) орудиями на его флагмане, ему нужно было сократить дальность стрельбы, чтобы привести в действие свои более многочисленные 6-дюймовые орудия. оружие, которое нужно нести. Однако ветер силой 7 баллов и открытое море не позволили использовать половину этих орудий, поскольку они находились слишком близко к воде. Он также хотел использовать заходящее солнце в своих целях, чтобы его свет ослепил немецких артиллеристов. Визеадмирал (вице-адмирал) Максимилиан фон Шпее , командующий Восточно-Азиатской эскадрой, прекрасно осознавал британские преимущества и не позволил Крэдоку приблизиться к цели. Его корабли были быстрее британских, их максимальная скорость Отранто была замедлена на 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) , и он увеличил дальность полета до 18 000 ярдов (16 000 м), пока условия не изменились под него. Солнце зашло в 18:50, и на светлом небе вырисовались силуэты британских кораблей, а немецкие корабли стали неотличимы от береговой линии позади них. [ 17 ]
Спи немедленно повернулся, чтобы закрыться, и дал сигнал своим кораблям открыть огонь в 19:04, когда дальность сократилась до 12 300 ярдов (11 200 м). Флагман Шпее, «Шарнхорст» , вступил в бой с «Гуд Хоуп», в то время как «Гнейзенау» вел огонь по Монмуту . Немецкая стрельба была очень точной: оба броненосных крейсера быстро поразили своих британских коллег, находясь за пределами шестидюймовой дальности стрельбы, открыв огонь по обоим кораблям. Крэдок, зная, что его единственный шанс - сократить дистанцию, продолжал делать это, несмотря на удары, нанесенные кораблями Спи. Выведя из строя Монмут около 19:35, Спи приказал своим броненосным крейсерам сосредоточить огонь на Гуд Хоуп , когда она продолжала пытаться сократить дистанцию. Около 19:50 ее передний магазин взорвался и оторвало носовую часть ; вскоре после этого она затонула. [ 18 ]

Глазго вел почти совершенно отдельный бой, поскольку немецкие броненосные крейсеры обычно игнорировали его, и он безрезультатно сразился с легкими крейсерами Лейпцигом и Дрезденом . «Глазго» прервал контакт с немецкой эскадрой в 20:05 и через 10 минут обнаружил «Монмут» , накренившийся и спустившийся на носу, потушив огонь. Она пыталась повернуть на север, чтобы поставить корму на сильную северную волну, и набирала воду на носу. мало что Глазго мог сделать, чтобы помочь более крупному кораблю, поскольку лунный свет освещал оба корабля, а немцы их искали. Он прервал с ней контакт в 20:50 и наконец смог сообщить Канопусу о результатах боя. Около 21:20 экипаж корабля заметил за собой луч прожектора и вспышки орудий и понял, что немцы добили Монмут . Учитывая, что по нему было выпущено около 600 снарядов, «Глазго» получил лишь легкие повреждения от пяти попаданий, из которых самым серьезным был снаряд, который взорвался на ватерлинии и пробил дыру площадью около 6 квадратных футов (0,56 м2). 2 ) размером, затопившим один отсек. Потери корабля составили четыре легкораненых рядовых и несколько попугаев, которых купил экипаж. Взамен ей не удалось поразить ни один из немецких кораблей. [ 19 ]
Битва за Фолклендские острова
[ редактировать ]
Глазго прошел через Магелланов пролив 4 ноября и ждал Канопуса у его восточного входа. Через два дня линкор встретился с ней, и они вместе направились в Порт-Стэнли на Фолклендских островах. После прибытия 8-го числа «Канопусу» было приказано засесть в гавани, в то время как легкий крейсер продолжил свой путь на север и встретил броненосный крейсер «Дефенс» у реки Плейт , и они отплыли к скалам Аброльас в ожидании подкрепления. [ 20 ] Глазго остановилась в Рио-де-Жанейро для ремонта 16–21 ноября и через два дня прибыла к скалам, где ее ждали «Дефенс» , броненосные крейсеры «Кент» , «Карнарвон» и «Корнуолл» , а также вооруженный торговый крейсер «Орама» . Глазго « родственный корабль Бристоль». На следующий день прибыл [ 14 ] а линейные крейсеры «Инвинсибл» и «Инфлексибл» под командованием вице-адмирала сэра Давтона Стерди достигли скал 26-го числа. Он планировал остаться там на три дня, но Люси уговорила его уйти утром 28-го числа. [ 21 ]
По прибытии в Порт-Стэнли 7 декабря Стерди сообщил своим капитанам, что он планирует на следующий день отобрать всю эскадру с двух доступных угольщиков и начать поиск восточноазиатской эскадры, которая, как предполагается, бежит домой к оконечности острова. Южная Америка, следующий день. Вице-адмирал Максимилиан фон Шпее , командующий немецкой эскадрой, имел другие планы и намеревался уничтожить радиостанцию в Порт-Стэнли утром 8 декабря. Появление двух немецких кораблей в 07:30 застало корабли Стерди врасплох; наблюдательный пункт позвонил в Канопус и сообщил информацию, но линкор не мог видеть флагман Стерди, который мог бы передать информацию, только Глазго . «Канопус» подал сигнал «Враг виден», и легкий крейсер повторил это сообщение в 07:56, но экипаж «Инвинсибла » был занят погрузкой угля и не заметил сигнала. Люси приказала выстрелить из пистолета для салютования, чтобы привлечь внимание к сигналу. Глазго завершил добычу угля в 08:00, но нужно было время, чтобы закончить набирать обороты. [ 22 ]
Немцы были отогнаны 12-дюймовыми (305-мм) снарядами, выпущенными «Канопусом» , когда они подошли к цели около 09:20. Глазго покинул гавань к 09:45, и Стерди приказал ему следить за кораблями Спи, держась вне досягаемости, и информировать его об их действиях. Последний из британских кораблей покинул гавань к 10:30, и Стерди приказал «Общую погоню». Линейные крейсеры были самыми быстрыми кораблями и неумолимо начали приближаться к немецким кораблям. Они открыли огонь в 12:55 и через 15 минут почти промахнулись по Лейпцигу , заднему кораблю в немецком строю. Спи было ясно, что его корабли не смогут обогнать линейные крейсеры и что единственная надежда на выживание любого из его кораблей — это рассеяться. Поэтому он развернул два своих броненосных крейсера, чтобы выиграть время, вступив в бой с линейными крейсерами, и приказал трем своим легким крейсерам разойтись в 13:20. Как только Люс заметил, что легкие крейсеры повернули в сторону, он повернулся, чтобы преследовать их, за ним последовали Кент и Корнуолл . [ 23 ]

«Глазго» , самый быстрый из британских кораблей, медленно увеличивал отрыв от двух броненосных крейсеров, и Люси открыла огонь по Лейпцигу из своей передней шестидюймовой пушки в 14:45 с дальности около 12 000 ярдов (11 000 м). Один из его снарядов попал в немецкий корабль, и он повернулся, чтобы дать возможность своим бортовым орудиям открыть ответный огонь. Первый залп едва не попал в Глазго , и в следующем залпе она получила два попадания, что вынудило Люси отступить. Это повторилось несколько раз, что позволило двум броненосным крейсерам преодолеть часть дистанции. Через час немцы разбрелись в разные стороны; Корнуолл и Глазго преследовали Лейпциг, а Кент преследовал Нюрнберг . Корнуолл на полной скорости приблизился к немецкому кораблю, полагаясь, что его броня защитит от 105-миллиметровых (4,1 дюйма) снарядов, в то время как небронированный «Глазго» маневрировал на расстоянии. В 18:00 Корнуолла снаряды подожгли Лейпциг . Пять минут спустя немецкий корабль прекратил огонь, и британские корабли приблизились на расстояние 5000 ярдов (4600 м), чтобы посмотреть, сдастся ли он. Выстрелил последний пистолет, и «Лейпциг» не смог проявить себя, поэтому в 19:25 британцы произвели несколько дополнительных залпов. Немецкий капитан собрал выживших членов экипажа на палубе, готовясь покинуть корабль, но до флага корабля было невозможно добраться, поскольку он был окружен пламенем, а британские снаряды нанесли ущерб собравшейся команде. Лейпциг выпустил две зеленые сигнальные ракеты в 20:12, а британские корабли приблизились на расстояние 500 ярдов (460 м) и спустили лодки, чтобы спасти немцев в 20:45. Их корабль перевернулся в 21:32, но в темноте удалось спасти только 18 человек. «Лейпциг» дважды нанес удар по Глазго , убив одного человека и ранив четырех. Два корабля вернулись в Порт-Стэнли, поскольку у Корнуолла закончились боеприпасы. [ 24 ]
Битва за большее на Земле
[ редактировать ]
Корабли Стерди продолжали искать Дрезден даже после того, как он вернулся в Англию. Немецкий крейсер в течение нескольких месяцев успешно уклонялся от поисков британцев, скрываясь в лабиринте заливов и каналов, окружающих Огненную Землю. Она начала двигаться вдоль побережья Чили в феврале 1915 года, пока 8 марта ее неожиданно не заметил Кент , когда сгорел туман. Британский крейсер попытался сократить дистанцию, но «Дрездену» удалось разорвать контакт после пятичасовой погони. Кент , однако, во время погони из Дрездена перехватил сообщение одному из ее угольщиков о встрече с ней на острове Робинзона Крузо на островах Хуана Фернандеса . Дрезден прибыл туда на следующий день практически без угля. [ 25 ]

Международное право позволяло немецкому кораблю оставаться на месте в течение 24 часов, прежде чем ему придется покинуть остров или быть интернированным ; ее капитан заявил, что его двигатели были отключены, что продлило срок до восьми дней. Тем временем Кент вызвал Глазго , и два корабля вошли в залив Камберленд на острове утром 14 марта и обнаружили Дрезден на якоре. Немецкий корабль направил свои орудия на британские корабли, и Глазго открыл огонь, Люси оправдал свои действия тем, что счел это недружественным действием со стороны интернированного корабля, который часто нарушал чилийский нейтралитет. Четыре минуты спустя «Дрезден» поднял белый флаг, поскольку судно уже горело и пробоило ватерлинию. Лодка доставила лейтенанта Вильгельма Канариса в Глазго, чтобы он пожаловался, что его корабль находится под защитой Чили. Люче сказала ему, что вопрос о нейтралитете может быть решен дипломатами и что он уничтожит немецкий корабль, если он не сдастся. К тому времени, когда Канарис вернулась в Дрезден , ее команда закончила подготовку к затоплению и покинула корабль после вскрытия его. Клапаны Кингстон . Прошло 20 минут, прежде чем крейсер перевернулся влево и затонул. Британские снаряды убили одного мичмана и восемь матросов, ранили трех офицеров и двенадцать рядовых. [ 26 ] После затопления моряк из Глазго заметил плывущую в воде свинью и, едва не утонув от напуганной свиньи, сумел спасти ее. Экипаж назвал его «Тирпиц» , и он служил талисманом корабля в течение года, а затем был переведен в артиллерийскую школу Китового острова в Портсмуте на всю оставшуюся жизнь. [ 27 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]После дозаправки углем в Валленаре Глазго двинулся к атлантическому побережью Южной Америки и начал искать немецкие корабли, в основном в районе устья реки Плейт. 9 октября он отправился в Саймонс-Таун , в Южной Африке чтобы начать ремонт, и прибыл туда 20-го числа. Ремонт был завершен 24 декабря, и в тот же день корабль отправился к скалам Аброльос, куда он прибыл 11 января 1916 года. Затем Глазго отправился в Сан-Висенте, Кабо-Верде Люси была повышена до коммодора 2-го класса , где 29-го числа . Три дня спустя корабль отправился к побережью Южной Америки, где возобновил патрулирование немецких кораблей. 14 октября «Глазго» вернулся в Саймонс-Таун для очередного ремонта, который был завершен 27 декабря, после чего корабль вернулся в Южную Америку после направления в Сьерра-Леоне . [ 14 ] Коммодор Обри Смит сменил Люси 8 ноября. [ 13 ]
Когда 22 января 1917 года Глазго прибыл в Аброльос-Рокс, Смиту пришлось координировать поиски коммерческого рейдера SMS Möwe , которые в конечном итоге оказались безуспешными, поскольку его собственный корабль патрулировал побережье Бразилии. [ 28 ] В начале января 1918 года корабль направлялся в Сьерра-Леоне, куда прибыл 16 числа. Отправившись четыре дня спустя, корабль достиг Гибралтара 30 января и продолжил путь в Портсмут, где 18 февраля начал ремонт. [ 14 ] К июлю «Глазго» был приписан к 8-й эскадре лёгких крейсеров в Адриатическом море . [ 29 ] 2 октября корабль прикрывал бомбардировку Дураццо в Албании силами союзников. [ 30 ]

К апрелю 1919 года Глазго уже был на пути домой. [ 31 ] но к 1 мая корабль был выплачен в Гибралтаре. [ 32 ] К 1 июля он был повторно введен в эксплуатацию и снова направлялся в Великобританию. [ 33 ] К 18 июля корабль был переведен в резерв в Портсмуте. [ 34 ] и ей заплатили там 2 февраля 1920 года. [ 35 ] Глазго служил учебным кораблем кочегаров в 1922–1926 гг. [ 11 ] прежде чем 29 апреля 1927 года она была продана на металлолом компании Thos. У. Уорд из Моркама . [ 36 ]
Фолклендских островов В 1964 году на памятной марке было неправильно изображено Глазго вместо HMS Kent . [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Лион, Часть 1, с. 56
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер и Грей, с. 51
- ^ Лион, Часть 2, стр. 59–60.
- ^ Фридман 2010, с. 383
- ^ Лион, Часть 2, стр. 55–57.
- ^ Лион, Часть 1, с. 53
- ^ Jump up to: а б Браун, с. 63
- ^ Лион, Часть 2, с. 59
- ^ Лион, Часть 2, с. 57
- ^ Колледж и Варлоу, стр. 141–142.
- ^ Jump up to: а б с Моррис, с. 122
- ^ Фридман 2010, с. 411
- ^ Jump up to: а б с «HMS Глазго (1909)» . www.dreadnoughtproject.org . Проект «Дредноут» . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стенограмма
- ^ Фэйл, стр. 154, 165, 170
- ^ Мэсси, стр. 221–224.
- ^ Мэсси, стр. 223–228.
- ^ Мэсси, стр. 228–230.
- ^ Мэсси, стр. 232–233, 236.
- ^ Мэсси, стр. 242–243.
- ^ Мэсси, стр. 249–250.
- ^ Мэсси, стр. 251, 258–259, 261.
- ^ Мэсси, стр. 262, 264–265.
- ^ Мэсси, стр. 274–277.
- ^ Мэсси, стр. 283–284.
- ^ Мэсси, стр. 284–285.
- ^ Маунт, Колин. «Свинья на почте» . Королевское филателистическое общество Лондона. Архивировано из оригинала 27 июня 2011 года.
- ^ Ньюболт, стр. 187–189, 191.
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, команды флаг-офицера и т. д.» . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Адмиралтейство. Июль 1918 г. с. 23 . Проверено 4 июня 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ Чернуски и О'Хара, с. 69
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, команды флаг-офицера и т. д.» . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Адмиралтейство. Апрель 1919 г. с. 21 . Проверено 4 июня 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, команды флаг-офицера и т. д.» . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Адмиралтейство. 1 мая 1919 г. с. 21 . Проверено 4 июня 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, команды флаг-офицера и т. д.» . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Адмиралтейство. 1 июля 1919 г. с. 19 . Проверено 4 июня 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Список ВМФ» . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Адмиралтейство. 18 июля 1919 г. с. 707 . Проверено 4 июня 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Список ВМФ» . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Адмиралтейство. 18 декабря 1920 г. с. 780 . Проверено 4 июня 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ Лион, Часть 3, с. 51
- ^ «Рарики королевы Елизаветы II» . Журнал марок. 4 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2006 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (2010). Великий флот: проектирование и развитие военного корабля 1906–1922 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-085-7 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент (2016). «Морская война на Адриатике, Часть 2: 1917–1918». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016 года . Лондон: Конвей. стр. 62–75. ISBN 978-1-84486-326-6 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Фэйл, К. Эрнест (1920). Морская торговля . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. I: Период крейсера. Лондон: Джон Мюррей. ОСЛК 223720130 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Лион, Дэвид (1977). «Первый городской класс 1908–31: Часть 1». Военный корабль . 1 (1). Лондон: Conway Maritime Press: 48–58. ISBN 0-85177-132-7 .
- Лион, Дэвид (1977). «Первый городской класс 1908–31: Часть 2». Военный корабль . 1 (2). Лондон: Conway Maritime Press: 54–61. ISBN 0-85177-132-7 .
- Лион, Дэвид (1977). «Первый городской класс 1908–31: Часть 3». Военный корабль . 1 (3). Лондон: Conway Maritime Press: 46–51. ISBN 0-85177-132-7 .
- Мэсси, Роберт К. (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 0-224-04092-8 .
- Моррис, Дуглас (1987). Крейсеры Королевского флота и флота Содружества с 1879 года . Лискирд, Великобритания: Морские книги. ISBN 0-907771-35-1 .
- Ньюболт, Генри (1996). Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. IV (перепечатка изд. 1928 г.). Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-253-5 .
- «Стенограмма: HMS Glasgow - с марта 1914 г. по декабрь 1916 г., с января по февраль 1918 г., Южная Америка, битва при Коронеле, битва за Фолклендские острова, Южная Америка, продолжение» . Журналы Королевского флота времен Первой мировой войны . Naval-History.net . Проверено 30 мая 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]