Jump to content

СМС Чайка (1914)

Координаты : 61 ° 12' с.ш. 5 ° 50' в.д.  /  61,200 ° с.ш. 5,833 ° в.д.  / 61,200; 5,833
История
Германская империя
Тезка Möwe , по-немецки « чайка ».
Заказал Лаайс
Строитель Джон Верфь C. Tecklenborg, Геестемюнде
Запущен 1914 как Пунго
В эксплуатации 1 ноября 1915 г.
Судьба Награжден в качестве военных репараций Соединенному Королевству, затонул как немецкий грузовой корабль «Ольденбург» 7 апреля 1945 года.
Общие характеристики
Смещение 9800 тонн (4788 регистровых тонн брутто (брт))
Длина 123,7 м
Луч 14,4 м
Черновик 7,2 м
Движение 1×3-цилиндровый тройного расширения ; 5 × котел ; 3200 л.с.
Скорость 13 узлов
Диапазон 8700 морских миль на скорости 12 узлов
Дополнить 235
Вооружение

СМС Мёве ( [ˈmøːvə] ; немецкий: Чайка ) был торговым рейдером Императорского флота Германии , который действовал против союзников кораблей во время Первой мировой войны .

Замаскированный под нейтральный грузовой корабль, позволяющий ему приближаться к целям, « Мёве» был эффективен при торговых рейдах , потопив в ходе войны 40 кораблей.

Ранняя история

[ редактировать ]
Модель СМС Мёве

Построен Джохом . C. Tecklenborg Верфь в Геестемюнде , она была спущена на воду как грузовое судно Pungo в 1914 году и эксплуатировалась Afrikanische Fruchtkompanie для F. Laeisz из Гамбурга . После беспрецедентной карьеры по перевозке грузов бананов из немецкой колонии Камерун в Германию он был реквизирован Императорским флотом Германии для использования в качестве минного заградителя . Его переоборудование произошло на императорской верфи в Вильгельмсхафене осенью 1915 года, и под командованием Николауса цу Дона-Шлодиена он вступил в строй 1 ноября того же года.

Первое рейдерское путешествие

[ редактировать ]

Мёве ускользнула из Вильгельмсхафена 29 декабря 1915 года для выполнения своей первой задачи — установить минное поле в Пентленд-Ферт , недалеко от главной базы британского флота метрополии в Скапа-Флоу . Это было выполнено в суровых погодных условиях. Несколько дней спустя до дредноута линкор HMS King Edward VII подорвался на одной из мин; несмотря на попытки отбуксировать ее в безопасное место, она затонула. Затем Мёве переехал с западного побережья Ирландии во Францию. Там она заложила еще одно минное поле у ​​устья Жиронды , в результате чего потонули еще два корабля.

Завершив эту часть своей миссии, «Мёве» затем двинулась в Атлантику, действуя сначала между Испанией и Канарскими островами , а затем у берегов Бразилии .

Действия от 16 января 1916 г.

[ редактировать ]

велся Бой одиночного корабля между немецким вспомогательным крейсером и британским грузовым судном у португальских островов Мадейра в Атлантическом океане .

Мёве шел примерно в 120 милях к югу от Мадейры на торговом пароходе «Аппам» — корабле, ранее захваченном немцами, которые установили призовой экипаж и передали на него несколько десятков военнопленных. На закате наблюдатели на борту «Мёве» заметили на горизонте дым, указывающий на присутствие корабля. Капитан Дона-Шлодиен приказал Аппаму оставаться, пока он отправится на расследование. Несколько минут спустя, примерно в 21:00, Мёве приблизился и понял, что дым исходил от большого торгового судна, позже идентифицированного как « Клан Мактавиш» .

Когда Мёве приблизился на близкое расстояние, уже стемнело, поэтому Мёве осторожно приблизился. Используя сигнальную лампу , Дона-Шлодиен спросила название грузового корабля. Клан Мактавиш ответил, попросив немецкий корабль сначала представиться. Дона-Шлодиен подал сигнал, что его корабль — «Автор» , корабль Harrison Line, идущий из Ливерпуля в Натал . Сообщается, что Möwe был очень похож на Author , который был потоплен немецким флотом несколькими неделями ранее. Клан Мактавиш затем сообщил ее имя и сообщил, что они возвращаются в Великобританию из Австралии .

Опознав британский корабль, Дона-Шлодиен скрестила нос и приказала остановиться. Вместо того, чтобы подчиниться, клан Мактавиш изменил курс и увеличил скорость, надеясь обогнать рейдера. Мёве произвел предупредительные выстрелы и бросился в погоню. Клан Мактавиш открыл ответный огонь из своего единственного орудия, но неоднократно промахивался, и немецкий корабль не пострадал и не пострадал. Мёве произвела залпы из четырёх 150-мм орудий. Клан Мактавиш отправил сигналы бедствия по беспроводному телеграфу, которые были приняты броненосным крейсером HMS Essex . Однако телеграфист на борту «Эссекса» не сообщил об этом своему начальству, поэтому помощь не была отправлена. Получив несколько попаданий наверх, клан Мактавиш загорелся, и ее капитан подал сигнал Мёве о своей капитуляции . Затем Мёве совершил маневр для посадки.

Все немецкие снаряды, кроме предупредительных, оказались попаданиями. Абордажная группа с Мёве захватила клан Мактавиш и увела в плен выжившую команду. 18 членов экипажа погибли в бою или после него. [ нужны разъяснения ] и еще пятеро были ранены. клана Мактавиш был Капитан резервистом Королевского флота , а экипаж ее орудия состоял из двух артиллеристов Королевского флота. Остальные члены ее экипажа были гражданскими лицами. Всего союзников находилось более 500 военнопленных на Мёве и Аппаме .

Абордажная группа затопила клан Мактавиш взрывчаткой.

После потопления клана Мактавиш Мёве воссоединился с Аппамом и взял курс на запад, чтобы избежать встречи с крейсерами Королевского флота в этом районе. Два крейсера находились на расстоянии чуть более 100 миль (87 морских миль ; 160 км ) и могли бы перехватить Мёве, если бы телеграфист на борту «Эссекса» ответил.

Прежде чем вернуться домой, Мёве потопил еще несколько кораблей союзников. По прибытии капитан Дона-Шлодиен был награжден Железным крестом второй степени. Ричард Стампф отмечает, что по прибытии в состав экипажа было несколько африканцев. [ 1 ] Феликс фон Люкнер служил на борту SMS Möwe до своего путешествия с SMS Seeadler в конце 1916 - конце 1917 года.

Интерлюдия ace Баклажан

[ редактировать ]

В целях обеспечения безопасности «Мёве» был переименован в «Винета » в честь другого вспомогательного крейсера , выведенного из эксплуатации. В этом облике летом 1916 года он отправился в серию коротких круизов, чтобы атаковать корабли союзников у берегов Норвегии . Однако это принесло только один успех, прежде чем его отправили на ремонт перед новым вылетом в Атлантику.

Второй рейдовый рейс

[ редактировать ]
Реклама четырехсерийного киножурнала Херста « Морской рейдер «Moeve» (апрель 1920 г.)

Отправившись 23 ноября 1916 года, Мёве добилась еще большего успеха во втором круизе по Атлантике.

6 декабря 1916 года она захватила и потопила грузовое судно канадского Тихоокеанского пароходства SS Mount Temple, направлявшееся из Галифакса в Ливерпуль. горы Темпл Груз включал 700 лошадей, направлявшихся для Канадского экспедиционного корпуса во Франции, и множество ящиков с окаменелостями динозавров, собранных Альберте на бесплодных землях реки Ред-Дир в Чарльзом Х. Штернбергом и предназначенных для Британского музея естественной истории . 12 декабря настала очередь SS Georgic , затонувшего вместе с грузом в 1200 лошадей, который должен был использоваться на Западном фронте . [ 2 ]

За четыре месяца на ее счету было еще 25 судов общим водоизмещением 123 265 брт . Один из них, SS Yarrowdale , был отправлен в качестве приза в Германию и, как рекомендовала Дона-Шлодиен, сам был снаряжен как торговый рейдер. Мёве также нанял SS Saint Theodore в качестве угольщика, прежде чем вооружить и ввести его в эксплуатацию в качестве вспомогательного Geier . Гейер проработал в этой роли шесть недель, на его счету было потоплено два корабля, прежде чем Мёве разоружил и затопил его перед возвращением домой. 10 марта он был поврежден в бою с вооруженным новозеландским торговым судном «Отаки» у Азорских островов в Атлантике. Вооруженный единственной 120-мм кормовой пушкой, «Отаки» вел отважный, но обреченный на провал бой. В Möwe несколько раз попали, и серьезный пожар удалось потушить с трудом. Однако « Отаки» получил около тридцати ударов, прежде чем затонул. « Отаки » Капитан Арчибальд Биссет Смит был посмертно награжден Крестом Виктории и, наконец, затонул на своем корабле под все еще развевающимся британским флагом». Пятеро членов ее экипажа были убиты и еще десять человек получили ранения. Повреждения вынудили рейдер вернуться курсом на Германию.

В марте 1917 года Мёве снова успешно провёл британскую блокаду, по иронии судьбы, в то же время, когда Ярроудейл , ныне вспомогательный крейсер SMS Leopard , был загнан в угол и потоплен теми же блокирующими силами. Мёве благополучно вернулся домой 22 марта 1917 года.

Более поздняя история

[ редактировать ]

По ее возвращению Мёве была выведена из эксплуатации как рейдер, поскольку ее сочли слишком ценным инструментом пропаганды, чтобы снова рисковать. Он служил на Балтике в качестве тендера подводных лодок , прежде чем стать вспомогательным минным заградителем Ostsee в 1918 году. После Версальского договора он отправился в Великобританию, где его эксплуатировали Элдерс и Файффс как грузовое судно Greenbrier . В 1933 году он был продан немецкой судоходной компании. Как грузовое судно «Ольденбург» , оно обслуживало маршрут между Германией и оккупированной Норвегией во время Второй мировой войны.

7 апреля 1945 года он был атакован истребителями Bristol Beaufighter из самолетов берегового командования из 144-й эскадрильи RAF, 455-й эскадрильи RAAF и 489-й эскадрильи RNZAF у ее причалов, укрывшихся у побережья Норвегии - недалеко от деревни Вадхайм в Согне. ог Фьордане . После интенсивного обстрела и ракетной атаки, пробитая их ракетами и обстрелянная артиллерийским огнем, она загорелась и затонула. [ 3 ]

Рейдерская карьера

[ редактировать ]

За три рейда Мёве захватил и потопил 40 кораблей, заработав более 180 000 брт . Она также заложила мины, в результате чего пострадали еще два корабля и крупный военный корабль. Это сделало ее самым успешным немецким рейдером как в Первой, так и во Второй мировой войне.

Корабли, потопленные или захваченные Мёве во время ее первого рейдового рейса. [ 4 ]
Дата Корабль Тип Национальность Тоннаж БРТ Судьба
11 янв 16 Корбридж Грузовой корабль  Великобритания 3,687 Сохранено в качестве приза; затоплен 30 янв. 16
11 янв 16 Фаррингфорд Грузовой корабль  Великобритания 3,146 затонул
13 янв 16 Дромонби Грузовой корабль  Великобритания 3,627 затонул
13 янв 16 Автор Грузовой корабль  Великобритания 3,496 затонул
13 янв 16 Трейдер Грузовой корабль  Великобритания 3,608 затонул
15 янв 16 Ариадна Грузовой корабль  Великобритания 3,035 затонул
15 янв 16 Аппам Грузовой корабль  Великобритания 7,781 Сохранено в качестве приза; отошел 17 января 16 года; вернулся 28 марта 17 [ 5 ]
16 янв 16 Клан МакТавиш Грузовой корабль  Великобритания 5,816 погряз в действии
20 янв 16 Эдинбург Парусное судно  Великобритания 1,473 затонул
4 фев 16 Люксембург Грузовой корабль  Великобритания 4,322 затонул
6 фев 16 Фламенко Грузовой корабль  Великобритания 4,540 затонул
8 фев 16 Вестберн Грузовой корабль  Великобритания 3,300 Сохранено в качестве приза; отправлен 9 февраля 16 в Санта-Крус-де-Тенерифе.
9 фев 16 Гораций Грузовой корабль  Великобритания 3,109 затонул
24 фев 16 Марони Грузовой корабль  Франция 3,109 затонул
25 фев 16 Саксонский принц Грузовой корабль  Великобритания 3,471 затонул
Потоплен минами у Мёве во время своего первого рейдового рейса. [ 6 ]
Дата Корабль Тип Национальность Тоннаж БРТ Расположение
6 янв 16 Король Эдуард VII Линкор до дредноута  Королевский флот 16 350 т дисп. Шотландия
13 янв 16 Они есть Грузовой корабль  Испания 2,776 Жиронда
13 янв 16 Бельгика Грузовой корабль  Испания 2,068 Жиронда
22 фев 16 Дакбридж Грузовой корабль  Великобритания 1,491 Шотландия
Корабли, потопленные или захваченные Мёве , плывущие как Винета. [ 4 ]
Дата Корабль Тип Национальность Тоннаж БРТ Судьба
27 июля 16 эскимосский Грузовой корабль  Великобритания 3,326 Взят в качестве приза
Корабли потоплены или захвачены Мёве во время ее второго рейдового рейса. [ 7 ]
Дата Корабль Тип Национальность Тоннаж БРТ Судьба
2 дек 16 Вольтер Грузовой корабль  Великобритания 8,618 затонул
4 дек 16 Халльбьёрг Грузовой корабль  Норвегия 2,586 затонул
6 дек 16 Гора Храм Грузовой корабль  Великобритания 9,792 затонул
8 дек 16 Герцогиня Корнуольская Парусное судно  Великобритания 152 затонул
8 дек 16 Кинг Джордж Грузовой корабль  Великобритания 3,852 затонул
9 дек 16 Кембрийский хребет Грузовой корабль  Великобритания 4,235 затонул
10 дек 16 Георгический Грузовой корабль  Великобритания 10,077 затонул
11 дек 16 Ярроудейл Грузовой корабль  Великобритания 4,652 сохраняется в качестве приза;
отправлен в Свинемюнде 31 декабря 16 года.
Переоборудован во вспомогательный крейсер «Леопард».
12 дек 16 Святой Феодор Грузовой корабль  Великобритания 4,992 Введен в эксплуатацию как вспомогательный крейсер Geier ;
затоплен 14 фев 17
18 дек 16 Драматург Грузовой корабль  Великобритания 5,415 затонул
26 дек 16 Нант Парусное судно  Франция 2,679 затонул
2 янв 17 Аньер Парусное судно  Франция 3,103 затонул
5 янв 17 Хадсон Мару Грузовой корабль  Япония 3,798 затонул/выпущен
7 янв 17 Рэдноршир Грузовой корабль  Великобритания 4,310 затонул
9 янв 17 Минтех Грузовой корабль  Великобритания 2,890 затонул
10 янв 17 Нетерби Холл Грузовой корабль  Великобритания 4,461 затонул
15 фев 17 Брекнокшир Грузовой корабль  Великобритания 8,423 затонул
16 фев 17 Французский принц Грузовой корабль  Великобритания 4,766 затонул
16 фев 17 Эдди Грузовой корабль  Великобритания 2,652 затонул
24 фев 17 Кэтрин Грузовой корабль  Великобритания 2,926 затонул
4 марта 17 Роданта Грузовой корабль  Великобритания 3,061 затонул
10 марта 17 Изумруды Грузовой корабль  Великобритания 4,678 затонул
10 марта 17 Заказ Грузовой корабль  Великобритания 9,575 погряз в действии
13 марта 17 Демететертон Грузовой корабль  Великобритания 6,048 затонул
14 марта 17 Губернатор Грузовой корабль  Великобритания 5,524 затонул
Граф Дона и его чайка (1917)

В 1917 году имперский Bild- und Filmamt в Берлине выпустил «Граф Дона и его Чайка» , один из самых известных пропагандистских фильмов Первой мировой войны. Прокатчиком был Пол Дэвидсон ; часть производства проекционной компании AG «Union» ( ПАГУ ), Берлин. Впервые фильм был показан 2 мая 1917 года в Немецкой оперном театре ( Deutsche Oper Berlin ) в Берлине.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Инглунд, Питер (2012). Красота и печаль. Интимная история Первой мировой войны . Нью-Йорк: Винтаж. п. 232.
  2. ^ «Корабли- Георгики » . Граф Дона и его чайка . smsMoewe.com. 4 марта 2007 г.
  3. ^ Танке, Даррен Х.; Рондо, Робин М. (15 июня 2005 г.). «Погружение на пароходе Oldenburg Vadheim , Норвегия, 2005 г.» . Динозавры в глубинах . ssMountTemple.com. Архивировано из оригинала 1 января 2006 года.
  4. ^ Jump up to: а б Шмаленбах стр.137
  5. ^ Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). "Дело Аппама" . Американская энциклопедия .
  6. ^ Шмаленбах стр. 140
  7. ^ Шмаленбах стр.137-8

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хойт , Эдвин П. Неуловимая чайка (Фрюин, 1970). ISBN   0-09-101570-7 .
  • Хойт , Эдвин П. Призрачный рейдер (Ty Crowell Co., 1969). ISBN   0-690-61732-1 .
  • Шмаленбах, Пауль Немецкие рейдеры: история вспомогательных крейсеров ВМС Германии, 1895–1945 (Naval Institute Press, 1979) ISBN   0-87021-824-7 .
  • Николай Дона-Шлодиен: СМС «Чайка» , Гота, 1916 год.
  • Николаус цу Дона-Шлодиен: Второе путешествие «Чайки» , Гота, 1917 год.
  • Николаус цу Дона-Шлодиен: Мёве. История первого поход этого немецкого крейсера. в Атлантике под его командованием капитан. корвета Конде де Дона-Шлодиен , Мехико ок. 1917 год.
  • Граф Дона-Шлодиен: Мёве , Буэнос-Айрес, 1917 год.
  • Николаус цу Дона-Шлодиен: Приключения «Мёве» , Будапешт, 1917 год.
  • Райнхард Рёле (ред.): Героическое путешествие графа Доны в SMS «Möwe». Представлено на основе отчетов участников. С 4 открывающими изображениями, 4 текстовыми иллюстрациями и 1 эскизной картой , Штутгарт/Берлин/Лейпциг, 1916 г.
  • Ганс Э. Шлютер: СМС «Чайка»: их героическое путешествие и счастливое возвращение. По сообщениям очевидцев и другим сообщениям , Лейпциг, 1916 год.
  • Граф Дона: Путешествия и приключения «Чайки» , Штутгарт/Гота, 1927 год.
  • Капитан дальнего плавания А. Д. Гуго фон Вальдейер-Гарц: Крейсерская война 1914–1918 гг. Эскадра крейсеров. Эмден, Кенигсберг, Карлсруэ. Вспомогательные крейсеры Oldenburg i. О. 1931 г.
  • Эберхард фон Мантей : Немецкие вспомогательные крейсеры , Берлин, 1937 год.
  • Джон Уолтер: Пираты Императора. Немецкие коммерческие эсминцы 1914–1918 гг ., Штутгарт 1994 г.
  • Альберт Семсротт: Прорыв «Чайки». Личные впечатления и путешествия капитана Альберта Земсротта , Штутгарт, 1928 год.
  • Отто Мильке: вспомогательный крейсер СМ «Мёве». Первый прорыв блокады . SOS Судьбы немецких кораблей, Том 125, Мюнхен, 1957 г.
  • Отто Мильке: Вспомогательный крейсер «Мёве» (2-я часть) . SOS Судьбы немецких кораблей, Том 130, Мюнхен, 1957.
[ редактировать ]

61 ° 12' с.ш. 5 ° 50' в.д.  /  61,200 ° с.ш. 5,833 ° в.д.  / 61,200; 5,833

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9eba31fd7095e4f9c2dd611a9ffa1d55__1724159280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/55/9eba31fd7095e4f9c2dd611a9ffa1d55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Möwe (1914) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)