СМС Чайка (1914)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2011 г. ) |
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Тезка | Möwe , по-немецки « чайка ». |
Заказал | Лаайс |
Строитель | Джон Верфь C. Tecklenborg, Геестемюнде |
Запущен | 1914 как Пунго |
В эксплуатации | 1 ноября 1915 г. |
Судьба | Награжден в качестве военных репараций Соединенному Королевству, затонул как немецкий грузовой корабль «Ольденбург» 7 апреля 1945 года. |
Общие характеристики | |
Смещение | 9800 тонн (4788 регистровых тонн брутто (брт)) |
Длина | 123,7 м |
Луч | 14,4 м |
Черновик | 7,2 м |
Движение | 1×3-цилиндровый тройного расширения ; 5 × котел ; 3200 л.с. |
Скорость | 13 узлов |
Диапазон | 8700 морских миль на скорости 12 узлов |
Дополнить | 235 |
Вооружение |
|
СМС Мёве ( [ˈmøːvə] ; немецкий: Чайка ) был торговым рейдером Императорского флота Германии , который действовал против союзников кораблей во время Первой мировой войны .
Замаскированный под нейтральный грузовой корабль, позволяющий ему приближаться к целям, « Мёве» был эффективен при торговых рейдах , потопив в ходе войны 40 кораблей.
Ранняя история
[ редактировать ]
Построен Джохом . C. Tecklenborg Верфь в Геестемюнде , она была спущена на воду как грузовое судно Pungo в 1914 году и эксплуатировалась Afrikanische Fruchtkompanie для F. Laeisz из Гамбурга . После беспрецедентной карьеры по перевозке грузов бананов из немецкой колонии Камерун в Германию он был реквизирован Императорским флотом Германии для использования в качестве минного заградителя . Его переоборудование произошло на императорской верфи в Вильгельмсхафене осенью 1915 года, и под командованием Николауса цу Дона-Шлодиена он вступил в строй 1 ноября того же года.
Первое рейдерское путешествие
[ редактировать ]Мёве ускользнула из Вильгельмсхафена 29 декабря 1915 года для выполнения своей первой задачи — установить минное поле в Пентленд-Ферт , недалеко от главной базы британского флота метрополии в Скапа-Флоу . Это было выполнено в суровых погодных условиях. Несколько дней спустя до дредноута линкор HMS King Edward VII подорвался на одной из мин; несмотря на попытки отбуксировать ее в безопасное место, она затонула. Затем Мёве переехал с западного побережья Ирландии во Францию. Там она заложила еще одно минное поле у устья Жиронды , в результате чего потонули еще два корабля.
Завершив эту часть своей миссии, «Мёве» затем двинулась в Атлантику, действуя сначала между Испанией и Канарскими островами , а затем у берегов Бразилии .
Действия от 16 января 1916 г.
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |
Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2011 г. ) |
велся Бой одиночного корабля между немецким вспомогательным крейсером и британским грузовым судном у португальских островов Мадейра в Атлантическом океане .
Мёве шел примерно в 120 милях к югу от Мадейры на торговом пароходе «Аппам» — корабле, ранее захваченном немцами, которые установили призовой экипаж и передали на него несколько десятков военнопленных. На закате наблюдатели на борту «Мёве» заметили на горизонте дым, указывающий на присутствие корабля. Капитан Дона-Шлодиен приказал Аппаму оставаться, пока он отправится на расследование. Несколько минут спустя, примерно в 21:00, Мёве приблизился и понял, что дым исходил от большого торгового судна, позже идентифицированного как « Клан Мактавиш» .
Когда Мёве приблизился на близкое расстояние, уже стемнело, поэтому Мёве осторожно приблизился. Используя сигнальную лампу , Дона-Шлодиен спросила название грузового корабля. Клан Мактавиш ответил, попросив немецкий корабль сначала представиться. Дона-Шлодиен подал сигнал, что его корабль — «Автор» , корабль Harrison Line, идущий из Ливерпуля в Натал . Сообщается, что Möwe был очень похож на Author , который был потоплен немецким флотом несколькими неделями ранее. Клан Мактавиш затем сообщил ее имя и сообщил, что они возвращаются в Великобританию из Австралии .
Опознав британский корабль, Дона-Шлодиен скрестила нос и приказала остановиться. Вместо того, чтобы подчиниться, клан Мактавиш изменил курс и увеличил скорость, надеясь обогнать рейдера. Мёве произвел предупредительные выстрелы и бросился в погоню. Клан Мактавиш открыл ответный огонь из своего единственного орудия, но неоднократно промахивался, и немецкий корабль не пострадал и не пострадал. Мёве произвела залпы из четырёх 150-мм орудий. Клан Мактавиш отправил сигналы бедствия по беспроводному телеграфу, которые были приняты броненосным крейсером HMS Essex . Однако телеграфист на борту «Эссекса» не сообщил об этом своему начальству, поэтому помощь не была отправлена. Получив несколько попаданий наверх, клан Мактавиш загорелся, и ее капитан подал сигнал Мёве о своей капитуляции . Затем Мёве совершил маневр для посадки.
Все немецкие снаряды, кроме предупредительных, оказались попаданиями. Абордажная группа с Мёве захватила клан Мактавиш и увела в плен выжившую команду. 18 членов экипажа погибли в бою или после него. [ нужны разъяснения ] и еще пятеро были ранены. клана Мактавиш был Капитан резервистом Королевского флота , а экипаж ее орудия состоял из двух артиллеристов Королевского флота. Остальные члены ее экипажа были гражданскими лицами. Всего союзников находилось более 500 военнопленных на Мёве и Аппаме .
Абордажная группа затопила клан Мактавиш взрывчаткой.
После потопления клана Мактавиш Мёве воссоединился с Аппамом и взял курс на запад, чтобы избежать встречи с крейсерами Королевского флота в этом районе. Два крейсера находились на расстоянии чуть более 100 миль (87 морских миль ; 160 км ) и могли бы перехватить Мёве, если бы телеграфист на борту «Эссекса» ответил.
Прежде чем вернуться домой, Мёве потопил еще несколько кораблей союзников. По прибытии капитан Дона-Шлодиен был награжден Железным крестом второй степени. Ричард Стампф отмечает, что по прибытии в состав экипажа было несколько африканцев. [ 1 ] Феликс фон Люкнер служил на борту SMS Möwe до своего путешествия с SMS Seeadler в конце 1916 - конце 1917 года.
Интерлюдия ace Баклажан
[ редактировать ]В целях обеспечения безопасности «Мёве» был переименован в «Винета » в честь другого вспомогательного крейсера , выведенного из эксплуатации. В этом облике летом 1916 года он отправился в серию коротких круизов, чтобы атаковать корабли союзников у берегов Норвегии . Однако это принесло только один успех, прежде чем его отправили на ремонт перед новым вылетом в Атлантику.
Второй рейдовый рейс
[ редактировать ]
Отправившись 23 ноября 1916 года, Мёве добилась еще большего успеха во втором круизе по Атлантике.
6 декабря 1916 года она захватила и потопила грузовое судно канадского Тихоокеанского пароходства SS Mount Temple, направлявшееся из Галифакса в Ливерпуль. горы Темпл Груз включал 700 лошадей, направлявшихся для Канадского экспедиционного корпуса во Франции, и множество ящиков с окаменелостями динозавров, собранных Альберте на бесплодных землях реки Ред-Дир в Чарльзом Х. Штернбергом и предназначенных для Британского музея естественной истории . 12 декабря настала очередь SS Georgic , затонувшего вместе с грузом в 1200 лошадей, который должен был использоваться на Западном фронте . [ 2 ]
За четыре месяца на ее счету было еще 25 судов общим водоизмещением 123 265 брт . Один из них, SS Yarrowdale , был отправлен в качестве приза в Германию и, как рекомендовала Дона-Шлодиен, сам был снаряжен как торговый рейдер. Мёве также нанял SS Saint Theodore в качестве угольщика, прежде чем вооружить и ввести его в эксплуатацию в качестве вспомогательного Geier . Гейер проработал в этой роли шесть недель, на его счету было потоплено два корабля, прежде чем Мёве разоружил и затопил его перед возвращением домой. 10 марта он был поврежден в бою с вооруженным новозеландским торговым судном «Отаки» у Азорских островов в Атлантике. Вооруженный единственной 120-мм кормовой пушкой, «Отаки» вел отважный, но обреченный на провал бой. В Möwe несколько раз попали, и серьезный пожар удалось потушить с трудом. Однако « Отаки» получил около тридцати ударов, прежде чем затонул. « Отаки » Капитан Арчибальд Биссет Смит был посмертно награжден Крестом Виктории и, наконец, затонул на своем корабле под все еще развевающимся британским флагом». Пятеро членов ее экипажа были убиты и еще десять человек получили ранения. Повреждения вынудили рейдер вернуться курсом на Германию.
В марте 1917 года Мёве снова успешно провёл британскую блокаду, по иронии судьбы, в то же время, когда Ярроудейл , ныне вспомогательный крейсер SMS Leopard , был загнан в угол и потоплен теми же блокирующими силами. Мёве благополучно вернулся домой 22 марта 1917 года.
Более поздняя история
[ редактировать ]По ее возвращению Мёве была выведена из эксплуатации как рейдер, поскольку ее сочли слишком ценным инструментом пропаганды, чтобы снова рисковать. Он служил на Балтике в качестве тендера подводных лодок , прежде чем стать вспомогательным минным заградителем Ostsee в 1918 году. После Версальского договора он отправился в Великобританию, где его эксплуатировали Элдерс и Файффс как грузовое судно Greenbrier . В 1933 году он был продан немецкой судоходной компании. Как грузовое судно «Ольденбург» , оно обслуживало маршрут между Германией и оккупированной Норвегией во время Второй мировой войны.
7 апреля 1945 года он был атакован истребителями Bristol Beaufighter из самолетов берегового командования из 144-й эскадрильи RAF, 455-й эскадрильи RAAF и 489-й эскадрильи RNZAF у ее причалов, укрывшихся у побережья Норвегии - недалеко от деревни Вадхайм в Согне. ог Фьордане . После интенсивного обстрела и ракетной атаки, пробитая их ракетами и обстрелянная артиллерийским огнем, она загорелась и затонула. [ 3 ]
Рейдерская карьера
[ редактировать ]За три рейда Мёве захватил и потопил 40 кораблей, заработав более 180 000 брт . Она также заложила мины, в результате чего пострадали еще два корабля и крупный военный корабль. Это сделало ее самым успешным немецким рейдером как в Первой, так и во Второй мировой войне.
Дата | Корабль | Тип | Национальность | Тоннаж БРТ | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
11 янв 16 | Корбридж | Грузовой корабль | ![]() |
3,687 | Сохранено в качестве приза; затоплен 30 янв. 16 |
11 янв 16 | Фаррингфорд | Грузовой корабль | ![]() |
3,146 | затонул |
13 янв 16 | Дромонби | Грузовой корабль | ![]() |
3,627 | затонул |
13 янв 16 | Автор | Грузовой корабль | ![]() |
3,496 | затонул |
13 янв 16 | Трейдер | Грузовой корабль | ![]() |
3,608 | затонул |
15 янв 16 | Ариадна | Грузовой корабль | ![]() |
3,035 | затонул |
15 янв 16 | Аппам | Грузовой корабль | ![]() |
7,781 | Сохранено в качестве приза; отошел 17 января 16 года; вернулся 28 марта 17 [ 5 ] |
16 янв 16 | Клан МакТавиш | Грузовой корабль | ![]() |
5,816 | погряз в действии |
20 янв 16 | Эдинбург | Парусное судно | ![]() |
1,473 | затонул |
4 фев 16 | Люксембург | Грузовой корабль | ![]() |
4,322 | затонул |
6 фев 16 | Фламенко | Грузовой корабль | ![]() |
4,540 | затонул |
8 фев 16 | Вестберн | Грузовой корабль | ![]() |
3,300 | Сохранено в качестве приза; отправлен 9 февраля 16 в Санта-Крус-де-Тенерифе. |
9 фев 16 | Гораций | Грузовой корабль | ![]() |
3,109 | затонул |
24 фев 16 | Марони | Грузовой корабль | ![]() |
3,109 | затонул |
25 фев 16 | Саксонский принц | Грузовой корабль | ![]() |
3,471 | затонул |
Дата | Корабль | Тип | Национальность | Тоннаж БРТ | Расположение |
---|---|---|---|---|---|
6 янв 16 | Король Эдуард VII | Линкор до дредноута | ![]() |
16 350 т дисп. | Шотландия |
13 янв 16 | Они есть | Грузовой корабль | ![]() |
2,776 | Жиронда |
13 янв 16 | Бельгика | Грузовой корабль | ![]() |
2,068 | Жиронда |
22 фев 16 | Дакбридж | Грузовой корабль | ![]() |
1,491 | Шотландия |
Дата | Корабль | Тип | Национальность | Тоннаж БРТ | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
27 июля 16 | эскимосский | Грузовой корабль | ![]() |
3,326 | Взят в качестве приза |
Дата | Корабль | Тип | Национальность | Тоннаж БРТ | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
2 дек 16 | Вольтер | Грузовой корабль | ![]() |
8,618 | затонул |
4 дек 16 | Халльбьёрг | Грузовой корабль | ![]() |
2,586 | затонул |
6 дек 16 | Гора Храм | Грузовой корабль | ![]() |
9,792 | затонул |
8 дек 16 | Герцогиня Корнуольская | Парусное судно | ![]() |
152 | затонул |
8 дек 16 | Кинг Джордж | Грузовой корабль | ![]() |
3,852 | затонул |
9 дек 16 | Кембрийский хребет | Грузовой корабль | ![]() |
4,235 | затонул |
10 дек 16 | Георгический | Грузовой корабль | ![]() |
10,077 | затонул |
11 дек 16 | Ярроудейл | Грузовой корабль | ![]() |
4,652 | сохраняется в качестве приза; отправлен в Свинемюнде 31 декабря 16 года. Переоборудован во вспомогательный крейсер «Леопард». |
12 дек 16 | Святой Феодор | Грузовой корабль | ![]() |
4,992 | Введен в эксплуатацию как вспомогательный крейсер Geier ; затоплен 14 фев 17 |
18 дек 16 | Драматург | Грузовой корабль | ![]() |
5,415 | затонул |
26 дек 16 | Нант | Парусное судно | ![]() |
2,679 | затонул |
2 янв 17 | Аньер | Парусное судно | ![]() |
3,103 | затонул |
5 янв 17 | Хадсон Мару | Грузовой корабль | ![]() |
3,798 | затонул/выпущен |
7 янв 17 | Рэдноршир | Грузовой корабль | ![]() |
4,310 | затонул |
9 янв 17 | Минтех | Грузовой корабль | ![]() |
2,890 | затонул |
10 янв 17 | Нетерби Холл | Грузовой корабль | ![]() |
4,461 | затонул |
15 фев 17 | Брекнокшир | Грузовой корабль | ![]() |
8,423 | затонул |
16 фев 17 | Французский принц | Грузовой корабль | ![]() |
4,766 | затонул |
16 фев 17 | Эдди | Грузовой корабль | ![]() |
2,652 | затонул |
24 фев 17 | Кэтрин | Грузовой корабль | ![]() |
2,926 | затонул |
4 марта 17 | Роданта | Грузовой корабль | ![]() |
3,061 | затонул |
10 марта 17 | Изумруды | Грузовой корабль | ![]() |
4,678 | затонул |
10 марта 17 | Заказ | Грузовой корабль | ![]() |
9,575 | погряз в действии |
13 марта 17 | Демететертон | Грузовой корабль | ![]() |
6,048 | затонул |
14 марта 17 | Губернатор | Грузовой корабль | ![]() |
5,524 | затонул |
Фильм
[ редактировать ]
В 1917 году имперский Bild- und Filmamt в Берлине выпустил «Граф Дона и его Чайка» , один из самых известных пропагандистских фильмов Первой мировой войны. Прокатчиком был Пол Дэвидсон ; часть производства проекционной компании AG «Union» ( ПАГУ ), Берлин. Впервые фильм был показан 2 мая 1917 года в Немецкой оперном театре ( Deutsche Oper Berlin ) в Берлине.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Инглунд, Питер (2012). Красота и печаль. Интимная история Первой мировой войны . Нью-Йорк: Винтаж. п. 232.
- ^ «Корабли- Георгики » . Граф Дона и его чайка . smsMoewe.com. 4 марта 2007 г.
- ^ Танке, Даррен Х.; Рондо, Робин М. (15 июня 2005 г.). «Погружение на пароходе Oldenburg Vadheim , Норвегия, 2005 г.» . Динозавры в глубинах . ssMountTemple.com. Архивировано из оригинала 1 января 2006 года.
- ^ Jump up to: а б Шмаленбах стр.137
- ^ Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . .
- ^ Шмаленбах стр. 140
- ^ Шмаленбах стр.137-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хойт , Эдвин П. Неуловимая чайка (Фрюин, 1970). ISBN 0-09-101570-7 .
- Хойт , Эдвин П. Призрачный рейдер (Ty Crowell Co., 1969). ISBN 0-690-61732-1 .
- Шмаленбах, Пауль Немецкие рейдеры: история вспомогательных крейсеров ВМС Германии, 1895–1945 (Naval Institute Press, 1979) ISBN 0-87021-824-7 .
- Николай Дона-Шлодиен: СМС «Чайка» , Гота, 1916 год.
- Николаус цу Дона-Шлодиен: Второе путешествие «Чайки» , Гота, 1917 год.
- Николаус цу Дона-Шлодиен: Мёве. История первого поход этого немецкого крейсера. в Атлантике под его командованием капитан. корвета Конде де Дона-Шлодиен , Мехико ок. 1917 год.
- Граф Дона-Шлодиен: Мёве , Буэнос-Айрес, 1917 год.
- Николаус цу Дона-Шлодиен: Приключения «Мёве» , Будапешт, 1917 год.
- Райнхард Рёле (ред.): Героическое путешествие графа Доны в SMS «Möwe». Представлено на основе отчетов участников. С 4 открывающими изображениями, 4 текстовыми иллюстрациями и 1 эскизной картой , Штутгарт/Берлин/Лейпциг, 1916 г.
- Ганс Э. Шлютер: СМС «Чайка»: их героическое путешествие и счастливое возвращение. По сообщениям очевидцев и другим сообщениям , Лейпциг, 1916 год.
- Граф Дона: Путешествия и приключения «Чайки» , Штутгарт/Гота, 1927 год.
- Капитан дальнего плавания А. Д. Гуго фон Вальдейер-Гарц: Крейсерская война 1914–1918 гг. Эскадра крейсеров. Эмден, Кенигсберг, Карлсруэ. Вспомогательные крейсеры Oldenburg i. О. 1931 г.
- Эберхард фон Мантей : Немецкие вспомогательные крейсеры , Берлин, 1937 год.
- Джон Уолтер: Пираты Императора. Немецкие коммерческие эсминцы 1914–1918 гг ., Штутгарт 1994 г.
- Альберт Семсротт: Прорыв «Чайки». Личные впечатления и путешествия капитана Альберта Земсротта , Штутгарт, 1928 год.
- Отто Мильке: вспомогательный крейсер СМ «Мёве». Первый прорыв блокады . SOS Судьбы немецких кораблей, Том 125, Мюнхен, 1957 г.
- Отто Мильке: Вспомогательный крейсер «Мёве» (2-я часть) . SOS Судьбы немецких кораблей, Том 130, Мюнхен, 1957.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Граф Дона и его чайка
- Морские мародеры, немецкие вооруженные торговые рейдеры во время Первой мировой войны - Möwe
- Что скрывается под: Ольденбургская экспедиция D/S, Вадхайм, Норвегия, 2005 г.
- Граф Дона и его «Möwe» , немецкий фильм 1917 года с английскими названиями [1]
- Audacity и золотые слитки — первое путешествие SMS Möve I THE GREAT WAR Special
- История SMS Möwe. Архивировано 25 июня 2016 г. в Wayback Machine.
- корабли 1914 года
- Морские происшествия 1917 года
- Морские инциденты в апреле 1945 г.
- Корабли, потопленные британской авиацией
- Торговые рейдеры Первой мировой войны
- Крейсеры Германии Первой мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном море
- Вспомогательные крейсеры Императорского флота Германии.
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Германии
- Атлантические операции Первой мировой войны
- Конфликты 1916 года
- События января 1916 года