HNoMS Олав Трюггвасон
Олав Трюггвасон в своей довоенной роли учебного корабля
| |
История | |
---|---|
Норвегия | |
Имя | Олав Трюггвасон |
Тезка | Олаф I Норвегии |
Строитель | Верфь Королевского военно-морского флота Норвегии в Хортене |
Номер двора | 119 [ 1 ] |
Запущен | 21 декабря 1932 г. |
Введен в эксплуатацию | 21 июня 1934 г. |
Захваченный | Немцы 9 апреля 1940 г. |
Послужной список | |
Командиры: | Командир капитан Т. Бризеид |
Операции: | Противодействие немецкому вторжению в Норвегию |
Победы: |
|
Нацистская Германия | |
Имя | Альбатрос II |
Приобретенный | 9 апреля 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 11 апреля 1940 г. |
Переименован | Шум 16 апреля 1940 г. |
Судьба | Разбился во время Королевскими ВВС бомбардировки Киля 3 апреля 1945 года. |
Послужной список | |
Операции: | |
Победы: |
|
Общие характеристики в заводском состоянии | |
Смещение | 1596 тонн стандарт |
Длина | 97,3 м (319,23 футов) |
Луч | 11,45 м (37,57 футов) |
Черновик | 3,5 м (11,48 футов) |
Движение | Две De Laval турбины мощностью 4600 л.с. и два Sulzer Marsch мощностью 1400 л.с. восьмицилиндровых дизельных двигателя |
Скорость | 20 узлов (37,04 км/ч) |
Диапазон | 3000 морских миль (5556,00 км) при скорости 14 узлов (25,93 км/ч) |
Дополнить | 175 человек |
Вооружение | |
Примечания | Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 3 ] |
Общие характеристики после реконструкции 1943 г. | |
Смещение | 1860 тонн [ 4 ] |
Длина | 97,3 м (319,23 футов) |
Луч | 11,45 м (37,57 футов) |
Черновик | 3,5 м (11,48 футов) |
Движение | Две De Laval турбины мощностью 4600 л.с. и два Sulzer Marsch мощностью 1400 л.с. восьмицилиндровых дизельных двигателя |
Скорость | 20 узлов (37,04 км/ч) |
Диапазон | 3000 морских миль (5556,00 км) при скорости 14 узлов (25,93 км/ч) |
Дополнить | 175 человек |
Вооружение |
|
Примечания | Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 3 ] |
HNoMS Olav Tryggvason — минный заградитель , построенный на военно-морской верфи в Хортене в начале 1930-х годов под заводским номером 119. Он служил в Королевском военно-морском флоте Норвегии , пока не был захвачен немцами в 1940 году. Немцы переименовали его первый «Альбатрос II» , а несколько дней спустя Брюммер . Он потерпел крушение во время британской бомбардировки северной Германии в апреле 1945 года.
Описание
[ редактировать ]«Олав Трюггвасон» считался хорошо вооруженным и сбалансированным кораблем, двигательная установка которого состояла как из паровых турбин, так и из дизельных двигателей. Олав Трюггвасон был первым норвежским военным кораблем, оснащенным базовым орудийным компьютером, позволяющим вести огонь из всех четырех основных орудий одновременно по одной цели с некоторой степенью точности. [ 2 ]
Довоенная служба
[ редактировать ]Перед началом Второй мировой войны «Олав Трюггвасон» в летний сезон служил кадетским учебным кораблем , принимая на борт 55 кадетов и демонстрируя флаг Западной Европы во время тренировочных круизов. [ 6 ] Одним из кадетов, служивших на борту в 1930-е годы, был наследный принц Норвегии Олав. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Норвежский сервис
[ редактировать ]в городе Флинт Инцидент
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны « Олав Трюггвасон» принимал участие в защите нейтралитета. Ее первая вооруженная акция произошла 3 ноября 1939 года. [ 8 ] когда американское торговое судно «Сити оф Флинт» вошло в территориальные воды Норвегии. Город Флинт был захвачен в качестве трофея немецким карманным линкором «Дойчланд» в Атлантике и направлялся в Германию с американским экипажем в плену. Согласно международному публичному праву , корабль мог беспрепятственно пройти через норвежские воды, но когда он остановился и бросил якорь в порту Хаугесунн , немцы нарушили норвежские правила нейтралитета. [ 8 ] Немецкий призовой экипаж доставил город Флинт в Хаугесунн, спасаясь от разыскивавших их британских военно-морских сил. Когда 2 ноября британский крейсер HMS Glasgow подошел к городу Флинт, сопровождавший его Олав Трюггвасон столкнулся с британским военным кораблем и заставил его покинуть норвежские воды. [ 9 ] Олав Трюггвасон поднялся на борт «Сити Флинт» с одним офицером и тридцатью вооруженными матросами, которые 6 ноября вернули контроль над кораблем американскому капитану Джозефу Х. Гейнарду. Он выгрузил свой груз в Бергене и отправился с балластом в США. Немецкий призовой экипаж был интернирован в крепости Конгсвингер . В ответ министерство иностранных дел Норвегии получило несколько резких и угрожающих нот от своего немецкого коллеги.
Битва при гавани Хортен
[ редактировать ]« Олав Трюггвасон» находился в Хортене для мелкого ремонта двигателя. [ 10 ] 9 апреля 1940 года , укомплектовывался лишь небольшим экипажем. когда немцы вторглись Вместе с тральщиком HNoMS Rauma он защищал гавань от немецких торпедных катеров «Альбатрос» и «Кондор» , а также двух 120-тонных с рамбоутом тральщиков ; Р 17 и Р 27 . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
«Всю холодную ночь с 8 на 9 апреля счастливая встречающая группа из немецкой дипломатической миссии стояла на пристани в гавани Осло, ожидая прибытия военного транспорта немецкого флота. Это были самые сильные военно-морские силы, отправленные в Норвегию, во главе с карманный линкор «Лютцов» (название изменено с «Дойчланд», потому что Гитлер не хотел рисковать потерять корабль с таким названием) с шестью одиннадцатидюймовыми орудиями и новый 10-тысячный тяжелый крейсер «Блюхер», флагман эскадры, несущий 8 восьмидюймовые орудия. Счастливая маленькая группа ждала напрасно. Большие корабли так и не прибыли. Им бросили вызов у самого входа в Осло-фьорд, где норвежский минный заградитель Олав Трюгверсон потопил немецкий торпедный катер и повредил легкий крейсер. Эмден" [ 14 ]
Командир минного заградителя, командиркаптейн Т. Бризеид, получил предупреждение о вторжении иностранных военно-морских сил и в 02:15 поставил свой корабль на якорь у буя во внутренней гавани, чтобы прикрыть вход в гавань своими орудиями. [ 15 ] В 04:35 два корабля без огней вошли в гавань. На расстоянии 60 метров (66 ярдов) был замечен флаг Рейхскригса и корабли идентифицированы как немецкие. Однако большая часть норвежского оборонительного преимущества была потеряна, поскольку Бризеид затем решил продолжить следовать принципам защиты нейтралитета и сначала протрубил в паровой рожок, затем произвел холостой выстрел, затем два боевых предупредительных выстрела по иностранным военным кораблям, прежде чем открыть по ним всерьез. [ 15 ]
В ходе запутанного боя на близком расстоянии R 17 был потоплен 12-см орудиями Олава Трюггвасона у Апенской набережной. Из сорока пяти немецких десантников на борту R 17 только пятнадцать добрались до берега целыми и невредимыми. Несмотря на все усилия норвежских кораблей, R 27 удалось добраться до прикрытия полуострова и высадить в гавани свой отряд из сорока пяти пехотинцев, получив при этом несколько попаданий. Высадив свою пехоту, R 27 села на мель, затем оторвалась и получила еще несколько попаданий, прежде чем уйти из этого района. В то время как немецкие тральщики ворвались в гавань, «Альбатрос» попытался вступить в бой с норвежскими кораблями, но получил попадания от Олафа Трюггвасона и был вынужден укрыться за некоторыми близлежащими островами. [ 16 ] Крейсер «Эмден» также пытался издалека вмешаться в Осло-фьорд , но безрезультатно. [ 17 ] [ 18 ]
В 07:35, после угроз воздушной бомбардировки военно-морской базы и прилегающего города, а также из-за ошибочного впечатления о численности немецкого десанта в 60 человек, норвежские сухопутные и военно-морские силы сдались. За время боя Олав Трюггвасон выпустил почти шестьдесят 12-см снарядов . [ 19 ] получил не менее тридцати пяти попаданий из 20-мм орудий на борту «Роймботов» и ранил двух моряков. [ 20 ]
Немецкий сервис
[ редактировать ]« Олав Трюггвасон» был принят в состав Кригсмарине и 11 апреля переименован в «Альбатрос II» в память о поврежденном ею миноносце. Пять дней спустя, 16 апреля, он был снова переименован в « Бруммер » в честь торпедированного артиллерийского учебного корабля в Каттегате 14 апреля 1940 года. [ 5 ]
После захвата корабль был перевооружен новыми главными и вспомогательными орудиями. Ее первоначальные четыре 12-см орудия сначала хранились у немцев, а затем были установлены в батарее береговой артиллерии в Хундвоге в Вестландете в мае 1945 года, всего за несколько дней до Дня Победы . [ 21 ]
Западная Европа
[ редактировать ]Свой первый год Брюммер провела в качестве минного заградителя Кригсмарине на побережьях Нидерландов и Бельгии в составе военно-морского контингента для запланированного вторжения в Англию . [ 5 ]
После отмены вторжения в Великобританию он был переброшен в Балтийское море как раз для участия в операции «Барбаросса» по добыче полезных ископаемых в Финском заливе . [ 5 ]
Северная Балтика
[ редактировать ]Брюммер прибыл в Утё в Финляндии вместе с немецкими минными заградителями «Танненберг» и «Хансестадт Данциг» 14 июня 1941 года и был укрыт в районе Нагу , готовясь к началу войны восемь дней спустя. [ 22 ]
22 июня минные заградители минной группы «Норд » установили минное поле в Финском заливе к западу от Ханко . [ 23 ] Минный заграждение под кодовым названием «Апольда» , [ 24 ] направляли суда в Персидском заливе либо на север, в пределах досягаемости финской береговой артиллерии, либо на юг, где немецкие орудия находились в пределах досягаемости. [ 23 ] Большую часть операции по минированию, которая была начата рано утром, группа минных постановок работала беспрепятственно, даже несмотря на то, что корабли были замечены советскими военно-морскими силами . Только в 02:28 Брюммер и сопровождающий его катер подверглись безуспешной атаке двух советских МБР-2 имени Бериева летающих лодок . Нападение на Брюммер было первым столкновением Балтийского флота с немецкими войсками во время Второй мировой войны. [ 24 ]
Помимо того, что советские корабли оказались в уязвимых узких местах, мины Брюммера стали причиной потери советского эсминца и одной подводной лодки. эсминец Гневный» класса подорвался « на одной из мин «Апольды» 23 июня Балтийского флота М подорвалась на . 1 июля подводная лодка -81 одной из мин, заложенных Брюммером. [ 25 ] и затонул у острова Вормси в Эстонии . [ 26 ]
Из шести немецких минных заградителей, действовавших в северной части Балтийского моря и Финского залива в 1941-1942 годах, «Брюммер» был единственным судном, специально построенным для постановки мин. [ 4 ]
Среди операций, в которых Брюммер принимал участие во время пребывания на Балтике, была совместная немецко-финская операция «Северный ветер» в сентябре 1941 года, операция военно-морского обмана, призванная отвлечь внимание Советского Союза от высадки немецких десантов на эстонских островах Хийумаа и Сааремаа . Брюммер входил в состав немецкого контингента во II группе операции. Операцию предполагалось провести путем отвлекающего военно-морского маневра в дневное время 13 сентября, при этом к 20:30 силы повернутся обратно к своей базе в Утё . В конце концов, операция не привлекла советского интереса и привела к гибели финского корабля береговой обороны «Ильмаринен» на военно-морских минах. [ 27 ]
Норвегия и Северное море
[ редактировать ]Проведя почти год на Балтике, она снова была направлена в Западную Европу, служа в период с 1942 по 1944 год в основном в Северном море и у берегов Норвегии. [ 5 ] 9 апреля 1943 года советская подводная лодка К-21 выпустила шесть торпед по Брюммеру у Ботсфьорда в Финнмарке . Минный заградитель не пострадал. [ 28 ]
Назад на Балтику – операция «Ганнибал»
[ редактировать ]В 1944 году Брюммер возобновил добычу полезных ископаемых на Балтике. Он использовался для минирования до весны 1945 года, когда он был задействован в составе армады, эвакуировавшей немецкие войска и мирное население с пути Красной Армии . [ 5 ]
Разрушение
[ редактировать ]Конец «Бруммера» наступил 3 апреля 1945 года, когда он потерпел крушение бомбардировщиками британских ВВС , находясь в сухом доке для ремонта на верфи Deutsche Werke в балтийском порту Киль . [ 5 ]
После войны затонувший корабль был сдан на слом в период с 1945 по 1948 год. [ 5 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Муниципальный архив местной истории Хортена: Номера построек на дворе Хортена. Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine (на норвежском языке).
- ^ Jump up to: а б Йоханнесен 1988: 55
- ^ Jump up to: а б Абельсен 1986: 140
- ^ Йоханнесен 1988: 60-65.
- ^ Братли 1995, с. 93
- ^ Jump up to: а б Сивертсен 2001: 230
- ^ Дон Кинделл (17 сентября 2008 г.). «Морские события, ноябрь 1939 года, часть 1 из 2» . Naval-History.Net . Проверено 11 декабря 2010 г.
- ^ Кристиансен 2006: 25.
- ^ German-navy.de: R-boat (катер для разминирования)
- ^ Браун, Дэвид: Военно-морские операции кампании в Норвегии, апрель-июнь 1940 г., стр. 19
- ^ Уильямсон 2009: 15
- ^ Ширер, Уильям (1984). Кошмарные годы . Канада, США: Литтл, Браун и компания. п. 482. ИСБН 0-316-78703-5 .
- ^ Jump up to: а б Берг 1997: 14
- ^ Берг 1997: 14-15.
- ^ Абельсен 1986: 135.
- ^ Черчилль, Уинстон: Вторая мировая война, с. 531
- ^ Кристиансен 2006: 30.
- ^ Абельсен 1986: 134-135.
- ^ Фьельд 1999: 264.
- ^ ВМС Финляндии во Второй мировой войне: хронология - до войны-продолжения. Архивировано 12 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Saunalahti.fi: Битва за Бенгтшер - Первые ходы. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Оселиус, Гуннар: Взлет и падение советского военно-морского флота на Балтике, 1921-1941 гг., с. 225
- ^ Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С.: Океанский флот Сталина: советская военно-морская стратегия и кораблестроение, с. 262-2633
- ^ Uboat.net: M-81
- ↑ ВМС Финляндии во Второй мировой войне: операция «Северный ветер». Архивировано 8 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «К-21» . U-boat.net . Проверено 6 апреля 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абельсен, Франк (1986). Норвежские военные корабли 1939-1945 гг. (на норвежском и английском языках). Осло: Sem & Stenersen AS. ISBN 82-7046-050-8 .
- Берг, Оле Ф. (1997). На архипелаге и на море - Война ВМФ 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. (на норвежском языке). Осло: Ассоциация ветеранов войны ВМФ. ISBN 82-993545-2-8 .
- Братли, Кьелл Арне ; Ойвинд Шау (1995). Морской офицер и общественный строитель: Ассоциация военно-морских офицеров-призывников: книга, посвященная 100-летию: 1895–1995 (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN 82-91008-09-4 .
- Фьелд, Одд Т. (1999). Готов к бою - Береговая артиллерия сквозь века (на норвежском языке). Осло: Ассоциация офицеров береговой артиллерии. ISBN 82-995208-0-0 .
- Йоханнесен, Фольке Хаугер (1988). Иди или проваливай (на норвежском языке). Осло: Faktum Forlag AS. ISBN 82-540-0113-8 .
- Кристиансен, Тронд (2006). Война во фьордах - сопротивление военно-морского флота немецкому флоту вторжения в 1940 году (на норвежском языке). Харстад: Форлагет Кристиансен. ISBN 82-997054-2-8 .
- Сивертсен, Свейн Карл, изд. (2001). Флот день за днем 1814–2000 гг. (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN 82-92217-03-7 .
- Уильямсон, Гордон (2009). Береговые войска Кригсмарине . Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN 978-1-84603-331-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История военно-морского флота через FLIX: KNM Olav Tryggvason , получено 15 марта 2006 г. (на английском языке).
- Корабли ВМС Норвегии , извлечены 15 марта 2006 г. (на английском языке).
- Вторжение в Норвегию (Операция Weserübung), Майк Яклич, Джейсон Пайпс и Расс Фолсом , получено 15 марта 2006 г. (на английском языке).
- Русский сайт с фотографиями и рисунками Олава Трюггвасона (на русском языке).
- Военные корабли Норвегии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Учебные корабли Королевского военно-морского флота Норвегии
- Корабли, построенные в Хортене
- Минные заградители Королевского военно-морского флота Норвегии
- Минные заградители Норвегии времен Второй мировой войны
- Минные заградители Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- корабли 1932 года
- Морские инциденты в апреле 1945 г.
- Корабли, потопленные британской авиацией