Jump to content

Операция Ганнибал

Эвакуационные катера пересекают Балтийское море

Операция «Ганнибал» немецкая военно-морская операция, включавшая морскую эвакуацию немецких войск и гражданского населения из Курляндского котла , Восточной Пруссии , Западной Пруссии и Померании с середины января по май 1945 года, когда Красная Армия продвигалась во время Восточно-Прусского и Восточно-Померанского наступлений и вспомогательные операции. Операция стала одной из крупнейших эвакуаций по морю в истории.

Планирование операции «Ганнибал» началось в конце 1944 года, хотя оно проводилось тихо, поскольку Гитлер выступал против таких мер. Координацию эвакуации поручили контр-адмиралу Конраду Энгельхардту [ де ] . К концу 1944 года Энгельхардт собрал флот из 22 пассажирских лайнеров, каждый весом более 10 000 тонн (11 023 коротких тонны). Общая ответственность за операцию легла на адмирала Оскара Куммца . В начале 1945 года немцы располагали в этом районе двумя дивизиями сопровождения: 9-й [ де ] и 10-й дивизиями сопровождения [ де ] . ( немецкий : Sicherungs-Division ) [1]

9-я эскортная дивизия в основном состояла из тральщиков .

Восточно -прусское наступление Красной Армии 3-го Белорусского фронта под командованием генерала Ивана Черняховского началось 13 января 1945 года и совместно с 2-м Белорусским фронтом маршала впоследствии Константина Рокоссовского отрезало Восточную Пруссию в период с 23 января по 10 февраля 1945 года. Немецкий гросс-адмирал Карл Дёниц приказал генерал-адмиралу Оскару Куммецу , как главнокомандующему ВМФ на Балтике, и контр-адмиралу Конраду Энгельхардту, главе отдела судоходства Кригсмарине , спланировать и провести Rettungsaktion (операцию по эвакуации). [2] 23 января 1945 года Дёниц передал по радио сообщение Готенхафену в оккупированной Польше , чтобы начать эвакуацию в порты за пределами советской зоны боевых действий. Операция носила кодовое название «Ганнибал». [3]

19 февраля Вермахту удалось открыть коридор из Кенигсберга в Пиллау , что позволило тысячам беженцев бежать и ждать кораблей в Пиллау, которые в конечном итоге перевезут их к западу от Польского коридора . Беженцы также прибыли из Кранца , Хайлигенбайля , Эльбинга и Прейсишес-Голландии [ де ] . К 8 апреля в Пиллау находилось уже 450 000 беженцев. [4]

Наводнение военного персонала и немецкого гражданского населения в конечном итоге превратило операцию в одну из крупнейших эвакуаций по морю в истории, даже более масштабную, чем гораздо более широко известная британская эвакуация Дюнкерка пятью годами ранее. В течение 15 недель от 494 до 1080 торговых судов всех типов, включая рыболовные и другие плавсредства, [5] и использование крупнейших оставшихся военно-морских подразделений Германии, на борту которых находится от 800 000 до 900 000 немецких гражданских лиц и 350 000 солдат. [6] через Балтийское море в Германию и оккупированную немцами Данию .

Операции

[ редактировать ]

Начинать

[ редактировать ]
Мирные жители эвакуируются из Пиллау по морю, январь 1945 г.
Беженцы из Пиллау садятся на корабль
Мирные жители бегут из осажденного города Кенигсберг на борту гидросамолета «Ганс Альбрехт Ведель»

Операция «Ганнибал» началась 23 января 1945 года. [7] Поначалу в наличии было всего 14 лайнеров вместе с двадцатью тремя грузовые суда водоизмещением более 5000 тонн и множество других судов меньшего размера. 30 января «Вильгельм Густлофф» , «Ганза» , и китобойный завод «Вальтер Рау» покинули гавань Готенхафена в оккупированной Польше и направились в Киль . «Ганза» была вынуждена вернуться в порт из-за механической неисправности, но « Густлофф» , переполненный более чем 10 000 гражданских лиц и военнослужащих на борту, продолжил путь. Он был торпедирован и потоплен советской подводной лодкой С-13 у берегов Померании, в результате чего погибло, возможно, до 9500 человек, что является крупнейшей потерей людей среди затонувших кораблей в истории. Те, кто находился на Вальтере Рау, в конце концов достигли Эккернфёрде .

9 февраля генерал СС фон Штойбен отплыл из Пиллау с от 3000 до 4000 человек на борту, в основном военнослужащими, и направился в Свинемюнде . Он также был потоплен S-13 сразу после полуночи, в живых осталось 650 человек.

В начале марта оперативная группа в составе немецкого крейсера «Адмирал Шеер» в сопровождении трех немецких эсминцев и торпедного катера типа «Эльбинг» Т36 прикрывала немецкий плацдарм возле Воллина . В ходе этой операции малые корабли ВМФ эвакуировали более 75 000 солдат и мирных жителей, изолированных в этом районе. Их доставили на более крупные военные корабли и другие транспорты, стоявшие в море. Хотя некоторые из этих транспортов были потоплены, большие лайнеры, такие как SS Deutschland, прошли и перевезли до 11 000 солдат и гражданских лиц каждый.

В ночь с 4 на 5 апреля флотилия небольших лодок и десантных судов эвакуировала более 30 000 солдат и мирных жителей из Оксхёфтер-Кямпе и доставила их в Хелу . По оценкам, из Данцига (современный Гданьск) в Хелу было эвакуировано около 265 000 человек. только в апреле [8]

15 апреля еще один большой конвой, состоящий из четырех лайнеров и других транспортных средств, покинул Хелу с более чем 20 000 солдат и гражданских лиц. 16 апреля « Гойя» был торпедирован и потоплен кораблем L-3 , в результате чего погибло более 6000 человек; 183 человека выжили.

Эвакуированные прибывают в западную гавань, уже занятую британскими войсками.

Первоначально, став президентом Рейха 1 мая, Карл Дёниц был полон решимости продолжать войну, зайдя настолько далеко, что проинструктировал генерал-полковника Карла Хильперта , что боевые войска будут иметь приоритет при эвакуации в Германию из Курляндского котла . Лишь во второй половине дня 6 мая, когда британские войска были практически у его порога, он отказался от этого плана. [9]

С 1 по 8 мая с пляжей Хелы было эвакуировано более 150 тысяч человек. В 21:00 8 мая 1945 года, в последний день войны, конвой из 92 больших и малых судов вышел из латвийского города Лиепая ( нем . Libau ) с 18 000 солдат и мирных жителей. [10] Хотя несколько сотен из тех, кто поднялся на борт небольших кораблей в последний день войны или после, были захвачены советскими МТБ, эвакуация на запад продолжалась как минимум неделю после того, как все подобные перемещения были запрещены условиями капитуляции Германии .

Нехватка

[ редактировать ]

Операции препятствовала нехватка продовольствия и медикаментов, которые считались основными проблемами для нацистской администрации, что привело к тенденции к гибели пожилых и очень маленьких детей на борту спасательных кораблей. [7] Другие нехватки включали только трехнедельный запас угля для задач морского транспорта и только десятидневный запас для железнодорожного транспорта для переброски войск на фронт, при этом уровень топлива был на самом низком уровне с начала войны. [7]

Помимо « Гойи» , «Вильгельма Густлофа» и «Генерал фон Штойбена» , в ходе 15-недельной операции «Ганнибал» (23 января – 8 мая 1945 г.) было потеряно 158 других торговых судов. [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эгглстон и Роджерс 2018 , с. 154-159.
  2. ^ Кобургер, Чарльз В., Стальные корабли, железные кресты и беженцы , Praeger Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 71.
  3. ^ Свенья О'Доннелл. История немецкой женщины о семье, тайнах и выживании при Гитлере . Издательство Пингвин . п. 159. ИСБН  9781984880222 .
  4. ^ Денни и Шоуолтер, 2017 , с. 195.
  5. ^ Уильямс, Дэвид, Катастрофы на море во время войны , Патрик Стивенс Лимитед, Nr Yeovil, Великобритания, 1997, стр. 225 (цифра 494 торговых судна); Brustat-Naval, Fritz, Unternehmen Rettung , Koehlers Verlagsgeschellshaft, Херфорд, Германия, 1985, стр. 240 (цифра 790 судов всех типов); Кобургер, Чарльз В., Стальные корабли, железные кресты и беженцы , Praeger Publishers, Нью-Йорк, 1989, с. 92 (цифра 1080 торговых судов)., Денни и Шоуолтер Падение гитлеровского города-крепости: Битва за Кенигсберг стр.197 (672 купеческий корабли)
  6. ^ Андреас Коссерт, Назад в Восточную Пруссию , Мюнхен, 2008, с. 160 ISBN   978-3-421-04366-5
  7. ^ Jump up to: а б с Принс, Кэтрин Дж. (2014). Смерть на Балтике: затопление корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны . Грифон Святого Мартина. ISBN  978-1137279194 .
  8. ^ «Операция Ганнибал, январь – май 1945 года» . Compunenews.com . Проверено 23 января 2014 г.
  9. ^ Гриер, Ховард Д., Гитлер/Дениц и Балтийское море , Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 2007, стр. 201.
  10. ^ Беккер, Каюс, Поражение на море , Генри Холт и компания, 1955, стр.198.
  11. ^ Кобургер, стр.107.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 840c8eadfd8ee48e20cbc286c67599e2__1722502080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/e2/840c8eadfd8ee48e20cbc286c67599e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Hannibal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)