Операция Ганнибал
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2018 г. ) |
Операция «Ганнибал» — немецкая военно-морская операция, включавшая морскую эвакуацию немецких войск и гражданского населения из Курляндского котла , Восточной Пруссии , Западной Пруссии и Померании с середины января по май 1945 года, когда Красная Армия продвигалась во время Восточно-Прусского и Восточно-Померанского наступлений и вспомогательные операции. Операция стала одной из крупнейших эвакуаций по морю в истории.
Фон
[ редактировать ]Планирование операции «Ганнибал» началось в конце 1944 года, хотя оно проводилось тихо, поскольку Гитлер выступал против таких мер. Координацию эвакуации поручили контр-адмиралу Конраду Энгельхардту . К концу 1944 года Энгельхардт собрал флот из 22 пассажирских лайнеров, каждый весом более 10 000 тонн (11 023 коротких тонны). Общая ответственность за операцию легла на адмирала Оскара Куммца . В начале 1945 года немцы располагали в этом районе двумя дивизиями сопровождения: 9-й и 10-й дивизиями сопровождения . ( немецкий : Sicherungs-Division ) [1]
9-я эскортная дивизия в основном состояла из тральщиков .
Восточно -прусское наступление Красной Армии 3-го Белорусского фронта под командованием генерала Ивана Черняховского началось 13 января 1945 года и совместно с 2-м Белорусским фронтом маршала впоследствии Константина Рокоссовского отрезало Восточную Пруссию в период с 23 января по 10 февраля 1945 года. Немецкий гросс-адмирал Карл Дёниц приказал генерал-адмиралу Оскару Куммецу , как главнокомандующему ВМФ на Балтике, и контр-адмиралу Конраду Энгельхардту, главе отдела судоходства Кригсмарине , спланировать и провести Rettungsaktion (операцию по эвакуации). [2] 23 января 1945 года Дёниц передал по радио сообщение Готенхафену в оккупированной Польше , чтобы начать эвакуацию в порты за пределами советской зоны боевых действий. Операция носила кодовое название «Ганнибал». [3]
19 февраля Вермахту удалось открыть коридор из Кенигсберга в Пиллау , что позволило тысячам беженцев бежать и ждать кораблей в Пиллау, которые в конечном итоге перевезут их к западу от Польского коридора . Беженцы также прибыли из Кранца , Хайлигенбайля , Эльбинга и Прейсишес-Голландии . К 8 апреля в Пиллау находилось уже 450 000 беженцев. [4]
Наводнение военного персонала и немецкого гражданского населения в конечном итоге превратило операцию в одну из крупнейших эвакуаций по морю в истории, даже более масштабную, чем гораздо более широко известная британская эвакуация Дюнкерка пятью годами ранее. В течение 15 недель от 494 до 1080 торговых судов всех типов, включая рыболовные и другие плавсредства, [5] и использование крупнейших оставшихся военно-морских подразделений Германии, на борту которых находится от 800 000 до 900 000 немецких гражданских лиц и 350 000 солдат. [6] через Балтийское море в Германию и оккупированную немцами Данию .
Операции
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Операция «Ганнибал» началась 23 января 1945 года. [7] Поначалу в наличии было всего 14 лайнеров вместе с двадцатью тремя грузовые суда водоизмещением более 5000 тонн и множество других судов меньшего размера. 30 января «Вильгельм Густлофф» , «Ганза» , и китобойный завод «Вальтер Рау» покинули гавань Готенхафена в оккупированной Польше и направились в Киль . «Ганза» была вынуждена вернуться в порт из-за механической неисправности, но « Густлофф» , переполненный более чем 10 000 гражданских лиц и военнослужащих на борту, продолжил путь. Он был торпедирован и потоплен советской подводной лодкой С-13 у берегов Померании, в результате чего погибло, возможно, до 9500 человек, что является крупнейшей потерей людей среди затонувших кораблей в истории. Те, кто находился на Вальтере Рау, в конце концов достигли Эккернфёрде .
9 февраля генерал СС фон Штойбен отплыл из Пиллау с от 3000 до 4000 человек на борту, в основном военнослужащими, и направился в Свинемюнде . Он также был потоплен S-13 сразу после полуночи, в живых осталось 650 человек.
В начале марта оперативная группа в составе немецкого крейсера «Адмирал Шеер» в сопровождении трех немецких эсминцев и торпедного катера типа «Эльбинг» Т36 прикрывала немецкий плацдарм возле Воллина . В ходе этой операции малые корабли ВМФ эвакуировали более 75 000 солдат и мирных жителей, изолированных в этом районе. Их доставили на более крупные военные корабли и другие транспорты, стоявшие в море. Хотя некоторые из этих транспортов были потоплены, большие лайнеры, такие как SS Deutschland, прошли и перевезли до 11 000 солдат и гражданских лиц каждый.
В ночь с 4 на 5 апреля флотилия небольших лодок и десантных судов эвакуировала более 30 000 солдат и мирных жителей из Оксхёфтер-Кямпе и доставила их в Хелу . По оценкам, из Данцига (современный Гданьск) в Хелу было эвакуировано около 265 000 человек. только в апреле [8]
15 апреля еще один большой конвой, состоящий из четырех лайнеров и других транспортных средств, покинул Хелу с более чем 20 000 солдат и гражданских лиц. 16 апреля « Гойя» был торпедирован и потоплен кораблем L-3 , в результате чего погибло более 6000 человек; 183 человека выжили.
Первоначально, став президентом Рейха 1 мая, Карл Дёниц был полон решимости продолжать войну, зайдя настолько далеко, что проинструктировал генерал-полковника Карла Хильперта , что боевые войска будут иметь приоритет при эвакуации в Германию из Курляндского котла . Лишь во второй половине дня 6 мая, когда британские войска были практически у его порога, он отказался от этого плана. [9]
С 1 по 8 мая с пляжей Хелы было эвакуировано более 150 тысяч человек. В 21:00 8 мая 1945 года, в последний день войны, конвой из 92 больших и малых судов вышел из латвийского города Лиепая ( нем . Libau ) с 18 000 солдат и мирных жителей. [10] Хотя несколько сотен из тех, кто поднялся на борт небольших кораблей в последний день войны или после, были захвачены советскими МТБ, эвакуация на запад продолжалась как минимум неделю после того, как все подобные перемещения были запрещены условиями капитуляции Германии .
Нехватка
[ редактировать ]Операции препятствовала нехватка продовольствия и медикаментов, которые считались основными проблемами для нацистской администрации, что привело к тенденции к гибели пожилых и очень маленьких детей на борту спасательных кораблей. [7] Другие нехватки включали только трехнедельный запас угля для задач морского транспорта и только десятидневный запас для железнодорожного транспорта для переброски войск на фронт, при этом уровень топлива был на самом низком уровне с начала войны. [7]
Потери
[ редактировать ]Помимо « Гойи» , «Вильгельма Густлофа» и «Генерал фон Штойбена» , в ходе 15-недельной операции «Ганнибал» (23 января – 8 мая 1945 г.) было потеряно 158 других торговых судов. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эгглстон и Роджерс 2018 , с. 154-159.
- ^ Кобургер, Чарльз В., Стальные корабли, железные кресты и беженцы , Praeger Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр. 71.
- ^ Свенья О'Доннелл. История немецкой женщины о семье, тайнах и выживании при Гитлере . Издательство Пингвин . п. 159. ИСБН 9781984880222 .
- ^ Денни и Шоуолтер, 2017 , с. 195.
- ^ Уильямс, Дэвид, Катастрофы на море во время войны , Патрик Стивенс Лимитед, Nr Yeovil, Великобритания, 1997, стр. 225 (цифра 494 торговых судна); Brustat-Naval, Fritz, Unternehmen Rettung , Koehlers Verlagsgeschellshaft, Херфорд, Германия, 1985, стр. 240 (цифра 790 судов всех типов); Кобургер, Чарльз В., Стальные корабли, железные кресты и беженцы , Praeger Publishers, Нью-Йорк, 1989, с. 92 (цифра 1080 торговых судов)., Денни и Шоуолтер Падение гитлеровского города-крепости: Битва за Кенигсберг стр.197 (672 купеческий корабли)
- ^ Андреас Коссерт, Назад в Восточную Пруссию , Мюнхен, 2008, с. 160 ISBN 978-3-421-04366-5
- ^ Jump up to: а б с Принс, Кэтрин Дж. (2014). Смерть на Балтике: затопление корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны . Грифон Святого Мартина. ISBN 978-1137279194 .
- ^ «Операция Ганнибал, январь – май 1945 года» . Compunenews.com . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ Гриер, Ховард Д., Гитлер/Дениц и Балтийское море , Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 2007, стр. 201.
- ^ Беккер, Каюс, Поражение на море , Генри Холт и компания, 1955, стр.198.
- ^ Кобургер, стр.107.
Источники
[ редактировать ]- Эгглстон, Массачусетс; Роджерс, ФОК (2018). Операция «Ганнибал: эвакуация Восточной Пруссии во время Второй мировой войны и катастрофа на море» . стр. 154–159. ISBN 978-1-7207-7143-2 .
- Денни, И.; Шоуолтер, Делавэр (2017). Падение гитлеровского города-крепости: Битва за Кенигсберг, 1945 год . Небесный конек. п. 195. ИСБН 978-1-5107-1240-9 . Проверено 20 июля 2023 г.
- Операции на Балтийском море во время Второй мировой войны
- Эвакуация во время Второй мировой войны
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения и операции европейского театра Второй мировой войны.
- События января 1945 года в Европе
- События февраля 1945 года в Европе
- События марта 1945 года в Европе
- События апреля 1945 года в Европе
- События мая 1945 года в Европе
- Восточная Пруссия во Второй мировой войне