Jump to content

Японский линкор Ямато

Координаты : 30 ° 22' с.ш., 128 ° 04' в.д.  /  30,367 ° с.ш., 128,067 ° в.д.  / 30,367; 128,067
Страница полузащищена

Ямато проводит ходовые испытания в проливе Бунго , 20 октября 1941 года.
История
Японская империя
Имя Ямато
Тезка Провинция Ямато и архаичное название Японии.
Заказал Март 1937 г.
Строитель Удаленный военно-морской арсенал
Заложен 4 ноября 1937 г.
Запущен 8 августа 1940 г.
Введен в эксплуатацию 16 декабря 1941 г.
пораженный 31 августа 1945 г. [1]
Судьба Потоплен американскими самолетами во время операции Тен-Го , 7 апреля 1945 года.
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Класс и тип Ямато класса Линкор
Смещение
Длина 263 м (862 футов 10 дюймов) ( о/а )
Луч 38,9 м (127 футов 7 дюймов)
Черновик 11 м (36 футов 1 дюйм)
Установленная мощность
Движение 4 вала; 4 паровые турбины
Скорость 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час)
Диапазон 7200 миль (13300 км; 8300 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час)
Дополнить 3,233
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 7 Накадзима E8N или Накадзима E4N
Авиационные объекты 2 катапульты

«Ямато» ( яп . 大和 , назван в честь древней провинции Ямато ) был головным кораблем своего класса линкоров , построенных для Императорского флота Японии (IJN) незадолго до Второй мировой войны . Он и его однотипный корабль « Мусаси » были самыми тяжелыми и наиболее мощно вооруженными линкорами, когда-либо построенными, водоизмещением почти 72 000 тонн (71 000 длинных тонн ) при полной загрузке и вооруженными девятью 46-см (18,1 дюйма) главными орудиями Тип 94 , которые были самыми большими орудия, когда-либо установленные на военном корабле.

«Ямато» был спроектирован для противодействия численно превосходящему флоту линкоров США , главного соперника Японии на Тихом океане. Он был заложен в 1937 году и официально вступил в строй через неделю после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года. В течение 1942 года он служил флагманом Объединенного флота , а в июне 1942 года адмирал Исороку Ямамото руководил флотом со своего мостика во время битвы. Мидуэй , катастрофическое поражение для Японии. Мусаси занял пост флагмана Объединенного флота в начале 1943 года, а Ямато провел остаток года, перемещаясь между крупными японскими военно-морскими базами Трук и Куре в ответ на американские угрозы. В декабре 1943 года «Ямато» был торпедирован американской подводной лодкой, что потребовало ремонта в Куре, где в начале 1944 года он был переоборудован дополнительными зенитными орудиями и радаром. Хотя он присутствовал в битве в Филиппинском море в июне 1944 года, он не сыграл никакой роли. в бою.

Единственный раз, когда «Ямато» стреляла из своих основных орудий по надводным целям противника, был в октябре 1944 года, когда ее отправили в бой с американскими войсками, вторгшимися на Филиппины во время битвы при заливе Лейте . Угрожая потопить американские военные транспорты, они столкнулись с легкой эскортной авианосной группой США ВМС 77-й оперативной группы «Тэффи 3» в битве у Самара , которая потопила или помогла потопить эскортный авианосец USS Gambier Bay и эсминцы. Военный корабль США «Джонстон и Хоэл» . Японцы повернули назад после того, как американские воздушные атаки убедили их, что они вступили в бой с мощным авианосным флотом США.

В 1944 году баланс военно-морских сил в Тихом океане решительно повернулся против Японии, и к началу 1945 года ее флот был сильно истощен и сильно пострадал из-за критической нехватки топлива на родных островах . В отчаянной попытке замедлить союзников наступление Ямато в апреле 1945 года была отправлена ​​с миссией в один конец на Окинаву с приказом высадиться на берег и сражаться до тех пор, пока не будет уничтожена, таким образом защищая остров. Оперативная группа была замечена к югу от Кюсю американскими подводными лодками и самолетами, а 7 апреля 1945 года она была потоплена американскими палубными бомбардировщиками и торпедоносцами с потерей большей части экипажа.

Проектирование и строительство

В 1930-х годах японское правительство взяло на вооружение ультранационалистическую воинственность с целью значительно расширить Японскую империю . [2] Япония вышла из Лиги Наций в 1934 году, отказавшись от своих договорных обязательств. [3] После выхода из Вашингтонского военно-морского договора , который ограничивал размеры и мощность крупных кораблей, Императорский флот Японии приступил к проектированию нового «Ямато» тяжелого линкора класса . Их проектировщики признавали, что Япония не сможет конкурировать с продукцией американских военно-морских верфей, если разразится война, поэтому 70-тысячный корабль водоизмещением 70 000 тонн [4] Суда класса «Ямато» были спроектированы так, чтобы быть способными одновременно поражать несколько линкоров противника. [5] [6]

Киль « Ямато » , головного корабля класса, [7] был заложен на Куре военно-морском арсенале в Хиросиме 4 ноября 1937 года на верфи, которую пришлось приспособить для размещения ее огромного корпуса. [8] [9] Док углубили на один метр и установили козловые краны грузоподъемностью до 350 тонн. [8] [10] На протяжении всего строительства сохранялась чрезвычайная секретность. [8] [11] даже возводят навес, над частью сухого дока чтобы скрыть корабль от глаз. [12] «Ямато» был спущен на воду 8 августа 1940 года под командованием капитана (впоследствии вице-адмирала) Миядзато Шутоку. [13]

Вооружение

Вид на док, на котором находится большой военный корабль на завершающей стадии строительства. За гаванью видны холмы и город, на среднем расстоянии видно несколько других кораблей, а на переднем плане палуба военного корабля усеяна кабелями и оборудованием.
Ямато ближе к концу оснащения , 20 сентября 1941 года. [14]

Главная батарея Ямато 45 состояла из девяти 46-сантиметровых (18,1 дюйма) орудий «Тип 94» калибра калибра — самых крупных из когда-либо установленных на военном корабле. [15] хотя снаряды были не такими тяжелыми, как те, что стреляли британскими 18-дюймовыми корабельными орудиями Первой мировой войны . Каждое орудие имело длину 21,13 метра (69,3 фута), весило 147,3 тонны (162,4 коротких тонны) и было способно стрелять осколочно-фугасными или бронебойными снарядами на расстояние 42 километра (26 миль). [16] Ее вторичная батарея состояла из двенадцати 155-миллиметровых (6,1 дюйма) орудий, установленных в четырех тройных башнях (одна в носовой части, одна кормовая, две в миделе) и двенадцать 12,7-миллиметровых (5 дюймов) орудий в шести спаренных установках (по три с каждой стороны в миделе корабля). . Эти башни были сняты с «Могами», крейсеров класса когда эти корабли были переоборудованы в основное вооружение в виде 20,3-сантиметровых (8-дюймовых) орудий. Кроме того, «Ямато» имел двадцать четыре 25-миллиметровых (1 дюйм) зенитных орудия, в основном установленных на миделе корабля. [15] После переоборудования в 1944 и 1945 годах для участия в морских сражениях в южной части Тихого океана. [17] конфигурация ПМК была изменена на шесть 155-мм орудий и двадцать четыре 127-мм орудия, а количество 25-мм зенитных орудий увеличено до 162. [18]

Услуга

Испытания и начальные операции

Ямато во время ходовых испытаний, октябрь 1941 г.

В октябре или ноябре 1941 года «Ямато» прошел ходовые испытания , достигнув максимально возможной скорости 27,4 узла (50,7 км/ч; 31,5 миль в час). [13] [Н 1] По мере приближения войны приоритет отдавался ускорению военного строительства. 16 декабря, на несколько месяцев раньше запланированного срока, линкор был официально введен в строй в Куре, на церемонии более строгой, чем обычно, поскольку японцы все еще намеревались скрыть характеристики корабля. [13] В тот же день под командованием капитана (впоследствии вице-адмирала) Гихачи Такаянаги она присоединилась к другим линкорам «Нагато» и «Муцу» в 1-й дивизии линкоров. [20]

12 февраля 1942 года «Ямато» стал флагманом адмирала Исороку Ямамото Объединенного флота . [13] [19] Ветеран сокрушительной победы Японии над Россией в Цусимской битве в русско-японской войне , победитель Перл-Харбора планировал решающее сражение с ВМС США на острове Мидуэй . После участия в военных учениях «Ямато» 27 мая покинул залив Хиросима для несения службы в составе основной группы линкоров Ямамото. [13] [21] Американские взломщики кодов знали о намерениях Ямамото, и битва за Мидуэй оказалась катастрофической для авианосных сил Японии: было потеряно четыре авианосца и 332 самолета. [13] Ямамото осуществлял общее командование с Ямато мостика . [21] но его план сражения предусматривал широкое рассредоточение его сил, чтобы заманить американцев в ловушку, а группа линкоров находилась слишком далеко, чтобы принять участие в бою. [13] 5 июня Ямамото приказал оставшимся кораблям вернуться в Японию, поэтому Ямато отошла с основными силами линкоров в Хаширадзиму , прежде чем вернуться в Куре. [19] [20]

Ямато покинул Куре и направился в Трук 17 августа 1942 года. [22] [Н 2] После 11 дней в море ее заметила американская подводная лодка USS Flying Fish , которая выпустила четыре торпеды, все из которых промахнулись; Позже в тот же день Ямато благополучно прибыл в Трук. [19] [22] [Н 3] Она оставалась там на протяжении всей кампании на Гуадалканале из-за отсутствия 46-сантиметровых боеприпасов, пригодных для береговой бомбардировки , неизведанных морей вокруг Гуадалканала и большого расхода топлива. [13] [17] Перед концом года был назначен капитан (впоследствии контр-адмирал) Чиаки Мацуда командовать «Ямато» . [22]

Ямато стоит на якоре у грузовика, 1943 год.

11 февраля 1943 года «Ямато» был заменен своим однотипным кораблем «Мусаси» в качестве флагмана Объединенного флота. [13] Ямато провела всего один день вдали от Трука с момента ее прибытия в августе 1942 года до отъезда 8 мая 1943 года. [13] [23] В тот день она отплыла в Йокосуку , а оттуда в Куре и прибыла 14 мая. [13] [23] Она провела девять дней в сухом доке для осмотра и общего ремонта. [22] Японии и после перехода в западную часть Внутреннего моря в конце июля он снова был поставлен в сухой док для значительного переоборудования и модернизации. 16 августа «Ямато» начала возвращение в Трук, где присоединилась к крупной оперативной группе, сформированной в ответ на американские рейды на атоллы Тарава и Макин . [22] В конце сентября она совершила вылет с «Нагато» , тремя авианосцами и меньшими военными кораблями на перехват 15-й оперативной группы США, а месяц спустя снова с шестью линкорами, тремя авианосцами и одиннадцатью крейсерами. Разведка сообщила, что военно-морская база Перл-Харбор почти пуста. [13] Японцы истолковали это как означающее, что американские военно-морские силы нанесут удар по острову Уэйк . [13] Но радиолокационного контакта не было в течение шести дней, и флот вернулся в Трук, прибыв туда 26 октября. [13]

Ямато сопровождал транспортную операцию БО-1 из Трука в Йокосуку в течение 12–17 декабря. [23] Впоследствии из-за большой вместимости и толстой брони «Ямато» и «Мусаси» стали использовать в качестве транспортных судов. [24] 25 декабря при переправке войск и техники, которые требовались в качестве подкрепления для гарнизонов Кавиенга и островов Адмиралтейства , из Йокосуки в Трук, Ямато и ее оперативная группа были перехвачены американской подводной лодкой «Скейт» примерно в 180 милях (290 км) от нее. в море. [13] [25] Скейт выпустил четыре торпеды по Ямато ; один попал в правый борт линкора в сторону кормы. [13] В корпусе была разорвана дыра на 5 метров (16 футов) ниже верха ее противоторпедного выступа и диаметром около 25 метров (82 фута), а стык между верхним и нижним бронепоясами вышел из строя, в результате чего задняя башня оказалась повреждена. верхний магазин затоплен. [14] Ямато взял на себя около 3000 тонн воды. [14] [25] но добрался до Трука позже в тот же день. Ремонтный корабль «Акаши» произвел временный ремонт. [22] и Ямато 10 января 1944 года отправились в Куре. [25]

Ямато и Мусаси бросили якорь в водах у островов Трук в 1943 году.

16 января «Ямато» прибыл в Куре для ремонта поврежденной торпеды и находился в сухом доке до 3 февраля. [22] бронелист с наклоном За это время в месте повреждения корпуса был установлен 45°. Было предложено использовать 5000 длинных тонн (5100 т) стали для усиления защиты корабля от затопления от попаданий торпед за пределы броневой цитадели, но это предложение было сразу отвергнуто, поскольку дополнительный вес увеличил бы водоизмещение «Ямато » и увеличил бы его водоизмещение. проект слишком большой. [14] Пока «Ямато» находился в сухом доке, командование принял на себя капитан Нобуэй Моришита — бывший капитан линкора « Харуна» . [22] 25 февраля Ямато и Мусаси были переведены из 1-й дивизии линкоров во Второй флот.

С 25 февраля по 18 марта 1944 года «Ямато» снова находился в сухом доке в Куре для дальнейшей модернизации всех ее радиолокационных и зенитных систем. [22] Каждая из двух балочных 6,1-дюймовых (155-мм) трехместных башен была снята и заменена тремя парами 5-дюймовых (127-мм) зенитных орудий в сдвоенных установках. Кроме того, были добавлены 8 тройных и 26 одиночных 25-мм зенитных установок, увеличив общее количество 127-мм и 25-мм зенитных орудий до 24 и 162 соответственно. [18] На верхней палубе также были добавлены укрытия для увеличенных расчетов ПВО. Были установлены радар воздушного поиска Тип 13 и радар надводного поиска и управления артиллерийским вооружением Тип 22, Mod 4, а также была изменена главная мачта. Ее радиолокационный комплекс также был модернизирован, включив в него инфракрасные системы идентификации и радары поиска самолетов и управления артиллерийским огнем. [22] Она покинула сухой док 18 марта и прошла несколько испытаний, начиная с 11 апреля. [25] Ямато покинул Куре 21 апреля и на следующий день погрузил солдат и технику на Окиносиму для миссии в Манилу и 28 апреля прибыл на Филиппины. [14] Затем она направилась в Малайю, чтобы присоединиться к вице-адмирала Дзисабуро Одзавы мобильному флоту в Лингге ; [22] эти силы прибыли в Тави-Тави 14 мая. [22]

Битва в Филиппинском море

Штриховой рисунок Ямато в том виде, в котором он выглядел в 1944–1945 годах (конкретная конфигурация от 7 апреля 1945 года)

В начале июня 1944 года «Ямато» и «Мусаси» снова были реквизированы в качестве войсковых транспортов, на этот раз для усиления гарнизона и военно-морской обороны острова Биак в рамках операции «Кон» . [24] [26] Миссия была отменена, когда в штаб Одзавы дошли слухи о нападениях американских авианосцев на Марианские острова . [24] Вместо этого Императорский флот Японии реорганизовался, сосредоточив большую часть оставшихся боевых сил в надежде добиться решающего успеха против американцев. Однако к этому времени весь японский флот уступал по численности и опыту Тихоокеанскому флоту США . [26] С 19 по 23 июня Ямато сопровождал силы мобильного флота Одзавы во время битвы в Филиппинском море , которую американские пилоты окрестили «Великой Марианской стрельбой по индейкам». [26] [27] Японцы потеряли три авианосца и 426 самолетов; [26] Ямато было то, что он по ошибке открыл огонь по возвращающимся японским самолетам. Единственным значительным вкладом [22]

После боя Ямато вместе с мобильным флотом отошел на плацдарм Хашираджима недалеко от Куре для дозаправки и перевооружения. Вместе с Мусаси она покинула флот 24 июня и совершила короткое путешествие в Куре, где получила еще пять тройных 25-мм зенитных установок. [26] Была использована возможность ввести в действие «процедуры аварийного поддержания плавучести». В результате с линкора были удалены почти все легковоспламеняющиеся предметы, включая линолеум , постельные принадлежности и матрасы. Вместо последнего мужчины спали на досках, которые можно было использовать для устранения повреждений. Горючие краски получили покрытие на основе силикона , были установлены дополнительные портативные насосы и противопожарные аппараты. [26] Покинув Японию 8 июля, «Ямато» в сопровождении линкоров «Мусаси» , «Конго» , «Нагато» , а также 11 крейсеров и эсминцев поплыл на юг. Ямато и Мусаси направились к островам Лингга и прибыли 16–17 июля. На этом этапе войны танкерный флот Японии был значительно сокращен из-за мародерства американских подводных лодок, поэтому основные подразделения флота были размещены в Ост-Индии, чтобы быть рядом с источником поставок топлива. [26] Линкоры оставались на островах следующие три месяца. [26]

Битва при заливе Лейте

Близкий вид на большой военный корабль почти прямо над головой. Ее след струится позади нее, и видны две дорожки дыма: слабый шлейф возле ее дымовой трубы и гораздо более толстый белый шлейф, частично закрывающий ее переднюю башню главного калибра.
Ямато после попадания бомбы во время битвы в Сибуянском море 24 октября 1944 года; попадание не причинило серьезного ущерба

С 22 по 25 октября 1944 года в составе Центральных сил адмирала Такео Куриты (также известных как Группа А или Первая ударная группа) Ямато принял участие в одном из крупнейших военно-морских сражений в истории — битве при заливе Лейте . [28] В ответ на американское вторжение на Филиппины операция «Сё-Го» призвала ряд японских групп собраться на острове Лейте, где высадились американские войска . 18 октября «Ямато» был покрыт черным камуфляжем при подготовке к ночному переходу через пролив Сан-Бернардино ; Основным ингредиентом была сажа , взятая из ее дымовой трубы. [22] На пути к Лейте силы были атакованы в проливе Палаван 23 октября подводными лодками USS Darter и Dace , которые потопили два Такао, класса тяжелых крейсера включая флагман Куриты, Атаго , и повредили третий. [29] Курита пережил потерю Атаго и перенес свой флаг на Ямато . [22]

Битва в Сибуянском море

На следующий день битва в Сибуянском море нанесла серьезный ущерб Центральным силам, потеряв еще один тяжелый крейсер, уничтожив значительную часть противовоздушной обороны флота. В течение суток американские авианосные самолеты совершили 259 боевых вылетов. Самолеты с авианосца « Эссекс» поразили Ямато двумя бронебойными бомбами и одну промахнулись; Ямато получил умеренные повреждения и принял около 3370 тонн (3320 длинных тонн) воды, но остался боеспособным. [30] Однако ее однотипный корабль «Мусаси» стал центром американских атак и в конечном итоге затонул после попадания 17 бомб и 19 торпед. [31]

Битва у Самара

«Ямато» и «Тоне» крейсер класса направляются в бой у Самара.

Неизвестно Курите, что основная американская боевая группа под командованием адмирала Уильяма Хэлси-младшего покинула район залива Лейте вечером 24 октября. Убежденный, что центральные силы Куриты были отброшены назад, Хэлси направил свою мощную 38-ю оперативную группу в преследование японских северных сил, группы-приманки, состоящей из одного авианосца ( «Дзуйкаку» ), трёх лёгких авианосцев и двух «Исэ» класса гибридных линкоров-авианосцев . и их сопровождающие. [29] Обман удался: пять авианосцев и пять легких авианосцев, в том числе более 600 самолетов, шесть быстрых линкоров, восемь крейсеров и более 40 эсминцев.

В темное время суток силы Куриты прошли через пролив Сан-Бернардино и вскоре после рассвета атаковали американское соединение, оставшееся в этом районе для оказания непосредственной поддержки вторгающимся войскам. Эта небольшая группа, известная как «Тэффи 3», состояла из шести эскортных авианосцев , трех эсминцев и четырех эскортных эсминцев . В 6:57 с расстояния 35 000 ярдов «Ямато» произвела лобовые залпы по американским военным кораблям, что стало ее первым и единственным надводным боем против вражеских кораблей. Однако Курита принял авианосцы сопровождения за полноразмерные авианосцы и приказал своим кораблям стрелять бронебойными боеприпасами , которые могли пробить небронированные корпуса небольшого корабля, не взорвавшись. Несмотря на это, Ямато нанес первый урон в бою. Сразу же после третьего залпа с дистанции 34 500 ярдов одиночный снаряд диаметром 18,1 дюйма (46 см) взорвался всего в футах под килем эскортного авианосца USS White Plains , выведя из строя котел и электроэнергию на три минуты. [32]

В 7:30 Ямато заметил американский «крейсер» и приготовился открыть огонь. [22] «Крейсером», о котором идет речь, на самом деле был эсминец USS Johnston , который только что завершил торпедный заряд, оторвавший носовую часть тяжелого крейсера « Кумано» , не получив ни одного японского снаряда. С расстояния 20 300 ярдов Ямато произвел полный залп, проткнув Джонстона тремя прямыми попаданиями снаряда диаметром 18,1 дюйма (46 см). Затем Ямато выстрелила из своих вспомогательных орудий, поразив Джонстона еще тремя 6,1-дюймовыми (155-мм) снарядами. [33] [34] Когда искалеченный Джонстон исчез за ливнем, Ямато зафиксировал, что «крейсер» затонул, хотя ее бронебойные снаряды позволили Джонстону какое-то время выжить. [22] Тем не менее, нанесенный ущерб был разрушительным, поскольку «Ямато » 6,1-дюймовые (155-мм) снаряды в основном попадали в ее надстройку. Одно попадание попало в мидель корабля, выведя из строя руководителя зенитного огня, а остальные два ударили вперед, уничтожив ее наводчик торпед и разорвав мостик, ранив командира Эрнеста Э. Эванса , оторвав ему два пальца и всю рубашку, и убив многих его командного состава. Тем временем два 18,1-дюймовых (46 см) снаряда попали в мидель корабля, снизив «Джонстона» до скорость «Джонстона» снарядов 17 узлов, а третий 18,1-дюймовый (46 см) снаряд попал в корму, выведя из строя три из пяти 5-дюймовых (127-мм) . ) оружие . Судя по состоянию ее крушения, Джонстон позже раскололся на две части, где в нее попал 18,1-дюймовый (46 см) снаряд с Ямато , когда он находился под обстрелом японских эсминцев. [35] [34]

«Ямато» возобновил огонь по авианосцам сопровождения, но из-за большой дальности пока не смог добиться ни одного попадания. Около 7:50 японские линкоры были атакованы эсминцами USS Hoel и Heermann . Оба корабля открыли огонь, Хоэл поразил Ямато двумя 5-дюймовыми (127-мм) снарядами, но ни один из них не причинил заметного ущерба. К 7:54 оба эсминца выпустили свои торпеды, которые не прошли по намеченной цели — линкору «Харуна» , но направились в сторону Ямато . Повернувшись, чтобы уклониться от них, она оказалась зажатой между обоими разворотами и была вынуждена покинуть битву примерно на 10 минут. В то время как в более ранних отчетах американских моряков о битве говорится, что Ямато к этому моменту был окончательно выведен из боя, японские записи решительно опровергают это. Как только в торпедах закончилось топливо, она развернулась и помчалась обратно в бой, снова вступив в контакт с «Тэффи-3» около 8:10, немедленно направив свои орудия на эскортный авианосец USS Gambier Bay . [36]

С расстояния 22 000 ярдов Ямато открыла огонь из своих главных орудий, сразу же поразив залив Гамбье своим первым залпом 18,1-дюймовым (46 см) снарядом, пробившим ее ангарный отсек. [37] [38] Тем временем тяжелый крейсер «Чикума» нанес удары по кабине экипажа Гамбье Бэй , что привело к сильному пожару, который виден на нескольких фотографиях атакуемого корабля. В 8:20 «Ямато» нанес то, что обычно называют самым фатальным попаданием в плоскую вершину: 18,1-дюймовый (46 см) снаряд попал в машинное отделение Gambier Bay ниже ватерлинии, мгновенно снизив скорость корабля до 10 узлов. постепенно замедлялся, пока не упал в воду, а Ямато нанес еще один удар в 8:23. [38] К 8:30 американские эсминцы накрыли залив Гамбье , в результате чего ряд японских военных кораблей переключили огонь с авианосца на указанные эсминцы. Тем не менее, «Ямато» продолжал обстреливать залив Гамбье своей главной батареей и наблюдал, как она все больше и больше кренится влево. Тем временем ее 6,1-дюймовые (155-мм) вторичные орудия снова открыли огонь по Хоэлю . После того, как Хоэл был обожжен обстрелом Ямато , линкора Нагато и тяжелого крейсера Хагуро , Ямато нанес критическое попадание, которое вывело из строя котел Хоэла последний , а дальнейший огонь трех кораблей прикончил ее к 8:50. Тем временем к 9:07 Ямато заметил, как Гамбье Бэй перевернулся и затонул под ее непрерывным обстрелом. [39] [34]

Японские корабли нанесли урон Таффи-3, потопив четыре корабля, при этом Ямато либо затонул, либо помог потопить все, кроме эсминца эскорта USS Samuel B. Roberts . Однако беспощадные воздушные атаки потопили три японских тяжелых крейсера. Торпеды Сузуи взорвались, а ее гребные винты оторвались от попаданий бомбы, а Чокай попал в штабель бомбы, что разрушило ее двигатели, что привело к затоплению обоих крейсеров. [40] [41] Наконец, «Чикума» был полностью потоплен американскими торпедоносцами. [42] Когда Курита пришел к выводу, что он потопил как минимум два авианосца, два крейсера и два эсминца, и, опасаясь последующих воздушных атак, которые могут привести к большим потерям, он приказал японским кораблям, включая «Ямато» , отступить из боя, что означало основную атаку японцев. цели — американские конвои с войсками — остались нетронутыми японскими надводными силами. После боя Ямато был атакован самолетами военного корабля США «Хорнет» и поврежден еще двумя попаданиями бомб: одно разрушило некоторые помещения экипажа, а другое попало в ее башню 1, что завершило ее участие в бою. [22]

После боя Ямато и остатки войск Куриты вернулись в Бруней . [43] 15 ноября 1944 года 1-я дивизия линкоров была расформирована, и «Ямато» стал флагманом Второго флота. [22] 21 ноября, проходя транзитом через Восточно-Китайское море с отходом на военно-морскую базу Куре, [44] Ямато Боевая группа была атакована подводной лодкой USS Sealion . линкор «Конго» и эсминец «Уракадзэ» . Погибли [45] По прибытии в Куре «Ямато» был немедленно поставлен в сухой док для ремонта и модернизации зенитных систем, где были заменены несколько старых зенитных орудий линкора. 25 ноября капитан Аруга Косаку был назначен Ямато командиром . [22]

Операция Тен-Го

Вид сверху на большой военный корабль во время поворота направо. След корабля огибает позади него, а окружающее море усеяно большими площадями взволнованной воды и пены.
Ямато атакован у Куре 19 марта 1945 года.
Ямато Старшие офицеры до Тен-Го

1 января 1945 года Ямато , Харуна и Нагато были переведены в вновь сформированную 1-ю дивизию линкоров. Два дня спустя «Ямато» покинул сухой док и направился во Внутреннее море Японии. [22] Это переназначение было недолгим; 1-я дивизия линкоров была снова деактивирована 10 февраля, а «Ямато» был передан в состав 1-й авианосной дивизии. [46] 19 марта американские авианосные самолеты из состава TG 58.1 атаковали гавань Куре . Хотя 16 военных кораблей были поражены, Ямато получил лишь незначительные повреждения в результате нескольких промахов и одной бомбы, попавшей в ее мостик. [47] Вмешательство эскадрильи истребителей Kawanishi N1K1 «Сиден» (названной союзниками «Джордж») под управлением опытных японских истребителей-инструкторов не позволило рейду нанести слишком большой ущерб базе и собранным кораблям. [48] [Н 4] в то время как Ямато маневрировать – хотя и медленно – в проливе Насами пошла ей на пользу. способность [47]

В качестве последнего шага перед запланированным вторжением на материковую часть Японии войска союзников вторглись на Окинаву . 1 апреля [49] В ответ Императорский флот Японии организовал миссию под кодовым названием « Операция Тен-Го» , которая задействовала бы большую часть оставшихся надводных сил Японии. «Ямато» и девять эскортов (крейсер «Яхаги» и восемь эсминцев) отправятся на Окинаву и совместно с камикадзе и базирующимися на Окинаве армейскими частями атакуют силы союзников, собравшиеся на Окинаве и вокруг нее. Затем Ямато будет выброшен на берег , чтобы действовать как непотопляемая огневая точка и продолжать сражаться, пока не будет уничтожен. [50] [51] Готовясь к миссии, 29 марта Ямато взял на себя полный запас боеприпасов. [22] По японскому плану корабли должны были взять на борт ровно столько топлива, сколько необходимо на рейс в одну сторону до Окинавы, но дополнительное топливо в размере 60% мощности было выдано по распоряжению командиров местных баз. Корабли, получившие обозначение «Надводный специальный ударный отряд», покинули Токуяму 6 апреля в 15:20. [50] [51]

Однако союзники перехватили и расшифровали их радиопередачи, узнав подробности операции «Тен-Го». Дальнейшее подтверждение намерений японцев пришло около 20:00, когда надводные специальные ударные силы, плававшие в проливе Бунго , были замечены американскими подводными лодками «Тредфин» и «Хеклбэк» . Оба сообщили о позиции Ямато авианосцев основным ударным силам американских . [17] [51] но ни один из них не смог атаковать из-за скорости японских кораблей - 22 узла (25 миль в час; 41 км / ч) - и их сильного зигзагообразного движения . [51]

Войска союзников вокруг Окинавы готовились к нападению. Адмирал Рэймонд Спруэнс приказал шести линкорам, уже участвовавшим в береговой бомбардировке в этом секторе, подготовиться к надводным действиям против Ямато . Эти приказы были отменены в пользу ударов авианосцев адмирала Марка Митчера , но на случай непредвиденных обстоятельств линкоры вместе с 7 крейсерами и 21 эсминцем были отправлены, чтобы перехватить японские силы, прежде чем они смогут достичь уязвимых транспортов и десантных кораблей. [51] [Н 5]

Ямато К рассвету 7 апреля экипаж находился в общей квартире и был готов к зенитным действиям. Первый самолет союзников вступил в контакт с надводным специальным ударным отрядом в 08:23; Вскоре после этого прибыли две летающие лодки , и в течение следующих пяти часов Ямато стрелял снарядами « Обычный тип 3 или улей » ( 3 Сики цудзёдан ) по гидросамолетам союзников, но не смог помешать им следовать за силами. Ямато получила свой первый радиолокационный контакт с самолетом в 10:00; час спустя американские истребители F6F Hellcat появились над головой, чтобы справиться с любыми японскими самолетами, которые могли появиться. Никто этого не сделал. [52] [N 6]

Примерно в 12:30 над японскими войсками прибыли 280 бомбардировщиков и торпедоносцев. «Асашимо» , выпавший из строя из-за неисправности двигателя, был пойман и потоплен отрядом самолетов военного корабля США «Сан-Хасинто» . Надводные силы специального назначения увеличили скорость до 24 узлов (28 миль в час; 44 км/ч), и, следуя стандартным японским мерам противовоздушной обороны, эсминцы начали кружить над Ямато . Первый самолет пошел в атаку в 12:37. Яхаги развернулся и помчался прочь со скоростью 35 узлов (40 миль в час; 65 км / ч), пытаясь отвести часть нападавших; оно привлекло лишь незначительное количество людей.

«Ямато» не пострадал в течение четырех минут, но в 12:41 две бомбы уничтожили две его тройные 25-мм зенитные установки и проделали дыру в палубе. Третья бомба разрушила ее радиолокационную рубку и кормовую 127-мм установку правого борта. В 12:45 одиночная торпеда ударила «Ямато» далеко вперед по левому борту, вызвав ударную волну по всему кораблю. Они имели лишь незначительные последствия, но никакой подробной информации об этом попадании в бою не сохранилось. В 12:46 еще две бомбы попали в левый борт: одна немного впереди кормовой 155-мм осевой башни, а другая прямо над орудием. Это нанесло серьезный ущерб башне и ее магазинам; выжил только один человек. [52] [Н 7]

Вскоре после этого в «Ямато» попали еще две или три торпеды : два попадания — по левому борту возле машинного отделения и в одно из котельных — подтверждены; третий вариант оспаривается, но рассматривается Гарцке и Дулином как вероятный, поскольку он объясняет затопление, о котором сообщалось во Ямато вспомогательной рулевой рубке . Атака закончилась около 12:47, в результате чего линкор накренился на 5–6 ° влево; намеренное противозатопление затопленных отсеков на другом борту корабля сократило крен всего до 1°. Одна котельная была выведена из строя, что немного снизило максимальную скорость «Ямато » , а обстрелы вывели из строя многие артиллерийские расчеты незащищенных «Ямато » , резко снизив их эффективность. 25-мм зенитных орудий [52]

Близкий промах по левому борту. «Ямато» горит, и сзади идет белый дым.
Большая территория океана с военным кораблем на среднем расстоянии. Столб дыма выходит из задней части надстройки корабля, и кажется, что корабль наклоняется влево.
Ямато сфотографирован во время боя самолетом авианосца USS Yorktown (CV-10) . Линкор горит и заметно кренится влево.

Вторая атака началась незадолго до 13:00. В ходе скоординированного удара пикирующие бомбардировщики пролетели высоко над головой, чтобы начать налет, в то время как торпедоносцы приближались со всех сторон чуть выше уровня моря. Подавленный количеством целей, зенитные орудия линкора оказались неэффективными, и японцы предприняли отчаянные меры, чтобы сорвать атаку. Ямато Главные орудия были снаряжены снарядами типа « улей », взрывавшимися через секунду после выстрела – всего в 1000 м (3300 футов) от корабля – но это не имело большого эффекта. Три-четыре торпеды поразили линкор по левому борту, а одна – по правому. Подтверждены три попадания, произошедшие близко друг к другу по левому борту: одно попало в пожарное отделение, которое уже было поражено, одно попало в другое пожарное помещение, а третье попало в корпус, прилегающий к поврежденному подвесному машинному отделению, увеличив поток воды в это пространство и, возможно, затопление близлежащих мест. Четвертое попадание, не подтверждено, возможно, произошло после третьего; Гарцке и Дулин считают, что это объясняет быстрое наводнение, произошедшее в этом месте. [53] В результате этой атаки Ямато оказался в опасном положении: крен на 15–18 ° влево. Затопление всех оставшихся пустых пространств правого борта уменьшило это значение до 10 °, но дальнейшее исправление потребовало бы ремонта или затопления двигателя правого борта и пожарных помещений. Хотя линкору еще не угрожала опасность затонуть, крен означал, что главная батарея не могла вести огонь, а его скорость была ограничена 18 узлами (33 км/ч; 21 миля в час). [54]

Третья и самая разрушительная атака началась около 13:40. По меньшей мере четыре бомбы попали в надстройку корабля, что привело к тяжелым потерям среди расчетов 25-мм зенитных орудий. Многие промахи попали в ее внешнюю обшивку, что поставило под угрозу ее защиту от торпед. Самыми серьезными оказались еще четыре торпедных попадания. Три взорвались по левому борту, увеличив поток воды во внутреннее машинное отделение по левому борту и затопив еще одно пожарное отделение и рулевое отделение. Поскольку вспомогательная рулевая рубка уже находилась под водой, корабль потерял маневренность и застрял в повороте на правый борт. Четвертая торпеда, скорее всего, попала в внешнее машинное отделение правого борта, которое, как и три других помещения по правому борту, подвергалось контрзатоплению с целью уменьшения крена по левому борту. Торпедный удар ускорил темпы наводнения и привел к тому, что многие члены экипажа оказались в ловушке. [55]

Вид на океан, простирающийся до горизонта, с силуэтом далекого небольшого военного корабля, видимого слева. Справа высоко в небо поднимается огромное грибовидное облако.
Взрыв Ямато журналов

В 14:02 с опозданием был отдан приказ покинуть корабль. К этому времени скорость «Ямато » упала до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), а крен увеличивался. Пожары вышли из-под контроля, а сигнализация на мостике предупредила о критической температуре в передних магазинах главного калибра. [Н 8] Протокол предусматривал затопление складов, чтобы предотвратить взрыв, но насосные станции были выведены из строя. [57]

В 14:05 «Яхаги» затонул, став жертвой двенадцати бомб и семи торпед. В то же время последний рейс торпедоносцев атаковал Ямато с правого борта. Ее крен был таков, что торпеды, установленные на глубине 6,1 м (20 футов), попали в нижнюю часть ее корпуса. Линкор продолжал неумолимо катиться влево. [22] К 14:20 отключилось электричество, и оставшиеся у нее 25-мм зенитные орудия начали падать в море. Через три минуты «Ямато» перевернулся . Ее основные 46-сантиметровые башни упали, и когда она перевернулась, образовалось всасывание, которое потянуло плывущих членов экипажа обратно к кораблю. Когда крен достиг примерно 120°, один из двух носовых магазинов взорвался мощным взрывом. [57] Образовавшееся грибовидное облако высотой более 6 километров (3,7 миль) было замечено на расстоянии 160 километров (99 миль) на острове Кюсю . [58] [ не удалось пройти проверку ] «Ямато» быстро затонул, потеряв примерно 3055 человек из 3332 членов экипажа, включая командующего флотом вице-адмирала Сейити Ито . [22] [N 9] Немногие выжившие были подняты четырьмя уцелевшими эсминцами, которые отошли в Японию. [22]

С момента первой атаки в 12:37 до взрыва в 14:23 «Ямато» пострадало как минимум 11 торпед и 6 бомб. Возможно, было еще два попадания торпед и бомб, но это не подтверждено. [57] [59] Опыт затопления корабля описал выживший японец ( Ёсида Мацуро ) в «Сэнкан Ямато-но Сайго» , [60] переведен на английский язык как «Реквием по линкору Ямато» . [61]

Открытие затонувшего корабля

Из-за часто запутанных обстоятельств и неполной информации об их затоплении потребовалось время до 2019 года, чтобы обнаружить и идентифицировать большинство обломков японских крупных кораблей, потерянных во Второй мировой войне. [56] Опираясь на записи военного времени США, экспедиция в Восточно-Китайское море в 1982 году дала некоторые результаты, но обнаруженные обломки не удалось четко идентифицировать. [62] Вторая экспедиция вернулась на это место два года спустя, а фото- и видеозаписи команды были позднее подтверждены одним из конструкторов линкора Сигэру Макино и показали место последнего пристанища «Ямато » . Затонувший корабль находится в 290 километрах (180 миль) к юго-западу от Кюсю на глубине 340 метров (1120 футов) и состоит из двух основных частей; носовая часть, состоящая из передней трети корабля, и отдельная кормовая часть. [62]

16 июля 2015 года группа законодателей Либерально-демократической партии Японии начала встречи для изучения возможности подъема корабля со дна океана и извлечения останков членов экипажа, погребенных среди обломков. Группа заявила, что планирует запросить у правительства средства для исследования технической возможности возвращения корабля. [63] В мае 2016 года обломки были обследованы с использованием цифровых технологий, что дало более детальное представление и подтвердило предыдущую идентификацию. На полученном видео было обнаружено множество деталей, таких как императорская хризантема на носовой части, массивный винт и отдельная башня главного орудия. Девятиминутное видео этого опроса демонстрируется в Ямато музее в Куре. [64] [65]

Культурное значение

Вид в три четверти на очень большую модель линкора в открытой галерее.
Модель в масштабе 1:10 в Ямато . музее

С момента постройки Ямато и ее сестра Мусаси имели значительный вес в японской культуре. Линкоры представляли собой воплощение императорской японской военно-морской техники и благодаря своим размерам, скорости и мощи явно олицетворяли решимость и готовность Японии защищать свои интересы от западных держав и, в частности, от Соединенных Штатов. Сигэру Фукудоме , начальник оперативного отдела Генерального штаба Императорского флота Японии , охарактеризовал корабли как «символы военно-морской мощи, которые давали как офицерам, так и солдатам глубокое чувство уверенности в своем флоте». [66] Символическая мощь Ямато была такова, что некоторые японские граждане верили, что их страна никогда не сможет пасть, пока корабль способен сражаться. [67]

Спустя десятилетия после войны Ямато был увековечен японцами в различных формах. Исторически слово «Ямато» использовалось как поэтическое название Японии; таким образом, ее имя стало метафорой конца Японской империи. [68] [69] , была возведена мемориальная башня В апреле 1968 года на мысе Инутабу на Токуносиме , острове на островах Амами префектуры Кагосима в память о погибших в ходе операции «Тен-Го». В октябре 1974 года Лейдзи Мацумото создал телесериал « Космический линкор Ямато » о перестройке линкора в космический корабль и его межзвездных поисках по спасению Земли. Сериал имел огромный успех, породив восемь художественных фильмов и еще четыре телесериала, последний из которых вышел в 2017 году. Сериал популяризировал космическую оперу . Когда послевоенные японцы пытались переопределить цель своей жизни, Ямато стал символом героизма и их желания восстановить чувство мужественности после поражения своей страны в войне. [70] [71] Привезенный в Соединенные Штаты под названием Star Blazers , мультсериал оказался популярным и заложил основу для аниме на рынке развлечений Северной Америки. [72] Мотив « Космического линкора Ямато» был повторен в «Безмолвной службе» , популярной манге и аниме, в которых исследуются вопросы ядерного оружия и отношений между Японией и США. В нем рассказывается история атомной суперподводной лодки, экипаж которой восстает и переименовывает судно «Ямато» , намекая на линкор времен Второй мировой войны и идеалы, которые оно символизирует. [73]

В 2005 году Ямато музей на месте бывших верфей Куре был открыт . Несмотря на то, что он предназначен для ознакомления с морской историей Японии после эпохи Мэйдзи , [74] особое внимание музей уделяет своему тезке; линкор является общей темой нескольких его экспонатов, включая раздел, посвященный мультсериалу Мацумото. [75] Центральным элементом музея, занимающим большую часть первого этажа, является модель Ямато длиной 26,3 метра (86 футов) (масштаб 1:10). [76]

В 2005 году Toei выпустила 143-минутный фильм «Ямато» по книге Джун Хенми , посвященный 60-летию окончания Второй мировой войны; компания Tamiya выпустила специальные выпуски масштабных моделей линкора. К выходу фильма [77] Фильм — рассказ о моряках на борту обреченного линкора, понятиях чести и долга. Фильм был показан на более чем 290 экранах по всей стране и имел коммерческий успех, собрав рекордные 5,11 миллиарда иен в прокате внутри страны. [78] [79]

Японский фильм 2019 года «Великая война Архимеда» (アルキメデスの大戦, Archimedes no Taisen), на манге основанный Норифуса Миты, рассказывает историю спора внутри ВМС Японии по поводу того, финансировать ли строительство авианосцев или нового линкора, который будет стать Ямато . Фильм начинается с затопления «Ямато» и заканчивается его вводом в эксплуатацию.

См. также

Примечания

  1. ^ В книгах Гарцке/Дулина и Уитли не указаны конкретные даты и нет единого мнения относительно месяца; первый дает октябрь, а второй - ноябрь. [13] [19]
  2. Уитли говорит, что Ямато уехал шестью днями ранее. [19]
  3. Гарцке и Дулин сообщают, что Ямато вошел в Трук 29-го числа. [13]
  4. Под руководством человека, спланировавшего атаку на Перл-Харбор , Минору Генда , появление этих истребителей, которые по своим характеристикам были равны или превосходили F6F Hellcat, удивило нападавших, и несколько американских самолетов были сбиты. [48]
  5. Авторы Гарцке и Дулин предполагают, что вероятным исходом битвы между двумя силами могла бы стать победа союзников, но дорогой ценой, поскольку « Ямато» имел большое превосходство над старыми линкорами по огневой мощи (460 мм). против 356 мм), броня и скорость (27 узлов (50 км/ч; 31 миль/ч) против 21 узла (39 км/ч; 24 мили/ч)). [51]
  6. ^ Низкое качество японского военно-морского радара во время Второй мировой войны означало, что можно было обнаружить только большие группы самолетов. Меньшие отряды обычно подхватывались по прямой видимости.
  7. ^ Этот аккаунт основан на книге Гарцке и Дулина «Линкоры: Оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне» . Другие работы в целом согласны с этим, хотя точное время событий может варьироваться в зависимости от источника. [13]
  8. Гарцке и Дулин в своем отчете за 1985 год заявляют, что сигнализация предназначалась для кормовых магазинов. «Ямато » В том же году было обнаружено затонувшее судно , а более подробные исследования были завершены в 1999 году; они пришли к выводу, что взорвались передние магазины. Подтверждающие данные получены от Дзиро Номуры исполнительного директора Yamato , который показал, что видел сигнальные огни передних магазинов. [56]
  9. Гарцке и Дулин дают немного другую цифру — 3063 из 3332 потерянных. Точное число неизвестно.

Сноски

  1. ^ Мьюир, Малькольм (октябрь 1990 г.). «Перевооружение в вакууме: разведка ВМС США и угроза японских крупных кораблей, 1936–1945». Журнал военной истории . 54 (4): 485. дои : 10.2307/1986067 . JSTOR   1986067 .
  2. ^ Уиллмотт (2000), с. 32.
  3. ^ Гарцке и Дулин (1985), с. 44.
  4. ^ Джексон (2000), с. 74; Джентшура, Юнг и Микель (1977), с. 38.
  5. ^ Джонстон и Маколи (2000), с. 122.
  6. ^ Уиллмотт (2000), с. 35. Японская империя производила 3,5% мировой промышленной продукции, а США — 35%.
  7. ^ Скульски (2004), стр. 8–11.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Джонстон и Маколи (2000), с. 123.
  9. ^ Гарцке и Дулин (1985), стр. 52–54.
  10. ^ Гарцке и Дулин (1985), с. 53.
  11. ^ Хаф, с. 205
  12. ^ Гарцке и Дулин (1985), стр. 50–51.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Гарцке и Дулин (1985), с. 54.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Гарцке и Дулин (1985), с. 55.
  15. ^ Перейти обратно: а б Джексон (2000), с. 75.
  16. ^ Джонстон и Маколи (2000), с. 123. Из-за размеров орудий и толщины брони каждая из трёх башен ГК весила больше, чем эсминец приличных размеров.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Джексон (2000), с. 128.
  18. ^ Перейти обратно: а б Джонстон и Маколи (2000), с. 180.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Уитли (1998), с. 211.
  20. ^ Перейти обратно: а б Скульский (2004), стр. 10.
  21. ^ Перейти обратно: а б Баллард (1999), с. 36.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и «Объединенный флот – табличная история Ямато » . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт. 2009. Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Уитли (1998), с. 212.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Стейнберг (1978), с. 147.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Уитли (1998), с. 213.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гарцке и Дулин (1985), с. 56.
  27. ^ Рейнольдс (1982), с. 139.
  28. ^ Рейнольдс (1982), с. 152.
  29. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин (1985), с. 57.
  30. ^ Гарцке и Дулин (1985), с. 58.
  31. ^ Скульски (2004), с. 11.
  32. ^ Лундгрен (2014), стр. 29–36.
  33. ^ Лундгрен (2014) стр. 78.
  34. ^ Перейти обратно: а б с «Интернет-архив фотографий Ямато и Мусаси» . 30 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 года . Проверено 27 мая 2024 г.
  35. ^ «Джонстон I (DD-557)» . НХХК . Проверено 1 июня 2024 г.
  36. ^ Лундгрен (2014) стр. 110.
  37. ^ Шесть, Рональд (8 декабря 2015 г.). «Столкновение в Сибуянском море: залив Гамбье» . Сеть истории войн . Проверено 27 мая 2024 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Лундгрен (2014) стр. 113.
  39. ^ Лундгрен (2014) стр. 153.
  40. ^ «Имперские крейсеры» . www.combinedfleet.com . Проверено 28 мая 2024 г.
  41. ^ «Имперские крейсеры» . www.combinedfleet.com . Проверено 27 мая 2024 г.
  42. ^ «Имперские крейсеры» . www.combinedfleet.com . Проверено 27 мая 2024 г.
  43. ^ Стейнберг (1980), с. 63.
  44. ^ Уилер (1980), с. 183.
  45. ^ Джексон (2000), с. 129.
  46. ^ Рейнольдс (1982), с. 160.
  47. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин (1985), с. 59.
  48. ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс (1968), с. 338.
  49. ^ Фейфер (2001), с. 7.
  50. ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс (1982), с. 166.
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гарцке и Дулин (1985), с. 60.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин (1985), стр. 60–61.
  53. ^ Гарцке и Дулин (1985), стр. 62–63.
  54. ^ Гарцке и Дулин (1985), с. 63.
  55. ^ Гарцке и Дулин (1985), стр. 64–65.
  56. ^ Перейти обратно: а б Талли, Энтони (4 сентября 2009 г.). «Обнаруженные/обследованные затонувшие корабли Императорского флота Японии» . Тайны/Нерассказанные саги Императорского флота Японии . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 23 января 2010 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин (1985), с. 65.
  58. ^ Рейнольдс (1982), с. 169.
  59. ^ Уитли (1998), с. 216.
  60. ^ Мицуру Ёсида (август 1952 г.), Сэнкан Ямато-но Сайго (на японском языке), Согенша, Викиданные   Q11496142
  61. ^ Ёсида Мицуру ; Ёсида Мацуру (1985), Реквием по линкору Ямото , перевод Ричарда Майнира , Сиэтл, Лондон: University of Washington Press , Wikidata   Q117090099
  62. ^ Перейти обратно: а б останки затонувшего японского линкора «Ямато « Обнаружены »» . Читающий орел . Ассошиэйтед Пресс. 4 августа 1985 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 31 марта 2010 г.
  63. ^ Джиджи , « Законодатели ЛДП стремятся поднять обломки линкора Ямато. Архивировано 31 июля 2015 г. в Wayback Machine », Japan Times , 29 июля 2015 г.
  64. ^ Ёхей Изумида (8 мая 2016 г.). «Куре приступит к подводному исследованию могучего военного корабля Ямато» . Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 23 августа 2016 года . Проверено 22 августа 2016 г.
  65. ^ Ёхей Изумида (17 июля 2016 г.). «Новые кадры затонувшего Ямато переданы СМИ перед показом» . Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 23 августа 2016 года . Проверено 22 августа 2016 г.
  66. ^ Эванс и Питти (1997), стр. 298, 378.
  67. ^ «Выжившие после бомбежки с подозрением относятся к шумихе о линкоре» . Ёмиури Симбун . 6 августа 2006 г.
  68. ^ Йошида и Майнер (1985), с. XVII; Эванс и Питти (1997), с. 378.
  69. ^ Скульски (2004), с. 7.
  70. ^ Мизуно (2007), стр. 106, 110–111, 121–122.
  71. ^ Леви (1998), с. 72.
  72. ^ Райт (2009), с. 99.
  73. ^ Мизуно (2007), стр. 114–115.
  74. ^ "Контур" . Хиросима, Япония: Музей Ямато . 2008. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  75. ^ «Брошюра о музее Ямато» (PDF) . Хиросима, Япония: Музей Ямато. 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2011 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
  76. ^ «Брошюра о Морском музее Ямато – Куре» (PDF) . Хиросима, Япония: Музей Ямато. 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2010 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
  77. ^ «Линкор Ямато — специальное издание для Yamato the Movie» (на японском языке Tamiya Corporation , 14 декабря 2005 г.). Архивировано из оригинала 17 июня 2010 г. Проверено 28 марта 2010 г.
  78. ^ «One Piece — безудержный хит, может ли он превзойти Ямато и Айбо…» [ One Piece — безудержный хит, может ли он превзойти Ямато и Айбо …] Hollywood Channel (на японском языке: Broadmedia, 13 декабря). 2009. Архивировано 5 марта 2010 года. Проверено 27 марта 2010 года .
  79. ^ Есть ли у вас ощущение, что «Айбу» станет огромным хитом и превысит 5 миллиардов иен? Мизутани и Тераваки в первый день пришли в приподнятом настроении! [Кажется, Aibou станет большим хитом за 5 миллиардов иен? Мизутани и Тераваки выходят на вернисаж в приподнятом настроении!]. CinemaToday (на японском языке). Япония: Велва. 1 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2009 г. Проверено 27 марта 2010 г.

Ссылки

Дальнейшее чтение

  • Моррис, Январь (2017). Линкор Ямато: о войне, красоте и иронии . Нью-Йорк: Издательская корпорация Liveright. ISBN  9781631493423 .
  • Торн, Фил (март 2022 г.). «Битва на Сибуянском море». Военный корабль Интернешнл . ЛИКС (1): 34–65. ISSN   0043-0374 .

30 ° 22' с.ш., 128 ° 04' в.д.  /  30,367 ° с.ш., 128,067 ° в.д.  / 30,367; 128,067

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bf5229818f249bdd60ee90bd6bb619a__1722107340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/9a/2bf5229818f249bdd60ee90bd6bb619a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese battleship Yamato - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)