Jump to content

Ришелье Линкор класса

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Ришелье после ее ремонта в США, ок. сентябрь 1943 г.
Обзор класса
Имя Ришелье класс
Строители
Операторы  Французский флот
Предшественник Дюнкерк класс
Преемник Эльзас Класс (планируется)
Подклассы Гасконь
Построен 1935–1955
В эксплуатации 1940–1970
Планируется 4
Завершенный 2
Отменено 2
Списано 2
Общие характеристики (Расчетная конфигурация)
Тип Быстрый линкор
Смещение
Длина 247,85 м (813 футов 2 дюйма) в год
Луч 33,08 м (108 футов 6 дюймов)
Черновик Полная нагрузка: 9,9 м (32 фута 6 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час)
Диапазон 9500 морских миль (17600 км; 10900 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час)
Дополнить 1,569
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 4 × Луара 130 гидросамолета
Авиационные объекты 2 × катапульты
Общие характеристики ( ремонт Ришелье 1943 г.)
Смещение
  • Стандарт: 43 957 т (43 263 длинных тонны)
  • Полная загрузка: 47 728 т (46 974 длинных тонны)
Черновик Полная нагрузка: 10,68 м (35 футов)
Дополнить 1,930
Датчики и
системы обработки
Вооружение
Общие характеристики ( Жан Бар в завершенном виде)
Смещение
  • Нормальный: 43 052 т (42 372 длинных тонны)
  • Полная загрузка: 49 196 т (48 419 длинных тонн)
Черновик 10,9 м (36 футов)
Дополнить 2,220
Датчики и
системы обработки
Вооружение
  • 8 × 380-мм орудий
  • 9 × 152-мм орудий
  • 12 × 100-мм зенитных орудий
  • 28 × 57-мм (2,2 дюйма) зенитных орудия

Класс Ришелье» « быстроходные линкоры, построенные для ВМС Франции в период с 1930-х по 1950-е годы. Первоначально два корабля были заказаны в 1935 году в ответ на итальянские заказы на Литторио линкоры класса годом ранее. Richelieu , но были увеличены для размещения более мощных 380-мм ( 15 были основаны на предыдущем Dunkerque классе дюймов) орудий и брони для защиты от орудий того же калибра. Чтобы удержать корабли в пределах водоизмещения , установленных Вашингтонским военно-морским договором , они имели такое же сконцентрированное расположение , как и « Дюнкерк » главной батареи : две четырехорудийные башни, расположенные вперед. короче Они также установили новые, более компактные котлы, что позволило сделать корпус (что требовало менее тяжелой брони) для достижения желаемой максимальной скорости. После того как Германия заказала два «Бисмарк» линкора типа , Франция ответила еще парой «Ришелье », построенных по модифицированному проекту. Первый, Клемансо , должен был получить доработанные ПМК и зенитные батареи, а Гасконь башню главного калибра пришлось бы сверхмощную сместить на корму вместе с другими изменениями. Клемансо так и не был достроен, а Гасконь так и не был заложен. « Ришелье » были последними линкорами, построенными для французского флота.

Ни один из двух завершенных членов класса не был завершен к началу Второй мировой войны . Ришелье был закончен незадолго до поражения французов в битве за Францию , а Жан Бар поспешно готовился к выходу в море во время кампании. Оба судна бежали во французские колонии в Африке: Ришелье направился в Дакар , а Жан Барт отправился в Касабланку . Работы по Клемансо и Гаскони прекратились после того, как немцы оккупировали Францию. В середине 1940 года «Ришелье» дважды подвергался нападению и был поврежден британскими войсками, пытавшимися заставить команду перейти на сторону « Свободной Франции» , а «Жан Барт» был серьезно поврежден американскими войсками во время операции «Факел» в ноябре 1942 года. После того, как французские африканские колонии перешли к «Свободной Франции», контроля, «Ришелье» был доставлен в США для ремонта и модернизации, а «Жан Барт» не был достроен. Ришелье проходил действительную службу в Британском флоте метрополии в начале 1944 года, а позже в том же году был переведен на Восточный флот . Там она приняла участие в многочисленных операциях против японских войск в Индийский океан . Она присутствовала при капитуляции Японии Сингапура в конце войны.

После войны Ришелье приняла участие в первоначальной кампании по восстановлению контроля над французским Индокитаем , а затем вернулась во Францию, где до начала 1950-х годов ее активность была ограниченной. В этот период ВМС Франции обсуждали предложения о достройке «Жан Барта» или переоборудовании ее в авианосец , в конечном итоге остановившись на первом варианте. в 1955 году «Жан Бар» Наконец, был введен в строй , после чего принял участие во французской интервенции во время Суэцкого кризиса в ноябре 1956 года. Ее карьера оказалась недолгой, и в 1957 году он был переведен в резерв. Оба судна использовались в качестве учебных и казарменных кораблей. в 1960-е годы; Ришелье была продана разборщикам судов в 1968 году, а Жан Бар последовал за ней в 1970 году.

Более ранний линкор Dunkerque , послуживший основой для Ришелье . проекта

В начале 1930-х годов французский флот начал строительство двух небольших «Дюнкерк» линкоров типа в ответ на немецкие «Дойчланд» крейсеры типа . Итальянский Regia Marina (Королевский флот) — другой главный военно-морской соперник Франции — объявил 11 июня 1935 года, что начнет строительство двух линкоров класса Литторио» « водоизмещением 35 000 тонн (36 000 тонн) в ответ на « Дюнкерк ». Итальянские корабли должны были быть вооружены девятью 381-мм (15-дюймовыми) орудиями, значительно более мощными, чем восемь 330-мм (13-дюймовых) орудий французских кораблей. Чтобы сохранить паритет, французы поняли, что для противодействия новым итальянским кораблям потребуются аналогичные суда. В то время строительство линкоров регулировалось Вашингтонским военно-морским договором , который ограничивал водоизмещение 35 000 тонн и артиллерийское вооружение 406 мм (16 дюймов). [ 1 ]

Опознавательный рисунок Литторио , строительство которого вызвало реакцию французов с Ришелье.

Французское военно-морское командование опубликовало спецификации на новый проект линкора в ответ на « Литторио » 24 июля, менее чем через две недели после объявления об итальянских кораблях. Новые корабли будут построены в соответствии с максимальными ограничениями Вашингтона: водоизмещением 35 000 тонн и батареей из восьми орудий калибра 380 или 406 мм. Суда также будут нести дополнительную батарею орудий двойного назначения , развивать скорость от 29,5 до 30 узлов (от 54,6 до 55,6 км / ч; от 33,9 до 34,5 миль в час) и нести поясную броню толщиной 360 мм (14 дюймов). толстый. Вице-амирал (вице-адмирал) Жорж Дюран-Виль , начальник штаба ВМС Франции , предпочитал использовать базовую конструкцию Дюнкерка , увеличенную с учетом увеличения водоизмещения, вооружения и брони, чтобы сократить необходимое количество времени. спроектировать корабль. На « Дюнкерках » была принята необычная компоновка главной батареи , при которой все восемь орудий были сгруппированы в паре четырехорудийных башен, расположенных впереди надстройки в виде суперстрелковой пары . [ 2 ]

Первоначальные исследования конструкторского состава быстро показали, что создание батареи 406-мм орудий невозможно, если остальные характеристики будут выполнены в пределах отведенного водоизмещения. Шесть предложений были поданы 27 ноября. Первый, Проект 1 , представлял собой увеличенный Dunkerque , тогда как Проекты 2 , 3 и 4 представляли собой вариации этой конструкции с расположением главных батарей, основанным на британском «Нельсон» классе , с тремя башнями, установленными впереди надстройки. В проекте 2 использовались одна двухместная и две трехместные башни, в проекте 3 — одна счетверенная и две спаренные башни, а в проекте 4 — три трехместные башни. Два родственных варианта, Проект 5 и 5-бис, имели еще более необычную компоновку с двумя счетверенными башнями, расположенными на миделе корабля между носовой и кормовой надстройками, вдохновленными идеями итальянского адмирала Винченцо Де Фео . Вспомогательное вооружение конструкции состояло из двенадцати 130-мм (5,1 дюйма) орудий в четырехбашенных башнях, как на Dunkerque s. Все шесть конструкций имели большой вес, а две последние были быстро отвергнуты, так как их компоновка существенно ограничивала дугу обстрела главной батареи. [ 3 ]

Сверху вниз: Проект 1–5бис.

Военно-морское командование быстро остановилось на проекте 1 , поскольку он имел наиболее сбалансированное сочетание скорости и боевой мощи — в наступлении и обороне — которого можно было реально достичь в рамках ограничений по водоизмещению, налагаемых Вашингтонским договором (и существующими французскими верфями). Но опасения по поводу воспринимаемой легкости вторичной батареи по сравнению с иностранными крупными кораблями заставили командование запросить исследования для новой 152-мм (6 дюймов) вторичной батареи, несмотря на то, что это исключало бы возможность использования орудий двойного назначения. Конструкторы предложили два варианта: пять трехместных или четыре трехместных башни с тяжелой зенитной батареей из 75-мм (3 дюйма) орудий; вариант с пятью башнями будет включать шесть 75-мм орудий, а вариант с четырьмя башнями - два 75-мм орудия. Эти предложения создавали несколько проблем: во-первых, зенитные орудия были чувствительны к воздействию взрывов главных и вторичных батарей, что требовало дополнительного пространства, которого не было в наличии, и, во-вторых, Конструкция проекта 1 уже была слишком тяжелой, а добавленные орудия еще больше увеличили водоизмещение. В конечном итоге 14 апреля 1935 года военно-морское командование приняло решение о разработке новых установок двойного назначения для 152-мм орудий. [ 4 ]

Проблема веса была решена за счет применения котла нового типа, получившего обозначение «Сурал» (сокращение от suralimenté [работающий под давлением]); эти котлы были намного компактнее, чем те, что использовались в классе «Дюнкерк» , а котлы «Ришелье» имели более широкую балку (позволяя располагать три котла рядом вместо двух), поэтому количество котельных можно было сократить с трех до двух, за счет общее машинное пространство значительно сократилось. Поскольку машинные отделения требовали тяжелой броневой защиты, это уменьшило длину корпуса, которую нужно было прикрыть бронепоясом, почти на 5 м (16 футов). Толщина ремня также была уменьшена с 360 мм до 330 мм (хотя угол наклона был увеличен, чтобы компенсировать уменьшение); в сочетании с небольшим сокращением брони в других частях корабля эти изменения компенсировали вес 152-мм батареи и привели водоизмещение в пределы Вашингтона. Работа над проектом шла быстро, и 14 августа флот разместил заказы на первые два корабля «Ришелье» . и Жан Барт . [ 5 ]

Несмотря на то, что оба судна оставались в пределах водоизмещения, когда в октябре началось строительство « Ришелье» , Франция нарушила Вашингтонский договор. Договор включал мораторий на строительство новых линкоров, который был продлен Лондонским военно-морским договором 1930 года (который Франция подписала, но не ратифицировала), хотя Франция и Италия добились исключения, позволяющего им строить до 70 000 длинных тонн (71 000 тонн). t) новых линкоров, поскольку их флоты были старше флотов других подписавших сторон. В сочетании с двумя «Дюнкерками » Ришелье довел общую строительную программу Франции до 88 000 длинных тонн (89 000 тонн), а когда « Жан Барт» в декабре 1936 года был заложен , общая сумма выросла до 123 000 длинных тонн (125 000 тонн). Великобритания возражала против программы строительства, но Франция отвергла их, указав, что Великобритания в одностороннем порядке подписала англо-германское военно-морское соглашение ранее в 1935 году, фактически отменив положения Версальского договора о разоружении , которые серьезно ограничивали размер и эффективность немецкого военно-морского договора. флот. С французской точки зрения, если бы Британия бесцеремонно усилила врага Франции, французы аналогичным образом проигнорировали бы свои собственные договорные обязательства в пользу самообороны. [ 6 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]
Боковой план корабля

К моменту постройки первого судна водоизмещением кораблей класса «Ришелье» было 37 250 длинных тонн (37 850 т) в стандартном исполнении и 43 992 длинных тонны (44 698 т) при полной загрузке . Их длина между перпендикулярами - 247,85 м (813 футов 2 дюйма) составляла 242 м (794 фута), а общая длина . Они имели ширину 33,08 м (108 футов 6 дюймов) и максимальную осадку 9,9 м (32 фута 6 дюймов). Поскольку компактные котлы Sural позволяли сократить машинные помещения, корабли имели очень компактную надстройку. Это, в свою очередь, позволило создать длинный бак , что значительно улучшило мореходные качества и помогло сохранить нос сухим в более тяжелом море. Надстройка кораблей была довольно минимальной; он имел одинарную мачту непосредственно за бронированной боевой рубкой, а также небольшую палубную рубку прямо за воронкой . [ 7 ] [ 8 ]

Их экипаж насчитывал 1569 офицеров и солдат, хотя за время их карьеры оно значительно изменилось, особенно после модернизации их зенитных батарей. На их борту было несколько небольших лодок, в том числе восемь моторных лодок , пара моторных катеров , три моторные лодки , две китобойные лодки , две шлюпки и две небольшие плоскодонные лодки. Компактная надстройка также позволила расширить авиационные возможности кораблей по сравнению с « Дюнкерками ». На длинной квартердеке размещалась пара катапульт длиной 37,5 м (123 фута) и ангар , в котором могли разместиться два Loire 130 гидросамолета со сложенными крыльями, а третий находился наверху ангара; Еще два самолета будут нести на катапультах готовые к запуску. Катапульты были смещены эшелонированно, при этом установка правого борта была расположена дальше вперед, чем по левому борту. Большой кран использовался для подъема самолета после того, как он приземлился в море рядом с кораблем, а когда он не использовался, его можно было сложить. [ 7 ] [ 9 ]

Схема, показывающая расположение котлов (коричневые), турбин (розовые) и турбогенераторов (темно-серые).

Корабли класса «Ришелье» были оснащены четырьмя «Парсонс» с редуктором паровыми турбинами и шестью нефтяными котлами с принудительной циркуляцией Sural, изготовленными Indret для Ришелье и Penhoët и AC de la Loire для Жана Барта . Котлы Sural были экспериментальными и, таким образом, представляли собой серьезный риск для самых мощных крупных кораблей французского флота; тем не менее они в целом оказались надежными в эксплуатации. Как и Дюнкерки , Ришелье использовали в качестве двигательной установки модульную систему машин , которая разделяла машины на две отдельные системы. Три котла были размещены в одном котельном отделении, за которым шло переднее машинное отделение , в котором располагалась пара турбин, приводивших в движение внешнюю пару винтов. Рядом с кормой располагалось второе котельное отделение, а за ним второе машинное отделение, приводившее в действие внутреннюю пару винтов. Такое расположение обеспечивало повышенную устойчивость к повреждениям, поскольку одну систему можно было вывести из строя из-за боевых повреждений, а другую можно было продолжать работать. Все четыре винта имели по четыре лопасти и имели диаметр 4,88 м (16 футов). Котлы были объединены в одну воронку. [ 7 ] [ 10 ]

Силовая установка была рассчитана на общую мощность 155 000 лошадиных сил на валу (116 000 кВт ) и обеспечивала максимальную скорость 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час), хотя с принудительной тягой ожидалась мощность до 175 000 л.с. (130 000 кВт) - на В ходе испытаний Ришелье за ​​короткий период достиг мощности 179 000 л.с. (133 000 кВт) при скорости 32,63 узла (60,43 км / ч; 37,55 миль в час). Обычно корабли перевозили 5773 длинных тонны (5866 т) мазута , но во время войны они перевозили только 4400 длинных тонн (4500 т), чтобы как можно больше поясной брони держаться над водой. С полной загрузкой топлива и крейсерской скоростью 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) корабли могли пройти 9500 морских миль (17600 км; 10900 миль). При скорости 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) дальность полета упала до 3450 миль (6390 км; 3970 миль). Рулевое управление осуществлялось одним противовесом руля направления ; Управление рулем направления могло осуществляться через боевую рубку , запасной боевой пост в башне сверхбоевого главного калибра или непосредственно из рулевого отделения. Если питание рулевого механизма полностью вышло из строя, можно было использовать резервный ручной рулевой механизм, для работы которого требовалось двадцать четыре человека. [ 11 ]

Электроэнергия обеспечивалась четырьмя турбогенераторами мощностью 1500 кВт (2000 л.с.) и тремя дизель-генераторами мощностью 1000 кВт (1300 л.с.) , а также парой дизель-генераторов мощностью 140 кВт (190 л.с.) для аварийного резервного питания. Турбогенераторы обеспечивали электроэнергию во время движения корабля, два из них были размещены в машинном отделении №1, а другая пара находилась в отдельном отсеке за двигательной установкой. Главные дизель-генераторы размещались в отдельном отсеке между магазинами башен ГК и использовались только в порту. Их можно было перегрузить до 1250 кВт (1680 л.с.) на время до пяти минут. [ 12 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Изображение башни главного калибра

Корабли были вооружены восемью 380-мм/45 орудиями Modele (Mle) 1935 года, расположенными в двух четырехорудийных башнях. [ а ] которые размещались в суперстрелковой паре в носовой части надстройки. Орудия были снабжены в общей сложности 832 бронебойными снарядами , которые весили 884 кг (1949 фунтов) и имели начальную скорость 830 метров в секунду (2700 футов/с). Сен-Шамон спроектировал башни, используя башню Dunkerque , которую также разработала компания. Башни были разделены переборкой на две отдельные артиллерийские рубки, чтобы снизить риск вывода из строя всей башни одним попаданием. Башни допускали угол наклона до 35 градусов, что обеспечивало максимальную дальность полета 41 500 м (136 200 футов); орудия могли опускаться до -5 градусов. Заряжание могло производиться под любым углом, а из-за тяжелых метательных зарядов скорострельность была относительно низкой — 1,3 выстрела в минуту. [ 13 ]

Их вторичное вооружение должно было состоять из пятнадцати 152-мм (6 дюймов)/55 орудий Mle 1930, установленных в пяти тройных башнях Mle 1936, три из которых располагались на кормовой надстройке, а два других - на миделе (хотя ни Ришелье , ни Жан Барт не были когда-либо оснащенных башнями на миделе корабля). Башни представляли собой модификации низкоугольных башен Mle 1930, использовавшихся на La Galissonnière класса , легких крейсерах с улучшенным углом возвышения до 90 градусов, что позволяло им поражать воздушные цели. Башни страдали от серьезных проблем, которые ограничивали их эффективность, включая низкую скорость подъема и обучения, а также склонность к заклиниванию при подъеме под углом более 45 градусов. В результате их можно было использовать только для ведения дальнего заградительного огня по низколетящим торпедоносцам . При использовании против надводных целей дальность действия орудий составляла 26 500 м (86 900 футов). Всего им было поставлено 3600 полубронебойных и фугасных снарядов: первые для надводных целей, а вторые для использования против самолетов. [ 14 ]

По проекту легкая зенитная батарея должна была состоять из 37-мм (1,5 дюйма) автоматических орудий в спаренных установках Mle 1935, но к 1939 году они не были готовы, поэтому две 152-мм башни на миделе корабля были заменены группой двенадцать 100-мм (3,9 дюйма)/45 зенитных орудий Mle 1930 в двухбашенных башнях. Это были орудия двойного назначения, но они были оснащены в основном снарядами замедленного действия для противовоздушной обороны, поскольку предполагалось, что 152-мм орудия будут выполнять противокорабельную роль ближнего боя. Поскольку автоматических 37-мм орудий не было, Mle 1925 были добавлены восемь 37-мм полуавтоматических орудий в четырех спаренных установках. Эти легкие орудия дополнялись батареей из двадцати четырех калибра 13,2 мм (0,52 дюйма) в шести счетверенных установках. пулеметов [ 7 ] [ 15 ]

Системы управления огнем

[ редактировать ]

Управление вооружением кораблей осуществлялось пятью главными директорами . Три из них были установлены на фок-мачте друг над другом, а два других - в кормовой части: одно для вспомогательных орудий на вершине воронки в маковом исполнении, а другое для главной батареи на рубке. Директора главной батареи были оснащены стереоскопическим дальномером длиной 14 м (46 футов) на фок-мачте и дальномером длиной 8 м (26 футов) в кормовой позиции, в то время как обе башни были оснащены собственными дальномерами длиной 14 м для действий под местный контроль. Два верхних директора вторичной батареи на фок-мачте имели дальномеры 8 и 6 м (20 футов), а директор мака также имел дальномер 6 м. Каждая вспомогательная башня имела собственный 8-метровый дальномер. Пара 3-метровых (9,8 футов) дальномеров для использования штабом адмиральского флага была установлена ​​на спонсонах в боевой рубке. Директора собирали данные о дальности и пеленге целей и передавали их на центральную станцию ​​обработки, которая давала инструкции артиллерийским расчетам. [ 16 ]

Схема компоновки бортовой бронезащиты

Поясная броня кораблей имела толщину 327 мм (12,9 дюйма) на миделе корабля, где она закрывала машинные отделения и магазины с боеприпасами; с обоих концов он был закрыт поперечными переборками толщиной 355 мм (14,0 дюйма) в носовой части и 233 мм (9,2 дюйма) в кормовой части. Пояс был наклонен под углом 15 ° 24 дюйма от вертикали, чтобы повысить его эффективность против огня на больших дистанциях, и был подкреплен тиковыми обшивками толщиной 60 мм (2,4 дюйма) . Он состоял из одной полосы броневого листа высотой 6,25 м (20,5 футов), из которых 3,75 дюйма (95 мм) находились над ватерлинией . По нижнему краю ремень сужался до 177 мм (7 дюймов). Основная бронепалуба имела высоту 150 мм (5,9 дюйма) над машинными отделениями и увеличивалась до 170 мм (6,7 дюйма) над магазинами, подкрепленная слоем стальной обшивки толщиной 15 мм (0,59 дюйма). Толщина нижней броневой палубы составляла 40 миллиметров (1,6 дюйма) на плоскости и увеличивалась до 50 мм (2 дюйма) на наклонных сторонах, соединявшихся с нижним краем броневого пояса. Толщина палубы была увеличена до 100 мм над карданными валами и до 150 мм над рулевым приводом. [ 17 ]

Башни главного калибра были защищены броневыми листами толщиной 430 мм (17 дюймов) на гранях, 300 мм (12 дюймов) по бокам, от 170 до 195 мм (6,7–7,7 дюймов) на крышах и 270 мм (11 дюймов). ) на кормах передней башни и 260 мм (10 дюймов) на сверхстрелковой. Барбеты , поддерживавшие башни, имели толщину брони 405 мм (15,9 дюйма) над главной палубой и уменьшенную до 80 мм (3,1 дюйма) ниже. Башни вторичной батареи имели грани 130 мм, борта и крышу 70 мм (2,8 дюйма) и корму 60 мм (2,4 дюйма); их барбеты имели толщину 100 мм. Боевая рубка имела толщину бортов 340 мм (13 дюймов), задней части - 280 мм (11 дюймов) и крыши - 170 мм. Мачта башни была покрыта легкой обшивкой толщиной 10 мм (0,39 дюйма) для защиты от обстрелов , а руководители управления огнем получили обшивку толщиной 20 мм (0,79 дюйма). [ 18 ]

Система подводной защиты кораблей была основана на системе, используемой в классе Dunkerque . Пустота между бронепоясом и внешней обшивкой корпуса была заполнена составом на основе каучука, называемым эбонитовым муссом ; материал использовался для поглощения воздействия взрыва и предотвращения бесконтрольного затопления водой. Позади этого отсека находилась переборка толщиной 18 мм (0,71 дюйма); отсек, созданный между этой переборкой и эбонитовым муссом, в мирное время использовался для хранения мазута, но в боевых условиях оставался пустым. Далее внутри борта 30-мм (1,2 дюйма) переборка торпеды будет сдерживать последствия взрыва торпеды или взрыва мины . Эта переборка была увеличена до 40–50 мм (от 1,6 до 2,0 дюйма) рядом со вспомогательными магазинами и передней башней главного калибра, поскольку сужающийся корпус уменьшил общую ширину системы подводной защиты. Дополнительный эбонитовый мусс был помещен между переборкой торпеды и топливными баками для дополнительной защиты от затопления. Состав также использовался в отсеках на обоих концах поперечных переборок, чтобы обеспечить водонепроницаемость центральной цитадели. [ 19 ]

Клемансо и Гасконь Варианты

[ редактировать ]

К 1937 году напряженность в Европе значительно возросла, поскольку Германия и Италия заняли все более агрессивные позиции, что повысило вероятность войны в ближайшем будущем. Строительство немецкого военно-морского флота было в то время направлено против Франции; два «Шарнхорст» линкора типа были заложены для противодействия « Дюнкерку », а двум «Бисмарк» линкорам типа было приказано составить конкуренцию двум «Ришелье ». Поскольку два французских линкора были заказаны в ответ на расширение итальянского флота, французское военно-морское командование решило, что потребуется еще пара линкоров, чтобы уравновесить « Бисмарк ». Два корабля были уполномочены 2 мая 1938 года под названиями Клемансо и Гасконь . Но задержки в программе строительства из-за нехватки верфей, достаточно больших для приема дополнительных корпусов такого размера, дали время для дополнительных проектных проработок по запросу военно-морского командования. [ 20 ]

Командование хотело сравнить свои новые корабли с новейшими зарубежными современниками; они отметили, что все остальные линкоры несли свое основное вооружение вперед и назад, а некоторые из них использовали специальные орудия с большим и малым углом наклона для своих вторичных батарей. 130-мм универсальные орудия, использовавшиеся на « Дюнкерках », оказались непростыми в эксплуатации, и командование хотело определить, пригодна ли такая конструкция для будущего строительства. Вице-амирал Франсуа Дарлан , который к тому времени сменил Дюран-Виля на посту начальника штаба, 2 декабря 1937 года издал запрос на исследования с требованием, чтобы предложения были основаны на конструкции Ришелье , вооруженной восемью или девятью 380-мм пушками в счетверенные или тройные башни, оснащенные ПМК из 152-мм или 130-мм орудий двойного назначения или смешанной батареей из 152-мм и 100-мм орудий и с бронированием того же масштаба, что и «Ришелье» . Был представлен ряд предложений, начиная от эффективного повторения конструкции « Ришелье» с небольшими улучшениями (серия «Проект А») и заканчивая планами, по которым суперстрелковая башня главного калибра была перенесена в кормовую часть надстройки (серия «Проект Б»), и вариантами с девятью орудиями. с двумя трехместными башнями в носовой части и третьей в кормовой части (серия проекта C). Все три базовых формата включали несколько вариаций, включавших изменения в составе и расположении ПМК и зенитных батарей. [ 21 ]

Все варианты проекта C водоизмещением около 40 000 длинных тонн (41 000 т) и поэтому серьезно не рассматривались, поскольку они значительно превышали пределы водоизмещения. Конструкторы представили Дарлану варианты A и B 19 марта 1938 года, и он выбрал по одной версии для Клемансо и Гаскони соответственно. В результате первый сохранил базовую компоновку «Ришелье» , а второй принял схему со смещенной к корме башней главного калибра. Оба варианта потребовали существенных изменений в расположении другой техники, включая легкие зенитные батареи и авиационные средства, но Гасконь потребовал гораздо более радикальной работы. Остальная часть военно-морского командования предпочла версию B, принятую для Гаскони, и задалась вопросом, почему Дарлан одобрил вариант A для Клемансо ; он заявил, что надеется заложить третий корабль класса «Ришелье» в конце 1938 года и что необходимые работы по перепроектированию внутренней части корпуса, которые требовались для варианта B, задержат строительство как минимум на двенадцать месяцев. Командование согласилось, и 24 августа было выдано разрешение на строительство следующего корабля. [ 22 ]

Клемансо Технические характеристики

[ редактировать ]
Общие характеристики (Планируемые характеристики)
Смещение
  • Стандарт: 35 000 длинных тонн (36 000 т)
  • Полная загрузка: 44 100 длинных тонн (44 800 т)
Дополнить 1,670
Вооружение
  • 8 × 380-мм/45 орудий
  • 12 × 152-мм/50 орудий
  • 12 × 100-мм зенитных орудий
  • 12 × 37-мм зенитных орудий
  • 32 × 13,2-мм пулемета Гочкиса
Броня Ремень: 320 мм (13 дюймов)

Самым значительным изменением в конструкции «Клемансо» стало расположение ПМК и зенитной батареи. Количество тройных 152-мм башен было сокращено до четырех: две башни на миделе крыла и две башни по средней линии в кормовой части надстройки. Хотя количество орудий было уменьшено, новое расположение фактически обеспечило тот же бортовой залп , поскольку по обе стороны корабля все еще можно было направить три башни. Чтобы избежать чрезмерного увеличения смещения, броня пояса была уменьшена до 320 мм (13 дюймов). Ангар пришлось бы укоротить, чтобы разместить 152-мм орудия по центральной линии, но ангар также пришлось бы расширить, чтобы можно было хранить два самолета рядом, сохраняя таким образом тот же состав, что и у Ришелье . [ 22 ]

Снижение веса, достигнутое за счет удаления одной из этих башен, позволило принять на вооружение новую 100-мм автоматическую пушку двойного назначения Mle 1937 ; шесть из этих сдвоенных установок должны были быть установлены вокруг носовой надстройки, четыре - рядом с задней надстройкой и две - между боевой рубкой и главной батареей. Это были те же орудия, которые были приняты на вооружение «Ришелье» во время строительства, но установки представляли собой новые, полностью закрытые орудийные башни по сравнению с открытыми установками на борту более раннего судна. В дополнение к 100-мм орудиям будут добавлены шесть новых 37-мм спаренных установок ACAD; четыре из них будут размещены на палубу выше и дальше внутрь, чем кормовые 100-мм орудия, а два других будут размещены по обе стороны от сверхмощной главной башни. Во время разработки эти орудия оказались проблематичными из-за чрезмерного износа ствола, вызванного очень высокой начальной скоростью и весом снаряда. Попытки исправить проблему задержали принятие этого пистолета на вооружение ранее. Richelieu , и он так и не поступил на вооружение, за исключением прототипа, установленного на авиалайнере Amiens . Для новых орудий были установлены дополнительные директора управления огнем. [ 23 ]

Чтобы свести к минимуму задержки при проектировании, внутренние отсеки были максимально похожи на ; Ришелье существующие магазины для 152-мм орудий были модифицированы для хранения боеприпасов к 100-мм и 37-мм орудиям. Стандартное водоизмещение было сохранено на уровне 35 000 тонн, чтобы соответствовать ограничениям Вашингтонского договора, но водоизмещение полного груза немного увеличилось до 44 100 длинных тонн (44 800 тонн) из-за дополнительных зенитных орудий. Корабль во многом был идентичен своим сводным братьям , с теми же размерами и двигательной установкой, главной батареей и компоновкой брони. Увеличение ее зенитного вооружения довело ее экипаж до 1670 офицеров и солдат. [ 24 ]

Гасконь Технические характеристики

[ редактировать ]
Общие характеристики (Планируемые характеристики)
Смещение
  • Стандарт: 35 000 длинных тонн (36 000 т)
  • Полная загрузка: 43 736 длинных тонн (44 438 т)
Дополнить 1,670
Вооружение
  • 8 × 380-мм/45 орудий
  • 9 × 152-мм/50 орудий
  • 16×100-мм зенитные орудия
  • 12 × 37-мм зенитных орудий
  • 36×13,2-мм пулеметы Гочкиса
Броня Ремень: 320 мм
Самолет перевезен 3 × SNCAC NC.420

Гасконь представлял собой гораздо более радикальный редизайн; сверхстрелковая башня главного калибра была перенесена на ют, а три вспомогательные башни — на центральную линию. Два сверхмощных снаряда произвели выстрел по носовой башне главного калибра, а третий — по кормовой. Перестановка основной и вторичной батарей имела несколько преимуществ, наиболее важным из которых было освобождение бортов корабля для зенитной батареи, где они были бы дальше от взрыва более крупных орудий. Это также позволяло вести круговой огонь для главных и вспомогательных батарей, в отличие от других конструкций, которые имели довольно широкую слепую дугу позади главных орудий. Но это также создавало проблемы для конструкторского состава, поскольку надстройку пришлось бы сдвинуть вперед, чтобы в кормовой части было достаточно места для башни главного калибра и магазина, что затем потребовало обширной перепроектировки корпуса, чтобы переместить машинные отделения и сохранить правильную дифферентовку. . [ 25 ]

Это также заставило полностью перепроектировать авиационные объекты, поскольку кормовая главная башня заняла место, где ранее располагался ангар. Конструкторы в конечном итоге остановились на решении, принятом американскими конструкторами линкоров, используя внутренний ангар в корпусе с краном для подъема самолетов на единственную катапульту. Однако с этой системой можно было хранить только три самолета: два в ангаре и один на катапульте. Корабль будет нести гидросамолет SNCAC NC.420 , разработанный для замены Loire 130. [ 26 ]

Еще одним важным последствием перекомпоновки главной батареи стала необходимость удлинения поясной брони, что потребовало изменений, чтобы контролировать водоизмещение. Отсек, заполненный эбонитовым муссом, был укорочен и частично переоборудован под хранилище топлива. Вспомогательные башни получили более толстую броневую защиту в качестве компенсации за сокращение количества орудий, хотя увеличение было ограничено мощностью двигателей, приводивших в действие башни. Водоизмещение немного уменьшилось. [ 27 ]

Строительство

[ редактировать ]
Данные о строительстве
Корабль Тезка Строитель Заложен Запущен Введен в эксплуатацию
Ришелье Арман-Жан дю Плесси, кардинал Ришелье Брестский Арсенал 22 октября 1935 г. 17 января 1939 г. 15 июля 1940 г. ( Виши, Франция )
10 октября 1943 г. ( Силы Свободной Франции )
Жан Барт Жан Барт Верфи Penhoët , Сен-Назер 12 декабря 1936 г. 6 марта 1940 г. 1 мая 1955 г.
Клемансо Жорж Клемансо Брестский Арсенал 17 января 1939 г.
Гасконь Гасконь Верфи Penhoët , Сен-Назер

История обслуживания

[ редактировать ]
Ришелье в Дакаре в 1940 году.

Работа над «Ришелье» была ускорена, поскольку в 1939 году вероятность войны с Германией становилась все более вероятной, и она была завершена всего за несколько дней до того, как немцы выиграли битву за Францию ​​в июне 1940 года. Корабль, все еще лишенный большей части своих зенитных орудий, бежал в Дакар в Французская Западная Африка, чтобы держать ее под французским контролем. Там он подвергался неоднократным атакам британцев, целью которых было либо заставить линкор присоединиться к Военно-морским силам Свободной Франции , либо потопить его. Первый, во время операции «Катапульта» в июле 1940 года, был сосредоточен на атаках торпедоносцев Fairey Swordfish , в результате которых попала одна торпеда, но не было нанесено серьезного ущерба. Вторая атака, приведшая к битве при Дакаре , последовала в сентябре и включала в себя запланированную высадку сил Свободной Франции с целью захвата колонии. Пара британских линкоров — «Бархэм» и «Резольюшн» — атаковали корабль с большого расстояния, хотя огонь «Ришелье» и близлежащих береговых батарей сдерживал британцев до тех пор, пока подводная лодка «Бевезье» не торпедировала и серьезно не повредила «Резолюшн». , что вынудило британцев уйти. Ришелье был ранен один раз в бою, и, что более важно для ее состояния готовности, три орудия ее главной батареи взорвались от неисправных снарядов во время боя. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

После вторжения союзников в Северную Африку в ноябре 1942 года, которое привело к дезертирству значительной части французской заморской империи, Ришелье был передан под Свободной Франции контроль . Его отправили в Соединенные Штаты для постоянного ремонта и модернизации, чтобы довести корабль до новейших американских и британских стандартов, включая мощную зенитную батарею из пятидесяти шести 40-мм (1,6 дюйма) орудий Бофорс и сорока восьми 20-мм орудий. (0,79 дюйма) автопушки Oerlikon , хотя ВМС США отказались поделиться с французами своими самыми совершенными радарами. корабль поступил на службу в состав Британского флота метрополии После завершения капитального ремонта и модернизации в начале 1944 года ; там она служила в составе отряда, охранявшего немецкий линкор «Тирпиц» , который угрожал путям конвоев в Советский Союз . В этот период она не участвовала в боевых действиях, поскольку немецкий флот оставался в порту. [ 31 ] [ 32 ] во многом из-за острой нехватки топлива. [ 33 ]

Ришелье за ​​кормой HMS Valiant во время операции «Бишоп»

В апреле его перевели для усиления Восточного флота для действий против японцев в Индийском океане . В их число входило сопровождение британских и американских авианосцев , когда они наносили удары по японским объектам в оккупированной Голландской Ост-Индии , а также несколько бомбардировочных операций, которые выявили проблемы с чрезмерным разбросом снарядов из орудий ее главной батареи. В этот период она присутствовала в Operations Cockpit , Transom , Pedal и Crimson . В конце 1944 года корабль вернулся во Францию ​​для ремонта, который также включал установку более совершенных радаров. Он вернулся в Индийский океан в январе 1945 года для дальнейших операций в этом районе, включая операции «Санфиш» , «Бишоп » и «Дьюкдом» , последняя из которых была попыткой устроить засаду и уничтожить японский тяжелый крейсер и эсминец в мае, что привело к битве при Малакке. Пролив . Ришелье находился слишком далеко, чтобы вступить в бой с японскими кораблями до того, как они будут потоплены другими судами. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Затем Ришелье отправился в Южную Африку для еще одного ремонта, и к тому времени, когда он был завершен в середине августа, Япония капитулировала , положив конец войне. [ 37 ] [ 38 ]

Ришелье входил в состав сил, освободивших Сингапур и другие части Голландской Ост-Индии после официальной капитуляции Японии в сентябре, во время которой она взорвала магнитную мину, но не получила большого ущерба. После этого она действовала во французском Индокитае в рамках первоначальных усилий по восстановлению французского колониального правления. Там она оказывала огневую поддержку французским войскам, сражавшимся в колонии во время операции «Мапор» . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Отозванный во Францию ​​в декабре 1945 года, он был отремонтирован и немного модернизирован в 1946 году. Испытания определили причину проблемы с разбросом снарядов, и в башни были внесены изменения, позволяющие задерживать внешние орудия на 60 миллисекунд, что устранило проблему. В первые послевоенные годы корабль прошел относительно ограниченную подготовку в мирное время, и в 1952 году он был снят с действительной службы для использования в качестве учебного артиллерийского корабля . В 1956 году он был выведен в резерв и впоследствии использовался в качестве стационарного учебного судна и казарменного корабля до 1967 года, когда ВМС Франции решили отказаться от него. Продан на слом в 1968 году, разбирался в Италии. с 1968 по 1969 год [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Жан Барт

[ редактировать ]
Жан Барт на ремонте в Касабланке, январь 1943 года.

«Жан Барт» был спущен на воду совсем недавно, к началу битвы за Францию ​​в мае 1940 года, поэтому верфь сосредоточила все усилия на подготовке корабля к выходу в море. Рабочие сосредоточились на установке турбин и котлов, чтобы позволить ей двинуться с места. Когда немецкие войска приближались к Сен-Назеру , Жан Барт был вынужден пройти через наспех прорытый канал, чтобы бежать через Атлантический океан на юг, в Касабланку . К тому времени на нем была установлена ​​только одна из главных башен и несколько зенитных орудий, некоторые из которых были захвачены с другого судна в гавани. Оборудование для обращения со снарядами и подъемники для боеприпасов для главной батареи не были укомплектованы, и единственными пригодными для использования орудиями были три 37-мм и шесть 13,2-мм установок. После того, как во время пути он был атакован и поражен (но не получил серьезных повреждений) немецкими бомбардировщиками Heinkel He 111 , 22 июня корабль достиг Касабланки в сопровождении двух эсминцев. [ 45 ] [ 46 ]

Находясь в Касабланке, французы попытались максимально подготовить корабль к действию ввиду ограниченной инфраструктуры и отсутствия многих необходимых частей для комплектации судна. Тамошние мощности не были способны достроить вторую башню главного калибра, а немцы не были заинтересованы в доставке туда необходимых броневых листов и орудий. Вместо этого, чтобы защитить внутреннюю часть корабля, французы залили открытый барбет бетоном; пустые вторичные барбеты получили такое же покрытие. Импровизированная система управления огнем была установлена ​​в 1941 году, но она оказалась ненадежной, и поэтому была создана специальная система управления огнем с использованием береговых наблюдательных пунктов для триангуляции целей для главной батареи. Ее зенитное вооружение постепенно укреплялось по мере того, как в 1942 году появлялись орудия и был установлен поисковый радар . В отличие от своей сестры, Жан Барт в этот период не подвергался нападениям британских войск. [ 47 ]

В ноябре американские и британские войска вторглись во французскую Северную Африку в ходе операции «Факел»; Жан Барт первоначально помог противостоять атаке, приняв участие в артиллерийской дуэли с американским линкором USS Massachusetts и тяжелыми крейсерами в первый день вторжения. Несколько раз попадая 406-мм (16-дюймовым) снарядом из Массачусетса , один из которых заклинил ее боевую башню, Жан Бар, тем не менее, не получила серьезных повреждений и была неизвестна американцам. Ее главная батарея оставалась в рабочем состоянии после того, как поврежденный броневой лист был срезан позже день. На следующее утро, после боя с американским тяжелым крейсером «Огаста» на дальней дистанции, Жан Барт подвергся сильной воздушной атаке американских пикирующих бомбардировщиков и был серьезно поврежден парой 1000-фунтовых (450 кг) бомб. Она затонула кормой в мелкой гавани, но ее орудия остались исправными. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]

Жан Барт проходит через Суэцкий канал в 1956 году.

После перехода французских войск в регионе на сторону союзников французы попытались достроить корабль в Соединенных Штатах. Они представили предложения по доработке корабля до модифицированной конструкции, в том числе с тридцатью четырьмя орудиями двойного назначения калибра 5 дюймов (130 мм)/38 для использования в качестве зенитного линкора, но запросы ни к чему не привели. ВМС США не проявили никакого интереса к этому проекту. К этому этапу войны американский и британский флоты имели более чем достаточное для своих целей количество современных линкоров, а имеющиеся американские верфи не смогли бы изготовить необходимые детали. Соответственно, «Жан Барт» был максимально отремонтирован в Касабланке, хотя эти работы затруднялись тем фактом, что французские верфи либо все еще находились под немецкой оккупацией, либо были разрушены во время войны. Тем не менее к сентябрю 1943 года рабочие верфи отремонтировали поврежденный корпус, и остаток войны она провела в качестве учебного корабля в Средиземное море . [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]

В 1945 году в ходе дискуссий о судьбе корабля рассматривались варианты переоборудования его в авианосец, доведения до линкора или полного отказа от него. Поскольку переоборудование авианосца привело бы к созданию посредственного судна с большими затратами и усилиями, в конечном итоге было принято решение достроить его как линкор, и этот процесс занял несколько лет. Большая часть работ на корабле была завершена к 1955 году, когда он официально поступил на действительную службу и вскоре после этого совершил два зарубежных круиза с посещением Дании и США. Она приняла участие во французской интервенции во время Суэцкого кризиса в ноябре 1956 года, включая короткую бомбардировку Порт-Саида четырьмя выстрелами . Выведенный в резерв в августе 1957 года, он использовался в качестве казарменного корабля до 1961 года. Он оставался неиспользованным в арсенале ВМС Франции до 1970 года, когда его исключили из военно-морского реестра и продали на металлолом. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]

Клемансо и Гасконь

[ редактировать ]

Клемансо был заложен 17 января 1939 года в доке Салоу № 4 в Бресте, сразу после того, как Ришелье ранее в тот же день из этого дока был спущен на воду . Из-за возросшей напряженности в отношениях с Германией работы над кораблем были ускорены, и его планировалось спустить на воду в 1941 году, а завершение - в конце 1943 года. 28 сентября 1939 года работы были временно приостановлены, поскольку французы начали крупномасштабную мобилизацию для война с Германией, которая сократила имеющуюся рабочую силу. Те мужчины, которые были в наличии, были переданы Ришелье , поскольку она близилась к завершению. Верфь возобновила работу 6 декабря во время « странной войны », но прогресс был медленным, и только 10 процентов корпуса — длиной около 130 м (426 футов 6 дюймов) — были собраны к 10 июня, когда работы снова остановились. в результате немецких побед. Когда немецкие войска подошли к Бресту, рабочие верфи затопили сухой док. Корабль был захвачен немцами и переименован в Schlachtschiff R (Линкор R), при этом на короткое время рассматривалась возможность достройки корабля, но нехватка материалов и рабочих на верфи сделала этот проект нереалистичным. Корпус спустили на воду в 1941 году, чтобы стапель можно было использовать для других целей. По мнению историков Джона Джордана и Роберта Дюма, тогда корпус был пришвартован перед Загон для подводных лодок в Бресте, [ 59 ] [ 60 ] хотя Анри Ле Массон утверждает, что ее отбуксировали в Ландевеннек на рейде Бреста . [ 61 ] Бомбардировщики союзников потопили корабль 27 августа 1944 года, а после войны 23 февраля 1948 года военно-морской флот выставил обломки на продажу. Покупателей не было, поэтому военно-морской флот снял судно с мели, чтобы очистить дно гавани, и во время буксировки оно сломалось пополам. и снова затонул. В конце концов Сальворс приобрел обломки 1 августа 1951 года. [ 59 ]

Гасконь так и не была заложена, так как ей пришлось ждать, пока Жан Барт будет спущен на воду, а к этому времени уже началась война. Заказы на материалы были размещены в июне 1939 года, но дальнейшие работы были остановлены 28 сентября и возобновились 12 апреля 1940 года. К 1 июня было изготовлено примерно шесть процентов корпусных материалов с целью закладки корабля в какой-то момент. в последующие месяцы планировалось спустить на воду в 1942 году и завершить к июню 1944 года, но события июня 1940 года, конечно, не позволили начать какие-либо работы. [ 62 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ /45 относится к длине ружья в калибрах ; Длина ружья / 45 в 45 раз больше диаметра канала ствола.
  1. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 94–95.
  2. ^ Джордан и Дюма , с. 95.
  3. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 95–96.
  4. ^ Джордан и Дюма , с. 97.
  5. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 97–98.
  6. ^ Джордан и Дюма , с. 98.
  7. ^ Jump up to: а б с д Робертс , с. 260.
  8. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. стр. 98–101,
  9. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 99–101, 120–121.
  10. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 99–101, 117–118.
  11. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 99–101, 118–119.
  12. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 99, 119–120.
  13. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 99, 101–102,
  14. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. Откр. 99, 106–107.
  15. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. Откр. 99, 109–111.
  16. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 101, 107–109.
  17. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 111–112.
  18. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 111, 115.
  19. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 116.
  20. ^ Джордан и Дюма , с. 163.
  21. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 163–165.
  22. ^ Jump up to: а б Джордан и Дюма , стр. 101-1. 166–167.
  23. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 166–170.
  24. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 167 ,
  25. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 171–172.
  26. ^ Джордан и Дюма , с. 172.
  27. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 173–175.
  28. ^ Ровер , стр. 32, 42.
  29. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 122–128, 137–145, 147.
  30. ^ Уильямс , стр. 137–140, 152–154.
  31. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 190–191.
  32. ^ Ровер , стр. 307, 313.
  33. ^ Зеттерлинг и Тамеландер , стр. 207.
  34. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 191–199.
  35. ^ Ровер , стр. 319, 323, 334, 344, 408, 412.
  36. ^ Лепотье , стр. 204–214, 217.
  37. ^ Джордан и Дюма , с. 200.
  38. ^ Сарнет и Ле Вайян , стр. 325, 329.
  39. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 200–201.
  40. ^ Сарнет и Ле Вайян , стр. 330–334.
  41. ^ Ровер , стр. 429, 432.
  42. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 201–206.
  43. ^ Лепотье , стр. 285–289.
  44. ^ Дюма Ришелье , стр. 43, 60, 74.
  45. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 152–154.
  46. ^ Ровер , стр. 29.
  47. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 154–156.
  48. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 156–161.
  49. ^ Ровер , стр. 209–210.
  50. ^ Дюма Жан Бар , стр. 69–70, 81.
  51. ^ Лепотье , стр. 158–166.
  52. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 150, 161–162.
  53. ^ Дюма Жан Бар , стр. 33–34, 70, 112–115.
  54. ^ Лепотье , стр. 253–257.
  55. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 209–217, 221–222.
  56. ^ Ле Массон , с. 31.
  57. ^ Дюма Жан Бар , стр. 36–37, 54–56, 74–76, 83.
  58. ^ Лепотье , стр. 257–264, 315–330, 337–342.
  59. ^ Jump up to: а б Джордан и Дюма , с. 171.
  60. ^ Дюма Жан Бар , с. 96.
  61. ^ Ле Массон , с. 78.
  62. ^ Джордан и Дюма , с. 176.
  • Дюма, Роберт (2001). Линкор Жан Барт 1939–1970 [ Линкор Жан Барт 1939–1970 ] (на французском языке). Ренн: Морские издания. ISBN  978-2-909675-75-6 .
  • Дюма, Роберт (2001). Линкор Ришелье 1935–1968 [ Линкор Ришелье 1935–1968 ] (на французском языке). Нант: издание морской пехоты. OCLC   248848350 .
  • Джордан, Джон и Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры 1922–1956 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-034-5 .
  • Лепотье, Адольф (1967). Последние (на французском языке линкоры ). Париж: Издания France-Empire. OCLC   491030583 .
  • Ле Массон, Анри (1969). Французский флот, том I. Флоты Второй мировой войны. Лондон: Макдональд. ISBN  978-0-356-02384-7 .
  • Робертс, Джон (1980). "Франция". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 255–279. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг. – Военно-морская история Второй мировой войны . Лондон: Издательство Чатем. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Сарне, Рене и Ле Вайан, Эрик (1997). Ришелье (на французском языке). Нант: издание морской пехоты. ISBN  978-2-909675-32-9 .
  • Уильямс, Джон (1976). Пушки Дакара: сентябрь 1940 года . William Heinemann Ltd. Лондон: ISBN  978-0-434-86630-4 .
  • Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Хавертаун, Пенсильвания: Каземат. ISBN  978-1-935149-18-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77d73c23df214f4da6d288674cc8a1e7__1720277280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/e7/77d73c23df214f4da6d288674cc8a1e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Richelieu-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)