Битва в Малаккском проливе
Битва в Малаккском проливе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанского театра военных действий . Второй мировой войны | |||||||
![]() Японский крейсер Хагуро , около 1936 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
5 эсминцев |
1 тяжелый крейсер 1 эсминец | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 убитых 3 раненых 1 эсминец поврежден [ 1 ] |
927 убитых 1 тяжелый крейсер потоплен 1 эсминец поврежден [ 2 ] |

Битва в Малаккском проливе , иногда называемая « Затоплением Хагуро» , а в японских источниках как « Битва у Пенанга» (ペナン沖海戦), — морское сражение, возникшее в результате британской операции по поиску и уничтожению в мае 1945 года, получившей название «Операция». Герцогства , что привело к затоплению японского крейсера Хагуро . С 9 апреля 1945 года «Хагуро» работал в качестве корабля снабжения японских гарнизонов в Голландской Ост-Индии и Бенгальском заливе .
Фон
[ редактировать ]9 мая «Хагуро» покинул Сингапур в сопровождении эсминца «Камикадзе» , чтобы эвакуировать японский гарнизон на Андаманских островах , расположенный в Порт-Блэре, обратно в Сингапур . [ 3 ] Об этом Королевский флот был предупрежден расшифрованным японским военно-морским сигналом. [ 4 ] [ 5 ] впоследствии подтверждено наблюдением подводных лодок HMS Statesman и Subtle . 61-й отряд Восточного флота отправился 10 мая из Тринкомали , Цейлон , на перехват японских кораблей. Японцы не хотели рисковать каким-либо боем и, получив предупреждение воздушной разведки, вернулись в Сингапур.
14 мая Хагуро и Камикадзе предприняли еще одну попытку и покинули Сингапур. На следующий день их заметили самолеты 61-го отряда. Последующая бомбардировка самолетов Grumman Avenger Mk.II из 851-й морской авиационной эскадрильи лишь незначительный ущерб нанесла Хагуро , поскольку был потерян один самолет, экипаж которого был взят в плен японцами.
Боевой
[ редактировать ]Японцам была передана информация о том, что к ним были замечены две эскадрильи британских эсминцев. Они снова изменили курс и вернулись в Малаккский пролив . Однако это изменение было ожидаемо, и 26-я флотилия эсминцев под командованием капитана Мэнли Пауэра направилась на перехват. В состав флотилии входили HMS Saumarez (лидер флотилии) и эсминцы V-класса Verulam , Venus , Vigilant и Virago .
Во время сильного дождя с молниями Венера установила радиолокационный контакт на расстоянии 34 морских миль (39 миль; 63 км). [ 6 ] Британские эсминцы выстроились в серповидный кордон и пропустили японские корабли в ловушку.

В 01:05 «Венера» , проносившаяся параллельно Хагуро мимо самого северо-западного корабля отряда Пауэра, оказалась в идеальной атакующей позиции. Но офицер управления торпедами на борту «Венеры» неправильно настроил углы ее восьми аппаратов, возможность была упущена, и «Венера» сильно накренилась влево, чтобы очистить целевую зону, но при этом сохранить окружение. Хагуро , думая, что Венера выпустила торпеды, изменил курс, чтобы прочесать гусеницы . При этом она повернула на юг и глубже в ловушку. [ 7 ]
Саумарес и Верулам теперь были в хороших позициях для атак. Хагуро выглядел хорошо у носа Саумареса левого на расстоянии 6000 ярдов (3,4 мили), каждый корабль приближался со скоростью 30 узлов. В то же время японский эсминец «Камикадзе» появился у правого борта, перейдя с правого борта на левый, всего в 3000 ярдах от него и на встречном курсе. Второй залп Саумарес из двух передних 4,7-дюймовых орудий с радиолокационным управлением поразил Камикадзе , а 40-мм снаряды Бофорса из кормовой спаренной установки британского корабля разорвали 320-футовый японский эсминец, когда Сумарес кренился на правый борт. Хагуро произвела свой первый залп из восьми. [ 8 ] 200-мм (8 дюймов) и четыре 120-мм (4,7 дюйма) орудия в Саумаресе . [ 7 ] Огромные водяные смерчи, выброшенные вдоль борта, затопили верхние палубы лидера британской флотилии, когда Хагуро был ясно виден в трех милях от него в свете звездных снарядов обеих сторон.
В 01:11, когда она собиралась запустить торпеды, Сумарес был ранен. Верх ее воронки исчез за бортом, а 120-мм снаряд пробил котельную № 1, разорвал паровую магистраль и застрял внутри котла. Пятеро мужчин были ошпарены, двое из них погибли, но, как и при попадании 200-мм снаряда, этот снаряд не взорвался на таком близком расстоянии и позже был выброшен за борт. [ 7 ]
В 01:15 «Хагуро» был поражен тремя торпедами со стороны Саумареса и Верулама . Когда Сумарес хромал на север от места боя, сильный взрыв вызвал замешательство. Пауэр подумал, что это «Камикадзе» взорвался , а люди на «Вираго» и «Виджиланте» подумали, что это Саумарес , но, вероятно, это было столкновение двух торпед. [ 7 ] Другой вариант - японская торпеда, у которой была боеголовка гораздо большей, чем у союзных торпед, взорвавшаяся вслед за кораблем. Историк Сэмюэл Элиот Морисон зафиксировал как минимум два таких эпизода в начале войны. [ 9 ] [ 10 ] Венера поразила Хагуро одной торпедой в 01:25, а Вираго остановила Хагуро еще двумя торпедными попаданиями две минуты спустя. Японский крейсер окончательно затонул в 02:06 после получения еще одной торпеды от «Виджиланта» , еще двух от «Венеры» и почти часовой артиллерийской стрельбы со стороны 26-й флотилии. [ 6 ]
Саумареса и верхушка воронки Основная антенна были прострелены, а 200-мм снаряд попал в бак . Двое мужчин были убиты и трое сгорели в котельной, когда 120-мм снаряд разорвал главную паровую трубу. Остальная часть 26-й флотилии не пострадала. [ 6 ]
Последствия
[ редактировать ]Камикадзе также получил повреждения, но сбежал и вернулся на следующий день, чтобы спасти выживших. Выжило около 320, но погибло более 900, в том числе японские командиры вице-адмирал Синтаро Хашимото и контр-адмирал Кадзю Сугиура .
Это было одно из последних крупных надводных артиллерийских и торпедных действий во Второй мировой войне. Лорд Луи Маунтбаттен , сам выдающийся капитан эсминца, описал это в своем отчете Объединенному комитету начальников штабов (CCS) как «выдающийся пример ночной атаки эсминцев». [ 7 ]
Кораблекрушение
[ редактировать ]Затонувший корабль был обнаружен в вертикальном положении в 2003 году и частично исследован группой специализированных дайверов, занимающихся затонувшими кораблями, на борту MV Empress . В 2010 году другая водолазная экспедиция, также на борту MV Empress , подробно обследовала место крушения. [ 11 ] В 2014 году затонувший корабль был разрушен нелегальными сборщиками металлолома. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хаф, HMS Vigilant
- ^ 900 человек погибли на Хагуро и 27 на Камикадзе . Хакетт и Невитт, Jointfleet.com .
- ↑ Японские источники сообщают, что целью было пополнение запасов гарнизона и эвакуация его части. На обоих японских кораблях в бою не было торпед, чтобы нести на борту больше припасов.
- ^ Джексон, Эшли (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Лондон: Хэмблдон Континуум. п. 302. ИСБН 1-85285-417-0 .
- ^ Норман Скотт, «Разгадка японских военно-морских шифров 1943–45», Cryptologia , том 21 (2), апрель 1997 г., стр. 149–157.
- ^ Jump up to: а б с Калнан, Деннис, CDR RN. « Сумарес и Хагуро » Труды Военно-морского института США , октябрь 1968 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Томас, Дэвид (1976). «Охота на Хагуро». Ежемесячно . Маршалл Кавендиш. п. 48. ISSN 0307-2886 .
- ^ Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 355. ИСБН 0-87021-311-3 .
- ^ Сэмюэл Элиот Морисон , «Борьба за Гуадалканал», 1949, стр. 180.
- ^ Сэмюэл Элиот Морисон, «Преодолев барьер Бисмарка», 1950, стр. 356
- ^ Денли, Кевин. Краткое изложение экспедиционной операции «Герцогство» , которая несла флаг Клуба исследователей № 52 во время обследования затонувшего корабля HIJMS Хагуро, Малаккский пролив, 8–23 ноября 2010 г. https://pacificwrecks.com/ships/ijn/haguro/expedition-operation-dukedom-% 202010-EC-flag-52-report.pdf
- ^ Чуа, Эдди. «Морские спасательные работы остановлены» . Звезда онлайн . Проверено 10 июня 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чен, Питер (2004–2007). « Хагуро » . База данных Второй мировой войны . Проверено 22 февраля 2007 г.
- Хакетт, Боб; Сандер Кингсепп (1997–2006). «HIJMS Хагуро: табличный отчет о движении» . (Combinedfleet.com) . Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года . Проверено 22 февраля 2007 г.
- Хаф, Стэн (1998). «HMS БДИТЕЛЬНЫЙ. 1945» . Стэн Хаф . Архивировано из оригинала 10 июля 2007 года . Проверено 22 февраля 2007 г. – Отчет из первых рук о бое члена Vigilant . HMS экипажа
- Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Мьюир, Дэн. «Боевой порядок, битва у Пенанга (потеря IJN Хагуро)» . (navweaps.com) . Проверено 22 февраля 2007 г.
- Невитт, Аллин Д. (1998). «IJN Камикадзе: Табличный отчет о движении» . (Объединенный флот) . Архивировано из оригинала 12 января 2007 года . Проверено 22 февраля 2007 г.
- Роскилл, Юго-Запад (1960). Белый прапорщик, британский флот в состоянии войны, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC 4092832 .
- Винтон, Джон (1969). Забытый флот . Майкл Джозеф. ISBN 0-7181-0643-1 .
- Винтон, Джон (1981). Потопить Хагуро . Сондерс из Торонто. ISBN 0-85422-152-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Я был там! - Мы разместили японский крейсер в Малаккском проливе , The War Illustrated , 17 августа 1945 г.]
- Конфликты 1945 года
- 1945 год в Британской Малайе.
- Операции и сражения Второй мировой войны на театре военных действий в Юго-Восточной Азии.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Малаккский пролив
- Военная история Малайи во время Второй мировой войны