Jump to content

Битва в Малаккском проливе

Координаты : 4 ° с.ш. 100 ° в.д.  /  4 ° с.ш. 100 ° в.д.  / 4; 100
(Перенаправлено из операции «Герцогство» )

Битва в Малаккском проливе
Часть Тихоокеанского театра военных действий . Второй мировой войны

Японский крейсер Хагуро , около 1936 года.
Дата 15–16 мая 1945 г.
Расположение 4 ° с.ш. 100 ° в.д.  /  4 ° с.ш. 100 ° в.д.  / 4; 100
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Япония
Командиры и лидеры
Мэнли Пауэр Сигеру Фукудоме
Синтаро Хасимото  
Кадзю Сугиура  
Сила
5 эсминцев 1 тяжелый крейсер
1 эсминец
Жертвы и потери
2 убитых
3 раненых
1 эсминец поврежден [ 1 ]
927 убитых
1 тяжелый крейсер потоплен
1 эсминец поврежден [ 2 ]
Малаккский пролив

Битва в Малаккском проливе , иногда называемая « Затоплением Хагуро» , а в японских источниках как « Битва у Пенанга» (ペナン沖海戦), — морское сражение, возникшее в результате британской операции по поиску и уничтожению в мае 1945 года, получившей название «Операция». Герцогства , что привело к затоплению японского крейсера Хагуро . С 9 апреля 1945 года «Хагуро» работал в качестве корабля снабжения японских гарнизонов в Голландской Ост-Индии и Бенгальском заливе .

9 мая «Хагуро» покинул Сингапур в сопровождении эсминца «Камикадзе» , чтобы эвакуировать японский гарнизон на Андаманских островах , расположенный в Порт-Блэре, обратно в Сингапур . [ 3 ] Об этом Королевский флот был предупрежден расшифрованным японским военно-морским сигналом. [ 4 ] [ 5 ] впоследствии подтверждено наблюдением подводных лодок HMS Statesman и Subtle . 61-й отряд Восточного флота отправился 10 мая из Тринкомали , Цейлон , на перехват японских кораблей. Японцы не хотели рисковать каким-либо боем и, получив предупреждение воздушной разведки, вернулись в Сингапур.

14 мая Хагуро и Камикадзе предприняли еще одну попытку и покинули Сингапур. На следующий день их заметили самолеты 61-го отряда. Последующая бомбардировка самолетов Grumman Avenger Mk.II из 851-й морской авиационной эскадрильи лишь незначительный ущерб нанесла Хагуро , поскольку был потерян один самолет, экипаж которого был взят в плен японцами.

Японцам была передана информация о том, что к ним были замечены две эскадрильи британских эсминцев. Они снова изменили курс и вернулись в Малаккский пролив . Однако это изменение было ожидаемо, и 26-я флотилия эсминцев под командованием капитана Мэнли Пауэра направилась на перехват. В состав флотилии входили HMS Saumarez (лидер флотилии) и эсминцы V-класса Verulam , Venus , Vigilant и Virago .

Во время сильного дождя с молниями Венера установила радиолокационный контакт на расстоянии 34 морских миль (39 миль; 63 км). [ 6 ] Британские эсминцы выстроились в серповидный кордон и пропустили японские корабли в ловушку.

Эсминец класса S HMS Saumarez

В 01:05 «Венера» , проносившаяся параллельно Хагуро мимо самого северо-западного корабля отряда Пауэра, оказалась в идеальной атакующей позиции. Но офицер управления торпедами на борту «Венеры» неправильно настроил углы ее восьми аппаратов, возможность была упущена, и «Венера» сильно накренилась влево, чтобы очистить целевую зону, но при этом сохранить окружение. Хагуро , думая, что Венера выпустила торпеды, изменил курс, чтобы прочесать гусеницы . При этом она повернула на юг и глубже в ловушку. [ 7 ]

Саумарес и Верулам теперь были в хороших позициях для атак. Хагуро выглядел хорошо у носа Саумареса левого на расстоянии 6000 ярдов (3,4 мили), каждый корабль приближался со скоростью 30 узлов. В то же время японский эсминец «Камикадзе» появился у правого борта, перейдя с правого борта на левый, всего в 3000 ярдах от него и на встречном курсе. Второй залп Саумарес из двух передних 4,7-дюймовых орудий с радиолокационным управлением поразил Камикадзе , а 40-мм снаряды Бофорса из кормовой спаренной установки британского корабля разорвали 320-футовый японский эсминец, когда Сумарес кренился на правый борт. Хагуро произвела свой первый залп из восьми. [ 8 ] 200-мм (8 дюймов) и четыре 120-мм (4,7 дюйма) орудия в Саумаресе . [ 7 ] Огромные водяные смерчи, выброшенные вдоль борта, затопили верхние палубы лидера британской флотилии, когда Хагуро был ясно виден в трех милях от него в свете звездных снарядов обеих сторон.

В 01:11, когда она собиралась запустить торпеды, Сумарес был ранен. Верх ее воронки исчез за бортом, а 120-мм снаряд пробил котельную № 1, разорвал паровую магистраль и застрял внутри котла. Пятеро мужчин были ошпарены, двое из них погибли, но, как и при попадании 200-мм снаряда, этот снаряд не взорвался на таком близком расстоянии и позже был выброшен за борт. [ 7 ]

В 01:15 «Хагуро» был поражен тремя торпедами со стороны Саумареса и Верулама . Когда Сумарес хромал на север от места боя, сильный взрыв вызвал замешательство. Пауэр подумал, что это «Камикадзе» взорвался , а люди на «Вираго» и «Виджиланте» подумали, что это Саумарес , но, вероятно, это было столкновение двух торпед. [ 7 ] Другой вариант - японская торпеда, у которой была боеголовка гораздо большей, чем у союзных торпед, взорвавшаяся вслед за кораблем. Историк Сэмюэл Элиот Морисон зафиксировал как минимум два таких эпизода в начале войны. [ 9 ] [ 10 ] Венера поразила Хагуро одной торпедой в 01:25, а Вираго остановила Хагуро еще двумя торпедными попаданиями две минуты спустя. Японский крейсер окончательно затонул в 02:06 после получения еще одной торпеды от «Виджиланта» , еще двух от «Венеры» и почти часовой артиллерийской стрельбы со стороны 26-й флотилии. [ 6 ]

Саумареса и верхушка воронки Основная антенна были прострелены, а 200-мм снаряд попал в бак . Двое мужчин были убиты и трое сгорели в котельной, когда 120-мм снаряд разорвал главную паровую трубу. Остальная часть 26-й флотилии не пострадала. [ 6 ]

Последствия

[ редактировать ]

Камикадзе также получил повреждения, но сбежал и вернулся на следующий день, чтобы спасти выживших. Выжило около 320, но погибло более 900, в том числе японские командиры вице-адмирал Синтаро Хашимото и контр-адмирал Кадзю Сугиура .

Это было одно из последних крупных надводных артиллерийских и торпедных действий во Второй мировой войне. Лорд Луи Маунтбаттен , сам выдающийся капитан эсминца, описал это в своем отчете Объединенному комитету начальников штабов (CCS) как «выдающийся пример ночной атаки эсминцев». [ 7 ]

Кораблекрушение

[ редактировать ]

Затонувший корабль был обнаружен в вертикальном положении в 2003 году и частично исследован группой специализированных дайверов, занимающихся затонувшими кораблями, на борту MV Empress . В 2010 году другая водолазная экспедиция, также на борту MV Empress , подробно обследовала место крушения. [ 11 ] В 2014 году затонувший корабль был разрушен нелегальными сборщиками металлолома. [ 12 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хаф, HMS Vigilant
  2. ^ 900 человек погибли на Хагуро и 27 на Камикадзе . Хакетт и Невитт, Jointfleet.com .
  3. Японские источники сообщают, что целью было пополнение запасов гарнизона и эвакуация его части. На обоих японских кораблях в бою не было торпед, чтобы нести на борту больше припасов.
  4. ^ Джексон, Эшли (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Лондон: Хэмблдон Континуум. п. 302. ИСБН  1-85285-417-0 .
  5. ^ Норман Скотт, «Разгадка японских военно-морских шифров 1943–45», Cryptologia , том 21 (2), апрель 1997 г., стр. 149–157.
  6. ^ Jump up to: а б с Калнан, Деннис, CDR RN. « Сумарес и Хагуро » Труды Военно-морского института США , октябрь 1968 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Томас, Дэвид (1976). «Охота на Хагуро». Ежемесячно . Маршалл Кавендиш. п. 48. ISSN   0307-2886 .
  8. ^ Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 355. ИСБН  0-87021-311-3 .
  9. ^ Сэмюэл Элиот Морисон , «Борьба за Гуадалканал», 1949, стр. 180.
  10. ^ Сэмюэл Элиот Морисон, «Преодолев барьер Бисмарка», 1950, стр. 356
  11. ^ Денли, Кевин. Краткое изложение экспедиционной операции «Герцогство» , которая несла флаг Клуба исследователей № 52 во время обследования затонувшего корабля HIJMS Хагуро, Малаккский пролив, 8–23 ноября 2010 г. https://pacificwrecks.com/ships/ijn/haguro/expedition-operation-dukedom-% 202010-EC-flag-52-report.pdf
  12. ^ Чуа, Эдди. «Морские спасательные работы остановлены» . Звезда онлайн . Проверено 10 июня 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d60ad3049a7de40c20a6c51371817b83__1720050180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/83/d60ad3049a7de40c20a6c51371817b83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Malacca Strait - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)