Бретань Линкор класса
Прованс в гавани
| |
Обзор класса | |
---|---|
Предшественник | Курбе Класс |
Преемник |
|
Построен | 1912–1916 |
В комиссии | 1916–1953 |
Планируется | 4 |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 2 |
Ушедший на пенсию | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Линкор |
Смещение |
|
Длина | 166 м (544 футов 7 дюймов) |
Луч | 26,9 м (88 футов 3 дюйма) |
Черновик | 9,8 м (32 фута 2 дюйма) |
Установленная мощность | 18–24 котла ; 29 000 л.с. (22 000 кВт) |
Движение | 4 вала; паровые турбины |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Диапазон | 4600 миль (8500 км; 5300 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Линкоры «Бретань» типа были первыми « супердредноутами », построенными для французского флота во время Первой мировой войны . В состав класса входили три судна: «Бретань» головной корабль , «Прованс » и «Лотарингия» . Они были усовершенствованием предыдущего Courbet класса и имели десять 340-мм (13,4 дюйма) орудий вместо двенадцати 305-мм (12 дюймов) орудий, как на Courbet s. Четвертый был заказан ВМС Греции , однако работы были приостановлены из-за начала войны. Три построенных корабля были названы в честь французских провинций.
Эти три корабля имели ограниченную службу во время Первой мировой войны и в основном были заняты сдерживанием австро-венгерского флота в Адриатическом море . После войны они совершали тренировочные круизы по Средиземному морю и участвовали в патрулировании невмешательства у берегов Испании во время гражданской войны в Испании . После начала Второй мировой войны кораблям было поручено выполнять конвои и рейдерское патрулирование до падения Франции в июне 1940 года. Бретань и Прованс были потоплены британским Королевским флотом во время атаки на Мерс-эль-Кебир . в следующем месяце; Позже «Прованс» был поднят и отбуксирован в Тулон , где он снова был затоплен в ноябре 1942 года . Лотарингия была разоружена британцами в Александрии и вновь введена в строй в 1942 году для службы в Военно-морских силах Свободной Франции . Она обеспечивала огневую поддержку во время операции «Драгун» — вторжения в южную Францию, а также обстреливала немецкие крепости на севере Франции. Он просуществовал как учебный артиллерийский корабль и плавучая казарма до начала 1950-х годов, а затем был разобран на металлолом в 1954 году. Бретань и Прованс были списаны в 1952 и 1949 годах соответственно.
Дизайн
[ редактировать ]К 1910 году Франция так и не заложила ни одного линкора-дредноута ; К тому времени Великобритания построила десять дредноутов и пять линейных крейсеров , а еще восемь и три двух типа соответственно находились в стадии строительства. Германия построила восемь дредноутов и один линейный крейсер, а Соединенные Штаты построили шесть и еще четыре построили. В конце того же года ВМС Франции заложили первый из четырех «Курбе» кораблей класса . Чтобы исправить неполноценность французского флота, правительство 30 марта 1912 года приняло Военно-морской статут , разрешающий вводить в строй к 1920 году отряд из двадцати восьми линкоров. Первые три корабля должны были быть заложены в 1912 году. [ 1 ]
Класс «Бретань» заменил линкоры «Карно» , «Шарль Мартель» и «Либерте» . Они были разработаны на основе класса Курбе и имели такой же корпус . [ 2 ] Основной причиной решения использовать ту же конструкцию корпуса, что и у класса Курбе, были ограничения французских верфей. Корабли класса Курбе были самыми большими из возможных кораблей, которые могли поместиться в существующих верфях и переоборудованных бассейнах. Высший военно-морской совет ( Conseil Supérieur de la Marine ) приказал строительному департаменту подготовить проект корабля водоизмещением 23 500 метрических тонн (23 100 длинных тонн; 25 900 коротких тонн), вооруженного двенадцатью 340-мм (13,4 дюйма) орудиями в шесть спаренных орудийных башен . [ 3 ]
Дополнительный вес 340-мм башен по сравнению с 305-мм (12 дюймов) кораблей класса Курбе поставил перед конструкторами непреодолимые проблемы. Для установки шести башен с тем же расположением, что и на более ранних кораблях, с четырьмя на центральной линии в парах сверхмощных и двумя крыльевыми башнями на миделе, потребовалось бы дополнительное водоизмещение в 3000 метрических тонн (3000 длинных тонн), а также значительное увеличение длины. корпус. После нескольких других предложений Высший военно-морской совет выбрал конструкцию с пятью спаренными башнями, установленными по центральной линии. [ 3 ] Это позволит достичь того же залпа, что и десять орудий, несмотря на сокращение количества орудий. [ 4 ] Ширина бронепояса была уменьшена на 20 мм (0,79 дюйма), чтобы компенсировать возросший вес ГК. [ 3 ]
«Прованс» был первым кораблем этого класса, заложенным 21 мая 1912 года в Арсенале Лорьяна . Bretagne был заложен на верфи Arsenal de Brest в Бресте 22 июля 1912 года. Lorraine заложили за ним на верфи Ateliers et Chantiers de la Loire в Сен-Назере почти шесть месяцев спустя, 7 ноября 1912 года. [ 5 ] В связи с началом Первой мировой войны летом 1914 года промышленные мощности Франции были перенаправлены на армию, а работы на кораблях замедлились. [ 6 ] ВМС Греции заказали у AC de St Nazaire Penhoet линкор под названием « Василеф Константинос» того же дизайна. Работы начались в июне 1914 года, но прекратились с началом войны в августе и так и не возобновились. Контрактный спор был урегулирован в 1925 году. [ 7 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Корабли имели длину 164,9 метра (541 фут) по ватерлинии 166 м (545 футов) и общую длину . Они имели ширину 26,9 м (88 футов) и осадку от 8,9 м (29 футов) до 9,8 м (32 фута). [ 2 ] При проектной нагрузке водоизмещение кораблей составило 23 936 тонн (23 558 длинных тонн), а при полной боевой нагрузке оно увеличилось до 26 000 тонн (26 000 длинных тонн). [ 5 ] В состав экипажа входили 34 офицера, 139 старшин и 1020 рядовых, общая численность экипажа составляла 1193 человека. На борту судов было несколько лодок меньшего размера, в том числе два парохода длиной 10 м (33 фута), три патрульных катера длиной 11 м (36 футов), одна лодка длиной 13 м (43 фута), три шлюпки длиной 10,5 м (34 фута) , две 5-метровые лодки. м (16 футов), две вельботы длиной 8,5 м (28 футов) и две спасательные шлюпки длиной 5,6 м (18 футов) . [ 8 ]
Двигательные установки кораблей состояли из четырех «Парсонс» паровых турбин . Бретань была оборудована двадцатью четырьмя котлами Никлосса ; было у Лотарингии Такое же количество Guyot du Temple котлов . «Прованс» был оборудован восемнадцатью котлами Бельвиля . Все три корабля работали на угле. Каждая турбина приводила в движение один винт и имела общую мощность на валу 29 000 лошадиных сил (22 000 кВт ). [ 9 ] Это обеспечивало максимальную скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [ 2 ] Четыре корабля могли перевозить 900 т (890 длинных тонн; 990 коротких тонн) угля, хотя для хранения угля можно было использовать дополнительные помещения на сумму до 2680 т (2640 длинных тонн; 2950 коротких тонн). На максимальной скорости корабли могли пройти 600 морских миль (1100 км; 690 миль); при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) дальность значительно увеличилась до 2800 миль (5200 км; 3200 миль). Дальнейшее снижение скорости до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) соответственно увеличило дальность до 4600 миль в час. нми (8500 км; 5300 миль). [ 9 ]
В межвоенный период корабли несколько раз модифицировались. В 1919 году «Бретань» была оснащена тяжелой треногой-мачтой; Прованс и Лотарингия получили мачты-треножки в начале 1920-х годов. Четыре котла Бретани Впоследствии были переоборудованы на жидкое топливо в 1924 году, а половина котлов Прованса в задней котельной были переоборудованы аналогичным образом в 1927 году. в Бретани было шесть новых котлов, работающих на жидком топливе, чтобы заменить остальную часть старых угольных котлов. Котлы с прямым приводом были заменены на турбины с редуктором Parsons. Прованс подвергся аналогичным изменениям в 1931–1934 годах. Двигательная установка « Лотарингии » была усовершенствована по аналогичной схеме. [ 10 ] В 1935 году на «Лотарингии» заменили центральную башню главного калибра на авиационную катапульту и ангар на три самолета. Первоначально это были Gourdou-Leseurre GL-819 и Potez 452 гидросамолеты , правда, их заменила Loire 130 летающая лодка . В марте–мае 1944 г. авиационную установку сняли. [ 11 ]
Вооружение
[ редактировать ]Главная батарея корабля состояла из десяти 340-мм/45 орудий модели 1912 года в пяти спаренных орудийных башнях. [ 8 ] Все башни были установлены по центральной линии: две в паре суперстрелков перед боевой рубкой , одна на миделе между двумя трубами и две сверхстрелки в кормовой части задней надстройки . [ 12 ] Эти орудия имели максимальный угол возвышения 12 градусов и дальность действия 14 500 м (15 900 ярдов); это было результатом убеждения Совета в том, что решающая дальность боя будет составлять всего 6000 м (6600 ярдов) и что флоты не будут вступать в бой на дальностях более 8000 м (8700 ярдов). [ 13 ] В 1917 году Lorraine была модифицирована для увеличения угла возвышения орудий до 18 градусов, что соответственно увеличило дальность полета до 21 100 м (69 200 футов). Бретань и Прованс подверглись аналогичным изменениям после окончания войны в 1919 году. [ 14 ] Каждое орудие имело по 100 патронов, хранившихся в снарядных отсеках, расположенных под пороховыми магазинами. [ 15 ]
ПМК 138 из двадцати двух Canon de Modele 1910 -мм орудий была установлена в казематах по всей длине корпуса корабля. Предполагалось, что их будут использовать в наступательных целях для атаки верхних сооружений вражеских линкоров, а также для защиты от торпедных катеров . атак [ 16 ] ПМК батареи управления огнем состоял из двух центральных направителей и четырех дальномеров, которые располагались в ряд от сверхстрелковых турелей в носу и корме. На кораблях было семь 47-мм скорострельных орудий Гочкиса образца 1885 года. [ 15 ] Два размещались на боевой рубке и по одному на каждой башне главного калибра. Во время Первой мировой войны была добавлена пара 75-мм (3,0 дюйма) орудий. Вооружение кораблей дополнялось четырьмя 450-мм (18-дюймовыми) торпедными аппаратами . [ 8 ] Трубы были погружены в корпуса кораблей. [ 17 ]
В межвоенный период на всех трёх кораблях было перекомпоновано вооружение. В 1919–1920 годах с «Бретани» сняли четыре передних 138-мм орудия, а также 75-мм и два 47-мм орудия. Вместо них четыре 75-мм орудия Mle 1897 на носовой надстройке были установлены . Двадцать четыре 8-мм (0,31 дюйма) пулемета Гочкиса были установлены на палубе бака в 1927 году. Во время этого ремонта были сняты четыре задних 138-мм орудия, а также 75-мм орудия, которые были заменены восемью 75-мм противотанковыми орудиями образца 1922 года. -авиационные пушки. Также были добавлены шестнадцать 13,2-мм пулеметов Гочкиса в счетверенных установках. [ 10 ] В 1919 году у Прованса сняли четыре передних 138-мм орудия, и он был оснащен так же, как и Бретань . В 1931–1934 годах он получил те же восемь 75-мм орудий, что и «Бретань» , а в 1940 году были установлены три счетверенные установки 13,2-мм орудий. «Лотарингия» следовала той же схеме, хотя в 1935 году ее центральная башня главного калибра была снята; На его месте была установлена авиационная катапульта. В это время были добавлены четыре 100-мм (3,9 дюйма) орудия модели M1930, а также две четверные установки калибра 13,2 мм. сняли В 1940 году 100-мм орудия с вооружения нового линкора «Ришелье» , а на смену им пришли восемь 75-мм орудий образца 1922 года. В марте – мае 1944 года были добавлены четырнадцать 40-мм (1,6 дюйма) и двадцать пять 20-мм (0,79 дюйма) орудий в одиночных установках, а счетверенные 13,2-мм орудия были сняты. [ 11 ]
Управление огнем
[ редактировать ]Bretagne длиной были оснащены Barr и Stroud дальномерами 4,57 метра (15,0 футов) . Каждая башня имела 2-метровый (6 футов 7 дюймов) дальномер под бронекапотом в задней части башни. В период между войнами были добавлены управляющие огнем основного, дополнительного и зенитного вооружения. Дальномер на передней сверхстрелковой турели был заменен прибором длиной 8,2 метра (27 футов). [ 18 ]
Броня
[ редактировать ]Главный броневой пояс корабля имел толщину 270 мм (11 дюймов) на миделе и уменьшался до 160 мм (6,3 дюйма) на обоих концах корабля. Казематы вторичной батареи над поясом были бронированы стальными пластинами толщиной 170 мм (6,7 дюйма). Горизонтальная защита состояла из трёх бронепалуб; основная палуба имела толщину от 30 до 40 мм (от 1,2 до 1,6 дюйма). Верхняя и нижняя палубы имели толщину 40 мм. Наклонная броня толщиной 70 мм (2,8 дюйма) соединяла главную палубу с бронепоясом. главной батареи Каждый из барбетов , в которых размещались нижние агрегаты башни, был бронирован сталью толщиной 248 мм (9,8 дюйма). Самая передняя и самая задняя башни имели борта толщиной 340 мм (13 дюймов). Сверхбоевые башни были менее защищены: толщина бортов составляла 270 мм. Башня на миделе была самой тяжелобронированной, ее борта имели толщину 400 мм (16 дюймов). Боевая рубка была защищена броней толщиной 314 мм (12,4 дюйма). [ 2 ] Общий вес брони составлял 7614 т (7494 длинных тонны; 8393 коротких тонны). [ 15 ]
Корабли
[ редактировать ]Корабль | Строитель [ 5 ] | Заложен [ 5 ] | Запущен [ 5 ] | В эксплуатации [ 5 ] | Судьба [ 19 ] |
---|---|---|---|---|---|
Бретань | Брестский Арсенал , Брест | 22 июля 1912 г. | 21 апреля 1913 г. | 10 февраля 1916 г. | Потоплен Королевским флотом в Мерс-эль-Кебире 4 июля 1940 года. |
Лотарингия | Мастерские и верфи Луары , Сен-Назер | 7 ноября 1912 г. | 30 сентября 1913 г. | 10 марта 1916 г. | Списан с января 1954 г. |
Прованс | Лорьян Арсенал , Лорьян | 21 мая 1912 г. | 20 апреля 1913 г. | 1 марта 1916 г. |
|
Василеф Константинос | Мастерские и верфи Луары, Сен-Назер [ 7 ] | 12 июня 1914 г. [ 7 ] | Работы остановлены, август 1914 г. [ 7 ] |
История обслуживания
[ редактировать ]Все три корабля этого класса поступили на вооружение ВМС Франции в 1916 году. «Бретань» и «Лотарингия» были приписаны к 1-й дивизии 1-й боевой эскадры, а «Прованс» флота служил флагманом на протяжении всей Первой мировой войны. Они были развернуты для охраны южной оконечности Адриатического моря , базируясь в Аргостоли и Корфу , чтобы заблокировать возможную вылазку австро-венгерского флота. Три корабля в основном оставались в порту, хотя Прованс неоднократно использовался для запугивания правительства Греции, которое во время войны поддерживало Германию. [ 11 ] В январе 1919 года, после окончания войны, Лотарингию направили в Каттаро для охраны австро-венгерского флота. Она присоединилась к своим сестрам в Тулоне в июне 1919 года; позже в том же году корабли сформировали Восточно-Средиземноморский флот до 1921 года. [ 20 ]
Финансовые проблемы вынудили ВМС Франции сократить свой состав линкоров до четырех действующих кораблей. В 1922 году «Лотарингия» и «Прованс» были переведены в резерв, а последний отправился в сухой док для капитального ремонта. [ 20 ] Лоррейн вернулась в строй Средиземноморской эскадры в 1923 году. [ 21 ] Bretagne оставался в строю и проводил тренировочные круизы по Средиземному морю и вдоль побережья Северной Африки в 1920-х и 1930-х годах. В 1934 году «Бретань» и «Прованс» были переданы во 2-ю эскадрилью, базировавшуюся на атлантическом побережье Франции. В 1936 году они присоединились к патрулям невмешательства у берегов Испании во время гражданской войны в Испании . [ 20 ] началась Вторая мировая война Когда в сентябре 1939 года , «Бретань» и «Прованс» базировались в Тулоне в составе 2-й эскадрильи, а «Лотарингия» была приписана к Атлантической эскадре. [ 22 ]
После переоборудования в первые месяцы войны «Прованс» проводил антирейдерское патрулирование вместе с отрядом Y, базирующимся в Касабланке . Бретань также подверглась капитальному ремонту в начале войны; в марте 1940 года она сопровождала конвой в Галифакс и вернулась с другим конвоем, загруженным самолетами для ВВС Франции. Затем ей было приказано присоединиться к Лотарингии в составе Force X, который будет базироваться в Александрии и действовать совместно с британским Средиземноморским флотом . Две недели спустя Бретани вместо этого было приказано на высокой скорости отправиться в Бизерту , чтобы присоединиться к Force de Raid с Провансом . Корабли зашли в Мерс-эль-Кебир и оставались там до падения Франции в июне 1940 года. [ 21 ] Чтобы не допустить попадания кораблей французского флота в руки немцев-оккупантов, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль приказал нейтрализовать все французские военные корабли. Отряд H должен был предъявить ультиматум кораблям, базирующимся в Мерс-эль-Кебире; 3 июля британская эскадра прибыла к гавани и потребовала, чтобы корабли плыли с ними в Великобританию, иначе они будут потоплены. [ 23 ]
Британцы и французы вели переговоры в течение нескольких часов, кульминацией которых стало открытие британцами огня по французскому флоту . За десять минут «Бретань» была затоплена, а «Прованс» сильно поврежден. [ 24 ] Бретань была поражена как минимум четырьмя 15-дюймовыми (380-мм) снарядами с кораблей HMS Hood , Solution и Valiant и взорвалась, убив подавляющее большинство ее экипажа. Прованс был подожжен и затонул на дно гавани, [ 21 ] хотя впоследствии она была поднята и переведена в Тулон, где позже была затоплена в 1942 году, чтобы не допустить ее захвата немцами. Тем не менее, начиная с июля 1943 года, корабль удалось спасти. [ 25 ] Два ее главных орудия были размещены в качестве береговых батарей недалеко от Тулона. Лорейн была разоружена в Александрии до декабря 1942 года, когда она присоединилась к Военно-морским силам Свободной Франции . Большую часть 1943 года он служил учебным кораблем, пока в конце года не был проведен капитальный ремонт, чтобы подготовить его к участию в операции «Драгун» — вторжении в южную Францию. Она обеспечивала огневую поддержку во время высадки перед тем, как отправиться в Великобританию для незначительного ремонта. Она оставалась в Великобритании до марта 1945 года, когда подвергла бомбардировке удерживаемые немцами крепости на севере Франции. [ 21 ]
После окончания войны «Лотарингия» служила учебным артиллерийским кораблем в Тулоне. Затем он использовался как казарменный корабль был исключен из военно-морского реестра до февраля 1953 года, когда в конце года и продан на слом. В следующем году ее разобрали на металлолом недалеко от Тулона. Бретань оставалась на дне Мерс-эль-Кебира, пока в 1952 году ее не отправили на слом и не разбили. «Прованс» был поднят в апреле 1949 года и сдан на слом. [ 21 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Джордан и Дюма , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д Смигельский , стр. 198.
- ^ Jump up to: а б с Дюма , г. 74.
- ^ Уитли , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюма , г. 79.
- ^ Это , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д Мах , с. 384.
- ^ Jump up to: а б с Дюма , г. 83.
- ^ Jump up to: а б Дюма , г. 81.
- ^ Jump up to: а б Уитли , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б с Уитли , с. 42.
- ^ Дюма , с. 75.
- ^ Джордан и Дюма , с. 12.
- ^ Джордан и Дюма , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с Уитли , с. 41.
- ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 12–13.
- ^ Уитли , с. 39.
- ^ Дюма , стр. 83, 158, 163–164.
- ^ Дюма , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Уитли , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и Уитли , с. 44.
- ^ Уитли , стр. 43–44.
- ^ О'Хара и др. , стр. 31–32.
- ^ О'Хара и др. , например 32.
- ^ Робертс , с. 257.
Ссылки
[ редактировать ]- Дюма, Роберт (1986). «Французские дредноуты: класс Бретань водоизмещением 23 500 тонн». В Ламберте, Эндрю Д. (ред.). Военный корабль . Том. X. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 74–85, 158–165. ISBN 978-0-85177-449-7 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 .
- Джордан, Джон и Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры 1922–1956 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-416-8 .
- Мах, Анджей В. (1985). "Греция". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 382–386. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- О'Хара, Винсент П.; Диксон, В. Дэвид и Уорт, Ричард (2010). На оспариваемых морях: семь великих флотов Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-646-9 .
- Робертс, Джон (1980). "Франция". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 255–279. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Смигельски, Адам (1985). "Франция". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 190–220. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюма, Роберт и Гиглини, Жан (1980). Французские линкоры водоизмещением ( 23 500 тонн на французском языке). Гренобль: Издания 4 сеньоров. OCLC 7836734 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гилле, Эрик (1999). Сто лет французским линкорам [ Век французских линкоров ] (на французском языке). Нант: Морская пехота. ISBN 2-909-675-50-5 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто: контроль над воротами в Адриатику в Первой мировой войне . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34379-6 .
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2017). Французские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-639-1 .