Французский крейсер Жанна д'Арк (1899 г.)
![]() Жанна д'Арк на якоре
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Почти |
Преемник | Гуэйдона Класс |
История | |
Имя | Жанна д'Арк |
Тезка | Жанна д'Арк |
Заказал | 28 декабря 1895 г. |
Строитель | Тулонский Арсенал |
Заложен | Октябрь 1896 г. |
Запущен | 8 июня 1899 г. |
Введен в эксплуатацию | 10 марта 1903 г. |
Переименован | Жанна Д'Арк II (1930) |
реклассифицирован |
|
пораженный | 15 февраля 1933 г. |
Псевдоним(а) | Ла Жанна «Портсигар» |
Судьба | Продан на металлолом , 9 июля 1934 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 11 445 тонн (11 264 длинных тонны) |
Длина | 147 м (482 футов 3 дюйма) ( о/а ) |
Луч | 19,42 м (63 фута 9 дюймов) |
Черновик | 8 м (26 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала; 3 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 13 500 миль (25 000 км; 15 500 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнение | 651 |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Жанна д’Арк» — броненосный крейсер, построенный для ВМС Франции ( Marine Navale ) в конце XIX века, единственный корабль своего класса . Построенный в 1903 году, он первоначально был приписан к Северной эскадре ( франц . Escadre du Nord был переведен в резервный флот ), хотя до конца года . Корабль был повторно введен в строй на несколько месяцев в середине 1905 года, в середине 1906 года передан Средиземноморскому флоту ( Escadre de Méditerranée служил флагманом . ) и в течение следующих нескольких лет «Жанна д'Арк» была выведена в резерв в середине 1908 года и модифицирована для использования в качестве учебного корабля для курсантов Военно-морской академии ( École Navale ). В 1912 году она совершила первый из двух длительных тренировочных круизов.
Через несколько дней после возвращения из круиза корабль был мобилизован для службы в составе Северной эскадры, поскольку напряженность росла перед началом Первой мировой войны в августе 1914 года. Жанне д'Арк было поручено патрулировать Ла-Манш в поисках контрабанды и немецкой блокады. бегунов и продолжала выполнять эту миссию до марта 1915 года, когда ее перебросили в Средиземное море . Первоначально корабль предназначался для поддержки французских войск в Дарданелльской кампании , а затем стал флагманом французских кораблей, патрулирующих побережье Леванта . В начале 1916 года «Жанна д'Арк» начала длительный ремонт, который длился до 1917 года, когда ее направили во Французскую Вест-Индию . Корабль был выведен в резерв в 1918 году и в следующем году возобновил свою прежнюю роль учебного корабля. «Жанна д'Арк» вернулась в резерв в 1928 году и была исключена из списка ВМФ была продана на слом в 1933 году, а в следующем году .
Предыстория и описание
[ редактировать ]
Первоначально «Жанна д'Арк» была задумана в начале 1890-х годов как большой защищенный крейсер для службы за границей, но в 1895 году проект был переработан в броненосный крейсер военно-морским архитектором Эмилем Бертеном , директором Технического отдела ВМФ ( Секция техники ). [ 1 ] Его конструкция считается неудачной из-за слишком легкого для ее размера вооружения и неспособности достичь расчетной скорости. [ 2 ] [ 3 ] Корабль имел общую длину 19,42 147 метров (482 фута 3 дюйма) , ширину метра (63 фута 9 дюймов) и максимальную осадку 8 метров (26 футов 3 дюйма). ее Водоизмещение составляло 11 264 тонны (11 086 длинных тонн) при нормальной нагрузке, а метацентрическая высота составляла 1,458 метра (5 футов). Корпус был разделен на 15 водонепроницаемых переборок , простиравшихся от двойного дна до главной бронепалубы . [ 4 ] «Жанны д'Арк» составлял 651 человек. Экипаж [ 3 ]
Корабль имел три четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один трехлопастной гребной винт. Внешние двигатели имели 5-метровые (16 футов 5 дюймов) гребные винты, а центральный гребной винт имел диаметр 4,7 метра (15 футов 5 дюймов). Пар для двигателей обеспечивался 36 котлами Гайот-дю-Темпл , а общая мощность двигателей составляла 28 500 лошадиных сил (21 300 кВт ; 28 900 л.с. ). Жанне д'Арк не удалось достичь проектной скорости 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) во время ходовых испытаний 23 января 1903 года, достигнув лишь 21,7 узла (40,2 км/ч; 25,0 миль в час) при мощности 29 691 л.с. (22 141 кВт). ; 30 103 ПС). Он перевозил до 2100 тонн (2067 длинных тонн) угля, что давало ей дальность полета 13 500 морских миль (25 000 км; 15 500 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Чтобы улучшить скорость, гребные винты и стойки гребных валов были заменены, а трюмные кили были укорочены, но неизвестно, превысил ли корабль испытательную скорость. [ 5 ]
состояло д'Арк Жанны Основное вооружение из двух 40- калиберных 194-мм (7,6 дюйма) орудий Modele 1893, которые были установлены в одноорудийных башнях , по одной в носовой и кормовой части надстройки . Орудия стреляли снарядами массой 75–90,3 кг (165–199 фунтов) с начальной скоростью от 770 до 800 метров в секунду (от 2500 до 2600 футов / с). [ 6 ] корабля Дополнительное вооружение состояло из четырнадцати орудий Modele 1893 калибра 45 калибра 138,6 мм (5,5 дюйма) в одиночных установках, защищенных орудийными щитами . Четыре орудия на каждом борте располагались в спонсонах корпуса , а остальные — по бокам надстройки. [ 7 ] Их снаряды массой 30–35 кг (66–77 фунтов) стреляли с начальной скоростью от 730 до 770 метров в секунду (от 2400 до 2500 футов / с). [ 8 ] на близком расстоянии противоторпедных катеров Для защиты он нес шестнадцать скорострельных 40-калиберных 47-миллиметровых (1,9 дюйма) модели 1885 года орудий Гочкиса . Четыре из них были установлены в боевой рубке на военной фок-мачте , а остальные - в надстройке. «Жанна д'Арк» также была вооружена парой подводных 450-миллиметровых (17,7 дюйма) торпедных аппаратов . Корабль нес шесть торпед Modèle 1892 , оснащенных 75-килограммовой (165 фунтов) боеголовкой и имевших дальность действия 800 метров (870 ярдов) при скорости 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час). [ 9 ]
Защита
[ редактировать ]Жанна д'Арк была защищена ватерлинийным бронепоясом из брони Харви , толщина которого составляла 150 мм (5,9 дюйма) на миделе корабля и уменьшалась до 100 миллиметров (3,9 дюйма) на носу и 80 миллиметров (3,1 дюйма) на корме . Он простирался от 1,5 метра (4 фута 11 дюймов) ниже ватерлинии до 0,7 метра (2 фута 4 дюйма) над ней и сужался до толщины 50 миллиметров (2,0 дюйма) у нижнего края. Над ним находилась полоса 80-миллиметровой брони, длина которой составляла 1,92 метра (6 футов 4 дюйма) на миделе корабля и сужалась до 40 миллиметров (1,6 дюйма) на верхнем крае. Три дополнительных пояса 40-миллиметровой брони прикрывали борта носовой части до палубы бака . [ 10 ] [ 3 ]
Наклонная защитная палуба доходила до нижнего края броневого пояса по ватерлинии и имела толщину от 45 до 55 миллиметров (от 1,8 до 2,2 дюйма) из мягкой стали на двух слоях 10-миллиметровой (0,4 дюйма) «сверхмягкой» стали. Над ним находилась тонкая палуба из брони толщиной 11 миллиметров (0,4 дюйма) на палубе толщиной 7 миллиметров (0,3 дюйма). Броня, защищающая боевую рубку , имела толщину 138 миллиметров. Листы башни были изготовлены из крупповской брони толщиной 161 миллиметр (6,3 дюйма) на двух слоях 11-миллиметровой обшивки с крышей толщиной 20 миллиметров (0,8 дюйма) на 10-миллиметровой пластине. Броня барбета имела толщину 160 миллиметров (6,3 дюйма) и уменьшалась до 60 миллиметров (2,4 дюйма) под верхней палубой. Орудийные щиты дополнительного вооружения имели толщину 74 миллиметра (2,9 дюйма), а спонсоны были защищены навесными 40-миллиметровыми пластинами. [ 10 ] [ 3 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Жанна д'Арк , названная в честь французской святой воительницы Жанны Д'Арк . [ 11 ] и по прозвищу Ла Жанна , был заказан 28 декабря 1895 года из Тулонского Арсенала . Хотя Арсенал не отличался скоростью строительства, строительство Жанны д'Арк было даже более продолжительным, чем норма этой верфи. Строительство почти остановилось с сентября 1896 года по июнь 1898 года, несмотря на то, что оно было заложено в октябре 1896 года, поскольку из-за спора между строителями и военно-морской администрацией и проблем с двигателями его пришлось спустить на воду 8 июня 1899 года без него. установлены двигатели. Корабль был сдан в эксплуатацию для ходовых испытаний 1 марта 1901 года, и они обнаружили, что котельные очень плохо вентилировались и котлы были очень плохо изолированы, в результате чего температура в котельных составляла 65 ° C (149 ° F). Кроме того, питательные насосы часто выходили из строя из-за слишком высокой температуры питательной воды из-за перегрева конденсаторов . Исправление этих проблем продолжалось до марта 1902 года, хотя еще одна серия испытаний в апреле выявила проблемы с поршневые кольца во всех трех двигателях. Наконец, она была введена в эксплуатацию 10 марта 1903 года, еще до завершения испытаний. [ 12 ]
14 апреля Жанна д'Арк переправила Эмиля Лубе , президента Франции , во французскую Северную Африку отправилась в Марсель , а 29-го числа . Снова укомплектованный для испытаний, корабль 1 июня был передан в состав Северной эскадры, базирующейся в Бресте участвовал в учениях у берегов Бретани , и в течение следующих нескольких месяцев . Из-за проблем с котлом, 14 сентября он был переведен в резерв, а 8 октября снова введен в эксплуатацию для испытаний. По-видимому, неудачно, «Жанна д'Арк» была выведена из эксплуатации на ремонт 15 ноября. Корабль был повторно введен в эксплуатацию для испытаний в мае 1905 года, но 6 августа был выведен в резерв. [ 13 ]
26 мая 1906 года капитан ( Capitaine de vaisseau ) Эмиль Гепрат принял командование « Жанной д'Арк» , и она была направлена на Средиземноморский флот, где стала флагманом легкой эскадры ( Escadre Légere ). После посещения портов Танжера , Марокко и Гибралтара 12 июля он встретился с флотом для участия в ежегодных больших маневрах, которые длились до 28 числа. Корабль участвовал в смотре флота президента Франции Армана Фальера в Марселе 16 сентября в ознаменование закладки первого камня туннеля канала Рове, соединяющего Марсель с рекой Рона . В следующем месяце Жанна д'Арк совершила визит в порт Бизерты во французском Тунисе . В 1907 году корабль посетил Марокко, Алжир и Шербур, а затем в июне очистил днище в Бресте и вернулся в Тулон 20 июля. После отбытия из Гибралтара 12 февраля 1908 года на нем взорвался котел, в результате чего пять членов экипажа погибли и трое членов экипажа получили серьезные ожоги. После прибытия в Брест через три дня корабль был переведен в резерв 15 апреля, чтобы начать модификации, чтобы сделать его пригодным для использования в качестве учебного корабля для курсантов. Жанна д'Арк была повторно введена в строй 20 мая 1911 года и была прикреплена к Третьей дивизии резервной эскадрильи до 1 мая 1912 года, когда ее перевели в дивизию Атлантических школ. Корабль начал длительный круиз по Атлантическому, Средиземному и Балтийскому морям он посетил Индийский океан через Суэцкий канал . , который длился с 10 октября 1912 года по 29 июля 1913 года. В свой следующий круиз с 10 октября 1913 года по 27 июля 1914 года [ 14 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Жанна д'Арк вернулась в Северную эскадрилью, когда 1 августа началась мобилизация, и была направлена в 1-ю дивизию Второй легкой эскадрильи. После объявления войны Германией 3 августа ей было поручено патрулировать западную часть Ла-Манша в поисках нарушителей блокады или кораблей, перевозящих контрабанду. Корабль оставался там до тех пор, пока в Восточном Средиземноморье не потребовалось подкрепление после начала Дарданелльской кампании в феврале. Жанна д'Арк была переведена в Третью эскадрилью в марте 1915 года, где ее первой задачей было сопровождение конвоя с войсками в Мудрос . В конце апреля французы совершили несколько отвлекающих высадок на анатолийской стороне Дарданелл, в то время как британцы осуществили основную высадку на полуострове Галлиполи на европейской стороне. Корабль поддерживал эти высадки и 26 апреля дважды был поражен 150-миллиметровыми снарядами. Один снаряд повредил спонсон, вызвал небольшой пожар и ранил некоторых членов экипажа. Другой снаряд не взорвался и был выброшен за борт. [ 15 ]
Вскоре после этого он стал флагманом Третьей эскадры, поднимая флаги вице-адмиралов ( вице-амирала ) Луи Дартижа дю Фурне , Доминика-Мари Гоше и Фредерика Моро до 30 марта 1916 года. В это время Жанна д'Арк базировалась в Порт-Саиде (Египет) и обеспечивала блокаду союзниками турецкого побережья Леванта и Эгейского моря. Корабль поддержал оккупацию островов Руад 30–31 августа 1915 года и Кастелоризо 28 декабря. Германии Она также время от времени бомбардировала турецкие и немецкие цели, в том числе консульства в Александретте и Каифе . Жанна д'Арк была ненадолго переоборудована на Мальте в октябре 1915 года, прежде чем вернуться в Левант. Корабль был выведен из Леванта в конце марта 1916 года для капитального ремонта во Франции. По ее завершению в январе 1917 года ее перевели в 4-ю легкую эскадрилью в Вест-Индии . Жанна д'Арк вернулась во Францию в 1918 году и была отправлена в резерв с сокращенным экипажем. [ 16 ]
Послевоенная деятельность
[ редактировать ]В 1919 году корабль был переоборудован, чтобы он мог вернуться к своей прежней роли учебного крейсера, и был вновь введен в строй в августе 1919 года. В течение следующего десятилетия он совершил девять длительных круизов, обычно выходя из Бреста в сентябре или октябре и возвращаясь примерно в июле следующего года. 30 апреля 1925 года корабль находился в Пирее, Греция, и несколько моряков играли товарищеский футбольный матч с футбольным клубом «Олимпиакос». Это был самый первый товарищеский футбольный матч в истории ФК «Олимпиакос», в котором сборная Греции победила французских моряков со счетом 6-0! Во время последнего из таких круизов в 1927–1928 годах «Жанной д’Арк» командовал Франсуа Дарлан . После возвращения во Францию в том же году корабль был заменен более новым броненосным крейсером «Эдгар Кине» и переведен в резерв. В 1930 году он был переименован в «Жанна д'Арк II» , чтобы освободить свое имя для специально построенного учебного крейсера, который тогда строился, и был исключен из списка 15 февраля 1933 года. Корабль был списан 21 марта и продан на слом 9 июля 1934 года. . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Железо, стр. 67–69
- ^ Сильверстоун, с. 79
- ^ Перейти обратно: а б с д Шено и Колесник, с. 304
- ^ Железо, стр. 75–76
- ^ Железо, стр. 76, 79, 81
- ^ Фридман 2011, с. 218
- ^ Железо, стр. 73, 76
- ^ Фридман 2011, с. 224
- ^ Железо, стр. 73, 75–76
- ^ Перейти обратно: а б Железо, с. 74–76
- ^ Сильверстоун, с. 101
- ^ Железо, стр. 69, 77–78, 80–81
- ^ Железо, стр. 79–80
- ^ Железо, стр. 80–81
- ^ Железо, стр. 81.
- ^ Железо, стр. 82–84
- ^ Железо, с. 84
Библиография
[ редактировать ]
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Ферон, Люк (2018). «Броненосный крейсер Жанна д'Арк ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2018 года . Оксфорд, Великобритания: Оспри. стр. 67–84. ISBN 978-1-4728-2999-3 .
- Фридман, Норман (2011). Военно-морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций: иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2019). Французские броненосные крейсеры 1887–1932 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-4118-9 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .