Dupleix Крейсер класса
![]() Клебер на якоре на Джеймстаунской выставке , июнь 1907 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Дюплекс класс |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Гуэйдона Класс |
Преемник | славы Класс |
Построен | 1897–1904 |
В комиссии | 1904–1921 |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 1 |
Списано | 2 |
Общие характеристики | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 7700 т (7578 длинных тонн ) |
Длина | 132,1 м (433 футов 5 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 17,8 м (58 футов 5 дюймов) |
Черновик | 7,46 м (24 фута 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала, 3 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 6450 миль (11950 км; 7420 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
Класс Dupleix построенных состоял из трех броненосных крейсеров, для ВМС Франции ( Marine Nationale ) в начале 20 века. Созданные для службы за границей и вооруженные восемью 164,7-миллиметровыми (6,5 дюйма) орудиями, эти три корабля этого класса были меньше и менее мощно вооружены, чем их предшественники.
Дюпле первоначально был назначен в состав Атлантического дивизиона ( Division de l'Atlantique ) в качестве его флагмана . Ее однотипные корабли первоначально были приписаны к Средиземноморской эскадре ( Escadre de la Méditerranée ), хотя Дезе сменил Дюпле на посту флагмана Атлантической дивизии в 1905 году. Дюпле был переведен в резерв с 1906 по 1909 год, а затем был отправлен на Дальний Восток в 1910 году в качестве флагманский корабль тамошних. Дезе и Клебер обменялись назначениями в 1907 году, хотя бывший корабль вернулся в Атлантику в 1908 году, а затем был переведен в резерв с 1909 по 1914 год. Клебер также был переведен в резерв в 1909 году, но два года спустя он был повторно задействован, чтобы присоединиться к Дюпле в Дальних водах. Восток перед возвращением домой в 1913 году для повторного перевода в резерв.
Поскольку напряженность возросла незадолго до начала Первой мировой войны в августе 1914 года, Дезе и Клебер возобновили свою деятельность. Когда началась война, им было поручено защищать корабли союзников в Ла-Манше и перехватывать немецкие корабли, пытающиеся пройти через него. В то время Дюпле еще находился на Дальнем Востоке. До того как его перебросили в Восточное Средиземноморье в мае 1915 года, корабль большую часть времени проводил на эскорте в Индийском океане и Красном море . В том же месяце к ним присоединился Клебер . Это были два корабля, которым было поручено блокировать Эгейское побережье Османской Турции . Дезе была первой из сестер, которую перевели в Средиземное море в феврале 1915 года, и следующий год она провела в патрулировании у побережья Османского Леванта и в центральном Средиземноморье.
Чтобы защитить судоходство союзников от немецких торговых рейдеров , в середине 1916 года сестры были переведены во Французскую Западную Африку для сопровождения конвоев и оставались там в течение следующего года. Из-за нехватки персонала в середине 1917 года Клебер пришлось отправить домой, но в июне она подорвалась на морской мине, заложенной немецкой подводной лодкой, и затонула; большая часть ее команды была спасена кораблями в этом районе. Дюпле последовал за ней домой в октябре и был помещен в резерв. Дезе оставался в Западной Африке до конца войны.
Dupleix был выведен из эксплуатации в 1919 году, а Desaix в том же году был переведен на Дальний Восток. После возвращения последнего в 1921 году она также была выведена из эксплуатации. Dupleix был продан на металлолом в 1922 году, а Desaix последовал за ним пять лет спустя.
Фон
[ редактировать ]Французская крейсерская политика в течение десятилетия, начиная с середины 1880-х годов, была бессвязной, поскольку три разные фракции военно-морского флота воевали между собой на четырех форумах: военно-морское министерство ( Ministre de la Marine ), Бюджетный комитет Палаты депутатов ( Chambre des députés ) Высший военно-морской совет ( Conseil superieur de la Marine ), который предлагал программы кораблестроения и характеристики кораблей министру ВМФ, и Совет по строительству ( Conseil des travaux ), который отвечал за оценку проектов кораблей. Сторонники Jeune École (Молодая школа) хотели иметь быстрые, легковооруженные корабли для торговых набегов , традиционалисты хотели, чтобы крейсеры защищали колонии, а модернисты хотели, чтобы броненосные крейсеры и небольшие крейсеры-разведчики действовали вместе с боевым флотом. [ 1 ]
Министр военно-морского флота-традиционалист, вице-адмирал ( вице-амирал ) Арман Беснар , сменил либерального политика Эдуара Локроя в апреле 1896 года, после того как последний санкционировал строительство очень большого броненосного крейсера «Жанна д'Арк» в бюджетном предложении 1896 года, несмотря на противодействие со стороны правительства. Совет по работе . Отвергнув повторный водоизмещением 8000 метрических тонн (7874 длинных тонны ) защищенный крейсер , такой как D'Entrecasteaux, в бюджете 1896 года, Локрой и его союзники в Бюджетном комитете были готовы принять крейсеры меньшего размера в бюджете следующего года. В конце 1896 года Совет труда отклонил предложение Беснара о строительстве защищенного крейсера водоизмещением 5700 метрических тонн (5610 длинных тонн). [ 2 ] заявив, что военно-морскому флоту «нужны корабли, способные справиться с наказанием и выдержать его», [ 3 ] но Беснар все равно разрешил строительство Жюриана де ла Гравьера несколько недель спустя в предложении по бюджету 1897 года. [ 2 ]
Тем временем Высший военно-морской совет разработал новую военно-морскую программу, которая включала еще по три броненосных и защищенных крейсера для службы за рубежом и пять броненосных крейсеров для службы в составе боевого флота. Для бюджета 1898 года Беснар предлагал один линкор, два броненосных крейсера и два защищенных крейсера, но Локрой и его союзники, вероятно, находились под влиянием идей вице-адмирала Франсуа Эрнеста Фурнье , который считал, что большинство задач крейсера, включая торговые рейды, будут лучше в исполнении броненосных крейсеров меньшего размера, чем «Жанна д'Арк» , удалил линкор и предложил ему 120 миллионов франков за броненосные крейсера. Беснар первоначально предлагал добавить увеличенную версию «Жанны д'Арк» , но это предложение было отвергнуто Советом труда в начале 1897 года. Он ответил пересмотренной программой трех броненосных крейсеров для заграничных обязанностей, которые стали классом «Дюпле» , и трех «Геидонов» — класса броненосных крейсеров для флота. Это удовлетворило цели Высшего военно-морского совета и всех трех фракций, поскольку идеи Фурье показали, что броненосные крейсеры могут выполнить поставленную задачу. Jeune École Предпочитаемая стратегия коммерческого рейдерства . Он также аккуратно поглотил 120 миллионов франков Бюджетного комитета, поскольку каждый из Дюпле стоил около 19 миллионов франков, а Гайдон - 21 миллион франков. [ 4 ]
В декабре 1896 года велись предварительные проектные работы по кораблю водоизмещением 7300 метрических тонн (7185 длинных тонн), вооруженному десятью 164,7-миллиметровыми (6,5 дюйма) орудиями, двумя в одноорудийных башнях в носовой и кормовой частях надстройки, а остальные восемь в казематах , защищенных 70-миллиметровым (2,8 дюйма) по ватерлинии бронепоясом . Совет труда посчитал, что защита пояса слишком слаба и что кораблям нужна большая выносливость. Военно -морской архитектор Луи-Эмиль Бертен , недавно назначенный директором по военно-морскому строительству ( Directeur Centrale des Constructions Navales ), согласовал и переработал проект, пожертвовав одной парой орудий ради большего количества брони и дополнительного угля, что увеличило его водоизмещение. Совет . принял его пересмотренный проект 4 мая 1897 года, хотя и пожаловался на удаленные орудия [ 5 ]
Dupleix был заказан на одной из военно-морских верфей 18 декабря, а заказы на два других последовали 28 декабря. Шесть месяцев спустя Совет предложил пересмотреть вооружение, заменив одноорудийные башни и каземированные орудия на четыре двухорудийные башни, заменив две башни по центральной линии и две крыльевые башни , по одной на каждом борте , и добавив четыре 100-мм башни. миллиметровые (3,9 дюйма) орудия в казематах. К этому времени уже начались предварительные работы по Дюпле , и Локрой, недавно вернувшийся в офис, предложил приостановить работы по кораблям, пока будут проводиться исследования. Бертен выступил против изменений, но к началу марта 1899 года подготовил чертежи, несмотря на рабочую нагрузку на его дизайнеров, которые были сосредоточены на других проектах, и они были одобрены министром 6 апреля. Изменения сильно задержали строительство двух кораблей, заказанных на частных верфях и заложенных уже в начале 1899 года. [ 6 ]
Дизайн и описание
[ редактировать ]Корабли класса «Дюпле» были намного меньше и легче вооружены, чем «Жанна д'Арк» . составляла 132,1 метра (433 фута 5 дюймов). Их общая длина [ 7 ] с шириной 17,8 метра (58 футов 5 дюймов) и максимальной осадкой 7,46 метра (24 фута 6 дюймов). крейсеров Водоизмещение по проекту составило 7700 тонн (7578 длинных тонн). Чтобы уменьшить биообрастание , их корпуса были обшиты тиком . Корабли обычно имели экипаж из 19 офицеров и 550 рядовых, но в период службы в качестве флагманов вмещали 24 офицера и 583 рядовых. [ 8 ]
Двигательная установка кораблей состояла из трех вертикальных паровых машин тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, вырабатываемый водотрубными котлами , но типы механизмов между ними различались. Первые два корабля, «Дюпле» и «Дезэ» , имели четырехцилиндровые двигатели, питавшиеся от 24 котлов Бельвиля с рабочим давлением 20 кг/см. 2 (1961 кПа ; 284 фунта на квадратный дюйм ), в то время как последний корабль, «Клебер» , имел трехцилиндровые двигатели, в которых использовалось 20 котлов Никлосса с расходом 18 кг/см. 2 (1765 кПа; 256 фунтов на квадратный дюйм). Двигатели всех трех кораблей были рассчитаны на общую мощность 17 100 лошадиных сил (12 600 кВт ), что должно было обеспечить им максимальную скорость 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час). Несмотря на превышение номинальной мощности, только Клебер достиг или превысил проектную скорость во время ходовых испытаний : корабли развивали скорость 20,6–21,5 узлов (38,2–39,8 км / ч; 23,7–24,7 миль в час) при мощности 17 177–17 870 метрических лошадиных сил (12 634–13 143 кВт). ). Сестры перевозили до 1200 метрических тонн (1200 длинных тонн; 1300 коротких тонн) угля и могли преодолевать расстояние 6450 морских миль (11950 км; 7420 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 9 ]
Вооружение
[ редактировать ]Корабли типа «Дюпле» имели основное вооружение , состоявшее из восьми скорострельных (QF) 45- калиберных орудий «Канон де 164 мм модели 1893–96» . Они были установлены в четырех двухорудийных башнях, по одной в носовой и кормовой части надстройки , и в паре крыльевых башен в миделе корабля . [ 10 ] Орудия стреляли снарядами массой 54,9 кг (121 фунт) с начальной скоростью от 865 метров в секунду (2840 футов/с). башни Это дало им дальность действия около 10 800 метров (11 800 ярдов) при максимальной высоте +15 градусов. Каждое орудие имело боекомплект по 200 снарядов , из которых 44 снаряда размещались в башнях, из которых оно могло стрелять со скоростью три выстрела в минуту. [ 11 ]
крейсеров Вспомогательное вооружение 45 калибра состояло из четырех орудий QF Canon de 100 мм Modèle de 1893 на одиночных установках в незащищенных казематах корпуса . Их 16-килограммовые (35 фунтов) снаряды стреляли с начальной скоростью 710 метров в секунду (2300 футов / с) со скоростью шесть выстрелов в минуту. При максимальной высоте +20 градусов дальность действия орудий составляла 9000 метров (9800 ярдов). Сестры несли по 250 патронов на каждое ружье. Для защиты от торпедных катеров они несли десять 47-миллиметровых (1,9 дюйма) и четыре 37-миллиметровых (1,5 дюйма) пушек Гочкиса , все из которых находились на одиночных установках. [ 12 ] Корабль также был оснащен двумя надводными 450-миллиметровыми (17,7 дюйма) торпедными аппаратами , по одному на каждом борте. [ 7 ]
Защита
[ редактировать ]Броневой никелевой стали пояс из крейсеров класса Dupleix простирался от 1,2 метра (3 футов 11 дюймов) ниже ватерлинии до 1,995 метров (6 футов 7 дюймов) над ней. [ 13 ] и покрывал всю длину корабля, за исключением 18,9 метра (62 фута). [ 10 ] кормы, где она заканчивалась поперечной переборкой толщиной 84 миллиметра (3,3 дюйма). Толщина брони составляла 102 миллиметра (4 дюйма), хотя перед передней башней она уменьшалась до 84 мм и утончалась до 38 миллиметров (1,5 дюйма) у нижней кромки. [ 14 ]
Изогнутая защитная накладка имела общую толщину 42 миллиметра (1,7 дюйма) в плоскости и 70 миллиметров (2,8 дюйма) в верхней части изогнутой части, где она соприкасалась с нижним краем поясной брони. Позади поясной брони располагался сильно разделенный водонепроницаемый внутренний кессон . Лицевая часть и борта орудийных башен были защищены 110-миллиметровыми (4,3 дюйма) броневыми листами Harvey с торцевой закалкой , хотя их крыши имели толщину всего 20 миллиметров (0,79 дюйма). Толщина бронелистов орудийных барбетов составляла 120 миллиметров (4,7 дюйма). Борта эллиптической боевой рубки имели толщину от 100 до 120 миллиметров. [ 15 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Строитель [ 16 ] | Заложен [ 16 ] | Запущен [ 16 ] | Введен в эксплуатацию [ 16 ] | Судьба [ 17 ] |
---|---|---|---|---|---|
Дюплекс | Рошфор Арсенал | 18 января 1899 г. | 28 апреля 1900 г. | 15 сентября 1903 г. | Продан на металлолом, 1922 г. |
Дезе | Мастерские и верфи Луары , Нант | Начало 1899 г. | 21 марта 1901 г. | 5 апреля 1904 г. | Продан на металлолом, 1927 г. |
Клебер | Кузницы и Шантье-де-ла-Жиронда , Бордо | 20 сентября 1902 г. | 4 июля 1904 г. | Потоплен на мине , 27 июня 1917 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]Первый построенный корабль, Dupleix , первоначально был приписан к Атлантическому дивизиону в качестве его флагмана. Ее сестры первоначально были направлены в легкую эскадрилью Средиземноморской эскадры ( Escadre légère ), хотя Дезе сменил Дюпле с поста флагмана Атлантической дивизии в 1905 году. В свою очередь Клебер сменил Дезе с поста флагмана Атлантической дивизии в 1907 году. Дезе занял Клебера . место в Легкой эскадрилье. Во время посещения Соединенных Штатов позднее в том же году крейсер случайно столкнулся и потопил американский грузовой корабль и принял участие в Джеймстаунской выставке , посвященной трехсотлетию со дня основания Джеймстауна, штат Вирджиния . В начале 1908 года Клебер стал флагманом Марокканской дивизии ( Division du Maroc ). [ 18 ] [ 19 ]
Все сестры до 1914 года проводили значительное количество времени в резерве. Дюпле с 1906 по 1909 год, Дезе с 1909 по 1914 год и Клебер в 1909–1910 и 1913–1914 годах. Дюпле был возобновлен в 1910 году, чтобы служить флагманом Дальневосточной дивизии ( Division navale de l'Extreme Orient к нему присоединился Клебер ), и в 1911–1912 годах . На смену «Дюпле» в качестве флагманского корабля в 1913 году пришел более крупный и просторный, хотя и более старый, броненосный крейсер «Монкальм» . [ 20 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]После объявления Францией войны императорской Германии в начале августа 1914 года Дюпле был направлен в Британскую китайскую эскадру и участвовал на ранних этапах блокады арендованного Германией порта Циндао . К концу сентября кораблю было поручено осуществлять сопровождение в Индийском океане и Красном море. В мае 1915 года ее перевели во вновь сформированную Дарданелльскую эскадру ( Escadre des Dardanelles ), которой была поставлена задача блокировать Эгейское побережье Турции. 26-го числа крейсер был атакован османской береговой артиллерией в Бодруме во время проверки судоходства, потеряв 27 человек убитыми и 11 ранеными. [ 21 ]
Дезе и Клебер были вновь задействованы в июле 1914 года и были приписаны к 3-й лёгкой дивизии ( 3 и Легерская дивизия (DL)) 2-й легкой эскадрильи, которой было поручено защищать Ла-Манш совместно с британцами. К 4 августа дивизия находилась на станции в западной оконечности Ла-Манша, где их задачей было перехватывать немецкие суда и обеспечивать дальнее прикрытие для небольших кораблей, сопровождающих конвои в Ла-Манше. Улучшение обороны в Ла-Манше и стабилизация фронта в начале 1915 года позволили крейсерам освободиться от выполнения своих задач, поэтому Дезе был направлен в 3-ю эскадру по ее прибытии в Восточное Средиземноморье 16 февраля. Эскадрилье было поручено патрулировать территорию между Порт-Саидом , Египет , и Александреттой , Османская Сирия . В мае крейсер был отправлен на помощь 1-й морской армии ( 1 ре Armée Navale ) в Центральном Средиземноморье с поиском немецких судов вблизи итальянских портов. Она присоединилась к 3-й эскадрилье, и ей было поручено помочь в блокаде османского побережья вблизи турецкой и сирийской границы. В отличие от своей сестры, Клебер была переведена в Дарданеллы для поддержки союзных войск в кампании Галлиполи в мае, где она присоединилась к Дарданелльской эскадре вместе с Дюпле и получила задание блокировать побережье Малой Азии . [ 22 ] Клебер столкнулся с Королевского военно-морского флота Австралии военным кораблем HMT Boorara в Эгейском море , повредив его носовую часть. 17 июля [ 23 ] [ 24 ] После того, как Королевство Болгария присоединилось к Центральным державам в середине октября, Клебер был одним из кораблей, которым было поручено совершить набег на Эгейское побережье Болгарии 21 октября. [ 25 ]
Успехи немецких торговых рейдеров, таких как Мёве, в 1916 году заставили союзников перебросить крейсеры в Атлантику для защиты своего судоходства. В июле 1916 года сестер направили в недавно сформированную 6-ю легкую дивизию, которая базировалась в Дакаре , Французская Западная Африка , с Клебером в качестве флагмана дивизии. [ 26 ] более высокого приоритета Чтобы высвободить личный состав для патрульных катеров в 1917 году, 6-й DL был сокращен до Dupleix и Desaix переименован в Дивизию побережья Африки ( Division navale de la Côte d'Afrique и 18 мая ); Контре-амирал (контр-адмирал) Луи Жорес передал свой флаг Дюпле . По пути в Брест, Франция , Клебер подорвался на мине и затонул 27 июня, когда немецкая подводная лодка UC-61 перекрыла вход Ируаз в Брест. Соседние корабли смогли спасти всех членов ее экипажа, кроме 38. [ 27 ]
Дивизия была расформирована 14 сентября, и «Дюпле» отплыла в Брест, где 15 октября была переведена в резерв. Дезе оставался в Дакаре до конца войны, ему было поручено сопровождать конвои в Южной Атлантике. Dupleix был выведен из эксплуатации 1 мая 1919 года и 27 сентября исключен из списка ВМФ . В 1920 году Dupleix был отбуксирован в Ландевеннек , а в 1922 году продан на металлолом. Дезе вернулся во Францию после войны, но был направлен в Дальневосточную дивизию в 1919 году. Ее служба там прошла без происшествий, и 31 марта корабль вернулся во Францию. 1921 г., после чего был списан. Desaix был исключен из списка ВМФ 27 июля, но продан на слом только в 1927 году. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордан и Каресс, с. 77; Ропп, с. 284
- ^ Jump up to: а б Ропп, с. 286
- ^ Джордан и Каресс, с. 77
- ^ Джордан и Каресс, стр. 77–78; Ропп, стр. 286, 288
- ^ Джордан и Каресс, стр. 79–80.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б Сильверстоун, с. 79
- ^ Джордан и Каресс, стр. 82, 91.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 82, 94.
- ^ Jump up to: а б Шено и Колесник, с. 305
- ^ Фридман, с. 223; Джордан и Каресс, стр. 85, 87, 89.
- ^ Фридман, стр. 226–227; Джордан и Каресс, стр. 82, 89–90.
- ^ Джордан и Каресс, с. 91
- ^ Джордан и Каресс, стр. 91–92.
- ^ Джордан и Каресс, с. 92
- ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс, с. 81
- ^ Джордан и Каресс, стр. 245–256, 256.
- ^ Бюро навигации Министерства торговли и труда США (1907 г.). Тридцать девятый ежегодный список торговых судов Соединенных Штатов за год, закончившийся 30 июня 1907 года . 1936/37-1939/41: Серия отчетов, № [1], 4, 8, 11. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография. п. 379.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 95, 210; Осада, с. 150, 155, 157
- ^ Джордан и Каресс, с. 95
- ^ Корбетт, I, стр. 143, 149, 302, 334, 359; Джордан и Каресс, стр. 225, 236.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 223–225, 232–236.
- ^ «Австралийский военный корабль A42 HMAT Boorara (бывший Pfalz) в Мудросе после тарана французским крейсером...» Австралийский военный мемориал . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «НЕТЛИ, АНГЛИЯ. 1918-03. ПОВРЕЖДЕНИЕ ТОРПЕДОЙ НА СТОРОНЕ SS BOORARA, ПОКАЗАННОЕ ПОСЛЕ ОНА ВЫШИТО НА БРИТ...» Австралийский военный мемориал . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 237, 242.
- ^ Корбетт, III, стр. 36, 172–174; Джордан и Каресс, с. 242
- ^ Джордан и Каресс, стр. 245–246.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 245, 247, 252, 254, 256.
Библиография
[ редактировать ]
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан (1997) [1938]. Военно-морские операции до битвы за Фолклендские острова . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. Я (2-е изд.). Лондон; Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей совместно с Battery Press. ISBN 0-89839-256-Х .
- Корбетт, Джулиан (1997) [1940]. Военно-морские операции . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. III (2-е изд.). Лондон; Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей совместно с Battery Press. ISBN 1-870423-50-Х .
- Дай, Вэй (сентябрь 2020 г.). «Дискуссия об идентификации французского броненосного крейсера: от класса «Гейдон» к классу «Эдгар Кине ». Военный корабль Интернешнл . LVII (3): 199–221. ISSN 0043-0374 .
- Фридман, Норман (2011). Военно-морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех стран: иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2019). Французские броненосные крейсеры 1887–1932 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-4118-9 .
- Ропп, Теодор (1987). Робертс, Стивен С. (ред.). Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871–1904 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-141-2 .
- Сиехе, Эрвин Ф. (1990). «Последний визит Австро-Венгрии в США». Военный корабль Интернешнл . XXVII (2): 142–164. ISSN 0043-0374 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .