Jump to content

Затопление французского флота в Тулоне

Координаты : 43 ° 06'45 "N 5 ° 54'25" E  /  43,11250 ° N 5,90694 ° E  / 43,11250; 5.90694

Затопление французского флота в Тулоне
Часть немецкой оккупации Виши, Франция.

Страсбург , Кольбер , Алжир и Марсельеза. [1]
Дата 27 ноября 1942 г. ( 1942-11-27 )
Расположение
Тулон , Франция
43 ° 06'45 "N 5 ° 54'25" E  /  43,11250 ° N 5,90694 ° E  / 43,11250; 5.90694
Результат Успех Виши во Франции
Неспособность Германии захватить французский флот
Воюющие стороны
 Виши Франция  Нацистская Германия
Командиры и лидеры
Йоханнес Бласковиц
Сила
164 судна
  • 4 боевые группы
  • 1 мотоциклетный батальон
Жертвы и потери
  • Потери:
  • 12 убитых
  • 26 раненых
  • Потери:
77 судов
Снято:
3 эсминца (обезоружены)
4 подводные лодки (сильно повреждены)
39 малых кораблей
1 раненый [ нужна ссылка ]

Затопление французского флота в Тулоне было организовано Вишистской Францией 27 ноября 1942 года, чтобы не допустить нацистскими немецкими войсками. его захвата [2] После вторжения союзников в Северную Африку немцы вторглись на территорию, находящуюся под управлением Виши по перемирию 1940 года . [3] Министр военно-морского флота Виши адмирал Франсуа Дарлан перешел на сторону союзников, которые получали все большую поддержку со стороны военнослужащих и гражданского населения. [4] Его сменил адмирал Габриэль Офан . [5] правильно догадался, что немцы намеревались захватить большой флот в Тулоне (хотя это было явно запрещено во франко-итальянском перемирии и французско-германском перемирии ), [6] [7] [8] и приказал его затопить . [9]

Немцы начали операцию «Антон», но экипажи французских военно-морских сил использовали уловку, чтобы задержать их до завершения затопления. [10] Антона признали неудачником, [11] с захватом 39 малых кораблей, при этом французы уничтожили 77 судов; несколько подводных лодок ушли во французскую Северную Африку . [12] Это ознаменовало конец вишистской Франции как надежной военно-морской державы. [13] и ознаменовало уничтожение последней политической разменной монеты, которая у него была с Германией. [14] [15]

Контекст

[ редактировать ]

После падения Франции и перемирия 22 июня 1940 года Франция была разделена на две зоны: одну оккупированную немцами, и зону свободных (свободную зону). [16] Официально обе зоны находились под управлением режима Виши . Перемирие предусматривало, что французский флот будет в значительной степени разоружен и ограничен своими гаванями под контролем Франции, но французский флот действительно сотрудничал с нацистской Германией, хотя французы сохраняли окончательный оперативный контроль над своими кораблями. [6] [17] [18] Союзники были обеспокоены тем, что флот, в состав которого входили некоторые из самых передовых военных кораблей того времени, мог попасть в руки Германии (особенно британцев, которые считали это вопросом жизни и смерти). [19] [20] и британцы атаковали французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года и в битве при Дакаре 23 сентября 1940 года. [21] [22]

8 ноября 1942 года союзники вторглись во французскую Северную Африку в ходе операции «Факел» . Возможно, генерал Дуайт Эйзенхауэр при поддержке президента Соединенных Штатов Франклина Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля заключил секретное соглашение с адмиралом Дарланом, чтобы передать ему контроль над французской Северной Африкой, если он перейдет на сторону союзников. [23] [4] Альтернативная точка зрения состоит в том, что Дарлан был оппортунистом и перешел на другую сторону в целях самопродвижения, став таким образом титульным главой Французской Северной Африки. [24] После вторжения союзников во французскую Северную Африку Адольф Гитлер приказал Дело Антону оккупировать Виши, Франция, и усилить немецкие войска в Африке.

Прелюдия

[ редактировать ]

Политический аспект

[ редактировать ]

Начиная с 11 ноября 1942 года прошли переговоры между Германией и вишистской Францией. Решение заключалось в том, что Тулон должен оставаться «оплотом» под контролем Виши и защищаться от союзников и «французских врагов правительства Марешаля». [25] -адмирал Эрих Редер Командующий Кригсмарине гросс считал, что офицеры ВМС Франции в соответствии с перемирием выполнят свой долг и не допустят попадания кораблей в руки иностранного государства.

Редера заставили поверить, что немцы намеревались использовать антибританские настроения среди французских моряков, чтобы склонить их на сторону итальянцев. Фактически Гитлер намеревался захватить флот и заставить немецких моряков захватить французские корабли и передать их Италии; Немецкие офицеры, знакомые с этим планом, возражали, но Гитлер проигнорировал их и 19 ноября отдал приказ реализовать план. [ нужна ссылка ]

11 ноября, когда немецкие и итальянские войска окружили Тулон, министр военно-морского флота Виши адмирал Габриэль Офан приказал адмиралам Жану де Лаборду и Андре Маркизу :

  1. Противодействовать, не проливая крови, проникновению иностранных войск в любое учреждение, авиабазу или здание ВМС Франции.
  2. Аналогичным образом противодействуйте попыткам иностранных войск взять на абордаж любые корабли флота и решайте вопросы путем местных переговоров.
  3. Если вышеуказанное окажется невозможным, затопить корабли

Инженеры получили первоначальный приказ затопить корабли, опрокинув их. Затем в целях восстановления кораблей после войны приказ был изменен, чтобы они были потоплены на ровном киле. 15 ноября Лаборд встретился с маршалом Филиппом Петеном и Офаном. В частном порядке Офан пытался убедить Лаборда отплыть и присоединиться к союзникам; Лаборд отказался подчиниться чему-либо, кроме официального приказа французского правительства, и вскоре после этого Офан подал в отставку.

Технико-тактический аспект

[ редактировать ]
Позиции основных кораблей во время операции

С французской стороны в знак доброй воли по отношению к немцам была усилена береговая оборона, чтобы защитить Тулон от нападения союзников с моря. Эти приготовления включали подготовку к затоплению флота на случай, если союзникам удастся высадиться. Французские силы под командованием адмирала Жана де Лаборда включали «Флот открытого моря», состоящий из 38 самых современных и мощных военных кораблей, а адмирал Андре Маркиз, морской префект, командовал в общей сложности 135 кораблями, находящимися либо в условиях перемирия, либо в ремонте.

По условиям перемирия французские корабли должны были иметь почти пустые топливные баки; Фактически, фальсифицируя отчеты и манипулируя показаниями приборов, их экипажам удалось накопить достаточно топлива, чтобы добраться до Северной Африки. Один из крейсеров , «Жан де Вьен» , находился в сухом доке , беспомощный. После того, как немцы потребовали расформирования остатков французской армии, французским морякам пришлось укомплектовать артиллерией береговой обороны и зенитными орудиями, что не позволило быстро собрать экипажи и быстро вывести корабли на путь.

Экипажи изначально были враждебно настроены к вторжению союзников, но из-за общих антигерманских настроений и по мере распространения слухов о дезертирстве Дарлана эта позиция переросла в поддержку Де Голля. Экипажи «Страсбурга » , «Кольбера» , «Фоша» и «Керсента» , в частности, начали скандировать «Да здравствует Де Голль! Отправляйтесь в плавание!» [ Эта цитата нуждается в цитировании ] 12 ноября адмирал Дарлан еще больше обострил напряженность, призвав флот дезертировать и присоединиться к союзникам. [4] [24]

Военные власти Виши жили в страхе перед государственным переворотом, организованным британцами или Свободной Францией. Население Тулона, непокорное немцам, в основном поддерживало союзников; солдаты и офицеры враждебно относились к итальянцам, которых считали «незаконными победителями» и двуличными. Судьба флота, в частности, представлялась сомнительной. С 11 по 26 число произошли многочисленные аресты и высылки. Французские адмиралы Лаборд и маркиз приказали своим подчиненным принести присягу на верность режиму. Два старших офицера, Умбертан и капитан де Вайссо Потуо, отказались. Экипажи сначала оставались на борту своих кораблей, а когда им разрешили сойти на берег, Служба легионеров контролировала все предполагаемые цели Сопротивления.

Операция Лила

[ редактировать ]

Целью операции «Лила» было захватить в целости и сохранности части французского флота в Тулоне. 7 -й танковой дивизии , усиленной четырьмя боевыми группами, в том числе двумя бронегруппами и мотоциклетным батальоном 2-й танковой дивизии СС «Дас Райх» Задача была поручена . Чтобы не допустить самозатопления французских военно-морских частей, отряд морской пехоты Гумприча . в одну из групп был приписан [26]

Операция была начата немцами 19 ноября 1942 года и должна была завершиться к 27 ноября. Немецкие войска должны были войти в Тулон с востока, захватив форт Ламальг [ фр ] , штаб-квартиру адмирала маркиза и арсенал Мурильона ; и с запада, захватив главный арсенал и береговую оборону. Немецкие военно-морские силы вышли из гавани, чтобы атаковать любые корабли, пытающиеся бежать, и установили морские мины .

Боевые группы вошли в Тулон в 4 часа утра 27 ноября и направились к гавани, встречая лишь слабое и спорадическое сопротивление. В 4 часа утра немцы вошли в форт Ламальг и арестовали маркиза, но не смогли помешать его начальнику штаба контр-адмиралу Робину позвонить начальнику арсенала контр-адмиралу Дорнону. Атака стала полной неожиданностью для офицеров Виши, но Дорнон передал приказ о затоплении флота адмиралу Лаборду на борту флагманского корабля «Страсбург» . Лаборде был застигнут врасплох немецкой операцией, но передал приказ подготовиться к затоплению и открыть огонь по любому несанкционированному персоналу, приближающемуся к кораблям. [27] [23]

Двадцать минут спустя немецкие войска вошли в арсенал и начали обстреливать французские подводные лодки из пулеметов. Некоторые подводные лодки отправились на более глубокие воды. Касабьянка покинула причал, выскользнула из гавани и нырнула в 5:40 утра, сбежав в Алжир . [28] Основные силы немцев заблудились в арсенале и отстали от графика на один час; Дойдя до главных ворот базы, часовые сделали вид, что им нужны документы, чтобы задержать немцев, не вступая в открытый бой. В 5:25 немецкие танки наконец прорвались, и Страсбург немедленно передал приказ «Берег! Беги! Беги!» по радио, визуальным сигналам и диспетчерскому катеру. Французские экипажи эвакуировались, а затопленные отряды приступили к подготовке подрывных зарядов и открытию морских клапанов на кораблях.

Корма крейсера Марсельеза

вспыхнули бои В 6:45 утра в районе Страсбурга и Фоша , в результате которых погиб французский офицер и было ранено пять моряков. Когда корабельные орудия начали атаковать немецкие танки, немцы попытались договориться; немецкий офицер потребовал от Лаборда сдать свой корабль, на что адмирал ответил, что корабль уже потоплен.

Когда «Страсбург» опустился на дно, ее капитан приказал поджечь подрывные заряды, которые уничтожили вооружение и жизненно важное оборудование, а также подожгли ее запасы топлива. Страсбург потерпел полную потерю. [29] Через несколько минут взорвался крейсер «Кольбер» . Немецкая сторона, пытавшаяся подняться на борт крейсера «Алжир», услышала взрывы и попыталась убедить его команду, что затопление запрещено положениями перемирия. Однако заряды подрывника были взорваны, и корабль горел двадцать дней. [ нужна ссылка ]

Тем временем капитан крейсера «Марсельеза» приказал перевернуть свой корабль и предъявить обвинение в подрыве. Немецкие войска запросили разрешения подняться на борт; когда в этом было отказано, они не пытались подняться на борт. Корабль затонул и взорвался, горя семь дней. [ нужна ссылка ]

Немецкие войска силой взяли на абордаж крейсер «Дюпле» , устранили его команду и закрыли открытые морские клапаны. Капитан корабля Моро приказал зажечь затопленные заряды в главных башнях с помощью укороченных взрывателей, а когда они взорвались и началось возгорание, приказал провести окончательную эвакуацию. Как французы, так и немцы покинули судно. Взрывы корабельных торпедных магазинов уничтожили судно, которое горело десять дней. [30]

Panzertruppen наблюдают за горящим Кольбером

Крейсер «Жан де Вьен» , находившийся в сухом доке, был взят на абордаж немецкими войсками, которые обезвредили подрывные заряды, но открытые морские клапаны затопили корабль. Она затонула, заблокировав сухой док. В другом сухом доке капитан поврежденного «Дюнкерка» , который был сильно поврежден британцами при нападении на Мерс-эль-Кебир , сначала отказался от приказа затопить, но его коллега на соседнем крейсере « Ла Галиссоньер» уговорил его последовать за ним. подходить. Экипаж открыл дыры, образовавшиеся в результате британских торпедных атак, чтобы потопить корабль, а взрывные устройства уничтожили его жизненно важные механизмы. Когда Дюнкерк взорвался, Ла Галиссоньер воспроизвел маневр, выполненный Жаном де Вьеном .

Офицерам линкора «Прованс» и гидросамолета «Комендант Тесте» удалось светской беседой задержать немецких офицеров до полного потопления их кораблей. [29]

Аналогичные сцены происходили с эсминцами и подводными лодками. Немцы уже прибыли на борт подводной лодки «Анри Пуанкаре» к тому времени, когда ее команда открыла забортные краны , чтобы затопить ее, и французские члены экипажа и немцы толкали друг друга, когда французский брошенный корабль и разъяренные немцы бросились вниз, чтобы попытаться предотвратить ее затопление. [31] Незнакомые с подводными лодками немцы потерпели неудачу и едва избежали утопления при эвакуации тонущей подводной лодки. [31]

В конце концов немцы захватили три разоруженных эсминца, четыре сильно поврежденные подводные лодки, три гражданских корабля и останки двух устаревших линкоров, не имеющих боевой ценности, полудредноута « Кондорсе» и разоруженного бывшего «Жан Барта» , переименованного в «Океан» в 1936 году и переоборудованного для использования в качестве корабль жилой .

Последствия

[ редактировать ]
Тулон в конце 1944 года.

Операция «Лила» провалилась. [ нужна ссылка ] Французы уничтожили 77 судов, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 15 эсминцев, 13 торпедных катеров , 6 шлюпов , 12 подводных лодок, 9 сторожевых катеров , 19 вспомогательных кораблей , 1 учебный корабль , 28 буксиров и 4 крана . [12] [32] Было захвачено 39 малых кораблей, большинство из них диверсировано и разоружено. [33] [32] Некоторые крупные корабли горели несколько дней, а нефть так сильно загрязнила гавань, что купаться там нельзя было два года. [34]

Как и следовало ожидать, затопление положило конец дружественному военно-морскому сотрудничеству между странами Оси и вишистской Францией, а Германия поглотила все военно-морские активы, которые остались вишистской Франции. [18]

Несколько подводных лодок проигнорировали приказ о затоплении и решили перейти во Французскую Северную Африку: Касабьянка и Марсуэн достигли Алжира, Глорье - Орана . Ирис добралась до Барселоны . Венера была затоплена у входа в гавань Тулона. Одному вспомогательному надводному кораблю, «Леонор Френель» , удалось спастись и добраться до Алжира. Генерал Шарль де Голль резко раскритиковал адмиралов Виши за то, что они не приказали флоту бежать в Алжир. Режим Виши потерял последний знак власти, а также авторитет у немцев, у флота.

Хотя немецкий военно-морской штаб был разочарован, Адольф Гитлер придерживался иной точки зрения. Он мало пользовался крупными кораблями и другими крупными военно-морскими судами, особенно после затопления « Бисмарка» , и поэтому был удовлетворен, считая, что уничтожение французского флота закрепило успех дела Антона. [26] Французский флот был уничтожен, и лишь горстке небольших кораблей удалось спастись, чтобы помочь силам союзников до конца войны.

Затопление флота действительно устранило стратегические опасения Великобритании и союзников по поводу возможности его попадания в руки Германии. [16] и позволило им сосредоточить свои военно-морские ресурсы в другом месте; [35] [36] хотя британцы сначала пытались заставить французский флот перейти на их сторону, но его уничтожение в конечном итоге было для них одинаково приемлемым. [37] И наоборот, потеря французских кораблей также имела катастрофические последствия для итальянской военно-морской стратегии и амбиций, поскольку Regia Marina планировала приобрести часть французского флота для себя; таким образом, это событие обострило отношения между Вишистской Францией и фашистской Италией почти до предела. [38]

Год спустя итальянский военно-морской флот сделал то, чего де Голль хотел от французов Виши. Они отправились в Северную Африку после итальянского перемирия в 1943 году. Почти все основные военные корабли Regia Marina покинули Италию и были доступны Италии после окончания Второй мировой войны. [39] [40] После войны Франции пришлось восстанавливать весь свой флот. [32]

Большая часть французских легких крейсеров была утилизирована итальянцами либо для восстановления в качестве боевых кораблей, либо на металлолом. Крейсеры «Жан де Вьен» и «Ла Галиссоньер» были переименованы в FR11 и FR12 соответственно, но их ремонту помешали бомбардировки союзников, и их использование было бы маловероятно, учитывая хроническую нехватку топлива у итальянцев. даже легкий эсминец Le Hardi (переименованный в FR37 ) и еще четыре корабля того же класса, что и Le Hardi Были спасены : FR32 (бывший Corsaire ), FR33 (бывший Epée ), FR34 (бывший Lansquenet ), FR35 (бывший Fleuret ). . [9]

Главные орудия затопленного линкора « Прованс» позже были сняты и использованы в бывшей французской башенной батарее в Сен-Мандрье-сюр-Мер , охранявшей подступы к Тулону, взамен оригинальных крепостных орудий, саботированных их французскими экипажами. [29] В 1944 году это укрепление, оснащенное четырьмя 340-мм (13-дюймовыми) орудиями, вело дуэли с многочисленными линкорами союзников более недели, прежде чем его заставили замолчать во время операции «Драгун» . [41] [42]

Корабли затонули

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Положение зданий утром 27 ноября 1942 года , Netmarine.net (на французском языке)
  2. ^ Auphan & Mordal 2016 , с. 267, глава 22. Трагедия в Тулоне и Бизерте .
  3. ^ Мюррей, Николас (1 июня 2017 г.). Лорд, Карнс (ред.). «Как была выиграна война: мощь воздуха и моря и победа союзников во Второй мировой войне, Филлипс Пейсон О'Брайен» . Обзор военно-морского колледжа . 70 (3). Вашингтон, округ Колумбия , США: Военно-морской колледж : 148–149. ISSN   0028-1484 . LCCN   75617787 . OCLC   01779130 . Проверено 25 января 2022 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрэнк, Артур Л. (1 апреля 1973 г.). «Переговоры по «Сделке с Дарланом» ». Журнал современной истории . 8 (2). Таузенд-Оукс , Калифорния, США: Публикации SAGE: 81–117. дои : 10.1177/002200947300800205 . ISSN   0022-0094 . JSTOR   259995 . LCCN   66009877 . OCLC   1783199 . S2CID   159589846 .
  5. ^ Робертс, Присцилла (2012). «Офан, Поль Габриэль (1894—1982)» . В Такере, Спенсер К .; Пьерпаоли-младший, Пол Г.; Осборн, Эрик В.; О'Хара, Винсент П. (ред.). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . Том. I. Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. п. 66. ИСБН  9781598844573 – через Google Книги .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Auphan & Mordal 2016 , с. 115, глава 12. Недоразумение по поводу статьи 8 .
  7. ^ Upward 2016 , стр. 170–171, Глава четвертая: Сотрудничество .
  8. ^ МакГаллоуэй, Найл (1 февраля 2018 г.). Старки, Дэвид Дж .; Барнард, Микаэла (ред.). «Французский флот и итальянская оккупация Франции, 1940–1942» . Международный журнал морской истории . 30 (1). Международная ассоциация морской экономической истории / Издательство SAGE : 139–143. дои : 10.1177/0843871417746892 . ISSN   0843-8714 . ОСЛК   21102214 . S2CID   158144591 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилберт, Мартин (2014). «28. Поворотный момент для союзников, зима 1942 года» . Вторая мировая война: Полная история . Книги Розетты. п. 468. ИСБН  9780795337291 – через Google Книги .
  10. ^ Блэк, Генри (1 апреля 1970 г.). «Надежды, страхи и предчувствия: ВМС Франции, 1949–1942». Южный ежеквартальный журнал . 8 (3). Хаттисберг , Миссисипи , США: Университет Южного Миссисипи : 309–332. ISSN   0038-4496 .
  11. ^ Вайссет, Томас; Виал, Филипп (1 сентября 2020 г.). Виан, Жюльен (ред.). «Успех или неудача? Разделенная память о диверсии в Тулоне» . Флексии . 45 (3). Париж , Франция: Французская армия / Cairn.info : 45–60. дои : 10.3917/infle.045.0045 . ISSN   1772-3760 . S2CID   226424361 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саймондс 2018 , с. 363, 16. Переломный момент .
  13. ^ Клейтон, Энтони (1 ноября 1992 г.). Марсден, Гордон (ред.). «Вопрос чести? Затопление флота Виши» . История сегодня . 42 (11). Лондон , Англия , Великобритания: History Today Ltd: 32. ISSN   0018-2753 .
  14. ^ Джексон, Питер; Китсон, Саймон (2020) [2007]. «4. Парадоксы внешней политики Виши, 1940-1942 гг.» . В Адельмане, Джонатан Р. (ред.). Гитлер и его союзники во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон , Англия, Великобритания: Рутледж . п. 82. дои : 10.4324/9780203089552-4 . ISBN  9780429603891 . S2CID   216530750 – через Google Книги .
  15. ^ Фолли, Мартин Х. (2004). «Война в Северной Африке 1942 года». Краткий исторический атлас Пэлгрейва Второй мировой войны . Краткие исторические атласы Пэлгрейва. Нью-Йорк , Нью-Йорк, США: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 45–46. дои : 10.1057/9780230502390_23 . ISBN  978-1-4039-0285-6 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Auphan & Mordal 2016 , с. 114, глава 12. Недоразумение по поводу статьи 8 .
  17. ^ Auphan & Mordal 2016 , с. 140, глава 14. Морская политика в условиях перемирия .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мангольд, Питер (2010). «Глава 8. 'Ici Londres' » . Великобритания и побежденные французы: от оккупации к освобождению, 1940-1944 гг . Лондон, Англия, Великобритания: Издательство Bloomsbury. п. 138. дои : 10.5040/9780755625505.ch-008 . ISBN  9781848854314 – через Google Книги .
  19. ^ Грейнджер, Джон Д. (2013). «Глава 2 — Французский флот» . Традиционные враги: война Великобритании с вишистской Францией 1940-42 гг . Барнсли, Англия, Великобритания: Pen & Sword Books Ltd., с. 48. ИСБН  9781783830794 – через Google Книги .
  20. ^ Гриффин, Стюарт (2004). «6. Морская держава и сложные кризисы: Королевский флот и необъявленная война с вишистской Францией, 1940–1942» . В Спеллере, Ян (ред.). Королевский флот и морская держава в двадцатом веке . Серия Касс: Военно-морская политика и история (1-е изд.). Лондон, Англия, Великобритания: Рутледж . дои : 10.4324/9780203002131 . ISBN  9781134269822 – через Google Книги .
  21. ^ Томас, Мартин (1 июня 1997 г.). Мэддикотт, Дж. Х.; Стивенсон, Джон (ред.). «После Мерс-эль-Кебира: Вооруженный нейтралитет французского флота Виши, 1940-43» . Английский исторический обзор . 112 (447). Оксфорд , Англия, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета : 643–670. дои : 10.1093/ehr/CXII.447.643 . ISSN   0013-8266 . JSTOR   576348 . LCCN   05040370 . OCLC   474766029 . Проверено 25 января 2022 г.
  22. ^ Саймондс 2018 , с. 77, 4. Водопад Франс .
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вверх 2016 , с. 159, Глава третья: От победы к поражению .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корда, Майкл (2007). «Глава 11: Алжир» . Айк: Американский герой (1-е изд.). Нью-Йорк , Нью-Йорк, США: HarperCollins . п. 325. ИСБН  9780060756659 . LCCN   2006052856 . OCLC   148290264 — через Archive.org .
  25. ^ Гейтс, Элеонора М. (1981). «IV. Вопрос о французском флоте» . Конец дела: Крах англо-французского союза, 1939-40 гг . Беркли , Калифорния , США: Издательство Калифорнийского университета . стр. 247–296. ISBN  9780520309333 – через Google Книги .
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Деист, В .; и др. (1990). Германия и Вторая мировая война . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-822884-8 .
  27. ^ Вверх 2016 , с. 254, Глава пятая: Борьба за Германию, Борьба за Францию .
  28. ^ Брошюра о 40 и годовщина освобождения Корсики.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордан, Джон; Дюма, Роберт; и др. (Дизайн Стивена Дента, иллюстрации Бертрана Магера) (2009). «Глава 3. Дюнкерк и Страсбург: 1932–1942» . Французские линкоры 1922–1956 гг . Лондон, Англия, Великобритания: Перо и меч. стр. 92–99. ISBN  9781473828254 – через Google Книги .
  30. Джордан и Мулен, Глава 10, Флот затоплен, 27 ноября 1942 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б u-boote.fr АНРИ ПУАНКАРЕ (на французском языке), по состоянию на 3 сентября 2022 г.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Клейтон, Энтони; и др. (Иллюстрации Питера Френча) (2016) [2014]. «7. Вторая мировая война 1943—1942 годов» . Три республики, один флот: военно-морская история Франции 1870–1999 гг . Солихалл, Англия, Великобритания: Hellion & Company Limited. стр. 102–136. ISBN  9781912174683 – через Google Книги .
  33. ^ Модсли, Эван (2019). «Глава 4. Горькая судьба французского флота, 1940–44» . Война за моря: морская история Второй мировой войны . Нью-Хейвен , Коннектикут , США: Издательство Йельского университета . стр. 64–80. дои : 10.12987/9780300248753-007 . ISBN  9780300248753 . LCCN   2019941052 – через Google Книги .
  34. ^ Тессье, Эрван; Гарнье, Седрик; Мюло, Жан-Ульрих; Ленобль, Вероника; Арно, Мирей; Рейно, Мишель; Мунье, Стефан (1 октября 2011 г.). Шеппард, Чарльз; Ричардсон, Б. (ред.). «Изучение пространственного и исторического распределения донных неорганических загрязнений в Тулонском заливе (Франция)» . Бюллетень о загрязнении морской среды . 62 (10). Амстердам , Нидерланды : Elsevier : 2075–2086 гг. Бибкод : 2011MarPB..62.2075T . doi : 10.1016/j.marpolbul.2011.07.022 . ISSN   0025-326X . ПМИД   21864863 . S2CID   4840739 . Проверено 28 января 2022 г.
  35. ^ Симпсон, Майкл (1997). Даффи, Майкл ; Фил, Д. (ред.). «Форс H и британская стратегия в Западном Средиземноморье 1939–42» . Зеркало моряка . 83 (1). Глазго , Шотландия , Великобритания: Общество морских исследований / Тейлор и Фрэнсис : 62–75. дои : 10.1080/00253359.1997.10656629 . ISSN   0025-3359 . Проверено 25 января 2022 г.
  36. ^ Томас, RT (1979). «Британия и Виши в 1942 году» . Великобритания и Виши: дилемма англо-французских отношений 1940–42 гг . Становление 20-го века. Лондон, Англия, Великобритания: Пэлгрейв. стр. 118–137. дои : 10.1007/978-1-349-16052-5_7 . ISBN  978-0-333-24312-1 – через Google Книги .
  37. ^ Каннингем, Эндрю Браун (2018) [2006]. «Часть I: Делегация Британского Адмиралтейства, Вашингтон, округ Колумбия, с марта по сентябрь 1942 года» . В Симпсоне, Майкл (ред.). Документы Каннингема: Том II: Триумф морской мощи союзников, 1942–1946 гг . Том. 2. Лондон, Англия, Великобритания: Рутледж. п. 23. ISBN  9781000340853 – через Google Книги .
  38. ^ Родоньо, Давиде (2008) [2003]. «6. Отношения с оккупированными территориями» . Европейская империя фашизма: итальянская оккупация во время Второй мировой войны . Новые исследования по европейской истории. Перевод Адриана Белтона (2-е изд.). Кембридж , Англия, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . п. 216. ИСБН  9780521845151 . ОСЛК   65203222 .
  39. ^ Саймондс 2018 , с. 452, 20. Сумерки двух флотов .
  40. ^ О'Хара, Винсент П. (2012). «Итальянская Социальная Республика, Военно-Морской Флот» . В Такере, Спенсер К .; Пьерпаоли-младший, Пол Г.; Осборн, Эрик В.; О'Хара, Винсент П. (ред.). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . Том. I. Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. стр. 388–491. ISBN  9781598844573 – через Google Книги .
  41. ^ Такер-Джонс, Энтони (2009). «Глава третья: Черчилль и Монти сражаются с Айком» . Операция «Драгун»: Освобождение юга Франции, 1944 год . Барнсли, Англия, Соединенное Королевство: Книги о ручке и мече. п. 78. ИСБН  9781844685325 – через Google Книги .
  42. ^ Бертон, Эрл; Пинкус, Дж. Х. (1 сентября 2004 г.). О'Лири, Майкл (ред.). «Другой день Д: Вторжение в Южную Францию». Морская классика . 37 (9). Чатсуорт, Калифорния, США: Challenge Publications, Inc.: 60–70.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da79bea2e4aa653933b859f7c9887446__1719996720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/46/da79bea2e4aa653933b859f7c9887446.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scuttling of the French fleet at Toulon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)