Затопление французского флота в Тулоне
Затопление французского флота в Тулоне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть немецкой оккупации Виши, Франция. | |||||||
Страсбург , Кольбер , Алжир и Марсельеза. [1] | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Виши Франция | Нацистская Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Йоханнес Бласковиц | |||||||
Сила | |||||||
164 судна |
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
77 судов 3 эсминца (обезоружены) 4 подводные лодки (сильно повреждены) 39 малых кораблей | 1 раненый [ нужна ссылка ] |
Затопление французского флота в Тулоне было организовано Вишистской Францией 27 ноября 1942 года, чтобы не допустить нацистскими немецкими войсками. его захвата [2] После вторжения союзников в Северную Африку немцы вторглись на территорию, находящуюся под управлением Виши по перемирию 1940 года . [3] Министр военно-морского флота Виши адмирал Франсуа Дарлан перешел на сторону союзников, которые получали все большую поддержку со стороны военнослужащих и гражданского населения. [4] Его сменил адмирал Габриэль Офан . [5] правильно догадался, что немцы намеревались захватить большой флот в Тулоне (хотя это было явно запрещено во франко-итальянском перемирии и французско-германском перемирии ), [6] [7] [8] и приказал его затопить . [9]
Немцы начали операцию «Антон», но экипажи французских военно-морских сил использовали уловку, чтобы задержать их до завершения затопления. [10] Антона признали неудачником, [11] с захватом 39 малых кораблей, при этом французы уничтожили 77 судов; несколько подводных лодок ушли во французскую Северную Африку . [12] Это ознаменовало конец вишистской Франции как надежной военно-морской державы. [13] и ознаменовало уничтожение последней политической разменной монеты, которая у него была с Германией. [14] [15]
Контекст
[ редактировать ]После падения Франции и перемирия 22 июня 1940 года Франция была разделена на две зоны: одну оккупированную немцами, и зону свободных (свободную зону). [16] Официально обе зоны находились под управлением режима Виши . Перемирие предусматривало, что французский флот будет в значительной степени разоружен и ограничен своими гаванями под контролем Франции, но французский флот действительно сотрудничал с нацистской Германией, хотя французы сохраняли окончательный оперативный контроль над своими кораблями. [6] [17] [18] Союзники были обеспокоены тем, что флот, в состав которого входили некоторые из самых передовых военных кораблей того времени, мог попасть в руки Германии (особенно британцев, которые считали это вопросом жизни и смерти). [19] [20] и британцы атаковали французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года и в битве при Дакаре 23 сентября 1940 года. [21] [22]
8 ноября 1942 года союзники вторглись во французскую Северную Африку в ходе операции «Факел» . Возможно, генерал Дуайт Эйзенхауэр при поддержке президента Соединенных Штатов Франклина Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля заключил секретное соглашение с адмиралом Дарланом, чтобы передать ему контроль над французской Северной Африкой, если он перейдет на сторону союзников. [23] [4] Альтернативная точка зрения состоит в том, что Дарлан был оппортунистом и перешел на другую сторону в целях самопродвижения, став таким образом титульным главой Французской Северной Африки. [24] После вторжения союзников во французскую Северную Африку Адольф Гитлер приказал Дело Антону оккупировать Виши, Франция, и усилить немецкие войска в Африке.
Прелюдия
[ редактировать ]Политический аспект
[ редактировать ]Начиная с 11 ноября 1942 года прошли переговоры между Германией и вишистской Францией. Решение заключалось в том, что Тулон должен оставаться «оплотом» под контролем Виши и защищаться от союзников и «французских врагов правительства Марешаля». [25] -адмирал Эрих Редер Командующий Кригсмарине гросс считал, что офицеры ВМС Франции в соответствии с перемирием выполнят свой долг и не допустят попадания кораблей в руки иностранного государства.
Редера заставили поверить, что немцы намеревались использовать антибританские настроения среди французских моряков, чтобы склонить их на сторону итальянцев. Фактически Гитлер намеревался захватить флот и заставить немецких моряков захватить французские корабли и передать их Италии; Немецкие офицеры, знакомые с этим планом, возражали, но Гитлер проигнорировал их и 19 ноября отдал приказ реализовать план. [ нужна ссылка ]
11 ноября, когда немецкие и итальянские войска окружили Тулон, министр военно-морского флота Виши адмирал Габриэль Офан приказал адмиралам Жану де Лаборду и Андре Маркизу :
- Противодействовать, не проливая крови, проникновению иностранных войск в любое учреждение, авиабазу или здание ВМС Франции.
- Аналогичным образом противодействуйте попыткам иностранных войск взять на абордаж любые корабли флота и решайте вопросы путем местных переговоров.
- Если вышеуказанное окажется невозможным, затопить корабли
Инженеры получили первоначальный приказ затопить корабли, опрокинув их. Затем в целях восстановления кораблей после войны приказ был изменен, чтобы они были потоплены на ровном киле. 15 ноября Лаборд встретился с маршалом Филиппом Петеном и Офаном. В частном порядке Офан пытался убедить Лаборда отплыть и присоединиться к союзникам; Лаборд отказался подчиниться чему-либо, кроме официального приказа французского правительства, и вскоре после этого Офан подал в отставку.
Технико-тактический аспект
[ редактировать ]С французской стороны в знак доброй воли по отношению к немцам была усилена береговая оборона, чтобы защитить Тулон от нападения союзников с моря. Эти приготовления включали подготовку к затоплению флота на случай, если союзникам удастся высадиться. Французские силы под командованием адмирала Жана де Лаборда включали «Флот открытого моря», состоящий из 38 самых современных и мощных военных кораблей, а адмирал Андре Маркиз, морской префект, командовал в общей сложности 135 кораблями, находящимися либо в условиях перемирия, либо в ремонте.
По условиям перемирия французские корабли должны были иметь почти пустые топливные баки; Фактически, фальсифицируя отчеты и манипулируя показаниями приборов, их экипажам удалось накопить достаточно топлива, чтобы добраться до Северной Африки. Один из крейсеров , «Жан де Вьен» , находился в сухом доке , беспомощный. После того, как немцы потребовали расформирования остатков французской армии, французским морякам пришлось укомплектовать артиллерией береговой обороны и зенитными орудиями, что не позволило быстро собрать экипажи и быстро вывести корабли на путь.
Экипажи изначально были враждебно настроены к вторжению союзников, но из-за общих антигерманских настроений и по мере распространения слухов о дезертирстве Дарлана эта позиция переросла в поддержку Де Голля. Экипажи «Страсбурга » , «Кольбера» , «Фоша» и «Керсента» , в частности, начали скандировать «Да здравствует Де Голль! Отправляйтесь в плавание!» [ Эта цитата нуждается в цитировании ] 12 ноября адмирал Дарлан еще больше обострил напряженность, призвав флот дезертировать и присоединиться к союзникам. [4] [24]
Военные власти Виши жили в страхе перед государственным переворотом, организованным британцами или Свободной Францией. Население Тулона, непокорное немцам, в основном поддерживало союзников; солдаты и офицеры враждебно относились к итальянцам, которых считали «незаконными победителями» и двуличными. Судьба флота, в частности, представлялась сомнительной. С 11 по 26 число произошли многочисленные аресты и высылки. Французские адмиралы Лаборд и маркиз приказали своим подчиненным принести присягу на верность режиму. Два старших офицера, Умбертан и капитан де Вайссо Потуо, отказались. Экипажи сначала оставались на борту своих кораблей, а когда им разрешили сойти на берег, Служба легионеров контролировала все предполагаемые цели Сопротивления.
Операция Лила
[ редактировать ]Целью операции «Лила» было захватить в целости и сохранности части французского флота в Тулоне. 7 -й танковой дивизии , усиленной четырьмя боевыми группами, в том числе двумя бронегруппами и мотоциклетным батальоном 2-й танковой дивизии СС «Дас Райх» Задача была поручена . Чтобы не допустить самозатопления французских военно-морских частей, отряд морской пехоты Гумприча . в одну из групп был приписан [26]
Операция была начата немцами 19 ноября 1942 года и должна была завершиться к 27 ноября. Немецкие войска должны были войти в Тулон с востока, захватив форт Ламальг , штаб-квартиру адмирала маркиза и арсенал Мурильона ; и с запада, захватив главный арсенал и береговую оборону. Немецкие военно-морские силы вышли из гавани, чтобы атаковать любые корабли, пытающиеся бежать, и установили морские мины .
Боевые группы вошли в Тулон в 4 часа утра 27 ноября и направились к гавани, встречая лишь слабое и спорадическое сопротивление. В 4 часа утра немцы вошли в форт Ламальг и арестовали маркиза, но не смогли помешать его начальнику штаба контр-адмиралу Робину позвонить начальнику арсенала контр-адмиралу Дорнону. Атака стала полной неожиданностью для офицеров Виши, но Дорнон передал приказ о затоплении флота адмиралу Лаборду на борту флагманского корабля «Страсбург» . Лаборде был застигнут врасплох немецкой операцией, но передал приказ подготовиться к затоплению и открыть огонь по любому несанкционированному персоналу, приближающемуся к кораблям. [27] [23]
Двадцать минут спустя немецкие войска вошли в арсенал и начали обстреливать французские подводные лодки из пулеметов. Некоторые подводные лодки отправились на более глубокие воды. Касабьянка покинула причал, выскользнула из гавани и нырнула в 5:40 утра, сбежав в Алжир . [28] Основные силы немцев заблудились в арсенале и отстали от графика на один час; Дойдя до главных ворот базы, часовые сделали вид, что им нужны документы, чтобы задержать немцев, не вступая в открытый бой. В 5:25 немецкие танки наконец прорвались, и Страсбург немедленно передал приказ «Берег! Беги! Беги!» по радио, визуальным сигналам и диспетчерскому катеру. Французские экипажи эвакуировались, а затопленные отряды приступили к подготовке подрывных зарядов и открытию морских клапанов на кораблях.
вспыхнули бои В 6:45 утра в районе Страсбурга и Фоша , в результате которых погиб французский офицер и было ранено пять моряков. Когда корабельные орудия начали атаковать немецкие танки, немцы попытались договориться; немецкий офицер потребовал от Лаборда сдать свой корабль, на что адмирал ответил, что корабль уже потоплен.
Когда «Страсбург» опустился на дно, ее капитан приказал поджечь подрывные заряды, которые уничтожили вооружение и жизненно важное оборудование, а также подожгли ее запасы топлива. Страсбург потерпел полную потерю. [29] Через несколько минут взорвался крейсер «Кольбер» . Немецкая сторона, пытавшаяся подняться на борт крейсера «Алжир», услышала взрывы и попыталась убедить его команду, что затопление запрещено положениями перемирия. Однако заряды подрывника были взорваны, и корабль горел двадцать дней. [ нужна ссылка ]
Тем временем капитан крейсера «Марсельеза» приказал перевернуть свой корабль и предъявить обвинение в подрыве. Немецкие войска запросили разрешения подняться на борт; когда в этом было отказано, они не пытались подняться на борт. Корабль затонул и взорвался, горя семь дней. [ нужна ссылка ]
Немецкие войска силой взяли на абордаж крейсер «Дюпле» , устранили его команду и закрыли открытые морские клапаны. Капитан корабля Моро приказал зажечь затопленные заряды в главных башнях с помощью укороченных взрывателей, а когда они взорвались и началось возгорание, приказал провести окончательную эвакуацию. Как французы, так и немцы покинули судно. Взрывы корабельных торпедных магазинов уничтожили судно, которое горело десять дней. [30]
Крейсер «Жан де Вьен» , находившийся в сухом доке, был взят на абордаж немецкими войсками, которые обезвредили подрывные заряды, но открытые морские клапаны затопили корабль. Она затонула, заблокировав сухой док. В другом сухом доке капитан поврежденного «Дюнкерка» , который был сильно поврежден британцами при нападении на Мерс-эль-Кебир , сначала отказался от приказа затопить, но его коллега на соседнем крейсере « Ла Галиссоньер» уговорил его последовать за ним. подходить. Экипаж открыл дыры, образовавшиеся в результате британских торпедных атак, чтобы потопить корабль, а взрывные устройства уничтожили его жизненно важные механизмы. Когда Дюнкерк взорвался, Ла Галиссоньер воспроизвел маневр, выполненный Жаном де Вьеном .
Офицерам линкора «Прованс» и гидросамолета «Комендант Тесте» удалось светской беседой задержать немецких офицеров до полного потопления их кораблей. [29]
Аналогичные сцены происходили с эсминцами и подводными лодками. Немцы уже прибыли на борт подводной лодки «Анри Пуанкаре» к тому времени, когда ее команда открыла забортные краны , чтобы затопить ее, и французские члены экипажа и немцы толкали друг друга, когда французский брошенный корабль и разъяренные немцы бросились вниз, чтобы попытаться предотвратить ее затопление. [31] Незнакомые с подводными лодками немцы потерпели неудачу и едва избежали утопления при эвакуации тонущей подводной лодки. [31]
В конце концов немцы захватили три разоруженных эсминца, четыре сильно поврежденные подводные лодки, три гражданских корабля и останки двух устаревших линкоров, не имеющих боевой ценности, полудредноута « Кондорсе» и разоруженного бывшего «Жан Барта» , переименованного в «Океан» в 1936 году и переоборудованного для использования в качестве корабль жилой .
Последствия
[ редактировать ]Операция «Лила» провалилась. [ нужна ссылка ] Французы уничтожили 77 судов, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 15 эсминцев, 13 торпедных катеров , 6 шлюпов , 12 подводных лодок, 9 сторожевых катеров , 19 вспомогательных кораблей , 1 учебный корабль , 28 буксиров и 4 крана . [12] [32] Было захвачено 39 малых кораблей, большинство из них диверсировано и разоружено. [33] [32] Некоторые крупные корабли горели несколько дней, а нефть так сильно загрязнила гавань, что купаться там нельзя было два года. [34]
Как и следовало ожидать, затопление положило конец дружественному военно-морскому сотрудничеству между странами Оси и вишистской Францией, а Германия поглотила все военно-морские активы, которые остались вишистской Франции. [18]
Несколько подводных лодок проигнорировали приказ о затоплении и решили перейти во Французскую Северную Африку: Касабьянка и Марсуэн достигли Алжира, Глорье - Орана . Ирис добралась до Барселоны . Венера была затоплена у входа в гавань Тулона. Одному вспомогательному надводному кораблю, «Леонор Френель» , удалось спастись и добраться до Алжира. Генерал Шарль де Голль резко раскритиковал адмиралов Виши за то, что они не приказали флоту бежать в Алжир. Режим Виши потерял последний знак власти, а также авторитет у немцев, у флота.
Хотя немецкий военно-морской штаб был разочарован, Адольф Гитлер придерживался иной точки зрения. Он мало пользовался крупными кораблями и другими крупными военно-морскими судами, особенно после затопления « Бисмарка» , и поэтому был удовлетворен, считая, что уничтожение французского флота закрепило успех дела Антона. [26] Французский флот был уничтожен, и лишь горстке небольших кораблей удалось спастись, чтобы помочь силам союзников до конца войны.
Затопление флота действительно устранило стратегические опасения Великобритании и союзников по поводу возможности его попадания в руки Германии. [16] и позволило им сосредоточить свои военно-морские ресурсы в другом месте; [35] [36] хотя британцы сначала пытались заставить французский флот перейти на их сторону, но его уничтожение в конечном итоге было для них одинаково приемлемым. [37] И наоборот, потеря французских кораблей также имела катастрофические последствия для итальянской военно-морской стратегии и амбиций, поскольку Regia Marina планировала приобрести часть французского флота для себя; таким образом, это событие обострило отношения между Вишистской Францией и фашистской Италией почти до предела. [38]
Год спустя итальянский военно-морской флот сделал то, чего де Голль хотел от французов Виши. Они отправились в Северную Африку после итальянского перемирия в 1943 году. Почти все основные военные корабли Regia Marina покинули Италию и были доступны Италии после окончания Второй мировой войны. [39] [40] После войны Франции пришлось восстанавливать весь свой флот. [32]
Большая часть французских легких крейсеров была утилизирована итальянцами либо для восстановления в качестве боевых кораблей, либо на металлолом. Крейсеры «Жан де Вьен» и «Ла Галиссоньер» были переименованы в FR11 и FR12 соответственно, но их ремонту помешали бомбардировки союзников, и их использование было бы маловероятно, учитывая хроническую нехватку топлива у итальянцев. даже легкий эсминец Le Hardi (переименованный в FR37 ) и еще четыре корабля того же класса, что и Le Hardi Были спасены : FR32 (бывший Corsaire ), FR33 (бывший Epée ), FR34 (бывший Lansquenet ), FR35 (бывший Fleuret ). . [9]
Главные орудия затопленного линкора « Прованс» позже были сняты и использованы в бывшей французской башенной батарее в Сен-Мандрье-сюр-Мер , охранявшей подступы к Тулону, взамен оригинальных крепостных орудий, саботированных их французскими экипажами. [29] В 1944 году это укрепление, оснащенное четырьмя 340-мм (13-дюймовыми) орудиями, вело дуэли с многочисленными линкорами союзников более недели, прежде чем его заставили замолчать во время операции «Драгун» . [41] [42]
Корабли затонули
[ редактировать ]Линкоры Тендер на гидросамолет Шлюпы
| Разрушители | Тяжелые крейсера Торпедные катера | Легкие крейсеры Подводные лодки |
См. также
[ редактировать ]- Нападение на Мерс-эль-Кебир , попытка Великобритании уничтожить французский флот.
- Затопление перуанского флота в Эль-Кальяо во время войны на Тихом океане.
- Затопление немецкого флота в Скапа-Флоу , аналогичный инцидент с немецким флотом после Первой мировой войны.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Положение зданий утром 27 ноября 1942 года , Netmarine.net (на французском языке)
- ^ Auphan & Mordal 2016 , с. 267, глава 22. Трагедия в Тулоне и Бизерте .
- ^ Мюррей, Николас (1 июня 2017 г.). Лорд, Карнс (ред.). «Как была выиграна война: мощь воздуха и моря и победа союзников во Второй мировой войне, Филлипс Пейсон О'Брайен» . Обзор военно-морского колледжа . 70 (3). Вашингтон, округ Колумбия , США: Военно-морской колледж : 148–149. ISSN 0028-1484 . LCCN 75617787 . OCLC 01779130 . Проверено 25 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрэнк, Артур Л. (1 апреля 1973 г.). «Переговоры по «Сделке с Дарланом» ». Журнал современной истории . 8 (2). Таузенд-Оукс , Калифорния, США: Публикации SAGE: 81–117. дои : 10.1177/002200947300800205 . ISSN 0022-0094 . JSTOR 259995 . LCCN 66009877 . OCLC 1783199 . S2CID 159589846 .
- ^ Робертс, Присцилла (2012). «Офан, Поль Габриэль (1894—1982)» . В Такере, Спенсер К .; Пьерпаоли-младший, Пол Г.; Осборн, Эрик В.; О'Хара, Винсент П. (ред.). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . Том. I. Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. п. 66. ИСБН 9781598844573 – через Google Книги .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Auphan & Mordal 2016 , с. 115, глава 12. Недоразумение по поводу статьи 8 .
- ^ Upward 2016 , стр. 170–171, Глава четвертая: Сотрудничество .
- ^ МакГаллоуэй, Найл (1 февраля 2018 г.). Старки, Дэвид Дж .; Барнард, Микаэла (ред.). «Французский флот и итальянская оккупация Франции, 1940–1942» . Международный журнал морской истории . 30 (1). Международная ассоциация морской экономической истории / Издательство SAGE : 139–143. дои : 10.1177/0843871417746892 . ISSN 0843-8714 . ОСЛК 21102214 . S2CID 158144591 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилберт, Мартин (2014). «28. Поворотный момент для союзников, зима 1942 года» . Вторая мировая война: Полная история . Книги Розетты. п. 468. ИСБН 9780795337291 – через Google Книги .
- ^ Блэк, Генри (1 апреля 1970 г.). «Надежды, страхи и предчувствия: ВМС Франции, 1949–1942». Южный ежеквартальный журнал . 8 (3). Хаттисберг , Миссисипи , США: Университет Южного Миссисипи : 309–332. ISSN 0038-4496 .
- ^ Вайссет, Томас; Виал, Филипп (1 сентября 2020 г.). Виан, Жюльен (ред.). «Успех или неудача? Разделенная память о диверсии в Тулоне» . Флексии . 45 (3). Париж , Франция: Французская армия / Cairn.info : 45–60. дои : 10.3917/infle.045.0045 . ISSN 1772-3760 . S2CID 226424361 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саймондс 2018 , с. 363, 16. Переломный момент .
- ^ Клейтон, Энтони (1 ноября 1992 г.). Марсден, Гордон (ред.). «Вопрос чести? Затопление флота Виши» . История сегодня . 42 (11). Лондон , Англия , Великобритания: History Today Ltd: 32. ISSN 0018-2753 .
- ^ Джексон, Питер; Китсон, Саймон (2020) [2007]. «4. Парадоксы внешней политики Виши, 1940-1942 гг.» . В Адельмане, Джонатан Р. (ред.). Гитлер и его союзники во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон , Англия, Великобритания: Рутледж . п. 82. дои : 10.4324/9780203089552-4 . ISBN 9780429603891 . S2CID 216530750 – через Google Книги .
- ^ Фолли, Мартин Х. (2004). «Война в Северной Африке 1942 года». Краткий исторический атлас Пэлгрейва Второй мировой войны . Краткие исторические атласы Пэлгрейва. Нью-Йорк , Нью-Йорк, США: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 45–46. дои : 10.1057/9780230502390_23 . ISBN 978-1-4039-0285-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Auphan & Mordal 2016 , с. 114, глава 12. Недоразумение по поводу статьи 8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мангольд, Питер (2010). «Глава 8. 'Ici Londres' » . Великобритания и побежденные французы: от оккупации к освобождению, 1940-1944 гг . Лондон, Англия, Великобритания: Издательство Bloomsbury. п. 138. дои : 10.5040/9780755625505.ch-008 . ISBN 9781848854314 – через Google Книги .
- ^ Грейнджер, Джон Д. (2013). «Глава 2 — Французский флот» . Традиционные враги: война Великобритании с вишистской Францией 1940-42 гг . Барнсли, Англия, Великобритания: Pen & Sword Books Ltd., с. 48. ИСБН 9781783830794 – через Google Книги .
- ^ Гриффин, Стюарт (2004). «6. Морская держава и сложные кризисы: Королевский флот и необъявленная война с вишистской Францией, 1940–1942» . В Спеллере, Ян (ред.). Королевский флот и морская держава в двадцатом веке . Серия Касс: Военно-морская политика и история (1-е изд.). Лондон, Англия, Великобритания: Рутледж . дои : 10.4324/9780203002131 . ISBN 9781134269822 – через Google Книги .
- ^ Томас, Мартин (1 июня 1997 г.). Мэддикотт, Дж. Х.; Стивенсон, Джон (ред.). «После Мерс-эль-Кебира: Вооруженный нейтралитет французского флота Виши, 1940-43» . Английский исторический обзор . 112 (447). Оксфорд , Англия, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета : 643–670. дои : 10.1093/ehr/CXII.447.643 . ISSN 0013-8266 . JSTOR 576348 . LCCN 05040370 . OCLC 474766029 . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Саймондс 2018 , с. 77, 4. Водопад Франс .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вверх 2016 , с. 159, Глава третья: От победы к поражению .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корда, Майкл (2007). «Глава 11: Алжир» . Айк: Американский герой (1-е изд.). Нью-Йорк , Нью-Йорк, США: HarperCollins . п. 325. ИСБН 9780060756659 . LCCN 2006052856 . OCLC 148290264 — через Archive.org .
- ^ Гейтс, Элеонора М. (1981). «IV. Вопрос о французском флоте» . Конец дела: Крах англо-французского союза, 1939-40 гг . Беркли , Калифорния , США: Издательство Калифорнийского университета . стр. 247–296. ISBN 9780520309333 – через Google Книги .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Деист, В .; и др. (1990). Германия и Вторая мировая война . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822884-8 .
- ^ Вверх 2016 , с. 254, Глава пятая: Борьба за Германию, Борьба за Францию .
- ^ Брошюра о 40 и годовщина освобождения Корсики.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордан, Джон; Дюма, Роберт; и др. (Дизайн Стивена Дента, иллюстрации Бертрана Магера) (2009). «Глава 3. Дюнкерк и Страсбург: 1932–1942» . Французские линкоры 1922–1956 гг . Лондон, Англия, Великобритания: Перо и меч. стр. 92–99. ISBN 9781473828254 – через Google Книги .
- ↑ Джордан и Мулен, Глава 10, Флот затоплен, 27 ноября 1942 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б u-boote.fr АНРИ ПУАНКАРЕ (на французском языке), по состоянию на 3 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Клейтон, Энтони; и др. (Иллюстрации Питера Френча) (2016) [2014]. «7. Вторая мировая война 1943—1942 годов» . Три республики, один флот: военно-морская история Франции 1870–1999 гг . Солихалл, Англия, Великобритания: Hellion & Company Limited. стр. 102–136. ISBN 9781912174683 – через Google Книги .
- ^ Модсли, Эван (2019). «Глава 4. Горькая судьба французского флота, 1940–44» . Война за моря: морская история Второй мировой войны . Нью-Хейвен , Коннектикут , США: Издательство Йельского университета . стр. 64–80. дои : 10.12987/9780300248753-007 . ISBN 9780300248753 . LCCN 2019941052 – через Google Книги .
- ^ Тессье, Эрван; Гарнье, Седрик; Мюло, Жан-Ульрих; Ленобль, Вероника; Арно, Мирей; Рейно, Мишель; Мунье, Стефан (1 октября 2011 г.). Шеппард, Чарльз; Ричардсон, Б. (ред.). «Изучение пространственного и исторического распределения донных неорганических загрязнений в Тулонском заливе (Франция)» . Бюллетень о загрязнении морской среды . 62 (10). Амстердам , Нидерланды : Elsevier : 2075–2086 гг. Бибкод : 2011MarPB..62.2075T . doi : 10.1016/j.marpolbul.2011.07.022 . ISSN 0025-326X . ПМИД 21864863 . S2CID 4840739 . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Симпсон, Майкл (1997). Даффи, Майкл ; Фил, Д. (ред.). «Форс H и британская стратегия в Западном Средиземноморье 1939–42» . Зеркало моряка . 83 (1). Глазго , Шотландия , Великобритания: Общество морских исследований / Тейлор и Фрэнсис : 62–75. дои : 10.1080/00253359.1997.10656629 . ISSN 0025-3359 . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Томас, RT (1979). «Британия и Виши в 1942 году» . Великобритания и Виши: дилемма англо-французских отношений 1940–42 гг . Становление 20-го века. Лондон, Англия, Великобритания: Пэлгрейв. стр. 118–137. дои : 10.1007/978-1-349-16052-5_7 . ISBN 978-0-333-24312-1 – через Google Книги .
- ^ Каннингем, Эндрю Браун (2018) [2006]. «Часть I: Делегация Британского Адмиралтейства, Вашингтон, округ Колумбия, с марта по сентябрь 1942 года» . В Симпсоне, Майкл (ред.). Документы Каннингема: Том II: Триумф морской мощи союзников, 1942–1946 гг . Том. 2. Лондон, Англия, Великобритания: Рутледж. п. 23. ISBN 9781000340853 – через Google Книги .
- ^ Родоньо, Давиде (2008) [2003]. «6. Отношения с оккупированными территориями» . Европейская империя фашизма: итальянская оккупация во время Второй мировой войны . Новые исследования по европейской истории. Перевод Адриана Белтона (2-е изд.). Кембридж , Англия, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . п. 216. ИСБН 9780521845151 . ОСЛК 65203222 .
- ^ О'Хара, Винсент П. (2012). «Итальянская Социальная Республика, Военно-Морской Флот» . В Такере, Спенсер К .; Пьерпаоли-младший, Пол Г.; Осборн, Эрик В.; О'Хара, Винсент П. (ред.). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . Том. I. Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. стр. 388–491. ISBN 9781598844573 – через Google Книги .
- ^ Такер-Джонс, Энтони (2009). «Глава третья: Черчилль и Монти сражаются с Айком» . Операция «Драгун»: Освобождение юга Франции, 1944 год . Барнсли, Англия, Соединенное Королевство: Книги о ручке и мече. п. 78. ИСБН 9781844685325 – через Google Книги .
- ^ Бертон, Эрл; Пинкус, Дж. Х. (1 сентября 2004 г.). О'Лири, Майкл (ред.). «Другой день Д: Вторжение в Южную Францию». Морская классика . 37 (9). Чатсуорт, Калифорния, США: Challenge Publications, Inc.: 60–70.
Библиография
[ редактировать ]- Вверх, Александр Джон (2016). Блобаум, Роберт; Ослестад, Кэтрин (ред.). Обычные моряки: Французский флот, Виши и Вторая мировая война (PDF) . Колледж искусств и наук Эберли (доктор философии). Дипломные диссертации, диссертации и отчеты о проблемах. Моргантаун , Западная Вирджиния , США: Университет Западной Вирджинии . doi : 10.33915/etd.6852 – через Исследовательский репозиторий @ WVU.
- Офан, Пол; Мордаль, Жак (15 июля 2016 г.) [1959]. Французский флот во Второй мировой войне . Перевод ACJ Sabalot (2-е изд.). Аннаполис , Мэриленд , США: Военно-морской институт США . ISBN 9781682470602 – через Google Книги .
- Саймондс, Крейг Л. (2018). Вторая мировая война на море: глобальная история . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190243678 . LCCN 2017032532 – через Google Книги .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с затоплением французского флота в Тулоне, на Викискладе?
- Работы, связанные с письмом Адольфа Гитлера маршалу Петену с объявлением о решении оккупировать Тулон, в Wikisource