Жан де Лаборд
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2014 г. ) |
граф Жан де Лаборд | |
---|---|
Имя при рождении | Жан Жозеф Жюль Ноэль де Лаборд |
Псевдоним(а) | Граф Жан |
Рожденный | Шантильи, Франция | 29 ноября 1878 г.
Умер | 30 июля 1977 г. Кастильон-ла-Батай | ( 98 лет
Верность | ![]() ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1897–1943 |
Классифицировать | Адмирал |
Команды |
|
Битвы/войны | |
Награды |
|
Супруг (а) | Роуз Мари Сальдо |
Жан де Лаборд (англ. Французское произношение: [ʒɑ̃ də labɔʁd] ; 29 ноября 1878 — 30 июля 1977) — французский адмирал , сделавший долгую карьеру, начавшуюся в конце 19 века и закончившуюся Второй мировой войной , после которой он был признан виновным в государственной измене и приговорен к смертной казни. Пионер морской авиации Франции , он был капитаном первого французского авианосца, получил множество наград и занимал множество высоких постов. Он наиболее известен своим последним военным актом, затоплением французского флота в Тулоне , после того, как он отказался позволить Германии захватить его флот или приказать своему флоту присоединиться к союзникам во время немецкой оккупации Виши, Франция, во Второй мировой войне. , что разрушило его престиж и привело к его аресту и осуждению за государственную измену .
Образование
[ редактировать ]Жан де Лаборд поступил в Военно-морское училище в 1895 году с титулом « граф », который оставался его прозвищем на протяжении всей его карьеры. [ 1 ]
Военная карьера
[ редактировать ]Первая мировая война и ранее
[ редактировать ]После окончания учебы де Лаборд был отправлен на Дальний Восток в 1897 году, где он сначала служил прапорщиком в 1900 году и принял участие в китайской кампании после Боксерского восстания . По возвращении во Францию в 1908 году ему было присвоено звание лейтенанта . После пары лет пребывания в марокканских водах его отправили обратно на Дальний Восток на борту броненосного крейсера «Дюпле» . Там он научился летать и облетел Сайгон , получив лицензию пилота в 1914 году. Будучи пилотом во время Первой мировой войны, он возглавлял летное подразделение , а затем руководил центром морской авиации в Дюнкерке . [ 1 ]
Между войнами
[ редактировать ]Пионер морской авиации во Франции , он был назначен главой морской авиации в 1925 году и принял командование «Беарном » , первым французским авианосцем. В 1928 году в возрасте 50 лет он получил звание контр-амирала (эквивалент контр-адмирала ) и стал командующим морским сектором Тулона , а в 1930 году — главнокомандующим 2-й эскадры. В 1932 году он был возведен в звания вице-амирала (вице-адмирала) и главнокомандующего и морского префекта 4-го морского региона (Бизерта), прикрывающего Средиземное море . В 1936 году де Лаборд снова возглавил 2-ю эскадру, а позже в том же году стал главнокомандующим Атлантической эскадры . [ 1 ]
В 1937–1940 годах он был членом Высшего военно-морского совета ( Conseil Supérieur de la Marine ). В 1938 году он заработал свою пятую звезду, став полным адмиралом . В 1938–1939 годах он занимал должность генерального инспектора военно-морских сил и участвовал в работе различных военно-морских консультативных комиссий Третьей французской республики . [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Немецкое вторжение во Францию
[ редактировать ]В 1939 и 1940 годах он занимал должность главнокомандующего военно-морскими силами Запада и был известен как «адмирал Вест». К этому времени он заслужил множество медалей, в том числе весьма престижный орден Почетного легиона .
Нацистская Германия вторглась во Францию в мае 1940 года, а в июне было подписано перемирие , разделившее Францию на два сектора: оккупированную зону на севере и западе и свободную зону на юго-востоке, при этом французское правительство под управлением маршала Филиппа Петена базировалось в Виши. . Де Лаборд достиг пенсионного возраста к сентябрю 1940 года, но после того, как перемирие было возобновлено, и он был назначен лидером вновь созданного подразделения Forces de Haute mer (FHM) на два года. [ 1 ]
Затопление флота
[ редактировать ]Петен рассчитывал на соперничество между де Лабордом и адмиралом флота Франсуа Дарланом, чтобы сохранить контроль. [ нужна ссылка ] . Дарлан стал адмиралом флота в 1939 году.
Будучи вице-адмиралом, Лаборд был командиром Первой эскадры, сформированной вокруг линкора «Страсбург» . После капитуляции Франции и прихода к власти правительства Виши под руководством Филиппа Петена Лаборд решил встать на сторону режима и стал командующим Флотом открытого моря. Петен рассчитывал использовать неприязнь Лаборда к Дарлану, чтобы облегчить управление Флотом. [ нужна ссылка ] . Флот открытого моря состоял из 38 современных единиц и составлял четверть всего ВМС Франции. [ нужна ссылка ]
Крайне враждебно настроенный по отношению к британцам и Шарлю де Голлю , Лаборд продвигал проект по возвращению Чада. [ нужна ссылка ] . Когда союзники вторглись во французские колонии в Северной Африке в ходе операции «Факел» , он предложил французскому флоту отплыть и атаковать союзников в ответ; это предложение было резко отвергнуто Габриэлем Офаном . [ нужна ссылка ]
Среди интриг, попыток заключения сделок и изменения лояльности после вторжения союзников в Северную Африку 7 ноября 1942 года Дарлан заключил сделку с союзниками, приказав французским войскам присоединиться к союзникам, что они и сделали. [ нужна ссылка ] . Петен лишил Дарлана должности и приказал оказать сопротивление в Северной Африке, но его проигнорировали. В ответ нацистские войска заняли свободную зону, но остановились возле Тулона, базы, где было пришвартовано большинство оставшихся французских кораблей. 11 ноября Дарлан в ответ приказал Лаборду присоединиться к нему с флотом в Северной Африке. [ нужна ссылка ] . Офан, сменивший Дарлана на посту главы военно-морского флота, также в частном порядке убеждал его присоединиться к союзникам. Лаборд отклонил апелляцию, настаивая на том, что сделает это только по прямому приказу Петэна. [ нужна ссылка ]
27 ноября 1942 года Лаборд приказал затопить французский флот в Тулоне, чтобы предотвратить попадание его кораблей в руки Германии, Италии или Великобритании. [ нужна ссылка ] . К тому времени, когда немцы попытались захватить корабли, практически все они были затоплены, диверсированы или скрылись. [ нужна ссылка ]
После освобождения, во время Épuration légale , Лаборд был приговорен к смертной казни Высшим судом юстиции (Франция). [ фр ] за измену и за неспособность спасти флот, позволив ему перейти на сторону союзников. Позднее его приговор был заменен пожизненным заключением, и он был помилован в 1951 году. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Руксель, Жан-Кристоф. «Знаменитые офицеры – Жан де Лаборд» (на французском языке). Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 г. Проверено 15 декабря 2014 г.
- ↑ Остальное время: (1939–1958) герцога Бриссака, 1974 год.
- 1878 рождений
- 1977 смертей
- Лауреаты Военного креста 1914–1918 гг. (Франция).
- Лауреаты Croix de Guerre 1939–1945 (Франция).
- Большой крест Почетного легиона
- Народ Третьей французской республики
- Французские военнослужащие, участвовавшие в Боксерском восстании
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Адмиралы французского флота Второй мировой войны
- Французские заключенные приговорены к смертной казни
- Люди Виши Франция
- Люди, осужденные за национальное унижение
- Заключенные, приговоренные Францией к смертной казни
- Получатели помилования президента Франции
- Награждены медалью «За выдающиеся заслуги» ВМФ.
- Иностранные получатели медали «За выдающиеся заслуги» (США)