Операция Сцилла
Операция Сцилла | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Итальянский легкий крейсер Scipione Africano в Таранто | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
4 моторных торпедных катера | 1 легкий крейсер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
12 убитых 1 МТБ затонул 2 МТБ повреждены |
2 раненых 1 легкий крейсер поверхностно поврежден |
Операция «Сцилла» ( итал . Operazione Scilla ) — транзит Regia Marina (Королевский флот Италии) лёгкого крейсера типа «Capitani Romani» Scipione Africano в ночь с 17 на 18 июля 1943 года во время Второй мировой войны . Крейсер совершил переход из Ла Специи в Тирренском море в Таранто в Ионическом море во время вторжения союзников на Сицилию .
«Сципионе Африкано» вел ночной бой против четырех британских торпедных катеров (МТБ) во время прохода через Мессинский пролив . По крайней мере два МТБ выпустили торпеды, а крейсер, двигаясь на максимальной скорости, вел огонь из главного и вспомогательного орудий. МТБ был уничтожен, а один поврежден; Scipione Africano получил поверхностные повреждения после ошибочного обстрела береговой артиллерией Оси. Это был единственный раз, когда итальянский военный корабль эффективно использовал надводный радар во время боя.
Фон
[ редактировать ]Союзная блокада Сицилии
[ редактировать ]Во время вторжения союзников на Сицилию (операция «Хаски», 9 июля – 17 августа 1943 г.) британские моторные торпедные катера (МТБ) и моторные артиллерийские катера переместились из Алжира на Мальту, а оттуда в захваченные порты Сицилии. Вывод войск Оси с Сицилии ( Unternehmen Lehrgang у немцев) проходил с 3 по 17 августа. [1] Лодки патрулировали Мессинский пролив и устраивали засады, ожидая кораблей и десантных кораблей Оси; при выключенных двигателях экипажи лодок прислушиваются к звукам корабельных двигателей. Лейтенант Дени Джермейн, старший офицер четырех лодок 10-й МТБ флотилии, патрулировавших в ночь с 17 на 18 июля 1943 года, решил, что при атаке корабля Оси одна лодка будет действовать как приманка, производя как можно больше шума. чтобы другие лодки незаметно заняли позиции для запуска торпед. [2]
Сципион Африканский
[ редактировать ]Итальянский лёгкий крейсер типа Capitani Romani Scipione Africano ( «Сципионе» ) был одним из четырёх кораблей этого класса, которые были построены и был оснащён EC-3 ter Gufo («Сова») радиолокационной установкой . Комплекты Gufo были итальянского производства и поступили на вооружение в начале 1942 года. Scipione базировался в Ла Специи в регионе Лигурия , на северо-западном побережье Италии. [3] Когда началось вторжение союзников на Сицилию, предвидя блокаду Мессинского пролива американскими и британскими военно-морскими силами, Регия Марина приказала Сципионе Африкано (капитану Эрнесто Пеллегрини) плыть из Ла Специи вдоль западного побережья Италии в Таранто в Апулии . восполнить недостаток быстроходных крейсеров в Ионическом море . [4]
Прелюдия
[ редактировать ]Операция «Сцилла»
[ редактировать ]15 июля 1943 года Сципионе вылетел из Специи в Неаполь и прибыл в тот же вечер в сопровождении британского гидросамолета. Сципионе погрузил на борт группу воздушной связи и Metox высокочастотный радиолокационный приемник предупреждений . Он снова отплыл в 18:15 16 июля и вошёл в Мессинский пролив в 00:20 17 июля, когда с юга взошла полная луна. Несколькими днями ранее, в ночь с 12 на 13 июля, британский торпедный катер МТБ 81 потопил немецкую подводную лодку U-561 . на северных подходах к проливу [5]
Ночное действие
[ редактировать ]
Достигнув пролива, Сципионе обнаружил четыре небольших судна на своем наборе Гуфо , лежащих в 10 000 м (10 км; 6,2 мили) впереди, между Реджо-ди-Калабрия и мысом Пелларо . [6] Сначала Пеллегрини подумал, что это дружественные Marinefährprähme (моторные баржи). [7] В 02:13 движение головного судна убедило Пеллегрино, что это были МТБ союзников, и он приказал увеличить скорость с 24 узлов (28 миль в час; 44 км/ч) до 30 узлов (35 миль в час; 56 км/ч). . [8]
MTB представляли собой четыре катера британской компании Elco из 10-й флотилии MTB (лейтенант Деннис Джермейн), базирующейся в Огасте , в их состав входили MTB 260 (лейтенант HF Wadds, RANVR), MTB 313 (лейтенант Алек Фостер), MTB 315 (лейтенант Ньюолл, RNZNVR) и MTB. 316 (лейтенант Р.Б. Адамс). [9] Британские МТБ поджидали десантные корабли и электронные катера Оси . [10] Джермейн на MTB 315 написал позже:
Меня застали врасплох. Мы лежали с остановленными двигателями в двух милях к югу от Мессины, в ровном штиле, и полная луна красиво очерчивала нас. (...) Мы и не мечтали, что крейсер сможет пробраться туда незамеченным нашими патрулями. [9]
Джермейн поднял тревогу и приказал остальным лодкам разойтись. Не имея времени подавать сигналы, Джермейн двинул МТБ 315 на восток, оставив по две лодки на каждую сторону Сципиона . Джермейн намеревался провести ложный маневр с помощью МТБ 315, чтобы привлечь внимание крейсера и оставить другие лодки в более удобной позиции для атаки. [10]

Пеллегрини развернул свой корабль на 200 градусов, направляясь к точке между МТБ 313 и МТБ 316 . [7] Скорость крейсера удивила британцев, и к тому времени, когда они были готовы к запуску торпед, он находился всего в 1400 м (1500 ярдов). [10] Сципионе открыл огонь из всех орудий с точностью, которая, по словам Пеллегрини, «поразила его». В итальянском отчете утверждается, что бой длился не более трех минут и что первым кораблем союзников, пораженным снарядами калибра 13,5 см (5,3 дюйма), была ближайшая к правому борту лодка, которая осталась в «тонущем состоянии». [7] Это был MTB 313 , находившийся всего в 270 м (300 ярдов) от Сципиона . МТБ 313 был готов к пуску торпед, когда Фостер был ранен в ногу, а запасной офицер флотилии младший лейтенант Джон Макким был смертельно ранен. Одна торпеда прошла прямо перед Сципионом , и поврежденный МТБ захромал прочь. [11]
МТБ 260 также находился на правом борту крейсера и заявил о попадании. [10] После обстрела Сципиона . MTB 260 отделался незначительными повреждениями [12] В итальянском отчете говорится, что ее подожгли. [7] MTB 316 находился на расстоянии 46 м (50 ярдов) от порта Сципионе, когда по нему был обстрелян. МТБ загорелся и взорвался всего через несколько секунд, обломки затонули всеми руками. [7] [13] Взрыв произошел настолько близко к крейсеру, что обломки МТБ 316 упали на борт «Сципиона» . Анализ этих останков вызвал некоторые разногласия, когда итальянские источники заявили, что затонули MTB 305 , которого не было в Средиземном море, из-за надписи на найденной деревянной панели. [7]
Сципиона преследовали по проливу MTB 315 и MTB 260 , пока он не повернул влево в сторону Таранто. [14] [15] Пеллегрини сообщил, что один из кораблей по левому борту выпустил две торпеды, от которых Сципионе уклонился. [7] Лодка называлась MTB 315 , которую Сципион атаковал из своих крупнокалиберных пулеметов. [10] [7] В конце боя Сципионе подвергся обстрелу немецкой и итальянской береговой артиллерии, в результате чего он получил осколочные повреждения и ранил двух моряков. [7] Британские источники зафиксировали воздушную атаку на Сципионе самолетов Оси, о которой Пеллегрино не упомянул. [10] Сципион достиг Таранто в 09:46 18 июля. [16]
Последствия
[ редактировать ]Последующие операции
[ редактировать ]Примерно через час после того, как Сципионе прошел пролив, итальянская подводная лодка «Амбра » в сопровождении миноносца « Партенопа» достигла Мессины, также из Специи. Амбра должна была атаковать корабли союзников в Сиракузах с помощью катеров с взрывчаткой МТ (MTR) в ночь с 17 на 18 июля, но операция была отменена после того, как подводная лодка была подвергнута глубинной бомбе и повреждена 221-й эскадрильей Vickers Wellington ; Амбра не пострадала и, хромая, вернулась в Мессину. [17] На следующее утро после боя младший лейтенант Макким был похоронен в море у побережья Огасты. Никаких следов МТБ 316 и ее экипажа союзные войска не обнаружили. [18] Следующей ночью MTB 75 был подбит и серьезно поврежден береговыми батареями в Мессинском проливе, а вечером 19 июля неопознанная подводная лодка подверглась глубинной бомбе со стороны британских небольших подразделений и едва смогла спастись у Реджо-ди-Калабрия. [10] С 4 по 17 августа «Сципионе» и старый лёгкий крейсер «Луиджи Кадорна» заложили четыре оборонительных минных поля в заливах Таранто и заливе Сквиллаче . [19] На следующий день после Кассибилского перемирия обнародования Сципион сопровождал корвет Байонетта , перевозивший итальянскую королевскую семью из Пескары в Бриндизи , где он подвергся воздушной атаке Германии. Сципионе переправил нового главу правительства генерала Пьетро Бадольо и его кабинет на Мальту . [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шрайбер 2017 , с. 1114.
- ^ Папа 2014 , стр. 53, 99.
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , с. 210.
- ^ Андо 1994 , стр. 80–81.
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , стр. 290–291.
- ^ Барони 2007 , с. 187; Престон и Андо 1978 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Пеллегрини Дай Кой 2012 , стр. 28–40.
- ^ Андо 1994 , стр. 80–81; Пеллегрини Дай Кой 2012 , стр. 28–40.
- ^ Jump up to: а б Папа 2014 , стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Папа 1998 , стр. 121–123.
- ^ Рейнольдс и Купер 1999 , стр. 70–71; Кинделл 2011 .
- ^ Pellegrini Dai Coi 2012 , стр. 28–40; Рейнольдс и Купер 1999 , стр. 70–71.
- ^ Определенно 2011 год .
- ^ Рейнольдс и Купер 1999 , стр. 70–71.
- ^ Папа 2014 , с. 100.
- ^ Грин и Массиньяни 1998 , с. 291.
- ^ Фиораванзо 1964 , стр. 249–250.
- ^ Рейнольдс и Купер 1999 , стр. 71–72.
- ^ Коккиа 1966 , с. 397.
- ^ Монарх 2011 .
Библиография
[ редактировать ]Книги
- Андо, Элио (1994). Лёгкие крейсеры класса «Капитан Романи» [ Римские лёгкие крейсеры класса капитан ]. Военные корабли Второй мировой войны (на итальянском языке). Парма: Альбертелли. ISBN 978-88-85909-45-8 .
- Барони, Пьеро (2007). Радиолокационная война: Самоубийство Италии: 1935/1943 [ Радиолокационная война: Самоубийство Италии: 1935/1943 ] (на итальянском языке). Милан: Греко и Греко. ISBN 978-8-87-980431-8 .
- Коккья, Альдо (1966). Минная война [ Минная война ]. Итальянский флот во Второй мировой войне (на итальянском языке). Том XVIII. Рим: Историческое управление военно-морского флота. OCLC 496647256 .
- Фиораванцо, Джузеппе (1964). Я Месси Д'Асальто [ Атака на Мессину ]. Итальянский флот во Второй мировой войне (на итальянском языке). Том XIV. Рим: Историческое управление военно-морского флота. OCLC 946586165 .
- Фризер, Х.; Шмидер, К.; Шёнхерр, К.; Шрайбер, Г.; Унгвари, К.; Вегнер, Б. (2017) [2007]. Фризер, К.Х. (ред.). Восточный фронт 1943–1944 годов: Война на Востоке и на соседних фронтах . Германия и Вторая мировая война. Том. VIII. Перевод Смерина Б.; Уилсон, Б. (англ. пер. Oxford University Press, изд. Нью-Йорка). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN 978-0-19-872346-2 .
- Шрайбер, Г. «Часть VI. Война на соседних фронтах IV. Конец североафриканской кампании и война в Италии, 1943–1945 гг. 3. Нападение на «крепость Европы»: Сицилия, 1943 г.». В Фризере и др. (2017) .
- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (1998). Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг . Лондон: Чатем. ISBN 978-1-88-511961-2 .
- Поуп, Дадли (1998). Флаг 4: Битва береговых войск в Средиземноморье 1939–45 гг . Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-067-1 .
- Поуп, Дадли (2014) [1950]. Флаг 4: Битва береговых войск в Средиземноморье 1939–45 гг . Лоо: Дом Стратуса. ISBN 978-0-7551-3062-7 .
- Рейнольдс, округ Колумбия; Купер, Х.Ф. (1999). Средиземноморские МТБ в войне: короткие операции флотилии МТБ, 1939–45 . Страуд: Саттон. ISBN 978-0-75-092274-6 .
Журналы
- Пеллегрини Дай Кой, Маурицио де (2012). «Сципион: боевой пост» [Сципион: Боевой отчет]. Ривиста Мариттима (на итальянском языке) (январь – февраль). Рим: Министерство обороны. OCLC 807147945 .
- Престон, Энтони; Андо, Элио (1978). Робертс, Джон (ред.). «Римские капитаны». Военный корабль . В. Лондон: Conway Maritime Press. ISSN 0142-6222 .
Газеты
- Монарка, Людовика (23 июля 2011 г.). «Воспоминания о битве и жизни на борту Сципиона» . Тирренское море (на итальянском языке). Ливорно . Проверено 31 марта 2021 г.
Веб-сайты
- Кинделл, Д. (12 февраля 2011 г.). Г., Смит (ред.). «Списки потерь Королевского флота и военно-морских сил Доминиона, Вторая мировая война» . www.naval-history.net . Проверено 1 апреля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-102-6 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. п. 262. ИСБН 1-86176-257-7 .
- Конфликты 1943 года
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Победы итальянского флота в битве на Средиземном море.
- 1943 год в Италии.
- Инциденты с дружественным огнем во время Второй мировой войны
- События июля 1943 года