Jump to content

Битва при конвое Кампобассо

Координаты : 36 ° 45' с.ш., 10 ° 45' в.д.  /  36,750 ° с.ш., 10,750 ° в.д.  / 36,750; 10.750

Битва при конвое Кампобассо
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

HMS Petard, фотография с HMS Formidable , декабрь 1943 года.
Дата 3-4 мая 1943 г.
Расположение 36 ° 45' с.ш., 10 ° 45' в.д.  /  36,750 ° с.ш., 10,750 ° в.д.  / 36,750; 10.750
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Италия
Командиры и лидеры
Дерик Холланд-Мартин Саверио Маротта  
Сила
3 эсминца 1 торпедный катер
1 торговое судно
Жертвы и потери
Никто 76 человек убиты (итальянский торговый флот)
Убито 133 человека (ВМС Италии): Всего : 209.
103 человека спасены
1 торпедный катер потоплен
1 торговое судно затонуло

Битва при конвое Кампобассо — морское сражение между тремя Британского Королевского флота эсминцами и Regia Marina (Королевский флот Италии) Spica торпедным катером класса Perseo , которое произошло у мыса Бон в Средиземном море в ночь с 3 на 4 мая 1943 года. Итальянцы сопровождали валовой водоизмещением 3566 тонн » грузовое судно «Кампобассо в Тунис .

Корабли были освещены звездными снарядами к востоку от Келибии на мысе Бон ; «Персео» атаковал британские корабли торпедами, а затем повернул на северо-запад. Кампобассо взорвался под британской бомбардировкой, и еще больше звездных снарядов осветили Персео , который был серьезно поврежден и затонул через час. В составе 93 экипажа Кампобассо 73 человека погибли, а из 133 членов экипажа Персео 83 выжили.

Когда кампания в Северной Африке приближалась к завершению, HMS Paladin и нубиец из Force K патрулировали воды у мыса Бон . В ночь с 29 на 30 апреля эсминцы совершили зачистку вдоль южного побережья Сицилии и столкнулись с торговым судном «Фауна» (575 брт ), сопровождаемым немецкими электрокатерами . Британские эсминцы без потерь потопили «Фауну» . [1]

Прелюдия

[ редактировать ]

Через несколько дней, по тревоге радиоразведки, Нубиец , Паладин и Петар были отправлены в засаду ждать итальянский конвой. Итальянское торговое судно «Кампобассо» (3566 брт) покинуло остров Пантеллерия 3 мая в 19:00, загруженное бомбами, минами, автотранспортом и другими грузами для сил Оси в Тунисе. Вскоре после отплытия к торговому кораблю присоединился его эскорт, итальянский миноносец «Персео» (капитан Саверио Маротта ). [2]

Два корабля прошли извилистый курс через минные поля Оси и союзников. [2] В ночь с 3 на 4 мая у Келибии на полуострове Кейп-Бон британские эсминцы зафиксировали радиолокационные контакты с судами, направлявшимися к побережью Туниса. [3] Perseo , оснащенный радар-детектором Metox , был предупрежден о передачах британских эсминцев и подал сигнал в Супермарину , штаб-квартиру Regia Marina , о том, что конвой обнаружен. [4]

Действие

[ редактировать ]
Полуостров Кейп-Бон; Келибия находится на восточной оконечности

В 23:35 звездные снаряды разорвались над головой, когда итальянские корабли находились примерно в 7 морских милях (13 км; 8,1 миль) к востоку от Келибии (мыс Бон), и вскоре после этого Кампобассо был поражен и загорелся. После акции член экипажа «Персео» написал:

Вспоминая предыдущее 15 января, все знали, что произойдет; сразу же торпедный катер развернулся в сторону противника для запуска. [4]

«Персео» выпустил две торпеды правого борта с высоты 700 ярдов (640 м), а затем на полной скорости поплыл на северо-запад к мысу Бон. Кампобассо взорвался в 23:48, осветив Персео . Британские корабли выпустили еще больше звездных снарядов, и «Персео» начал резкое уклонение до 23:52, когда у его руля направления возникла механическая неисправность. Прежде чем экипаж смог управлять вручную, в корпус попало два снаряда, затем еще несколько попаданий получили мостик и машинные отделения. [4]

Пар вырвался из корпуса и покрыл палубу, когда двигатели остановились. Британские эсминцы подошли на расстояние 500 ярдов (460 м), открыли огонь из своих главных орудий и зенитного вооружения, и в 23:58 Маротта приказал покинуть корабль. «Персео» оставался на плаву около часа, когда в 01:00 взорвался магазин и корабль затонул кормой. На следующий день итальянский госпитальный корабль «Принцесса Джованна» забрал четырех выживших из Кампобассо , а двадцать человек достигли берега на спасательной шлюпке; Корабль-госпиталь спас 67 человек с Персео . 6 мая «Принцесса Джованна» подверглась бомбардировке и повреждению авиации союзников , в результате чего 54 человека были убиты и 52 ранены. [3]

Последствия

[ редактировать ]

Экипаж Кампобассо потерял 73 человека из 93 человек; В составе «Персео» и 133 человека погибли 83 человека были спасены; Маротта был среди убитых. [5]

Последующие операции

[ редактировать ]

Второй конвой, возглавляемый «Циклон» торпедным катером класса эскортным «Тифоне» , загруженный авиационным духом , отправился на торговом корабле «Беллуно» в Тунис из Трапани и сумел уклониться от британских эсминцев, став свидетелем разрушения Кампобассо . Конвой Тифон прибыл 4 мая и был последним рейсом снабжения стран Оси, достигшим Африки во время войны. [6] Другой итальянский конвой в составе итальянского лихтера MZ 724 и корабля водоснабжения Scrivia отплыл 4 мая, эвакуировал 200 итальянских солдат из Бизерты и достиг Кальяри . на следующий день незамеченным [7]

Операция Возмездие

[ редактировать ]
«Кассиопея» — еще один «Спика» . торпедный катер типа

Когда аэродромы Оси в Тунисе были захвачены, истребители союзников могли сопровождать корабли в морях между Тунисом и Сицилией, что сделало возможным дневное патрулирование. Конвои союзников вдоль побережья и на Мальту были остановлены, чтобы отвлечь их конвой на блокаду Туниса. Самолеты должны были атаковать корабли Оси в пределах 5 морских миль (5,8 миль; 9,3 км) от тунисского берега и за пределами того предела, который корабли союзников имели бы свободу передвижения. Британские мины должны были затонуть в начале мая, и разведданные о минных полях Оси были сочтены достаточными, чтобы рискнуть плавать в некоторых районах. [8]

С ночи с 8 на 9 мая Паладин вместе с Джервисом , Петардом и Нубианом из отряда K бомбардировал Келибию и поддерживал дневную блокаду у мыса Бон с отрядом Q, базирующимся в Боне (ныне Аннаба), в состав которого входили HMS Laforey , Loyal , Tartar. и ORP Błyskawica с эсминцами типа «Хант» HMS Zetland , Lamerton , Aldenham , Hursley , Wilton , Dulverton , Lauderdale и греческим эсминцем RHS Kanaris , но им пришлось покрасить свои надстройки в красный цвет, чтобы избежать атак дружественных самолетов. [9]

Британские моторные артиллерийские катера , моторные торпедные катера и американские ПТ-катера ночью патрулировали ближе к берегу. Превосходство союзников было настолько велико, что Супермарина решила, что попытка эвакуации будет тщетной. Персонал Туниса предпринимал спорадические попытки бежать; после 7 мая немецкие KT 22 , некоторые торпедные катера Оси и катера MAS ( Motoscafo Armato silurante ) были единственными судами, которые преодолели блокаду. К моменту капитуляции Оси блокирующие корабли взяли в плен 800 человек. [9] [а]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ровер и Хюммельхен (2005) зарегистрировали 700 заключенных. [1]
  1. ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 248.
  2. ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , с. 210; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 248.
  3. ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , стр. 210–211.
  4. ^ Jump up to: а б с О'Хара 2009 , стр. 210.
  5. ^ О'Хара 2009 , стр. 211.
  6. ^ Джорджерини 2002 , с. 556; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 248.
  7. ^ «W 1 — Марина Милитаре» . www.marina.difesa.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
  8. ^ Playfair и др. 2004 , с. 424.
  9. ^ Jump up to: а б Плейфэр и др. 2004 , с. 424; О'Хара 2009 , с. 211.
  • Джорджерини, Джорджио (2002). Итальянская война на море. Флот между победой и поражением 1940–1943 [ Итальянская война на море. Флот между победой и поражением 1940–1943 ] (на итальянском языке). Милан: Мондадори. ISBN  978-8-80-450150-3 .
  • О'Хара, вице-президент (2009 г.). Борьба за Срединное море . Лондон: Конвей. ISBN  978-1-84486-102-6 .
  • Плейфэр, ИСО; Молони, ЗАО; Флинн, ФК; Глив, Т.П. (2004) [1966]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV (pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-068-9 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  1-86176-257-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-405-13031-7 .
  • Коннелл, Г.Г. (1994). Боевой эсминец: история HMS Petard . Креси. ISBN  0-947554-40-8 .
  • Фиораванцо, Джузеппе (1964) [1958]. Защита сообщения с Северной Африкой. с 1 октября 1942 года до падения Туниса [ Защита сообщения с Северной Африкой с 1 октября 1942 года до падения Туниса ]. Историческое управление военно-морского флота: ВМС Италии во Второй мировой войне [Историческое управление ВМФ: ВМС Италии во Второй мировой войне] (на итальянском языке). Том VIII. Рим: Генеральный штаб ВМФ. OCLC   956005727 .
  • Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN  978-1-86176-293-1 .
  • Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1976). Эсминцы военной постройки классов от O до Z. Лондон: Книги Бивака. ISBN  0-85680-010-4 .
  • Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-326-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1499d24f2fbd1e3ad74b99a097e906e9__1718064900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/e9/1499d24f2fbd1e3ad74b99a097e906e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Campobasso Convoy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)