Битва при конвое Кампобассо
Битва при конвое Кампобассо | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() HMS Petard, фотография с HMS Formidable , декабрь 1943 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Дерик Холланд-Мартин | Саверио Маротта † | ||||||
Сила | |||||||
3 эсминца |
1 торпедный катер 1 торговое судно | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
76 человек убиты (итальянский торговый флот) Убито 133 человека (ВМС Италии): Всего : 209. 103 человека спасены 1 торпедный катер потоплен 1 торговое судно затонуло |
Битва при конвое Кампобассо — морское сражение между тремя Британского Королевского флота эсминцами и Regia Marina (Королевский флот Италии) Spica торпедным катером класса Perseo , которое произошло у мыса Бон в Средиземном море в ночь с 3 на 4 мая 1943 года. Итальянцы сопровождали валовой водоизмещением 3566 тонн » грузовое судно «Кампобассо в Тунис .
Корабли были освещены звездными снарядами к востоку от Келибии на мысе Бон ; «Персео» атаковал британские корабли торпедами, а затем повернул на северо-запад. Кампобассо взорвался под британской бомбардировкой, и еще больше звездных снарядов осветили Персео , который был серьезно поврежден и затонул через час. В составе 93 экипажа Кампобассо 73 человека погибли, а из 133 членов экипажа Персео 83 выжили.
Фон
[ редактировать ]Когда кампания в Северной Африке приближалась к завершению, HMS Paladin и нубиец из Force K патрулировали воды у мыса Бон . В ночь с 29 на 30 апреля эсминцы совершили зачистку вдоль южного побережья Сицилии и столкнулись с торговым судном «Фауна» (575 брт ), сопровождаемым немецкими электрокатерами . Британские эсминцы без потерь потопили «Фауну» . [1]
Прелюдия
[ редактировать ]Через несколько дней, по тревоге радиоразведки, Нубиец , Паладин и Петар были отправлены в засаду ждать итальянский конвой. Итальянское торговое судно «Кампобассо» (3566 брт) покинуло остров Пантеллерия 3 мая в 19:00, загруженное бомбами, минами, автотранспортом и другими грузами для сил Оси в Тунисе. Вскоре после отплытия к торговому кораблю присоединился его эскорт, итальянский миноносец «Персео» (капитан Саверио Маротта ). [2]
Два корабля прошли извилистый курс через минные поля Оси и союзников. [2] В ночь с 3 на 4 мая у Келибии на полуострове Кейп-Бон британские эсминцы зафиксировали радиолокационные контакты с судами, направлявшимися к побережью Туниса. [3] Perseo , оснащенный радар-детектором Metox , был предупрежден о передачах британских эсминцев и подал сигнал в Супермарину , штаб-квартиру Regia Marina , о том, что конвой обнаружен. [4]
Действие
[ редактировать ]
В 23:35 звездные снаряды разорвались над головой, когда итальянские корабли находились примерно в 7 морских милях (13 км; 8,1 миль) к востоку от Келибии (мыс Бон), и вскоре после этого Кампобассо был поражен и загорелся. После акции член экипажа «Персео» написал:
Вспоминая предыдущее 15 января, все знали, что произойдет; сразу же торпедный катер развернулся в сторону противника для запуска. [4]
«Персео» выпустил две торпеды правого борта с высоты 700 ярдов (640 м), а затем на полной скорости поплыл на северо-запад к мысу Бон. Кампобассо взорвался в 23:48, осветив Персео . Британские корабли выпустили еще больше звездных снарядов, и «Персео» начал резкое уклонение до 23:52, когда у его руля направления возникла механическая неисправность. Прежде чем экипаж смог управлять вручную, в корпус попало два снаряда, затем еще несколько попаданий получили мостик и машинные отделения. [4]
Пар вырвался из корпуса и покрыл палубу, когда двигатели остановились. Британские эсминцы подошли на расстояние 500 ярдов (460 м), открыли огонь из своих главных орудий и зенитного вооружения, и в 23:58 Маротта приказал покинуть корабль. «Персео» оставался на плаву около часа, когда в 01:00 взорвался магазин и корабль затонул кормой. На следующий день итальянский госпитальный корабль «Принцесса Джованна» забрал четырех выживших из Кампобассо , а двадцать человек достигли берега на спасательной шлюпке; Корабль-госпиталь спас 67 человек с Персео . 6 мая «Принцесса Джованна» подверглась бомбардировке и повреждению авиации союзников , в результате чего 54 человека были убиты и 52 ранены. [3]
Последствия
[ редактировать ]Потери
[ редактировать ]Экипаж Кампобассо потерял 73 человека из 93 человек; В составе «Персео» и 133 человека погибли 83 человека были спасены; Маротта был среди убитых. [5]
Последующие операции
[ редактировать ]Второй конвой, возглавляемый «Циклон» торпедным катером класса эскортным «Тифоне» , загруженный авиационным духом , отправился на торговом корабле «Беллуно» в Тунис из Трапани и сумел уклониться от британских эсминцев, став свидетелем разрушения Кампобассо . Конвой Тифон прибыл 4 мая и был последним рейсом снабжения стран Оси, достигшим Африки во время войны. [6] Другой итальянский конвой в составе итальянского лихтера MZ 724 и корабля водоснабжения Scrivia отплыл 4 мая, эвакуировал 200 итальянских солдат из Бизерты и достиг Кальяри . на следующий день незамеченным [7]
Операция Возмездие
[ редактировать ]
Когда аэродромы Оси в Тунисе были захвачены, истребители союзников могли сопровождать корабли в морях между Тунисом и Сицилией, что сделало возможным дневное патрулирование. Конвои союзников вдоль побережья и на Мальту были остановлены, чтобы отвлечь их конвой на блокаду Туниса. Самолеты должны были атаковать корабли Оси в пределах 5 морских миль (5,8 миль; 9,3 км) от тунисского берега и за пределами того предела, который корабли союзников имели бы свободу передвижения. Британские мины должны были затонуть в начале мая, и разведданные о минных полях Оси были сочтены достаточными, чтобы рискнуть плавать в некоторых районах. [8]
С ночи с 8 на 9 мая Паладин вместе с Джервисом , Петардом и Нубианом из отряда K бомбардировал Келибию и поддерживал дневную блокаду у мыса Бон с отрядом Q, базирующимся в Боне (ныне Аннаба), в состав которого входили HMS Laforey , Loyal , Tartar. и ORP Błyskawica с эсминцами типа «Хант» HMS Zetland , Lamerton , Aldenham , Hursley , Wilton , Dulverton , Lauderdale и греческим эсминцем RHS Kanaris , но им пришлось покрасить свои надстройки в красный цвет, чтобы избежать атак дружественных самолетов. [9]
Британские моторные артиллерийские катера , моторные торпедные катера и американские ПТ-катера ночью патрулировали ближе к берегу. Превосходство союзников было настолько велико, что Супермарина решила, что попытка эвакуации будет тщетной. Персонал Туниса предпринимал спорадические попытки бежать; после 7 мая немецкие KT 22 , некоторые торпедные катера Оси и катера MAS ( Motoscafo Armato silurante ) были единственными судами, которые преодолели блокаду. К моменту капитуляции Оси блокирующие корабли взяли в плен 800 человек. [9] [а]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , с. 210; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , стр. 210–211.
- ^ Jump up to: а б с О'Хара 2009 , стр. 210.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 211.
- ^ Джорджерини 2002 , с. 556; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 248.
- ^ «W 1 — Марина Милитаре» . www.marina.difesa.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Playfair и др. 2004 , с. 424.
- ^ Jump up to: а б Плейфэр и др. 2004 , с. 424; О'Хара 2009 , с. 211.
Ссылки
[ редактировать ]- Джорджерини, Джорджио (2002). Итальянская война на море. Флот между победой и поражением 1940–1943 [ Итальянская война на море. Флот между победой и поражением 1940–1943 ] (на итальянском языке). Милан: Мондадори. ISBN 978-8-80-450150-3 .
- О'Хара, вице-президент (2009 г.). Борьба за Срединное море . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-102-6 .
- Плейфэр, ИСО; Молони, ЗАО; Флинн, ФК; Глив, Т.П. (2004) [1966]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV (pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN 978-1-84574-068-9 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-405-13031-7 .
- Коннелл, Г.Г. (1994). Боевой эсминец: история HMS Petard . Креси. ISBN 0-947554-40-8 .
- Фиораванцо, Джузеппе (1964) [1958]. Защита сообщения с Северной Африкой. с 1 октября 1942 года до падения Туниса [ Защита сообщения с Северной Африкой с 1 октября 1942 года до падения Туниса ]. Историческое управление военно-морского флота: ВМС Италии во Второй мировой войне [Историческое управление ВМФ: ВМС Италии во Второй мировой войне] (на итальянском языке). Том VIII. Рим: Генеральный штаб ВМФ. OCLC 956005727 .
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .
- Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1976). Эсминцы военной постройки классов от O до Z. Лондон: Книги Бивака. ISBN 0-85680-010-4 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .