Битва при мысе Пассеро (1940)
Битва при мысе Пассеро (1940) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Британский легкий крейсер HMS Ajax во время Второй мировой войны. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Эдвард Маккарти | Карло Марготтини † | ||||||
Сила | |||||||
1 тяжелый крейсер 1 легкий крейсер |
4 эсминца 3 торпедных катера | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
13 убитых 22 раненых 1 легкий крейсер поврежден |
325 убитых 1 эсминец потоплен 2 торпедных катера потоплены 1 эсминец поврежден |
Битва у мыса Пассеро (1940 г.) — военно-морское сражение во Второй мировой войне между британским легким крейсером HMS Ajax и семью торпедными катерами и эсминцами итальянской Региа-Марины к юго-востоку от Сицилии рано утром 12 октября. 1940. Это произошло после британской по снабжению Мальты операции .
Фон
[ редактировать ]В октябре 1940 года Средиземноморский флот провел операцию MB 6 на Мальту из Александрии . Конвой имел четыре грузовых корабля в сопровождении двух зенитных крейсеров и четырех эсминцев. Силы прикрытия возглавил вице-адмирал сэр Эндрю Каннингем на своем флагманском корабле HMS Warspite и включал в себя еще три линкора , два авианосца , шесть крейсеров и 16 эсминцев. Единственным примечательным инцидентом во время конвоя было повреждение эсминца HMS Imperial, когда он наткнулся на минное поле. Торговые суда достигли пункта назначения 11 октября, поскольку до этого плохая погода не позволила вмешаться итальянскому флоту. Самолет заметил возвращающиеся корабли вскоре после того, как они покинули Мальту, и «Аякс» был отделен от других крейсеров для разведывательной миссии. [1]
Прелюдия
[ редактировать ]Итальянский командующий адмирал Иниго Кампиони направил отряд эсминцев к мысу Бон на случай, если британские военные корабли направятся в Гибралтар . По мнению Кампиони, итальянским линкорам и крейсерам было уже слишком поздно действовать против конвоя. Флотилия из четырех эсминцев Artigliere , Camicia Nera , Aviere и Geniere с торпедными катерами Ariel , Alcione и Airone патрулировала между 35 ° 45 'северной широты и 35 ° 25' северной широты на расстоянии около 3 миль (5,6 км ; 3,5 мили ) друг от друга. при полной луне. [2] [3] [4]
Действия
[ редактировать ]Действия торпедного катера
[ редактировать ]В 01:37 «Аякс» был замечен «Альционой» , двигавшимся на восток, на расстоянии 19 600 ярдов (11,1 миль; 17,9 км) по левому борту . В 01:48 три миноносца на полном ходу приближались к британскому крейсеру, британцы не подозревали о приближении. [5] В 01:57 «Альциона» выпустила две торпеды с дистанции 1900 ярдов (1700 м). [3] Капитан Банфи, командующий итальянским соединением, приказал флагману Airone открыть огонь по крейсеру из своих 100-мм (3,9 дюйма) орудий, а затем по его однотипным кораблям. Два снаряда попали в мост, а третий - на 6 футов (1,8 м) ниже ватерлинии. [6]
«Аякс» понял, что его атаковали, и открыл огонь по ближайшему торпедному катеру «Ариэль на полном ходу ». «Ариэль» была разбита залпами и через двадцать минут затонула, хотя, возможно, ей удалось запустить торпеду. [7] Капитан Марио Рута, его заместитель, и большая часть экипажа погибли. [8] Airone стал следующим итальянским кораблем, пострадавшим. Ей удалось запустить две торпеды, прежде чем ее вывели из строя, и она почти сразу загорелась, а ее мостик и верхняя палуба были обстреляны «Аяксом» с близкого расстояния. [7] Через несколько часов она затонула. Банфи был среди выживших. Затем «Альционе» — единственный неповрежденный итальянский военный корабль — прервал контакт в 02:03. [8]
Разрушительское действие
[ редактировать ]После маневрирования во время боя «Аякс» возобновил курс на восток. В 02:15 ее радар управления огнем обнаружил два итальянских эсминца, командир которых капитан Карло Марготтини заметил огонь с юга. Сбой в радиосвязи помешал Марготтини атаковать в полном составе, когда три его эсминца направились на северо-запад, а не на север, как было приказано. [9] Авиере был атакован внезапным бортовым залпом британского крейсера, предотвратив торпедную атаку, и был вынужден отступить на юг, получив серьезные повреждения. [10] Артильеру удалось выстрелить торпедой и четырьмя полными залпами из 120-мм (4,7 дюйма) орудий на расстоянии 2800 ярдов (1,4 морских миль; 2,6 км), прежде чем он был ранен и поврежден. Торпеда промахнулась, но четыре снаряда попали в две вспомогательные артиллерийские башни «Аякса» , уничтожили его портовое китобойное судно и вывели из строя радар. [10] [11] [12] После выстрела в Камицию Неру и промаха, «Аякс» прервал бой. Она выпустила 490 выстрелов разного калибра и четыре торпеды. Тринадцать членов ее корабельной роты были убиты и 22 ранены, а крейсеру потребовался месяц ремонта, прежде чем он вернулся в строй. [13]
Артильеру , с убитыми ее командиром и большинством штабных офицеров, взяла на буксир Камиция Нера . С первыми лучами солнца они были застигнуты врасплох крейсером HMS York , который отогнал Камицию Неру и потопил Артильере торпедой. На следующий день выжившие были спасены ВМС Италии. [14]
-
Артильер на фоне HMS Orion и HMAS Sydney после боя.
-
Вид с правого борта итальянского эсминца Artigliere . Корабль был остановлен, брошен и загорелся после боя с британским крейсером HMS Ajax . « Артилььер» был потоплен крейсером HMS York . На следующее утро
-
Artigliere . уничтожен торпедой с корабля HMS York утром 12 октября
Последствия
[ редактировать ]Эта акция стала для Regia Marina первым опытом превосходного мастерства и оснащения британцев в ночных боях. Итальянцам пришлось противодействовать широкому использованию звездных снарядов , прожекторов и зажигательных снарядов британцами, чтобы ликвидировать технический разрыв. Они также подозревали, что у британцев есть радар. Итальянцы пришли к выводу, что
Каждый прогресс в этой области будет иметь первостепенное значение, и, возможно, самым важным элементом организации будет координация использования прожекторов и осветительных снарядов с самого начала боевых действий. [15]
Итальянцы пришли к выводу, что плохое итальянское воздушное наблюдение помешало быстрой реакции итальянских тяжелых частей, что дало британцам тактическое преимущество, позволяющее избегать контакта в неблагоприятных условиях. [16]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Грин и Массиньяни, стр. 97.
- ^ Де ла Сьерра, страница 122.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Массиньяни, стр. 97.
- ^ О'Хара, стр. 57.
- ^ Де ла Сьерра, страница 123.
- ^ Де ла Сьерра, страница 124.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Массиньяни, стр. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Де ла Сьерра, стр. 125.
- ^ Де ла Сьерра, стр. 125–126.
- ^ Перейти обратно: а б Де ла Сьерра, стр. 126.
- ^ Военно-Морской Флот, корпоративноеНазвание=Королевский Австралийский. «Корабли HM, поврежденные или затонувшие в результате действий противника во Второй мировой войне» . www.navy.gov.au. п. 53 . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Де ла Сьерра, стр. 126–127.
- ^ «www.regiamarina.org» . Архивировано из оригинала 18 марта 2008 года.
- ^ Грин и Массиньяни, стр. 98.
- ^ Грин и Массиньяни, 1998, с. 99
- ^ Брагадин, стр. 40.
Ссылки
[ редактировать ]- Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне Аннаполис: Военно-морской институт США. ISBN 0-405-13031-7 .
- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (1998). Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-057-4 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- Сьерра, Луис де ла (1976). Военно-морская война в Средиземноморье, 1940–1943 гг. (на испанском языке). Барселона: Молодежь. ISBN 84-261-0264-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]