HMS Аякс (22)
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Аякс |
Строитель | Викерс Армстронг , Барроу-ин-Фернесс |
Заложен | 7 февраля 1933 г. |
Запущен | 1 марта 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 3 июня 1935 г. [ 1 ] |
повторно введен в эксплуатацию | 11 января 1938 г. |
Выведен из эксплуатации | февраль 1948 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 22 |
Девиз | Nec Quisquam Sis Ajax (лат. «Никто, кроме Аякса [может победить Аякса]») [ 2 ] |
Судьба | Списан в 1949 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Леандер» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 554,9 футов (169,1 м) |
Луч | 56 футов (17 м) |
Черновик | 19,1 футов (5,8 м) |
Установленная мощность | 72 000 лошадиных сил на валу (54 000 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 32,5 узла (60 км/ч) |
Диапазон | 5730 миль (10610 км; 6590 миль) при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | Одна катапульта запускала Fairey Seafox , замененная Supermarine Walrus. |
Послужной список | |
Операции: |
|
HMS Ajax — Leander лёгкий крейсер типа , служивший в составе Королевского флота во время Второй мировой войны . Она прославилась своим участием в битве на реке Плейт , битве за Крит , битве за Мальту и в качестве эскорта снабжения при осаде Тобрука . Этот корабль стал восьмым в Королевском флоте, носящим это имя. В феврале 1942 года она была усыновлена гражданским сообществом Галифакса, Западный Йоркшир .
Предвоенный период и первые действия
[ редактировать ]«Аякс» был построен на верфи Vickers , в Барроу-ин-Фернесс , Англия . Заложен 7 февраля 1933 года, спущен на воду 1 марта 1934 года и завершен 12 апреля 1935 года. Он был принят на вооружение 8-й крейсерской эскадры на станции Америка и Вест-Индия . [ 5 ] ее направили в Средиземное море на отдельную службу но после службы в мае 1935 года после абиссинского кризиса . Так продолжалось до ноября, когда она наконец присоединилась к своей эскадре на ее базе на Королевской военно-морской верфи в Имперской крепостной колонии Бермудских островов . До 1937 года она проводила учения и посещала порты Америки в составе Южноамериканского дивизиона станции . Воды Южной Америки, а также географическая протяженность бывшей Тихоокеанской станции были добавлены к территории, контролируемой с Бермудских островов после Первой мировой войны (поскольку станция Ямайка была присоединена к станции Северная Америка в 1830 году), что потребовало увеличения 8-й крейсерской эскадры (начиная с переброски на станцию HMS Dauntless из Средиземного моря в мае 1928 г.). [ 6 ] [ 7 ] Хотя «Аякс» и HMS Exeter действовали с Бермудских островов в Северной Атлантике, они провели большую часть года, путешествуя по водам Южной Америки, прежде чем вернуться на Бермудские острова для обслуживания и тренировок с эскадрой. «Аякс» в декабре 1936 года принял участие в перезахоронении в Пунта-Аренасе погибших с корабля HMS Doterel (погибшего при взрыве магазина в 1881 году). [ 8 ] По окончании развертывания в Америке и Вест-Индии «Аякс» вернулся в Великобританию для ремонта. В это время ее 4-дюймовая батарея была модернизирована путем замены одинарного крепления на двойное. [ 2 ]
2 и 3 июня 1937 года «Аякс» и другие корабли эскадры приняли участие в совместных учениях с Бермудским гарнизоном , чтобы отработать рейды на вражеский берег. «Blue Land Force» (штаб, рота «Б», 1-й полк Шервудских лесников , рота королевской морской пехоты , гаубичная батарея Королевского флота и военно-морская группа подрывников), под командованием майора Дж. Р. Чидлоу-Робертса, MC, «Шервудские лесники» (с его лодки под руководством членов Королевского Бермудского яхт-клуба ) высадились из «Аякса» до восхода солнца в Спэниш-Пойнт с целью двинуться по суше для нападения на воображаемую свалку топлива в здании Адмиралтейства при поддержке огня «Аякса» , «Эксетера» и других судов морской флотилией, а также морской авиацией. В состав обороняющихся сил входили патрульные катера, укомплектованные Королевским военно-морским добровольческим резервом и «Красными сухопутными силами» (три батальона, представленные взводом Бермудского добровольческого стрелкового корпуса ). [ 9 ]
Губернатор Тринидада дал знак главнокомандующему на Бермудских островах 20 июня 1937 года отправить крейсер в эту колонию из-за беспорядков, вспыхнувших среди забастовщиков на нефтяных месторождениях Апекс и Физабад , которые включали убийства двух полицейских. Рабочие других отраслей также устроили забастовки сочувствия. HMS Ajax, находившийся в то время в Нассау, был направлен в Тринидад. «Эксетер» , который собирался отправиться с Бермудских островов в Панамский канал, также получил приказ отправиться в Тринидад 21-го числа. [ 10 ] [ 11 ] «Аякс» высадил взводы моряков и морских пехотинцев из своего экипажа, чтобы поддержать гражданскую полицию в восстановлении порядка. 2 июля 1937 года морские пехотинцы «Аякса» вместе с морскими пехотинцами Эксетера и двумя сотнями полицейских констеблей напали на деревню Физабад. К 5 июля ситуация в Тринидаде в основном вернулась в норму. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Она воссоединилась со своей эскадрой в Америке и Вест-Индии в феврале 1938 года и оставалась в Атлантике до 1939 года, когда ее перебросили в Тихий океан, у берегов Южной Америки. 27 января «Аякс» отправился на помощь жертвам землетрясения в Талькауано в Чили. [ 15 ] Затем она вернулась на Бермудские острова и в марте была переведена в Южно-Атлантическую дивизию. [ 2 ]
Когда война в сентябре 1939 года была объявлена , «Аякс» заняла соответствующую позицию и патрулировала у реки Плейт . она потопила немецкое торговое судно «Олинда» Там 3 сентября . Она перехватила немецкое торговое судно «Карл Фритцен» и пассажирское судно «Уссукума» (с крейсером HMS «Камберленд» ) 4 и 5 сентября соответственно. Оба корабля были затоплены своими экипажами, чтобы их не взяли в качестве призов . [ 2 ] [ 16 ]
После непродолжительного пребывания на Фолклендских островах и вокруг них «Аякс» 21 сентября вернулся на свою станцию у Плиты. [ 2 ]
Охота на адмирала графа Шпее
[ редактировать ]
Когда немецкий рейдер «Адмирал Граф Шпее » стал угрозой, отряд G был сформирован из «Аякса» (флагманский корабль, коммодор Генри Харвуд ), «Эксетера» и «Ахиллеса» , всех крейсеров. ( «Камберленд» , также входивший в состав этого отряда, проходил переоборудование в Порт-Стэнли [ 17 ] ). Отряд G обнаружил и вступил в бой с Графом Шпее 13 декабря, несмотря на большую огневую мощь немецкого военного корабля. «Аяксу» семь раз: башни X и Y были выведены из строя, были получены структурные повреждения, 12 человек пострадали, в том числе 7 убитых. Немцы ударили по [ 18 ] Эксетер , получивший более серьезные повреждения, ушел в отставку, оставив два легких крейсера поддерживать связь с графом Шпее , когда он отступил в Монтевидео . Причины ухода немецкого корабля и его неспособности реализовать свое преимущество неясны, но носовая часть корабля была повреждена, что повлияло на его мореходные качества и топливную систему. Аякс и Ахиллес , к которым присоединился Камберленд , ждали событий и успешно обманули немцев, заставив их поверить в наличие превосходящих сил. «Граф Шпее» был затоплен собственным экипажем. [ 19 ] «Аякс» дозаправился в Порт-Стэнли и возобновил патрулирование.
В январе 1940 года он вернулся в Великобританию для ремонта через Монтевидео, Рио-де-Жанейро и Фритаун , Сьерра-Леоне. к ней присоединились В пути авианосец «Арк Ройал» , линейный крейсер «Слава » и эсминцы «Хасти» , «Герой» , «Дэнти» и «Даймонд» . «Аякс» прибыл в «Плимут» в конце января; в следующем месяце ее передали на верфь Чатем для ремонта. [ 2 ]
Средиземноморье, Крит и Северная Африка
[ редактировать ]После переоборудования и доработки «Аякс» был готов к эксплуатации в августе 1940 года. Его переоборудование включало добавление радара Тип 279 . [ 20 ] тренога-мачта и заребы [ примечание 1 ] для 4-дюймовых аккумуляторов. [ 2 ]
В августе 1940 года «Аякс» был передан в состав 7-й крейсерской эскадры для службы в Средиземноморье (Франция пала, а Италия теперь стала воюющей стороной со значительным военно-морским флотом). Она отплыла из Великобритании 21 августа в составе эскорта (с Йорком ) в конвой в Египет, следовавший через Средиземное море ( операция «Шляпы» ), но осталась с частью, которая была перенаправлена через Дурбан . В конце сентября сопровождала конвой войск ( «Императрица Японии» , «Орион» и «Оронсай» ) из Адена в Суэц . «Аякс» присоединился к HMAS Sydney в Александрии 30 сентября. [ 2 ]
Со 2 по 16 октября «Аякс» участвовал в крупных маневрах флота с целью перехвата итальянских конвоев в Ливию и защиты британских конвоев на Мальту . Во-первых, она плавала с флотом [ примечание 2 ] для поиска итальянских конвоев, возможно, с эскортом собственного флота. 8 октября «Аякс» снова развернул крупные военно-морские силы. [ примечание 3 ] для прикрытия перехода на Мальту конвоя МФ3 (Операция МБ6) . [ примечание 4 ] «Аякс» и «Орион» патрулировали юго-восток Мальты, а затем прикрыли возвращение конвоя MF4 в Александрию 12 октября. (Основной флот был развернут западнее конвоя). [ 2 ]
В ночь с 11 на 12 октября «Аякс» перехватил небольшой итальянский отряд. В ночном бою на близком расстоянии (иногда называемом битвой у мыса Пассеро ) два Спика торпедных катера класса , Airone и Ariel , были потоплены, а эсминец Artigliere был выведен из строя (позже потоплен HMS York ). [ примечание 5 ] Еще два военных корабля скрылись под дымовой завесой. [ 21 ] В сам «Аякс» попало семь снарядов, уничтоживших один из ее китобойных судов . [ 22 ] нанес серьезный ущерб мосту и радиолокационной установке [ 21 ] и 35 жертв, в том числе 13 убитых. [ 2 ] Она вернулась в Александрию 16 октября.
В конце октября «Аякс» приступил к первой из двух операций по переброске подкреплений в бухту Суда на Крите в рамках операции «Варварство» ; она чуть не пострадала от воздушных атак. По возвращении во флот 6 ноября она помогала прикрывать мальтийский конвой MW3. Это была крупная операция, в которой участвовала большая часть Средиземноморского флота и часть более широкого движения кораблей, операции «Пальто» . Она была частью Force X [ примечание 6 ] который был отделен от основного флота 11 ноября для совершения вылета в Отрантский пролив между Италией и Албанией, чтобы отвлечь внимание и прикрыть успешную военно-морскую воздушную атаку на Таранто .
12 ноября, развернувшись для возвращения к основному флоту, они перехватили небольшой конвой из четырех итальянских торговых судов в сопровождении вспомогательного военно-морского корабля «Рамб III» и устаревшего миноносца « Никола Фабрици» . Рамб III произвел 19 залпов в свою защиту и сумел оторваться, не получив никаких повреждений. Никола Фабрици остался с торговыми судами и атаковал британские войска. В результате Никола Фабризи сразу же получил удар и получил серьезные повреждения. Итальянский миноносец продолжал сражаться до тех пор, пока не утратил способность сражаться и не сошел с серьезными повреждениями. После того, как Никола Фабрици был нейтрализован, британские войска разделили цели и потопили все четыре итальянских торговых корабля. Это действие происходило вблизи пролива Отранто (см. Битва при проливе Отранто (1940) ).
Отряд X также обстрелял порт Дураццо (ныне Дуррес) и поджег нефтеперерабатывающий завод. [ 23 ] прежде чем он снова присоединился к флоту. «Аякс» и другие суда были отделены от флота и дозаправлены в заливе Суда, прежде чем вернуться в Александрию. [ 2 ] [ 21 ]
С 15 по 20 ноября «Аякс» и еще четыре крейсера [ примечание 7 ] переправил войска из Александрии в Пирей , порт Афин, и вернулся в Александрию. 23 ноября она была направлена в состав Force B. [ примечание 8 ] для прикрытия конвоя на Крит и поддержки воздушных ударов по Триполи со стороны Орла . [ 2 ]

«Аякс» участвовал в битве у мыса Матапан и был сбит бомбами Ju 87 21 мая 1941 года. он эвакуировал многие войска с Крита . До 29 мая [ 24 ] Затем в июне она освещала сирийские операции и в ноябре присоединилась к Force K на Мальте, а в феврале 1942 года была выведена на переоборудование.
Два года бездействия (1942 и 1943)
[ редактировать ]6 февраля «Аякс» вылетел из Суэца в Соединенное Королевство через мыс Доброй Надежды , зашел в Момбасу (9 марта) и Фритаун (9 апреля) и прибыл в Клайд 14 апреля. 6 июня его отправили на ремонт на верфь Чатем, который продлился до сентября. Ее зенитное вооружение было дополнено одиннадцатью 20-мм пушками Oerlikon . Также были установлены различные радары; радары управления огнем ее основных орудий ( Тип 284 ), зенитного вооружения (Тип 285) и управления заграждением ( Тип 283 ); улучшенный радар предупреждения самолетов ( Тип 281 , заменил Тип 279 ), также был установлен радар надводного предупреждения (Тип 272). Ее авиационное оборудование было снято. В октябре «Аякс» он работал в Скапа-Флоу вместе с флотом метрополии прошел испытания после ремонта, а после повторного ввода в эксплуатацию 24 октября в ноябре . 31 декабря она присоединилась к Force Q в Боне в Алжире для перехвата вражеских конвоев и защиты конвоев. [ 2 ]
«Аякс» был выведен из строя бомбой массой 1000 фунтов (450 кг), сброшенной самолетом с II./SKG 10 или II./ StG 3 , которая попала в котельную «B» 1 января 1943 года, когда она находилась в Боне, после службы по сопровождению конвоя; 7 января ее отбуксировали в Гибралтар для временного ремонта, который продолжался до февраля. Планировалось провести капитальный ремонт в Соединенных Штатах, и он был передан в эксплуатацию на военно-морскую верфь Норфолка , штат Вирджиния; это продолжалось до сентября. Во время ремонтных работ «Аякс» был оснащен четырьмя американскими 40-мм зенитными установками с возможностью установки британского радара управления огнем Тип 282, установлен IFF Тип 242 , а американский радар управления огнем заменил ее существующий Тип 284. После испытаний после ремонта в октябре он вернулся в Великобританию через Бермудские острова в ноябре, и установка британского оборудования была завершена. «Аякс» был повторно введен в строй в Портсмуте 25 декабря и снова присоединился к флоту метрополии в Скапа-Флоу для проверки, а затем вернулся в Средиземное море в феврале 1944 года после почти двухлетнего простоя – не считая всего лишь пары дней в январе 1943 года. [ 2 ]
День Д и послевоенный период
[ редактировать ]
В составе Force K «Аякс» бомбардировал Голд-Бич во время вторжения в день «Д» ; батарея в Лонге доставила некоторые проблемы, но была подавлена 6-дюймовыми снарядами, выпущенными через амбразуры двух из четырех казематов. [ 26 ] Позже она поддержала высадку десанта на юге Франции . «Аякс» также действовал в Эгейском море во время повторной оккупации Афин и коммунистического восстания в Греции .
После войны «Аякс» использовался для репатриации немецких моряков из экипажа адмирала графа Шпее из Уругвая обратно в Германию – историческая ирония, поскольку «Аякс» был членом эскадры, которая сражалась с немецким кораблем в 1939 году и в конечном итоге привела к его затоплению. . Затем Аякс был назначен в палестинский патруль Королевского военно-морского флота и принял участие в усилиях по прекращению нелегальной еврейской иммиграции в Палестину. В июле 1947 года он принял участие в инциденте «Исход 1947 года» , в ходе которого он вошел в состав оперативной группы Королевского флота, которая захватила корабль нелегальных иммигрантов, а затем сопроводила его обратно в Германию. [ 27 ]
Окончательное решение
[ редактировать ]«Аякс» выведен из эксплуатации в феврале 1948 года. Продано ВМС Чили. [ 28 ] или ВМС Индии обсуждались, но эта последняя сделка не состоялась из-за Уинстоном Черчиллем явного неодобрения продажи ; он чувствовал, что такое важное судно лучше разбить, чтобы сохранить его историю. [ нужна ссылка ] После того, как сел на мель в Ньюпорте , Монмутшир , 9 ноября 1949 года, когда его буксировали на свалку, [ 29 ] она была снята с мели и должным образом прибыла в Кэшмор в Ньюпорте, Южный Уэльс , после расставания 18 ноября 1949 года.
Аякс вспомнил
[ редактировать ]Город Аякс в Онтарио , Канада, был назван в честь крейсера, после битвы у реки Плейт. В городе также есть улицы, названные в честь каждого члена корабельной компании, такие как Хобсон-авеню и Харвуд-авеню, которая является главной улицей города с севера на юг. На многих уличных вывесках города изображен силуэт корабля. Силуэт означает, что улица названа в честь части корабельной корабля компании, а якорь стоит перед местным отделением Королевского канадского легиона .
Калле Эксетер была названа в честь корабля, после того, как HMS Exeter и HMS Ajax оказали помощь гражданам Консепсьона после землетрясения в Чильане 1939 года . [ 30 ]
Колокол «Аякса » находится на памятнике в Монтевидео, недалеко от портовой таможни, и был подарен адмиралом сэром Генри Харвудом и сэром Юджином Миллингтон-Дрейком в 1949 году.
Ледопад Аякс в истоке Виска-Анкоридж , остров Кинг-Джордж , на Южных Шетландских островах , назван в честь HMS Ajax , который помогал в поисках экипажа лодки с корабля « Дискавери II» , пропавшего на острове Кинг-Джордж в январе 1937 года.
В популярной культуре
[ редактировать ]писателя Уоррена Тьюта Служба на корабле HMS Ajax в 1930-е годы легла в основу его романа «Крейсер» . Как и «Аякс» в романе , вымышленный HMS Antigone представлял собой легкий крейсер класса «Леандер» , который базировался на станции в Северной Америке и Вест-Индии перед Второй мировой войной и участвовал в боевых действиях в Средиземноморье . Роман рисует реалистическую картину жизни на крейсере .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Заребас» — это конструкции на кораблях, похожие на волноломы, предназначенные для отвода морской воды с палубы и от открытых объектов.
- ^ В состав которого входили линкоры HMS Malaya и Ramillies , авианосец Eagle , крейсер Coventry и восемь эсминцев.
- ^ Второе развертывание включало линкоры HMS Warspite , Valiant , Malaya и Ramillies , авианосцы Illustrious и Eagle , крейсеры York , Gloucester , Liverpool , Orion и HMAS Sydney с прикрытием из 16 эсминцев флота.
- ^ Конвой MF3 состоял из четырех кораблей; Клан Фергюсон , Клан Маколи , Ланаркшир и Мермон .
- ^ Источники расходятся в деталях этого действия. Мейсон заявляет, что в бой вступили несколько британских крейсеров и эсминцев, включая «Аякс» ; Томас заявляет, что, хотя «Аякс» входил в кордон крейсера, он «потопил два эсминца и повредил третий», не упоминая при этом об участии других британских военных кораблей.
- ^ Крейсеры HMS Orion , Ajax и HMAS Sydney , а также эсминцы Mohawk и Nubian .
- ^ HMS Gloucester , York , Orion и HMAS Sydney
- ^ Линкоры HMS Malaya и Ramillies , авианосец HMS Eagle , крейсеры HMS Berwick , Orion , HMAS Sydney и эсминцы
Сноски
[ редактировать ]- ^ Уитли, стр.96
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мейсон, HMS Аякс
- ^ Лентон и Колледж 1968 стр.39
- ^ Кэмпбелл 1985 стр.34
- ^ Уитли, стр.99
- ^ «Местные заметки (первый пункт)». Королевская газета . Город Гамильтон, округ Пембрук, Бермудские острова. 27 марта 1928 г. с. 5.
- ^ «Местные заметки (второй пункт)». Королевская газета . Город Гамильтон, округ Пембрук, Бермудские острова. 27 марта 1928 г. с. 5.
- ^ HMS EXETER 1936-1939 гг . Лондон, Англия, Великобритания: HMS Exeter, Королевский флот. 1939 год.
- ^ «Рейдеры отбились в совмещенных маневрах». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 4 июня 1937 г. с. 1.
- ^ «МОРСКИЕ ПОИСКИ ОРУЖИЯ - Зажигалки с едой конвоируются в Тринидад (Рейтер)» . Информационный бюллетень Белфаста . Белфаст. 3 июля 1937 г. с. 7.
Вооруженные морские пехотинцы с кораблей HMS Ajax и Exeter, отправленные сюда в прошлом месяце для подавления беспорядков во время забастовки на нефтяном месторождении в Тринидаде, сегодня утром снова были вызваны...
- ^ «ПОИСКИ ВМФ В СТРАЙК-ДЕРЕВНЕ». Ежедневное зеркало . Лондон. 3 июля 1937 г. с. 1.
Вооруженные морские пехотинцы с кораблей HMS Ajax и Exeter были вчера вызваны на помощь полиции в поиске огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в каждом доме в Физабаде, деревне в районе удара по нефтяным месторождениям Тринидада.
- ^ HMS EXETER 1936-1939 гг . Лондон, Англия, Великобритания: HMS Exeter, Королевский флот. 1939 год.
- ^ «ВООРУЖЕННЫЕ МОРСКИЕ ВЫЗОВАНЫ В ТРИНИДАД». Western Daily Press и Bristol Mirror . Бристоль. 3 июля 1937 года.
Вооруженные морские пехотинцы с кораблей HMS «Аякс» и «Эксетер», отправленные сюда в прошлом месяце для подавления беспорядков во время забастовки на нефтяном месторождении в Тринидаде, сегодня утром снова были вызваны.
- ^ «ОБВИНЕНИЯ ЗА ЗАБАСТОВКУ В ТРИНИДАДЕ – МУЖЧИНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К РАБОТЕ». Ливерпуль Дейли Пост . Ливерпуль. 6 июля 1937 г. с. 9.
Правительство Тринидада сегодня предложило вознаграждение в размере 100 фунтов стерлингов за информацию, которая приведет к аресту Урии Батлера, предполагаемого организатора забастовки на нефтяных месторождениях на острове, по обвинению в подстрекательстве к убийству.
- ^ «HMS Ajax – Чилийское землетрясение, 1939 год» . Цифровой архив Пикеринга-Аякса . 2003. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ uboat.net
- ^ Мейсон, лейтенант Джеффри Б. (2005). «HMS Cumberland — Тяжелый крейсер графского типа» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ «Потери крейсера «Аякс» — HMS AJAX» . www.hmsajax.org . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 года.
- ^ Хогг, Ян (1986). Решающие битвы . Лестер : Наветренная сторона. п. 9. ISBN 0-7112-0453-5 .
- ^ Хауз, Радар в море: Королевский флот во Второй мировой войне, стр. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Томас, Дэвид А. (1999). Мальтийские конвои . Барнсли: Лео Купер. ISBN 0-85052-663-9 .
- ^ Военно-Морской Флот, корпоративноеНазвание=Королевский Австралийский. «Корабли HM, поврежденные или затонувшие в результате действий противника во Второй мировой войне» . www.navy.gov.au. Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Вудман, Ричард (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон : Джон Мюррей . п. 90. ИСБН 0-7195-6408-5 .
- ^ Народная война BBC
- ^ Центр Черчилля: Уинстон Черчилль о кораблях и военно-морском флоте
- ^ Гипервойна
- ^ Стюарт, Ниниан (2002). Королевский флот и палестинский патруль . Рутледж. стр. 112–136. ISBN 9780714652108 .
- ^ «США поставят шесть крейсеров южноамериканским странам: энтузиазм ослабевает». Христианский научный монитор . 6 января 1951 г. с. 14.
- ^ «HMS Ajax на мели». Таймс . № 51535. Лондон. 10 ноября 1949 г. полковник G, с. 4.
- ^ Эдмундсон, Уильям (2009). История британского присутствия в Чили: от Кровавой Мэри до Чарльза Дарвина и снижения британского влияния . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 127. ИСБН 9780230114838 .
Ссылки
[ редактировать ]- Барнетт, Коррелли (1991). Вступайте в бой с врагом более тесно: Королевский флот во Второй мировой войне . Нортон. ISBN 978-0-393-02918-5 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Каруана, Джозеф (2006). «Гибель Силы «К» ». Военный корабль Интернешнл . XLIII (1): 99–111. ISSN 0043-0374 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Лентон Х.Т., Колледж Джей-Джей (1968). Британские военные корабли и корабли Доминиона времен Второй мировой войны . Даблдэй и компания.
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мейсон, лейтенант-коммандер Джеффри Б. (2001). «HMS Ajax — лёгкий крейсер типа Leander» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Проверено 20 февраля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- HMS Ajax на Крите. Архивировано 29 декабря 2019 года на Wayback Machine.