Jump to content

HMS Аякс (22)

История
Великобритания
Имя HMS Аякс
Строитель Викерс Армстронг , Барроу-ин-Фернесс
Заложен 7 февраля 1933 г.
Запущен 1 марта 1934 г.
Введен в эксплуатацию 3 июня 1935 г. [ 1 ]
повторно введен в эксплуатацию 11 января 1938 г.
Выведен из эксплуатации февраль 1948 г.
Идентификация Номер вымпела : 22
Девиз Nec Quisquam Sis Ajax (лат. «Никто, кроме Аякса [может победить Аякса]») [ 2 ]
Судьба Списан в 1949 году.
Общие характеристики
Класс и тип «Леандер» типа Легкий крейсер
Смещение
  • 7270 тонн стандарт
  • 9740 тонн полная загрузка
Длина 554,9 футов (169,1 м)
Луч 56 футов (17 м)
Черновик 19,1 футов (5,8 м)
Установленная мощность 72 000 лошадиных сил на валу (54 000 кВт)
Движение
  • Четыре паровые турбины с редуктором Парсонс
  • Шесть Адмиралтейских 3-барабанных мазутных котлов
  • Четыре вала
Скорость 32,5 узла (60 км/ч)
Диапазон 5730 миль (10610 км; 6590 миль) при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час)
Дополнить
  • мирное время 550
  • военное время 680
Датчики и
системы обработки
  • РЛС воздушного поиска типа 284/286
  • надводный поиск типа 273/271
  • Тип 285 6 дюймов (152 мм) управления огнем
  • 40-мм система управления огнем тип 282
Вооружение
Броня
Самолет перевезен Одна катапульта запускала Fairey Seafox , замененная Supermarine Walrus.
Послужной список
Операции:

HMS Ajax Leander лёгкий крейсер типа , служивший в составе Королевского флота во время Второй мировой войны . Она прославилась своим участием в битве на реке Плейт , битве за Крит , битве за Мальту и в качестве эскорта снабжения при осаде Тобрука . Этот корабль стал восьмым в Королевском флоте, носящим это имя. В феврале 1942 года она была усыновлена ​​гражданским сообществом Галифакса, Западный Йоркшир .

Предвоенный период и первые действия

[ редактировать ]

«Аякс» был построен на верфи Vickers , в Барроу-ин-Фернесс , Англия . Заложен 7 февраля 1933 года, спущен на воду 1 марта 1934 года и завершен 12 апреля 1935 года. Он был принят на вооружение 8-й крейсерской эскадры на станции Америка и Вест-Индия . [ 5 ] ее направили в Средиземное море на отдельную службу но после службы в мае 1935 года после абиссинского кризиса . Так продолжалось до ноября, когда она наконец присоединилась к своей эскадре на ее базе на Королевской военно-морской верфи в Имперской крепостной колонии Бермудских островов . До 1937 года она проводила учения и посещала порты Америки в составе Южноамериканского дивизиона станции . Воды Южной Америки, а также географическая протяженность бывшей Тихоокеанской станции были добавлены к территории, контролируемой с Бермудских островов после Первой мировой войны (поскольку станция Ямайка была присоединена к станции Северная Америка в 1830 году), что потребовало увеличения 8-й крейсерской эскадры (начиная с переброски на станцию ​​HMS Dauntless из Средиземного моря в мае 1928 г.). [ 6 ] [ 7 ] Хотя «Аякс» и HMS Exeter действовали с Бермудских островов в Северной Атлантике, они провели большую часть года, путешествуя по водам Южной Америки, прежде чем вернуться на Бермудские острова для обслуживания и тренировок с эскадрой. «Аякс» в декабре 1936 года принял участие в перезахоронении в Пунта-Аренасе погибших с корабля HMS Doterel (погибшего при взрыве магазина в 1881 году). [ 8 ] По окончании развертывания в Америке и Вест-Индии «Аякс» вернулся в Великобританию для ремонта. В это время ее 4-дюймовая батарея была модернизирована путем замены одинарного крепления на двойное. [ 2 ]

2 и 3 июня 1937 года «Аякс» и другие корабли эскадры приняли участие в совместных учениях с Бермудским гарнизоном , чтобы отработать рейды на вражеский берег. «Blue Land Force» (штаб, рота «Б», 1-й полк Шервудских лесников , рота королевской морской пехоты , гаубичная батарея Королевского флота и военно-морская группа подрывников), под командованием майора Дж. Р. Чидлоу-Робертса, MC, «Шервудские лесники» (с его лодки под руководством членов Королевского Бермудского яхт-клуба ) высадились из «Аякса» до восхода солнца в Спэниш-Пойнт с целью двинуться по суше для нападения на воображаемую свалку топлива в здании Адмиралтейства при поддержке огня «Аякса» , «Эксетера» и других судов морской флотилией, а также морской авиацией. В состав обороняющихся сил входили патрульные катера, укомплектованные Королевским военно-морским добровольческим резервом и «Красными сухопутными силами» (три батальона, представленные взводом Бермудского добровольческого стрелкового корпуса ). [ 9 ]

Губернатор Тринидада дал знак главнокомандующему на Бермудских островах 20 июня 1937 года отправить крейсер в эту колонию из-за беспорядков, вспыхнувших среди забастовщиков на нефтяных месторождениях Апекс и Физабад , которые включали убийства двух полицейских. Рабочие других отраслей также устроили забастовки сочувствия. HMS Ajax, находившийся в то время в Нассау, был направлен в Тринидад. «Эксетер» , который собирался отправиться с Бермудских островов в Панамский канал, также получил приказ отправиться в Тринидад 21-го числа. [ 10 ] [ 11 ] «Аякс» высадил взводы моряков и морских пехотинцев из своего экипажа, чтобы поддержать гражданскую полицию в восстановлении порядка. 2 июля 1937 года морские пехотинцы «Аякса» вместе с морскими пехотинцами Эксетера и двумя сотнями полицейских констеблей напали на деревню Физабад. К 5 июля ситуация в Тринидаде в основном вернулась в норму. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Она воссоединилась со своей эскадрой в Америке и Вест-Индии в феврале 1938 года и оставалась в Атлантике до 1939 года, когда ее перебросили в Тихий океан, у берегов Южной Америки. 27 января «Аякс» отправился на помощь жертвам землетрясения в Талькауано в Чили. [ 15 ] Затем она вернулась на Бермудские острова и в марте была переведена в Южно-Атлантическую дивизию. [ 2 ]

Когда ​​война в сентябре 1939 года была объявлена , «Аякс» заняла соответствующую позицию и патрулировала у реки Плейт . она потопила немецкое торговое судно «Олинда» Там 3 сентября . Она перехватила немецкое торговое судно «Карл Фритцен» и пассажирское судно «Уссукума» (с крейсером HMS «Камберленд» ) 4 и 5 сентября соответственно. Оба корабля были затоплены своими экипажами, чтобы их не взяли в качестве призов . [ 2 ] [ 16 ]

После непродолжительного пребывания на Фолклендских островах и вокруг них «Аякс» 21 сентября вернулся на свою станцию ​​у Плиты. [ 2 ]

Охота на адмирала графа Шпее

[ редактировать ]
HMS Achilles, вид из Аякса во время битвы у реки Плейт

Когда немецкий рейдер «Адмирал Граф Шпее » стал угрозой, отряд G был сформирован из «Аякса» (флагманский корабль, коммодор Генри Харвуд ), «Эксетера» и «Ахиллеса» , всех крейсеров. ( «Камберленд» , также входивший в состав этого отряда, проходил переоборудование в Порт-Стэнли [ 17 ] ). Отряд G обнаружил и вступил в бой с Графом Шпее 13 декабря, несмотря на большую огневую мощь немецкого военного корабля. «Аяксу» семь раз: башни X и Y были выведены из строя, были получены структурные повреждения, 12 человек пострадали, в том числе 7 убитых. Немцы ударили по [ 18 ] Эксетер , получивший более серьезные повреждения, ушел в отставку, оставив два легких крейсера поддерживать связь с графом Шпее , когда он отступил в Монтевидео . Причины ухода немецкого корабля и его неспособности реализовать свое преимущество неясны, но носовая часть корабля была повреждена, что повлияло на его мореходные качества и топливную систему. Аякс и Ахиллес , к которым присоединился Камберленд , ждали событий и успешно обманули немцев, заставив их поверить в наличие превосходящих сил. «Граф Шпее» был затоплен собственным экипажем. [ 19 ] «Аякс» дозаправился в Порт-Стэнли и возобновил патрулирование.

В январе 1940 года он вернулся в Великобританию для ремонта через Монтевидео, Рио-де-Жанейро и Фритаун , Сьерра-Леоне. к ней присоединились В пути авианосец «Арк Ройал» , линейный крейсер «Слава » и эсминцы «Хасти» , «Герой» , «Дэнти» и «Даймонд» . «Аякс» прибыл в «Плимут» в конце января; в следующем месяце ее передали на верфь Чатем для ремонта. [ 2 ]

Средиземноморье, Крит и Северная Африка

[ редактировать ]

После переоборудования и доработки «Аякс» был готов к эксплуатации в августе 1940 года. Его переоборудование включало добавление радара Тип 279 . [ 20 ] тренога-мачта и заребы [ примечание 1 ] для 4-дюймовых аккумуляторов. [ 2 ]

В августе 1940 года «Аякс» был передан в состав 7-й крейсерской эскадры для службы в Средиземноморье (Франция пала, а Италия теперь стала воюющей стороной со значительным военно-морским флотом). Она отплыла из Великобритании 21 августа в составе эскорта (с Йорком ) в конвой в Египет, следовавший через Средиземное море ( операция «Шляпы» ), но осталась с частью, которая была перенаправлена ​​через Дурбан . В конце сентября сопровождала конвой войск ( «Императрица Японии» , «Орион» и «Оронсай» ) из Адена в Суэц . «Аякс» присоединился к HMAS Sydney в Александрии 30 сентября. [ 2 ]

Со 2 по 16 октября «Аякс» участвовал в крупных маневрах флота с целью перехвата итальянских конвоев в Ливию и защиты британских конвоев на Мальту . Во-первых, она плавала с флотом [ примечание 2 ] для поиска итальянских конвоев, возможно, с эскортом собственного флота. 8 октября «Аякс» снова развернул крупные военно-морские силы. [ примечание 3 ] для прикрытия перехода на Мальту конвоя МФ3 (Операция МБ6) . [ примечание 4 ] «Аякс» и «Орион» патрулировали юго-восток Мальты, а затем прикрыли возвращение конвоя MF4 в Александрию 12 октября. (Основной флот был развернут западнее конвоя). [ 2 ]

В ночь с 11 на 12 октября «Аякс» перехватил небольшой итальянский отряд. В ночном бою на близком расстоянии (иногда называемом битвой у мыса Пассеро ) два Спика торпедных катера класса , Airone и Ariel , были потоплены, а эсминец Artigliere был выведен из строя (позже потоплен HMS York ). [ примечание 5 ] Еще два военных корабля скрылись под дымовой завесой. [ 21 ] В сам «Аякс» попало семь снарядов, уничтоживших один из ее китобойных судов . [ 22 ] нанес серьезный ущерб мосту и радиолокационной установке [ 21 ] и 35 жертв, в том числе 13 убитых. [ 2 ] Она вернулась в Александрию 16 октября.

В конце октября «Аякс» приступил к первой из двух операций по переброске подкреплений в бухту Суда на Крите в рамках операции «Варварство» ; она чуть не пострадала от воздушных атак. По возвращении во флот 6 ноября она помогала прикрывать мальтийский конвой MW3. Это была крупная операция, в которой участвовала большая часть Средиземноморского флота и часть более широкого движения кораблей, операции «Пальто» . Она была частью Force X [ примечание 6 ] который был отделен от основного флота 11 ноября для совершения вылета в Отрантский пролив между Италией и Албанией, чтобы отвлечь внимание и прикрыть успешную военно-морскую воздушную атаку на Таранто .

12 ноября, развернувшись для возвращения к основному флоту, они перехватили небольшой конвой из четырех итальянских торговых судов в сопровождении вспомогательного военно-морского корабля «Рамб III» и устаревшего миноносца « Никола Фабрици» . Рамб III произвел 19 залпов в свою защиту и сумел оторваться, не получив никаких повреждений. Никола Фабрици остался с торговыми судами и атаковал британские войска. В результате Никола Фабризи сразу же получил удар и получил серьезные повреждения. Итальянский миноносец продолжал сражаться до тех пор, пока не утратил способность сражаться и не сошел с серьезными повреждениями. После того, как Никола Фабрици был нейтрализован, британские войска разделили цели и потопили все четыре итальянских торговых корабля. Это действие происходило вблизи пролива Отранто (см. Битва при проливе Отранто (1940) ).

Отряд X также обстрелял порт Дураццо (ныне Дуррес) и поджег нефтеперерабатывающий завод. [ 23 ] прежде чем он снова присоединился к флоту. «Аякс» и другие суда были отделены от флота и дозаправлены в заливе Суда, прежде чем вернуться в Александрию. [ 2 ] [ 21 ]

С 15 по 20 ноября «Аякс» и еще четыре крейсера [ примечание 7 ] переправил войска из Александрии в Пирей , порт Афин, и вернулся в Александрию. 23 ноября она была направлена ​​в состав Force B. [ примечание 8 ] для прикрытия конвоя на Крит и поддержки воздушных ударов по Триполи со стороны Орла . [ 2 ]

Аякс бомбардирует Бардию в Ливии в декабре 1941 года.

«Аякс» участвовал в битве у мыса Матапан и был сбит бомбами Ju 87 21 мая 1941 года. он эвакуировал многие войска с Крита . До 29 мая [ 24 ] Затем в июне она освещала сирийские операции и в ноябре присоединилась к Force K на Мальте, а в феврале 1942 года была выведена на переоборудование.

Два года бездействия (1942 и 1943)

[ редактировать ]

6 февраля «Аякс» вылетел из Суэца в Соединенное Королевство через мыс Доброй Надежды , зашел в Момбасу (9 марта) и Фритаун (9 апреля) и прибыл в Клайд 14 апреля. 6 июня его отправили на ремонт на верфь Чатем, который продлился до сентября. Ее зенитное вооружение было дополнено одиннадцатью 20-мм пушками Oerlikon . Также были установлены различные радары; радары управления огнем ее основных орудий ( Тип 284 ), зенитного вооружения (Тип 285) и управления заграждением ( Тип 283 ); улучшенный радар предупреждения самолетов ( Тип 281 , заменил Тип 279 ), также был установлен радар надводного предупреждения (Тип 272). Ее авиационное оборудование было снято. В октябре «Аякс» он работал в Скапа-Флоу вместе с флотом метрополии прошел испытания после ремонта, а после повторного ввода в эксплуатацию 24 октября в ноябре . 31 декабря она присоединилась к Force Q в Боне в Алжире для перехвата вражеских конвоев и защиты конвоев. [ 2 ]

«Аякс» был выведен из строя бомбой массой 1000 фунтов (450 кг), сброшенной самолетом с II./SKG 10 или II./ StG 3 , которая попала в котельную «B» 1 января 1943 года, когда она находилась в Боне, после службы по сопровождению конвоя; 7 января ее отбуксировали в Гибралтар для временного ремонта, который продолжался до февраля. Планировалось провести капитальный ремонт в Соединенных Штатах, и он был передан в эксплуатацию на военно-морскую верфь Норфолка , штат Вирджиния; это продолжалось до сентября. Во время ремонтных работ «Аякс» был оснащен четырьмя американскими 40-мм зенитными установками с возможностью установки британского радара управления огнем Тип 282, установлен IFF Тип 242 , а американский радар управления огнем заменил ее существующий Тип 284. После испытаний после ремонта в октябре он вернулся в Великобританию через Бермудские острова в ноябре, и установка британского оборудования была завершена. «Аякс» был повторно введен в строй в Портсмуте 25 декабря и снова присоединился к флоту метрополии в Скапа-Флоу для проверки, а затем вернулся в Средиземное море в феврале 1944 года после почти двухлетнего простоя – не считая всего лишь пары дней в январе 1943 года. [ 2 ]

День Д и послевоенный период

[ редактировать ]
Уинстон Черчилль покидает «Аякс» , чтобы присутствовать на конференции в Афинах , 28 декабря 1944 года. Капитан Катберт : «Я надеюсь, сэр, что, пока вы с нами, нам не придется открывать огонь... если нас попросят открыть огонь поддержки». должен это сделать». Уинстон Черчилль: «Помните, капитан, что я прибыл сюда как воркущий голубь мира, несущий в клюве веточку омелы, но я далек от того, чтобы стоять на пути военной необходимости». [ 25 ]

В составе Force K «Аякс» бомбардировал Голд-Бич во время вторжения в день «Д» ; батарея в Лонге доставила некоторые проблемы, но была подавлена ​​6-дюймовыми снарядами, выпущенными через амбразуры двух из четырех казематов. [ 26 ] Позже она поддержала высадку десанта на юге Франции . «Аякс» также действовал в Эгейском море во время повторной оккупации Афин и коммунистического восстания в Греции .

После войны «Аякс» использовался для репатриации немецких моряков из экипажа адмирала графа Шпее из Уругвая обратно в Германию – историческая ирония, поскольку «Аякс» был членом эскадры, которая сражалась с немецким кораблем в 1939 году и в конечном итоге привела к его затоплению. . Затем Аякс был назначен в палестинский патруль Королевского военно-морского флота и принял участие в усилиях по прекращению нелегальной еврейской иммиграции в Палестину. В июле 1947 года он принял участие в инциденте «Исход 1947 года» , в ходе которого он вошел в состав оперативной группы Королевского флота, которая захватила корабль нелегальных иммигрантов, а затем сопроводила его обратно в Германию. [ 27 ]

Окончательное решение

[ редактировать ]

«Аякс» выведен из эксплуатации в феврале 1948 года. Продано ВМС Чили. [ 28 ] или ВМС Индии обсуждались, но эта последняя сделка не состоялась из-за Уинстоном Черчиллем явного неодобрения продажи ; он чувствовал, что такое важное судно лучше разбить, чтобы сохранить его историю. [ нужна ссылка ] После того, как сел на мель в Ньюпорте , Монмутшир , 9 ноября 1949 года, когда его буксировали на свалку, [ 29 ] она была снята с мели и должным образом прибыла в Кэшмор в Ньюпорте, Южный Уэльс , после расставания 18 ноября 1949 года.

Аякс вспомнил

[ редактировать ]

Город Аякс в Онтарио , Канада, был назван в честь крейсера, после битвы у реки Плейт. В городе также есть улицы, названные в честь каждого члена корабельной компании, такие как Хобсон-авеню и Харвуд-авеню, которая является главной улицей города с севера на юг. На многих уличных вывесках города изображен силуэт корабля. Силуэт означает, что улица названа в честь части корабельной корабля компании, а якорь стоит перед местным отделением Королевского канадского легиона .

Калле Эксетер была названа в честь корабля, после того, как HMS Exeter и HMS Ajax оказали помощь гражданам Консепсьона после землетрясения в Чильане 1939 года . [ 30 ]

Колокол «Аякса » находится на памятнике в Монтевидео, недалеко от портовой таможни, и был подарен адмиралом сэром Генри Харвудом и сэром Юджином Миллингтон-Дрейком в 1949 году.

Ледопад Аякс в истоке Виска-Анкоридж , остров Кинг-Джордж , на Южных Шетландских островах , назван в честь HMS Ajax , который помогал в поисках экипажа лодки с корабля « Дискавери II» , пропавшего на острове Кинг-Джордж в январе 1937 года.

[ редактировать ]

писателя Уоррена Тьюта Служба на корабле HMS Ajax в 1930-е годы легла в основу его романа «Крейсер» . Как и «Аякс» в романе , вымышленный HMS Antigone представлял собой легкий крейсер класса «Леандер» , который базировался на станции в Северной Америке и Вест-Индии перед Второй мировой войной и участвовал в боевых действиях в Средиземноморье . Роман рисует реалистическую картину жизни на крейсере .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Заребас» — это конструкции на кораблях, похожие на волноломы, предназначенные для отвода морской воды с палубы и от открытых объектов.
  2. ^ В состав которого входили линкоры HMS Malaya и Ramillies , авианосец Eagle , крейсер Coventry и восемь эсминцев.
  3. ^ Второе развертывание включало линкоры HMS Warspite , Valiant , Malaya и Ramillies , авианосцы Illustrious и Eagle , крейсеры York , Gloucester , Liverpool , Orion и HMAS Sydney с прикрытием из 16 эсминцев флота.
  4. ^ Конвой MF3 состоял из четырех кораблей; Клан Фергюсон , Клан Маколи , Ланаркшир и Мермон .
  5. ^ Источники расходятся в деталях этого действия. Мейсон заявляет, что в бой вступили несколько британских крейсеров и эсминцев, включая «Аякс» ; Томас заявляет, что, хотя «Аякс» входил в кордон крейсера, он «потопил два эсминца и повредил третий», не упоминая при этом об участии других британских военных кораблей.
  6. ^ Крейсеры HMS Orion , Ajax и HMAS Sydney , а также эсминцы Mohawk и Nubian .
  7. ^ HMS Gloucester , York , Orion и HMAS Sydney
  8. ^ Линкоры HMS Malaya и Ramillies , авианосец HMS Eagle , крейсеры HMS Berwick , Orion , HMAS Sydney и эсминцы
  1. ^ Уитли, стр.96
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мейсон, HMS Аякс
  3. ^ Лентон и Колледж 1968 стр.39
  4. ^ Кэмпбелл 1985 стр.34
  5. ^ Уитли, стр.99
  6. ^ «Местные заметки (первый пункт)». Королевская газета . Город Гамильтон, округ Пембрук, Бермудские острова. 27 марта 1928 г. с. 5.
  7. ^ «Местные заметки (второй пункт)». Королевская газета . Город Гамильтон, округ Пембрук, Бермудские острова. 27 марта 1928 г. с. 5.
  8. ^ HMS EXETER 1936-1939 гг . Лондон, Англия, Великобритания: HMS Exeter, Королевский флот. 1939 год.
  9. ^ «Рейдеры отбились в совмещенных маневрах». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 4 июня 1937 г. с. 1.
  10. ^ «МОРСКИЕ ПОИСКИ ОРУЖИЯ - Зажигалки с едой конвоируются в Тринидад (Рейтер)» . Информационный бюллетень Белфаста . Белфаст. 3 июля 1937 г. с. 7. Вооруженные морские пехотинцы с кораблей HMS Ajax и Exeter, отправленные сюда в прошлом месяце для подавления беспорядков во время забастовки на нефтяном месторождении в Тринидаде, сегодня утром снова были вызваны...
  11. ^ «ПОИСКИ ВМФ В СТРАЙК-ДЕРЕВНЕ». Ежедневное зеркало . Лондон. 3 июля 1937 г. с. 1. Вооруженные морские пехотинцы с кораблей HMS Ajax и Exeter были вчера вызваны на помощь полиции в поиске огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в каждом доме в Физабаде, деревне в районе удара по нефтяным месторождениям Тринидада.
  12. ^ HMS EXETER 1936-1939 гг . Лондон, Англия, Великобритания: HMS Exeter, Королевский флот. 1939 год.
  13. ^ «ВООРУЖЕННЫЕ МОРСКИЕ ВЫЗОВАНЫ В ТРИНИДАД». Western Daily Press и Bristol Mirror . Бристоль. 3 июля 1937 года. Вооруженные морские пехотинцы с кораблей HMS «Аякс» и «Эксетер», отправленные сюда в прошлом месяце для подавления беспорядков во время забастовки на нефтяном месторождении в Тринидаде, сегодня утром снова были вызваны.
  14. ^ «ОБВИНЕНИЯ ЗА ЗАБАСТОВКУ В ТРИНИДАДЕ – МУЖЧИНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К РАБОТЕ». Ливерпуль Дейли Пост . Ливерпуль. 6 июля 1937 г. с. 9. Правительство Тринидада сегодня предложило вознаграждение в размере 100 фунтов стерлингов за информацию, которая приведет к аресту Урии Батлера, предполагаемого организатора забастовки на нефтяных месторождениях на острове, по обвинению в подстрекательстве к убийству.
  15. ^ «HMS Ajax – Чилийское землетрясение, 1939 год» . Цифровой архив Пикеринга-Аякса . 2003. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
  16. ^ uboat.net
  17. ^ Мейсон, лейтенант Джеффри Б. (2005). «HMS Cumberland — Тяжелый крейсер графского типа» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Проверено 21 февраля 2011 г.
  18. ^ «Потери крейсера «Аякс» — HMS AJAX» . www.hmsajax.org . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 года.
  19. ^ Хогг, Ян (1986). Решающие битвы . Лестер : Наветренная сторона. п. 9. ISBN  0-7112-0453-5 .
  20. ^ Хауз, Радар в море: Королевский флот во Второй мировой войне, стр. 64.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Томас, Дэвид А. (1999). Мальтийские конвои . Барнсли: Лео Купер. ISBN  0-85052-663-9 .
  22. ^ Военно-Морской Флот, корпоративноеНазвание=Королевский Австралийский. «Корабли HM, поврежденные или затонувшие в результате действий противника во Второй мировой войне» . www.navy.gov.au. ​Проверено 24 декабря 2015 г.
  23. ^ Вудман, Ричард (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон : Джон Мюррей . п. 90. ИСБН  0-7195-6408-5 .
  24. ^ Народная война BBC
  25. ^ Центр Черчилля: Уинстон Черчилль о кораблях и военно-морском флоте
  26. ^ Гипервойна
  27. ^ Стюарт, Ниниан (2002). Королевский флот и палестинский патруль . Рутледж. стр. 112–136. ISBN  9780714652108 .
  28. ^ «США поставят шесть крейсеров южноамериканским странам: энтузиазм ослабевает». Христианский научный монитор . 6 января 1951 г. с. 14.
  29. ^ «HMS Ajax на мели». Таймс . № 51535. Лондон. 10 ноября 1949 г. полковник G, с. 4.
  30. ^ Эдмундсон, Уильям (2009). История британского присутствия в Чили: от Кровавой Мэри до Чарльза Дарвина и снижения британского влияния . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 127. ИСБН  9780230114838 .
[ редактировать ]
  • Мейсон, лейтенант-коммандер Джеффри Б. (2001). «HMS Ajax — лёгкий крейсер типа Leander» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Проверено 20 февраля 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 970fade3a30fe20f009119ebdaefdd52__1713687960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/52/970fade3a30fe20f009119ebdaefdd52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Ajax (22) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)