ХМНЗС Леандер
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Леандер |
Заказал | 18 февраля 1930 г. |
Строитель | HMNB Девонпорт |
Заложен | 8 сентября 1930 г. |
Запущен | 24 сентября 1931 г. |
Введен в эксплуатацию | 24 марта 1933 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 27 августа 1945 г. |
Выведен из эксплуатации | февраль 1948 г. |
Не работает | передан в аренду Королевскому флоту Новой Зеландии 30 апреля 1937 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 75 |
Судьба |
|
Новая Зеландия | |
Имя | ХМНЗС Леандер |
Введен в эксплуатацию | 30 апреля 1937 г. |
Не работает | Ремонт и переоборудование в Бостоне 8 мая 1944 г. |
Идентификация | Номер вымпела: 75 |
Судьба | Вернулся в Королевский флот 27 августа 1945 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Леандер» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 554,9 футов (169,1 м) |
Луч | 56 футов (17 м) |
Черновик | 19,1 футов (5,8 м) |
Установленная мощность | 72 000 лошадиных сил на валу (54 000 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 32,5 узла (60 км/ч) |
Диапазон | 5730 миль (10610 км; 6590 миль) при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
Дополнить | 570 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
HMNZS Leander — лёгкий крейсер , служивший в составе Королевского военно-морского флота Новой Зеландии во время Второй мировой войны . Он был головным кораблем класса легких кораблей, Leander легким крейсером класса и первоначально назывался HMS Leander .
История
[ редактировать ]Leander был спущен на воду в Девонпорте 24 сентября 1931 года. Он был принят в состав Королевского флота как HMS Leander 24 марта 1933 года. Вместе с Ахиллесом он служил в новозеландской дивизии Королевского флота .
В августе 1937 года HMS Leander во время путешествия из Европы в Новую Зеландию провел воздушную съемку Хендерсона , Оэно и Дюси , и на каждом острове был установлен британский флаг и прибита надпись, гласившая: «Этот остров принадлежит HBM. Король Георг VI ». [ 1 ]
В 1941 году новозеландская дивизия стала Королевским военно-морским флотом Новой Зеландии (RNZN), а в сентябре 1941 года она была введена в строй как HMNZS Leander .
Во время мировой войны Второй Леандер сначала служил в Тихом и Индийском океанах. Командующий Стивен Роскилл , в последующие годы официальный историк Королевского военно-морского флота, был назначен старшим офицером корабля в 1941 году. В бою 27 февраля 1941 года он потопил итальянское вооруженное торговое судно «Рамб I» недалеко от Мальдивских островов , спасая 113 членов своей команды и получив небольшое повреждать. 23 марта 1941 года Леандер перехватил и захватил французского торговца Виши Шарля Л.Д. в Индийском океане между Маврикием и Мадагаскаром . 14 апреля «Леандер» был направлен для поддержки военных операций в Персидском заливе , а 18 апреля присоединился к авианосцу «Гермес» и лёгкому крейсеру «Изумруд» . 22 апреля Леандер был освобожден от обязанностей по обеспечению поддержки в Персидском заливе и принял участие в поисках немецкого рейдера «Пингвин» к югу от Мальдив.
В июне 1941 года Леандер был переведен на Средиземноморский флот и действовал против французов Виши во время сирийско-ливанской кампании . После службы в Средиземном море Леандер вернулся на Тихий океан в сентябре 1941 года.
13 июля 1943 года Леандер находился в составе контр-адмирала Уолдена Ли Эйнсворта, оперативной группы 36.1 состоящей из трех легких крейсеров: «Леандер» и американских кораблей «Гонолулу» и «Сент-Луис» . В состав оперативной группы также входили десять эсминцев. В 01:00 корабли союзников установили радиолокационный контакт с японским крейсером «Дзинцу» , которого сопровождали пять эсминцев в районе Коломбангары на Соломоновых островах . В последовавшей битве при Коломбангаре был потоплен , «Дзинцу» а все три крейсера союзников были поражены торпедами и выведены из строя. Леандер был поражен единственной торпедой сразу за котельной «А». 26 членов экипажа котельной и 4-дюймовой артустановки №1 непосредственно над ней были убиты или пропали без вести. [ 2 ] Корабль был настолько сильно поврежден, что больше не принимал участия в войне. Сначала ее отремонтировали в Окленде, затем приступили к полному ремонту в Бостоне. [ 3 ]
Она вернулась в Королевский флот 27 августа 1945 года. В 1946 году она участвовала в инциденте в канале Корфу . Она была списана в 1950 году.
Суперяхта Leander G , принадлежащая сэру Дональду Гослингу , названа в честь HMS Leander , первого военно-морского корабля, на котором он служил. [ 4 ]
В 2020 году Фиджи ввело в эксплуатацию RFNS Savenaca , патрульное судно, названное в честь Савенаки Наулуматуа , моряка из Фиджи, погибшего во время службы на « Леандере» во время битвы при Коломбангаре . [ 5 ] [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Редер ХА; Рэндалл Дж. Э. (15 января 1975 г.). «Атолл Дюси: его история, физиология и биота» (PDF) . Бюллетень исследований атолла . 183 : 1–55. дои : 10.5479/si.00775630.183.1 .
- ^ «Восстановление и ремонт - HMNZS Leander | NZHistory, история Новой Зеландии онлайн» . nzhistory.govt.nz .
- ^ Морисон 1975 , с. 190.
- ^ Гослинг, Дональд. «Воспоминания о суперяхте сэра Дональда Гослинга» . Лодочный Интернационал . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^
Майка Болатики (6 июля 2019 г.). «RFNS Volasiga прибудет в октябре, а RFNS Savenaca — в апреле 2020 года. Женщины составят 16% личного состава ВМС Фиджи» . Фиджи Солнце . Проверено 26 октября 2019 г.
Савенака Наулуматуа из Ясавы и Тимо Пуамау из Лау были членами Добровольческих сил ВМС Фиджи, а во время Второй мировой войны они входили в состав экипажа HMSNZF {sic} Леандера, который был поражен японской торпедой в битве при Коломбангаре в июле 1943 года.
- ^
«Будущий патрульный катер Фиджи класса Guardian в честь павшего моряка» . Бэрд Мэритайм . 25 октября 2019 г. Проверено 26 октября 2019 г.
Судно чтит память моряка Савенаки Наулутумы, уроженца Фиджи, моряка Королевского военно-морского флота Новой Зеландии, который погиб в бою во время службы на борту крейсера HMNZS Leander в битве при Коломбангаре на Соломоновых островах во время Второй мировой войны. Наулутума и 25 других членов экипажа Леандера погибли вскоре после того, как их корабль был поражен японской торпедой рано утром 13 июля 1943 года.
Источники
[ редактировать ]- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Лентон, ХТ; Колледж, Джей-Джей (1968) [1964]. Британские и доминионные военные корабли Второй мировой войны (оригинальный паб. Военные корабли Второй мировой войны, изд.). Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. OCLC 440734 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1975) [1958]. Ломая барьер Бисмарка , т. 6 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Книги замка. ISBN 0-7858-1307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .