Японская подводная лодка И-158
![]() И-58 в море
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | И-58 |
Строитель | Военно-морской арсенал Йокосука , Йокосука , Япония |
Заложен | 3 декабря 1924 г. |
Запущен | 3 октября 1925 г. |
Завершенный | 15 мая 1928 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 июня 1932 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 декабря 1932 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 ноября 1933 г. |
повторно введен в эксплуатацию | к 27 сентября 1934 г. |
Выведен из эксплуатации | после 5 октября 1934 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 декабря 1936 г. |
Выведен из эксплуатации | 7 января 1937 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 января 1938 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 декабря 1938 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 15 ноября 1939 г. |
Переименован | И-158 20 мая 1942 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Кайдай класса Подводная лодка (тип КД3А) |
Смещение |
|
Длина | 100 м (328 футов 1 дюйм) |
Луч | 8 м (26 футов 3 дюйма) |
Черновик | 4,82 м (15 футов 10 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 60 м (197 футов) |
Дополнить | 60 |
Вооружение |
|
I-58 , позже I-158 — Императорского флота Японии «Кайдай» класса крейсерская подводная лодка KD3A, подкласса введенная в эксплуатацию в 1928 году. Во время Второй мировой войны она поддерживала японские войска во время вторжения в Малайю в декабре 1941 года и сыграла важную роль в отслеживание Force Z , двух британских крупных кораблей , которые пытались перехватить силы японского вторжения, чтобы их можно было потопить торпедоносцами . она потопила четыре голландских торговых судна В начале 1942 года во время голландской Ост-Индской кампании , а затем в мае 1942 года была переведена в центральную часть Тихого океана для поддержки флота во время битвы за Мидуэй в начале июня 1942 года. По возвращении в Японию в июле 1942 года она потопила четыре голландских торговых корабля. стал учебным кораблем до начала 1945 года, когда он был модифицирован для использования в качестве носителя «Кайтен» пилотируемых -смертников торпед . Он сдался союзникам в конце войны и был затоплен в 1946 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Подводные лодки подкласса KD3A были первыми крейсерскими подводными лодками японской конструкции , основанными на опыте более ранних проектов на базе британских и немецких крейсерских подводных лодок. [ 1 ] Их водоизмещение составило 1829 метрических тонн (1800 длинных тонн) на поверхности и 2337 метрических тонн (2300 длинных тонн) под водой. Они имели длину 100 метров (328 футов 1 дюйм), ширину 8 метров (26 футов 3 дюйма) и осадку 4,82 метра (15 футов 10 дюймов). Они имели глубину погружения 60 м (197 футов) и имели в своем составе 60 офицеров и членов экипажа . [ 2 ]
Для надводного хода подводные лодки оснащались двумя мощностью 3400 л.с. (2535 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . мощностью 900 лошадиных сил (671 кВт) приводил в движение электродвигатель Когда они находились под водой, каждый гребной винт . Они могли развивать скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) на поверхности и 8 узлов (15 км/ч; 9,2 мили в час) под водой. На поверхности KD3A имел дальность полета 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час); под водой они имели дальность полета 90 миль (170 км; 100 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [ 3 ]
Подводные лодки имели восемь внутренних торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) , шесть в носовой части и два в корме . Они несли по одной перезарядке на каждый аппарат, всего 16 торпед . У них также была одна калибра 120 мм (4,7 дюйма) палубная пушка . [ 4 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенный Военно-морским арсеналом Йокосука в Йокосуке , Япония , I-58 был заложен 3 декабря 1924 года. [ 5 ] [ 6 ] Спущен на воду 3 октября 1925 года. [ 5 ] [ 6 ] завершен и введен в эксплуатацию 15 мая 1928 года. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]
В день ввода в строй И-58 была придана Курескому военно-морскому округу . [ 5 ] [ 6 ] 1 апреля 1929 года новая 19-я дивизия подводных лодок была задействована во эскадрилье 2-й подводных лодок 2-го флота , входящей в состав Объединенного флота . [ 7 ] и в тот же день ее направили в новую дивизию. [ 5 ] [ 6 ] 1 декабря 1931 года дивизия была переведена в дивизию обороны Куре в военно-морском округе Куре. [ 5 ] но 20 мая 1932 года он вернулся во 2-ю эскадрилью подводных лодок 2-го флота. [ 5 ] И-58 был выведен в резерв в Куре , Япония, 1 июня 1932 года. [ 5 ]
И-58 вернулся в строй 1 декабря 1932 года. [ 5 ] Она отправилась в путь из Сасебо , Япония, 29 июня 1933 года вместе с другими подводными лодками ее эскадры — И-53 , И-54 и И-55 18-й дивизии подводных лодок и И-56 и И-57 19-й дивизии подводных лодок — для учебный поход у Китая и Мако на Пескадорских островах , который подводные лодки завершили прибытием в Такао , Формоза , 5 июля. 1933 год. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Они покинули Такао 13 июля 1933 года и снова тренировались в китайских водах, прежде чем прибыли в Токийский залив 21 августа 1933 года. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] 25 августа 1933 года все шесть подводных лодок приняли участие в смотре флота в Иокогаме , Япония. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] И-58 снова был переведен в резерв в Куре. 1 ноября 1933 года [ 5 ] [ 6 ]
И-58, очевидно, вернулся в строй вовремя, чтобы покинуть Рёджун , Маньчжоу-Го , в компании с И-56 , И-57 и подводными лодками И-61 , И-62 , И-64 , И-65 , И-66 , и I-67 для тренировочного похода у Циндао , Китай, который девять подводных лодок завершили прибытием в Сасебо 5 октября 1934 года. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Судя по всему, через некоторое время после завершения этого круиза она снова ушла в резерв в Куре. [ 5 ] [ 6 ] Тем временем 15 ноября 1934 года 19-я дивизия подводных лодок была переведена в гвардейскую эскадру Куре в военно-морском округе Куре. [ 5 ] и в 1-ю дивизию подводных лодок 1-го флота , входящего в состав Объединенного флота, 15 ноября 1935 года. [ 5 ]
И-58 вернулся в строй 1 декабря 1936 г. [ 5 ] [ 6 ] и в тот же день 19-я дивизия подводных лодок была переведена в военно-морской округ Куре. [ 5 ] 7 января 1937 года дивизия была помещена в Первый резерв округа. [ 5 ] но вернулся на действительную службу в округе 1 января 1938 года. [ 5 ] 15 декабря 1938 года дивизия была помещена в третий резерв округа. [ 5 ]
19-я дивизия подводных лодок вернулась в строй 15 ноября 1939 года и была приписана к 4-й эскадрилье подводных лодок 1-го флота. [ 5 ] Трагедия произошла, когда I-58 совершал ночные маневры к югу от Токийского залива 26 августа 1940 года, принимая участие в имитации атак на крупные корабли Объединенного флота с частично затопленными балластными цистернами . [ 6 ] Она начала аварийное погружение после завершения последней моделируемой атаки, но ее группа на мостике не преодолела мост достаточно быстро, когда она погрузилась под воду. [ 6 ] Последний человек на мостике, связист Хиросе Масао, понял, что I-58 находится под угрозой затопления с открытым люком мостика и затоплением, поэтому он закрыл люк снаружи и утонул, когда I-58 затонул. [ 6 ] 4-я эскадрилья подводных лодок была передана непосредственно в состав Объединенного флота 15 ноября 1940 года. [ 5 ]
Лейтенант-командир Сошичи Китамура ( Kitamura Soshichi , Kitamura Soshichi ) принял командование И-58 31 октября 1941 года. [ 5 ] [ 6 ] Когда японские вооруженные силы мобилизовались для наступления на силы союзников , которое должно было начать Тихоокеанскую кампанию Второй мировой войны , I-58 покинула Куре, Япония, 20 ноября 1941 года, направляясь в Самах на китайском острове Хайнань , куда она достигла 26 ноября. Ноябрь 1941 года. [ 5 ] Она покинула Саму 1 декабря 1941 года, чтобы поддержать наступление. [ 5 ] [ 6 ] Получив задание поддержать операцию «Е» — японское вторжение в Британскую Малайю , I-58 направился в район патрулирования в Южно-Китайском море у Малайского полуострова . [ 5 ] [ 6 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]Военные действия начались в Восточной Азии 8 декабря 1941 года (7 декабря через международную линию перемены дат на Гавайях , где Япония начала войну нападением на Перл-Харбор ). В тот день началось японское вторжение в Британскую Малайю, и I-57 , I-58 и подводные лодки I-62 , I-64 и I-66 сформировали линию патрулирования в Южно-Китайском море у Тренгану , Британская Малайя. [ 6 ]
9 декабря 1941 года японская подводная лодка I-65 заметила отряд Z — силы Королевского флота , состоящие из линкора «Принц Уэльский» , линейного крейсера «Рипалс » и четырёх эсминцев — направлявшихся на северо-северо-запад и представляющих угрозу японским конвоям вторжения . [ 6 ] I-58 действовала к северу от I-65 , но получила неточный отчет о местоположении отряда Z из-за неисправной связи. [ 6 ] Однако вскоре после полуночи 10 декабря 1941 года I-58 шла по поверхности в Южно-Китайском море в 140 морских милях (260 км; 160 миль) к востоку от Куантана , Британская Малайя, когда ее наблюдатели заметили Force Z всего в 660 ярдах ( 600 м) от левого носа , с Принцем Уэльским . во главе [ 6 ] И-58 совершила аварийное пикирование и попыталась дать полный залп из шести торпед из носовых торпедных аппаратов по «Принцу Уэльскому». Это было бы первой в истории атакой подводной лодки Императорского флота Японии на вражеский линкор, но первая торпеда внешнюю дверь трубки заклинило, что помешало атаке. [ 6 ] Она выпустила еще пять носовых торпед по «Рипалсу» , но все они промахнулись. [ 6 ] Она передала отчет о том, что отряд Z двигался на юго-юго-запад со скоростью 24 узла (44 км / ч; 28 миль в час) и продолжал отслеживать британские корабли. [ 6 ] Легкий крейсер «Сэндай» получил ее донесение и передал его тяжелому крейсеру «Токай» , флагману 1 - вице-адмирала Дзисабуро Одзавы , главнокомандующего Императорского флота Японии м Южным экспедиционным флотом . [ 6 ] 10 декабря 1941 года в 06:15 И-58 потерял связь с отрядом Z, но торпедоносцы Императорского флота Японии, 22-й воздушной флотилии летевшие с баз в оккупированном японцами французском Индокитае, потопили «Принц Уэльский» и «Рипалс» на юге. Китайское море в тот же день. [ 6 ] I-58 завершила свое патрулирование прибытием в залив Камрань во Французском Индокитае 20 декабря 1941 года. [ 6 ]
Второй военный патруль
[ редактировать ]I-58 покинул залив Камрань 28 декабря 1941 года вместе с I-56 , чтобы начать свое второе военное патрулирование, получив район патрулирования в Нидерландской Ост-Индии у Сурабаи , Ява . [ 6 ] в Яванском море к северо-западу от острова Бавеан 3 января 1942 года I-58 врезался в голландское водоизмещением 7395 тонн торговое судно SS Langkoeas , которое 1 января 1942 года вышло из Сурабаи и направлялось в Хайфу в Подмандатной Палестине с грузом. сахара [ 19 ] - одной торпедой в машинном отделении , убив там 12 человек, [ 20 ] затем потопил ее обстрелом 05 ° ю.ш., 112 ° в.д. / 5 ° ю.ш., 112 ° в.д. . [ 5 ] [ 6 ] Одна из была Лангкоеа спасательных шлюпок уничтожена обстрелом И-58 еще до того, как ее удалось спустить на воду. [ 21 ] но ее выжившая команда из 79 человек покинула корабль на трех других вельботах . [ 6 ] один из которых случайно упал в море с высоты 20 футов (6,1 м), затопив его и сбросив многих пассажиров за борт. [ 21 ] Когда другая спасательная шлюпка с на капитаном Лангкоеаса борту приблизилась к затопленной спасательной шлюпке , чтобы оказать ей помощь, I-58 на скорости приблизился к поверхности. [ 6 ] Многие мужчины в лодках стояли и приветствовали ее приближение, думая, что она предлагает им спасение, но когда I-58 приблизилась на 220 ярдов (200 м), ее команда открыла огонь по двум лодкам из пулеметов . [ 6 ] [ 22 ] Затем I-58 приблизился к затопленной спасательной шлюпке на расстояние 110 ярдов (100 м) и также обстрелял ее из пулемета. [ 23 ] Семьдесят девять человек погибли в результате обстрела трех спасательных шлюпок. [ 20 ] но экипаж И-58 вытащил из воды троих выживших, [ 6 ] [ 24 ] один из них цеплялся за один из пикирующих самолетов подводной лодки . [ 23 ] И-58 Экипаж угрожал им револьвером , хлопал и толкал, одного порезал мечом . [ 25 ] Затем Китамура допросил их. [ 6 ] [ 25 ] на ломаном английском , требуя информацию о личности Лангкоеа , порте отправления, грузе и пункте назначения, а также о секретных кодах и сигналах союзников, угрожая им наказанием после каждого вопроса, если они сокроют информацию. [ 25 ] После того, как Китамура пришел в ярость, когда обнаружил, что у них нет кода или сигнальной информации, [ 25 ] Экипаж И-58 сбросил их обратно в море, [ 6 ] [ 25 ] где они провели ночь, плавая в своих спасательных жилетах-капках, обнаружили и сели на пустой спасательный плот . прежде чем утром 3 января [ 26 ] 7 января 1942 года они высадились на берег Бавеана, где их нашли и вызвали на помощь местные рыбаки. [ 6 ] [ 20 ] Их отвезли в столицу Бавеана Сангкапоэру . [ 20 ] откуда службы морской авиации Нидерландов Catalina летающая лодка доставила их на Яву – Батавию. [ 20 ] или Сурабая, [ 6 ] по разным данным – куда их госпитализировали. [ 20 ]
Рано утром 5 января 1942 года неопознанная подводная лодка выпустила торпеду по И-58 , когда она находилась на поверхности, но И-58 избежала повреждений, когда торпеда лишь задела ее борт. [ 6 ] 9 января 1942 года I-58 водоизмещением 2380 тонн открыла артиллерийский огонь по голландскому торговому кораблю SS Camphuys , затем торпедировала и потопила его в Яванском море к западу от острова Бавеан. 04 ° 30'ю.ш., 111 ° 47' в.д. / 4,500 ° ю.ш., 111,783 ° в.д. . [ 5 ] [ 6 ] « ВМС США Эсминец Пол Джонс» (DD-230) спас Кампьюисе . выживших в [ 6 ] I-58 вернулся в залив Камрань 16 января 1942 года. [ 6 ]
Третий военный патруль
[ редактировать ]I-58 начала свое третье военное патрулирование 7 февраля 1942 года, отправившись из залива Камрань в район патрулирования в Индийском океане к югу от Явы. [ 6 ] Он прошел проливом Ломбок между Бали и Ломбоком и 20 февраля вошёл в Индийский океан. [ 6 ] 22 февраля, действуя к югу от Тилатьяпа , Ява, он атаковал голландское пассажирское судно водоизмещением 2982 брутто-тонны SS Pijnacker Hordijk с помощью артиллерийского огня, затем торпедировал и потопил его; ее команда кратко допросила Пейнакера Хордейка , хозяина прежде чем отпустить его. [ 5 ] [ 6 ]
25 февраля 1942 года I-58 атаковал голландское торговое судно SS Boeroe водоизмещением 7135 брутто , направлявшееся в Перт , Австралия , в Индийском океане к югу от Зондского пролива , открыв по нему артиллерийский огонь в 10:15. [ 5 ] [ 6 ] После того, как она произвела несколько выстрелов, она погрузилась под воду, когда эсминец Королевского военно-морского флота Нидерландов, сопровождавший два нефтяника на месте происшествия появился , но в 11:30 она выпустила две торпеды по Боэро . [ 6 ] Оба попали, и «Боэро» медленно затонул. [ 6 ] По разным данным, весь ее экипаж из 70 человек выжил и спасся. [ 6 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] но один источник утверждает, что все находившиеся на борту погибли при затоплении, и предполагает, что те, кто выжил при затоплении, могли быть убиты экипажем I-58 . [ 30 ]
28 февраля 1942 года И-58 торпедировал британский танкер SS British Judge водоизмещением 6735 тонн в Индийском океане в 10 морских милях (19 км; 12 миль) к югу от Зондского пролива. 06 ° ю.ш. 105 ° в.д. / 6 ° ю.ш. 105 ° в.д. . [ 5 ] [ 6 ] Поврежденный британский судья пережил нападение. [ 5 ] [ 6 ] I-58 завершила свое патрулирование прибытием в бухту Старинг на побережье Целебеса 8 марта 1942 года. [ 6 ]
Март – май 1942 г.
[ редактировать ]4-я эскадрилья подводных лодок была расформирована 10 марта 1942 года. [ 5 ] а подводные лодки 19-й дивизии подводных лодок — И-56 , И-57 и И-58 — были переведены в 5-ю эскадрилью подводных лодок. [ 5 ] [ 6 ] I-58 покинула Старинг Бэй 13 марта 1942 года и направилась в Куре, Япония, куда прибыла 20 марта 1942 года для ремонта. [ 5 ] [ 6 ] Завершив их, он вернулся в путь из Куре 14 мая 1942 года и взял курс на атолл Кваджалейн . [ 6 ] во время путешествия ему был присвоен номер I-158 . 20 мая 1942 года [ 5 ] [ 6 ] Она прибыла в Кваджалейн 24 мая 1942 года. [ 6 ]
Четвертый военный патруль: Битва за Мидуэй
[ редактировать ]26 мая 1942 года I-158 покинула Кваджалейн, чтобы провести свой четвертый военный патруль, действуя в поддержку операции MI, запланированного японского вторжения на атолл Мидуэй на северо-западе Гавайских островов , в котором 5-я эскадрилья подводных лодок входила в состав Передового экспедиционного корпуса. [ 6 ] [ 31 ] Она действовала на патрульной линии между 28 ° 20' с.ш. 162 ° 20' з.д. / 28,333 ° с.ш. 162,333 ° з.д. и 26 ° 00' с.ш. 165 ° 00' з.д. / 26 000 ° с.ш. 165 000 ° з.д. , в которую также входили подводные лодки И-156 , И-157 , И-159 , И-162 , И-165 и И-166 . [ 31 ] [ 32 ] Японцы потерпели решающее поражение 4 июня 1942 года в битве за Мидуэй , и в этот день главнокомандующий вице 6-м флотом приказал -адмирал Терухиса Комацу 15 подводным лодкам японской линии патрулирования подводных лодок двигаться на запад. [ 32 ]
После того как главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото приказал Комацу вставить свои подводные лодки между отступающим японским флотом и противостоящими ВМС США авианосцами , [ 32 ] Японские подводные лодки, в том числе И-158 , начали постепенное движение на северо-северо-запад, двигаясь со скоростью 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) днем и 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) после наступления темноты. [ 32 ] И-158 в ходе боя не вступал в контакт с силами противника. [ 6 ] [ 31 ] [ 32 ] и вернулся в Кваджалейн 19 июня 1942 года. [ 12 ]
Июнь 1942 г. - апрель 1945 г.
[ редактировать ]22 июня 1942 года I-158 вылетела из Кваджалейна в Куре, Япония, куда она прибыла 30 июня. [ 6 ] 10 июля 1942 года 5-я эскадрилья подводных лодок была расформирована, а 19-я дивизия подводных лодок в составе И-156 , И-157 , И-158 и И-159 была переведена в состав военно-морского округа Куре. [ 5 ] [ 6 ] В тот же день I-158 приступил к исполнению обязанностей учебного корабля в Школе подводных лодок Куре, продолжая выполнять эту роль до марта 1945 года. [ 6 ]
1 декабря 1943 года 19-я дивизия подводных лодок была переведена в состав эскадры подводных лодок Куре. [ 6 ] В декабре 1943 года И-158 был окрашен в экспериментальный светло-серый камуфляж , основанный на камуфляже немецкой подводной лодки U-511 , которую Япония приобрела у Германии в 1943 году и переименовала в Ro-500 . [ 6 ] И-158 участвовал в первом этапе испытаний схемы окраски Школы подводных лодок в проливе Иё Нада во Внутреннем море Сето 5 января 1944 года для определения ее ценности в водах вокруг Японии, эффективности камуфляжа против обнаружения надводными боевыми кораблями. и самолеты, их способность сбивать с толку силы противника, пытающиеся определить курс и скорость подводной лодки, а также долговечность краски. [ 6 ]
20 апреля 1944 года И-158 был переведен в 34-й дивизион подводных лодок 6-го флота. [ 6 ] 17 марта 1945 года он получил незначительные повреждения во время воздушной армии США Двадцатой рейда B-29 Superfortress на Mitsubishi верфь в Кобе , Япония. [ 6 ]
Кайтен -перевозчик
[ редактировать ]Во время ремонта после авианалета И-158 был оснащен оборудованием для перевозки двух Кайтен» пилотируемых торпед -смертников « . [ 6 ] В течение июля 1945 года экипажи И-156 , И-157 , И-158 , И-159 и И-162 прошли обучение стрельбе кайтэн по кораблям противника в случае вторжения в Японию . [ 6 ]
Конец войны
[ редактировать ]15 августа 1945 года И-158 был переведен в 15-й дивизион подводных лодок 6-го флота. [ 5 ] [ 6 ] В тот же день император Хирохито объявил об окончании военных действий. [ 6 ] И-156 сдался союзникам в Куре 2 сентября 1945 года. [ 5 ] [ 6 ] а 2 ноября 1945 года ВМС США включили его в свой 1-й дивизион подводных лодок вместе с И-162 и подводными лодками И-201 , И-202 и И-203 . [ 33 ] Японцы исключили его из списков ВМФ 30 ноября 1945 года. [ 5 ] [ 6 ] Она переехала в Сасебо и в марте 1946 года была лишена всего годного к использованию оборудования. [ 6 ] Командующий военно-морскими силами Японии ВМС США вице-адмирал Роберт Х. Гриффин прибыл на борт I-158 , чтобы осмотреть ее в марте 1946 года. [ 6 ]
Утилизация
[ редактировать ]26 марта 1946 года ВМС США получили приказ потопить все захваченные японские подводные лодки. [ 6 ] ВМС США 1 апреля 1946 года тендер подводных лодок USS Nereus (AS-17) отбуксировал I-157 из Сасебо в район у островов Гото , где она была одной из многих японских подводных лодок, затопленных в тот день в ходе операции «Конец дороги» . [ 6 ] Она затонула в 32 ° 37' с.ш., 129 ° 17' в.д. / 32,617 ° с.ш., 129,283 ° в.д. . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 170
- ^ Jump up to: а б Карпентер и Полмар, с. 93
- ^ Шено, с. 198
- ^ Баньяско, с. 183
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап I-158 ijnsubsite.com 20 октября 2018 г., по состоянию на 24 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 октября 2017 г.). «Подводная лодка IJN I-158: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Подразделение подводных лодок 19 ijnsubsite.com, по состоянию на 24 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с I-153 ijnsubsite.com 19 сентября 2018 г., по состоянию на 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с I-154 ijnsubsite.com 11 октября 2018 г., по состоянию на 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с I-155 ijnsubsite.com 10 июня 2018 г., по состоянию на 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д I-156 ijnsubsite.com 15 октября 2018 г., по состоянию на 17 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и I-157 ijnsubsite.com 16 октября 2018 г., по состоянию на 23 января 2021 г.
- ^ I-61 ijnsubsite.com, 24 августа 2018 г., по состоянию на 28 сентября 2020 г.
- ^ «И-162 бывший И-62» . iijnsubsite.info . 9 ноября 2018 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «И-164 бывший И-64» . iijnsubsite.info . 9 ноября 2018 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «И-165 бывший И-65» . iijnsubsite.info . 11 мая 2018 года . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ «И-166 бывший И-66» . iijnsubsite.info . 30 августа 2018 года . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ I-67 ijnsubsite.com, 14 сентября 2018 г., по состоянию на 28 сентября 2020 г.
- ^ Эдвардс, с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эдвардс, с. 21.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, с. 16.
- ^ Эдвардс, стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, с. 17.
- ^ Эдвардс, стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с д и Эдвардс, с. 18.
- ^ Эдвардс, с. 20.
- ^ «Морские события, февраль 1942 года, часть 2 из 2, воскресенье, 15 – суббота, 28» . Военно-морская история . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ Гилл, Г. Хермон (1957). Королевский флот Австралии, 1939-1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 2 – Военно-Морской Флот. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал. п. 618. Архивировано из оригинала 25 мая 2009 года.
- ^ Место крушения "SS Boeroe (+1942)", доступ осуществлен 22 февраля 2022 г.
- ^ Эдвардс, стр. 22, 230.
- ^ Jump up to: а б с Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-162: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 мая 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-156: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 17 января 2022 г.
- ↑ После Второй мировой войны, Sub.Div 1, ijnsubsite.com, по состоянию на 25 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2010). «Подводная лодка IJN I-158: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 6 ноября 2015 г.
- Эдвардс, Бернард (1997). Кровь и бусидо: зверства японцев на море 1941–1945 гг . Нью-Йорк: Brick Tower Press. ISBN 1-883283-18-3 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- корабли 1925 года
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Йокосука
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Подводные лодки класса Кайдай
- Корабли битвы за Мидуэй
- Затопленные суда
- Морские инциденты в августе 1940 г.
- Морские инциденты в январе 1942 г.
- Морские инциденты в 1946 году
- Японские военные преступления