Японская подводная лодка И-169
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | I-69 |
Строитель | Mitsubishi Kobe Yard, Кобе , Япония |
Заложен | 22 декабря 1931 г. |
Запущен | 15 февраля 1934 г. |
Завершенный | 28 сентября 1935 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 сентября 1935 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 декабря 1938 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 сентября 1939 г. |
Переименован | И-169 , 20 мая 1942 г. |
Судьба | Затонул 4 апреля 1944 г. |
пораженный | 10 июня 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Тип КД6, Кай подводная лодка типа |
Смещение |
|
Длина | 322 фута 10 дюймов (98,4 м) |
Луч | 26 футов 11 дюймов (8,2 м) |
Черновик | 15 футов 0 дюймов (4,6 м) |
Движение | Двухвальный Кампон мощностью 9000 л.с. (6711 кВт) / двухтактные дизели |
Скорость | |
Диапазон | 14 000 миль (26 000 км; 16 000 миль) [ 1 ] |
Глубина испытания | 230 футов (70 м) |
Дополнить | 60–84 офицера и рядового |
Вооружение |
|
I-69 , позже I-169 — Императорского флота Японии класса «Кайдай» крейсерская подводная лодка KD6, подкласса введенная в строй в 1935 году. Она участвовала во Второй мировой войне , во время которой провела шесть боевых патрулей и приняла участие в операциях по поддержке нападение на Перл-Харбор , битва за Мидуэй , кампания на Гуадалканале , кампания на Алеутских островах и защита Гилберта островов . Она затонула в результате несчастного случая при погружении в апреле 1944 года.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенный компанией Mitsubishi в Кобе , Япония , I-69 был заложен 22 декабря 1931 года и спущен на воду 15 февраля 1934 года. [ 2 ] [ 3 ] Он был достроен и принят на службу Императорского флота Японии 28 сентября 1935 года. [ 2 ] [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]После ввода в строй И-69 был придан Военно-морскому округу Куре . [ 2 ] [ 3 ] 8 октября 1935 года ее направили в 12-ю дивизию подводных лодок. [ 2 ] 15 ноября 1935 года ее дивизия была приписана ко эскадрилье 2-й подводных лодок 2-го флота , входящей в состав Объединенного флота . [ 2 ] 13 апреля 1936 года она отправилась из Фукуоки , Япония, в компании с двумя другими подводными лодками своего дивизиона — И-68 и И-70 — в учебный поход у берегов Китая в районе Циндао , который подводные лодки завершили по прибытии. в Сасебо 22 апреля 1936 года. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Три подводные лодки покинули Мако на Пескадорских островах 4 августа 1936 года для тренировочного похода в районе Сямэнь у побережья Китая и вернулись в Мако 6 сентября 1936 года. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
И-69 был выведен из эксплуатации и помещен в Третий резерв военно-морского округа Куре 15 декабря 1938 года. [ 2 ] затем 1 мая 1939 года был прикреплен непосредственно к военно-морскому округу Куре, находясь вне строя. [ 2 ] [ 3 ] Она была повторно введена в строй примерно 1 сентября 1939 года. [ 2 ] [ 3 ] 12-я дивизия подводных лодок была переведена в 3-ю эскадрилью подводных лодок 2-го флота 15 ноября 1939 года. [ 3 ]
I-69 покинул Окинаву 27 марта 1940 года вместе с I-68 , I-70 и подводными лодками I-73 , I-74 и I-75 для тренировочного похода в водах Китая, завершив его, когда прибыли шесть подводных лодок. в Такао , Формоза, 2 апреля 1940 года. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] 3-я эскадрилья подводных лодок была переведена в состав 6-го флота 15 ноября 1940 года. [ 2 ] 12 мая 1941 года I-69 получил повреждение носовой части при столкновении с I-70 в Йокосуке , Япония. [ 2 ] [ 3 ]
Когда Императорский флот Японии начал развертывание в рамках подготовки к надвигающемуся конфликту в Тихом океане , I-69 был назначен на операцию Z, запланированное нападение Японии на Перл-Харбор . [ 3 ] 12-я дивизия подводных лодок, состоявшая из И-69 и И-70 , была приписана к 3-й эскадрилье подводных лодок, которая, в свою очередь, была приписана к Передовому экспедиционному корпусу 6-го флота для атаки. [ 3 ] 11 ноября 1941 года I-69 покинул Саэки , Япония, с командиром 12-й дивизии подводных лодок на борту, направляясь в Кваджалейн в компании с I-68 , I-70 , I-71 , I-72 и I-73 . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]23 ноября 1941 года I-69 покинула Кваджалейн, чтобы начать свой первый военный патруль. [ 3 ] 2 декабря 1941 года она получила сообщение «Поднимитесь на гору Ниитака 1208» ( японский : Niitakayama nobore 1208 ) от Объединенного флота , в котором указывалось, что война с союзниками начнется 8 декабря 1941 года по японскому времени (7 декабря 1941 года на Гавайях ). [ 3 ]
7 декабря 1941 года I-69 и I-68 заняли стоянку у входа в Перл-Харбор на Гавайях, чтобы спасти экипажи сверхмалых подводных лодок, пытавшихся прорвать оборону гавани во время нападения Японии, которое вывело Японию и Соединенные Штаты на мировой уровень. Вторая война тем утром. [ 3 ] В 21:01 И-69 стал командир свидетелем того, что он назвал «мощным взрывом в Перл-Харборе». Произошло несколько взрывов, за которыми последовали высокие столбы огня (вероятно, взорвался магазин военного корабля ). Это, должно быть, было серьезно . корабль , потопленный нашими сверхмалыми подводными лодками». [ 3 ] Вечером 7 декабря 1941 года И-69 выпустила торпеду по эсминцу юго-юго-восточнее Барберс-Пойнт , остров Оаху . [ 3 ] Очевидно, заметив след торпеды, эсминец отвернулся, уклоняясь от торпеды, а затем контратаковал глубинными бомбами . [ 3 ]
I-69 и I-68 провели 8 декабря 1941 года у входа в Перл-Харбор в ожидании возвращения экипажей сверхмалых подводных лодок, но никто не вернулся. [ 3 ] 9 декабря 1941 года I-69 атаковал грузовое судно к югу от Оаху и снова подвергся глубинной бомбе. безуспешно [ 3 ] Позже в тот же день она запуталась в противолодочной сети у Барберс-Пойнт. [ 3 ] Через несколько часов она освободилась, повредив при этом перископ , и, наконец, всплыла на поверхность, пробыв под водой около 39 часов. [ 3 ] Когда всякая надежда на спасение экипажей, сбитых во время атаки 7 декабря, была оставлена, она покинула гавайские воды и прибыла в Кваджалейн 27 декабря 1941 года. [ 3 ]
Второй военный патруль
[ редактировать ]12 января 1942 года I-69 покинула Кваджалейн, чтобы начать свой второй военный патруль, направленный в воды вокруг атолла Мидуэй на северо-западе Гавайских островов и получивший приказ провести разведку атолла . [ 3 ] Она прибыла у Мидуэя 21 января 1942 года. [ 3 ] Около 18:05 8 февраля 1942 года он всплыл на поверхность менее чем в 1000 ярдов (910 м) от пролива Брукс на Мидуэе, чтобы бомбардировать радиостанцию на Песчаном острове. Она произвела всего три выстрела из своей 100-мм (3,9 дюйма) пушки, прежде чем ответный огонь Корпуса морской пехоты США 5-дюймовой (127-мм) береговой артиллерии батареи заставил ее погрузиться под воду. [ 3 ] 10 февраля 1942 года он снова всплыл к югу от устья пролива Брукс около 17:58, чтобы предпринять вторую попытку бомбардировки Сэнд-Айленда, но два Корпуса морской пехоты США Brewster F2A-3 Buffalo истребителя из 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты (VMF-221) ) патрулирующие над головой заметили ее и атаковали, каждая из которых сбросила бомбы, которые приземлились рядом с И-69 . [ 3 ] Затем два истребителя ненадолго обстреляли И-69 , прежде чем она погрузилась в воду, выпустив по острову всего два 100-мм (3,9 дюйма) снаряда. [ 3 ] Она вернулась в Кваджалейн 17 февраля 1942 года. [ 3 ]
Третий и четвертый военные патрули
[ редактировать ]18 февраля 1942 года I-69 покинула Кваджалейн, чтобы начать свой третий военный патруль, которому было приказано патрулировать в защиту Рабаула на Новой Британии , к которому приближалась 11-я оперативная группа ВМС США с намерением нанести воздушные налеты на японские силы и базы там. . [ 3 ] Однако после того, как оперативная группа 11 утратила элемент внезапности, она отошла, и I-69 был направлен в район патрулирования к востоку от острова Уэйк . [ 3 ] После патрулирования без происшествий он проследовал в Японию, куда прибыл 5 марта 1942 года для капитального ремонта в Куре . [ 3 ]
После завершения капитального ремонта I-69 отправилась в путь из Куре 15 апреля 1942 года, чтобы начать свое четвертое военное патрулирование, действуя в составе линии патрулирования подводных лодок в окрестностях острова Уэйк. [ 3 ] Этот патруль также прошел без происшествий, и он завершил его прибытием в Кваджалейн 9 мая 1942 года. [ 3 ] Во время пребывания в Кваджалейне ей был присвоен номер I-169 . 20 мая 1942 года [ 3 ]
Пятый военный патруль - Мидуэйская операция
[ редактировать ]24 мая 1942 года I-169 покинула Кваджалейн для своего пятого военного патруля. [ 3 ] развертывание в поддержку операции MI, запланированного японского вторжения на атолл Мидуэй. [ 3 ] В составе 3-й эскадры подводных лодок она действовала в патрульной линии — в которую также входили подводные лодки И-168 , И-171 , И-174 и И-175 — в Тихом океане между 20 ° 00' с.ш. 166 ° 20' з.д. / 20 000 ° с.ш. 166,333 ° з.д. и 23 ° 30' с.ш. 166 ° 20' з.д. / 23,500 ° с.ш. 166,333 ° з.д. , которому было поручено перехватить американские подкрепления, приближающиеся к Мидуэю с главных Гавайских островов на юго-восток. [ 3 ] Во время битвы за Мидуэй , проходившей с 4 по 7 июня 1942 года, И-169 товарищ по эскадрилье И-168 торпедировал авианосец USS Yorktown (CV-5) , но остальная часть патрульной линии не оказала никакого влияния на бой. и I-169 во время своего патрулирования не видела никаких действий. Японцы потерпели решительное поражение и отменили вторжение на Мидуэй. I-169 завершила свое патрулирование прибытием в Кваджалейн 20 июня 1942 года. [ 3 ]
Шестой военный патруль
[ редактировать ]9 июля 1942 года I-169 покинула Кваджалейн в свой шестой военный патруль с командиром 12-й дивизии подводных лодок на борту. [ 3 ] Ей было приказано провести разведку Новой Каледонии и Новых Гебридских островов во время патрулирования. [ 3 ] В июле она провела разведку залива Сент-Винсент в Новой Каледонии . [ 3 ] 25 июля 1942 года, когда он находился в 75 морских милях (139 км; 86 миль) к юго-востоку от Нумеа водоизмещением 9 227 тонн , Новая Каледония, он торпедировал голландский грузовой корабль Tjinegara , служивший в то время военным армии США кораблем . путешествие из Рокгемптона , Квинсленд , Австралия , в Нумеа. [ 3 ] После нескольких попаданий торпеды «Тджинегара» затонула. 23 ° 18'ю.ш., 165 ° 25' в.д. / 23,300 ° ю.ш., 165,417 ° в.д. . [ 3 ] 4 и 5 августа 1942 года I-169 провела разведку Порт-Вилы на Эфате на Новых Гебридских островах. [ 3 ] Она была вынуждена покинуть этот район, когда ее преследовали два эсминца. [ 3 ] Она прибыла в Трук , завершив патрулирование, 15 августа 1942 года. [ 3 ]
Август – декабрь 1942 г.
[ редактировать ]И-169 отправился из Трука 17 августа 1942 года, чтобы вернуться в Японию. [ 3 ] Он прибыл в Куре 24 августа 1942 года, затем 2 сентября 1942 года переехал в Сасебо для прохождения капитального ремонта. [ 3 ] Завершив его, она вернулась в Трук, куда прибыла 18 сентября 1942 года с И-8 , И-168 , И-171 , И- 172 , И-174 и И-175 из 3-й эскадрильи подводных лодок для участия в кампании на Гуадалканале. . [ 3 ] 16 ноября 1942 года командующий 6-м флотом вице-адмирал Терухиса Комацу созвал совещание капитанов подводных лодок и объявил, что главнокомандующий Объединенным флотом приказал адмирал Исороку Ямамото японским подводным силам организовать систему снабжения подводных лодок. Императорской японской армии 17- я армия на Гуадалканале . [ 3 ] Приняв участие в этой операции, I-169 вернулся в Куре 3 января 1943 года. [ 3 ]
Алеутская кампания
[ редактировать ]I-169 провел первую половину 1943 года, участвуя в кампании на Алеутских островах , которая началась в середине 1942 года. 15 января 1943 года она покинула Куре, чтобы доставить припасы японскому гарнизону на острове Киска на Алеутских островах . [ 3 ] После возвращения в Куре она была направлена в состав 5-го флота на время Алеутской кампании. [ 3 ] Он покинул Куре 15 февраля 1943 года и отправился в очередной поход в Киску, на этот раз с японскими солдатами, а также сверхмалой подводной лодкой типа А и ее торпедами. [ 3 ] Она достигла Киски 26 февраля 1943 года, выгрузила пассажиров и груз и 27 февраля 1943 года начала обратный путь в Куре. Во время путешествия она заметила крейсер ВМС США в сопровождении эсминца 28 февраля 1943 года, и эсминец поднялся на борт атака глубинными бомбами против нее. [ 3 ]
После дозаправки с нефтяника Тейё Мару 20 и 21 марта 1943 г. [ 3 ] И-169 вылетела из Парамуширо на Курильские острова 22 марта 1943 года для патрулирования в Беринговом море в районе о. 53 ° 59' с.ш., 174 ° 00' в.д. / 53,983 ° с.ш., 174 000 ° в.д. в составе линии патрулирования подводных лодок. [ 3 ] После патрулирования без происшествий он вернулся в Японию и прибыл в Йокосука для капитального ремонта 9 апреля 1943 года. [ 3 ] В апреле 1943 года вошла в состав 1-й эскадры подводных лодок — вместе с подводными лодками И-2 , И-7 , И-31 , И-34 , И-35 , И-168 и И-171 — в Северном округе 5-го флота. Силы, и перед эскадрой была поставлена задача усилить и пополнить запасы японских гарнизонов на Алеутских островах. [ 3 ]
Битва при Атту началась 11 мая 1943 года с высадки американских войск на острове Атту . 21 мая 1943 года, когда ситуация на Атту ухудшилась, японский императорский генеральный штаб решил эвакуировать изолированный гарнизон на Киске. [ 3 ] 24 мая 1943 года И-169 отправился из Йокосуки в Киску с грузом в 1440 винтовок с боеприпасами и 2 тоннами продовольствия. [ 3 ] По пути ей было приказано присоединиться к I-171 и I-175 для формирования разведывательной линии в районе Атту. [ 3 ] 30 мая 1943 года боевые действия на Атту завершились уничтожением японского гарнизона. И-169 провела разведку залива Кулук на северо-восточном побережье острова Адак 5 июня 1943 года, а 9 июня 1943 года прибыла в Киску и выгрузила свой груз. Собрав 60 пассажиров, он покинул Киску 10 июня 1943 года. Он пережил атаку эсминца с радаром , который открыл по ней огонь из орудий, пока она находилась на поверхности, заряжая свои батареи, и благополучно прибыл в Парамусиро 14 июня 1943 года. [ 3 ] 14–15 июня 1943 года он принял на борт груз вспомогательного подводного тендера «Хейан Мару» и дозаправился у Тейё Мару . [ 3 ]
В конце июня 1943 года I-169 снова отправился из Парамусиро в очередной рейс снабжения в Киску, дозаправившись в Тейё Мару 27 июня 1943 года. [ 3 ] 17 июля 1943 года она и подводная лодка И-21 получили приказ обстрелять армейский аэродром Амчитка в гавани Константин на Амчитке , но через девять часов приказ был отменен. [ 3 ] 22 июля 1943 года она установила четкий контакт с 16.21 контр-адмирала Роберта Гиффена оперативной группой . Она передала сообщение о контакте, которое получила подводная лодка И-2 , но густой туман помешал И-169 атаковать корабли Гиффена. [ 3 ]
28 июля 1943 года последние японские войска были эвакуированы из Киски. Союзные войска не обнаружили эвакуацию и начали полномасштабное вторжение в незанятую Киску в рамках операции «Коттедж» 15 августа 1943 года, но участие Японии в кампании на Алеутских островах закончилось эвакуацией 28 июля. 10 августа 1943 года И-169 прибыл в Куре на капитальный ремонт. [ 3 ]
Операции из грузовика
[ редактировать ]После завершения капитального ремонта И-169 25 сентября 1943 года двинулась в путь из Куре в Трук, куда достигла 3 октября 1943 года. [ 3 ] Она покинула Трук 14 октября 1943 года и, находясь в море, получила приказ присоединиться к подводным лодкам I-19 , I-35 и I-175 в атаке большого конвоя союзников, идущего на запад, который подводная лодка I-36 заметила к югу от Гавайских островов. [ 3 ]
19 ноября 1943 года I-169 патрулировала Тихий океан между Гавайями и Маршалловыми островами , когда она, I-19 , I-35 , I-39 и I-175 получили приказ следовать к атоллу Тарава в Гилберте. Острова , где собирался флот вторжения из примерно 200 кораблей союзников. [ 3 ] 20 ноября 1943 года американские войска высадились на атоллах Тарава и Макин в Гилбертсе. В битве при Тараве японский гарнизон был уничтожен к 23 ноября, а битва при Макине завершилась уничтожением японских войск 24 ноября. 26 ноября 1943 года И-169 получила приказ сформировать пикет с подводными лодками И-19 , И-40 и Ро-38 к северу от атолла Макин. [ 3 ] 1 декабря 1943 года, когда И-169 шла в надводном положении, ее обнаружил американский самолет, но она смогла нырнуть и спастись. [ 3 ] Бегая под водой, она установила звуковой контакт с конвоем США под сильным сопровождением, но не смогла прорваться через заслон эскорта и атаковать. [ 3 ] Она вернулась в Трук 9 декабря 1943 года. [ 3 ]
Находясь в Труке в декабре 1943 и январе 1944 года, И-169 приняла на борт торпеды и запасы с Хэйан Мару , а 1 января 1944 года она была приписана к базирующейся на Труке 12-й дивизии подводных лодок, входящей в состав 3-й эскадрильи подводных лодок, вместе с подводными лодками. И-171 , И-174 , И-175 и И-176 . [ 3 ] отправился из Рабаула с миссией снабжения в Буку и Буин . 27 января 1944 года он покинул Трук и направился в Рабаул, а затем 27 января 1944 года [ 3 ] Она вернулась в Трук 11 марта 1944 года. [ 3 ] Она снова покинула Трук 18 марта, но вернулась 22 марта 1944 года. [ 3 ]
Потеря
[ редактировать ]4 апреля 1944 года I-169 стояла на якорной стоянке в лагуне Трук к северо-западу от Дублона , принимая припасы вместе с несколькими рабочими на борту, а также своим командиром и 20 другими членами экипажа на берегу. [ 3 ] Около 09:00 по японскому стандартному времени прозвучало предупреждение о воздушном налете. [ 3 ] Вахтенный офицер I-169 приказал ей немедленно погрузиться, чтобы избежать атаки приближающихся ВМС США PB4Y-1 Liberator патрульных бомбардировщиков . [ 3 ] Она погрузилась под воду, оставив большую часть палубных люков открытыми, а главный индукционный клапан незакрепленным, что привело к немедленному затоплению кормовых отсеков. [ 3 ] Немедленная попытка всплытия провалилась, и хотя выжившие члены экипажа изолировали затопленные отсеки, И-169 затонул на дно на глубине 125 футов (38 м). [ 3 ]
После того, как I-169 затонула, не сразу стало очевидно, что она терпит бедствие. [ 3 ] Только после того, как она не всплыла после воздушного налета и попытки связаться с ней оказались безуспешными, возникли опасения, что она затонула. [ 3 ] Водолаз , посланный для расследования, нашел ее на дне и связался с выжившими членами экипажа, оказавшимися в ловушке на борту, постукивая по ее корпусу . [ 3 ]
5 апреля 1944 года штаб Шестого флота отдал приказ спасти выживших, оказавшихся в ловушке. [ 3 ] с На место происшествия прибыло ремонтное судно 30-тонным краном и буксиром «Футагами», чтобы попытаться поднять носовую часть И-169 на поверхность. [ 3 ] Поначалу им было трудно найти И-169 , а когда они обнаружили ее и попытались поднять, трос крана оборвался из-за большого веса затопленной подводной лодки. [ 3 ]
Позднее постукивания затихли, за исключением кормового отсека. [ 3 ] Спасательные бригады спустили воздушные шланги и просверлили отверстия в И-169, но балластных цистернах не смогли дать сигнал выжившим членам экипажа открыть воздушные клапаны балластных цистерн изнутри. [ 3 ] Попавшие в ловушку члены экипажа замолчали к 23:00 5 апреля 1944 года, а воздушные налеты на Трук помешали дальнейшим работам на месте крушения в ночь 5–6 апреля 1944 года. [ 3 ] Все попавшие в ловушку мужчины, пережившие первое наводнение, задохнулись. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]В 22:32 17 апреля 1944 года дешифровщики ВМС США перехватили и расшифровали японское сообщение, в котором содержался предварительный отчет о причине гибели И-169 . [ 3 ] Их расшифровка гласила: «Промежуточный отчет об инциденте с И-169 . 1. Тела армейских офицеров были обнаружены и причины происшествия расследованы. , люк и забортный ---- были закрыты, но крышка машинного отделения осталась открытой. Сжатый воздух выгоняли оттуда через штормовой вентилятор ----- По той или иной ошибке диспетчер паводка остался. открыты, по этой причине ---- [пробелы] --- люк машинного отделения и за торпедным отсеком был открыт." [ 3 ]
За несколько недель после I-169 водолазы извлекли из ее носовых отсеков 32 тела. гибели [ 3 ] Японцы стали называть I-169 « Синохара » в честь ее командира, лейтенанта Сигео Синохара, который находился на берегу, когда она затонула, и поэтому выжил. [ 3 ] В мае 1944 года японцы считали, что вторжение на Трук неизбежно, и взорвали глубинные бомбы вокруг I-169 , пытаясь снести ее, прежде чем она попадет в руки врага. [ 3 ] Глубинные бомбы сильно повредили носовую часть и боевую рубку . [ 3 ] Союзники предпочли обойти Трук, который оставался в руках Японии до конца Второй мировой войны.
И-169 был исключен из списков ВМФ 10 июня 1944 года. [ 3 ]
I-169 были вновь обнаружены в феврале 1972 года, когда шесть водолазов вошли в него и сняли его внутреннюю часть. Обломки [ 3 ] В августе 1973 года останки ее экипажа и их личные вещи были возвращены в Японию. [ 3 ] Останки ее команды были кремированы там в соответствии с синтоистским обычаем. [ 3 ]
День памяти
[ редактировать ]I-169 Корабельный колокол выставлен в храме Ясукуни в Токио , Япония. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Йентшура п. 172
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м I-169 ijnsubsite.com 16 ноября 2018 г., по состоянию на 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-169: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б I-168 ijnsubsite.com 16 ноября 2018 г., по состоянию на 11 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б I-70 ijnsubsite.com 16 сентября 2018 г., по состоянию на 11 января 2022 г.
- ↑ I-168 ijnsubsite.com, 16 ноября 2018 г., по состоянию на 4 мая 2022 г.
- ^ I-70 ijnsubsite.com, 16 сентября 2018 г., по состоянию на 4 мая 2022 г.
- ^ I-73 ijnsubsite.com, 5 ноября 2018 г., по состоянию на 4 мая 2022 г.
- ^ I-174 ijnsubsite.com, 24 ноября 2018 г., по состоянию на 4 мая 2022 г.
- ↑ I-175 ijnsubsite.com, 25 ноября 2018 г., по состоянию на 4 мая 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-169: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 1 августа 2020 г.
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- корабли 1935 года
- Корабли постройки Mitsubishi Heavy Industries
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Подводные лодки класса Кайдай
- Нападение на Перл-Харбор
- Корабли битвы за Мидуэй
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Морские инциденты в мае 1941 г.
- Морские инциденты в апреле 1944 г.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Аварии японских подводных лодок