Jump to content

СС Форт Стикин

Координаты : 18 ° 57'10 "N 72 ° 50'42" E  /  18,9528 ° N 72,8450 ° E  / 18,9528; 72,8450
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Форт Стикин
История
Имя Форт Стикин
Тезка Форт Стикин
Владелец Управление военного судоходства по ленд-лизу Министерству военного транспорта
Оператор ООО «Порт Лайн»
Порт приписки Великобритания Лондон , Великобритания
Строитель Сухой док и верфь принца Руперта
Номер двора 43
Запущен 31 июля 1942 г.
Не работает 14 апреля 1944 г.
Идентификация
Судьба Взорвался и был уничтожен 18 ° 57'10 "N 72 ° 50'42" E  /  18,9528 ° N 72,8450 ° E  / 18,9528; 72,8450
Общие характеристики
Класс и тип Форт-корабль
Тоннаж
Длина
Луч 57 футов 2 дюйма (17,42 м)
Черновик 26 футов 11,5 дюймов (8,22 м)
Глубина 35 футов 0 дюймов (10,67 м)
Установленная мощность Паровая машина тройного расширения , 505 л.с.
Движение Винтовой винт

Форт Стикин — британский корабль-форт , построенный в Канаде в 1942 году. Принадлежавший Американскому управлению военного судоходства , он был сдан в аренду Министерству военного транспорта по схеме ленд-лиза и эксплуатировался под управлением компании Port Line . Форт Стикин имел лишь короткую карьеру и был разрушен в результате взрыва в Бомбее , Индия , в апреле 1944 года, что привело к потере еще тринадцати кораблей.

Строительство

[ редактировать ]

Форт Стикин имел длину 441 фут 5 дюймов (134,54 м) и ширину 57 футов 2 дюйма (17,42 м). Она имела глубину 35 футов 0 дюймов (10,67 м) и осадку 26 футов 11,5 дюймов (8,22 м). Корабль приводился в движение 505 NHP паровым двигателем тройного расширения мощностью , построенным компанией Dominion Engineering Works, Монреаль , Квебек , Канада. У него были цилиндры диаметром 24,5 дюйма (62 см), 37 дюймов (94 см) и 70 дюймов (180 см) и ходом поршня 48 дюймов (120 см). Корабли «Форт» и «Парк» были канадским эквивалентом американских кораблей «Либерти» . Все трое имели схожий дизайн, разработанный . Л. Томпсоном и сыновьями Сандерленда Дж , Англия. Корабли-форты имели одновинтовой гребной винт . [ 1 ]

Форт Стикин был построен компанией Prince Rupert Drydock & Shipyard, Prince Rupert, Британская Колумбия , Канада, под номером 43. Он был построен под эгидой Wartime Merchant Shipping Ltd., канадской государственной корпорации, координирующей судостроение военного времени в Канаде, и по завершении строительства доставило корабль Министерству военного транспорта по ленд-лизу в Ванкувере, Британская Колумбия. 31 июля 1942 года эта корпорация доставила корабль Управлению военного судоходства США (WSA), которое затем в тот же день [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Право собственности осталось за WSA, а Министерство военного транспорта передало ее под управление Port Line . официальный номер Соединенного Королевства 168351 и кодовые буквы Были присвоены BKLG. Ее портом приписки был Лондон . [ 1 ]

Форт Стикин вылетел из Нью-Вестминстера , Британская Колумбия , Канада, 7 сентября 1942 года и прибыл в Ванкувер на следующий день. Затем она отплыла в Комокс, Британская Колумбия , и прибыла 10 сентября. Через два дня она отплыла в Викторию, Британская Колумбия, прибыв 13 сентября. В тот день «Форт Стикин» отплыл в Лос-Анджелес, Калифорния , США, куда он прибыл 23 сентября. Через пять дней она отплыла в Бальбоа, Панама , и прибыла 10 октября. После прохождения канала Панамского Форт Стикин отправился из Кристобаля , Панама, 17 октября с конвоем ZG8 . [ 5 ] Конвой состоял из восемнадцати торговых судов в сопровождении шести военных кораблей ВМС США . Он прибыл в Гуантанамо на Кубе 21 октября. [ 6 ]

Форт Стикин покинул залив Гуантанамо 23 октября в составе конвоя GN 14. Конвой без сопровождения состоял из 33 торговых судов; он прибыл в Нью-Йорк 30 октября. [ 7 ] Она отправилась 3 ноября с конвоем HX 214. Конвой состоял из 33 торговых судов, которых на протяжении всего конвоя сопровождали семнадцать военных кораблей. Форт Стикин перевозил генеральные грузы и почту. Конвой прибыл в Ливерпуль , Ланкашир , Великобритания, 14 декабря. [ 8 ] Затем она отплыла на « Клайд» и прибыла 16 декабря. [ 5 ]

Форт Стикин отправился из Клайда 24 декабря с конвоем KMS 6G. В состав конвоя входило 60 торговых судов, которых на протяжении всего конвоя сопровождали 22 военных корабля. Корабль CAM Empire Darwin также обеспечивал некоторую защиту конвоя. Два торговых корабля были потеряны в результате действий противника, еще один был поврежден. Конвой прибыл в Бон , Алжир , 8 января 1943 года. [ 9 ] но форт Стикин накануне отделился от конвоя и прибыл в Оран , Алжир. 21 января она отплыла в составе конвоя МКС 6. [ 5 ] который вылетел из Филипвилля, Алжир , 19 января и вернулся в Ливерпуль 1 февраля. Конвой состоял из 50 торговых судов, сопровождаемых в общей сложности 30 военными кораблями на протяжении всего времени конвоя, в который также входила «Империя Дарвина» . Одно торговое судно погибло в результате действий противника. Конвой прибыл в Ливерпуль 1 февраля. [ 10 ] Форт Стикин оставил конвой у берегов Ирландии и прибыл в Клайд 31 января. [ 5 ]

Форт Стикин был членом конвоя KMS 10G, который отправился из Клайда 26 февраля. Он состоял из 62 торговых судов, которых на протяжении всего конвоя сопровождали девятнадцать военных кораблей. В результате действий противника одно торговое судно было потоплено, три повреждены. 4 марта U-87 атаковала конвой, но была атакована глубинными бомбами и потоплена HMCS Shediac и HMCS St. Croix . Конвой прибыл в Бон 11 марта. [ 11 ] Как и в случае с конвоем KMS 6G, Форт Стикин покинул конвой и прибыл в Оран днем ​​ранее. 31 марта она отплыла, чтобы присоединиться к конвою ET 16. [ 5 ] который отправился из Бона ранее в тот же день. В состав конвоя без сопровождения входили пятнадцать торговых судов, два из которых были потоплены в результате действий противника. ET 16 прибыл в Гибралтар 1 апреля. [ 12 ] Затем Форт Стикин присоединился к Конвою RS 4, который отправился 14 апреля. Конвой без сопровождения, состоящий из девятнадцати торговых судов, прибыл во Фритаун , Сьерра-Леоне, 25 апреля. [ 13 ] Нагруженный грузом руды железной Форт Стикин отправился с конвоем SL 129 11 мая. Конвой в составе 47 торговых судов и девяти военных кораблей 24 мая соединился в море с конвоем МКС 13. [ 14 ] Объединенный конвой прибыл в Ливерпуль 1 июня. [ 15 ] Форт Стикин покинул конвой до прибытия в Ливерпуль и вошел в озеро Лох-Эве . Затем она отплыла в Мидлсбро , Йоркшир , через конвои WN 436 и FS 1133. [ 5 ]

Форт Стикин отправился из Мидлсбро 20 июня, чтобы присоединиться к конвою FN 1051. [ 5 ] который вылетел из Саутенда , Эссекс, накануне и прибыл в Метил 21 июня. [ 16 ] Затем она присоединилась к конвою EN 246, который отплыл на следующий день и прибыл в Лох-Эве 24 июня. [ 5 ] Форт Стикин присоединился к конвою ON 190, который отправился из Ливерпуля 24 июня. Конвой состоял из 85 торговых судов в сопровождении 23 военных кораблей на протяжении всего времени конвоя, который прибыл в Нью-Йорк 9 июля. [ 17 ] Форт Стикин отплыл в Балтимор, штат Мэриленд , и прибыл на следующий день. Она отправилась из Балтимора 3 августа в Хэмптон-Роудс , у побережья Вирджинии . [ 5 ] Форт Стикин отплыл 7 августа с конвоем UGS 14. Конвой состоял из 106 торговых судов, которых на протяжении всего конвоя сопровождал 31 военный корабль. Два торговых судна были потеряны в результате действий противника. Конвой прибыл в Александрию ( Египет) 2 сентября. [ 18 ] Форт Стикин покинул Александрию 22 сентября и через Порт-Саид и Суэц направился в Аден , куда прибыл 30 сентября. [ 5 ]

10 октября Форт Стикин отправился из Адена с конвоем AKD 3. Конвой без сопровождения, состоящий из восемнадцати торговых судов, прибыл в Дурбан , Южная Африка , 29 октября. [ 19 ] Она покинула конвой в Бейре, Мозамбик , и прибыла 26 октября. Форт Стикин отплыл 11 ноября и присоединился к конвою DKA 6. [ 5 ] Конвой без сопровождения, состоящий в общей сложности из 20 торговых судов, вышел из Дурбана пятью днями ранее и прибыл в Аден 28 ноября. [ 20 ] но форт Стикин направился в Дар-эс-Салам , Танганьика , куда она прибыла 17 ноября. 20 ноября она отплыла в Момбасу , Кения , и прибыла на следующий день. Через неделю он отплыл в Аден, откуда 9 декабря отправился в Суэц и Порт-Саид и прибыл в последний порт 19 декабря. [ 5 ] Форт Стикин входил в состав конвоя GUS 25, который отправился из Порт-Саида 16 декабря. Конвой, состоящий из 106 торговых судов в сопровождении шестнадцати военных кораблей, прибыл на Хэмптон-Роудс 17 января 1944 года. Одно торговое судно было потеряно в результате действий противника. [ 21 ] Форт Стикин покинул конвой в Гибралтаре, куда он прибыл 28 декабря 1943 года. [ 5 ]

Нагруженный медью , сизалем и генеральным грузом, Форт Стикин отправился из Гибралтара 11 января 1944 года в составе конвоя MKS 36G. Конвой из двадцати торговых судов и пяти военных кораблей сопровождения на следующий день встретился в море с конвоем SL 145. [ 22 ] Объединенный конвой прибыл в Ливерпуль 24 января. [ 5 ]

Форт Стикин загружается в Биркенхеде , Чешир . [ 23 ] Ее груз был описан как генеральный груз; [ 24 ] он состоял из 1396 длинных тонн (1418 т) сигнальных ракет и сигнальных ракет , зажигательных бомб , мин , снарядов и торпед . Они направлялись в Бомбей , Индия . контейнер с 31 ящиком, в каждом из которых было по четыре золотых В трюм № 2 был погружен слитка. Каждый золотой слиток весил 28 фунтов (12,70 кг). На борту также находились двенадцать самолетов Supermarine Spitfire , несколько планеров и еще несколько взрывчатых веществ, которые должны были быть выгружены в Карачи , Индия. [ 23 ]

Форт Стикин присоединился к Конвою ОС 69КМ, [ 5 ] который отправился из Ливерпуля 23 февраля 1944 года. Конвой, состоящий из 49 торговых судов в сопровождении двенадцати военных кораблей, 5 марта разделился в море. [ 24 ] Таким образом были сформированы два конвоя: OS 69, прибывшие во Фритаун 15 марта; [ 25 ] и конвой KMS 43G, прибывший в Гибралтар 6 марта. [ 5 ] Во время рейса в Гибралтар безбилетный пассажир был обнаружен . Его направили на работу под началом главного механика корабля. [ 23 ]

Форт Стикин продолжил свое плавание в составе конвоя KMS 43, отправившегося в тот же день из Гибралтара. Конвой в составе 81 торгового судна и 4 военных кораблей сопровождения прибыл в Порт-Саид 16 марта. [ 26 ] уклонившись от атаки четырех самолетов Focke-Wulf Fw 200 Condor . [ 23 ] Она отплыла в Суэц, откуда на следующий день отбыла в Аден. [ 5 ] Безбилетный пассажир был выгружен в порту Тауфик, Суэц. [ 23 ] Достигнув Адена 23 марта, он в тот же день отплыл в Карачи и прибыл 30 марта. [ 5 ]

Взамен груза, выгруженного в Карачи, было погружено 8700 тюков хлопка -сырца , а также различные количества рыбного навоза, смолы , риса , железного лома , серы и древесины . К этому добавилось 1000 баррелей смазочного масла . Капитан корабля был обеспокоен тем, что ему придется взять с собой легковоспламеняющиеся предметы, но ему сказали, что им нужно уйти. Предложение добавить 750 бочек скипидара было отклонено. Офицеры корабля также выразили обеспокоенность по поводу смешивания грузов хлопка с нефтью и взрывчатыми веществами, но не смогли найти документов, запрещающих такую ​​практику. В 1942 году правительство Соединенных Штатов опубликовало книгу, в которой рекомендовалось воздержаться от перевозки хлопка-сырца. В то время распространенным мифом было то, что мокрые тюки хлопка могут самопроизвольно загореться . Это было не так, хотя хлопок, пропитанный маслом, легко это сделал. Перед отплытием корабля экипаж обнаружил, что из бочек со смазочным маслом течет. Нижние крышки трюмов были прибиты брезентом, а находившееся на борту противопожарное оборудование было тщательно проверено. Во время рейса в Карачи были запланированы дополнительные противопожарные учения. [ 23 ] Форт Стикин отплыл 9 апреля, чтобы присоединиться к конвою PB 74. [ 5 ] который вылетел из Бандар-Аббаса , Иран, 6 апреля. Конвой без сопровождения прибыл в Бомбей 12 апреля. [ 27 ]

Облако дыма над Бомбеем после первого взрыва на борту форта Стикин .

Форт Стикин прибыл в Бомбей ранним утром 12 апреля. Взяв на себя пилота незадолго до 10:00, в полдень он был пришвартован в доке Виктория. Практика вывешивания красного флага для обозначения опасного груза на борту была прекращена в военное время, поскольку это позволяло идентифицировать такие суда в случае воздушного налета противника на порт. практика разгрузки таких судов на морские лихтеры Кроме того, из-за войны была прекращена . В то время взрывчатка относилась к категории A, B или C. Взрывчатка категории A, например, та, что находилась на борту форта Стикин , была самой опасной. Их разрешалось выгружать только на лихтеры, а не прямо на пристань. [ 23 ]

Разгрузка форта Стикин началась с смазочного масла, а затем с рыбьего навоза. Для этой задачи была задействована дополнительная бригада грузчиков , которая продолжалась всю ночь с 13 на 14 апреля. В полдень 13 апреля прибыли зажигалки за взрывчаткой. В это же время начался мелкий ремонт двигателя, в результате чего корабль не смог двигаться своим ходом. В 12:30 старший помощник форта Кревье заметил дым, идущий из вентиляторов трюма № 2 форта Стикин . Некоторое время спустя это также увидел стрелок DEMS на борту иранского самолета . Несмотря на то, что их видели эти (и другие) свидетели, все считали, что ситуация находится под контролем. Тревога была поднята только в 13:45. В машинном отделении корабля был запущен пожарный насос и началась операция по тушению пожара. [ 23 ]

Когда члены экипажа и грузчики покинули корабль, власти дока поняли, что на борту Форта Стикин возникла проблема . На борт был отправлен пожарный расчет и отдан приказ дополнительные пожарные машины прислать . Из-за трудностей со связью с центром управления огнем первоначально было отправлено только два двигателя. Находившиеся на борту форта Стикин не смогли обнаружить очаг пожара, и в трюм слепо залили воду. С появлением двух пожарных приборов теперь использовалось одиннадцать шлангов. Через несколько минут прибыл капитан Оберст из артиллерийского корпуса индийской армии, чтобы оценить ситуацию. Он отвечал за взрывчатку только после того, как она была заложена. На борту состоялась встреча офицеров корабля оберста и командующего Королевских военно-морских сил Индии Лонгмора , главного спасателя в Бомбее. Оберст заявил, что на борту форта Стикин находится взрывчатка, эквивалентная 150 бомбам «Блокбастер» , и что корабль следует затопить . Ее капитан возразил, что котельное и машинное отделения могли быть затоплены, но сомневался, что корабль затонет в таком состоянии. Прибыло еще больше пожарной техники, в результате чего общее количество используемых шлангов достигло 32. К 14:45 в трюме № 2 взорвались боеприпасы. Послали за полковником Сэдлером, генеральным управляющим доками в Бомбее. Он прибыл в 14:50 и предположил, что Форт Стикин следует убрать из доков, что потребовало бы использования буксиров из-за выведения из строя форта Стикин . Разгорелся спор, и на прощание полковник Сэдлер сказал, что корабль, вероятно, взорвется, прежде чем его удастся вывести из порта. [ 23 ]

Вскоре после 15:00 два пожарных катера , «Дорис» и «Пэнвелл» прибыли . На корабле прозвучало еще девять шлангов. Ни с одним из двух человек, которые могли бы взять на себя полную ответственность за ситуацию, не удалось связаться, и никто из тех, кто находился на борту форта Стикин, не пожелал взять на себя ответственность. Тушение пожара продолжалось, но в 15:50 из трюма вырвалось пламя, достигшее высоты выше мачты корабля. Был отдан приказ покинуть корабль, при этом некоторые спрыгнули с корабля на причал, а другие - в воду. произошел взрыв В 16:06 на борту «Форта Стикин» . Корабль был разделен на две части, а котел был найден в полумиле (800 метрах) от него. Взрыв вызвал цунами в доке, в результате чего одно судно оказалось на причале. В 16:33 произошел второй взрыв. У грузового корабля «Джалападма» оторвало корму. Он приземлился примерно в 200 ярдах (200 м) от него. Этот взрыв также потерпел крушение грузового лайнера «Барода» . [ 23 ]

Расследование

[ редактировать ]

Аварию расследовали власти Бомбея. В отчете, опубликованном 11 сентября 1944 года, был сделан вывод, что пожар и последующий взрыв в форте Стикин были несчастным случаем. Саботаж был исключен. Число погибших составило 231 военнослужащий и портовый персонал, 476 получили ранения. Потери среди гражданского населения превысили 500 человек убитыми, 2408 человек были госпитализированы. [ 28 ]

Корабли потеряны или серьезно повреждены

[ редактировать ]

Помимо форта Стикин , следующие суда были затоплены или серьезно повреждены.

Корабль Флаг или
оператор
Примечания
Барода  Великобритания Baroda — грузовой лайнер водоизмещением 3172 брт, принадлежавший Британской индийской компании Steam Navigation Company . [ 29 ] Судно сгорело. [ 27 ] Ее выбросили на берег на Зеленом острове. В результате продан на слом в декабре 1944 года. [ 30 ]
HMHS Шантильи  Великобритания «Шантийи» водоизмещением 10 017 брутто-тонн госпитальное судно , которое раньше было французским пассажирским судном. Она была отремонтирована и после войны возвращена французским владельцам. [ 31 ]
HMIS Эль Хинд  Королевский флот Индии El Hind водоизмещением 5319 брт, — пассажирское судно которое использовалось компанией Scindia Steam Navigation Company Ltd. для перевозки паломников. Он был реквизирован Королевским флотом Индии в качестве пехотного десантного корабля (большого) . Она загорелась и затонула. [ 32 ] [ 33 ]
Империя уверенности  Великобритания Empire Confidence представлял собой грузовое судно водоизмещением 5023 брт . Он был поврежден взрывом, но продолжил службу, отправившись в Австралию для погрузки зерна, поскольку взрыв вызвал местный голод. [ 34 ]
Империя Инд  Великобритания Empire Indus был грузовым судном водоизмещением 5155 брт . Он был серьезно поврежден взрывом, но был отремонтирован и вернулся в строй в ноябре 1945 года. [ 35 ]
Форт Кревье  Великобритания Форт Кревье был водоизмещением 7142 брт кораблем Форт . Она была сожжена и объявлена ​​конструктивной полной утратой . Судно использовалось как корпус до 1948 года, когда его сдали на слом. [ 27 ] [ 36 ]
Генерал ван дер Хейден  Нидерланды General van der Heyden водоизмещением 1213 брт — грузовое судно компании Koninklijke Paketvaart-Maatschappij . Загорелся и затонул, погибло 15 человек экипажа. [ 37 ]
Генерал ван Свейтен  Нидерланды General van Sweiten был грузовым судном водоизмещением 1300 брутто-тонн компании Royal Parcel Shipping Company. Загорелся и затонул, потери 2 членов экипажа. [ 37 ]
Изящный  Норвегия Graciosa было грузовым судном водоизмещением 1173 брт , принадлежавшим Skibs A/S Fjeld и эксплуатировавшимся под управлением Hans Kiær & Co. Сильно поврежденное, оно было объявлено полностью потерянным и было продано на металлолом в июле 1944 года. [ 38 ]
Иран  Панама «Иран» представлял собой стандартное грузовое судно времен Первой мировой войны водоизмещением 5677 брутто , которым управляла Иранская пароходная компания под управлением Wallem & Co. Ltd. Оно было серьезно повреждено и сдано на слом. [ 39 ]
Джалападма  Великобритания Джалападма — грузовое судно водоизмещением 3857 брт компании Scindia Steam Navigation Company. Выброшен на берег и сдан на слом. [ 40 ] [ 41 ]
Кингюань  Великобритания Kingyuan был водоизмещением 2653 брт грузовым судном китайской навигационной компании . Загорелся и затонул. [ 42 ]
HMS LCP 323 Великобритания Королевский флот Десантный корабль с личным составом затонул. [ 43 ]
HMS LCP 866 Великобритания Королевский флот Десантный корабль с личным составом затонул. [ 43 ]
Норвежский торговец  Панама Norse Trader — грузовое судно водоизмещением 3507 брутто-тонн , принадлежавшее компании Wallem & Co., Гонконг . [ 44 ]
Род Эль Фараг  Египет Rod El Farag 6292 брт — грузовой лайнер Sociète Misr de Navigation Maritime водоизмещением . Она была выпотрошена огнем. [ 45 ] Объявленный полной утратой, он был затоплен для использования в качестве причала. [ 46 ]
Числа  Нидерланды Тиномбо 872 GRT, представляло собой каботажное судно водоизмещением принадлежавшее компании Koninklijke Packetvaart Maatschappij. Тяжело поврежден и затонул, погибло 8 членов экипажа. [ 42 ] [ 47 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Регистр Ллойда, паровые и моторные суда» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла . Проверено 13 августа 2013 г.
  2. ^ Морская администрация. « Форт Стикин » . База данных истории кораблей. Карта статуса судна . Министерство транспорта США, Морская администрация . Проверено 16 января 2014 г.
  3. ^ Эпплтон, Томас Э. «История канадской береговой охраны и морских служб» . Доставка в военное время . Канадская береговая охрана . Проверено 16 января 2014 г.
  4. ^ «Сухой док принца Руперта, принц Руперт, Британская Колумбия» . История кораблестроения . Проверено 16 августа 2014 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Форт Стикин» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  6. ^ «Конвой ЗГ.8» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  7. ^ «Конвой ГН.14» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  8. ^ «Конвой HX.214» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  9. ^ «Конвой КМС.6Г» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  10. ^ «Конвой МКС.6» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  11. ^ «Конвой КМС.10Г» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  12. ^ «Конвой ЭТ.16» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  13. ^ «Конвой РС.4» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  14. ^ «Конвой SL.129» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  15. ^ «Конвой SL.129/МКС.13» . Конвойвеб . Проверено 14 августа 2014 г.
  16. ^ «Конвой FN.1051 = Конвой FN.51/Фаза 11» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  17. ^ «Конвой ПО.246» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  18. ^ «Конвой УГС.14» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  19. ^ «Конвой АКД.3» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  20. ^ «Конвой ДКА.6» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  21. ^ «Конвой ГУС.25» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  22. ^ «Конвой МКС.36Г» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Взрыв в Бомбее» . Офицеры торгового флота . Проверено 15 августа 2014 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б «Конвой ОС.69/КМС.43» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  25. ^ «Конвой ОС.69» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  26. ^ «Конвой КМ.43» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с «Конвой ПБ.74» . Конвойвеб . Проверено 15 августа 2014 г.
  28. ^ «Взрывы в Бомбее». Таймс . № 49556. Лондон. 12 сентября 1944 г. полковник Е, с. 3.
  29. ^ «СС Барода» . Клайдезит . Проверено 15 апреля 2024 г.
  30. ^ Джордан, Роджер (1999). Торговый флот мира, 1939 год . Лондон: Издательство Чатем. п. 482. ИСБН  1-86176-023-Х .
  31. ^ «HMHS Шантильи (1941)» . Морской квест . Проверено 13 августа 2014 г.
  32. ^ «СС Эль Хинд» . Клайдезит. Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 13 августа 2013 г.
  33. ^ «Десантный пехотный корабль HMIS El Hind» . Улодка . Проверено 24 октября 2021 г.
  34. ^ Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1990). Корабли Империи (второе изд.). Лондон; Нью-Йорк; Гамбург; Гонконг: Lloyd's of London Press Ltd., с. 434. ИСБН  1-85044-275-4 .
  35. ^ Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1990). Корабли Империи (второе изд.). Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Гонконг: Lloyd's of London Press Ltd., с. 437. ИСБН  1-85044-275-4 .
  36. ^ «Форт Шипы A – J» . Моряки . Проверено 13 августа 2012 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б «Королевский Пакетваарт Маатшаппий 1888–1967» . Список кораблей . Проверено 13 августа 2014 г.
  38. ^ «Забавный Д/С» . Боевые моряки . Проверено 13 августа 2014 г.
  39. ^ «Вайкава» . Тайнбилд . Проверено 13 августа 2014 г.
  40. ^ «Сциндия Стим Навигейшн Ко» . Список кораблей . Проверено 13 августа 2014 г.
  41. ^ Великий бомбейский взрыв, Эннис, Джон
  42. ^ Перейти обратно: а б «Корабли, потерянные в результате взрыва в Бомбее во время Второй мировой войны» . Торговля . Проверено 15 августа 2014 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1944 года, апрель» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 7 августа 2015 г.
  44. ^ «Норвежский торговый флот 1939–1945 гг. Корабли начиная с N – Nors» . Боевые моряки . Проверено 15 августа 2014 г.
  45. ^ «СС Чиндвин» . Клайдезит. Архивировано из оригинала 27 апреля 2005 года . Проверено 13 августа 2013 г.
  46. ^ Джордан, Роджер (1999). Торговый флот мира, 1939 год . Лондон: Издательство Чатема. п. 452. ИСБН  1-86176-023-Х .
  47. ^ «МВ Тиномбо (+1944)» . Место крушения . Проверено 2 августа 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f082f498e2a5811847fdbb6ac76444af__1713157380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/af/f082f498e2a5811847fdbb6ac76444af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Fort Stikine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)