Jump to content

Океанский корабль

Запуск Ocean Traveler , август 1942 г.
Обзор класса
Строители
Операторы Министерство военного транспорта
Построен Октябрь 1941 г. - ноябрь 1942 г.
В эксплуатации 1941–1985 [ примечание 1 ]
Планируется 60
Завершенный 60
Потерянный
  • 18 (к действиям противника)
  • 8 (несчастные случаи)
Списано 33 (включая два корабля, потерянные в результате действий противника и впоследствии спасенные)
Общие характеристики
Тип Грузовой корабль
Тоннаж 7 174 брт
Длина 416 футов (127 м)
Луч 57 футов (17 м)
Установленная мощность Паровая машина тройного расширения
Скорость 11 узлов (20 км/ч)

Корабли Ocean представляли собой класс из шестидесяти грузовых судов, построенных в Соединенных Штатах корпорацией Todd Shipyards во время Второй мировой войны для британского Министерства военного транспорта по контрактам, заключенным Британской комиссией по закупкам . Восемнадцать человек погибли в результате действий противника и восемь в результате несчастных случаев; выжившие были проданы после войны на торговую службу.

Чтобы ускорить производство, этот тип был основан на существующей конструкции, позже адаптированной для создания корабля «Либерти» . Верфи, построенные для строительства «Океанов», сразу же перешли на производство корпусов «Либерти». [ 1 ] [ 2 ] До и во время строительства корабли иногда упоминаются как «Британская победа» или корабли победы в отличие от варианта США, известного как корабль «Либерти».

Контракт и дворы

[ редактировать ]

19 декабря 1940 года Джон Д. Рейли, президент Todd Shipyards Corporation, объявил, что между двумя дочерними компаниями Todd и Британской комиссией по закупкам были подписаны контракты на общую сумму 100 миллионов долларов на строительство шестидесяти грузовых судов, из которых тридцать будут построены на Todd California Shipbuilding Corporation в Ричмонд, Калифорния , и тридцать в Todd-Bath Iron Shipbuilding , Южный Портленд, Мэн . [ 3 ] Корабли, каждый из которых оценивался в 1 600 000 долларов, должны были быть построены на совершенно новых верфях, причем первоначальное строительство верфи началось 20 декабря 1940 года, а завершение верфи планировалось через четыре месяца, а первые кили были заложены через два с половиной месяца после начала строительства верфи. [ 3 ] По оценкам, на каждую верфь требовалось 5000 или более рабочих. [ 3 ] Генри Дж. Кайзер , тогдашний глава Судостроительной корпорации Сиэтл-Такома , должен был стать президентом подразделения Todd California, а Уильям С. Ньюэлл, тогдашний глава Bath Iron Works , президентом предприятия Todd-Bath Iron Shipbuilding. [ 3 ]

14 января 1941 года состоялась закладка фундамента новой верфи на участке площадью 48 акров в Ричмонде, а киль первого корабля Ocean был заложен семьдесят восемь дней спустя, 14 апреля. [ 4 ] [ 5 ] Получив контракт от Морской комиссии на двадцать четыре корабля аварийного типа класса « Либерти» , четыре дня спустя Кайзер начал строительство шести путей на своей близлежащей верфи Richmond Shipbuilding Corporation. [ 5 ]

Затонувшие бассейны на верфи штата Мэн первыми в мире использовались для серийного производства кораблей. [ 2 ]

Описание

[ редактировать ]

«Океаны» имели стальную конструкцию со сварным корпусом по проекту военно-морских архитекторов Гиббс и Кокс и были построены в соответствии с требованиями и спецификациями British Lloyd под контролем главного инспектора Lloyd в Соединенных Штатах. [ 3 ] В основе конструкции лежит британский «Sunderland Tramp », возникший в 1879 году. [ примечание 2 ] Последний раз он был построен в 1939 году на верфи JL Thompson and Sons North Sands и стал основой для грузового судна класса Ocean. [ 6 ] Контракт 1940 года на самолеты типа Ocean предусматривал их строительство на верфях США. [ 1 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ]

Все они номинально имели 7 174 GRT, длину 416 футов (127 м) и ширину 57 футов (17 м). [ 8 ] Корабли были оснащены паровыми двигателями тройного расширения с цилиндрами диаметром 24,5 футов × 37 дюймов × 70 дюймов и ходом поршня 48 дюймов, снабжаемыми паром от трех односторонних угольных котлов шотландского типа, расположенных впереди двигателя по конструкции. скорость 11 узлов. [ 4 ] Эта установка описывается как современная версия установки, известной, когда они впервые вышли в море морским инженерам в возрасте сорока пяти лет и старше, и была выбрана для аварийных судов как Британской комиссией по закупкам, так и Морской комиссией США, отчасти из-за доступность ремонта практически в любом порту и чтобы не конкурировать с всплеском заказов на более современные турбинные системы с редуктором, востребованные для Военно-морского и другого строительства. [ 4 ] Электроэнергию должны были обеспечивать одноцилиндровые вертикальные паровые машины, приводящие в действие два генератора мощностью 25 кВт. [ 4 ]

Программы экстренного судостроения в Канаде и США потребовали построить более 700 стандартизированных паровых двигателей тройного расширения на семнадцати заводах рядом компаний. [ 9 ] Конструкция компании North Eastern Marine Engineering Co., Ltd. из Уоллсенда-он-Тайна , Англия, была модифицирована и стандартизирована для массового производства в Северной Америке корпорацией General Machinery Corporation, а Британская комиссия по закупкам разместила заказ на шестьдесят двигателей для снабдить океанские корабли энергией General Machinery Corporation, которая была запущена в производство, поскольку ее стандартизированная конструкция и образцы отправлялись другим строителям. [ 9 ] Компания General Machinery поставила свой первый двигатель компании Todd California Shipbuilding Corporation для установки в Ocean Vanguard . [ 9 ]

Все корабли носили «океанские» названия, но во время постройки их иногда называли кораблями британской победы, как в объявлении Berkeley Daily Gazette от 20 мая 1942 года, что «верфи Ричмонда сегодня поставляют готовый британский победный корабль — Ocean Vengeance» или статья Pacific Marine Review в январском выпуске 1943 года, в которой отмечается, что «была одна поставка корабля Liberty с верфи Тихоокеанского побережья, и было три верфи, строившие Liberty, и одна строившая корабли Victory для Британии», в которой есть четкое различие между строительством «Свободы» Соединенных Штатов и строительством британской «Победы». [ 10 ] [ 11 ] Одной из первых «классификаций» этого типа корабля была конструкция «Liberty V» - термин, по-видимому, позже не использовавшийся в ссылках в профессиональных журналах. [ 4 ] [ примечание 3 ]

Тодд-Калифорния Судостроение

[ редактировать ]

Тридцать кораблей «Океан» были построены на верфи № 1 в Ричмонде, штат Калифорния, компанией Todd-California Shipbuilding , предназначенной специально для строительства «океанских» кораблей для британцев. [ 12 ] Все океаны, названия которых начинаются на букву «V», были построены с помощью электросварки в Ричмонде, Калифорния. [ 13 ]

Первым судном типа Ocean, спущенным на воду, был Ocean Vanguard 16 августа 1941 года. [ 14 ] Спуск на воду, произошедший примерно на два месяца раньше запланированного, стал значительным событием: нос корабля был украшен флагами двух стран, во время которого контр-адмирал Эмори С. Лэнд , председатель Морской комиссии, выступил с речью, а его жена спонсировала корабль и Сэр Артур Солтер представлял британского покупателя, а Генри Дж. Кайзер представлял строителя. [ 15 ]

Строительство железных кораблей Тодд-Бат

[ редактировать ]

Тридцать кораблей были построены на верфи Todd-Bath Iron Shipbuilding в Южном Портленде, штат Мэн , аварийной верфи, построенной компаниями Todd, Bath Iron Works и Kaiser Shipbuilding специально для строительства кораблей «Ocean» для Великобритании, под номерами верфей 1–30. [ 16 ] Первым судном с этой верфи был Ocean Liberty, спущенный на воду 20 декабря 1941 года. [ 16 ]

Массовый спуск на воду пяти кораблей «Океан» 16 августа 1942 г.

В воскресенье, 16 августа 1942 года, пять кораблей Ocean были спущены на воду в один день: корабль SS Ethan Allen Тодда «Либерти» был спущен на воду в соседней судостроительной корпорации Южного Портленда , а эсминцы USS Conway и USS Cony были спущены на воду в соседней Bath Iron Works Corporation для крупнейший на тот момент массовый запуск в программе военного кораблестроения и крупнейший в истории штата Мэн. [ 17 ] Пять кораблей Ocean, спущенных на воду в тот день, имели корпуса 19–24: Ocean Wayfarer , Ocean Stranger , Ocean Traveler , Ocean Seaman и Ocean Gallant , спонсорами которых выступили жены сенаторов США, руководитель Тодда и директора британского Министерства судоходства. [ 17 ] Корабли, спущенные на воду путем затопления строительных бассейнов и буксировки их в достроечные доки, все были спущены на воду в течение пятнадцати минут. [ 17 ] Последние три из тридцати кораблей верфи Тодда, Ocean Crusader , Ocean Gypsy и Ocean Glory были спущены на воду 18 октября 1942 года, после чего бассейны должны были быть использованы для постройки дополнительных корпусов Liberty, четыре из которых уже строились. [ 2 ]

Во время войны пять океанских кораблей были переданы иностранным правительствам. [ 8 ]

Страна Корабль
 Бельгия Ветеран океана
 Нидерланды Океанский спортсмен
Океанский торговец
Океанская победа
 Польша Океанская надежда

Потерян из-за действий противника

[ редактировать ]

Во время войны в результате боевых действий противника было потеряно восемнадцать кораблей, хотя два позже были спасены и возвращены в строй.

Корабль Подробности
Океанская храбрость Торпедирован 15 января 1943 года и потоплен U-182 примерно в 200 милях к югу от островов Зеленого Мыса . 10 ° 52' с.ш. 23 ° 28' з.д.  /  10,867 ° с.ш. 23,467 ° з.д.  / 10,867; -23,467  ( Мужество океана ) . [ 18 ]
Океанский крестоносец Торпедирован 26 ноября 1942 года и потоплен U-262 примерно в 330 милях к северо-востоку от Сент-Джонса, Ньюфаундленд. 50 ° 30'N 45 ° 30'W  /  50,500 ° N 45,500 ° W  / 50,500; -45,500  ( Ocean Crusader ) с потерей всех рук. [ 18 ]
Свобода океана Разбомблен 13 марта 1943 года люфтваффе и потоплен в Мурманске . Снят с мели 1 июня 1943 года и выброшен на берег в Кольском заливе, где сдан на слом. [ 18 ]
Океанская честь Торпедирован и потоплен японской подводной лодкой И-29 16 сентября 1942 г. 12 ° 48'N 50 ° 50'E  /  12,800 ° N 50,833 ° E  / 12,800; 50,833  ( Честь океана ) [ 18 ]
Океанская справедливость Торпедирована и потоплена U-505 6 ноября 1942 года к востоку от Тринидада . 10 ° 06'N 60 ° 00'W  /  10,100 ° N 60,000 ° W  / 10,100; -60 000  ( Правосудие океана ) . [ 18 ]
Океанский охотник Торпедирован и потоплен самолетами Люфтваффе 10 января 1944 г. 36 ° 07' с.ш. 00 ° 11' з.д.  /  36,117 ° с.ш. 0,183 ° з.д.  / 36,117; -0,183  ( Океанский охотник ) . [ 18 ]
Океанская мощь Торпедирована и потоплена U-109 2 сентября 1942 г. 00 ° 57' с.ш. 04 ° 11' з.д.  /  0,950 ° с.ш. 4,183 ° з.д.  / 0,950; -4,183  ( Мощь океана ) . [ 18 ]
Океанский мир Разбомблен и потоплен самолетом 12 июля 1943 года у берегов Сицилии. 36 ° 55' с.ш. 15 ° 13' в.д.  /  36,917 ° с.ш. 15,217 ° в.д.  / 36,917; 15,217  ( Мир в океане ) . [ 18 ]
Океанский моряк во время следования из Северной Африки в Гибралтар 15 марта 1943 года Торпедирован U-380 . 36 ° 55' с.ш., 01 ° 59' в.д.  /  36,917 ° с.ш., 1,983 ° в.д.  / 36,917; 1,983  ( Моряк Океана ) . Отбуксирован военным кораблем «Пол Джонс» и выброшен на берег в Алжире , Алжир , но объявил о полной потере. [ 18 ] [ 19 ]
Океанский бродяга Торпедирована и потоплена U-186 в 57 ° 17' с.ш. 20 ° 11' з.д.  /  57,283 ° с.ш. 20,183 ° з.д.  / 57,283; -20,183  ( Ocean Vagabond ) 10 января 1943 года. [ 13 ]
Океанский авангард Торпедирован 17 сентября 1942 года и потоплен U-515 в 10 ° 43' с.ш. 60 ° 11' з.д.  /  10,717 ° с.ш. 60,183 ° з.д.  / 10,717; -60,183  ( Океанский авангард ) . [ 13 ]
Океанское предприятие Торпедирован 8 февраля 1942 года и потоплен U-108 в 37 ° 05' с.ш. 74 ° 46' з.д.  /  37,083 ° с.ш. 74,767 ° з.д.  / 37,083; -74,767  ( Океанское предприятие ) . [ 13 ]
Океанская Венера Торпедирована и потоплена U-564 3 мая 1942 г. 28 ° 23' с.ш. 80 ° 21' з.д.  /  28,383 ° с.ш. 80,350 ° з.д.  / 28,383; -80,350  ( Океанская Венера ) . [ 13 ]
Океанский викинг Подоровался на мине 11 октября 1943 г. 40 ° 19'N 16 ° 59'E  /  40,317 ° N 16,983 ° E  / 40,317; 16,983  ( Ocean Viking ) и сильно поврежден. Затоплен в качестве волнореза в Бари , Италия, в январе 1944 года. Спасен в 1947 году, отремонтирован и возвращен в строй. [ 13 ]
Океанский винтаж Торпедирован японской подводной лодкой И-27 22 октября 1943 года, затонул в 21 ° 37' с.ш., 60 ° 06' в.д.  /  21,617 ° с.ш., 60,100 ° в.д.  / 21,617; 60.100  ( Океанский винтаж ) . [ 13 ]
Океанская добродетель Разбомбленный люфтваффе у побережья Огасты, Сицилия , 21 июля 1943 года, загорелся и затонул. Позже в том же году спасен и позже перестроен в грузовой лайнер . [ 13 ]
Голос океана Торпедирован 22 сентября 1942 года и потоплен немецкой подводной лодкой U-435 . 71 ° 23' с.ш. 11 ° 01' з.д.  /  71,383 ° с.ш. 11,017 ° з.д.  / 71,383; -11,017  ( Голос океана ) . [ 13 ]
Океанский Путешественник Разбомблен люфтваффе 19 марта 1943 года у Триполи, Ливия . Этот корабль был потоплен в результате первой массовой атаки Люфтваффе с использованием круговых торпед Мотобомба . 72 кружащиеся торпеды были сброшены на парашюте на средней высоте с Юнкерса Ju 88 в Триполи гавань . Капитан Дункан МакКеллар погиб на месте, когда одна из круживших торпед попала в пришвартованный корабль вместе с шестью другими, а 12 человек были серьезно ранены до мощного взрыва на следующий день, в результате которого он затонул. Несколько наград за храбрость стали результатом героических действий экипажа после первой атаки и огня. [ 13 ]

Восемь кораблей погибли в результате аварий после войны.

Послевоенные потери
Корабль Подробности
Океанская свобода 14 мая 1966 года греческий грузовой корабль « Ньюгроув » сел на мель в Пуэрто-Падре , Куба . Обломки были переданы кубинскому правительству . [ 18 ]
Океанская гордость В 1966 году Susana KL случился пожар, и впоследствии она была списана. в котельной [ 18 ]
Океанский путешественник В 1959 году мыс Корсо попал в аварию и сел на мель. Впоследствии она была списана. [ 18 ]
Оушен Верити 5 ноября 1961 года корабль «Клан Кит» затонул после удара о камни у мыса Бон в Тунисе . [ 13 ]
Океанский вице-король 13 ноября 1966 года груз на борту «Омонии II» загорелся, когда корабль стоял у причала в Амстердаме , Нидерланды. Впоследствии корабль был списан. [ 13 ]
Океанское бдение 3 декабря 1963 года Румели был остановлен после выхода из сухого дока в Хихоне , Испания . Впоследствии ее выбросили на берег и сдали на слом. [ 13 ]
Океанский странник 2 ноября 1962 года «Санта-Ирен» потерпел крушение на отмели Лос-Кабесос у Тарифы , Испания. [ 13 ]
Океанский странник В 1953 году корабль «Клан Маккуорри» сошел на мель у Труна , Шотландия, во время шторма и впоследствии был списан. [ 13 ]

Oceans прослужил до середины 1980-х годов, а Ocean Athlete был списан в 1985 году . Ocean Merchant находился в китайских регистрах судоходства под номером Zhan Dou 26 до 1992 года. [ 18 ]

  1. ^ Последний подтвержденный слом, два корабля могли находиться в эксплуатации до 1990-х годов.
  2. ^ «Осенью 1940 года Великобритания разместила заказ на шестьдесят трамповых пароходов дедвейтом около 10 000 тонн. Первоначальный проект был разработан в Сандерленде, Англия, и возник в 1879 году. Суда этого типа производились до середины 1930-х годов. Последний из них был SS Dorrington Court . Адаптация была основана на плане военного времени под названием «Северо-восточное побережье, пароход с открытой палубой» и широко известном как «The North Sands 9300 Tonner». Размеры позволили увеличить его на 18 дюймов. в осадке после закрытия всех тоннажных отверстий и предоставления закрытой палубы дедвейтом 10 100 тонн. Суда должны были быть обозначены как корабли океанского класса». [ 6 ]
  3. ^ На протяжении всей программы строительства можно встретить случайные упоминания о британских кораблях «Победа» или «Победа», а также о «флоте победы», включающем все аварийные постройки, такие как американский тип «Либерти». Похоже, что это был общий термин, а иногда и специфический для шестидесяти британских кораблей, пока в начале 1943 года программа по производству конкретного типа, известного нам как корабль «Победа», не начала монополизировать этот термин. [ нужна ссылка ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Уордлоу, Честер (1999). Технические службы — Транспортный корпус: обязанности, организация и деятельность . Армия США во Второй мировой войне. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. п. 156. LCCN   99490905 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Последние британские суда, спущенные на воду Тоддом» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1942 г. (ноябрь 1942 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 105. 1942 г. Проверено 10 августа 2014 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Британский заказ на шестьдесят грузовых пароходов дедвейтом 10 000 тонн» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1941 г. (январь 1941 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 42–43. 1941 год . Проверено 12 августа 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и «От илистых отмелей до поставок за десять месяцев» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1941 г. (ноябрь 1941 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 28–31. 1941 год . Проверено 11 августа 2014 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Ричмондская судостроительная корпорация» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1941 г. (май 1941 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 48–49. 1941 год . Проверено 12 августа 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Что такое корабль Свободы?» . Корабль проекта «Свобода» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 10 августа 2014 г.
  7. ^ ДеРой-Джонс, Анджела (27 мая 2004 г.). «Океаны» . Корабли-форты Второй мировой войны . Проверено 10 августа 2014 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Океаны » . Моряки . Проверено 10 августа 2014 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Стандартизация морской паровой машины тройного расширения» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1942 г. (январь 1942 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 76–79. 1942 год . Проверено 10 августа 2014 г.
  10. ^ «Запуск 3 кораблей в бухту» . Беркли Дейли Газетт . 20 мая 1942 года . Проверено 16 августа 2014 г.
  11. ^ «Тодд-Калифорния Судостроительная Корпорация» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1943 г. (январь 1943 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 80. 1943 год . Проверено 16 августа 2014 г.
  12. ^ Колтон, Тим (13 октября 2010 г.). «Кайзер Перманенте № 1, Ричмонд, Калифорния» . История судостроения . Архивировано из оригинала 13 января 2014 года . Проверено 10 августа 2014 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Океан V–W» . Моряки . Проверено 16 июня 2010 г.
  14. ^ «Тодд-Калифорния Судостроительная Корпорация» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1942 г. (январь 1942 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 120. 1942 г. Проверено 10 августа 2014 г.
  15. ^ «Авангард на старте» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1941 г. (сентябрь 1941 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 51. 1941 год . Проверено 11 августа 2014 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Колтон, Тим (16 октября 2010 г.). «Судостроение Новой Англии, Южный Портленд, Мэн» . История судостроения . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 10 августа 2014 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Тодд Ярдс запускает 8 за один день» . Тихоокеанское морское обозрение . Сводные выпуски 1942 г. (сентябрь 1942 г.). Тихоокеанско-американская ассоциация пароходства/Ассоциация судовладельцев Тихоокеанского побережья: 92. 1942 год . Проверено 10 августа 2014 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Океан А–Т» . Моряки . Проверено 16 июня 2010 г.
  19. ^ Ocean Seaman, британский торговец Steam
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f86ccaca61f07d19209046021ef7f7c3__1695488760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/c3/f86ccaca61f07d19209046021ef7f7c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ocean ship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)