Немецкая подводная лодка U-109 (1940 г.)
U-107 — подводная лодка, идентичная U-109.
| |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя | Ю-109 |
Заказал | 24 мая 1938 г. |
Строитель | DeSchiMAG AG Weser , Бремен |
Номер двора | 972 |
Заложен | 9 марта 1940 г. |
Запущен | 14 сентября 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 декабря 1940 г. |
Судьба | Потоплен 4 мая 1943 г. самолетом, весь экипаж погиб. [ 1 ] [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка типа IXB |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 9,60 м (31 фут 6 дюймов) |
Черновик | 4,70 м (15 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 230 м (750 футов) |
Дополнить | От 48 до 56 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 15 099 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка U-109 была типа IXB подводной лодкой нацистской Германии, действовавшей Кригсмарине во время Второй мировой войны . Она провела девять военных патрулей, потопив 12 кораблей и повредив один. [ 1 ] Все, кроме одного, они произошли во время шести патрулей, которые она провела под командованием Генриха Бляйхродта .
4 мая 1943 года он был полностью потоплен B-24 Liberator , принадлежавшим 86-й эскадрилье Королевских ВВС . [ 1 ]
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]U-109 была заказана Кригсмарине 24 мая 1938 года. Ее киль был заложен 9 марта 1940 года компанией DeSchiMAG AG Weser , Бремен, под номером верфи 972. U-109 была спущена на воду 14 сентября 1940 года и вступила в строй 5 декабря под командованием Ганса-Георга Фишера. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]Подводные лодки типа IXB были немного крупнее первоначальных подводных лодок типа IX , позже получивших обозначение IXA. U-109 имела водоизмещение 1051 тонну (1034 длинных тонны) в надводном положении и 1178 тонн (1159 длинных тонн) в подводном положении. [ 3 ] Подводная лодка имела общую длину 76,50 м (251 фут), длину прочного корпуса 58,75 м (192 фута 9 дюймов), ширину 6,76 м (22 фута 2 дюйма), высоту 9,60 м (31 фут 6 дюймов) и осадка 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя MAN M 9 V 40/46 с наддувом четырехтактными девятицилиндровыми дизельными двигателями общей мощностью 4400 лошадиных сил (3240 кВт; 4340 л.с.) для использования в надводном положении, двумя двигателями Siemens-Schuckert 2 GU 345/. 34 электродвигателя двойного действия общей мощностью 1000 лошадиных сил (740 кВт; 990 л.с.) для использования под водой. длиной 1,92 м (6 футов) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [ 3 ]
Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 18,2 узла (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) и максимальную скорость под водой 7,3 узла (13,5 км/ч; 8,4 миль в час). [ 3 ] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 64 морских миль (119 км; 74 миль) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог преодолеть 12 000 морских миль (22 000 км; 14 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-109 была оснащена шестью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и два в корме), 22 торпедами , одной корабельной пушкой SK C/32 калибра 10,5 см (4,13 дюйма) , боезапасом 180 снарядов и 3,7 см (1,5 дюйма) SK C/30 , а также 2 см (0,79 дюйма) С/30 Зенитная пушка . На лодке было . сорок восемь человек [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]U-109 за свою карьеру провела в общей сложности девять боевых патрулей и потопила 12 судов противника общим водоизмещением 79 969 брутто-регистровых тонн (брт). Она также повредила еще один из 6548 брт.
Обучение
[ редактировать ]U-109 вошла в строй 5 декабря 1940 года в Бремене. Подводная лодка была передана 2-й флотилии подводных лодок в Киле, а с 20 декабря - в Данциге. 1 марта лодка участвовала в тактических учениях, где отрабатывалась атака конвоев. Действия коменданта К.Капта Ганса-Георга Фишера были оценены как недостаточные, и подводной лодке пришлось провести тактическое учение еще раз. U-109 была переведена на фронтовую службу еще в составе 2-й Унтерзеебоотсфлотилли 1 мая. [ 4 ]
Первый патруль
[ редактировать ]U-109 покинула Киль 6 мая. В течение 24 дней он бороздил Северное море и, наконец, Северную Атлантику в поисках конвоев союзников, направлявшихся в Великобританию.
13 мая она была направлена в группу «Запад» в районе юго-юго-востока от мыса Фэрвелл, Грунланд. [ 5 ] Первая атака была совершена 15 мая, но за несколько мгновений до запуска торпед было отмечено, что атакованный корабль является нейтральным, и атака была прервана. [ 6 ]
19 мая U-109 начала преследование конвоя HX-126 , обнаруженного U-94 . На следующий день она нашла конвой, но была отогнана эскортом и атакована глубинными бомбами. U-109 потеряла связь с конвоем, но может потопить отставшего. Во многих старых источниках корабль, потопленный U-109, упоминается как британский пароход «Маркони». [ 7 ] [ 8 ] но более поздние источники приходят к выводу, что это британский паровой торговец «Гарпаг». Сопровождение конвоя контратаковало, U-109 получила повреждения от глубинных бомб и должна вернуться во Францию.
Во время отступления во Францию U-109 попыталась перехватить часть кораблей, преследовавших линкор «Бисмарк» , который также пытался уйти во Францию после повреждений в бою в Датском проливе, но U-109 не нашла ни одного.
Когда лодка приблизилась к французскому побережью, ее заметили в перископ, но другие лодки не получили никакого предупреждения. Через несколько часов британская подводная лодка выпустила по U-74 шесть торпед , но все они промахнулись.
29 мая U-109 вошла в оккупированный немцами порт Лорьян во Франции. Этот город должен был остаться ее домом до конца ее карьеры. [ 9 ]
Первый и второй вахтенные офицеры Келлер и Шарцкопф (которые позже сами стали командирами подводных лодок) жаловались на действия своего командира, и в результате к.капт Ганс-Георг Фишер был заменен кптлт. Генрих Блейхродт. [ 10 ]
Второй патруль
[ редактировать ]Ее второе путешествие [ 11 ] началось 28 июня 1941 года, когда она покинула порт приписки Лорьян. Приказ заключался в том, чтобы атаковать суда вокруг Фритауна, Африка, вместе с тремя другими лодками. Для столь дальней миссии была предусмотрена остановка для снабжения немецкого танкера «Корриентес» , интернированного в гавани испанских Канарских островов. Но из-за давления Великобритании испанские власти запретили пополнение запасов подводных лодок на этих островах, и миссию во Фритаун пришлось отменить. [ 12 ] Вместо этого U-109 патрулирует запад от Канарских островов.
6 июля U-109 начала преследовать быстроходный корабль « Сити оф Окленд» . Лишь на следующий день она может атаковать, но четыре последующих торпедных выстрела не попали в корабль. После неудавшейся торпедной атаки U-109 атаковала корабль из палубной пушки, но жители Окленда поставили дымовую завесу, открыли ответный огонь и смогли уйти. [ 13 ]
В ночь с 21 на 22 июля U-109 зашла в гавань испанского Кадиса для дозаправки на танкере Thalia. [ 14 ] После дозаправки она присоединилась к патрульной линии Süd, направляющейся обратно на испанские Канарские острова. 30 июля катеру было приказано направиться в район Гибралтара, чтобы быть готовым к перехвату следующего конвоя HG . Когда немецкая агентура обнаружила конвой HG-70 [ 15 ] покинула Гирбралтер 9 августа, U-109 присоединилась к охоте за конвоем, но не смогла выйти с ним на контакт. [ 16 ] Она получила несколько повреждений глубинными бомбами, и в ночь на 13 августа ей пришлось прервать операцию и вернуться на базу. U-109 прибыла в Лорьян 17 августа. [ 17 ] [ 18 ]
Третий патруль
[ редактировать ]После выхода из Лорьяна 21 сентября во время первого испытания на глубокое погружение было обнаружено множество проблем, и U-109 пришлось прервать патрулирование и вернуться в Лорьян. Она вернулась на следующий день. [ 19 ]
Вторая попытка была предпринята 5 октября 1941 года: она проследовала на юго-восток Гренландии, чтобы сформировать ядро группы Мордбреннер вместе с тремя другими лодками. Вскоре должны были присоединиться и другие лодки, но одна из них, U-553, обнаружила конвой SC-48 , и поэтому эти лодки были направлены для атаки на этот конвой. [ 20 ] U-109 не участвовала в атаке на конвой, а вместо этого была направлена северо-западнее в сторону пролива Бель-Айл . Для этого шага требовалось специальное разрешение Гитлера, поскольку на этом этапе войны политика заключалась в том, чтобы избегать конфликта с Америкой и уважать зону нейтралитета. Ни конвоев, ни кораблей обнаружено не было, поскольку, согласно расшифровкам « УЛЬТРА », британцы могут перенаправить конвои вокруг позиций подводных лодок. [ 21 ]
В конце октября группа «Рейссвольф» обнаружила и атаковала конвой ОН-28, но многого не добилась: 2 катера «Рейссвольфа» следили за конвоем и пытаются подтянуть катера «Мордбреннер» . Утром 1 ноября U-109 заметила два эскорта и в полдень провалила атаку на большие корабли. U-109 преследует конвой до пролива Кэбота , но не может атаковать. [ 22 ]
2 ноября подводная лодка высвобождается из состава группы Мордбреннер и может действовать самостоятельно. U -109 направляется на юг, но 5 ноября ей поручено сопровождать блокадника «Сильваплана» (призовой корабль рейдера « Атлантида ») обратно во Францию. [ 23 ]
U-109 прибыла в Лорьян 18 ноября, проведя 45 дней в море и не потопив ни одного судна. [ 24 ]
Четвертый патруль
[ редактировать ]Подводная лодка покинула Лорьян 27 декабря 1941 года и направилась к восточному побережью Соединенных Штатов в поисках кораблей союзников в рамках операции «Паукеншлаг» («Барабанный бой»). [ 25 ] Первоначально ее разместили в районе побережья Новой Шотландии, между Галифаксом и Нью-Йорком. В то время как другие лодки группы пользовались успехом после начала операции 13 января 1942 года, U-109 пришлось ждать до 19 января, прежде чем она заметила свой первый корабль. Но U-109 пять раз промахнулась с кораблем, и атака обрывается, когда корабль достигает мыса Сейбл . На следующий день пропадает быстроходный корабль с одной торпедой. она потопила свое первое вражеское судно, британское торговое судно « Тирлби» 23 января . Через два дня нападение на корабль должно быть прекращено, когда появляются два эскорта. Тогда Блейхродт решает покинуть пустующие морские пути перед Канадой и направляется в Нью-Йорк. Чтобы иметь возможность продолжить операцию, Бляйхродт запрашивает топливо у U-130 , у которой израсходованы все торпеды, но есть еще топливо. британское судно 31 января во время подготовки к перевалке топлива было замечено Tacoma Star . U-109 бросается в погоню и на следующий день топит судно. Из-за плохой погоды и навигационных ошибок назначена новая встреча с U-130 задерживается до 4 февраля, когда судно снова будет замечено и преследуемо. U-109 потопила канадский танкер Montrolite 5 февраля, а затем заметила панамский Halcyon 6 февраля . Атака двумя последними торпедами не удалась, и корабль затонул вместе с палубными орудиями. Передача топлива наконец будет завершена 6 февраля, и U-109 сможет вернуться во Францию. На обратном пути 16 февраля подводная лодка натыкается на конвой в сильном тумане, но не сообщает о конвое, поскольку в последние дни U-82 пропала на том же месте сразу после сообщения о конвое. сообщалось, что [ 26 ] U-109 вернулась в Лорьян 23 февраля 1942 года. [ 27 ] Би-би-си сообщила, что она затонула, а команда взята в плен. [ 28 ]
Во время своей первой атаки 19 января корабль « Империя Зимородок» подал сигналы бедствия о торпедировании. Поскольку U-109 была единственной лодкой, находившейся в непосредственной близости от Empire Kingfisher, именно U-109 приписывают его затопление. Однако « Империя Зимородок» наткнулась на неизведанную скалу и приняла шок от столкновения за удар торпеды. [ 29 ]
Пятый патруль
[ редактировать ]Ее пятый патруль также был насыщен событиями. Покинув Лорьян 25 марта 1942 года, подводная лодка направилась к южному побережью США. 20 апреля она потопила британское торговое судно «Гарпагон» . За этим последовало повреждение британского корабля «Ла-Пас» у берегов Флориды 1 мая. Двумя днями позже, 3 мая, U-109 торпедировала и потопила голландское судно «Лаэрт» . Она вернулась в Лорьян 3 июня 1942 года, после 72 дней в море. [ 30 ]
Шестой патруль
[ редактировать ]Как и ее второй патруль, -109 шестой набег U состоялся у берегов Африки. За 81 день он прошел на юг до Золотого Берега и потопил пять вражеских судов: норвежский «Артур В. Сьюолл» 7 августа; и еще четыре британских судна: Vimeira 11 августа, Ocean Might 3 сентября, Tuscan Star 6 сентября и Peterton 17 сентября. Затем U-109 вернулась в Лорьян 6 октября 1942 года. [ 31 ]
Седьмой патруль
[ редактировать ]U -109 покинула Лорьян 28 ноября 1942 года и направилась на юг у северного побережья Южной Америки. По пути подводная лодка атаковала военно-морские силы, но подверглась мощной контратаке глубинными бомбами. Перед Тринидадом 26 декабря лодка снова подверглась контратаке глубинными бомбами одинокого корабля, на который она атаковала, в результате чего у Бляйхродта случился нервный срыв. Наконец 30 декабря первый вахтенный офицер должен был взять на себя управление, и он вернул подводную лодку домой. U-109 встретилась с U-558 , которая передала ей дублирующего офицера. [ 32 ]
23 января 1943 года она вернулась в Лорьян без каких-либо побед. [ 33 ] Блейхродт был переведен в госпиталь и покинул U-109.
Восьмой патруль
[ редактировать ]Подводная лодка покинула порт 3 марта и прошла на юг до Азорских островов, обогнула цепь островов и вернулась в Лорьян 1 апреля после 30 дней в море, не заметив ни одного вражеского корабля. [ 34 ]
Потеря
[ редактировать ]Девятое и последнее боевое патрулирование U-109 состоялось 28 апреля 1943 года, когда она покинула Лорьян 4 мая. Она была потоплена четырьмя глубинными бомбами с самолета RAF Liberator ( 89-я эскадрилья ) к югу от Ирландии. Самолет летел на встречу с конвоем союзников, когда обнаружил лодку своим радаром H2S к северо-востоку от Азорских островов . Было замечено, что подводная лодка всплыла на поверхность, а затем медленно затонула, по-видимому, у экипажа было достаточно времени, чтобы покинуть ее, хотя ни одна из ее люков не выходила. Предполагается, что вместе с ней затонули все 52 члена ее экипажа. [ 35 ]
Волчьи стаи
[ редактировать ]Ю-109 принимала участие в четырёх волчьих стаях , а именно:
- Запад (13-23 мая 1941 г.)
- Зюд (22 июля - 5 августа 1941 г.)
- Мордбреннер (16 октября - 3 ноября 1941 г.)
- Вольгемут (12-18 марта 1943 г.)
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Командир | Патруль | Корабль | Национальность | Тоннаж | Судьба [ 36 ] |
---|---|---|---|---|---|---|
20 мая 1941 г. | Фишер | 1 | Гарпаг | Великобритания | 5,173 | затонул |
23 января 1942 г. | Блайхродт | 4 | Тирлби | Великобритания | 4,887 | затонул |
1 февраля 1942 г. | Блайхродт | 4 | Такома Стар | Великобритания | 7,924 | затонул |
5 февраля 1942 г. | Блайхродт | 4 | Монтролит | Канада | 11,309 | затонул |
6 февраля 1942 г. | Блайхродт | 4 | Безмятежный | Панама | 3,531 | затонул |
20 апреля 1942 г. | Блайхродт | 5 | Гарпагон | Великобритания | 5,719 | затонул |
20 апреля 1942 г. | Блайхродт | 5 | Мир | Великобритания | 6,548 | Поврежденный |
3 мая 1942 г. | Блайхродт | 5 | Лаэрт | Нидерланды | 5,825 | затонул |
7 августа 1942 г. | Блайхродт | 6 | Артур В. Сьюэлл | Норвегия | 6,030 | затонул |
11 августа 1942 г. | Блайхродт | 6 | Вимейра | Великобритания | 5,728 | затонул |
3 сентября 1942 г. | Блайхродт | 6 | Океанская мощь | Великобритания | 7,173 | затонул |
6 сентября 1942 г. | Блайхродт | 6 | Тосканская звезда | Великобритания | 11,449 | затонул |
17 сентября 1942 г. | Блайхродт | 6 | Петертон | Великобритания | 5,221 | затонул |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-109» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ Кемп 1999 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер 1991 , с. 68.
- ^ Хиршфельд, с. 15-23
- ^ Ровер, стр.62
- ^ Хиршфельд, стр.39
- ^ Блэр, стр.286
- ^ Хиршфельд, с. 143
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Первый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Хиршфельд, стр.84
- ^ Брукс, Джеффри Тайный дневник подводной лодки Орион (1996) ISBN 0-7528-1116-9
- ^ Блер, стр.325
- ^ Хиршфельд, стр.90-97.
- ^ Хиршфельд, стр.104-106.
- ^ Блэр, с. 336
- ^ Ровер, стр.77
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Второй патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Хиршфельд, стр.114-125.
- ^ Хиршфлед с. 137-139
- ^ Блэр, с. 368
- ^ Ровер, стр.92
- ^ Хиршфельд, стр.157.
- ^ Хиршфельд, стр.165.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Третий патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Брукс, стр. 112.
- ^ Хиршфельд 1991 , с. 184-239.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Четвертый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Брукс, стр. 134.
- ^ Хиршфельд 1991 , с. 239.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Пятый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Шестой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Блэр 1998b , с. 137.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Седьмой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Восьмой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Девятый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, сбитые U-109» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 3 октября 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998a). Гитлеровская подводная война [Том 1]: Охотники 1939–1942 гг . Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Блэр, Клэй (1998b). Гитлеровская подводная война [Том 2]: Преследуемые 1942–1945 гг . Касселл. ISBN 0-304-35261-6 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). с сентября 1939 по май 1945 года Потери немецких подводных лодок . Подводная война (на немецком языке). Том IV Гамбург, Берлин, Бонн: Миттлер. ISBN 3-8132-0514-2 .
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Хиршфельд, Вольфганг (1991). Враг едет. Бортовой журнал радиста подводной лодки (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. ISBN 3-453-02051-0 .
- Кемп, Пол (1999). Уничтоженные подводные лодки: потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-109» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 2 февраля 2015 г.
- Хофманн, Маркус. « У 109 » . Deutsche U-Boote 1935-1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2015 г.
- Немецкие подводные лодки Тип IX
- Подводные лодки введены в строй в 1940 году.
- Подводные лодки затонули в 1943 году.
- Подводные лодки, потопленные британской авиацией
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- корабли 1940 года
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Подводные лодки, потопленные глубинными бомбами
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Морские инциденты в мае 1943 г.