Jump to content

Немецкая подводная лодка U-109 (1940 г.)

Координаты : 47 ° 13' с.ш. 22 ° 24' з.д.  /  47,22 ° с.ш. 22,40 ° з.д.  / 47,22; -22.40
U-107 — подводная лодка, идентичная U-109.
История
Нацистская Германия
Имя Ю-109
Заказал 24 мая 1938 г.
Строитель DeSchiMAG AG Weser , Бремен
Номер двора 972
Заложен 9 марта 1940 г.
Запущен 14 сентября 1940 г.
Введен в эксплуатацию 5 декабря 1940 г.
Судьба Потоплен 4 мая 1943 г. самолетом, весь экипаж погиб. [ 1 ] [ 2 ]
Общие характеристики
Класс и тип Подводная лодка типа IXB
Смещение
Длина
Луч
  • Общий размер 6,76 м (22 фута 2 дюйма)
  • Прочный корпус длиной 4,40 м (14 футов 5 дюймов)
Высота 9,60 м (31 фут 6 дюймов)
Черновик 4,70 м (15 футов 5 дюймов)
Установленная мощность
  • 4400 л.с. (3200 кВт; 4300 л.с.) (дизели)
  • 1000 л.с. (740 кВт; 990 л.с.) (электрический)
Движение
Скорость
  • 18,2 узла (33,7 км / ч; 20,9 миль в час) на поверхности
  • 7,3 узла (13,5 км/ч; 8,4 миль в час) под водой
Диапазон
  • 12 000 миль (22 000 км; 14 000 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) на поверхности
  • 64 миль (119 км; 74 мили) на скорости 4 узла (7,4 км / ч; 4,6 миль в час) под водой
Глубина испытания 230 м (750 футов)
Дополнить От 48 до 56 офицеров и рядовых
Вооружение
Послужной список
Часть:
Идентификационные коды: М 15 099
Командиры:
  • К.Капитан Ганс Георг Фишер
  • 5 декабря 1940 г. - 4 июня 1941 г.
  • Капитан Генрих Бляйхродт
  • 5 июня 1941 г. - 31 января 1943 г.
  • Oblt.zS Йоахим Шрамм
  • 1 марта - 4 мая 1943 г.
Операции:
  • 9 патрулей:
  • 1-й патруль:
  • 6-29 мая 1941 г.
  • 2-й патруль:
  • а. 28 июня - 17 августа 1941 г.
  • б. 21–22 сентября 1941 г.
  • 3-й патруль:
  • 5 октября - 18 ноября 1941 г.
  • 4-й патруль:
  • 27 декабря 1941 г. - 23 февраля 1942 г.
  • 5-й патруль:
  • 25 марта - 3 июня 1942 г.
  • 6-й патруль:
  • 18 июля - 6 октября 1942 г.
  • 7-й патруль:
  • 28 ноября 1942 г. - 23 января 1943 г.
  • 8-й патруль:
  • 3 марта - 1 апреля 1943 г.
  • 9-й патруль:
  • 28 апреля - 4 мая 1943 г.
Победы:
  • 12 торговых судов потоплены
    (79 969 брт )
  • 1 торговое судно повреждено
    (6548 брт )

Немецкая подводная лодка U-109 была типа IXB подводной лодкой нацистской Германии, действовавшей Кригсмарине во время Второй мировой войны . Она провела девять военных патрулей, потопив 12 кораблей и повредив один. [ 1 ] Все, кроме одного, они произошли во время шести патрулей, которые она провела под командованием Генриха Бляйхродта .

4 мая 1943 года он был полностью потоплен B-24 Liberator , принадлежавшим 86-й эскадрилье Королевских ВВС . [ 1 ]

Строительство и дизайн

[ редактировать ]

Строительство

[ редактировать ]

U-109 была заказана Кригсмарине 24 мая 1938 года. Ее киль был заложен 9 марта 1940 года компанией DeSchiMAG AG Weser , Бремен, под номером верфи 972. U-109 была спущена на воду 14 сентября 1940 года и вступила в строй 5 декабря под командованием Ганса-Георга Фишера. [ 1 ]

Подводные лодки типа IXB были немного крупнее первоначальных подводных лодок типа IX , позже получивших обозначение IXA. U-109 имела водоизмещение 1051 тонну (1034 длинных тонны) в надводном положении и 1178 тонн (1159 длинных тонн) в подводном положении. [ 3 ] Подводная лодка имела общую длину 76,50 м (251 фут), длину прочного корпуса 58,75 м (192 фута 9 дюймов), ширину 6,76 м (22 фута 2 дюйма), высоту 9,60 м (31 фут 6 дюймов) и осадка 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя MAN M 9 V 40/46 с наддувом четырехтактными девятицилиндровыми дизельными двигателями общей мощностью 4400 лошадиных сил (3240 кВт; 4340 л.с.) для использования в надводном положении, двумя двигателями Siemens-Schuckert 2 GU 345/. 34 электродвигателя двойного действия общей мощностью 1000 лошадиных сил (740 кВт; 990 л.с.) для использования под водой. длиной 1,92 м (6 футов) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [ 3 ]

Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 18,2 узла (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) и максимальную скорость под водой 7,3 узла (13,5 км/ч; 8,4 миль в час). [ 3 ] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 64 морских миль (119 км; 74 миль) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог преодолеть 12 000 морских миль (22 000 км; 14 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-109 была оснащена шестью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и два в корме), 22 торпедами , одной корабельной пушкой SK C/32 калибра 10,5 см (4,13 дюйма) , боезапасом 180 снарядов и 3,7 см (1,5 дюйма) SK C/30 , а также 2 см (0,79 дюйма) С/30 Зенитная пушка . На лодке было . сорок восемь человек [ 3 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

U-109 за свою карьеру провела в общей сложности девять боевых патрулей и потопила 12 судов противника общим водоизмещением 79 969 брутто-регистровых тонн (брт). Она также повредила еще один из 6548 брт.

Обучение

[ редактировать ]

U-109 вошла в строй 5 декабря 1940 года в Бремене. Подводная лодка была передана 2-й флотилии подводных лодок в Киле, а с 20 декабря - в Данциге. 1 марта лодка участвовала в тактических учениях, где отрабатывалась атака конвоев. Действия коменданта К.Капта Ганса-Георга Фишера были оценены как недостаточные, и подводной лодке пришлось провести тактическое учение еще раз. U-109 была переведена на фронтовую службу еще в составе 2-й Унтерзеебоотсфлотилли 1 мая. [ 4 ]

Первый патруль

[ редактировать ]

U-109 покинула Киль 6 мая. В течение 24 дней он бороздил Северное море и, наконец, Северную Атлантику в поисках конвоев союзников, направлявшихся в Великобританию.

13 мая она была направлена ​​в группу «Запад» в районе юго-юго-востока от мыса Фэрвелл, Грунланд. [ 5 ] Первая атака была совершена 15 мая, но за несколько мгновений до запуска торпед было отмечено, что атакованный корабль является нейтральным, и атака была прервана. [ 6 ]

19 мая U-109 начала преследование конвоя HX-126 , обнаруженного U-94 . На следующий день она нашла конвой, но была отогнана эскортом и атакована глубинными бомбами. U-109 потеряла связь с конвоем, но может потопить отставшего. Во многих старых источниках корабль, потопленный U-109, упоминается как британский пароход «Маркони». [ 7 ] [ 8 ] но более поздние источники приходят к выводу, что это британский паровой торговец «Гарпаг». Сопровождение конвоя контратаковало, U-109 получила повреждения от глубинных бомб и должна вернуться во Францию.

Во время отступления во Францию ​​U-109 попыталась перехватить часть кораблей, преследовавших линкор «Бисмарк» , который также пытался уйти во Францию ​​после повреждений в бою в Датском проливе, но U-109 не нашла ни одного.

Когда лодка приблизилась к французскому побережью, ее заметили в перископ, но другие лодки не получили никакого предупреждения. Через несколько часов британская подводная лодка выпустила по U-74 шесть торпед , но все они промахнулись.

29 мая U-109 вошла в оккупированный немцами порт Лорьян во Франции. Этот город должен был остаться ее домом до конца ее карьеры. [ 9 ]

Первый и второй вахтенные офицеры Келлер и Шарцкопф (которые позже сами стали командирами подводных лодок) жаловались на действия своего командира, и в результате к.капт Ганс-Георг Фишер был заменен кптлт. Генрих Блейхродт. [ 10 ]

Второй патруль

[ редактировать ]

Ее второе путешествие [ 11 ] началось 28 июня 1941 года, когда она покинула порт приписки Лорьян. Приказ заключался в том, чтобы атаковать суда вокруг Фритауна, Африка, вместе с тремя другими лодками. Для столь дальней миссии была предусмотрена остановка для снабжения немецкого танкера «Корриентес» , интернированного в гавани испанских Канарских островов. Но из-за давления Великобритании испанские власти запретили пополнение запасов подводных лодок на этих островах, и миссию во Фритаун пришлось отменить. [ 12 ] Вместо этого U-109 патрулирует запад от Канарских островов.

6 июля U-109 начала преследовать быстроходный корабль « Сити оф Окленд» . Лишь на следующий день она может атаковать, но четыре последующих торпедных выстрела не попали в корабль. После неудавшейся торпедной атаки U-109 атаковала корабль из палубной пушки, но жители Окленда поставили дымовую завесу, открыли ответный огонь и смогли уйти. [ 13 ]

В ночь с 21 на 22 июля U-109 зашла в гавань испанского Кадиса для дозаправки на танкере Thalia. [ 14 ] После дозаправки она присоединилась к патрульной линии Süd, направляющейся обратно на испанские Канарские острова. 30 июля катеру было приказано направиться в район Гибралтара, чтобы быть готовым к перехвату следующего конвоя HG . Когда немецкая агентура обнаружила конвой HG-70 [ 15 ] покинула Гирбралтер 9 августа, U-109 присоединилась к охоте за конвоем, но не смогла выйти с ним на контакт. [ 16 ] Она получила несколько повреждений глубинными бомбами, и в ночь на 13 августа ей пришлось прервать операцию и вернуться на базу. U-109 прибыла в Лорьян 17 августа. [ 17 ] [ 18 ]

Третий патруль

[ редактировать ]

После выхода из Лорьяна 21 сентября во время первого испытания на глубокое погружение было обнаружено множество проблем, и U-109 пришлось прервать патрулирование и вернуться в Лорьян. Она вернулась на следующий день. [ 19 ]

Вторая попытка была предпринята 5 октября 1941 года: она проследовала на юго-восток Гренландии, чтобы сформировать ядро ​​группы Мордбреннер вместе с тремя другими лодками. Вскоре должны были присоединиться и другие лодки, но одна из них, U-553, обнаружила конвой SC-48 , и поэтому эти лодки были направлены для атаки на этот конвой. [ 20 ] U-109 не участвовала в атаке на конвой, а вместо этого была направлена ​​северо-западнее в сторону пролива Бель-Айл . Для этого шага требовалось специальное разрешение Гитлера, поскольку на этом этапе войны политика заключалась в том, чтобы избегать конфликта с Америкой и уважать зону нейтралитета. Ни конвоев, ни кораблей обнаружено не было, поскольку, согласно расшифровкам « УЛЬТРА », британцы могут перенаправить конвои вокруг позиций подводных лодок. [ 21 ]

В конце октября группа «Рейссвольф» обнаружила и атаковала конвой ОН-28, но многого не добилась: 2 катера «Рейссвольфа» следили за конвоем и пытаются подтянуть катера «Мордбреннер» . Утром 1 ноября U-109 заметила два эскорта и в полдень провалила атаку на большие корабли. U-109 преследует конвой до пролива Кэбота , но не может атаковать. [ 22 ]

2 ноября подводная лодка высвобождается из состава группы Мордбреннер и может действовать самостоятельно. U -109 направляется на юг, но 5 ноября ей поручено сопровождать блокадника «Сильваплана» (призовой корабль рейдера « Атлантида ») обратно во Францию. [ 23 ]

U-109 прибыла в Лорьян 18 ноября, проведя 45 дней в море и не потопив ни одного судна. [ 24 ]

Четвертый патруль

[ редактировать ]

Подводная лодка покинула Лорьян 27 декабря 1941 года и направилась к восточному побережью Соединенных Штатов в поисках кораблей союзников в рамках операции «Паукеншлаг» («Барабанный бой»). [ 25 ] Первоначально ее разместили в районе побережья Новой Шотландии, между Галифаксом и Нью-Йорком. В то время как другие лодки группы пользовались успехом после начала операции 13 января 1942 года, U-109 пришлось ждать до 19 января, прежде чем она заметила свой первый корабль. Но U-109 пять раз промахнулась с кораблем, и атака обрывается, когда корабль достигает мыса Сейбл . На следующий день пропадает быстроходный корабль с одной торпедой. она потопила свое первое вражеское судно, британское торговое судно « Тирлби» 23 января . Через два дня нападение на корабль должно быть прекращено, когда появляются два эскорта. Тогда Блейхродт решает покинуть пустующие морские пути перед Канадой и направляется в Нью-Йорк. Чтобы иметь возможность продолжить операцию, Бляйхродт запрашивает топливо у U-130 , у которой израсходованы все торпеды, но есть еще топливо. британское судно 31 января во время подготовки к перевалке топлива было замечено Tacoma Star . U-109 бросается в погоню и на следующий день топит судно. Из-за плохой погоды и навигационных ошибок назначена новая встреча с U-130 задерживается до 4 февраля, когда судно снова будет замечено и преследуемо. U-109 потопила канадский танкер Montrolite 5 февраля, а затем заметила панамский Halcyon 6 февраля . Атака двумя последними торпедами не удалась, и корабль затонул вместе с палубными орудиями. Передача топлива наконец будет завершена 6 февраля, и U-109 сможет вернуться во Францию. На обратном пути 16 февраля подводная лодка натыкается на конвой в сильном тумане, но не сообщает о конвое, поскольку в последние дни U-82 пропала на том же месте сразу после сообщения о конвое. сообщалось, что [ 26 ] U-109 вернулась в Лорьян 23 февраля 1942 года. [ 27 ] Би-би-си сообщила, что она затонула, а команда взята в плен. [ 28 ]

Во время своей первой атаки 19 января корабль « Империя Зимородок» подал сигналы бедствия о торпедировании. Поскольку U-109 была единственной лодкой, находившейся в непосредственной близости от Empire Kingfisher, именно U-109 приписывают его затопление. Однако « Империя Зимородок» наткнулась на неизведанную скалу и приняла шок от столкновения за удар торпеды. [ 29 ]

Пятый патруль

[ редактировать ]

Ее пятый патруль также был насыщен событиями. Покинув Лорьян 25 марта 1942 года, подводная лодка направилась к южному побережью США. 20 апреля она потопила британское торговое судно «Гарпагон» . За этим последовало повреждение британского корабля «Ла-Пас» у берегов Флориды 1 мая. Двумя днями позже, 3 мая, U-109 торпедировала и потопила голландское судно «Лаэрт» . Она вернулась в Лорьян 3 июня 1942 года, после 72 дней в море. [ 30 ]

Шестой патруль

[ редактировать ]

Как и ее второй патруль, -109 шестой набег U состоялся у берегов Африки. За 81 день он прошел на юг до Золотого Берега и потопил пять вражеских судов: норвежский «Артур В. Сьюолл» 7 августа; и еще четыре британских судна: Vimeira 11 августа, Ocean Might 3 сентября, Tuscan Star 6 сентября и Peterton 17 сентября. Затем U-109 вернулась в Лорьян 6 октября 1942 года. [ 31 ]

Седьмой патруль

[ редактировать ]

U -109 покинула Лорьян 28 ноября 1942 года и направилась на юг у северного побережья Южной Америки. По пути подводная лодка атаковала военно-морские силы, но подверглась мощной контратаке глубинными бомбами. Перед Тринидадом 26 декабря лодка снова подверглась контратаке глубинными бомбами одинокого корабля, на который она атаковала, в результате чего у Бляйхродта случился нервный срыв. Наконец 30 декабря первый вахтенный офицер должен был взять на себя управление, и он вернул подводную лодку домой. U-109 встретилась с U-558 , которая передала ей дублирующего офицера. [ 32 ]

23 января 1943 года она вернулась в Лорьян без каких-либо побед. [ 33 ] Блейхродт был переведен в госпиталь и покинул U-109.

Восьмой патруль

[ редактировать ]

Подводная лодка покинула порт 3 марта и прошла на юг до Азорских островов, обогнула цепь островов и вернулась в Лорьян 1 апреля после 30 дней в море, не заметив ни одного вражеского корабля. [ 34 ]

Девятое и последнее боевое патрулирование U-109 состоялось 28 апреля 1943 года, когда она покинула Лорьян 4 мая. Она была потоплена четырьмя глубинными бомбами с самолета RAF Liberator ( 89-я эскадрилья ) к югу от Ирландии. Самолет летел на встречу с конвоем союзников, когда обнаружил лодку своим радаром H2S к северо-востоку от Азорских островов . Было замечено, что подводная лодка всплыла на поверхность, а затем медленно затонула, по-видимому, у экипажа было достаточно времени, чтобы покинуть ее, хотя ни одна из ее люков не выходила. Предполагается, что вместе с ней затонули все 52 члена ее экипажа. [ 35 ]

Волчьи стаи

[ редактировать ]

Ю-109 принимала участие в четырёх волчьих стаях , а именно:

  • Запад (13-23 мая 1941 г.)
  • Зюд (22 июля - 5 августа 1941 г.)
  • Мордбреннер (16 октября - 3 ноября 1941 г.)
  • Вольгемут (12-18 марта 1943 г.)

Краткое изложение истории рейдов

[ редактировать ]
Дата Командир Патруль Корабль Национальность Тоннаж Судьба [ 36 ]
20 мая 1941 г. Фишер 1 Гарпаг  Великобритания 5,173 затонул
23 января 1942 г. Блайхродт 4 Тирлби  Великобритания 4,887 затонул
1 февраля 1942 г. Блайхродт 4 Такома Стар  Великобритания 7,924 затонул
5 февраля 1942 г. Блайхродт 4 Монтролит  Канада 11,309 затонул
6 февраля 1942 г. Блайхродт 4 Безмятежный  Панама 3,531 затонул
20 апреля 1942 г. Блайхродт 5 Гарпагон  Великобритания 5,719 затонул
20 апреля 1942 г. Блайхродт 5 Мир  Великобритания 6,548 Поврежденный
3 мая 1942 г. Блайхродт 5 Лаэрт  Нидерланды 5,825 затонул
7 августа 1942 г. Блайхродт 6 Артур В. Сьюэлл  Норвегия 6,030 затонул
11 августа 1942 г. Блайхродт 6 Вимейра  Великобритания 5,728 затонул
3 сентября 1942 г. Блайхродт 6 Океанская мощь  Великобритания 7,173 затонул
6 сентября 1942 г. Блайхродт 6 Тосканская звезда  Великобритания 11,449 затонул
17 сентября 1942 г. Блайхродт 6 Петертон  Великобритания 5,221 затонул
  1. ^ Jump up to: а б с д Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-109» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 мая 2010 г.
  2. ^ Кемп 1999 , с. 115.
  3. ^ Jump up to: а б с д Гренер 1991 , с. 68.
  4. ^ Хиршфельд, с. 15-23
  5. ^ Ровер, стр.62
  6. ^ Хиршфельд, стр.39
  7. ^ Блэр, стр.286
  8. ^ Хиршфельд, с. 143
  9. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Первый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 28 июня 2010 г.
  10. ^ Хиршфельд, стр.84
  11. ^ Брукс, Джеффри Тайный дневник подводной лодки Орион (1996) ISBN   0-7528-1116-9
  12. ^ Блер, стр.325
  13. ^ Хиршфельд, стр.90-97.
  14. ^ Хиршфельд, стр.104-106.
  15. ^ Блэр, с. 336
  16. ^ Ровер, стр.77
  17. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Второй патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  18. ^ Хиршфельд, стр.114-125.
  19. ^ Хиршфлед с. 137-139
  20. ^ Блэр, с. 368
  21. ^ Ровер, стр.92
  22. ^ Хиршфельд, стр.157.
  23. ^ Хиршфельд, стр.165.
  24. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Третий патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  25. ^ Брукс, стр. 112.
  26. ^ Хиршфельд 1991 , с. 184-239.
  27. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Четвертый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  28. ^ Брукс, стр. 134.
  29. ^ Хиршфельд 1991 , с. 239.
  30. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Пятый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  31. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Шестой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  32. ^ Блэр 1998b , с. 137.
  33. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Седьмой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  34. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Восьмой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  35. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-109 (Девятый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 июня 2010 г.
  36. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, сбитые U-109» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 3 октября 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Блэр, Клэй (1998a). Гитлеровская подводная война [Том 1]: Охотники 1939–1942 гг . Касселл. ISBN  0-304-35260-8 .
  • Блэр, Клэй (1998b). Гитлеровская подводная война [Том 2]: Преследуемые 1942–1945 гг . Касселл. ISBN  0-304-35261-6 .
  • Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN  1-55750-186-6 .
  • Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). с сентября 1939 по май 1945 года Потери немецких подводных лодок . Подводная война (на немецком языке). Том IV Гамбург, Берлин, Бонн: Миттлер. ISBN  3-8132-0514-2 .
  • Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-593-4 .
  • Хиршфельд, Вольфганг (1991). Враг едет. Бортовой журнал радиста подводной лодки (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. ISBN  3-453-02051-0 .
  • Кемп, Пол (1999). Уничтоженные подводные лодки: потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-515-3 .
  • Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-105-Х .
[ редактировать ]
  • Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-109» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 2 февраля 2015 г.
  • Хофманн, Маркус. « У 109 » . Deutsche U-Boote 1935-1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2015 г.

47 ° 13' с.ш. 22 ° 24' з.д.  /  47,22 ° с.ш. 22,40 ° з.д.  / 47,22; -22.40

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c9a1f16bbf696ce75e5ac4f6fbd6097__1719907860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/97/3c9a1f16bbf696ce75e5ac4f6fbd6097.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German submarine U-109 (1940) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)