Немецкая подводная лодка U-123 (1940 г.)
![]() U-123 в Лорьяне в феврале 1942 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ю-123 |
Заказал | 15 декабря 1937 г. |
Строитель | DeSchiMAG AG Weser , Бремен |
Номер двора | 955 |
Заложен | 15 апреля 1939 г. |
Запущен | 2 марта 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 мая 1940 г. |
Выведен из эксплуатации | 17 июня 1944 г. |
Судьба | Затоплен в Лорьяне 19 августа 1944 года. Поднят и позже стал французской подводной лодкой Blaison. |
![]() | |
Имя | Блейсон |
Приобретенный | 1945 |
Выведен из эксплуатации | 18 августа 1959 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка типа IXB |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик | 4,70 м (15 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 230 м (750 футов) |
Дополнить | 4 офицера, 44 рядовых |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 08 800 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка U-123 — типа IXB подводная лодка нацистской Германии , Кригсмарине действовавшая во время Второй мировой войны . После того конфликта ей стала французская подводная лодка «Блейсон» (Q165). [ 1 ] пока он не был выведен из эксплуатации 18 августа 1959 года.
Строительство
[ редактировать ]U-123 была заложена 15 апреля 1939 года на верфи AG Weser в Бремене под номером 955. Она была спущена на воду 2 марта 1940 года и вступила в строй 30 мая под командованием капитанлейтенанта Карла-Хайнца Мёле (экипаж 30). 19 мая 1941 года его сменил Kptlt. Райнхард Хардеген (экипаж 33), которого, в свою очередь, 1 августа 1942 года сменил его вахтенный офицер оберлейтенант цур Зее Хорст фон Шретер (экипаж 37b). Он оставался на посту командующего до тех пор, пока лодка не была списана 17 июня 1944 года.
Дизайн
[ редактировать ]Подводные лодки типа IXB были немного крупнее первоначальных подводных лодок типа IX , позже получивших обозначение IXA. U-123 имела водоизмещение 1051 тонну (1034 длинных тонны) в надводном положении и 1178 тонн (1159 длинных тонн) в подводном положении. [ 2 ] Подводная лодка имела общую длину 76,50 м (251 фут), длину прочного корпуса 58,75 м (192 фута 9 дюймов), ширину 6,76 м (22 фута 2 дюйма), высоту 9,60 м (31 фут 6 дюймов) и осадка 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя MAN M 9 V 40/46 с наддувом четырехтактными девятицилиндровыми дизельными двигателями общей мощностью 4400 лошадиных сил (3240 кВт; 4340 л.с.) для использования в надводном положении, двумя двигателями Siemens-Schuckert 2 GU 345/. 34 электродвигателя двойного действия общей мощностью 1000 лошадиных сил (740 кВт; 990 л.с.) для использования под водой. длиной 1,92 м (6 футов) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [ 2 ]
Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 18,2 узла (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) и максимальную скорость под водой 7,3 узла (13,5 км/ч; 8,4 миль в час). [ 2 ] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 64 морских миль (119 км; 74 миль) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог преодолеть 12 000 морских миль (22 000 км; 14 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-123 была оснащена шестью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и два в корме), 22 торпедами , одной корабельной пушкой SK C/32 диаметром 10,5 см (4,13 дюйма) , боезапасом 180 снарядов и 3,7 см (1,5 дюйма) SK C/30, а также C/30 калибра 2 см (0,79 дюйма) зенитная пушка . На лодке было . сорок восемь человек [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]U-123 совершила 12 боевых патрулей, потопив 45 кораблей общим водоизмещением 223 367 брутто-тонн (брт) и водоизмещением 683 тонны, а также повредив шесть других кораблей общим водоизмещением 53 568 брт. Среди них было четыре нейтральных шведских торговых судна : SS Anten , MV Korsholm , SS Nanking и MV Венесуэла .
Первый патруль
[ редактировать ]U-123 началось Первое патрулирование с ее вылета из Киля 21 сентября 1940 года. Ее маршрут пролегал через Северное море , через пропасть между Фарерскими и Шетландскими островами и в Атлантический океан к западу от Ирландии. В октябре она потопила шесть кораблей, в том числе «Шекатику» , в которую было выпущено не менее пяти торпед , прежде чем она пошла на дно к востоку-юго-востоку от Роколла . Тем не менее, ее частичный груз стоек выплыл на свободу, прежде чем она упала.
Лодка пришвартовалась в Лорьяне в оккупированной Франции 23 октября.
Второй патруль
[ редактировать ]U-123 вернулась в тот же район для своего второго патруля, что и для первого. Она также добилась почти такого же успеха, отправив на дно еще пять торговых судов. Путешествие было омрачено 17 ноября 1940 года, когда механикергефрайтер за бортом пропал Фриц Пфайфер. После потопления отставшего британского конвоя рудовоза SS Cree (торпедирован и затоплен с потерей всех рук 21 ноября) лодка получила серьезные повреждения 3 ноября в результате столкновения с неизвестным объектом («вероятно, судном конвоя»). .
Она вернулась в Лорьян 28 ноября.
Третий патруль
[ редактировать ]Ее счет неуклонно рос, потопив еще четыре корабля. Один из них, Grootekerk , был потоплен после девятичасовой погони примерно в 330 морских милях (610 км; 380 миль) к западу от Роколла. Выживших не было.
Четвертый патруль
[ редактировать ]Отправившись дальше на запад от Ирландии во время своего четвертого вылета, лодка потопила один корабль «Венесуэла» 17 апреля 1941 года. Это было еще одно судно, которому для уничтожения потребовалось пять торпед. Выживших также не было.
Отправившись из Лорьяна 10 апреля, он вернулся в тот же порт 11 мая.
Пятый патруль
[ редактировать ]Патруль номер пять проводился в Атлантике, но в районе Азорских и Канарских островов . На этот раз ее первой жертвой стала Ганда , нейтральная машина с GRT 4333, зарегистрированная в Португалии. Он затонул 20 июня 1941 года. После того, как он затонул в результате торпед и артиллерийского огня, стало понятно, каков был ее статус. По возвращении в Лорьян -123 боевой дневник U (КТБ) был изменен по приказу штаба подводных лодок (BdU). [ 3 ]
В период с 27 июня по 4 июля подводная лодка потопила еще четыре корабля, но 27 июня подверглась глубинной бомбе в течение 11 часов и спаслась только нырнув на глубину 199 м (654 фута). 12 августа она также безуспешно подверглась нападению со стороны конвоя к западу от Португалии, хотя получила умеренные повреждения.
Шестой патруль
[ редактировать ]Несмотря на пересечение Атлантики, U-123 ей удалось повредить вооруженный торговый крейсер (AMC) HMS Aurania обнаружила, что добыча довольно невелика. 21 октября 1941 года и взять в плен одного члена экипажа. Корабль следовал за конвоем SL-89 вместе с пятью другими AMC. Судно было поражено двумя торпедами, но пустые бочки в трюмах удержали его на плаву. Крен 25 градусов был уменьшен до 15 градусов; люди преждевременно покинули корабль – отсюда и военнопленный . Корабль продолжил плавание, хотя и на пониженной скорости.
Седьмой патруль
[ редактировать ]U-123 приняла участие в открытии Unternehmen Paukenschlag («Операция Барабанный бой»), также называемой « Второе счастливое время », в январе 1942 года. Она начала с потопления грузового корабля «Циклоп» примерно в 125 морских милях (232 км; 144 миль) к юго-востоку от Мыс Сейбл , Новая Шотландия, 12 числа. Двигаясь вдоль побережья, она потопила «Норнесс» , «Коимбру» , «Октавиан» , «Норвану» , «Сити Атланту» и латвийскую «Чилтвайру» . Вечером 14 января она приблизилась к Нижнему заливу Нью-Йорка и увидела освещенный Нью-Йорк. Ей также приписывают потопление Сан-Хосе 17 января, хотя на самом деле этот корабль погиб в результате столкновения. [ 4 ] « Малайский» получил повреждения только потому, что Хардеген недооценил его размеры и решил использовать палубное орудие , а не торпеду. Ссылаясь на неподготовленность Америки, он прокомментировал затопление «Норваны» : «Это несколько красивых буев, которые мы оставляем янки на подходах к гавани в качестве замены плавучим маякам».
U-123 была атакована самолетом недалеко от Нью-Йорка , но отошла без каких-либо повреждений. Ей также удалось спастись 19 января, когда «Космос II» (возглавляемый капитаном Эйнаром Гледичем из Сандефьорда, Норвегия) попытался протаранить лодку у залива Орегон . В какой-то момент корабль находился всего в 75 м (82 ярда) от немецкой подводной лодки с неисправным дизельным двигателем. Подводная лодка сбежала, когда непокорная электростанция была перезапущена в последнюю минуту и по мостику более крупного судна были выпущены осветительные ракеты.

Суда «Кулебра» и «Пан Норвегия» также были затоплены у Бермудских островов . К этому моменту торпеды закончились, а в случае с «Пан Норвегией» лодка использовала последние боеприпасы своей палубной пушки и 37-мм зенитное орудие, чтобы уничтожить норвежское судно. Затем подводная лодка столкнулась с греческим кораблем « Маунт Этна » по швейцарскому чартеру, который был направлен к выжившим. [ 5 ]
Восьмой патруль
[ редактировать ]Вторая миссия лодки в Паукеншлаге также была успешной: она потопила Маскоги и Эмпайр Стил 22 и 23 марта 1942 года недалеко от Бермудских островов, а затем двинулась ближе к восточному побережью США.
Затем она атаковала USS Atik , Q. корабль Это замаскированное торговое судно получило удар по левому борту, экипаж начал покидать корабль по правому борту. Подводная лодка подошла ближе, после чего Атик сбросил укрытие и открыл огонь из всего оружия. U-123 убежала (один человек погиб в бою), но нырнула, вернулась и потопила американское судно торпедой. Выживших не было.

капитана Райнхарда Хардегена , и из журнала военного патруля U123 KTB цитируется следующее: Это был второй ответственный патруль
За исключением Хольцера, никто не пострадал, а испытание низким давлением показало, что прочный корпус цел. Нам невероятно повезло. На следующий день на мосту насчитали восемь 20-мм попаданий. После того, как мы вышли за пределы досягаемости, я спустился под палубу и увидел, что состояние FzSee Holzer безнадежно. 20-миллиметровый снаряд взорвался в его правом бедре, разорвал плоть от тазобедренного сустава до колена и частично удалил ее. Невозможно было увидеть, была ли кость раздроблена. Нога висела лишь на небольших лоскутках кожи. Мы перевязали ногу. Нам удалось только обернуть большую рану полотенцем, потому что у нас не было достаточного количества перевязочного материала для таких травм. Сразу стало ясно, что в сложившихся обстоятельствах на борту подводной лодки такую травму не мог вылечить даже врач. До следующей нейтральной гавани оставалось много дней, поэтому я решил облегчить ему задачу и ввел значительную дозу морфия. Хольцер действовал смело и образцово. В течение часа он был в сознании, не произнеся ни единого слова жалоб.
На следующий день FzSee Holzer был похоронен в море.
Лодка потопила или повредила еще восемь кораблей; многие из них покоятся на морском дне на мелководье, а части корпуса находятся над поверхностью. Одним из таких была Oklahoma , которая, хотя и была опущена на глубину 40 футов (12 м) 8 апреля, была снята с мели, отремонтирована и возвращена в строй в декабре 1942 года. Еще одно судно, Gulfamerica, было смертельно повреждено примерно в пяти милях от Джексонвилля, Флорида. 11 апреля. Корабль совершал свой первый рейс из Филадельфии в Порт-Артур, штат Техас , с грузом в 90 000 баррелей (14 000 м3). 3 ) мазута. В результате нападения погибли девятнадцать членов экипажа. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Она затонула только 16 апреля.
Другой жертвой стал Alcoa Guide , атакованный с относительно близкого расстояния 400 м (440 ярдов) палубной пушкой ( у U-123 закончились торпеды) 17 апреля.
Затем 2 мая судно вернулось в Лорьян и направилось в Берген в Норвегии, а затем совершило серию коротких рейсов в Кристиансанн , Орхус , Киль и Штеттин .
Девятый патруль
[ редактировать ]В свой девятый патруль U-123 покинула Киль 5 декабря 1942 года и вернулась в Атлантику. Она потопила «Барон Кокрейн» 29-го числа после того, как корабль уже был поврежден U-406 и пропущен U-591 . U-123 также повредила Empire Shackleton , торговца с катапультой к северу от Азорских островов. (Обломок корабля был потоплен U-435 в тот же день).
Лодка вернулась в Лорьян 6 февраля 1943 года.
Десятый патруль
[ редактировать ]U-123 направилась к побережью Западной Африки. Она потопила зарегистрированный в Испании теплоход Castillo Montealegre 8 апреля 1943 года к западу от Конакри , Французская Гвинея . Согласно морским правилам, на нейтральном корабле с обеих сторон был нарисован испанский флаг. Командир Хорст фон Шретер приказал выстрелить тремя торпедами, и он затонул менее чем за минуту. Подводная лодка всплыла, командир из боевой рубки спросил: «Какой корабль?» выжившим. Хотя было подтверждено, что он только что потопил нейтральный корабль, он ушел, не оказав никакой помощи 40 дрейфующим мужчинам (пятеро затонули вместе с кораблем).
Несколько дней спустя класса Hill военно-морской траулер HMS Inkpen спас с лодки 29 выживших. 11 человек на оторвавшемся плоту погибли. Дело было замято правительством Франко; действительно, выжившим было приказано заткнуться. Это дело не повлияло на карьеру командующего Хорста фон Шрётера , и после войны он даже стал командующим НАТО. [ 10 ]
U-123 также добилась успеха против британской подводной лодки HMS P-615 в 100 морских милях (190 км; 120 миль) к юго-западу от Фритауна в Сьерра-Леоне 18 апреля. она потопила «Эмпайр Брюс» В тот же день , также к юго-западу от Сьерра-Леоне. Она потопила еще три корабля у Монровии 29 апреля, 5 и 9 мая. В их число входил « Холмбери» , который был потоплен 5 мая двумя торпедами и артиллерийским обстрелом. Экипаж (за исключением двух пожарных, погибших от первой торпеды) выжил, доплыв до побережья Либерии на единственной оставшейся спасательной шлюпке. Капитан Дж. Б. Лоусон был взят на борт U-123 , где фон Шрётер с ним обращался безупречно. Фон Шретер пообещал прислать Лоусону соответствующие фотографии через год после окончания войны – и сделал это. [ 11 ]
Одиннадцатый патруль
[ редактировать ]U-123 была подвергнута глубинной бомбардировке у мыса Финистерре (северо-запад Испании) кораблями сопровождения союзников примерно 25 августа 1943 года. Она также подверглась нападению британского самолета De Havilland («Це-Це») Mosquito из 618-й эскадрильи RAF 7 ноября 1943 года. ; Этот самолет, пилотируемый летным офицером Королевских ВВС Канады Эй.Дж.Л. Боннеттом, был вооружен 6-фунтовой (57-мм) пушкой Molins , и это была первая атака на подводную лодку с использованием одного из этих орудий. Боннетт произвел восемь выстрелов по U-123 и добился нескольких попаданий в боевую рубку и корпус подводной лодки. [ 12 ] Лодка оказалась неспособной погружаться из-за дыры размером 18 на 6,5 см (7,1 на 2,6 дюйма) в прочном корпусе. Один член экипажа, Бутсмаат Гюнтер Струве, был убит, двое ранены.
Двенадцатый патруль
[ редактировать ]Последнее патрулирование U-123 было самым продолжительным – 107 дней, но после инцидентов предыдущих одиннадцати это было своего рода разочаровывающим событием. 24 апреля 1944 года она вернулась в Лорьян, не сумев повторить свой успех.
Потеря и французский сервис
[ редактировать ]Лодка была выведена из эксплуатации в Лорьяне 17 июня 1944 года и затоплена там 19 августа. Она была поднята французами в 1945 году после капитуляции Германии и стала французской подводной лодкой Blaison (Q165) . [ 1 ] Выведен из эксплуатации 18 августа 1959 года.

Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Корабль | Национальность | Тоннаж [ Примечание 1 ] | Судьба [ 13 ] |
---|---|---|---|---|
6 октября 1940 г. | Бенлаверс | ![]() |
5,943 | затонул |
10 октября 1940 г. | Камень | ![]() |
3,697 | затонул |
19 октября 1940 г. | Букело | ![]() |
2,118 | затонул |
19 октября 1940 г. | Клинтония | ![]() |
3,106 | затонул |
19 октября 1940 г. | Седжпул | ![]() |
5,556 | затонул |
19 октября 1940 г. | Шекатика | ![]() |
5,458 | затонул |
22 ноября 1940 г. | Полагать | ![]() |
4,791 | затонул |
23 ноября 1940 г. | Антенна | ![]() |
5,135 | затонул |
23 ноября 1940 г. | Король Идвал | ![]() |
5,115 | затонул |
23 ноября 1940 г. | Оуккрест | ![]() |
5,407 | затонул |
23 ноября 1940 г. | Таймерик | ![]() |
5,228 | затонул |
24 января 1941 г. | Веспасиан | ![]() |
1,570 | затонул |
4 февраля 1941 г. | Имперский инженер | ![]() |
5,358 | затонул |
15 февраля 1941 г. | Холистон | ![]() |
5,462 | затонул |
24 февраля 1941 г. | Гроотекерк | ![]() |
8,685 | затонул |
17 апреля 1941 г. | Венесуэла | ![]() |
6,991 | затонул |
20 июня 1941 г. | Красота | ![]() |
4,333 | затонул |
27 июня 1941 г. | Оберон | ![]() |
1,996 | затонул |
27 июня 1941 г. | ПЛМ 22 | ![]() |
5,646 | затонул |
29 июня 1941 г. | Голубая река | ![]() |
4,088 | затонул |
4 июля 1941 г. | Аудитор | ![]() |
5,444 | затонул |
21 октября 1941 г. | HMS Аурания | ![]() |
13,984 | Поврежденный |
12 января 1942 г. | Циклоп | ![]() |
9,076 | затонул |
14 января 1942 г. | Норнесс | ![]() |
9,577 | затонул |
15 января 1942 г. | Коимбра | ![]() |
6,768 | затонул |
17 января 1942 г. | Октавиан | ![]() |
1,345 | затонул |
19 января 1942 г. | Чилтвайра | ![]() |
3,779 | затонул |
19 января 1942 г. | Город Атланта | ![]() |
5,269 | затонул |
19 января 1942 г. | малайский | ![]() |
8,206 | Поврежденный |
19 января 1942 г. | Норвана | ![]() |
2,677 | затонул |
25 января 1942 г. | Змея | ![]() |
3,044 | затонул |
27 января 1942 г. | Пан Норвегия | ![]() |
9,231 | затонул |
22 марта 1942 г. | Маскоги | ![]() |
7,034 | затонул |
24 марта 1942 г. | Империя Сталь | ![]() |
8,138 | затонул |
27 марта 1942 г. | USS Статья о | ![]() |
3,209 | затонул |
2 апреля 1942 г. | заяц | ![]() |
7,057 | Поврежденный |
8 апреля 1942 г. | Эссо Батон Руж | ![]() |
7,989 | Поврежденный |
8 апреля 1942 г. | Оклахома | ![]() |
9,264 | Поврежденный |
9 апреля 1942 г. | Спарта | ![]() |
3,365 | затонул |
11 апреля 1942 г. | Мексиканский залив | ![]() |
8,081 | затонул |
13 апреля 1942 г. | Корсхольм | ![]() |
2,647 | затонул |
13 апреля 1942 г. | Лесли | ![]() |
2,609 | затонул |
17 апреля 1942 г. | Путеводитель Алкоа | ![]() |
4,834 | затонул |
29 декабря 1942 г. | Барон Кокрейн | ![]() |
3,385 | затонул |
29 декабря 1942 г. | Эмпайр Шеклтон | ![]() |
7,068 | Поврежденный |
8 апреля 1943 г. | Замок Монтеалегре | ![]() |
3,972 | затонул |
18 апреля 1943 г. | Эмпайр Брюс | ![]() |
7,459 | затонул |
18 апреля 1943 г. | HMS P-615 | ![]() |
683 | затонул |
29 апреля 1943 г. | Нанкин | ![]() |
5,931 | затонул |
5 мая 1943 г. | Холмбери | ![]() |
4,566 | затонул |
9 мая 1943 г. | Канбэ | ![]() |
6,244 | затонул |
См. также
[ редактировать ]- Подводные лодки на запад! , нацистский пропагандистский фильм, в котором использовалась U-123
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тоннаж торговых судов указан в брутто-регистровых тоннах . Военные суда указаны по водоизмещению в тоннах .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кемп 1997 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер 1991 , с. 68.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Ганда» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, не пораженные подводными лодками» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net .
- ^ Даффи, Джеймс П. (апрель 2013 г.). Затопление «Лаконии» и война подводных лодок: катастрофа в Средней Атлантике . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-0-8032-4540-2 .
- ^ «Отрывки из книги «ПАПИНСКАЯ ВОЙНА, Война в тылу – Торпедированный танкер» . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ «Люди, стоящие за именами: М» . Индекс вооруженной охраны ВМС США . МАЙКЛ ДЖЕЙМС МОНОХАН. Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 года . Проверено 4 апреля 2007 г.
(1893–1942) Моряк торгового флота погиб на корабле «SS Gulf America» при торпедировании U-123 в пяти милях от Джексонвилля в 1942 году.
- ^ «УМЕР НА ТАНКЕРЕ» . Вашингтон Дейли Ньюс . 29 сентября 1942 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2005 года . Проверено 10 апреля 2020 г. - через RootsWeb.com.
- ^ Берг, Дэн. «Кораблекрушения восточного побережья Флориды, залив, Америка, крушение, Джексонвилл» . КораблекрушениеЭкспо . Проверено 10 апреля 2020 г. Кораблекрушения на восточном побережье Флориды – место крушения в GulfAmerica
- ^ «Тайна замка Монтеалегре» . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ «70 правдивых историй о Второй мировой войне», Odhams Press, 1953.
- ^ Берд, Эндрю Д. (2003). Отдельная маленькая война: ударное крыло прибрежного командования Банфа против Кригсмарине и Люфтваффе, сентябрь 1944 года по май 1945 года . Лондон: Груб-стрит. п. 11. ISBN 1-904010-43-1 . OCLC 62087312 .
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Успехи подводных лодок времен Второй мировой войны Корабль сбит U-123» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 30 декабря 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). «Подводные лодки и корабли противоминной обороны». Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Шарп, Питер (1998). Файл фактов о подводных лодках . Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-072-9 .
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- 70 правдивых историй о Второй мировой войне . Одхамс Пресс. 1953.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-123» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 3 апреля 2007 г.
- «Блезон» (на французском языке) . Проверено 10 сентября 2010 г.
- Хофманн, Маркус. «U 123» (на немецком языке).
- СС Оклахома и Эссо Батон Руж Исторический маркер на острове Сент-Саймонс, Джорджия
- Немецкие подводные лодки Тип IX
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- корабли 1940 года
- Подводные лодки введены в строй в 1940 году.
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны.
- Иностранные подводные лодки на вооружении Франции
- Подводные лодки Франции времен Холодной войны.
- Морские инциденты в августе 1944 г.