МС Арамис
Тейя Мару на репатриационном корабле в 1943 году.
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Тезка | 1932: Арамис |
Владелец | Морские курьеры |
Оператор |
|
Порт приписки | |
Маршрут | 1932: Марсель – Суэц – Дальний Восток |
Строитель | Кузницы и верфи Средиземноморья , Ла Сейн |
Запущен | 30 июня 1931 г. |
Завершенный | 1932 |
Введен в эксплуатацию | во французский флот, 1 марта 1940 г. |
повторно введен в эксплуатацию | в ВМС Японии, 20 ноября 1942 г. |
Выведен из эксплуатации | из ВМС Франции, 1 августа 1940 г. |
Первое путешествие | 21 октября 1932 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен торпедой, 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «наутонафт» океанский лайнер |
Тоннаж | 17 357 брт , 9 990 нрт |
Длина | 543,5 футов (165,7 м) |
Луч | 69,6 футов (21,2 м) |
Глубина | 33,6 футов (10,2 м) |
колоды | 4 |
Установленная мощность | |
Движение |
|
Скорость |
|
Емкость | пассажиров: 196 × 1-го класса , 110 × 2-го класса, 60 × 3-го класса, 1183–1402 × «рационов». |
Датчики и системы обработки | беспроводная пеленгация |
Вооружение |
|
Примечания | родственные корабли : Феликс Руссель , Жорж Филиппар |
MS Aramis — Messageries Maritimes океанский лайнер , спущенный на воду во Франции в 1931 году. Он был однотипным кораблем Феликса Русселя и Жоржа Филиппара . У трех сестер были весьма необычные квадратные воронки . Арамиса Интерьер представлял собой дизайна в стиле ар-деко интерпретацию минойского .
Когда Франция вступила во Вторую мировую войну , «Арамис» был переоборудован в вооруженный торговый крейсер Х-1 . В августе 1940 года ее списали. В 1942 году Япония захватила ее под ангари и переименовала в Тейя Мару ( 帝亜丸 ) . Он был репатриационным кораблем в 1943 году и военным кораблем в 1944 году, пока его не потопила подводная лодка ВМС США . Около 2665 ее пассажиров и членов экипажа погибли.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Между 1929 и 1932 годами компания Messageries Maritimes (MM) построила три новых океанских лайнера для маршрутов между Францией и Дальним Востоком. Ateliers et Chantiers de la Loire в Сен-Назере запустили производство Félix Roussel в 1929 году и Georges Philippar в 1930 году. [ 1 ] [ 2 ] Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сен-сюр-Мер запустила Aramis 30 июня 1931 года и завершила ее работу в октябре 1932 года. [ 3 ]
длина Арамиса Зарегистрированная составляла 543,5 фута (165,7 м), ширина - 69,6 фута (21,2 м), а глубина - 33,6 фута (10,2 м). Его тоннаж составлял 17 357 GRT и 9 990 NRT . [ 4 ] На нем было спальных мест для 196 пассажиров первого класса , 110 — второго класса, 60 — третьего класса и от 1183 до 1402 «рационов». [ 3 ]
Минойский декор корабля был частью программы президента ММ Жоржа Филиппара по приданию кораблям ММ необычного возрожденческого декора из различных древних культур, чтобы уйти от обычных роскошных стилей 19-го и начала 20-го веков. В этом случае дизайнеры отправились в исследовательскую поездку на Крит . «Нео-Эгейский» дизайн, основанный на реконструкциях сэра Артура Эванса в Кноссе, смешанных с ар-деко, получил широкую огласку. Были организованы экскурсии по кораблю в портах, которые она посетила во время своего первого рейса. [ 5 ]
Корабль имел два винта французского производства Sulzer , каждый из которых приводился в движение десятицилиндровым одностороннего действия двухтактным дизельным двигателем . Суммарная мощность ее двух двигателей оценивалась в 2490 л.с. [ 4 ] или 11 000 л.с. (8 200 кВт) и давала ей скорость 16 узлов (30 км/ч). [ 3 ]
ММ зарегистрировала Арамиса в Марселе . Ее кодовые буквы были ORNA. [ 4 ]
Французский сервис
[ редактировать ]21 октября 1932 года Арамис покинула Марсель в свой первый рейс в Кобе через Суэцкий канал . Она посетила Порт-Саид , Джибути , Коломбо , Пенанг , Сингапур , Сайгон , Гонконг и Шанхай . [ 6 ]
22 июня 1933 года «Арамис» сел на мель на острове Чжоушань . Ее сняли с мели, и французский крейсер «Примоге» отбуксировал ее в Японию. [ 3 ]
В 1934 году позывной FOBP заменил ее кодовые буквы. [ 7 ] В 1935–36 Арамиса двигатели были оснащены наддувом . Это увеличило ее мощность до 15 600 л.с. (11 600 кВт), а скорость до 19 узлов (35 км/ч). [ 3 ] В то же время военно-морской флот Шантье де Ла Сьота построил для нее новый нос, который удлинил ее на 30 футов (9 м). [ 6 ]
4 сентября 1939 года работы по переоборудованию «Арамиса» в Сайгоне начались в вооруженный торговый крейсер. Она была вооружена восемью 138-мм (5,4 дюйма) орудиями, двумя 75-мм (3,0 дюйма) зенитными орудиями, двумя 37-мм (1,5 дюйма) зенитными орудиями и восемью пулеметами . 20 января 1940 года он покинул Сайгон и в феврале достиг Гонконга, где был поставлен в сухой док . 1 марта он покинул сухой док и был принят в состав ВМС Франции в качестве вспомогательного крейсера X-1 . Она патрулировала Южно-Китайское море . [ 6 ]
22 июня 1940 года Франция капитулировала перед Германией и Италией . 1 августа 1940 года «Арамис» вернулся в Сайгон, был разоружен и возвращен своим владельцам. В январе 1942 года корабль стал казармой в Сайгоне. [ 6 ]
Японский сервис
[ редактировать ]12 апреля 1942 года Япония захватила Арамис в условиях Ангарии . 2 июня ее французский экипаж был высажен. Официально Япония зафрахтовала Арамиса и десять других французов Виши . Япония платила 168 346 иен в месяц за Арамиса . 2 июня она была переименована в Тейя Мару . Компания Mitsubishi Heavy Industries в Иокогаме поставила ее в сухой док с 5 июля по 19 ноября. [ 6 ]
20 ноября 1942 года Императорский флот Японии реквизировал Тейя Мару . С сентября 1943 года совершала рейсы по обмену интернированными гражданскими лицами с союзниками .
14 сентября он покинул Иокогаму во время второго обменного рейса между Японией и США. Она перевезла 80 репатриантов из США из Японии. Она погрузила около 975 репатриантов в Шанхай 19 сентября, 24 — в Гонконг 23 сентября, 130 — в Сан-Фернандо, Филиппины , 26 сентября, 27 — в Сайгон 30 сентября и другие — в Сингапур 5 октября. Она достигла Мормугао в Португальской Индии 15 октября 1943 года, перевозя 1525 священников, монахинь, протестантских миссионеров и бизнесменов с их семьями, которые оказались в затруднительном положении в районах, захваченных Японией.
19 октября прибыл нейтральный шведский «Грипсхольм» с 1340 японскими чиновниками и бизнесменами и их семьями. Их обменяли на 1270 граждан США, 120 канадцев и 15 чилийцев, а также граждан Великобритании, панамцев, испанцев, португальцев, кубинцев, аргентинцев и граждан других стран Латинской Америки. 48 670 посылок Красного Креста для интернированных гражданских лиц союзников были переправлены из Грипсхольма в Тейя Мару для военнопленных союзников и интернированных гражданских лиц в Сингапуре, Маниле и Японии. Тейя Мару покинула Мормугао 21 октября и 14 ноября вернула репатриированных японцев в Иокогаму. [ 6 ]
1 января 1944 года японский флот снова реквизировал Тейя Мару , на этот раз в качестве военного корабля. Она отплыла в Сингапур с конвоем Hi-41 в феврале 1944 года и вернулась в Японию с конвоем Hi-48 в марте. Она снова отплыла в Сингапур с конвоем Hi-63 в мае 1944 года и вернулась в Японию в июне с примерно 1000 австралийцами, британцами, голландцами и другими военнопленными, работавшими на Бирманской железной дороге . 300 из этих военнопленных были отправлены в лагерь 6 Фукуока в Орио , 350 военнопленных были отправлены в лагерь 21 Фукуока в Накаме , 100 голландских военнопленных были отправлены в лагерь 9 Фукуока Мията , а 250, включая 150 австралийских военнопленных, были направлены на работу в Мицуи угольную компанию . мины в лагере PW Фукуока 17 в Омута .
10 августа 1944 года Тейя Мару покинула залив Имари, взяв с собой 5478 солдат и гражданских лиц. Большинство ее военных пассажиров были военнослужащими Воздушной службы Императорской армии Японии . Она была частью конвоя Hi-71, перевозившего подкрепление операции «Сё» в Сингапур. 17 августа конвой вошел в Южно-Китайское море с Мако военно-морской базы в Пескадорских островах . [ 6 ] USS Redfish обнаружил конвой в тот же вечер и собрал USS Rasher , Bluefish и Spadefish для радара с помощью волчьей стаи атаки в условиях тайфуна в ночь с 18 на 19 августа. [ 8 ] Тейя Мару был одним из нескольких кораблей, торпедированных той ночью. Она затонула на позиции 18 ° 16'N 120 ° 21'E / 18,267 ° N 120,350 ° E , [ 9 ] погибли 2665 ее пассажиров и экипажа. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Будущее Феликс Руссель – Солнце Ароза» . Энциклопедия морских сообщений . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Джордж Филиппар» . Энциклопедия морских сообщений . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «L'Aramis futur – Тейя Мару» . L'Encyclopedie des Messageries Maritimes . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Регистр Ллойда , 1933 год.
- ^ Улановская, 2017.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хакетт, Боб (2013). «IJN Teia Maru: Табличный отчет о движении Объединенного флота» . Объединенный флот .
- ^ Регистр Ллойда , 1934 г.
- ^ Блэр, 1975, стр. 676–680.
- ^ Крессман, 2000, с. 248
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1975). Тихая Победа . Нью-Йорк: Компания JB Lippincott. стр. 676–680 . ISBN 978-0397007530 .
- Крессман, Роберт Дж (2000). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . п. 248 . ISBN 1-55750-149-1 .
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы водоизмещением 300 тонн и более. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1933 – через городской совет Саутгемптона .
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы водоизмещением 300 тонн и более. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1934 г. - через городской совет Саутгемптона.
- Миллер, Уильям Х. младший (1997). Изображение История Французской линии . Дуврские публикации.
- Момильяно, Николетта; Фарну, Александр, ред. (2017). Кретомания. Современные стремления к минойскому прошлому . BSA – Новогреческие и византийские исследования. Полет. 3. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Французская школа в Афинах. ISBN 978-1472474995 .
- Улановская, Агата (30 октября 2023 г.). «Обзор: Николетта Момильяно и Александр Фарну (редакторы), 2017, Кретомания. Современные желания минойского прошлого ». Эгей — Общество предыстории Эгейского моря . BSA – Новогреческие и византийские исследования. Том. 3. Лондон и Нью-Йорк: Routledge и Французская школа Афин. ISBN 978-1472474995 . . Глава 7 книги посвящена кораблю.
СМИ, связанные с Тейя Мару, на Викискладе?
- корабли 1931 года
- Вспомогательные крейсера
- Захваченные корабли
- Морские инциденты в августе 1944 г.
- Океанские лайнеры
- Пассажирские суда Франции
- Корабли построены во Франции
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Военные корабли Японии
- Крейсеры Франции времен Второй мировой войны
- Военные корабли Японии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане