М. В. Мефкюре
![]() Памятник судам Струма и Мефкуре в Ашдоде, Израиль
| |
История | |
---|---|
Имя | М. В. Мефкюре |
Оператор | Жан Д. Панделис [ 3 ] |
Порт приписки | ![]() |
Запущен | 1929 [ 2 ] |
Не работает | 5 августа 1944 г. [ 2 ] |
Судьба | Потоплен советской подводной лодкой Щ-215 5 августа 1944 года. [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Тип | моторная шхуна [ 2 ] |
Тоннаж | 52 брт [ 3 ] или 120 брт ; [ 1 ] 40 НЗТ [ 1 ] |
Длина | 35 м (115 футов) [ 3 ] |
Луч | 8 м (26 футов) [ 3 ] |
Движение | |
Скорость | |
Экипаж | 7 [ 3 ] |

MV Mefküre (часто называемый Mefkura ) — турецкий корабль с деревянным корпусом. [ 3 ] Моторная шхуна зафрахтована для перевозки еврейских Холокоста беженцев из Румынии в Стамбул под турецким флагом . [ 2 ] и Красного Креста флаги . 5 августа 1944 года советская подводная лодка потопила ее в Черном море артиллерийским огнем, в результате чего погибло более 300 беженцев.
Последний рейс и затопление
[ редактировать ]3 августа 1944 года три небольших старых торговых судна, переполненных примерно 1000 еврейскими беженцами, покинули румынский порт Констанца примерно в 20:30. Согласно инструкциям немецкого военно-морского ведомства, первым должна была выйти Морина с 308 пассажирами, затем Бюльбюль с 390 людьми и, наконец, Мефкюре с 320 беженцами (точное число может немного отличаться) на борту. Судам было приказано плыть с позиции 43°43' с.ш. и 29°08' в.д. строго на юг, что должно было вывести их прямо в Босфор. [ 4 ] Вооруженные корабли ВМС Румынии сопровождали конвой и снабжали его сигнальными флагами, облегчающими проход из гавани и через заминированную зону подходов.
5 августа 1944 года, примерно через 40 минут после полуночи, Мефкюре находилась примерно в 25 милях (40 км) к северо-востоку от Игнеады в Турции, когда ее осветили сигнальные ракеты неизвестного судна. [ 3 ] Мефкюре не ответил и продолжил. [ 3 ] Той же ночью в 02:00 немецкая радиопеленгационная станция на мысе Поморие в Бургасском заливе перехватила радиосигнал советской типа «Щука» подводной лодки Щ -215 с пеленгом 116 градусов. «Этот пеленг пересек курс «Мефкуре» и двух турецких судов почти точно в том районе, где «Мефкуре» был затоплен той ночью». [ 5 ] Немецкий историк Юрген Ровер назвал Щ-215 судном, которое затем атаковало. [ 6 ] Щ-215 произвела 90 выстрелов из 45-мм орудия и 650 выстрелов из 7,62-мм пулемета. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Мефкюре загорелся и затонул. Ее капитан Казым Туран и шесть членов его команды спаслись на единственной доступной спасательной шлюпке, но выжили только пятеро беженцев. [ 10 ] Число убитых беженцев неизвестно, но, по одной из оценок, среди них 37 детей. [ 11 ]
30 июля 1944 года подводная лодка «Щ-215» под командованием капитана 3-го ранга А. И. Стрижака вышла из Батума , действуя на подходах к Бургасу . Эта подводная лодка в ночь на 5 августа заявила о затоплении большой шхуны , на борту которой находилось около 200 вооруженных людей. [ 7 ] [ 9 ] отвечая на атаку винтовками и ручными пулеметами, а кроме того один «баркасс» , возможно, спасательная шлюпка. Щ-215 произвела атаку на позиции 42,00'N 28°42'E, на расстоянии 19 морских миль (35 км; 22 мили) к западу от приказанного курса Мефкюре .
Через две недели после затопления в новостях JTA утверждалось, что Мефкюре потопили три немецких надводных корабля . В том же отчете говорилось, что Бюльбюль тоже была перехвачена, но ей разрешили продолжить путь после того, как она представилась; на рассвете она спасла в живых Мефкюре оставшихся . [ 12 ] Бюльбюль продолжила свой путь в Игнеаду, откуда ее 395 беженцев и пять выживших беженцев из Мефкюре продолжили путь автомобильным и железнодорожным транспортом в Стамбул. Морина также добралась до Турции, и беженцы с обоих кораблей продолжили путь по суше в Палестину . [ 13 ]
Мемориалы
[ редактировать ]установлены памятники погибшим на борту «Мефкюре». На кладбище Джурджулуй на юге Бухареста в Румынии [ 14 ] и в Ашдоде в Израиле.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лоусон, Сири Холм. «Re: Личность МЕФКУРЕ, затонувшего в 1944 году» . Норвежский торговый флот, Вторая мировая война . Боевые моряки . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Леттенс, январь (24 декабря 2012 г.). «СВ Мефкуре (+1944)» . Место крушения . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «מפקורה СС Мефкуре Мафкура Мефкура» . База данных ставок Хаапала Алия Бет . 27 сентября 2011 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Финкельштейн 1991 , Документ 17.
- ^ Финкельштейн 1991 , с. 5
- ^ Хельгасон, Гудмундур (1995–2013 гг.). «Щ-215» . uboat.net . Гудмундур Хельгасон . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Nikolaev, Aleksandr S. "Щ-215, С-215 туп "Щ" X серии" . Энциклопедия отечественного подводного флота (in Russian) . Retrieved 27 March 2013 .
- ^ Подводная лодка "Щ-215" . Черноморский Флот информационный ресурс (in Russian). 2000–2013 . Retrieved 27 March 2013 .
- ^ Jump up to: а б Щ-215 . СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (in Russian). 23 April 2008 . Retrieved 27 March 2013 .
- ^ Даначиоглу, доктор Эсра (2012). «ЗАБЫТАЯ ТРАГЕДИЯ: МЕФКЮРЕ-II ЗАТОНЕЛА В ЧЕРНОМ МОРЕ» (на турецком языке). Архивировано из оригинала 15 сентября 2012 г.
- ^ «Морские катастрофы Второй мировой войны 1944 года (Этот раздел будет переведен в ближайшее время)» . Индекс катастроф морской истории и археологии... (на испанском языке). Фонд Хистармар . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «Совет по делам беженцев подтверждает сообщение о том, что затопление «Мефкуре» немцами было преднамеренным» . Еврейское телеграфное агентство . 22 августа 1944 года.
- ^ Офер, Далия (1990). Спасаясь от Холокоста: нелегальная иммиграция в Землю Израиля, 19391–944 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 260–266 . ISBN 0195063406 .
- ^ Лисон, Розанна (20 января 2009 г.). «Затопление Мефкуре» . Еврейский ген . Проверено 26 марта 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Финкельштейн, Альберт (ок. 1991). Трагедия Мефкуре: расследование личности убийц (3-е исправленное издание). самостоятельно опубликовано. включает 19 документов и список 302 пассажиров (пострадавших) Мефкуре .
- Финкельштейн, Альберт (1993). Трагедия «Мефкуре»: исследование личности убийц . Финкельштейн. ISBN 2-9507-6970-5 .
- Финкельштейн, Альберт (1997). Родиться или не родиться: хроника Холокоста в Румынии . Париж: Звезда мысли. ISBN 2-214-10354-6 .
- Ровер, Юрген (1964). Затопление транспортов еврейских беженцев «Струма» и «Мефкуре» в Черном море (февраль 1942 г., август 1944 г.) . Сочинения из Библиотеки современной истории, Том 4 (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Бернард и Грефе. Оборонное издательство.
- Ровер, Юрген (1986). «Корабли еврейских беженцев в Черном море (1934–1944)». В Бюттнере, Урсула (ред.). Несправедливый режим . Том 2. Гамбург: Христиане Верлаг. стр. 1972–48. ISBN 3-7672-0963-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мефкуре – Определение» . Сионизм и Израиль – Энциклопедический словарь .
- Озер, Айфан (февраль 1992 г.). «Трагедия Струмы» . Турецкие евреи . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
42 ° 03' с.ш., 30 ° 20' в.д. / 42,050 ° с.ш., 30,333 ° в.д.
- корабли 1929 года
- 1944 год в Румынии.
- Алия
- История Турецкой Республики
- Еврейская румынская история
- Морские инциденты в августе 1944 г.
- Спасение евреев во время Холокоста
- Румыния во Второй мировой войне
- Корабли Турции времен Второй мировой войны
- Корабли, потопленные советскими подводными лодками
- Советско-турецкие отношения
- Шхуны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Черном море
- Корабли еврейских иммигрантов
- Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца