Патрии Катастрофа

Катастрофой Патрии» « стало затопление 25 ноября 1940 года еврейской военизированной организацией « Хагана» французского океанского лайнера водоизмещением 11 885 тонн SS Patria в порту Хайфы , в результате чего 267 человек погибли и 172 получили ранения. [ 1 ]
На момент затопления «Патрия» перевозила около 1800 еврейских беженцев из оккупированной нацистами Европы , которых британские власти депортировали из Подмандатной Палестины на Маврикий из-за отсутствия разрешения на въезд. Сионистские организации выступили против депортации, а подпольная военизированная группа «Хагана» заложила бомбу, призванную вывести корабль из строя и не дать ему покинуть Хайфу.
Хагана утверждает, что неправильно рассчитала последствия взрыва. Бомба оторвала стальную раму с одного борта корабля, и корабль затонул менее чем за 16 минут, в трюме оказались сотни людей. Британцы разрешили выжившим остаться в Палестине по гуманитарным соображениям. Кто несет ответственность и истинная причина затопления «Патрии», оставалось спорным до 1957 года, когда Мунья Мардор , человек, заложивший бомбу, не опубликовал книгу о своем опыте. [ 2 ]
Фон
До того, как правительство нацистской Германии решило в 1941 году уничтожить всех евреев в Европе , его политика допускала сокращение числа евреев в Европе за счет эмиграции. [ 3 ] Еврейские организации, как основные, так и диссидентские, проводили операции, пытаясь перевезти евреев из Европы в Палестину в нарушение иммиграционных правил , применяемых британским правительством.
Это требовало сотрудничества с нацистскими властями, которые видели возможность создать проблемы Британии, а также избавиться от евреев. Zentralstelle für jüdische Auswanderung ( Центральное управление еврейской эмиграции или ZjA) работало под руководством Адольфа Эйхмана , организуя еврейскую эмиграцию из контролируемых нацистами частей Европы. В сентябре 1940 года ZJA зафрахтовала три корабля: SS Pacific , SS Milos и SS Atlantic , чтобы доставить еврейских беженцев из румынского порта Тулча в Палестину. Их пассажирами были около 3600 беженцев из еврейских общин Вены , Данцига и Праги . [ нужна ссылка ]
Тихий океан 1 ноября ним последовал Милош достиг палестинских вод, а несколько дней спустя за . Королевский флот перехватил корабли и сопроводил их в порт Хайфы. Предупрежденное заранее о прибытии кораблей, Британское колониальное управление было намерено отказать иммигрантам во въезде. Поскольку ситуация с безопасностью в регионе улучшилась после успехов Великобритании в кампании в Западной пустыне , Управление по делам колоний решило, что менее рискованно провоцировать еврейский гнев, чем рисковать арабским восстанием, и что будет подан пример, чтобы отговорить других потенциальных иммигрантов от участия в войне. попытка. [ нужна ссылка ]
Верховный комиссар Великобритании по делам Палестины сэр Гарольд МакМайкл 20 ноября издал приказ о депортации, распорядившись доставить беженцев на британскую территорию Маврикия в Индийском океане и на карибскую территорию Тринидад . [ 4 ]
Беженцы были переведены на другой корабль, SS Patria , для рейса на Маврикий . Patria водоизмещением 11 885 тонн, — океанский лайнер построенный в 1913 году и курсировавший французской компанией Messageries Maritimes между Марселем и Левантом . Он достиг порта Хайфы незадолго до того, как Италия объявила войну Франции и Великобритании , а затем остался в порту в целях безопасности. После капитуляции Франции нацистской Германии британские власти в Хайфе сначала задержали «Патрию» , а затем конфисковали ее для использования в качестве военного корабля . В качестве гражданского лайнера ему было разрешено перевозить 805 человек, включая экипаж. [ 5 ] но после реквизиции ей было разрешено перевозить 1800 военнослужащих (без экипажа). [ 5 ] У нее все еще было достаточно спасательных шлюпок только для первоначальных 805 пассажиров и команды, поэтому они были дополнены спасательными плотами . [ 5 ]
Беженцы из Тихого океана и Милоса вскоре были переведены в Патрию . Atlantic прибыл 24 ноября, и началась перевозка восьмисот из 1645 пассажиров. [ нужна ссылка ]
Бомбардировка

Тем временем сионистские организации обдумывали, как сорвать план депортации. Всеобщая забастовка не имела большого эффекта. « Иргун » безуспешно пытался заложить бомбу на Патрию, чтобы вывести ее из строя. [ 6 ] Хагана также стремилась вывести из строя «Патрию» , намереваясь заставить ее остаться в порту для ремонта и таким образом выиграть время, чтобы оказать давление на британцев с целью отменить приказ о депортации. Офицером Хаганы, руководившим операцией, был Ицхак Саде , уполномоченный Моше Шареттом , который руководил политическим отделом Еврейского агентства в период временного отсутствия Давида Бен-Гуриона , уехавшего в США 22 сентября и не вернувшегося. до 13 февраля 1941 г. [ 7 ]
22 ноября агенты Хаганы пронесли на борт корабля 2-килограммовую (4,4 фунта) бомбу, которая должна была взорваться в 21:00 того же дня. Это не удалось, поэтому 24 ноября на борт контрабандой пронесли вторую, более мощную бомбу и спрятали рядом с внутренним корпусом корабля. В 9 часов утра 25 ноября он взорвался. [ 8 ] Хагана неправильно рассчитала эффект заряда и проделала большую дыру размером 3 на 2 метра (9,8 футов × 6,6 футов) в борту корабля, затопив его всего за 16 минут. [ 9 ]
Когда взорвалась бомба, «Патрия» перевозила 1770 беженцев, переправленных из Тихого океана и Милоса , и приняла на борт 134 пассажира из Атлантики . Большинство из них были спасены британскими и арабскими катерами, примчавшимися к месту происшествия. [ 10 ] Однако пропавшими без вести были признаны 267 человек – более 200 еврейских беженцев. [ 1 ] плюс 50 членов экипажа и британских солдат – и еще 172 человека получили ранения. Многие из погибших оказались в ловушке «Патрии » и не смогли выбраться, поскольку она перевернулась на бок и затонула. [ 11 ] В итоге в Хайфе было обнаружено и похоронено 209 тел. [ 12 ]
Последствия
Выжившие беженцы из «Патрии» вместе с остальными 1560 пассажирами «Атлантика » были доставлены в лагерь для задержанных «Атлит» . Позже, после международной кампании, выжившим в Патрии было выдано разрешение остаться в Палестине. Однако остальные пассажиры Atlantic были депортированы на Маврикий 9 декабря. После войны им предоставили выбор, куда идти; 81% выбрали Палестину и прибыли туда в августе 1945 года. [ нужна ссылка ]
В декабре 1945 года «Ха-Поэль ха-Цаир » («Молодой рабочий») партийная газета Мапай написала : «В один горький и стремительный день злонамеренная рука потопила корабль» . Комментарий написал заместитель редактора Исраэль Коэн, который не знал, что все ответственные за это люди были лидерами Мапай. [ 10 ] Возмущенные комментариями газеты, некоторые лидеры Хаганы отправили сына Бен-Гуриона Амоса в редакцию газеты, где он ударил редактора Исаака Лофвена по лицу. [ 10 ]

Внутри сионистского руководства тайно бушевали ожесточенные дебаты по поводу правильности операции. Решение было принято фракцией активистов без консультации с более умеренными членами в соответствии с обычной процедурой, и это вызвало серьезные внутренние разногласия, которые сохранялись в течение многих лет. Взрыв был заказан Моше Шареттом , поскольку Давид Бен-Гурион отсутствовал во время взрыва. [ 13 ] Была предпринята попытка запечатлеть этот инцидент как символ решимости сионистов, но это в значительной степени провалилось. [ 10 ] Еще 15 декабря 1945 года Исаак Лофвен предостерег собрание Мапай от попыток «освятить» трагедию. [ 14 ]
Некоторые лидеры ишува ( еврейской общины в Палестине) утверждали, что гибель людей не была напрасной, поскольку Патрии выжившим в было разрешено остаться в стране. Другие заявляли, что «Хагана» не имела права рисковать жизнями иммигрантов, поскольку они не решили по своей воле стать участниками подпольного еврейского конфликта с британскими властями. [ 15 ]
Роль «Хаганы» публично не разглашалась, и была распространена версия о том, что депортированные от отчаяния сами потопили корабль (версия, изложенная, например, Артуром Кестлером ). [ 16 ] В течение многих лет Великобритания считала, что ответственность за это, вероятно, несет «Иргун».
Роль Хаганы была наконец публично раскрыта в 1957 году, когда Мунья Мардор, оперативник, заложивший бомбу, написал отчет о своей деятельности в еврейском подполье. Он рассказал: «Никогда не было никакого намерения потопить корабль. Британцы использовали бы это против еврейского населения и показали бы это как акт саботажа против военных действий» . [ 17 ] [ 18 ] Он сказал, что в высших интересах Хаганы бороться с санкциями британской Белой книги 1939 года , и основной целью было избежать жертв. [ 17 ] По оценкам британцев, погибло 267 человек. [ 12 ] но ни Еврейское агентство, ни Хагана не смогли установить, сколько людей избежало затопления и сколько погибло. [ 17 ]
Мунья Мардор продолжал работать в порту, чтобы снять с себя подозрения. [ 17 ] Хагана также создала следственную группу, чтобы выяснить, почему такое относительно небольшое количество взрывчатки могло образовать такую большую дыру в корабле. Следователи Хаганы пришли к выводу, что надстройка лодки находилась в плохом состоянии и, следовательно, не могла выдержать давление взрыва. [ 17 ]
Рудольф Хирш, еврейско-немецкий писатель, эмигрировавший в Палестину в 1939 году, был там близким соратником Арнольда Цвейга , а позже ремигрировал вместе с Цвейгом в Восточную Германию , опубликовал об этом инциденте роман «Патрия Израиля» , [ 19 ] в котором он также явно ссылается на рассказ Мардора.
См. также
- Алия Бет
- СС Исход
- СС Океанская энергия
- Струмская катастрофа
- Мальхил Грюнвальд (1882–1958) предположительно был замешан в деле Патрии.
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б «Отмечена гибель 260 человек при взрыве корабля в 1940 году» . JWeekly.com . Публикации еврейской общины Сан-Франциско, 14 декабря 2001 г.
- ^ Мардор, Мунья Меир (1970) [1957]. Шелихут Алума: Пирке Мивцаим Мехухадим Бе-Маархот Ха-Хагана (на иврите). Тель-Авив: Цева хагана ле-Исраэль, Хоцаат Маарахот: Мисрад ха-битахон.
- ^ Саул Фридлендер (2008). Годы истребления: нацистская Германия и евреи, 1939–1945 гг . Харпер-Коллинз. п. 286.
- ^ Бауэр, Иегуда (1981). Американское еврейство и Холокост . Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 143–144. ISBN 0-8143-1672-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пито, Женевьева (2000). Маврикийский шекель: история еврейских заключенных на Маврикии, 1940–1945 гг . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд . п. 83. ИСБН 0-7425-0855-2 .
- ^ Белл, Дж. Бойер (1996). Террор из Сиона: борьба за независимость Израиля . Пискатауэй, Нью-Джерси: Издательство Transaction Publishers . п. 53. ИСБН 1-56000-870-9 .
- ^ Фрилинг, Тувия (2005). Стрелы во тьме: Давид Бен-Гурион, руководство ишува и попытки спасения во время Холокоста . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета . стр. 40, 44. ISBN. 978-0-299-17550-4 .
- ^ Пенковер, Монти Ноам (2002). Решение по Палестине отложено: Америка, Великобритания и дипломатия военного времени . Лондон: Рутледж . стр. 55–59. ISBN 0-7146-5268-7 .
- ^ Штейн, Лесли (2003). Оправдавшаяся надежда: подъем современного Израиля . Вестпорт, Китай: Издательская группа Greenwood . стр. 227–228 . ISBN 0-275-97141-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Чазан, Меир (2003). «Дело Родины: умеренные против активистов в Мапае в 1940-е годы». Журнал истории Израиля . 22 (2): 61–95. дои : 10.1080/13531040312331287644 . S2CID 155043034 .
- ^ Офер, Далия (1990). Спасаясь от Холокоста: нелегальная иммиграция в Землю Израиля, 1939–1944 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 35. ISBN 0-19-506340-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Перл, Уильям Р. (1979). Война на четыре фронта: от Холокоста до земли обетованной . Нью-Йорк: Издательская группа Crown . п. 250 . ISBN 0-517-53837-7 .
- ^ Шрагай, Надав. «Непредвиденные герои» . Синдикат еврейских новостей . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Злая рука [Злобная рука]. Новости1 (на иврите). ИЛ . Проверено 4 марта 2013 г.
- ^ Офер, Далия (2004). «Двойная перспектива: Яаков Шабтай и рассказ историка о депортации на Маврикий». В Лентине, Ронит (ред.). Представляя Шоа в XXI веке . Нью-Йорк: Berghahn Books . п. 95. ИСБН 1-57181-802-2 .
- ^ Кестлер, Артур (1983) [1949]. Обещание и исполнение – Палестина, 1917–1949 гг . Лондон: Издательство Macmillan . п. 60. ИСБН 0333351525 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фельд, Ева (август 2001 г.). «История S/S Patria» . Еврейский журнал . ИЛ.
- ^ Наср, Камил Б. (1997). Арабский и израильский терроризм . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. п. 22 . ISBN 0-7864-0280-6 .
- ^ Хирш, Рудольф (1983). Патрия Израиля . Рудольштадт: Грайфенверлаг. ISBN 3-7352-0071-0 .
Другие источники
- Вассерштейн, Б. (1979). Британия и евреи Европы 1939–45 . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. не цитируется. ISBN 0198226004 .
- Офер, Далия (1984). «Спасение европейского еврейства и нелегальная иммиграция в Палестину в 1940 году. Перспективы и реальность: Бертольд Сторфер и Моссад ле'Алия Бет». Современный иудаизм . 4 (2): 159–181. дои : 10.1093/mj/4.2.159 .
- Рамона, Филипп. «Родина» . Энциклопедия морских сообщений (на французском языке). Филип Рамона.
Дальнейшее чтение
- Фридман, Рональд (1998). Ссылка на Маврикий с 1940 по 1945 год. Отчет о «демократической» депортации еврейских беженцев (на немецком языке). Берлин: Издание Восток. стр. не цитируется. ISBN 3-932180-29-1 .
- Грубер, Рут (1999). Исход 1947 года: Корабль, породивший нацию . Нью-Йорк: Издательская группа Crown . стр. не цитируется. ISBN 0-8129-3154-8 .
- Холли, Дэвид С. (1995). Исход 1947 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . стр. не цитируется. ISBN 1-55750-367-2 .
- Мардор, Муня М. (1964). Строго незаконно . Лондон: Роберт Хейл.
- Штайнер, Гершон Эрих (1982). История Патрии . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США . ISBN 0-8052-5036-0 .
- Массовое убийство в 1940 году.
- Взрывы 1940 года
- 1940 год в Подмандатной Палестине.
- Морские инциденты в Израиле
- Морские инциденты в ноябре 1940 г.
- Корабли еврейских иммигрантов
- Бомбардировки кораблей
- Катастрофы на лодках с мигрантами
- Британская империя во Второй мировой войне
- Подмандатная Палестина во Второй мировой войне
- Смертность мигрантов
- Хагана
- Терроризм в Подмандатной Палестине
- Сионистское политическое насилие
- Резня евреев
- Резня в Подмандатной Палестине