Jump to content

Патрии Катастрофа

Координаты : 32 ° 48'48 "N 35 ° 1'37" E  /  32,81333 ° N 35,02694 ° E  / 32,81333; 35.02694
Статья с расширенной защитой

SS Patria затонул в порту Хайфы

Катастрофой Патрии» « стало затопление 25 ноября 1940 года еврейской военизированной организацией « Хагана» французского океанского лайнера водоизмещением 11 885 тонн SS Patria в порту Хайфы , в результате чего 267 человек погибли и 172 получили ранения. [ 1 ]

На момент затопления «Патрия» перевозила около 1800 еврейских беженцев из оккупированной нацистами Европы , которых британские власти депортировали из Подмандатной Палестины на Маврикий из-за отсутствия разрешения на въезд. Сионистские организации выступили против депортации, а подпольная военизированная группа «Хагана» заложила бомбу, призванную вывести корабль из строя и не дать ему покинуть Хайфу.

Хагана утверждает, что неправильно рассчитала последствия взрыва. Бомба оторвала стальную раму с одного борта корабля, и корабль затонул менее чем за 16 минут, в трюме оказались сотни людей. Британцы разрешили выжившим остаться в Палестине по гуманитарным соображениям. Кто несет ответственность и истинная причина затопления «Патрии», оставалось спорным до 1957 года, когда Мунья Мардор , человек, заложивший бомбу, не опубликовал книгу о своем опыте. [ 2 ]

Фон

До того, как правительство нацистской Германии решило в 1941 году уничтожить всех евреев в Европе , его политика допускала сокращение числа евреев в Европе за счет эмиграции. [ 3 ] Еврейские организации, как основные, так и диссидентские, проводили операции, пытаясь перевезти евреев из Европы в Палестину в нарушение иммиграционных правил , применяемых британским правительством.

Это требовало сотрудничества с нацистскими властями, которые видели возможность создать проблемы Британии, а также избавиться от евреев. Zentralstelle für jüdische Auswanderung ( Центральное управление еврейской эмиграции или ZjA) работало под руководством Адольфа Эйхмана , организуя еврейскую эмиграцию из контролируемых нацистами частей Европы. В сентябре 1940 года ZJA зафрахтовала три корабля: SS Pacific , SS Milos и SS Atlantic , чтобы доставить еврейских беженцев из румынского порта Тулча в Палестину. Их пассажирами были около 3600 беженцев из еврейских общин Вены , Данцига и Праги . [ нужна ссылка ]

Тихий океан 1 ноября ним последовал Милош достиг палестинских вод, а несколько дней спустя за . Королевский флот перехватил корабли и сопроводил их в порт Хайфы. Предупрежденное заранее о прибытии кораблей, Британское колониальное управление было намерено отказать иммигрантам во въезде. Поскольку ситуация с безопасностью в регионе улучшилась после успехов Великобритании в кампании в Западной пустыне , Управление по делам колоний решило, что менее рискованно провоцировать еврейский гнев, чем рисковать арабским восстанием, и что будет подан пример, чтобы отговорить других потенциальных иммигрантов от участия в войне. попытка. [ нужна ссылка ]

Верховный комиссар Великобритании по делам Палестины сэр Гарольд МакМайкл 20 ноября издал приказ о депортации, распорядившись доставить беженцев на британскую территорию Маврикия в Индийском океане и на карибскую территорию Тринидад . [ 4 ]

Беженцы были переведены на другой корабль, SS Patria , для рейса на Маврикий . Patria водоизмещением 11 885 тонн, — океанский лайнер построенный в 1913 году и курсировавший французской компанией Messageries Maritimes между Марселем и Левантом . Он достиг порта Хайфы незадолго до того, как Италия объявила войну Франции и Великобритании , а затем остался в порту в целях безопасности. После капитуляции Франции нацистской Германии британские власти в Хайфе сначала задержали «Патрию» , а затем конфисковали ее для использования в качестве военного корабля . В качестве гражданского лайнера ему было разрешено перевозить 805 человек, включая экипаж. [ 5 ] но после реквизиции ей было разрешено перевозить 1800 военнослужащих (без экипажа). [ 5 ] У нее все еще было достаточно спасательных шлюпок только для первоначальных 805 пассажиров и команды, поэтому они были дополнены спасательными плотами . [ 5 ]

Беженцы из Тихого океана и Милоса вскоре были переведены в Патрию . Atlantic прибыл 24 ноября, и началась перевозка восьмисот из 1645 пассажиров. [ нужна ссылка ]

Бомбардировка

Могилы некоторых жертв затопления

Тем временем сионистские организации обдумывали, как сорвать план депортации. Всеобщая забастовка не имела большого эффекта. « Иргун » безуспешно пытался заложить бомбу на Патрию, чтобы вывести ее из строя. [ 6 ] Хагана также стремилась вывести из строя «Патрию» , намереваясь заставить ее остаться в порту для ремонта и таким образом выиграть время, чтобы оказать давление на британцев с целью отменить приказ о депортации. Офицером Хаганы, руководившим операцией, был Ицхак Саде , уполномоченный Моше Шареттом , который руководил политическим отделом Еврейского агентства в период временного отсутствия Давида Бен-Гуриона , уехавшего в США 22 сентября и не вернувшегося. до 13 февраля 1941 г. [ 7 ]

22 ноября агенты Хаганы пронесли на борт корабля 2-килограммовую (4,4 фунта) бомбу, которая должна была взорваться в 21:00 того же дня. Это не удалось, поэтому 24 ноября на борт контрабандой пронесли вторую, более мощную бомбу и спрятали рядом с внутренним корпусом корабля. В 9 часов утра 25 ноября он взорвался. [ 8 ] Хагана неправильно рассчитала эффект заряда и проделала большую дыру размером 3 на 2 метра (9,8 футов × 6,6 футов) в борту корабля, затопив его всего за 16 минут. [ 9 ]

Когда взорвалась бомба, «Патрия» перевозила 1770 беженцев, переправленных из Тихого океана и Милоса , и приняла на борт 134 пассажира из Атлантики . Большинство из них были спасены британскими и арабскими катерами, примчавшимися к месту происшествия. [ 10 ] Однако пропавшими без вести были признаны 267 человек – более 200 еврейских беженцев. [ 1 ] плюс 50 членов экипажа и британских солдат – и еще 172 человека получили ранения. Многие из погибших оказались в ловушке «Патрии » и не смогли выбраться, поскольку она перевернулась на бок и затонула. [ 11 ] В итоге в Хайфе было обнаружено и похоронено 209 тел. [ 12 ]

Последствия

Выжившие беженцы из «Патрии» вместе с остальными 1560 пассажирами «Атлантика » были доставлены в лагерь для задержанных «Атлит» . Позже, после международной кампании, выжившим в Патрии было выдано разрешение остаться в Палестине. Однако остальные пассажиры Atlantic были депортированы на Маврикий 9 декабря. После войны им предоставили выбор, куда идти; 81% выбрали Палестину и прибыли туда в августе 1945 года. [ нужна ссылка ]

В декабре 1945 года «Ха-Поэль ха-Цаир » («Молодой рабочий») партийная газета Мапай написала : «В один горький и стремительный день злонамеренная рука потопила корабль» . Комментарий написал заместитель редактора Исраэль Коэн, который не знал, что все ответственные за это люди были лидерами Мапай. [ 10 ] Возмущенные комментариями газеты, некоторые лидеры Хаганы отправили сына Бен-Гуриона Амоса в редакцию газеты, где он ударил редактора Исаака Лофвена по лицу. [ 10 ]

Табличка с именем, сохранившаяся из Патрии

Внутри сионистского руководства тайно бушевали ожесточенные дебаты по поводу правильности операции. Решение было принято фракцией активистов без консультации с более умеренными членами в соответствии с обычной процедурой, и это вызвало серьезные внутренние разногласия, которые сохранялись в течение многих лет. Взрыв был заказан Моше Шареттом , поскольку Давид Бен-Гурион отсутствовал во время взрыва. [ 13 ] Была предпринята попытка запечатлеть этот инцидент как символ решимости сионистов, но это в значительной степени провалилось. [ 10 ] Еще 15 декабря 1945 года Исаак Лофвен предостерег собрание Мапай от попыток «освятить» трагедию. [ 14 ]

Некоторые лидеры ишува ( еврейской общины в Палестине) утверждали, что гибель людей не была напрасной, поскольку Патрии выжившим в было разрешено остаться в стране. Другие заявляли, что «Хагана» не имела права рисковать жизнями иммигрантов, поскольку они не решили по своей воле стать участниками подпольного еврейского конфликта с британскими властями. [ 15 ]

Роль «Хаганы» публично не разглашалась, и была распространена версия о том, что депортированные от отчаяния сами потопили корабль (версия, изложенная, например, Артуром Кестлером ). [ 16 ] В течение многих лет Великобритания считала, что ответственность за это, вероятно, несет «Иргун».

Роль Хаганы была наконец публично раскрыта в 1957 году, когда Мунья Мардор, оперативник, заложивший бомбу, написал отчет о своей деятельности в еврейском подполье. Он рассказал: «Никогда не было никакого намерения потопить корабль. Британцы использовали бы это против еврейского населения и показали бы это как акт саботажа против военных действий» . [ 17 ] [ 18 ] Он сказал, что в высших интересах Хаганы бороться с санкциями британской Белой книги 1939 года , и основной целью было избежать жертв. [ 17 ] По оценкам британцев, погибло 267 человек. [ 12 ] но ни Еврейское агентство, ни Хагана не смогли установить, сколько людей избежало затопления и сколько погибло. [ 17 ]

Мунья Мардор продолжал работать в порту, чтобы снять с себя подозрения. [ 17 ] Хагана также создала следственную группу, чтобы выяснить, почему такое относительно небольшое количество взрывчатки могло образовать такую ​​большую дыру в корабле. Следователи Хаганы пришли к выводу, что надстройка лодки находилась в плохом состоянии и, следовательно, не могла выдержать давление взрыва. [ 17 ]

Рудольф Хирш, еврейско-немецкий писатель, эмигрировавший в Палестину в 1939 году, был там близким соратником Арнольда Цвейга , а позже ремигрировал вместе с Цвейгом в Восточную Германию , опубликовал об этом инциденте роман «Патрия Израиля» , [ 19 ] в котором он также явно ссылается на рассказ Мардора.

См. также

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б «Отмечена гибель 260 человек при взрыве корабля в 1940 году» . JWeekly.com . Публикации еврейской общины Сан-Франциско, 14 декабря 2001 г.
  2. ^ Мардор, Мунья Меир (1970) [1957]. Шелихут Алума: Пирке Мивцаим Мехухадим Бе-Маархот Ха-Хагана (на иврите). Тель-Авив: Цева хагана ле-Исраэль, Хоцаат Маарахот: Мисрад ха-битахон.
  3. ^ Саул Фридлендер (2008). Годы истребления: нацистская Германия и евреи, 1939–1945 гг . Харпер-Коллинз. п. 286.
  4. ^ Бауэр, Иегуда (1981). Американское еврейство и Холокост . Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 143–144. ISBN  0-8143-1672-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Пито, Женевьева (2000). Маврикийский шекель: история еврейских заключенных на Маврикии, 1940–1945 гг . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд . п. 83. ИСБН  0-7425-0855-2 .
  6. ^ Белл, Дж. Бойер (1996). Террор из Сиона: борьба за независимость Израиля . Пискатауэй, Нью-Джерси: Издательство Transaction Publishers . п. 53. ИСБН  1-56000-870-9 .
  7. ^ Фрилинг, Тувия (2005). Стрелы во тьме: Давид Бен-Гурион, руководство ишува и попытки спасения во время Холокоста . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета . стр. 40, 44. ISBN.  978-0-299-17550-4 .
  8. ^ Пенковер, Монти Ноам (2002). Решение по Палестине отложено: Америка, Великобритания и дипломатия военного времени . Лондон: Рутледж . стр. 55–59. ISBN  0-7146-5268-7 .
  9. ^ Штейн, Лесли (2003). Оправдавшаяся надежда: подъем современного Израиля . Вестпорт, Китай: Издательская группа Greenwood . стр. 227–228 . ISBN  0-275-97141-4 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Чазан, Меир (2003). «Дело Родины: умеренные против активистов в Мапае в 1940-е годы». Журнал истории Израиля . 22 (2): 61–95. дои : 10.1080/13531040312331287644 . S2CID   155043034 .
  11. ^ Офер, Далия (1990). Спасаясь от Холокоста: нелегальная иммиграция в Землю Израиля, 1939–1944 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 35. ISBN  0-19-506340-6 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Перл, Уильям Р. (1979). Война на четыре фронта: от Холокоста до земли обетованной . Нью-Йорк: Издательская группа Crown . п. 250 . ISBN  0-517-53837-7 .
  13. ^ Шрагай, Надав. «Непредвиденные герои» . Синдикат еврейских новостей . Проверено 24 декабря 2023 г.
  14. ^ Злая рука [Злобная рука]. Новости1 (на иврите). ИЛ . Проверено 4 марта 2013 г.
  15. ^ Офер, Далия (2004). «Двойная перспектива: Яаков Шабтай и рассказ историка о депортации на Маврикий». В Лентине, Ронит (ред.). Представляя Шоа в XXI веке . Нью-Йорк: Berghahn Books . п. 95. ИСБН  1-57181-802-2 .
  16. ^ Кестлер, Артур (1983) [1949]. Обещание и исполнение – Палестина, 1917–1949 гг . Лондон: Издательство Macmillan . п. 60. ИСБН  0333351525 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Фельд, Ева (август 2001 г.). «История S/S Patria» . Еврейский журнал . ИЛ.
  18. ^ Наср, Камил Б. (1997). Арабский и израильский терроризм . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. п. 22 . ISBN  0-7864-0280-6 .
  19. ^ Хирш, Рудольф (1983). Патрия Израиля . Рудольштадт: Грайфенверлаг. ISBN  3-7352-0071-0 .

Другие источники

  • Вассерштейн, Б. (1979). Британия и евреи Европы 1939–45 . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. не цитируется. ISBN  0198226004 .
  • Офер, Далия (1984). «Спасение европейского еврейства и нелегальная иммиграция в Палестину в 1940 году. Перспективы и реальность: Бертольд Сторфер и Моссад ле'Алия Бет». Современный иудаизм . 4 (2): 159–181. дои : 10.1093/mj/4.2.159 .
  • Рамона, Филипп. «Родина» . Энциклопедия морских сообщений (на французском языке). Филип Рамона.

Дальнейшее чтение

32 ° 48'48 "N 35 ° 1'37" E  /  32,81333 ° N 35,02694 ° E  / 32,81333; 35.02694

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70083f8773ded7477cc832f598057eb5__1717001400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/b5/70083f8773ded7477cc832f598057eb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Patria disaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)