Jump to content

Струмская катастрофа

Координаты : 41 ° 23' с.ш. 29 ° 13' в.д.  /  41,383 ° с.ш. 29,217 ° в.д.  / 41,383; 29.217

Струмская катастрофа
Координаты 41 ° 23' с.ш. 29 ° 13' в.д.  /  41,383 ° с.ш. 29,217 ° в.д.  / 41,383; 29.217
Дата 24 февраля 1942 г.
Цель Корабль «Струма» , перевозящий еврейских беженцев из Румынии в Палестину, находящуюся под британским мандатом.
Тип атаки
Корабль тонет
Оружие торпеда
Летальные исходы 781 еврейский беженец, [ 1 ] 10 членов экипажа (пять болгар, три-четыре еврея, один венгр) [ 2 ]
Преступники Советский ВМФ

Катастрофой Струме в стало затопление 24 февраля 1942 года корабля MV Struma , который пытался перевезти около 800 еврейских беженцев из Оси члена Румынии, , в Подмандатную Палестину . Это был небольшой корабль с железным корпусом водоизмещением всего 240 брт , построенный в 1867 году как паровая шхуна. [ 3 ] но недавно на него был установлен ненадежный подержанный дизельный двигатель . [ 4 ] [ 5 ] Струма имела длину всего 148,4 футов (45 м), ширину всего 19,3 футов (6 м) и осадку всего 9,9 футов (3 м). [ 6 ] [ 3 ] но, по оценкам, в нее втиснулись 781 беженец и 10 членов экипажа. [ 7 ] [ 2 ]

Струмы 12 декабря 1941 года до Дизельный двигатель несколько раз выходил из строя с момента ее отбытия из Констанцы на Черном море прибытия в Стамбул 15 декабря. Чтобы покинуть Констанцу и попасть в Стамбул, ее пришлось отбуксировать буксиром. 23 февраля 1942 года, когда ее двигатель все еще не работал, а на борту находились пассажиры-беженцы, турецкие власти отбуксировали Струму из Стамбула через Босфор к побережью Шиле на севере Стамбула . Через несколько часов утром 24 февраля Щ-213 торпедировала ее, в результате чего погиб 781 беженец. [ 1 ] и 10 членов экипажа, что сделало это крупнейшей исключительно гражданской военно-морской катастрофой на Черном море во время Второй мировой войны . До недавнего времени число жертв оценивалось в 768 человек. [ 8 ] но текущая цифра является результатом недавнего исследования шести различных списков пассажиров. [ 7 ] Выжил только один человек на борту — 19-летний Давид Столяр (он умер в 2014 году).

К катастрофе на Струме присоединилась катастрофа SS Patria , которая была затоплена после саботажа Хаганы в неудавшейся попытке предотвратить депортацию еврейских беженцев из Подмандатной Палестины. [ 9 ] [ 10 ]

Путешествие и задержание

[ редактировать ]
Струма около 1890 г.

Струма строилась как роскошная яхта. [ 5 ] но ему было 74 года. х годах ей было поручено перевозить скот по реке Дунай под удобным флагом Панамы В 1930 - . [ 11 ] Моссад ЛеАлия Бет намеревался использовать его в качестве корабля для беженцев, но отложил этот план после того, как немцы вошли в Болгарию . [ 11 ] Ее греческий владелец Жан Д. Панделис вместо этого связался с ревизионистскими сионистами в Румынии . [ 11 ] Новая сионистская организация и сионистское молодежное движение « Бетар » начали принимать меры, но спор по поводу выбора пассажиров оставил планирование в руках «Бейтар». [ 11 ]

Помимо экипажа и 60 молодых людей «Бейтар», на борту корабля находилось более 700 пассажиров, которые заплатили большую плату за посадку на корабль. [ 11 ] [ 12 ] Точное число неизвестно, но сопоставление шести отдельных списков дало в общей сложности 791 пассажира и 10 членов экипажа. [ 7 ] [ 13 ] Пассажирам сказали, что они будут плыть на отремонтированном судне с короткой остановкой в ​​Стамбуле для получения палестинских иммиграционных виз. [ 14 ] Правительство премьер-министра Румынии Иона Антонеску одобрило путешествие. [ 12 ]

Каждому беженцу разрешили взять с собой 20 килограммов (44 фунта) багажа. [ 15 ] Румынские таможенники забрали у беженцев многие ценности и другое имущество, а также еду, которую они привезли с собой. [ 15 ] Пассажирам не разрешили увидеть судно до дня рейса. Они обнаружили, что он потерпел крушение и имел только две спасательные шлюпки. [ нужна ссылка ] Под палубой «Струмы» располагались общежития с койками на 40–120 человек каждая. [ 16 ] Койки представляли собой койки, на которых пассажиры должны были спать по четыре человека в ряд, шириной 60 сантиметров (2 фута) на каждого человека. [ 16 ]

12 декабря 1941 года, в день отплытия, у «Струмы » отказал двигатель, и буксир отбуксировал ее из порта Констанца . [ 17 ] Поскольку воды у Констанцы были заминированы , румынское судно вывело ее из минного поля. [ 15 ] Затем она дрейфовала всю ночь, в то время как ее команда тщетно пыталась запустить двигатель. [ 17 ] Она передала сигналы бедствия , и 13 декабря румынский буксир вернулся. [ 17 ] Экипаж буксира заявил, что не будет ремонтировать двигатель «Струмы » , пока за него не заплатят. [ 17 ] У беженцев не было денег после того, как они купили билеты и покинули Румынию, поэтому все свои обручальные кольца они отдали буксирам, которые затем отремонтировали двигатель. [ 17 ] Затем «Струма» двинулась в путь, но к 15 декабря у нее снова отказал двигатель, и ее отбуксировали в порт Стамбула , Турция . [ 17 ]

Там он оставался на якоре, пока британские дипломаты и турецкие официальные лица вели переговоры о судьбе пассажиров. Из-за арабских и еврейских волнений в Палестине британское правительство было полно решимости применить положения Белой книги 1939 года, чтобы свести к минимуму еврейскую иммиграцию в Палестину . [ нужна ссылка ] Британские дипломаты призвали турецкое правительство Рефика Сайдама помешать Струме продолжить путешествие. Турция отказалась разрешить пассажирам высадиться. Пока ее содержали под стражей в Стамбуле, Струме не хватало еды. Суп готовили два раза в неделю, а ужин обычно состоял из апельсина и немного арахиса на каждого человека. [ 16 ] Вечером каждому ребенку выдавалась порция молока. [ 16 ]

После нескольких недель переговоров британское правительство согласилось оплатить просроченные палестинские визы , которые были у нескольких пассажиров, которым было разрешено продолжить путь в Палестину по суше. [ нужна ссылка ] С помощью влиятельных друзей [ указать ] ( Вехби Коч ), [ нужна ссылка ] еще нескольким людям также удалось бежать. Одна женщина, Мадея Соломонович, была госпитализирована в стамбульскую больницу после выкидыша. [ 12 ] 12 февраля британские официальные лица согласились, что детям от 11 до 16 лет на корабле будут выданы палестинские визы, но возник спор по поводу их перевозки в Палестину. [ нужна ссылка ] По данным некоторых исследователей, всего на борт высадились 9 пассажиров, а остальные 782 человека и 10 членов экипажа остались на корабле. [ 2 ] Другие полагают, что изначально на борту было всего 782 пассажира, и только Соломоновичу разрешили покинуть корабль. [ 18 ]

Буксировка в море и затопление

[ редактировать ]
Карта пролива Босфор, показывающая, где «Струма» стояла на карантине в Стамбула гавани (1), а затем была торпедирована и затоплена в Черном море (2)

Переговоры между Турцией и Великобританией, казалось, зашли в тупик . 23 февраля 1942 года небольшая группа турецкой полиции попыталась подняться на борт корабля, но беженцы не пустили его на борт. [ 16 ] Затем прибыл более крупный отряд из примерно 80 полицейских, окруживший Струму на моторных лодках и примерно через полчаса сопротивления поднялся на борт корабля. [ 16 ] Полиция отсоединила корабль от якоря и привязала его к буксиру, который отбуксировал его через Босфор в Черное море. [ 16 ] [ 19 ] Когда ее буксировали по Босфору, многие пассажиры вывешивали по бортам таблички с надписью «СПАСИТЕ НАС» на английском и иврите , которые были видны тем, кто жил на берегах пролива. [ 20 ] [ нужна страница ] Несмотря на недели работы турецких инженеров, двигатель так и не запустился. Турецкое правительство отказало ему во въезде, а британцы запретили ему следовать в Палестину, вышедшее из строя судно было вынуждено покинуть гавань. [ 21 ] Турецкие власти бросили корабль в Черном море, примерно в 10 милях к северу от Босфора, где он беспомощно дрейфовал. [ 16 ] [ 20 ] [ нужна страница ]

Утром 24 февраля раздался мощный взрыв, и корабль затонул. Много лет спустя выяснилось, что корабль был торпедирован кораблем типа «Щука» «Щ-213» также потопил турецкое судно «Чанкая» . , который накануне вечером [ 22 ] [ 23 ]

«Струма» быстро затонула, и многие люди оказались в ловушке под палубой и утонули. [ 24 ] Многие другие находившиеся на борту пережили затопление и цеплялись за обломки, но в течение нескольких часов помощь не пришла, и все, кроме одного, умерли от утопления или переохлаждения . [ 16 ] [ 24 ] Из примерно 791 убитого человека более 100 были детьми. [ 25 ] Струмы » « Первый помощник Лазар Дикоф и 19-летний беженец Давид Столяр цеплялись за дверь каюты, которая плавала в море. [ 26 ] [ 24 ] Первый офицер погиб ночью, но на следующий день турки на весельной лодке спасли Столяра. [ 24 ] Он был единственным выжившим.

Турция держала Столяра под стражей в течение многих недель. Саймон Брод (1893–1962), еврейский бизнесмен из Стамбула, который во время Второй мировой войны помог спасти бесчисленное количество еврейских беженцев, добравшихся до Турции, организовал питание Столяра во время его двухмесячного заключения. После освобождения Брод привез Столяра домой. Он предоставил ему одежду, чемодан и билет на поезд до Алеппо после того, как британское правительство выдало ему документы для поездки в Палестину. [ 27 ] [ 28 ]

Последствия

[ редактировать ]

9 июня 1942 года лорд Веджвуд открыл дебаты в Палате лордов , заявив, что британское правительство нарушило свои обязательства, и призвав передать мандат Лиги Наций в отношении Палестины Соединенным Штатам . Он с горечью заявил: «Я надеюсь, что мне еще предстоит дожить до того момента, когда те, кто отправил груз «Струма» обратно нацистам , будут висеть на высоте Амана бок о бок со своим прототипом и Адольфом фюрером Гитлером ». [ 29 ] Англо-еврейский поэт Эмануэль Литвинов , служивший в то время в британской армии , написал резкое стихотворение, оплакивающее потерю Струмы . Вызвавшись добровольцем в британскую армию для борьбы с нацистами, в ответ на инцидент он назвал британскую форму, которую носил, «знаком позора». [ 30 ]

В течение многих лет существовали конкурирующие теории о взрыве, в результате которого затонула Струма . В 1964 году немецкий историк обнаружил, что Щ-213 [ 31 ] выпустил торпеду , которая потопила корабль. [ 32 ] Позже это было подтверждено из нескольких других советских источников. [ 33 ] Подводная лодка действовала по секретному приказу потопить все нейтральные и вражеские суда, входившие в Черное море, чтобы уменьшить поток стратегических материалов в нацистскую Германию . [ 34 ]

Франц и Коллинз называют затопление «Струмы» «крупнейшей военно-морской гражданской катастрофой войны». [ 35 ] Большее количество мирных жителей погибло в других морских катастрофах войны, в том числе «Вильгельм Густлофф» , «Кап Аркона» и «Дзюнё Мару» , но в то время на борту этих кораблей находились также военные.

Памятник Струме в Холоне , Израиль

26 января 2005 года премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил Кнессету :

Руководство Британского мандата проявило… тупость и бесчувственность, заперев ворота Израиля для еврейских беженцев, искавших убежища в Земле Израиля. Таким образом, были отклонены просьбы 769 [sic] пассажиров корабля «Струма» , сбежавших из Европы – и все, кроме одного [пассажиров], нашли свою смерть в море. На протяжении всей войны ничего не было сделано, чтобы остановить уничтожение [еврейского народа]. [ 36 ]

Струме Памятник в Ашдоде , Израиль

В июле 2000 года турецкая команда водолазов обнаружила на морском дне затонувший корабль примерно в нужном месте и объявила, что нашла Струму . Команда, возглавляемая британским техническим дайвером и внуком одной из жертв, Грегом Бакстоном, позже изучила это и несколько других затонувших кораблей в этом районе, но не смогла точно идентифицировать ни одно из них как Струма, поскольку затонувший корабль, найденный турками, был слишком большой. [ 37 ]

3 сентября 2000 года на месте трагедии прошла церемония в память о трагедии. На нем присутствовали 60 родственников жертв Струмы , представители еврейской общины Турции , посол Израиля и посланник премьер-министра, а также британские и американские делегаты, но Давид Столяр решил не присутствовать по семейным обстоятельствам. [ 38 ]

Советская Щ-213 подводная лодка

[ редактировать ]

В ноябре 2008 года команда голландских, немецких и румынских дайверов Черноморского дайвинг-клуба обнаружила затонувший корабль «Щ-213» у берегов Констанцы в Румынии. Поскольку регистрационные знаки, которые могли бы помочь идентифицировать затонувшую лодку, отсутствовали из-за повреждений подводной лодки, водолазам потребовалось лишь 2010 год, чтобы идентифицировать ее как Щ-213 . [ 39 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Лорд Мойн
  • SS Exodus – бывший пакетбот США , перевозивший 4515 еврейских беженцев, которым было отказано во въезде в Палестину в 1947 году.
  • MV Mefküre - турецкий корабль с 350 еврейскими беженцами, торпедированный и затопленный 5 августа 1944 года подводной лодкой СССР Щ 215.
  • SS Navemar — испанский грузовой лайнер, рассчитанный на 28 пассажиров, который в семинедельном плавании в 1941 году доставил в Нью-Йорк 1120 еврейских беженцев.
  • MS St. Louis — немецкий пассажирский лайнер, перевозивший 937 еврейских беженцев, которым в 1939 году было отказано во въезде на Кубу, в США и Канаду.
  • Ле Гранд Экшн
  • Список по числу погибших кораблей, потопленных подводными лодками
  1. ^ Jump up to: а б Посылки с едой, отправленные жертвам Струмы, прибывают в Палестину после двухлетней задержки , JTA ( Еврейское телеграфное агентство , 15 сентября 1943 года), увозя на смерть 781 еврейского беженца из Румынии.
  2. ^ Jump up to: а б с Арони, Сэмюэл (2002–2007). «Кто погиб на Струме и сколько?» . JewishGen.org.
  3. ^ Jump up to: а б Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1932 год . Проверено 25 марта 2013 г.
  4. ^ «День 834 12 декабря 1941 года» . Вторая мировая война: день за днем . 11 декабря 2011 года . Проверено 25 марта 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б Аллен, Тони; Леттенс, январь (22 декабря 2012 г.). «СС Струма (Струма) (+1942)» . Место крушения . Проверено 25 марта 2013 г.
  6. ^ «Струма – трагедия корабля надежды» . Йекта Узуноглу . Проверено 5 июля 2018 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Арони, Сэмюэл (2002–2007). «Кто погиб на Струме и сколько?» . JewishGen.org.
  8. ^ Хана Афик (11 февраля 2009 г.). «По земле, воздуху, морю». Мишпача . п. 29. убили 768 мужчин, женщин и детей, выжил только один».
  9. ^ «Палестина: Вторая мировая война» . Британская энциклопедия . Проверено 28 июля 2010 г.
  10. ^ «Катастрофа Родины: забытая массовая сионистская трагедия» . АНУ – Музей еврейского народа. 26 ноября 2018 года . Проверено 8 ноября 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Офер 1990 , стр. 149–171.
  12. ^ Jump up to: а б с Франц и Коллинз, 2003 г. [ нужна страница ]
  13. ^ Франц и Коллинз 2003 , стр. 295–335.
  14. ^ «Струма: лодка, которая никогда этого не делала» . История 20 века . О сайте.com. 2013. Архивировано из оригинала 19 сентября 2005 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Друкс 2000 , с. 74.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Друкс 2000 , с. 75.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж «Давид Столяр, 1922 г.р., Кишинев, Румыния» . Личные истории Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Проверено 25 марта 2013 г.
  18. ^ Айвз, Джоэл. «Трагедия Струмы» . Румыния SIG . Еврейский ген .
  19. ^ Офер 1990 , с. 166.
  20. ^ Jump up to: а б Франц и Коллинз 2003 .
  21. ^ Фрейзер, Т.Г. (2004). АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. п. 16. ISBN  1403913382 .
  22. ^ Хельгасон, Гудмундур (1995–2010). «Щ-213 » Подводная лодка Получено 12 июля.
  23. ^ Ровер, Юрген (1997). Атаки подводных лодок союзников во Второй мировой войне: европейский театр военных действий, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . п. 107.
  24. ^ Jump up to: а б с д Рубинштейн, Шимон. «Давид Столяр» . Личные трагедии как размышление о великой трагедии под названием Струма . Проверено 25 марта 2013 г.
  25. ^ Франц и Коллинз 2003 , Задняя обложка.
  26. ^ Франц и Коллинз 2003 , стр. 196–197.
  27. ^ Франц и Коллинз 2003 , с. xii .
  28. ^ «Портрет еврейского спасателя Саймона Брода. - Поиск в коллекции - Мемориальный музей Холокоста США» . Collections.ushmm.org . Проверено 3 мая 2020 г.
  29. ^ Сикер, Мартин (2000). Муки Мессии: тревожное рождение еврейского государства . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . п. 161.
  30. ^ Миряне, Павел (9 августа 2008 г.). «Идентичность в Ист-Энде» . Хранитель .
  31. ^ «СССР Щ-213» . uboat.net . Проверено 14 сентября 2010 г.
  32. ^ Ровер, Юрген (1964). Затопление транспортов еврейских беженцев Струма и Мефкура в Шварцен-Меере, февраль 1942 — август 1944 года . Франкфурт-на-Майне: Издательство Бернарда Грефе по вопросам обороны. [ нужна страница ] Цитируется у Франца и Коллинза, с. 253, и Офер, 1990, с. 358
  33. ^ Франц и Коллинз 2003 , стр. 252–254.
  34. ^ Франц и Коллинз 2003 , с. 254.
  35. ^ Франц и Коллинз 2003 , с. 255.
  36. ^ Шарон, Ариэль (26 января 2005 г.). «Речь премьер-министра Шарона на специальной сессии Кнессета, посвященной борьбе с антисемитизмом» . Министерство иностранных дел Израиля . Проверено 28 марта 2013 г.
  37. ^ «Проект Струма» . Nesia Ltd. 2000. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  38. ^ Франц и Коллинз 2003 , стр. 281–291.
  39. ^ «Дайверы обнаруживают российскую подводную лодку» (на голландском языке). 13 сентября 2010 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 830ac9724e096e671b4540efd557b676__1719539580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/76/830ac9724e096e671b4540efd557b676.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Struma disaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)