М.В. Струма
Британская яхта «Ксанта» , около 1890 года.
В 1941 году она была переименована в Струма. | |
История | |
---|---|
Имя |
|
Владелец |
|
Порт приписки | |
Строитель | Палмерс СБ и Айрон Ко |
Номер двора | 217 |
Запущен | 23 июня 1867 г. |
Завершенный | 1867 |
Идентификация |
|
Судьба | Торпедирован и потоплен Щ-213 , 24 февраля 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тип |
|
Тоннаж | после 1901 года: 240 брт ; 158 НЗТ |
Длина |
|
Луч | 19,3 футов (5,9 м) |
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение | одиночный винт |
План паруса | трехмачтовая шхуна (в состоянии постройки) |
Экипаж | 10 (1941–42) |
MV Struma был небольшим кораблем с долгой историей, включавшей ряд изменений в использовании и смену названий. Она была построена в 1867 году как роскошная паровая яхта британского маркиза , а 75 лет спустя стала греческим и болгарским дизельным судном для перевозки скота . Она была спущена на воду как Ксанта , но впоследствии носила имена Солист , Морская Дева , Кафиреус , Эсперос , Македония и, наконец, Струма . [ 1 ] [ 2 ]
Под именем Струма она пыталась перевезти около 800 еврейских беженцев из Румынии в Палестину в декабре 1941 года. Турция задержала ее в Стамбуле, потому что Великобритания отказалась принять ее пассажиров в Палестину. В феврале 1942 года советская подводная лодка торпедировала и потопила «Струму» в Черном море после того, как турецкие власти отбуксировали ее в море и бросили по течению.
Здание
[ редактировать ]Palmers Shipbuilding and Iron Company [ 1 ] из Джарроу на северо-востоке Англии построил ее в 1867 году как яхту с железным корпусом Xantha для Генри Пэджета, 2-го маркиза Англси . [ 3 ] который был придворным королевы Виктории и лорда-лейтенанта в Англси Северном Уэльсе .
Он был построен с NHP Palmer мощностью 40 л.с. паровым двигателем [ 3 ] и три со шхунным вооружением . мачты [ 2 ]
Смена владельца, продолжительности и использования
[ редактировать ]В 1871 году Ксанта была зарегистрирована в Колчестере . В 1873 году ее приобрел Томас Чиверс. В 1875 году он был приобретен виконтом Макдуфом и удлинен до 134,0 футов (40,8 м). В 1877 году ее приобрел Уильям Барнеби. В 1887 году ее приобрел Гарри Эдвардс. [ 3 ]
В 1888 году она была переименована в Sölyst и зарегистрирована в Саут-Шилдс. В том же году ее первоначальная составная паровая машина была заменена паровой машиной четырехкратного расширения NHP Ernest Scott & Co 49 NHP . [ 3 ] В 1892 году ее приобрел Чармс МакИвер, который переименовал ее в Sea Maid и зарегистрировал в Ливерпуле . В 1895 году ее приобрел Джон Фиппс. [ 3 ]
В 1901 году она была приобретена Д. Е. Хаджи Констанци и братьями Сиросскими , которые переименовали ее в Кафирей . Они удлинили его до 148,4 футов (45,2 м) и превратили в грузовой корабль . [ 3 ] Один источник предполагает, что в 1913 году во время Балканских войн Королевство Греции реквизировало ее в качестве военного корабля для перевозки солдат из Халкидиков в Амфиполь . [ 4 ] В 1916 году Фракики Атмоплоия [ 2 ] («Фракийские пароходы») приобрели ее и использовали в качестве прибрежного торгового судна . В неизвестную дату она перешла к Сократису Гумарису и компании из Салоник, которые переименовали ее в Эсперос . В 1930 году ее приобрел Джорджиос Милонас. [ 3 ] который зарегистрировал ее в Салониках . [ 4 ]
В 1933 году [ 3 ] Милонас продал ее болгарскому владельцу Димитеру Кенкову, который переименовал ее в Македонию . [ 2 ] основал ее в порту Варны и использовал для перевозки скота по реке Дунай . [ 4 ] Ллойда В Регистре судоходства она не указана как Македония , и в последний раз она появляется как Эсперос в издании 1934 года. [ 5 ] Если бы она больше не плавала по океану, возможно, ее сняли с регистрации. Один источник утверждает, что Македония не состояла на вооружении после 1937 года. [ 4 ]
В 1941 году Кенков продал ее компании Mediterranean Steamship Company Limited , которую контролировал греческий судоходный агент Жан Д. Панделис. [ 4 ] Он переименовал ее в Струму и зарегистрировал под панамским удобным флагом . [ 2 ] [ 6 ]
В какой-то момент одна из трех мачт корабля была снята. Ллойда В Регистре судоходства указано, что в 1934 году у нее все еще был паровой двигатель, но через несколько лет он был заменен трехцилиндровым судовым дизельным двигателем, построенным компанией Benz & Cie. из Мангейма в Германии . [ 4 ] Некоторые источники утверждают, что дизельный двигатель был поднят с места крушения, затонувшего в Дунае. [ 4 ] [ 7 ]
Тонущий
[ редактировать ]В 1941 году Новая сионистская организация и «Бейтар» сионистское молодежное движение наняли «Струму» у Жана Панделиса для перевозки еврейских беженцев из Румынии в Палестину. [ 8 ] 12 декабря 1941 года он покинул порт Констанца в Румынии, взяв с собой 10 членов экипажа и около 781 беженца. [ 9 ] Ее дизельный двигатель не работал, поэтому буксир отбуксировал Струму в море. [ 10 ] Она дрейфовала всю ночь, пока ее команда тщетно пыталась запустить двигатель. [ 10 ] Она передала сигналы бедствия , и 13 декабря буксир вернулся, и команда буксира отремонтировала Струмы двигатель в обмен на обручальные кольца пассажиров. [ 10 ] [ 11 ] Затем «Струма» двинулась в путь, но к 15 декабря у нее снова отказал двигатель, и ее отбуксировали в Стамбул в Турции. [ 10 ]
В то время как турецкие механики предпринимали безуспешные попытки отремонтировать двигатель Струмы , между британскими дипломатами и турецкими официальными лицами возникла 10-недельная тупиковая ситуация по поводу судьбы беженцев. Из-за арабских и сионистских волнений в Палестине Великобритания была полна решимости свести к минимуму еврейскую иммиграцию в Палестину в соответствии с положениями Белой книги 1939 года . Под давлением Великобритании Турция отказала беженцам в разрешении сойти на берег. Одной беременной беженке, у которой случился выкидыш, разрешили сойти на берег, и она была госпитализирована в стамбульскую больницу. [ 12 ]
23 февраля 1942 года турецкие власти высадились на борт «Струмы» . Ее двигатель все еще не работал, поэтому они отбуксировали ее обратно в Черное море и бросили по течению примерно в 10 милях от Стамбула. [ 13 ] Утром 24 февраля советская подводная лодка Щ-213. [ 14 ] торпедировал ее. [ 15 ] «Струма» быстро затонула, и многие люди оказались в ловушке под палубой и утонули. [ 16 ]
Многие другие находившиеся на борту пережили затопление и цеплялись за обломки, но в течение нескольких часов помощь не пришла, и все, кроме одного, умерли от утопления или переохлаждения . [ 16 ] Струмы помощник Первый Давидом цеплялся за обломки, которые плавали в море вместе с 19-летним беженцем Стольяром . [ 16 ] Офицер погиб ночью, но на следующий день турки на весельной лодке спасли Столяра: единственного выжившего из 791 человека (781 еврейского беженца). [ 17 ] и 10 членов экипажа, некоторые из них евреи), находившиеся на борту. [ 16 ]
Мемориалы в Ашдоде и Холоне в Израиле посвящены памяти тех, кто погиб в результате ее затопления. Струмы Обломки " " до сих пор не найдены, хотя попытка это сделать была еще в 2000 году. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Пароходы и теплоходы до 300 тонн, траулеры и т. д.». Реестр Ллойда (PDF) . Том. 1. Лондон: Регистр Ллойда . 1932 год . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Аллен, Тони; Леттенс, январь (22 декабря 2012 г.). «СС Струма (Струма) (+1942)» . WreckSite.eu . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Ксанта» . Тайн строил корабли . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «סטרומה Kafireus Καφηρεύς Espiros Esperós Македония Македония Македония Стримон Струма Струма» . Хаапала/Алия Бет . 27 сентября 2011 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ «Пароходы и теплоходы до 300 тонн, траулеры и т. д.». Реестр Ллойда (PDF) . Том. 1. Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Офер 1990 г. [ нужна страница ]
- ^ «День 834 12 декабря 1941 года» . Вторая мировая война: день за днем . 11 декабря 2011 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Офер 1990 г. [ нужна страница ]
- ^ Франц и Коллинз 2003 , стр. 295–335.
- ^ Jump up to: а б с д «Давид Столяр, 1922 г.р., Кишинев, Румыния» . Личные истории Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Макфадден, Роберт Д. (23 января 2016 г.). «Дэвид Столяр, переживший катастрофу Второй мировой войны, умер в возрасте 91 года» . Нью -Йорк Таймс . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Франц и Коллинз, 2003 г. [ нужна страница ]
- ^ Франц и Коллинз, 2003 г. [ нужна страница ]
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «СССР Щ-213» . uboat.net . Гудмундур Хельгасон . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Ровер 1964 [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д Рубинштейн, Шимон. «Давид Столяр» . Личные трагедии как размышление о великой трагедии под названием Струма . Архивировано из оригинала 19 мая 2012 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Посылки с едой, отправленные жертвам Струмы, прибывают в Палестину после двухлетней задержки , JTA ( Еврейское телеграфное агентство , 15 сентября 1943 года),
увозя на смерть 781 еврейского беженца из Румынии.
Источники
[ редактировать ]- Франц, Дуглас ; Коллинз, Кэтрин (2003). Смерть на Черном море: нерассказанная история Струмы и Холокоста на море во время Второй мировой войны . Лондон: ХарперКоллинз . ISBN 0-06-621262-6 .
- Макфадден, Роберт Д. (23 января 2016 г.). «Дэвид Столяр, переживший катастрофу Второй мировой войны, умер в возрасте 91 года». Нью-Йорк Таймс .
- Офер, Далия (1990). Бегство от Холокоста – нелегальная иммиграция в Землю Израиля, 1939–1944 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 149–171 . ISBN 0-19-506340-6 .
- Ровер, Юрген (1964). Затопление транспорта еврейских беженцев Струма и Мефкура в Шварцен-Меере, февраль 1942 г. – август. 1944 год . Франкфурт-на-Майне: Издательство Бернарда Грефе по вопросам обороны.
- Энгельберг, Хеди (2013). Последний свидетель, Гибель SS/MV Struma 24 февраля 1942 года . Форт-Лодердейл: Eng Publishing.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MV Struma disaster on Yad Vashem website
41 ° 23' с.ш. 29 ° 13' в.д. / 41,383 ° с.ш. 29,217 ° в.д.