Паровая яхта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2010 г. ) |

Паровая яхта — это класс роскошных или коммерческих яхт с первичной или вторичной паровой силовой установкой в дополнение к парусам, которые обычно имеются на яхтах.
Происхождение имени
[ редактировать ]

Английский предприниматель-пароход Джордж Додд (1783–1827) использовал термин «паровая яхта» для описания парохода «Темза» , бывшего герцога Аргайла . Ее служба на реке впервые была рекламирована 22 июня 1815 года как «Паровая яхта Темзы», что должно было подчеркнуть, насколько роскошными были эти суда. [1] [2]
Первые паровые яхты
[ редактировать ]Первыми известными двумя частными паровыми яхтами были:
- Endeavour , деревянный колесный пароход, зарегистрированный 28 января 1828 года строителями Роулинсоном и Лионом, Ламбет , 75 футов 6 дюймов x 12 футов x 7 футов 2 дюйма, 25 тонн, с Модслея мощностью 20 л.с. патентом [3] колебательный двигатель с двумя цилиндрами 20 дюймов. диам. X 2 фута хода и зарегистрировано на имя выдающегося английского инженера Генри Модслея . [4] Лондон, 21 февраля 1828 года, который использовал ее в качестве своей частной паровой яхты. Выдающийся шотландский инженер Джеймс Нэсмит упоминает поездку на ее борту в Ричмонд. [5]
- Swift , деревянное парусное судно, построенное в 1803 году в Бридпорте компанией Booles & Good, не зарегистрированное. Неизвестные владельцы в Лейте в 1804 году; документы отсутствуют. [6] Переоборудованный в колесный пароход, описанный как паровая яхта, зарегистрированный Т. Уэстом, Х. Беллингхэмом, Э. Х. Кризи и другими из Брайтона 21 августа 1822 года в Шорхэм-бай-Си , 106 футов 5 дюймов x 23 фута 1 дюйм x 10 футов 8 дюймов, 143 тонны. Они использовали ее как паром между Брайтоном и Дьеппом . [7] [8] Она была продана Дж. Крайтону, Р. Огилви и другим в Лейте в феврале 1824 года. [9] Крайтон и Огилви были известными менеджерами. [10] Она была продана Х. Темплеру в Лондоне в сентябре 1827 года. [11] и, наконец, в Турцию в октябре 1828 года, когда она стала паровой яхтой султана « Сурат» . [12] позже принят в состав ВМС Османской империи в качестве первого парохода.
Томас Эштон Смит II был исключен из Королевского яхт-клуба за поддержку паровых яхт, восемь из которых он ввел в эксплуатацию в период с 1830 по 1851 год, начиная с « Менаи» . [13] [14] В сотрудничестве с шотландским инженером Робертом Нэпьером , чья верфь в Говане, Глазго, построила несколько из них, Смит многое сделал для улучшения конструкции корпусов паровых яхт. [15] После 1856 года, когда Королевская яхтенная эскадра (клуб стал эскадрильей в 1833 году) отменила свой указ, строительство паровых яхт начало расти. [16]
Примерно в 1901 году в Англии некоторые ярмарочные качели с паровым приводом пытались воссоздать ощущения от паровой яхты; один экземпляр был построен инженером по ярмарочному оборудованию Фредериком Сэвиджем. [17]
Типы
[ редактировать ]

Термин «паровая яхта» охватывает суда разного назначения, но одинаковой конструкции.
Роскошные яхты
[ редактировать ]Роскошная яхта в современном понимании — это судно, находящееся в частной собственности и используемое для удовольствия или некоммерческих целей. с 1840-х до начала 20-го века Паровые яхты этого типа приобрели известность в Европе . Первой британской королевской яхтой была «Виктория и Альберт» 1843 года. Номинально первой паровой яхтой в Соединенных Штатах была Корнелиуса Вандербильта » «Полярная звезда , спущенная на воду в 1854 году; однако на самом деле это был полноразмерный пароход, оборудованный для личного пользования Вандербильта и его семьи, и не оставивший никакого наследия в конструкции паровых яхт. [18] Loper были построены RF , в году 1864 Первые настоящие паровые яхты, которые, как известно, были построены в Соединенных Штатах, Clara Clarita Леонарда Джерома и Wave . [18]
Паровые яхты заказывались богатыми людьми и часто главами государств как экстравагантные символы богатства и/или власти. [19] Обычно они строились с обводами корпуса, подобными клиперам , с богато украшенной носовой частью и низким гладким надводным бортом. Основная двигательная установка обычно представляла собой одну или две паровые машины, позже составного типа, а еще позже - очень большие яхты тройного расширения или турбины . Паровые яхты обычно имели парусное вооружение, первоначально в качестве вспомогательной двигательной установки, но позже больше для зрелищ и военно-морских традиций. Частные паровые яхты были способны совершать длительные морские путешествия, но потребности и привычки их владельцев заключались в том, что большинство из них оставалось недалеко от побережья. Внутренние моря, такие как Балтийское и Средиземное, были популярными районами использования паровых яхт.
Статистика показывает, что Клайдсайд был ведущим районом строительства паровых яхт в Соединенном Королевстве: в период с 1830 по 1935 год на 43 судостроительных верфях Клайдсайда было построено 190 паровых яхт. [ нужна ссылка ] Компания Scotts Shipbuilding & Engineering Co Ltd из Гринока, Шотландия, построила 23 паровые яхты в период с 1876 по 1904 год. [20]
Вспомогательная паровая яхта – это класс паровых яхт категории люкс. В 1876-77 годах британский политик Томас Брасси взял свою жену и детей в кругосветное путешествие на своей недавно построенной яхте «Санбим» водоизмещением 532 тонны . Брасси предпочитал парус как основной источник движущей силы, но по многолетнему опыту знал преимущества паровой энергии, когда ветер и прилив затрудняли продвижение. Таким образом, «Санбим» проектировался как «паровой вспомогательный аппарат», способный преодолевать большие расстояния между угольными станциями под полностью оснащенным парусом площадью 9200 квадратных ярдов, но с достаточным количеством топлива для работы на пару в течение 20 дней, если это необходимо (он мог нести 80 тонн угля). Их путешествие прославилось благодаря книге, написанной и изданной его женой Энни Брасси, — «Путешествие под солнечным лучом, наш дом в океане на одиннадцать месяцев» . В течение нескольких лет для владельцев с похожим чувством приключений были построены и другие яхты: знаменитая «Ланкаширская ведьма» для сэра Томаса Джорджа Фермор-Хескета, 7-й баронет и «Странник» для Чарльза Джозефа Ламберта. Эти парусные яхты с паровой вспомогательной силовой установкой были более дорогими в строительстве и эксплуатации, но давали владельцам свободу путешествовать по миру без необходимости планирования своих маршрутов через сеть угольных станций, существовавшую в то время. Кроме того, капитаны яхт не были полностью уверены в качестве имеющегося у них кипящего угля, которое порой могло быть сомнительным. В нерабочем состоянии воронка вспомогательной яхты опускалась, а гребной винт флюгировался, чтобы уменьшить сопротивление. [21]
Коммерческие яхты
[ редактировать ]Паровые яхты второго класса были построены для коммерческого использования, но получили название «яхты» из-за их размера и конструктивного сходства с частными судами, а также потому, что они не были построены как суда для перевозки грузов или пассажиров, а как универсальные малосидящие суда , способные работать на местных прибрежных маршрутах. Это ближе к первоначальному значению слова «яхта», происходящего от голландского термина Jacht , обозначающего небольшое быстрое коммерческое судно. Различие между коммерческой паровой яхтой и прибрежным торговым судном не является четким, но последний термин обычно подразумевает преимущественно грузовое судно. Паровыми яхтами часто управляли пакетные компании , осуществляющие регулярные рейсы между островами или прибрежными городами по расписанию. Паровые яхты широко использовались в китобойном промысле.
Легкая и быстрая конструкция паровой яхты идеально подходила для охоты на китов, а отсутствие большого грузового пространства не имело значения, поскольку китобойный промысел давал мало громоздкой продукции. Коммерческие паровые яхты редко были такими богато украшенными и роскошными, как их частные аналоги, с более простыми, более прочными линиями и обычно более практичным парусным вооружением. Паровые яхты, используемые в китобойном промысле, часто имели усиленные корпуса, позволяющие им работать среди льда замерзших вод.
Это означало, что несколько китобойных яхт в дальнейшем перешли от коммерческих к частным яхтам, когда их купили для полярных исследовательских работ. Поскольку эти экспедиции в основном финансировались из частных источников, используемые корабли по определению стали частными паровыми яхтами, и многие из них были зарегистрированы с префиксом «SY», используемым для таких судов. » «Аврора , «Морнинг » , «Нимрод» , «Терра Нова» и « Квест» — все это примеры коммерческих судов, которые впоследствии стали паровыми яхтами, использовавшимися в героическую эпоху исследования Антарктики . Руководители экспедиций обычно были членами яхт-клуба , поэтому многие из этих кораблей были зарегистрированы в гражданском клубе и управляли клубным бурджи (и синим флагом в случае британских паровых яхт). Эрнеста Шеклтона Корабль «Эндюранс» и Роальда Амундсена «Фрам» — это необычные случаи, когда суда специально строились как частные паровые яхты ледокольного типа . Изначально Endurance строилась для проведения туристических круизов по Арктике, приближая ее к определению яхты в современном понимании.
Военные яхты
[ редактировать ]Королевский флот использовал небольшое количество судов типа паровых яхт Начиная с викторианской эпохи, для перевозки людей и оборудования в гавани, в качестве прибрежного эскорта для более крупных кораблей, а также для тренировок и учений. Хорошим примером этого была железная PS Fire Queen, построенная для предпринимателя Томаса Эштона Смита (II) (1776–1858) (его первая из трех Fire Queen ) Робертом Нэпьером, Гован, Глазго, и спущенная на воду 27 июля 1844 года. Нейпир-Ярд № 5, паровоз № 88. [22] Он был куплен Британским Адмиралтейством в июле 1847 года за 5000 фунтов стерлингов для использования в качестве тендера; есть иллюстрация (с неправильной подписью) ее в этой роли. [23] Он был продан 4 августа 1883 года Адмиралтейством за 1100 фунтов стерлингов компании Castle the Shipbreakers. [24] Fire Queen была заменена Адмиралтейством бывшей паровой яхтой Candace , спущенной на воду 23 сентября 1881 года компанией Ramage & Ferguson, Leith, купленной Адмиралтейством в 1882 году и затем должным образом переименованной в Fire Queen . [24]

Во время Первой мировой войны подобные суда и несколько реквизированных частных яхт использовались для патрулирования против подводных лодок и для траления мин . Стало ясно, что военно-морской траулер для такого рода задач больше подходит .
Паровые яхты часто использовали префикс SY , но некоторые альтернативно обозначались как винтовые шхуны , если они имели шхунное вооружение. Прекрасным примером винтовой шхуны является 125-летняя британская Amazon , построенная в Саутгемптоне в 1885 году по проекту известного Диксона Кемпа и до сих пор используемая в США после пересечения Атлантики в 2009 году, хотя с 1937 года она оснащалась дизельным двигателем. сфотографировано в День Колумба 2009 года на причале возле Морского музея Херрешофф в Бристоле, Род-Айленд . [25]
Примеры
[ редактировать ]«Аврора», построенная компанией Alexander Stephen & Sons Ltd, Глазго в 1876 году (бывшая китобойная яхта, ставшая судном для исследования Антарктики), является ярким примером этого класса, как и яхты викторианской эпохи, используемые европейскими монархами , такие как HMY Victoria и Albert III. и SMY Гогенцоллернов . Одной из старейших паровых яхт и одной из немногих, сохранившихся до наших дней, является яхта Хейдеваль Махрусса , построенная в 1865 году и поддерживаемая египетским правительством в мореходном состоянии.
« Хильдегарда » и «Гайавата» были паровыми яхтами, зафрахтованными Министерством сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (Великобритания) — Управлением рыболовства, ныне известным как Центр науки об окружающей среде, рыболовстве и аквакультуре (Cfas) в период с 1912 по 1914 год для проведения исследований в области рыболовства. . [26] Перед Первой мировой войной корабль SY Hildegarde был переименован в Managem . 15 января 1917 года он был реквизирован Адмиралтейством и вооружен 12-фунтовой морской пушкой. Примечательно, что она находилась у Атлита в Израиле и использовалась для передачи шпионских сообщений от оперативников на берегу (и некоторое время использовалась еврейской шпионской группой «Нили»).
См. также
[ редактировать ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Паровая яхта Темзы» . Утренняя почта . № 13, 860. Лондон. 22 июня 1815 г. с. 1 . Проверено 14 июля 2022 г. - из архива британских газет.
- ^ Парламентский отчет от 24 июня 1817 г., 29.
- ^ Британский патент № 3050, 1807 г., «Паровые двигатели».
- ^ Национальный архив BT107/52, № 55.
- ^ Нэсмит, Джеймс (1883). Джеймс Нэсмит, инженер: автобиография . Лондон: Джон Мюррей . п. не цитируется.
- ^ Хоукс, Фред, Всемирного кораблестроительного общества. компакт-диск № 2
- ^ Национальный архив, BT107/169, Шорхэм № 15.
- ^ Парламентский отчет 1822, стр. 201.
- ^ BT107/408.
- ^ Мартина, Джон (1888). Воспоминания о порте и городе Лейт . Эдинбург: Джон Мартин. п. 4.
- ^ «Справочный материал BT 107/51 — Реестр судоходства и моряков: стенограммы и транзакции, серия I — Внешняя торговля Лондона — порты: 277–503, № 379» . Каталог . Национальный архив .
- ^ «Справочный материал BT 107/51 — Реестр судоходства и моряков: стенограммы и транзакции, серия I — Внешняя торговля Лондона — порты: 277–503, № 383» . Каталог . Национальный архив .
- ^ Боас, Джордж Клемент (1898). . Словарь национальной биографии . Том. 53. С. 134–135.
- ^ Доусон, К. (август 2006 г.). «Паровые яхты Томаса Эштона Смита». Зеркало моряка . 92 (3).
- ^ Эрдли-Уилмот, сэр Джон Э., изд. (1860). Воспоминания о покойном Томасе Эштоне Смите, эсквайре . Лондон: Джон Мюррей. п. 55 .
- ↑ Кемп, Диксон , Паровые яхты , 24-я сессия RINA , 15 марта 1883 г.
- ^ «Ярмарочная распродажа приближается» . Новости BBC онлайн. 11 октября 2002 г.
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Уильям Пикард (1904). «Паровой яхтинг в Америке». Американский яхтинг . Нью-Йорк: Компания MacMillan. стр. 399–342 .
- ^ Морская инженерия . Том. 4. Marine Publication Co., 1899. стр. 142–144.
- ^ Два столетия судостроения Скоттов в Гриноке . Лондон: Скоттс. 1906.
- ^ Брасси, Эрл Томас (1917). Солнечный луч РЫС. Путешествия и впечатления во многих водах . Лондон: Джон Мюррей. п. Глава V.
- ^ Список верфей Всемирного судоходного общества № 169/5.
- ^ Гардинер, Роберт, изд. (1993). Появление пара: торговый пароход до 1900 года . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. п. 36. ISBN 0851776183 .
- ^ Jump up to: а б Лион, Дэвид; Уинфилд, Р. (2004). Список парусного и парового флота: все корабли Королевского флота, 1815–1889 гг . Лондон: Издательство Чатем. п. 286. ИСБН 1861760329 .
- ^ «Британская винтовая шхуна Amazon 1885 года на Дне Колумба в Бристоле, 2009 год» . Архивировано из оригинала 8 января 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ МАФФ (1992). Управление исследований рыболовства: его истоки и развитие . Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия, Лоустофт. 332 стр.