СС Зеландия (1910)
![]() Зеландия у побережья Порт-Дэйви, Тасмания, 1933 год.
(Фотография Генри Олпорта) | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Зеландия |
Тезка | Новая Зеландия |
Владелец | Хаддарт Паркер |
Порт приписки | Мельбурн |
Строитель | Джон Браун и компания , Клайдбанк |
Номер двора | 392 |
Запущен | 20 ноября 1909 г. |
Завершенный | Май 1910 г. |
В эксплуатации | 1910 |
Не работает | 1942 |
Идентификация |
|
Псевдоним(а) | «З» или «Зед» |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Тоннаж | |
Длина | 410,3 футов (125,1 м) на человека |
Луч | 54,7 футов (16,7 м) |
Черновик | 24 фута 2 дюйма (7,4 м) |
Глубина | 23,4 фута (7,1 м) |
Установленная мощность | 1157 НХП |
Движение |
|
Скорость | 15 узлов (28 км/ч) |
Войска | 800 военнослужащих и 1800 тонн припасов (типично для военного корабля) |
Экипаж | 144 |
SS Zealandia по прозвищу «Z» (или «Зед») — австралийский грузовой и пассажирский пароход. Она служила военным кораблем как в Первой , так и во Второй мировой войне . Зеландия перевезла 8-ю австралийскую дивизию . Ее экипаж был последним военнослужащим союзников , который видел HMAS Sydney , который был полностью потерян в 1941 году. Зеландия была потоплена во время воздушных налетов на Дарвин 19 февраля 1942 года .
Здание
[ редактировать ]Компания John Brown & Company из Клайдбанка , Шотландия, построила Зеландию для компании Huddart Parker & Co из Мельбурна , спустив ее на воду 20 ноября 1909 года и завершив ее в мае 1910 года. У нее была 21 печь с гофрированным покрытием с общей площадью колосников 433 квадратных фута (40 м ). 2 ) отопление семи односторонних котлов общей площадью нагрева 17 775 квадратных футов (1 651 м 2 ). 2 ). Они подавали пар со скоростью 215 фунтов на дюйм. 2 к двум четырехцилиндровым двигателям четырехкратного расширения , каждый из которых приводил в движение один из ее сдвоенных винтов . [ 1 ]
Ранняя гражданская служба
[ редактировать ]В 1910–1913 годах он был зафрахтован компанией Union Steam Ship новозеландской в основном для использования на маршруте через Тасман , но также для совершения рейсов в такие отдаленные порты, как Фримантл и Ванкувер . Затем Хаддарт Паркер использовал Зеландию на маршруте Мельбурн – Фримантл.
Первая мировая война
[ редактировать ]В мае 1918 года «Зеландия» была реквизирована в качестве военного корабля союзников . Она была среди кораблей, использовавшихся для перевозки американского экспедиционного корпуса с восточного побережья США во Францию. После перемирия она перевозила войска по маршруту Ливерпуль – Сидней. В 1919 году она возобновила свою коммерческую роль с Хаддартом Паркером.
Вторая мировая война
[ редактировать ]29 июня 1940 года Зеландия погрузила часть 8-й дивизии, 2/21-го батальона, позже известного как «Отряд Чайки» , в Сидней и доставила ее и другие подразделения в Дарвин.
Зеландия перевезла другую часть 8-й дивизии, «Жаворонков» (также известную как 2/22-й батальон), в Рабаул , покинув Сидней 19 апреля 1941 года. После этого путешествия Зеландия отправилась в Нумеа , Новая Каледония , и перевезла войска Свободной Франции в Сидней. .
В середине 1941 года Зеландия перевезла основные силы 8-й дивизии, их запасы и оборудование в Сингапур, где в феврале 1942 года основные силы 8-й дивизии были сданы японским войскам .
После нескольких других путешествий, связанных с войной, в ноябре 1941 года Зеландия посетила несколько австралийских портов по пути в Сингапур. Теу покинул Мельбурн 2 ноября. [ 2 ] с Из-за трудового спора участием некоторых членов экипажа ее и HMAS Sydney задержали выход из Фримантла, откуда Сидней сопровождал Зеландию в Зондский пролив . Экипаж « Зеландии » был последним военнослужащим союзников, который, как известно, видел «Сидней» , который был потоплен немецким вспомогательным крейсером «Корморан» и потерян всеми руками при попытке остановить « Корморан» .
Зеландия еще один отряд 8-й дивизии Sparrow Force также направила на Тимор , покинув Дарвин с 957 военнослужащими утром 10 декабря 1941 года в сопровождении HMAS Westralia с еще 445 военнослужащими, которые достигли Кепанга 12 декабря. 20 декабря корабль покинул Дарвин с 207 женщинами и 357 детьми и стал первым из нескольких кораблей, эвакуировавших мирных жителей из Дарвина в южную Австралию. [ 3 ]
В Сиднее корабль был оснащен оборудованием для защиты нефтяных баков в случае нападения. 23 января она покинула Сидней, переправив противотанковую роту и ее оборудование в Дарвин, куда она прибыла 6 февраля.
Тонущий
[ редактировать ]
Во время воздушных налетов 19 февраля 1942 года несколько бомб упали недалеко от Зеландии , затем одна упала через люк и взорвалась в трюме, вызвав серьезный пожар. Японские самолеты также атаковали Зеландию артиллерийским и пулеметным огнем. Боеприпасы в одном трюме начали взрываться, а пожарные насосы корабля были выведены из строя другой бомбой. Был отдан приказ покинуть корабль.
Зеландия затонула, оставив над водой только мачты. Два члена экипажа скончались от ран, полученных в результате нападения. Выжили 142 члена экипажа.
Корабль был спасен в 1960 году во время спасательной операции Фудзита . То, что осталось от Зеландии, лежит в гавани Дарвина на позиции 12 ° 29,00' ю.ш., 130 ° 51,05' в.д. / 12,48333 ° ю.ш., 130,85083 ° в.д. на глубине 19 метров (62 фута), [ 4 ] [ 5 ] и является местом для любительского дайвинга .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1933 год . Проверено 30 августа 2014 г.
- ^ Мэтьюз, Тони (6 января 2021 г.). Тихая отвага: Забытые герои Второй мировой войны . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-922387-68-4 .
- ^ Гилл, Г. Хермон (1957). Королевский флот Австралии 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 2 – Военно-Морской Флот. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал. стр. 487, 588. Архивировано из оригинала 25 мая 2009 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Кораблекрушения Второй мировой войны» . Правительство Северной территории, Австралия. Архивировано из оригинала 6 октября 2009 года . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ «Обломки Второй мировой войны» . Дайв-центр Дарвин. Архивировано из оригинала 21 сентября 2008 года . Проверено 10 марта 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Лаксон, Уильям А. (2008). Хаддарт Паркер: известная австралийская пароходная компания, 1876–1961 гг . Колфилд Саут: Морская ассоциация Австралии.
- Маркус, Алекс (1986). «DEMS? Что такое DEMS?»: история военнослужащих Королевского военно-морского флота Австралии, которые укомплектованы оборонительно-оборудованными торговыми судами во время Второй мировой войны . Брисбен: Буларонг.
- Маккарти, Софи (1992). Кораблекрушения времен Второй мировой войны и первый налет японской авиации на Дарвин, 19 февраля 1942 года . Дарвин: Музей искусств и наук Северной территории.
- Смит, Нил С. (2006). С красным тряпкой . Гарденвейл, Вика: В основном незамеченные исследования и публикации по военной истории.
- Маунтеванс, Эдвард Эванс (1951). Военная служба торгового флота: отчет об участии людей и кораблей Huddart Parker Ltd. Мельбурн: Хаддарт Паркер .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Официальный бортовой журнал» . Национальный архив Австралии .
- «СС Зеландия» . торговый флот-ships.com. Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года.
- Данн, Питер (30 мая 2006 г.). «Гибель корабля «Зеландия» в гавани Дарвина 19 февраля 1942 года во время атаки японской авиации на Дарвин» . ozatwar.com . Проверено 21 июля 2016 г.
- корабли 1909 года
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Железные и стальные пароходы Австралии
- Пассажирские суда Австралии
- Корабли Союзного пароходства
- Корабли затонули во время бомбардировки Дарвина, 1942 год.
- Морские инциденты в феврале 1942 г.
- Военные корабли Австралии
- Торговые корабли Австралии времен Второй мировой войны
- Торговые суда, потопленные самолетами