Зондский пролив
Зондский пролив | |
---|---|
Зондский пролив ( Индонезийский ) | |
![]() HCS сэра Дэвида Скотта у входа в Зондский пролив, февраль 1830 г. | |
![]() | |
Координаты | 5 ° 55' ю.ш., 105 ° 53' в.д. / 5,92 ° ю.ш., 105,88 ° в.д. |
Тип | Пролив |
Этимология | Королевство Сунда |
Часть | Яванское море |
бассейна Страны | Индонезия |
Мин. ширина | 24 км (15 миль) |
Средняя глубина | −20 м (−66 футов) |
( Зондский пролив индонезийский : Selat Sunda ) — пролив между индонезийскими островами Ява и Суматра . Он соединяет Яванское море с Индийским океаном .
Этимология
[ редактировать ]Пролив получил свое название от Зондского королевства , которое управляло западной частью Явы (территория, охватывающая нынешнюю Западную Яву , Джакарту , Бантен и часть западной части Центральной Явы ) с 669 по 1579 год. [1]
Название также отсылает к суданскому народу, уроженцу Западной Явы и Бантена. [1]
География
[ редактировать ]
Пролив, простирающийся примерно в юго-западном/северо-восточном направлении, с минимальной шириной 24 км (15 миль) на северо-восточном конце между мысом Туа на Суматре и мысом Пуджат на Яве, является частью Яванского моря. [2] [3] По сути, он имеет треугольную форму с двумя большими заливами на северной стороне. Он также очень широкий и глубокий на юго-западном конце, но по мере сужения к северо-востоку он становится намного мельче, с минимальной глубиной всего 20 м (66 футов) в некоторых частях его северо-восточного конца. [3]
Пролив, как известно, труден для навигации из-за его мелководности, очень сильных приливных течений, песчаных отмелей и искусственных препятствий, таких как нефтяные платформы у побережья Явы. [3]
На протяжении веков пролив был важным морским путем, особенно в период, когда Голландская Ост-Индская компания использовала его в качестве ворот на острова пряностей в Индонезии (1602–1799). Однако его узость, неглубокость и отсутствие точных карт делают его непригодным для многих современных крупных кораблей, большинство из которых вместо этого используют Малаккский пролив . [3]
Пролив усеян множеством островов, многие из которых имеют вулканическое происхождение. К ним относятся: Сангианг (Препятствующий пути), Себеси , Себуку и Панайтан (Принца). Извержение Кракатау , одного из этих островов, в 1883 году оказало глубокое воздействие на этот район, как краткосрочное, так и долгосрочное. Цунами и пирокластические потоки, проплывавшие в облаках пара, унесли жизни десятков тысяч человек. Из 3000 человек, проживавших в то время в соседнем Себеси, не выжил ни один. Некоторые земли так и не были переселены и стали национальным парком Уджунг Кулон .
Извержение Кракатау радикально изменило топографию пролива: его протяженность составила 18–21 км. 3 игнимбрита . откладывается на площади 1,1 млн км2 2 вокруг вулкана. Однако популяция восстановилась, и большая часть береговой линии теперь очень густонаселена. Помимо единственной оставшейся вершины Кракатау, Ракаты , архипелаг Кракатау состоит из островов Ланг (Панджанг или Раката Кесил), Верлатен (Сертунг) и совсем недавно Анак Кракатау , который возник в 1927 году из разрушенных останков первоначального Кракатау.
Битва в Зондском проливе
[ редактировать ]1 марта 1942 года произошла битва в Зондском проливе — часть более крупной битвы в Яванском море союзников — когда крейсеры HMAS Perth и USS Houston столкнулись с японским десантным отрядом возле Бантама под командованием контр-адмирала Кензабуро Хара. [4] В состав этих сил входили легкий крейсер и одиннадцать эсминцев , четыре тяжелых крейсера и легкий авианосец . [5] Два крейсера союзников были потоплены, а японский тральщик и транспортное судно потоплены дружественным огнем. [3]
Планируемый мост
[ редактировать ]В 1960-х годах были высказаны предложения о строительстве моста через Зондский пролив, а в 1990-х годах появились новые предложения. О новом плане было объявлено в октябре 2007 года. Он будет использовать острова Улар, Сангианг и Праджурит для создания четырехчастного подвесного моста, достигающего высоты 70 метров (230 футов) над уровнем моря. Максимальный пролет этого моста составит 3 километра, что примерно на 50% длиннее, чем нынешний рекордсмен, мост Чанаккале 1915 года . Планировалось, что строительство начнется в 2014 году, если будет обеспечено финансирование в размере не менее 10 миллиардов долларов США. [6]
В апреле 2012 года было подписано соглашение с Китайской железнодорожной строительной корпорацией на строительство автомобильного и двухпутного железнодорожного моста стоимостью 11 миллиардов долларов. [7] Однако в ноябре 2014 года новое правительство президента Джоко Видодо отложило планы строительства моста. [8]
Острова в проливе
[ редактировать ]- Кальмейер
- Архипелаг Кракатау
- Дети Кракатау
- Кракатау , практически разрушенный вулканический остров
- Данан (вулкан) , разрушенный вулканический конус на Кракатау.
- Пербоеватан , разрушенный вулканический конус на Кракатау.
- Раката , частично разрушенный вулканический конус и остатки первоначального острова.
- Пулше Хоед , разрушенный в 1883 году извержением Кракатау.
- Панджанг , или Раката Кетджил (Ланг)
- Сертунг (заброшенный)
- Легунди
- Панайтан (Принцевый остров)
- Пеуканг
- Рука об руку
- Сангианг (Препятствие на пути)
- Себеси
- куча
- Стирс (остров)
- табу
заливы
[ редактировать ]- Залив Лампунг , Суматра
- Арбуз Бэй , Суматра
Галерея ближайших важных каналов
[ редактировать ]- Кокосовый пролив , пролив Дункан и другие индийские каналы
- Кокосовый пролив находится на северной оконечности Андаманских островов на Красной площади.
- Канал десяти градусов, крупный план
- Зондский пролив
См. также
[ редактировать ]- Геостратегический контекст
- Андаманское и Никобарское командование
- Андаманское море
- Бенгальский залив
- Исключительная экономическая зона Индонезии
- Исключительная экономическая зона Индии
- Местный контекст
- Кризис Зондского пролива
- Java-голова
- Кра Канал
- пролив Ломбок
- Макассарский пролив
- Малаккамакс
- Список автомобильно-железнодорожных мостов
- Цунами в Зондском проливе 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Зондские острова». Краткий словарь топонимов мира. Джон Эверетт-Хит . Издательство Оксфордского университета, 2005. Оксфордский справочник в Интернете. Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Границы океанов и морей, 3-е издание» (PDF) . Международная гидрографическая организация. 1953. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2011 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фриман, Дональд Б. (2003). Малаккский пролив: ворота или препятствие? . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 0773525157 .
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Контр-адмирал Кензабуро Хара» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 годов .
- ^ Виссер, Ян (1999–2000). «Бой в Зондском проливе» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 годов . Архивировано из оригинала 3 декабря 2014 г.
- ^ Форбс, Марк (5 октября 2007 г.). «План моста, который свяжет Яву и Суматру» . Возраст . Мельбурн.
- ↑ Railway Gazette International, июнь 2012 г., стр. 25.
- ^ Сатрия Самбиджанторо, « Плана моста через Зондский пролив больше нет» , The Jakarta Post , 3 ноября 2014 г. См. Также « Новое правительство не будет уделять приоритетное внимание проекту моста через Зондский пролив». Архивировано 20 июня 2019 г. в Wayback Machine , Global Indonesian Voices , 2. Ноябрь 2014.