Битва в Зондском проливе
Битва в Зондском проливе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанская война. | |||||||
![]() HMAS Перт в феврале 1942 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
| |||||||
|
Битва в Зондском проливе — морское сражение , произошедшее во время Второй мировой войны в Зондском проливе между островами Ява и Суматра . В ночь с 28 февраля на 1 марта 1942 года австралийский лёгкий крейсер HMAS Perth , американский тяжёлый крейсер USS Houston и голландский эсминец HNLMS Evertsen столкнулись с крупной Императорского флота Японии оперативной группой (IJN). После ожесточенного боя, продолжавшегося несколько часов, все корабли союзников были потоплены. Пять японских кораблей были потоплены, три из них дружественным огнем .
Фон
[ редактировать ]В конце февраля 1942 года японские десантные силы готовились к вторжению на Яву , в голландской Ост-Индии . 27 февраля главные военно-морские силы американо-британско-голландско-австралийского командования (ABDACOM) под командованием адмирала Карела Дормана - голландского офицера - направились на северо-восток от Сурабаи, чтобы перехватить флот вторжения Императорского флота Японии . Эта часть сил ABDA состояла из двух тяжелых крейсеров , в том числе военного корабля США « Хьюстон» под командованием капитана Альберта Х. Рукса , трех легких крейсеров , в том числе HMAS « Перт» под командованием капитана Гектора Уоллера , и девяти эсминцев . Только шесть из девяти « Хьюстон» военного корабля США 8-дюймовых (203-мм) тяжелых орудий были в рабочем состоянии, поскольку кормовая артиллерийская башня была подбита во время предыдущего налета японской авиации . Силы ABDA вступили в бой с японскими войсками в битве в Яванском море . Все корабли союзников были потоплены или рассеяны. Хьюстон и Перт отступили в Танджунг-Приок , Ява, главный порт Батавии, Голландская Ост-Индия , куда они прибыли в 13:30 28 февраля.
Прелюдия
[ редактировать ]Ранним вечером 28 февраля Хьюстон , Перт и голландский эсминец HNLMS Evertsen получили приказ покинуть Танджунг Приок и направиться через Зондский пролив к Тилатьяпу , на южном побережье Явы. [ 5 ] Уоллер, имевший старшинство, фактически был командующим этими силами. Единственными кораблями, с которыми они ожидали столкнуться, были австралийские корветы , патрулировавшие пролив и его окрестности. В то время как «Хьюстон» и «Перт» ушли в 19:00, Эвертсен не был готов и через два часа последовал за крейсерами.
Случайно, сразу после 22:00, японский конвой вторжения, направлявшийся в Западную Яву, включая всю Шестнадцатую армию под командованием генерал-лейтенанта Хитоши Имамура на более чем 50 транспортных кораблях, входил в залив Бантам , недалеко от северо-западной оконечности Явы. Японские транспорты с войсками сопровождали 5-я флотилия эсминцев под командованием контр-адмирала Кензабуро Хара и 7-я крейсерская дивизия под командованием вице-адмирала Такео Куриты . легкий крейсер Натори (с адмиралом Хара на борту) с эсминцами Харукадзе , Хатакадзе , Асакадзе , Фубуки , Хацуюки , Сираюки , Сиракумо и Муракумо Ближе всего к конвою находился . С севера бухту обрамляли тяжелые крейсеры «Могами» и «Микума» в сопровождении эсминца «Сикинами» .
Чуть севернее, хотя и не участвовавший в боевых действиях, находился авианосец «Рюдзё» с тяжёлыми крейсерами «Сузуя» и «Кумано» (с адмиралом Куритой на борту), а также гидросамолётным тендером «Чиода» и эсминцами «Исонами» и «Уранами» .
Где-то около 23:15, [ 6 ] [ нужна страница ] корабли союзников были замечены патрулирующим Фубуки , который тайно последовал за ними. В 23:06, когда они были примерно на полпути через устье залива Бантам, Перт заметил корабль примерно в 5 милях (4,3 морских мили ; 8,0 км ) впереди, недалеко от мыса Сент-Николаас. Сначала подумали, что это австралийский корвет, но когда ему бросили вызов, он дал неразборчивый ответ, с лампой не того цвета и выпустил девять Long Lance ( Тип 93 торпед ) с расстояния примерно 3000 ярдов (2700 м). а затем отвернулся, выпуская дым. Корабль вскоре был идентифицирован как японский эсминец (вероятно, «Харукадзэ» ). Уоллер сообщил о контакте и приказал своим передним турелям открыть огонь. [ 7 ]
Основное действие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2019 г. ) |
В ходе ожесточенного ночного боя крейсеры союзников были окружены. Крейсеры открыли огонь по стоявшим на их пути транспортам, направлявшимся на запад. Их намеченный путь был заблокирован, поэтому они пошли на запад, а затем на северо-запад. Однако теперь возвращение в Яванское море было заблокировано тяжелыми крейсерами. После серьезных повреждений в результате попадания торпед и снарядов «Перт» и «Хьюстон» были заброшены после полуночи и затонули.
Около четырёх японских транспортников и тральщик были потоплены дружественными торпедами, не попавшими в цель. (Два из этих транспортов позже были сняты с мели.) Одним из затонувших японских транспортов был «Рюдзё Мару» , на борту которого находился генерал-лейтенант Имамура, которому пришлось прыгнуть за борт. Позже он был спасен командой небольшой лодки и доставлен на берег. [ 8 ]
Разрушительское действие
[ редактировать ]Тем временем, когда Эвертсен пыталась догнать Хьюстон и Перт , ее экипаж заметил трассеры и интенсивный артиллерийский огонь основных боевых действий. Ее капитан приказал взять курс на северо-запад к острову Пулау Мунду у восточного побережья Суматры , затем обнял побережье Суматры, когда Эвертсен повернул на юг, чтобы пройти через Зондский пролив.
Однако Эвертсен был замечен Муракумо и Сиракумо , искавшими новые убегающие корабли союзников. Оба немедленно осветили Эвертсен своими прожекторами и взяли ее под обстрел. Эвертсен попытался уклониться, повернув на запад, но, снова повернув на юг, голландский эсминец снова столкнулся с японскими эсминцами. Эвертсен получил несколько ударов, но временно вышел из боя под дымовой завесой. Однако к тому времени Эвертсена корма уже загорелась. Все еще подвергаясь японскому обстрелу, капитан приказал своей команде посадить Эвертсена на прибрежный риф. Выпустив все торпеды, оставшийся экипаж сбежал на берег до того, как огонь достиг кормового магазина, вызвав взрыв, оторвавший большую часть кормы.
Последствия
[ редактировать ]
Официально среди личного состава союзников, погибших во время боя, было 696 членов экипажа « Хьюстона» и 375 человек из «Перта» , включая капитанов обоих судов — Рукса и Уоллера. Выжившие были подобраны японскими судами и взяты в плен, в том числе 368 человек из Хьюстона и 307 человек из Перта . Рукс был посмертно награжден Почетной медалью За свои действия . Большая часть Эвертсена экипажа попала в плен 9–10 марта 1942 года и удерживалась японцами три с половиной года. [ 9 ]
экипаж японского крейсера «Микума» В результате повреждений, нанесенных «Хьюстоном», потерял шестерых убитыми и 11 ранеными . [ 10 ] Прямое попадание снаряда в мостик эсминца «Сираюки» убило одного члена экипажа и ранило 11; Харукадзе получила попадания в мостик, машинное отделение и руль направления, в результате чего трое человек погибли и более 15 получили ранения. [ 4 ] [ нужна страница ]
См. также
[ редактировать ]- Бирманская железная дорога
- Хьюстонские волонтеры
- Потерянный батальон (Тихий океан, Вторая мировая война)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Л, Клемен (2000). «Контр-адмирал Кензабуро Хара» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 6 сентября 2020 года.
- ^ Л, Клемен (2000). «Контр-адмирал Такео Курита» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года.
- ^ Jump up to: а б Мьюир 2020 .
- ^ Jump up to: а б Унылый 1978 год .
- ^ «Из архива, 1942 год: HMAS Perth затонул в бою в Зондском проливе» . Возраст . 28 февраля 2022 г. Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Хорнфишер 2009 .
- ^ Виссер, Ян (2000). «Бой в Зондском проливе» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 3 декабря 2014 года.
- ^ Л, Клемен (2000). «Завоевание острова Ява, март 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года.
- ^ «Госпожа Эвертсен» . PacificWrecks.com . 4 августа 2020 г. Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Хакетт и Сапожник 2019 .
Ссылки
[ редактировать ]- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2019). «IJN Микума: табличный отчет о движении» . Сайт CombinedFleet.com . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- Хорнфишер, Джеймс Д. (2009). Корабль призраков: история военного корабля США «Хьюстон», легендарного затерянного крейсера Рузвельта и эпической саги о ее выживших . Случайный дом. ISBN 9780307490889 . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- Мьюир, Дэн (9 января 2020 г.). «Боевой порядок, Битва в Зондском проливе» . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- Л, Клемен (2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 16 – Поражение в Абде» . Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 2 – Военно-Морской Флот . Том. I. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 848228 .
- Лакруа, Эрик; Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Льюис, Том (2011). Шестая подводная лодка: герои австралийского флота . Кент-Таун, Южная Австралия: Avonmore Books. ISBN 9780987151919 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2001) [1958]. Восходящее солнце в Тихом океане: 1931 — апрель 1942 года . История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Том. III. Замковые книги. ISBN 0-7858-1304-7 .
- Шульц, Дуэйн (1985). Последняя боевая станция: история военного корабля США «Хьюстон» . Сент-Мартинс Пресс. ISBN 0-312-46973-Х .
- Скилс, Фред (2008). Java Rabble: история корабля, рабства и выживания . Виктория Парк: Hesperian Press. ISBN 978-0-85905-419-5 .
- ван Остен, ФК (1976). Битва на Яванском море (Морские сражения крупным планом; 15) . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-911-1 .
- Спектор, Рональд (1985). «Короткая, несчастливая жизнь ABDACOM». Орел против Солнца: Американская война с Японией . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-394-74101-3 .
- Уайтинг, Брендан (1995). Корабль мужества: эпическая история HMAS Perth и ее команды . Австралия: Allen & Unwin Pty. ISBN 1-86373-653-0 .
- Уинслоу, Уолтер Г. (1984). Призрак, умерший в Зондском проливе . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-218-4 . - Отчет из первых рук о битве выжившего с авианосца Хьюстон.
- Уинслоу, Уолтер Г. (1994). Флот, который забыли боги: Азиатский флот США во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-928-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Военно-морская история (без даты), «1942 03 01 0100 Надводный бой в Зондском проливе»
- «Отчет ВМС США о бою 1943 года» . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года . Проверено 17 мая 2006 г. - через HyperWar Foundation.
- Обзор стратегических бомбардировок США (Тихий океан) - Отдел военно-морского анализа (1946). «Глава 3: Японское вторжение на Филиппины, в Голландскую Ост-Индию и Юго-Восточную Азию» . Кампании Тихоокеанской войны . Типография правительства США . Проверено 20 ноября 2006 г. - через HyperWar Foundation.
- Юго-западно-Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
- Военно-морские операции и сражения Второй мировой войны на театре военных действий в Юго-Восточной Азии.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Нидерландов
- Бои с участием Нидерландов
- Японская оккупация Голландской Ост-Индии
- 1942 год в Японии.
- Зондский пролив
- События февраля 1942 года
- События марта 1942 года