Jump to content

Битва при Баликпапане (1942)

Координаты : 1 ° 14'46 "ю.ш. 116 ° 49'18" в.д.  /  1,24611 ° ю.ш. 116,82167 ° в.д.  / -1,24611; 116,82167
Битва при Баликпапане (1942)
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанской войны ,
Голландская Ост-Индская кампания

Японские войска отряда Сакагути
продвигаясь через горящие нефтяные месторождения Баликпапана.
Дата 23–25 января 1942 г.
(Налёты авиации союзников продолжались до 30 января)
Расположение
Результат Сухопутная победа Японии
Тактическая военно-морская победа союзников
Воюющие стороны
Нидерланды Нидерланды
 Соединенные Штаты
 Япония
Командиры и лидеры
Нидерланды Корнелис ван ден Хугенбанд
Пол Х. Талбот
Японская империяШизуо Сакагути
Японская империя Сёдзи Нисимура
Сила
что. 1100 что. 6600
Жертвы и потери
Войска дезертировали или сдались (эвакуировано всего 200 человек)
1 эсминец легко поврежден
1 подводная лодка сильно повреждена
47 пехотинцев убито
По меньшей мере 121 моряк погиб.
5 транспортных кораблей потоплены
2 транспортных корабля повреждены
1 патрульный катер поврежден
1 тендер на гидросамолет поврежден

Первая битва при Баликпапане произошла 23–25 января 1942 года у крупного нефтедобывающего города и порта Баликпапан на острове Борнео в Нидерландской Ост-Индии . После захвата почти разрушенных нефтяных месторождений в Таракане японские войска предъявили голландцам ультиматум, согласно которому они будут казнены, если они уничтожат там нефтяные месторождения, но безрезультатно.

После разрушения нефтяных месторождений голландские войска отступили вглубь страны, заняв позиции на аэродроме Самаринда II и вокруг него, в то время как японцы высадились и захватили также разрушенные нефтеперерабатывающие заводы. Вскоре после этого американский военно-морской оперативный отряд устроил засаду на конвой вторжения и потопил несколько транспортных кораблей, но в конечном итоге им не удалось помешать Японии быстро оккупировать Баликпапан.

До войны Баликпапан был важным центром голландских экономических предприятий на Борнео. В городе находились два завода по переработке сырой нефти, завод по производству парафинов и смазочных масел, завод по производству крекинга, завод по производству серной кислоты и завод по переработке драгоценной нефти, завод по производству жестяных бочек и несколько мастерских. [ 1 ] Самое главное, что в Баликпапане был нефтеперерабатывающий завод с комплексом нефтяных резервуаров, которые могли вместить в восемь раз больше нефти, чем в Таракане, на котором работало до 7000 местных рабочих и 100 европейских работодателей, которые до войны производили до одного миллиона тонн нефти ежегодно. [ 2 ] [ 3 ]

Поскольку голландцы обдумывали возможность японской военной агрессии, они начали укреплять оборону для защиты объектов. В 1924 году отряд из шести пехотных бригад был дислоцирован для защиты нефтяных месторождений Баликпапан, а также Сембоджи и Санга Санги (при поддержке трех дополнительных бригад из Самаринды).

Как и отряд в Таракане, войска с Явы должны были усилить отряд Баликпапана в случае возникновения угрожающей ситуации. В 1933 году штаб батальона и две роты были отправлены для укрепления обороны Баликпапана, поскольку в то время напряженность в Тихом океане росла. Через четыре месяца подкрепление вернулось на Яву. После этого отряд в Баликпапане был сокращен до одного пехотного батальона. [ 1 ]

В плане Японии по завоеванию Голландской Ост-Индии Баликпапан имел как стратегическое, так и тактическое значение как цель. В стратегическом отношении ее нефтеперерабатывающий завод был жизненно важен для собственной добычи нефти в Японии; оккупировав его, Япония могла бы получить прямой доступ к крупным нефтяным месторождениям во внутренних районах Борнео. В тактическом отношении город также располагал гаванью и аэродромом (Манггар), которые имели решающее значение для оккупации Японией южного Борнео и захвата самой Явы. [ 4 ] [ 5 ]

Боевой порядок

[ редактировать ]

Сухопутные войска

[ редактировать ]
Отряд Сакагути (командир: генерал-майор Сидзуо Сакагути) [ 6 ]
Рейдовый отряд

(Командир: полковник Кеничи Канауджи

2-го батальона)

Группа захвата аэродрома

(Командир: подполковник Мотозо Кумэ из 1-го батальона)

Штурмовой отряд

(Командир: полковник Кёхей Ямамото

146-го пехотного полка)

Другие подразделения
- 2-й батальон

(минус 7-я рота)

- Одно полковое артиллерийское отделение.

- Три радиоотряда

- Один инженерный взвод

- Один элемент медсанчасти

- 1-й батальон

(без 2-й и 4-й рот)

- Один радиоотряд.

- Один взвод бронеавтомобилей

(до захвата аэродрома)

- Одна батарея полевой артиллерии.

- 146-й пехотный полк

(минус 1-я {минус 4-я рота} и 2-й батальон)

- 2-й специальный десант Куре

- Бронеавтомобильное подразделение (минус один взвод)

- 1-й дивизион полевой артиллерии.

(минус одна батарея)

- Один инженерный взвод

- По одному взводу из отряда захвата аэродрома и отряда захвата Самбоджи (после захвата аэродрома и самбоджи соответственно)

- Отделение конфискации Самбоджи
  • 2-я пехотная рота (после захвата аэродрома придать один бронеавтомобильный взвод и одну артиллерийскую часть)

- Подразделение по спасению ресурсов поля боя

[ редактировать ]
Западное ударное подразделение (командир: контр-адмирал Сёдзи Нисимура , базируется на крейсере « Нака» ) [ 7 ]
4-я флотилия эсминцев

(Командир: контр-адмирал Сёдзи Нисимура )

Авиационная группа

(Командир:

Капитан Такамаса Фудзисава)

Базовая сила

(Командир: контр-адмирал Суэто Хиросе,

на базе минного заградителя Ицукусима )

- 2-я дивизия эсминцев

( Харусаме , Самидаре , Юдачи )

- 9-я дивизия эсминцев

( Асагумо , Минэгумо , Нацугумо )

- 24-я дивизия эсминцев

( Умикадзе , Кавакадзе , Ямакадзе , Сузукадзе )

- Транспортная единица

  • 1-й эшелон: Цуруга Мару, Ливерпуль Мару, Хитеру Мару, Кумагава Мару , Эхиме Мару, Асахисан Мару, Ниттей Мару и Суманоура Мару.
  • 2-й эшелон: Гавана Мару, Ханькоу Мару, Тейрю Мару , Куретаке Мару, Канаяма Мару, Тоэй Мару , Нисшо Мару и Нана Мару.
- Тендеры на гидросамолеты Sanyo Maru и Sanuki Maru. - 2-я базовая группа ( P-36 , P-37 и P-38 )

— 11-я тральщиковая дивизия ( W-15 , W-16 )

— 30-я тральщиковая дивизия ( W-17 , W-18 )

- 21-я дивизия охотников за подводными лодками ( СН-4 , СН-16 )

- 31-я дивизия охотников за подводными лодками ( СН-10 , СН-11 , СН-12 )

Нидерланды

[ редактировать ]
Баликпапанский гарнизон (6-й пехотный батальон КНИЛ, командир: подполковник Корнелис ван ден Хугенбанд): [ 8 ]
Пехота Артиллерия Другие подразделения
- 2 пехотная рота

(1-я и 2-я роты)

- 1 пулеметная рота

(с 8 минометами, 2 ПТ-пушками и

3 overvalwagen броневика )

- Прибрежный:
  • 2 х 120-мм орудия L/40
  • 4 х 75-мм орудия L/35
  • 2 х 75-мм орудия L/25

- Мобильный:

  • 6 x 75-мм орудий L/30 (перевозятся грузовиками)

- Зенитные:

  • 2 х 40-мм орудия
  • 9 х 12,7-мм пулеметов
- Подрывной отряд из 20 человек при поддержке ок. 130 призванных на военную службу сотрудников Bataafse Petroleum Maatschappij (BPM; «Батавская нефтяная компания»)

- Медицинская бригада из 5 человек при поддержке 40 носилок

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

59-я дивизия эсминцев (командир: Пол Х. Талбот):

Голландские планы

[ редактировать ]

Голландскому гарнизону в Баликпапане было приказано защищать город, особенно его нефтеперерабатывающие заводы, от государственного переворота и принять участие в задержке, чтобы дать время для разрушения объектов. Как только станет ясно, что город вот-вот попадет в руки врага, войскам придется вести партизанскую войну во внутренних районах. На разрушение объекта голландский отряд по сносу отвел Баликпапану и Самбодже три часа и восемь часов соответственно. Однако учения по сносу показали, что если разрушение будет осуществляться соответствующим образом, потребуется гораздо больше времени. [ 9 ]

Для подготовки к обороне ван ден Хугенбанд занял оборонительную позицию в Кландасане, чтобы заблокировать дорогу от аэродрома Манггар до города. Вторая линия обороны окружала радиостанцию ​​(позиция радио), а третья линия (позиция Рапак) была построена для прикрытия отступления во внутренние районы в ходе партизанской кампании. [ 9 ]

Чтобы предотвратить высадку противника, минные заградители ВМС Нидерландов ( Koninklijke Marine ) Гуден Леу , Эланд Дюбуа и Соеменеп в период с сентября 1939 по декабрь 1941 года выставили заграждение из 290 мин вокруг подходов к заливу Баликпапан. [ 10 ]

Наконец, чтобы подготовиться к партизанской кампании, ван ден Хугенбанд организовал эвакуационные лагеря, в которых могли разместиться около 3000 человек, примерно в 6–9 км от Баликпапана. Вскоре после падения Таракана он эвакуировал мирных жителей Баликпапана в эти лагеря. Кроме того, на берегах рек через каждые 10 км от города и возле нефтеперекачивающих станций в Уэйн-Ривер и Ментавире были построены продовольственные склады для поддержки войск во время партизанской кампании. [ 11 ] [ 12 ]

Японские планы

[ редактировать ]
Японский ультиматум голландским войскам в Баликпапане. В нем, написанном на голландском и японском языках, говорилось, что все голландские защитники и мирные жители будут убиты, если объекты в Баликпапане будут разрушены.

Поскольку захват Таракана шел быстрее, чем предполагалось, отряд Сакагути и Западное ударное подразделение перенесли дату захвата Баликпапана. Их приказы были: [ 4 ]

  1. Противник будет установлен и уничтожен, при этом будут приложены все возможные усилия, чтобы предотвратить разрушение нефтеперерабатывающих предприятий. Аэродром после его захвата будет использоваться для вторжения на Яву. Штурмовое подразделение будет участвовать в обслуживании аэродрома.
  2. Главные силы сразу после высадки в районе аэродрома захватят его. Одновременно часть группы скрытно поднимется вверх по реке ниже порта и совершит внезапный удар в тыл противника с целью сломить организованное сопротивление вражеского гарнизона. Насколько это возможно, они будут предотвращать разрушение нефтеперерабатывающих установок.
  3. После захвата Баликпапана район нефтяного месторождения Санга Санга будет зачищен и взят под охрану.
  4. Будет проведена подготовка к тому, чтобы сделать Баликпапан центром военной администрации Южного Борнео.

Несмотря на то, что работы по высадке и строительству аэродрома Таракан уже опережали график, они продвинулись незначительно. Задерживая возможность использования аэродрома в качестве плацдарма для атаки на Баликпапан, Нисимура и Сакагути в конечном итоге отложили высадку в Баликпапане с 21 на 24 января. Тем не менее, поскольку отсрочка не предоставила достаточно времени для подготовки аэродрома Таракан к приему транспортных самолетов, план атаки на Баликпапан с использованием десантников был отменен. [ 13 ] [ 14 ]

Обеспокоенные тем, что голландские защитники намеревались разрушить нефтяные месторождения в Баликпапане, японцы планировали освободить нескольких голландских военнопленных, предупредив, что быстрые репрессалии обрушатся как на защитников, так и на мирных жителей, если они разрушат нефтеперерабатывающие заводы. [ 4 ]

Ультиматум и снос (16-20 января)

[ редактировать ]

Чтобы донести вышеупомянутый ультиматум до защитников, Сакагути поручил капитану Герарду Райндерхоффу , бывшему начальнику штаба командующего гарнизоном Таракана подполковника. Саймон де Ваал и капитан Антон Колейн, менеджер нефтяной компании BPM на Таракане, резервист KNIL и сын бывшего премьер-министра Нидерландов Хендрикуса Колейна . Утром 16 января они отправились в Баликпапан на борту захваченной моторной шхуны BPM « Парсифаль» с индонезийским капитаном и тремя японскими переводчиками. [ 4 ] (другие источники сообщают о двух японских морских лейтенантах и ​​двух матросах; [ 15 ] другие упомянули трех японских переводчиков и двух индонезийских полицейских). [ 16 ]

19 января два Dornier Do 24 гидросамолета MLD из эскадрильи GVT.4 заметили Парсифаля под японским флагом. Различные источники указывают, что Колейн и Райндерхофф либо одолели, либо обманули своих похитителей (по некоторым сведениям, японцы были пьяны) и сумели запереть их в хижине. [ 17 ] Затем Колейн немедленно сорвал японский флаг, а Райндерхофф размахивал голландским флагом. Поскольку море было слишком бурным для высадки, «Дорнье» улетели и вернулись на следующий день. Дорнье вернулись и приземлились на следующее утро, забрали Колейна и Райндерхоффа и отправили их в Баликпапан, где они доставили ультиматум непосредственно ван ден Хугенбанду.

Ван ден Хугенбанд, не теряя времени, немедленно отдал приказ команде по сносу начать разрушение всех колодцев, нефтеперерабатывающих заводов и портовых сооружений в Баликпапане. Разрушения фактически начались уже 18 января. На нефтяных месторождениях Луизы, расположенных к северу от Баликпапана, голландские бригады по сносу демонтировали обрезанные на глубину 15 метров обсадные трубы, которые затем были сброшены в скважины вместе с плунжерами насосов и вспомогательными штангами. Для завершения работы вслед за ними бросали такие материалы, как болты, гайки и тяжелые сверла. Наконец, для разрушения обсадных колонн была брошена банка с четырьмя кусками тротила. В течение нескольких дней «все моторы, насосы, динамо-машины и турбины были взорваны». [ 18 ]

В самом Баликпапане сначала были разрушены перегонные кубы и паровые котлы, что заняло около полутора дней; Для обрушения корпусов перегонных кубов потребовалось около тридцати часов «тяжелой топки», после чего команды в течение пяти-восьми часов разрушали котлы. Разрушение сооружений затем продолжалось по всему региону и в самом порту. Сначала команды подожгли причалы, окружив каналы горящим маслом из зажженных бочек с бензином. Затем они взорвали заводы; Завод по производству парафина, склад бочек с смазочным маслом, насосная станция соленой воды — все было взорвано. Недавно построенный оловянный завод на заводе в Пандансари также сгорел. Усилия по разрушению закончились уничтожением лабораторий, нефтебаз и электростанции, а окна по всему городу разбились цепочками взрывов. [ 19 ] К ночи 20 января пламя от разрушений было видно на расстоянии более 100 км. [ 20 ]

Эвакуация (20-23 января)

[ редактировать ]

С середины января 1942 года оставшийся персонал БПМ и гражданское население начали перебрасывать по воздуху из Баликпапана. После падения Таракана три самолета Lockheed Lodestar из состава ML-KNIL и DC-2 из состава KNILM были размещены в Сурабае для выполнения полетов по пополнению запасов и эвакуации. Сотни эвакуированных были доставлены в Сурабаю с аэродрома Манггар, а также с аэродрома Оэлин недалеко от Банджармасина. Однако с 20 января эвакуация из города была возможна только на летающих лодках. Чтобы избежать репрессий, были также эвакуированы инженеры BPM и KNIL, проводившие снос, а также Колейн и Райндерхофф. В ночь на 20 января оба офицера вместе с 25 другими эвакуированными отправились на Яву. В то же время BPM отправила Grumman Goose для эвакуации должностных лиц и сотрудников своей компании, последняя из которых была произведена 23 января. [ 21 ] [ 22 ]

Той ночью MLD также начали эвакуацию, начиная с двух Дорнье из эскадрильи GVT.4, которые совершали поездки туда и обратно между Баликпапаном и Сурабаей. Они эвакуировали командующего военно-морским флотом городского порта и его личный состав, а также группы подрывников, разрушивших буровую площадку в Самбодже. Во время следующего захода 22 января к конвою присоединились еще два Дорнье, но только двое приземлились на реке Уэйн и эвакуировали 58 членов группы подрывников BPM и оставшийся наземный персонал MLD. Несмотря на плохую погоду и проблемы с топливом, самолетам удалось приземлиться в Сурабае. Из двух других Дорнье одному пришлось вернуться из-за плохой погоды, а другой разбился и взорвался при попытке приземлиться на Сунгай Уэйн, в результате чего погибли четыре из пяти летного экипажа. На протяжении всей эвакуации пылающие в городе костры помогали направлять самолеты внутрь, поскольку их было видно за целый час полета. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Остальная часть группы по сносу, 87 европейцев и 10 индонезийцев из BPM и других компаний, при поддержке 140 индонезийских носильщиков, направились в Банджармасин. Когда японские войска перерезали путь, носильщики убежали, и команда решила разделиться на более мелкие группы, которые попытаются достичь Самаринды II в своем собственном темпе. Самая большая группа в конце концов достигла аэродрома в конце февраля и была эвакуирована на Яву, а другая группа достигла аэродрома 8 марта, когда Нидерланды капитулировали. Из остальных небольших групп несколько достигли Банджармасина на перахусе (лодке), две группы достигли Явы после капитуляции и одна достигла Ломбока. Однако были и те, кто был захвачен и убит японскими войсками. Всего из 87 европейцев выжил 41. [ 24 ]

Перехват флота (21-23 января)

[ редактировать ]
Голландская подводная лодка К-XVIII

В 17:00 21 января японский флот вторжения в составе одного легкого крейсера, десяти эсминцев, четырех тральщиков, трех охотников за подводными лодками, трех патрульных катеров и шестнадцати транспортных кораблей покинул Таракан и направился в Баликпапан. В тот же день самолет MLD Dornier заметил флот, но тяжелые облака, сильный ветер и продолжительный дождь не позволили самолету застать флот в тени. На следующий день подводным лодкам ВМС США S-40 , Pickerel , Porpoise , Saury , Spearfish и Sturgeon было приказано перехватить флот. Позже к ним присоединились голландские подводные лодки К-XIV и К-XVIII . Стерджен выпустил по конвою несколько торпед и сообщил, что потопил три корабля. Однако послевоенные записи не подтвердили каких-либо повреждений конвоя. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

23 января американский гидросамолет PBY Catalina из патрульного крыла 10 заметил флот в 12:20 и следил за ним в течение часа. целых три волны голландских бомбардировщиков Martin B-10 (всего 19) в сопровождении до 12 самолетов Brewster Buffalo С 16:25 на флот атаковали . Первая и вторая волны не достигли цели, и многие были вынуждены вернуться из-за плохой погоды. На третьей волне голландские самолеты узко поразили « Кавакадзе» , слегка повредили транспортный корабль «Тацугами Мару» и потопили транспортный корабль « Нана Мару» , ценой сбитого бомбардировщика «Мартин». [ 28 ] [ 29 ]

Несмотря на эти атаки, в 22:30 японцы начали высадку на Баликпапане, когда рейдовое подразделение полковника Канауджи высадилось и пробилось через залив, чтобы приземлиться за линиями обороны ван ден Хугенбанда. Позже, в 01:40 24 января, подразделение захвата аэродрома и штурмовое подразделение генерала Сакагути погрузились на свои десантные корабли и также начали свой путь к пляжам. [ 30 ]

Земельное обязательство (23-25 ​​января)

[ редактировать ]

Около полуночи до ван ден Хугенбанда дошли сообщения о движении судов в заливе Баликпапан, направляющихся к позиции Кландасан. Густой дым от горящих объектов мешал голландским прожекторам наблюдать за береговой линией перед ними, что позволило рейдовому отряду Канауджи беспрепятственно плыть в реку Уэйн в тылу голландских линий. Голландский патруль вскоре сообщил об этом перемещении ван ден Хугенбанду, который приказал 2-й роте обезопасить голландские 120-мм орудия и отправил Overvalwagen бронемашины для патрулирования и сообщения о любых действиях вражеских войск на пути их отступления внутрь страны. 24-го числа в 03:30 рейдовое подразделение вошло в устье реки Уэйн, где их встретили два индонезийских полицейских, которые провели их вглубь страны. [ 31 ] [ 32 ]

На рассвете 2-я рота сообщила, что им удалось помешать Канауджи достичь Баликпапана и поставить под угрозу их путь отступления. Тем не менее, в 06:30 ван ден Хугенбанд получил сообщение о том, что японские войска продвигаются на восток к своим оборонительным линиям, а к 07:00 японские войска приближались к позиции Кландасан. Имея в своем распоряжении мало резервов, ван ден Хугенбанду пришлось выбирать, следует ли ему усилить позиции Кландасана или попытаться прорваться через рейдовый отряд и отступить вглубь страны. Поскольку в защите разрушенного города не было особого смысла, ван ден Хугенбанд решил сделать последнее. Он проинформировал генеральный штаб в Бандунге о своем решении и приказал своим войскам уничтожить орудия, прожекторы и радиостанцию ​​и укрепить тыловую оборону для прорыва. [ 31 ] 2-й роте было приказано перейти в наступление, захватить и удерживать насосную станцию ​​реки Уэйн, чтобы дать возможность остальным силам отступить. Позже, хотя донесений от них не поступало, у ван ден Хугенбанда сложилось впечатление, что 2-й роте удалось удержать насосную станцию ​​и что патрули сверхвальвагенов защитили пути отхода от японских войск. В 09:00 он собрал свои войска и их семьи, всего 700 человек, на примерно 100 грузовиках и других транспортных средствах. Под предводительством овервальвагена они начали прорыв вглубь страны и отступили к Батохампару (Бату Ампар). [ 33 ]

Войска Канауджи в конце концов высадились в 17:30 того же дня. 25-го числа рейдовый отряд разделился: одно подразделение продвигалось, чтобы захватить насосную станцию, другое продвигалось к Баликпапану, а остальные основные силы продвигались по дороге между Бату-Ампаром и Баликпапаном. В 14:40, когда основные силы продвинулись в Бату-Ампар, они разбили голландские войска (неизвестно, либо 2-я рота, либо части колонны ван ден Хугенбанда) и взяли их в плен, фактически отрезав любой путь отступления вглубь страны. [ 32 ]

Ранее, в 02:40 24-го числа, аэродромные захватно-штурмовые части высадились, не встретив сопротивления, и к рассвету захватили аэродром и мосты. Несмотря на то, что войска ван ден Хугенбанда разрушили мосты на прибрежной дороге, войскам Ямамото удалось ночью достичь северной оконечности Баликпапана. К 04:00 25-го числа штурмовой отряд без сопротивления вошел в Баликпапан. [ 34 ] С наступлением темноты рейдовому отряду удалось соединиться со штурмовым отрядом, когда они вошли в город, и вместе с ним Баликпапан оказался в руках японцев. [ 35 ]

[ редактировать ]
Военный корабль США «Джон Д. Форд» с командиром Полом Х. Талботом на борту возглавил ночную атаку на японские транспорты на Баликпапане.

Когда японские войска погрузились на свои десантные корабли и направились к Баликпапану, голландская подводная лодка HNLMS K-XVIII под командованием лейтенанта-коммандера Карела Эй Джей ван Велла Гроеневелда вступила в контакт с конвоем вторжения в Баликпапан. В 00:35 ван Велл Грюнвельд выпустил три торпеды по «1400-тонному эсминцу», который на самом деле был крейсером «Нака» . После того, как все торпеды не прошли мимо «Наки», подводная лодка выпустила еще одну торпеду, которая поразила и потопила транспортный корабль Цуруга Мару между 00:40 и 00:45, унеся с собой одного члена экипажа и 39 военнослужащих отряда Сакагути. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

Когда Нака и 4-я флотилия эсминцев покинули конвой, чтобы охотиться за К-XVIII , они открыли путь американской 59-й дивизии эсминцев для атаки на теперь уже неохраняемый транспортный конвой. Адмирал Томас Харт ВМС США , командующий Азиатским флотом , собрал ударную группу (Task Force (TF) 5), которая отплыла из залива Кепанг (Купанг), Тимор 20 января . Под командованием адмирала Уильяма Глассфорда и Пола Талбота он состоял из крейсеров «Бойсе» и «Марблхед» и эсминцев «Джон Д. Форд» , «Поуп» , «Пэрротт» , «Пол Джонс» , «Пиллсбери» и «Балмер» . Глассфорд был главнокомандующим, а Талбот возглавлял эсминцы. [ 39 ] [ 40 ]

На тот момент у «Марблхеда» была всего одна работающая турбина, что ограничивало его скорость до 15 узлов. 21 января Бойсе столкнулся с неизведанным рифом у острова Келапа в проливе Сапе , в результате чего в левом киле корабля образовалась рана длиной 120 футов. Вместе с Марблхедом оба крейсера были вынуждены отойти в залив Ваворада под конвоем Балмера и Пиллсбери . Оттуда Бойсе и Пилсбери направились обратно в Тджилатжап (Чилакап), а Марблхед и Балмер направились в сторону Сурабаи. Остальные четыре эсминца под командованием командира Талбота направились в сторону Баликпапана. [ 41 ]

Чтобы сохранить элемент внезапности, Талбот приказал своим эсминцам использовать торпеды в качестве основного оружия атаки в ту ночь и стрелять из орудий только тогда, когда они были израсходованы. Руководствуясь горящими обломками Нана Мару и пылающими огнями Баликпапана, TF 5 вошел в Макассарский пролив сразу после полуночи 24 января. В 02:35 они столкнулись прямо на пути крейсера «Нака» и четырех эсминцев. Один из эсминцев подал сигнал вызова, но корабли Талбота не ответили. Полагая, что это дружественные корабли, японские эсминцы прошли TF 5, не подняв никакой тревоги. [ 42 ]

Десять минут спустя Талбот заметил японский транспортный флот, вырисовывающийся в огне горящих нефтяных месторождений перед ними и охраняемый тремя патрульными катерами, четырьмя тральщиками и четырьмя охотниками за подводными лодками. В 02:57 W-15 заметила эсминцы, но предположила, что это Нака . Пэрротт , а затем Джон Д. Форд и Пол Джонс выпустили по тральщику в общей сложности семь торпед, но все промахнулись из-за неудачного угла. Когда они достигли северной оконечности транспортного флота, Пэрротт выпустил три торпеды в 03:00, поразив Сумануру Мару и вызвав мощный взрыв, в результате которого корабль затонул, поскольку в это время он нес глубинные бомбы и мины. [ 43 ] [ 44 ]

Атака группы 5 на японские транспорты у Баликпапана.

Вскоре после этого W-15 предупредил адмирала Нисимуру о том, что транспортный флот подвергся нападению. Несмотря на тревогу, он отказался поверить, что вражеские корабли смогут проникнуть на якорную стоянку, и предположил, что атака должна быть произведена с К-XVIII. В разгар вновь созданной неразберихи Поуп , Пэрротт и Пол Джонс в 03:06 выпустили в общей сложности 10 торпед, одна из которых попала в « Тацугами Мару» . В результате повреждений, нанесенных налетом голландской авиации накануне, корабль с боеприпасами взорвался и затонул через 30 минут. Затем в 03:14 Талбот повернул TF 5 на юг, стремясь атаковать южную оконечность флота. [ 45 ]

Пять минут спустя Поуп и Пэррот выпустили пять торпед по тому, что, как они предполагали, было эсминцем, но на самом деле это был патрульный катер P-37 . Бывший эсминец времен Первой мировой войны получил три попадания торпед, которые серьезно повредили судно и убили 35 членов его экипажа. Джон Д. Форд и Пол Джонс продолжили атаку на « Куретаке Мару» , но ему удалось уклониться от первых двух торпед. Затем вторая торпеда Пола Джонса попала в мидель корабля, и транспортный корабль вскоре затонул. Поуп , Пэррот и Пол Джонс теперь дали сигнал Тэлботу, что они использовали все свои торпеды, и он разрешил им использовать свои 4-дюймовые орудия на транспортах. [ 46 ] [ 47 ]

Однако в это время формирование TF 5 начало распадаться. Джон Д. Форд взял курс на северо-запад в 03:35, а вскоре за ним последовал Поуп . Затем Джон Д. Форд выпустил две последние торпеды по затонувшему «Цуруга Мару» атаковать Кумагаву Мару и Асахисан Мару , прежде чем одновременно . Снаряды из его 4-дюймовых орудий и пулеметов калибра .50 изрешетили оба корабля, в результате чего погибли 6 членов экипажа в Кумагава Мару и 50 в Асахисан Мару . Однако при этом в 03:47 снаряд попал в корму Джона Д. Форда , ранив четырех членов ее экипажа. Избежав посадки на мель на мелководье, командир эсминца лейтенант-командир. Джейкоб Д. Купер сделал поворот влево и повернул назад, чтобы догнать остальную часть группы 5, которая уже уходила из залива Баликпапан. Джону Д. Форду удалось догнать остальную часть TF 5 только в 06:42, после чего Талбот приказал поднять на эсминце сигнальный флаг: МОЛОДЦЫ. [ 46 ] [ 48 ]

К тому времени адмирал Нисимура и 4-я флотилия все еще преследовали К-XVIII на расстоянии почти шести-семи километров (трех-четырех миль). Лишь в 05:20 он наконец приказал 9-й дивизии эсминцев отрезать путь отхода TF 5. Однако, поскольку никто из них не знал, где находятся американские корабли, Нисимура в конце концов приказал эсминцам 9-го полка возобновить выполнение предыдущей задачи. Когда его флагманский корабль «Нака» вышел на якорную стоянку, чтобы проверить состояние транспортов, он был отделен от 9-й дивизии и в одиночку присоединился к транспортным эшелонам. [ 49 ] [ 50 ]

Ретрит в Самаринду II (24 января – 6 февраля)

[ редактировать ]
Маршрут отступления голландцев из Баликпапана в Самаринду II.

Достигнув Бату-Ампара, ван ден Хугенбанд понял, что японские войска заняли оборонительные позиции, ведущие к насосной станции. Его войскам теперь пришлось отступать через эвакуационные лагеря, после чего к его колонне присоединились несколько сотен женщин и детей, в основном семьи индонезийских солдат. 25 января они получили сообщение о том, что насосная станция реки Уэйн уже находится под контролем Японии. [ 51 ]

Учитывая, что его войска к этому времени слишком утомлены, ван ден Хугенбанд воздержался от нападения на насосную станцию ​​и убедил женщин и детей вернуться в Баликпапан, так как там больше шансов добыть пропитание. Часть из них вернулась в эвакуационный лагерь, а часть осталась в кампунгах (деревнях) вокруг реки Уэйн. Остальные 500 солдат продолжили отступление на север. [ 52 ] [ 53 ]

На протяжении всего отступления голландские войска столкнулись с трудностями при пополнении своего снаряжения и доставке продовольствия, поскольку большая часть продовольственных складов была захвачена японскими войсками. Только дойдя до дороги между Ментавиром и Семои, им удалось найти склады риса в трудовом лагере. 3 февраля колонна достигла кампунга Боэат (Буат) , где получила больше провизии, а также дополнительные разведданные. Местные власти сообщили ван ден Хугенбанду, что японские войска в тот же день оккупировали город Самаринда , но аэродром Самаринда II все еще находился под контролем Нидерландов. [ 52 ]

По совету официальных лиц голландская колонна теперь отступила в Кота-Бангоен (Кота-Бангун), где есть транспортные корабли, которые могут доставить их по реке Махакам в Самаринду II. Больных из колонны перевозили на деревянных лодках ( пераху ) прямо из Буата вниз по течению к Махакаму. После трех дней марша ван ден Хугенбанд и 200 солдат 5 февраля достигли Кота-Бангуна и на следующий день прибыли в Самаринду II. С 7 по 8 февраля их переправили на Яву, хотя часть пехотинцев из колонны в итоге усилила гарнизон, защищавший аэродром. [ 52 ] [ 53 ]

Воздушные атаки союзников на Баликпапан (24–30 января)

[ редактировать ]

24 января

[ редактировать ]

Во время и после оккупации Баликпапана ВВС ABDA, в основном голландские, ежедневно совершают воздушные налеты с аэродрома Самаринда II, чтобы помочь дестабилизировать, если не вытеснить японские силы. 24 января первая волна обрушилась на японские войска в 07:15. В этой атаке участвовали 10 бомбардировщиков Martin B-10 из 1-й эскадрильи VLG-I в сопровождении 14 «Баффало» из эскадрилий 1-VLG-V и 2-VLG-V . Несмотря на сильный огонь японской ПВО, ни один голландский самолет сбит не был. Голландские пилоты утверждали, что потопили транспортный корабль, повредили еще один и снова нанесли удар по эсминцу «Кавакадзе» . Тем не менее, японские отчеты показали, что в результате атаки не было повреждено или потоплено ни одно судно. [ 54 ] [ 55 ]

Примерно в 08:00 три «Зеро» ВМС Японии , действовавшие из Таракана, совершили обстрел аэродрома Самаринда II. KNILM DC-3 с тремя эвакуированными BPM на борту был оседлан, но сумел совершить аварийную посадку в джунглях. Позже их спасла группа даяков и миссионер, хотя один из эвакуированных БПМ заранее скончался от ран. Голландский зенитный огонь с аэродрома сбил «Зеро», который разбился целым, что позволило голландским войскам получить информацию о сильных и слабых сторонах истребителя. [ 56 ]

США Между 09:00 и 09:50 восемь B-17 Flying Fortress 7-й и 19-й бомбардировочной группы , вылетевшие из Маланга, атаковали корабли, стоящие на якоре. B-17 сбили двух Зеро, перехвативших строй, при этом три бомбардировщика были слегка повреждены и ни одного попадания не было. [ 54 ] [ 55 ] Позже во второй половине дня 14 Buffalo из 1-й эскадрильи VLG-V, а затем 10 Martin B-10 вылетели из Самаринды II для разведки и бомбардировки позиций японских войск. Густые облака и японский зенитный огонь рассеяли порядки, и в результате атаки не было достигнуто ни одного попадания, но им удалось сбить два самолета-разведчика Mitsubishi F1M «Пит» . [ 57 ] Когда волна атаки пришла в 15:30, шесть Зеро и Бэбс поймали их во время второго рейда. Три Зеро обстреляли и уничтожили три Мартина B-10. Три «Буйвола» из 1-VLG-V попытались выбить истребители, но «Зеро» сбили двоих из них. One Zero в конечном итоге был сильно поврежден зенитным огнем и утонул в море. [ 58 ]

25 января

[ редактировать ]

На следующий день атака началась с развертывания девяти самолетов Martin B-10 из 1-й эскадрильи VLG-I. И снова непогода разбросала строй. Когда бомбардировщики достигли Баликпапана в 08:00, их сразу же атаковали четыре Зеро. В 25-минутном воздушном бою «Зеро» сбили одного «Мартина» и повредили трех других, потеряв при этом одного в результате оборонительного огня бомбардировщика. Остальные бомбардировщики затем были переброшены на аэродром Оэлин в Банджармасине. [ 59 ]

Голландцы также отправляют 6 буйволов из 2-й эскадрильи VLG-V для вооруженной разведки вокруг Баликпапана. Полет не дал результатов, поскольку густой дым и густой дождь затмили обзор пилоту. Как только «Баффало» вернулись около 09:30, 27 бомбардировщиков Mitsubishi G4M «Бетти» обстреляли Самаринду II с высоты 21 000 футов (6 400 м), что сделало их неуязвимыми для голландской ПВО. Три «Баффало» взлетели и попытались их перехватить, но не повредили и не сбили ни одного бомбардировщика. В результате рейда взлетно-посадочные полосы Самаринды II частично вышли из строя и были повреждены два Буйвола. Позже, в 15:30, четыре «Зеро» и «Бабс» обстреляли аэродром и уничтожили «Мартин» и «Баффало». [ 60 ]

Американцы продолжили эту атаку, отправив в 11:00 восемь B-17 из 7-й и 19-й бомбардировочной группы. Плохая погода вынудила четверых из них по пути повернуть обратно в Маланг, причем трое из четырех в конечном итоге совершили вынужденную посадку на пляже острова Мадура из-за нехватки топлива. Постигнув ту же участь, что и голландские самолеты до них, оставшиеся «Летающие крепости» были быстро перехвачены японскими «Зеро». Защитникам B-17 удалось сбить два из них, но один из четырех B-17 был настолько сильно поврежден, что ему пришлось совершить вынужденную посадку в Оэлине. К концу дня атаки не принесли никакого ущерба или потерь японскому флоту. [ 61 ] [ 35 ]

27 января

[ редактировать ]

Следующий рейд состоялся через два дня, поскольку сильная облачность не позволяла японцам и союзникам вообще начать какие-либо атаки. Предварительно ML-KNIL отозвала большую часть своих самолетов Martin-B10 и Buffalos с Борнео в период с 25 по 27 января, поскольку открытие Самаринды II сделало его бесполезным в качестве эффективного аэродрома. 25 января Мартины были отведены в Макассар вылетели в Бандоенг (Бандунг) , откуда на следующий день . Буйволы, с другой стороны, отступили в Банджармасин, прежде чем улететь в Сурабаю. 26 января командование ABDAIR приказало ML-KNIL и 5-му бомбардировочному командованию USAAF продолжить бомбардировки Баликпапана. 27-го, 7-го и 19-го числа бомбардировочная группа выслала из Маланга шесть «Летающих крепостей». Несмотря на то, что одному из них пришлось повернуть назад из-за плохой погоды, в 13:00 бомбардировщики нанесли удары по гидросамолетному тендеру «Сануки Мару» , вынудив его отойти в Макассарский пролив . [ 62 ] [ 63 ]

Примерно в то же время шесть Зеро и Бэбс из Таракана совершили набег на флот Мартинов B-10 в Оэлине, которым все еще было поручено продолжать атаки на Баликпапан. Попытки голландцев сбить рейдеров из своих пушек Льюиса и средних пулеметов провалились, и все шесть «Мартинов» 3-VLG-III эскадрильи были уничтожены. Кроме того, серьезные повреждения получили еще три «Мартина» из 1-й эскадрильи VLG-I. Из-за этой потери ABDAIR может рассчитывать исключительно на американцев и их тяжелые бомбардировщики в продолжении миссии. [ 64 ]

29 января

[ редактировать ]

Два дня спустя пять «Летающих крепостей» совершили еще одну атаку на японский флот. Один из бомбардировщиков вернулся по пути, а остальные четыре были атакованы 13 Зеро в течение 30 минут над Баликпапаном. Один B-17 разбился на обратном пути из-за повреждений. Американцы считали, что им удалось сбить шесть «Зеро», но японские записи указывают, что только один был сбит, а еще один был поврежден при приземлении на аэродроме Манггар. [ 65 ] [ 66 ]

30 января

[ редактировать ]

На следующий день 19-я бомбардировочная группа провела два отдельных налета, оба из которых также не причинили никакого ущерба. Первый дневной налет трех B-17 не увенчался успехом, так как всем трем бомбардировщикам пришлось повернуть назад в пути из-за плохой погоды и отказа двигателей. Позже той же ночью два бомбардировщика LB-30 атаковали флот по отдельности с интервалом примерно в час, но безрезультатно. Эта ночная атака была последней попыткой союзников остановить наступление японского флота в контексте битвы при Баликпапане. [ 67 ]

Последствия

[ редактировать ]

После завершения оккупации городского района Баликпапана накануне, отряд Сакагути начал подавление оставшегося голландского сопротивления и 26 января создал аэродром Манггар. Хотя голландцы полностью разрушили нефтеперерабатывающие заводы и другие вспомогательные объекты, японским оборонительным подразделениям удалось отремонтировать нефтяные месторождения и поддерживать их работу с июня 1942 года по август 1943 года, когда первые воздушные налеты союзников снова начали их бомбардировать. Обладая высоким октановым числом, нефтеперерабатывающий завод в Баликпапане широко использовался для поддержки японских военных операций на юго-западном Тихоокеанском театре военных действий. Аэродром Мангар был отремонтирован 27 января, и на следующий день там приземлились девять Зеро 23-й воздушной флотилии, а к 30-му числа на аэродроме разместился штаб. Отряд Сакагути также разместил в городе свои основные силы и установил военную администрацию. [ 66 ] [ 68 ]

Тории . до сих пор стоят на кладбище японской армии в Баликпапане

В целом потери отряда Сакагути в ходе операции составили восемь человек убитыми на суше и 39 на море (когда Цуруга Мару затонул). В составе японского флота погиб не менее 121 военно-морской экипаж. [ 69 ] В целом материальные потери японцев составили (в скобках указан груз корабля): [ 70 ]

Затонул:

  • Нана Мару (Авиационное топливо)
  • Цуруга Мару (штаб полевого артиллерийского дивизиона, одна батарея полевой артиллерии, штаб зенитного дивизиона, одна зенитная батарея, медицинская часть)
  • Суманура Мару (Мины и глубинные бомбы)
  • Тацугами Мару (Боеприпасы)
  • Куретаке Мару (штаб 3-го батальона, 12-я рота, 3-я пулеметная рота)

Сильно повреждены:

  • Патрульный катер П-37
  • Асахисан Мару

Немного повреждено:

Нана Мару , вверху справа.
Цуруга (Туруга) Мару , часть кораблей класса Лима Мару .
Суманоура Мару , часть кораблей класса Эйхуку Мару справа.
Тацугами (Татуками) Мару , слева.
Сануки Мару — часть корабля класса Садо Мару .

Из 1100 голландских защитников только 200 удалось добраться до Самаринды II 6 февраля, откуда большинство из них было эвакуировано на Яву. [ 52 ]

В ходе морского боя TF 5 израсходовала 48 торпед, но сумела потопить только четыре из 12 транспортов с семью подтвержденными попаданиями (уровень успеха 15%). Эти плохие характеристики в основном вызваны ненадежностью торпеды Mark 15 , которая имеет тенденцию либо заходить глубже заданной глубины, либо выходить из строя при попадании в цель. [ 71 ] Командира Талбота также критиковали за атаку транспортов на высокой скорости, что могло снизить точность торпед, которыми также управляли неопытные экипажи. [ 72 ]

Несмотря на то, что сражение не повлияло на предотвращение захвата Баликпапана, это все равно было первое надводное сражение в Юго-Восточной Азии, в котором участвовал ВМС США после битвы при Манильском заливе в 1898 году. [ 71 ] Его успех помог поднять боевой дух американцев и дал голландцам понять, что их союзник не уклоняется от боя. Баликпапан оставался под контролем Японии до июля 1945 года, когда войска под руководством австралийцев освободили город.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 582
  2. ^ Де Йонг (1984), с. 823
  3. ^ Реммелинк (2018) , с. 17
  4. ^ Jump up to: а б с д Вомак (2016) , с. 121
  5. ^ Реммелинк (2018) , с. 25
  6. ^ Реммелинк (2015) , с. 354
  7. ^ Реммелинк (2015) , стр. 179, 351
  8. ^ Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 585
  9. ^ Jump up to: а б Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 586
  10. ^ Вомак (2016), с. 59
  11. ^ Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 587
  12. ^ Де Йонг (1984), с. 824
  13. ^ Реммелинк (2018) , с. 177
  14. ^ Реммелинк (2015) , с. 349
  15. ^ Де Йонг (1984), с. 821
  16. ^ Вомак (2006) , с. 85
  17. ^ Кен (2017), с. 80
  18. ^ Кен (2017), с. 81
  19. ^ Кен (2017), с. 82
  20. ^ Де Йонг (1984), с. 825
  21. ^ Jump up to: а б Бур (1987), с. 171
  22. ^ Jump up to: а б Вомак (2006) , с. 86
  23. ^ Вомак (2016) , с. 116
  24. ^ Де Йонг (1984), с. 831
  25. ^ Кокс (2014), с. 153
  26. ^ Вомак (2016), с. 117
  27. ^ Стилле (2019), стр. 40.
  28. ^ Бур (1987), с. 199
  29. ^ Реммелинк (2018) , с. 188
  30. ^ Реммелинк (2015) , с. 337
  31. ^ Jump up to: а б Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 590
  32. ^ Jump up to: а б Реммелинк (2015) , с. 359
  33. ^ Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 591
  34. ^ Реммелинк (2018) , с. 358
  35. ^ Вомак (2016), с. 118.
  36. ^ Реммелинк (2018) , с. 188.
  37. ^ Реммелинк (2015) , с. 357.
  38. ^ Управление военно-морской разведки ВМС США (2017), стр.12.
  39. ^ Вомак (2016), с. 119
  40. ^ Кокс (2014), с. 153-54
  41. ^ Кокс (2014), с. 155-156
  42. ^ Кокс (2014), с. 158
  43. ^ Реммелинк (2018) , с. 189
  44. ^ Кокс (2014), с. 159
  45. ^ Jump up to: а б Кокс (2014), с. 160-161
  46. ^ Вомак (2016), с. 160
  47. ^ Реммелинк (2018) , с. 191
  48. ^ Кокс (2014), с. 161
  49. ^ Реммелинк (2018) , с. 190
  50. ^ Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 635
  51. ^ Jump up to: а б с д Королевская голландская Ост-Индская армия (1948) , с. 636
  52. ^ Jump up to: а б Де Йонг (1984), с. 830.
  53. ^ Jump up to: а б Бур (1987), с. 179
  54. ^ Jump up to: а б Реммелинк (2018) , с. 194
  55. ^ Бур (1987), с. 181
  56. ^ Бур (1987), с. 182
  57. ^ Бур (1987), с. 183-185
  58. ^ Бур (1987), стр. 186, 188.
  59. ^ Бур (1987), стр. 186-187.
  60. ^ Бур (1987), с. 188-189
  61. ^ Бур (1987), с. 191, 193, 196
  62. ^ Реммелинк (2018) , с. 198
  63. ^ Бур (1987), с. 194
  64. ^ Бур (1987), с. 195
  65. ^ Бур (1987), с. 196
  66. ^ Реммелинк (2015) , с. 359-360.
  67. ^ Лонштейн (2021), стр.45
  68. ^ Реммелинк (2015) , с. 358
  69. ^ Jump up to: а б Вомак (2016), с. 121
  70. ^ Кокс (2014), с. 162.
  • Бур, ПК (1987), Воздушный бой вокруг Борнео, декабрь 1941 г. - февраль 1942 г. [ Воздушный бой вокруг Борнео, декабрь 1942 г. - февраль 1942 г. ] (на голландском языке), Хаутен: Ван Холкема и Варендорф, ISBN  90-269-4253-2
  • Кокс, Джеффри (2014). Восходящее солнце, падающее небо: катастрофическая кампания в Яванском море во время Второй мировой войны . Лондон, Англия: Osprey Publishing. ISBN   978-1-4728-1060-1 .
  • Де Йонг, Ло. (1984). Королевство Нидерландов во Второй мировой войне : Часть 11а – Голландская Ост-Индия I. Лейден: Мартинус Нийхофф. ISBN   978-90-247-8044-0 .
  • Кен, Дональд М. (2017), В высшей степени трагично: жертвоприношение азиатского флота США в Ост-Индии во время Второй мировой войны , Центр города Даллес, Вирджиния: Potomac Books, ISBN  978-1-61234-920-6
  • «Борьба на Восточном Борнео в январе, феврале и марте 1942 года (1)» (PDF) . Военный зритель . Официальные сообщения от Kon. Голландско-индийская армия (на голландском языке) (10): 582–591. 1948 год.
  • Лонштейн, Марк. (2021). Нидерландская Ост-Индская кампания 1941–42: поиски нефти Японией . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN   978-1-4728-4352-4 .
  • Управление военно-морской разведки ВМС США. (2017). Кампания в Яванском море: Боевые рассказы - издание, посвященное 75-летию . Вашингтонская военно-морская верфь, округ Колумбия: Командование военно-морской истории и наследия. ISBN   978-1-943604-04-3 .
  • Реммелинк, Уильям, изд. (2015), Вторжение в Голландскую Ост-Индию , Лейден, Нидерланды: издательство Лейденского университета, ISBN  978-90-8728-237-0
  • Реммелинк, Уильям, изд. (2018), Операции военно-морского флота в голландской Ост-Индии и Бенгальском заливе , Лейден, Нидерланды: издательство Лейденского университета, ISBN  978-90-8728-280-6
  • Стилле, Марк. (2019). Яванское море, 1942 год: завоевание Японией Нидерландской Ост-Индии . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1472831613.
  • Вомак, Том (28 февраля 2006 г.), Военно-морские силы Нидерландов против Японии: защита Нидерландской Ост-Индии, 1941–1942 , Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, ISBN  978-0786423651
  • Вомак, Том (2016), Защита малайского барьера союзниками, 1941–1942 , Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, ISBN  978-1-4766-6293-0
  • Костелло, Джон (2002), «Война на Тихом океане», Perennial – HarperCollins , ISBN   0-688-01620-0

1 ° 14'46 "ю.ш. 116 ° 49'18" в.д.  /  1,24611 ° ю.ш. 116,82167 ° в.д.  / -1,24611; 116,82167

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 275a87a271ce0a23e85bbcaca12c66b7__1712475780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/b7/275a87a271ce0a23e85bbcaca12c66b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Balikpapan (1942) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)