Jump to content

Битва за Макассарский пролив

Координаты : 7 ° 30'ю.ш., 115 ° 30' в.д.  / 7,500 ° ю.ш., 115,500 ° в.д.  / -7,500; 115.500
Битва за Макассарский пролив
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанская война.
Военный корабль США Марблхед
Военный корабль США Marblehead в феврале 1942 года, демонстрирующий повреждения от бомбы, полученные в бою.
Дата 4 февраля 1942 г.
Расположение
Результат Победа Японии
Воюющие стороны
Нидерланды Нидерланды
 Соединенные Штаты
Японская империя Япония
Командиры и лидеры
Карел Дорман Японская империя Нисидзо Цукахара
Сила
4 крейсера
7 эсминцев
37–45 самолетов (оценка союзников)
60 бомбардировщиков наземного базирования (японские отчеты)
Жертвы и потери
70 моряков убиты
2 крейсера повреждены
4+ самолетов уничтожено

Битва в Макассарском проливе , также известная как битва в проливе Мадура , битва к северу от пролива Ломбок и битва в море Флорес , — морское сражение на Тихоокеанском театре войны военных действий Второй мировой . Американско -британско-голландско-австралийский (ABDA) флот под командованием Шаут-бидж-нахта ( контр-адмирала ) Карела Дормана направлялся на перехват японского конвоя вторжения, который, как сообщалось, направлялся в Сурабаю (на самом деле его пунктом назначения был Макассар), когда он был атакован 36 средними бомбардировщиками Mitsubishi G4M 1 «Бетти» и 24 Mitsubishi G3M 2 «Нелл» средними бомбардировщиками , что вынудило флот отступить.

Бой произошел 4 февраля 1942 года в Яванском море , ближе к Кангеанским островам, чем к Макассарскому проливу . Это сражение не следует путать с битвой при Баликпапане , произошедшей неделей ранее, 24 января 1942 года, которую также иногда называют «битвой при Макассарском проливе».

В конце января японские войска захватили северное и западное побережье Борнео и большую часть Малуку (Молуккские острова). На восточном побережье Борнео японские войска оккупировали нефтяные объекты и порты Баликпапана. [ 1 ] и Таракан , [ 2 ] и на Целебесе города Менадо [ 3 ] и Кендари [ 4 ] тоже упал. Чтобы получить полный контроль над Макассарским проливом, японцам необходимо было захватить города Макассар и Банджармасин .

1 февраля командование союзников получило сообщение с самолета-разведчика: в Баликпапане японские силы вторжения, состоящие из 20 транспортных кораблей, трех крейсеров и 10 эсминцев , готовились к отплытию. 2 февраля адмирал Томас К. Харт , вице-адмирал ( вице-адмирал ) Конрад Хелфрич , контр-адмирал Уильям А. Глассфорд и ( коммодор ) Джон Коллинз, РАН встретились в Палембанге ; Предложение Хелфриха о создании ударной группы было одобрено. [ 5 ] На следующий день он был сформирован под командованием Шаут-бий-нахта (контр-адмирала) Карела Дормана и начал принимать поставки на острова Гили , к югу от Мадуры .

Силы ABDA состояли из четырех крейсеров ( HNLMS De Ruyter , который был флагманом, Tromp и USS Houston и Marblehead ) в сопровождении семи эсминцев ( HNLMS Banckert , Piet Hein , Van Ghent , USS Barker , Bulmer , John D. Edwards и Стюарт ). [ 6 ]

Утром 3 февраля ударная группа ABDA была замечена группой из примерно 30 японских бомбардировщиков, которые, как сообщается, направлялись в сторону Сурабаи. Семь бомбардировщиков проявили особый интерес к ударной группировке и начали кружить над кораблями. Корабли сначала рассредоточились на более глубокой воде, но самолеты ушли, не атаковав, и ударная группа возобновила прием припасов.

Около полуночи корабли направились к Мейндертс-Дрогте (Риф Мейндертс; позже Каранг Мас), у северо-восточной оконечности Явы. Последний корабль прибыл около 05:00 4 февраля. В 09:30 ударная группа получила сообщение о том, что воздушные патрули из Макассара заметили японцев, очевидно направлявшихся в Сурабаю. Утром 4 февраля ударная группа ABDA направилась к Макассарскому проливу в поисках японских сил вторжения, которые, как сообщалось, проходили через пролив и теперь, как сообщается, включали в себя три крейсера и 18 эсминцев, сопровождающих транспорты и другие корабли под командованием Сё-сё (контр-адмирала) Такео Такаги .

В 09:49, когда ударная группа Дормана находилась к югу от островов Кангеан , японские бомбардировщики были замечены на востоке моряками с кораблей ABDA. Японские самолеты летели четырьмя V-образными формами на высоте около 16 404 футов (5 000 м).

Самолеты атаковали крейсеры союзников. Первой целью был Марблхед , и бомбы упали примерно в 262 футах (80 м) перед кораблем. Во время второй атаки Марблхед получил два прямых попадания и один опасный промах. Два прямых попадания пробили палубу, убили 15 членов экипажа и лишили корабль возможности маневрировать; Марблхед теперь мог плавать только кругами. В результате промаха также образовалась дыра размером 3 × 1 м (9,8 × 3,3 фута) возле днища корабля. Однако последующие нападения на Марблхеда были менее интенсивными.

Хьюстон сначала успешно уклонился от бомб, но во время последней атаки получил серьезный удар; Бомба попала в палубу возле кормовой артиллерийской башни , в результате чего погибло 48 членов экипажа. Задние орудия пришли в негодность.

После ударов по Хьюстону и Марблхеду самолеты сосредоточились на Де Рюйтере , который уклонился от четырех атак и получил лишь незначительные повреждения системы управления огнем своих 40-мм орудий.

Примерно в 13:00 Дорман приказал своим кораблям вернуться на запад и дал Харту сигнал, что без истребительной защиты продвинуться к Макассарскому проливу будет невозможно из-за угрозы со стороны бомбардировщиков. Хьюстон и Тромп уже прошли на юг через пролив Алас и находились южнее пролива. Марблхед и четыре американских эсминца пошли на юг через пролив Ломбок . Де Рюйтер и три голландских эсминца также оставались у Марблхеда до пролива Ломбок. Оба американских крейсера направились в Тджилатжап , чтобы обеспечить ремонт и медицинскую помощь своим раненым.

Последствия

[ редактировать ]

Японские летные экипажи сообщили о том, что во время атаки были потоплены три крейсера: один крейсер класса « Августа » , один «Тромп» крейсер типа и один «Ява» крейсер типа . Однако во время атаки кораблей последнего класса не было, и только «Марблхед» и «Хьюстон» получили повреждения.

В Тджилатжапе Хьюстон и Марблхед перевезли раненых в больницу и похоронили мертвых. В сухой док «Марблхед» не поместился, но дыру в корпусе временно заделали, и корабль направился к восточному побережью США — через Цейлон и Южную Африку — для ремонта. Хьюстон смог продолжить службу в составе флота ABDA.

Отступление ударной группировки привело к тому, что японцы взяли под свой контроль Макассарский пролив и тем самым усилили контроль над западной частью Голландской Ост-Индии.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Л, Клемен (1999–2000). «Взятие Баликпапана, январь 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
  2. ^ Л, Клемен (1999–2000). «Захват острова Таракан, январь 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года.
  3. ^ Л, Клемен (1999–2000). «Падение Менадо, январь 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
  4. ^ Л, Клемен (1999–2000). «Падение Кендари, январь 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
  5. ^ Л, Клемен (1999–2000). «Вице-адмирал Конрад Эмиль Ламберт Хелфрих» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года.
  6. ^ Мьюир, Дэн. «Боевой порядок, битва при Макасарском проливе, 4 февраля 1942 года» .


7 ° 30'ю.ш., 115 ° 30' в.д.  / 7,500 ° ю.ш., 115,500 ° в.д.  / -7,500; 115.500

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6f69bb513078b316856695e7b0a36b9__1687732200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/b9/f6f69bb513078b316856695e7b0a36b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Makassar Strait - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)