Карел Дорман
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2018 г. ) |
Карел Дорман | |
---|---|
![]() Швейцар в 1930 году | |
Имя при рождении | Чарльз Виллем Фредерик Мари Дорман |
Рожденный | Утрехт , Нидерланды | 23 апреля 1889 г.
Умер | 28 февраля 1942 г. Яванское море | (52 года)
Верность | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Лет службы | 1906–1942 |
Классифицировать | Контр-адмирал |
Команды удержаны |
|
Конфликт | |
Награды |
Карел Виллем Фредерик Мари Дорман (23 апреля 1889 — 28 февраля 1942) — голландский военно-морской офицер, который во время Второй мировой войны командовал остатками недолговечного американо-британско-голландско-австралийского командования военно-морских ударных сил в битве в Яванском море . Он погиб в бою, когда его флагман HNLMS De Ruyter был торпедирован во время боя, решив затонуть вместе с кораблем .
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Швейцар родился в 1889 году в Утрехте . [ 1 ] и вырос католиком в семье военного. В 1906 году он и его брат Лу А.С.М. Дорман были назначены мичманами . В 1910 году произведен в офицеры. [ 1 ] и перебрался в Голландскую Ост-Индию на борту крейсера «Тромп» . В течение первых трех лет службы, с января 1912 по декабрь 1913 года, он был помещен на борт исследовательских судов HNLMS van Doorn и HNLMS Lombok , и ему в основном было поручено составить карту прибрежных вод Новой Гвинеи . В начале 1914 года он вернулся в Нидерланды на борту крейсера « Де Рюйтер» . В марте 1914 года он ходатайствовал о переводе в Авиационную службу . [ нужна ссылка ]
В апреле 1914 года Шорман служил на «Северном Брабанте» во время миссии в Княжество Албания по поиску тела майора Лодевейка Томсона из Международной жандармерии . Перевод Швейцара в Авиационную службу был одобрен в середине 1915 года, и он стал одним из первых морских офицеров, удостоенных пилотского крыла . [ нужна ссылка ]
Военно-морской летчик
[ редактировать ]С 1915 по 1918 год Швейцар служил в Зостерберге в составе авиационной службы. [ 1 ] под командованием капитана (впоследствии майора) инженеров Хенка Валаардта . Там он познакомился с Альбертом Плесманом , наблюдателем, впоследствии ставшим пилотом. В 1915 году Дорман получил лицензию гражданского пилота, а в 1916 году — лицензию военно-морского пилота. С 1917 по 1921 год он был инструктором на авиабазе Состерберг и с октября 1918 года на военно-морской авиабазе Де Кой в Ден-Хелдере . Дорман командовал этой военно-морской авиабазой с 1919 по 1921 год. За свои заслуги как организатора в зарождающейся области морской авиации в 1922 году он был удостоен звания кавалера ордена Оранж-Нассау . [ нужна ссылка ]
Сокращение бюджета и травма руки положили конец активной летной карьере Дормана, но с ноября 1921 по ноябрь 1923 года он посещал Высшее военно-морское училище в Гааге ; [ 1 ] это обучение, которое включало курсы по связи самолетов и военных кораблей, заложило основу для его дальнейшей карьеры. После завершения обучения в декабре 1923 года его направили в военно-морское ведомство в Батавии . [ нужна ссылка ]
Личная жизнь
[ редактировать ]С 1919 по 1934 год Шорман был женат на Жюстин А.Д. Шермер. Их сын Джуп Дорман родился в 1928 году. Брак распался в 1934 году, вскоре после рождения третьего ребенка. В том же году Дорман женился на Изабелле Джей Джей Хейлигерс, от которой у него родился четвертый ребенок.
Позже военно-морская карьера
[ редактировать ]В 1926 году, впервые за одиннадцать лет, Дорман получил более длительную должность на борту броненосного корабля De Zeven Provinciën . До конца 1927 года он был артиллерийским офицером корабля, а позже стал и его первым офицером . В начале 1928 года Дорман вернулся в Нидерланды, где руководил закупкой оборудования для департамента морской авиации Гааги. В 1932 году под его командованием минный заградитель HNLMS Prins van Oranje трижды в том же году плавал в Голландскую Ост-Индию. В том же году он также командовал двумя эсминцами ; Витте де Вит и Эвертсен ; последний участвовал в боевых действиях против повстанцев на HNLMS De Zeven Provinciën в феврале 1933 года. [ нужна ссылка ]
В январе 1934 года Дорман вернулся в Нидерланды вместе с Эвертсеном и провёл три года в качестве начальника штаба командующего флотом в Ден-Хелдере . В 1936 году он подал министру обороны просьбу командовать крейсером в Голландской Ост-Индии. Следовательно, в 1937 году он отправился капитаном в Голландскую Ост-Индию, командуя крейсерами «Суматра» и «Ява» . В августе 1938 года он был назначен командующим морской авиацией в Голландской Ост-Индии. [ 1 ] Из своего штаба на военно-морской авиабазе Сурабая Морокрембанган он совершил ряд инспекционных поездок по архипелагу.
Вторая мировая война
[ редактировать ]16 мая 1940 года Дорману было присвоено звание контр-адмирала , а 13 июня 1940 года на борту легкого крейсера « Де Рюйтер» он принял командование эскадрой, ранее возглавлявшейся контр-адмиралом Г. В. Стёве. [ 2 ] в Сурабае . В начале 1942 года он возглавил остатки Объединенного ударного отряда ABDA .
3 февраля Дорман возглавил группу кораблей, которая отправилась остановить японские силы вторжения, направлявшиеся в сторону Макассара . По пути его флотилия была замечена японцами и подверглась бомбардировке, что вынудило ее повернуть назад после того, как несколько кораблей были повреждены. Этот конфликт был известен как Битва за Макассарский пролив , также называемая Битвой в море Флорес. [ нужна ссылка ]
18 февраля японские войска вторглись на Бали . На следующий день швейцар возглавил еще один отряд, пытавшийся остановить вторжение. Из-за сжатых сроков и проблем с консолидацией его войск было запланировано три волны контратак. Первая волна с участием крейсеров и эсминцев оказалась неудачной, завершившейся потоплением голландского эсминца «Пит Хейн» . Вторая волна, состоявшая из голландского крейсера и нескольких американских эсминцев, также оказалась неудачной, хотя они и нанесли серьезный ущерб японскому эсминцу. Третья волна патрульных катеров не встретила японских войск. Неспособность остановить японцев привела к оккупации Бали. Это сражение известно как битва при проливе Бадунг . [ нужна ссылка ]
Швейцар погиб в бою, когда Де Рюйтер был поражен японской торпедой Long Lance и затонул в битве в Яванском море . Часть экипажа удалось спасти, но Швейцар, следуя военно-морской традиции, решил затонуть вместе со своим кораблем . [ 1 ] 5 июня 1942 года он был посмертно удостоен звания рыцаря 3-го класса Военного Ордена Вильгельма . Медаль была вручена старшему сыну контр-адмирала 23 мая 1947 года лейтенант-адмиралом Конрадом Хелфрихом на борту HNLMS Karel Doorman . На церемонии присутствовал принц Бернхард . [ нужна ссылка ]
«Я атакую, следуй за мной»
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |

Карела Дормана часто удостаивают чести за то, что он подал сигнал «Ik val aan, volg mij» («Я атакую, следуй за мной») во время битвы в Яванском море , которую некоторые сочли доблестной. [ 3 ] Однако один источник сомневается, что он когда-либо произносил эти слова. [ 4 ]
27 февраля 1942 года примерно в 16.00 японцы и союзные эскадрильи заметили друг друга. Карел Дорман понял, что голландский флот превосходит численностью, но, тем не менее, приступил к атаке. Его действия привели к потере флота, и в конечном итоге он затонул вместе со своим кораблем. Орудия двух японских крейсеров имели большую дальность стрельбы, чем орудия союзников, и около 17:00 был подбит британский крейсер HMS Exeter . Двадцать минут спустя голландский эсминец HNLMS Kortenaer был торпедирован, взорвавшись и разломившись на две части. В эскадре союзников возникла путаница по поводу дальнейшего пути, усугубленная тем, что HMS Exeter мог идти только на половине мощности и хотел вернуться в порт Сурабаджи (ныне Сурабая ).
Следуя инструкциям высшего командования, Шурман отдал приказ атаковать при приближении японского флота. Тактическая команда была: «Я атакую, следуй за мной»; он не подавал сигналов в начале боя в Яванском море. Это вольный перевод посланного им сигнала: «Все корабли – следуйте за мной», чтобы исправить путаницу. Бой 27 февраля 1942 года, продолжавшийся с перерывами более семи часов, завершился практически полным уничтожением эскадрильи Шормана. Командир эскадрильи погиб на борту флагманского корабля, который затонул примерно через 90 минут.
Мемориалы
[ редактировать ]четыре корабля Королевского военно-морского флота Нидерландов Его именем названы : эскортный авианосец «Карел Дорман» (QH1) , авианосец «Карел Дорман» (R81) , фрегат «Карел Дорман» (F827) и многоцелевое судно поддержки «Карел Дорман» (А833). .
в В Клоостеркерке Гааге установлена мемориальная доска. Регулярно проводятся памятные даты битвы на Яванском море.
Почести и награды
[ редактировать ]- Кавалер 3-го класса Военного Ордена Вильгельма , посмертно занесен в реестр 5 июня 1942 года. [ 5 ]
- Кавалер Ордена Нидерландского Льва , 21 августа 1941 года.
- Офицер Ордена Оранж-Нассау (ранее назначенный рыцарем)
- Военный мемориальный крест с двумя перекладинами
- Знак отличия за выслугу лет офицерского состава с цифрами XXX.
- Мобилизационный крест 1914–1918 гг.
- Virtuti Militari , Серебряный Крест (Польша)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Клемен, Л. (1999–2000). «Контр-адмирал Карел ВФМ Швейцар» . Веб-сайт Голландской Ост-Индской кампании. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Клемен, Л. (1999–2000). «Контр-адмирал Герхард Вильгельм Штёве» . Веб-сайт Голландской Ост-Индской кампании.
- ^ Данненберг, Хермиен. «Истинное лидерство!? Я атакую... следуйте за мной!!!» [Истинное лидерство!? Я атакую.... следуйте за мной!!!] (на голландском языке). Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года.
- ↑ Судя по всему, этот текст был создан через несколько недель после боя во время журналистского интервью с выжившими. Этот лозунг позже использовался голландцами для пропаганды энтузиазма по поводу возвращения Голландской Ост-Индии. Даллемонд, Каспар (15 января 2014 г.). «Масштаб неправильно понятого сигнала» (на голландском языке). Военный зритель. Архивировано из оригинала 24 ноября 2017 года.
- ^ Королевский указ №. 9 от 5 июня 1942 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Карелом Дорманом, на Викискладе?
- 1889 рождений
- 1942 смертей
- Капитаны, затонувшие вместе с кораблем
- Адмиралы Королевского флота Нидерландов
- Пилоты Королевского флота Нидерландов
- Персонал Королевского флота Нидерландов времен Второй мировой войны
- Голландские военнослужащие погибли во Второй мировой войне
- Кавалеры Серебряного креста Virtuti Militari.
- Рыцари Ордена Нидерландского Льва
- Офицеры ордена Оранж-Нассау
- Военнослужащие из Утрехта (город)
- Рыцари третьего класса Военного ордена Вильгельма