Jump to content

Карел Дорман

Карел Дорман
Швейцар в 1930 году
Имя при рождении Чарльз Виллем Фредерик Мари Дорман
Рожденный ( 1889-04-23 ) 23 апреля 1889 г.
Утрехт , Нидерланды
Умер 28 февраля 1942 г. ( 1942-02-28 ) (52 года)
Яванское море
Верность  Нидерланды
Ветвь  Королевский флот Нидерландов
Лет службы 1906–1942
Классифицировать Контр-адмирал
Команды удержаны
Конфликт
Награды

Карел Виллем Фредерик Мари Дорман (23 апреля 1889 — 28 февраля 1942) — голландский военно-морской офицер, который во время Второй мировой войны командовал остатками недолговечного американо-британско-голландско-австралийского командования военно-морских ударных сил в битве в Яванском море . Он погиб в бою, когда его флагман HNLMS De Ruyter был торпедирован во время боя, решив затонуть вместе с кораблем .

Биография

[ редактировать ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Швейцар родился в 1889 году в Утрехте . [ 1 ] и вырос католиком в семье военного. В 1906 году он и его брат Лу А.С.М. Дорман были назначены мичманами . В 1910 году произведен в офицеры. [ 1 ] и перебрался в Голландскую Ост-Индию на борту крейсера «Тромп» . В течение первых трех лет службы, с января 1912 по декабрь 1913 года, он был помещен на борт исследовательских судов HNLMS van Doorn и HNLMS Lombok , и ему в основном было поручено составить карту прибрежных вод Новой Гвинеи . В начале 1914 года он вернулся в Нидерланды на борту крейсера « Де Рюйтер» . В марте 1914 года он ходатайствовал о переводе в Авиационную службу . [ нужна ссылка ]

В апреле 1914 года Шорман служил на «Северном Брабанте» во время миссии в Княжество Албания по поиску тела майора Лодевейка Томсона из Международной жандармерии . Перевод Швейцара в Авиационную службу был одобрен в середине 1915 года, и он стал одним из первых морских офицеров, удостоенных пилотского крыла . [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

С 1915 по 1918 год Швейцар служил в Зостерберге в составе авиационной службы. [ 1 ] под командованием капитана (впоследствии майора) инженеров Хенка Валаардта . Там он познакомился с Альбертом Плесманом , наблюдателем, впоследствии ставшим пилотом. В 1915 году Дорман получил лицензию гражданского пилота, а в 1916 году — лицензию военно-морского пилота. С 1917 по 1921 год он был инструктором на авиабазе Состерберг и с октября 1918 года на военно-морской авиабазе Де Кой в Ден-Хелдере . Дорман командовал этой военно-морской авиабазой с 1919 по 1921 год. За свои заслуги как организатора в зарождающейся области морской авиации в 1922 году он был удостоен звания кавалера ордена Оранж-Нассау . [ нужна ссылка ]

Сокращение бюджета и травма руки положили конец активной летной карьере Дормана, но с ноября 1921 по ноябрь 1923 года он посещал Высшее военно-морское училище в Гааге ; [ 1 ] это обучение, которое включало курсы по связи самолетов и военных кораблей, заложило основу для его дальнейшей карьеры. После завершения обучения в декабре 1923 года его направили в военно-морское ведомство в Батавии . [ нужна ссылка ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

С 1919 по 1934 год Шорман был женат на Жюстин А.Д. Шермер. Их сын Джуп Дорман [ nl ] родился в 1928 году. Брак распался в 1934 году, вскоре после рождения третьего ребенка. В том же году Дорман женился на Изабелле Джей Джей Хейлигерс, от которой у него родился четвертый ребенок.

Позже военно-морская карьера

[ редактировать ]

В 1926 году, впервые за одиннадцать лет, Дорман получил более длительную должность на борту броненосного корабля De Zeven Provinciën . До конца 1927 года он был артиллерийским офицером корабля, а позже стал и его первым офицером . В начале 1928 года Дорман вернулся в Нидерланды, где руководил закупкой оборудования для департамента морской авиации Гааги. В 1932 году под его командованием минный заградитель HNLMS Prins van Oranje трижды в том же году плавал в Голландскую Ост-Индию. В том же году он также командовал двумя эсминцами ; Витте де Вит и Эвертсен ; последний участвовал в боевых действиях против повстанцев на HNLMS De Zeven Provinciën в феврале 1933 года. [ нужна ссылка ]

В январе 1934 года Дорман вернулся в Нидерланды вместе с Эвертсеном и провёл три года в качестве начальника штаба командующего флотом в Ден-Хелдере . В 1936 году он подал министру обороны просьбу командовать крейсером в Голландской Ост-Индии. Следовательно, в 1937 году он отправился капитаном в Голландскую Ост-Индию, командуя крейсерами «Суматра» и «Ява» . В августе 1938 года он был назначен командующим морской авиацией в Голландской Ост-Индии. [ 1 ] Из своего штаба на военно-морской авиабазе Сурабая Морокрембанган он совершил ряд инспекционных поездок по архипелагу.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

16 мая 1940 года Дорману было присвоено звание контр-адмирала , а 13 июня 1940 года на борту легкого крейсера « Де Рюйтер» он принял командование эскадрой, ранее возглавлявшейся контр-адмиралом Г. В. Стёве. [ 2 ] в Сурабае . В начале 1942 года он возглавил остатки Объединенного ударного отряда ABDA .

3 февраля Дорман возглавил группу кораблей, которая отправилась остановить японские силы вторжения, направлявшиеся в сторону Макассара . По пути его флотилия была замечена японцами и подверглась бомбардировке, что вынудило ее повернуть назад после того, как несколько кораблей были повреждены. Этот конфликт был известен как Битва за Макассарский пролив , также называемая Битвой в море Флорес. [ нужна ссылка ]

18 февраля японские войска вторглись на Бали . На следующий день швейцар возглавил еще один отряд, пытавшийся остановить вторжение. Из-за сжатых сроков и проблем с консолидацией его войск было запланировано три волны контратак. Первая волна с участием крейсеров и эсминцев оказалась неудачной, завершившейся потоплением голландского эсминца «Пит Хейн» . Вторая волна, состоявшая из голландского крейсера и нескольких американских эсминцев, также оказалась неудачной, хотя они и нанесли серьезный ущерб японскому эсминцу. Третья волна патрульных катеров не встретила японских войск. Неспособность остановить японцев привела к оккупации Бали. Это сражение известно как битва при проливе Бадунг . [ нужна ссылка ]

Швейцар погиб в бою, когда Де Рюйтер был поражен японской торпедой Long Lance и затонул в битве в Яванском море . Часть экипажа удалось спасти, но Швейцар, следуя военно-морской традиции, решил затонуть вместе со своим кораблем . [ 1 ] 5 июня 1942 года он был посмертно удостоен звания рыцаря 3-го класса Военного Ордена Вильгельма . Медаль была вручена старшему сыну контр-адмирала 23 мая 1947 года лейтенант-адмиралом Конрадом Хелфрихом на борту HNLMS Karel Doorman . На церемонии присутствовал принц Бернхард . [ нужна ссылка ]

«Я атакую, следуй за мной»

[ редактировать ]
HNLMS Де Рюйтер

Карела Дормана часто удостаивают чести за то, что он подал сигнал «Ik val aan, volg mij» («Я атакую, следуй за мной») во время битвы в Яванском море , которую некоторые сочли доблестной. [ 3 ] Однако один источник сомневается, что он когда-либо произносил эти слова. [ 4 ]

27 февраля 1942 года примерно в 16.00 японцы и союзные эскадрильи заметили друг друга. Карел Дорман понял, что голландский флот превосходит численностью, но, тем не менее, приступил к атаке. Его действия привели к потере флота, и в конечном итоге он затонул вместе со своим кораблем. Орудия двух японских крейсеров имели большую дальность стрельбы, чем орудия союзников, и около 17:00 был подбит британский крейсер HMS Exeter . Двадцать минут спустя голландский эсминец HNLMS Kortenaer был торпедирован, взорвавшись и разломившись на две части. В эскадре союзников возникла путаница по поводу дальнейшего пути, усугубленная тем, что HMS Exeter мог идти только на половине мощности и хотел вернуться в порт Сурабаджи (ныне Сурабая ).

Следуя инструкциям высшего командования, Шурман отдал приказ атаковать при приближении японского флота. Тактическая команда была: «Я атакую, следуй за мной»; он не подавал сигналов в начале боя в Яванском море. Это вольный перевод посланного им сигнала: «Все корабли – следуйте за мной», чтобы исправить путаницу. Бой 27 февраля 1942 года, продолжавшийся с перерывами более семи часов, завершился практически полным уничтожением эскадрильи Шормана. Командир эскадрильи погиб на борту флагманского корабля, который затонул примерно через 90 минут.

Мемориалы

[ редактировать ]

четыре корабля Королевского военно-морского флота Нидерландов Его именем названы : эскортный авианосец «Карел Дорман» (QH1) , авианосец «Карел Дорман» (R81) , фрегат «Карел Дорман» (F827) и многоцелевое судно поддержки «Карел Дорман» (А833). .

в В Клоостеркерке Гааге установлена ​​мемориальная доска. Регулярно проводятся памятные даты битвы на Яванском море.

Почести и награды

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Клемен, Л. (1999–2000). «Контр-адмирал Карел ВФМ Швейцар» . Веб-сайт Голландской Ост-Индской кампании. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 30 марта 2021 г.
  2. ^ Клемен, Л. (1999–2000). «Контр-адмирал Герхард Вильгельм Штёве» . Веб-сайт Голландской Ост-Индской кампании.
  3. ^ Данненберг, Хермиен. «Истинное лидерство!? Я атакую... следуйте за мной!!!» [Истинное лидерство!? Я атакую.... следуйте за мной!!!] (на голландском языке). Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года.
  4. Судя по всему, этот текст был создан через несколько недель после боя во время журналистского интервью с выжившими. Этот лозунг позже использовался голландцами для пропаганды энтузиазма по поводу возвращения Голландской Ост-Индии. Даллемонд, Каспар (15 января 2014 г.). «Масштаб неправильно понятого сигнала» (на голландском языке). Военный зритель. Архивировано из оригинала 24 ноября 2017 года.
  5. ^ Королевский указ №. 9 от 5 июня 1942 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19c6eea781db5e9ea13aab966c34a7f3__1718445840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/f3/19c6eea781db5e9ea13aab966c34a7f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karel Doorman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)