HNLMS Карел Дорман (R81)
![]() HNLMS Карел Дорман
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Почтенный |
Заказал | 7 августа 1942 г. |
Строитель | Кэммелл Лэрд |
Номер двора | 1126 |
Заложен | 3 декабря 1942 г. |
Запущен | 30 декабря 1943 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 ноября 1944 г. |
Выведен из эксплуатации | апрель 1947 г. |
Идентификация | Вымпел номер R63 |
Судьба | Продан в Нидерланды, 1 апреля 1948 г. |
![]() | |
Имя | HNLMS Карел Дорман |
Тезка | Карел Дорман |
Приобретенный | 1 апреля 1948 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 мая 1948 г. |
Выведен из эксплуатации | 29 апреля 1968 г. |
Ремонт |
|
Идентификация | Р81 |
Судьба | Продан в Аргентину 15 октября 1968 г. |
![]() | |
Имя | АРА Двадцать пятое мая |
Тезка | Дата Майской революции |
Приобретенный | 15 октября 1968 г. |
Введен в эксплуатацию | 12 марта 1969 г. |
Выведен из эксплуатации | 1997 |
Не работает | Неработоспособен к 1990 г. |
Ремонт | 1969 |
Порт приписки | Пуэрто-Бельграно Военно-морская база |
Идентификация | V-2 |
Судьба | Поставлены запасные части для Минас-Жерайс , остальные были списаны в 2000 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Колосс класса Авианосец |
Смещение | 19 900 тонн |
Длина | 192 м (629 футов 11 дюймов) |
Луч | 24,4 м (80 футов 1 дюйм) |
Черновик | 7,5 м (24 фута 7 дюймов) |
Установленная мощность | 40 000 л.с. (30 МВт) |
Движение |
|
Скорость | 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час) |
Дополнить | 1,300 |
Вооружение | 12 зенитных Bofors 40 мм L/60 орудий |
HNLMS Karel Doorman (R81) ( голландский : Hr.Ms. Karel Doorman (R81) ) — «Колосс» класса авианосец Королевского военно-морского флота Нидерландов . Бывший британский корабль HMS Venerable , он был продан Нидерландам в 1948 году как легкий ударный авианосец. В 1960 году она участвовала в конфликте по деколонизации западной части Новой Гвинеи с Индонезией . В середине 1960-х годов ее роль была изменена на противолодочный авианосец , и на ее борту находились только противолодочные самолеты и вертолеты. В 1968 году из-за пожара в машинном отделении он был выведен из эксплуатации. В 1969 году он был продан Аргентине и переименован в ARA Veinticinco de Mayo .
Покупка
[ редактировать ]
Построенный на верфи Каммелл Лэрд в Биркенхеде 3 декабря 1942 года, Venerable был спущен на воду чуть более года спустя и вступил в строй 17 января 1945 года.
В 1948 году Venerable короткая карьера в Королевском флоте подошла к концу, когда он был продан Нидерландам и вновь введен в эксплуатацию как HNLMS Karel Doorman , заменив меньший Nairana эскортный авианосец класса одноименный , находившийся на голландской службе.
В 1955-58 годах он был перестроен с наклонной полетной палубой 8 °, новыми лифтами, новым островом, 40-мм зенитными орудиями, паровой катапультой, а также были установлены все новые авиационные средства и электроника, включая новый радар голландского производства. В то же время аналогичная голландская реконструкция была проведена на ее родственном корабле « Минас-Жерайс» .
Круизы
[ редактировать ]
Карел Дорман , фрегат Йохан Мауриц ван Нассау и легкий крейсер Якоб ван Хемскерк совершили путешествие на Нидерландские Антильские острова 2 января 1950 года. На борт «Карела Дормана» прибыл принц Бернхард . Корабли вернулись в Нидерланды 4 мая. [ 1 ]
В 1954 году во время круиза по Северной Америке она посетила Монреаль, Квебек , Канада, для выступления на авиашоу. [ 2 ]
В начале 1959 года корабль совершил путешествие в США ( Ньюпорт, Род-Айленд и Форт-Лодердейл, Флорида ), а затем снова продолжил посещение Антильских островов.


В 1960 году, во время голландской деколонизации и запланированной независимости Западной Новой Гвинеи , территории, на которую также претендовала Индонезия , Карел Дорман отправился в плавание вместе с двумя эсминцами и модифицированным нефтяным танкером, чтобы «показать флаг». Чтобы избежать возможных проблем с союзником Индонезии Египтом на Суэцком канале , она вместо этого обогнула Африканский Рог. Она прибыла во Фримантл , Австралия, где местный профсоюз моряков объявил забастовку в знак сочувствия Индонезии; Экипаж использовал тягу винтов прикованных к палубе самолетов, чтобы подтолкнуть авианосец к доку без буксиров. В дополнение к своему воздушному крылу она переправляла двенадцать истребителей Hawker Hunter для поддержки местных голландских сил обороны, которые она доставила по прибытии в Голландию, Новая Гвинея. Карел Дорман также должен был посетить Иокогаму , Япония, во время азиатского круиза, чтобы отпраздновать 350-летие установления японско-голландских дипломатических отношений, но из-за протестов Индонезии и местных жителей Япония отозвала свое приглашение. [ 3 ]
После переоборудования 1964 года Карел Дорман до конца своей карьеры служила в основном в противолодочном патрулировании НАТО в Северной Атлантике, больше не имея на вооружении ударных самолетов или истребителей в составе своего регулярного воздушного крыла. Карел Дорман за свою карьеру также регулярно проводила различные учения недалеко от Шотландии.
Кризис в Западной Новой Гвинее
[ редактировать ]
Во время кризиса 1960 года Индонезия готовилась к военной операции под названием «Операция Трикора» . Для вторжения ВВС Индонезии (TNI-AU) надеялись потопить этот авианосец поставленными Советским Союзом военно-морскими бомбардировщиками Ту-16КС-1 «Баджер», используя АС-1 «Кеннел» / КС-1 «Комета» противокорабельные ракеты (шесть самолетов были предназначался для нападения на Карела Дормана ). Миссия по нанесению ракетного удара этого бомбардировщика была отменена из-за прекращения огня между Индонезией и Нидерландами; это привело к выводу голландских войск и созданию временной миротворческой администрации Организации Объединенных Наций с последующей передачей Западной Новой Гвинеи Индонезии. [ 4 ]
Вывод из эксплуатации
[ редактировать ]
В 1964 году, после урегулирования вопросов, угрожавших ее бывшим колониальным территориям, и изменения миссии Королевского военно-морского флота Нидерландов в рамках НАТО , в сочетании с огромными затратами на эксплуатацию и содержание авианосца, было решено вывести его из состава оперативного флота путем начало 1970-х годов. Это должно было совпасть с прибытием дальних морских патрульных самолетов, которые должны были взять на себя роль противолодочной обороны, которую Карелу Дорману было поручено выполнять с начала 1960-х годов.
Пожар в котельной 26 апреля 1968 года лишил ее возможности служить в Нидерландах. [ 5 ] Для устранения повреждений от пожара новые котлы были пересажены с недостроенного HMS Leviathan на верфь Wilton-Fijenoord в Роттердаме. В 1969 году было решено, что затраты на устранение повреждений в связи с относительно коротким сроком Карела Дормана службы на флоте оказались для нее губительными, и она была продана ВМС Аргентины , переименованной в Веинтичинко де Майо , где она позже сыграет роль в Фолклендской войне 1982 года .
обязательства НАТО В конце 1960-х годов противолодочные взяла на себя эскадрилья вертолетов Westland Wasp, состоящая из шести Van Speijk класса противолодочных фрегатов и двух эскадрилий морских патрульных самолетов берегового базирования. Это была одна эскадрилья Breguet Atlantique. самолетов морской разведки [ 6 ] и один из P-2 Neptunes .
Воздушное крыло
[ редактировать ]


Впервые развернутый в качестве ударного авианосца с 24 винтовыми ударными истребителями Fairey Firefly времен Второй мировой войны и истребителями Hawker Sea Fury , для спасения на море была использована летающая лодка Supermarine Sea Otter , которую заменил вертолет Sikorsky S-51 . [ нужна ссылка ]
С 1958 года он действовал по профилю противолодочной обороны/удара, имея до 14 Grumman TBF Avenger противолодочных/торпедоносцев , 10 истребителей Hawker Sea Hawk (реактивный истребитель первого поколения, который крупные военно-морские державы считали в то время малогабаритным и почти устаревшим). поставки голландцам) и 2 Sikorsky S-55 . противолодочных вертолета [ нужна ссылка ]
В 1960 году Королевский флот Нидерландов получил 17 противолодочных самолетов Grumman S-2 Tracker канадского производства, ранее использовавшихся Королевским военно-морским флотом Канады . Сменив роли на специальный противолодочный авианосец НАТО, крыло из 8 трекеров Grumman S-2 и 6 противолодочных вертолетов Sikorsky S-58 служило на борту с 1961 года до пожара на корабле в 1968 году и вывода его из эксплуатации в Нидерландах. [ нужна ссылка ]
С 1959 года голландские «Си Хоки» оснащались ракетами «Сайдвиндер» , которые значительно повысили и расширили их боевые возможности в воздухе. Хотя эти самолеты никогда не участвовали в боевых действиях, они использовались в качестве авианосного средства сдерживания во время кризиса в Новой Гвинее-Индонезии в 1962 году. [ 7 ] Они служили на борту с 1957 по 1964 год до капитального ремонта Карела Дормана , после которого роль штурмовика была ликвидирована и 22 самолета были переведены на наземное резервное хранение - все они были выведены из эксплуатации к концу 1960-х годов после продажи Карела Дормана. в Аргентину. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Якоба ван Хемскерка» . www.netherlandsnavy.nl .
- ^ «423-я эскадрилья — Глава 4» . www.shearwateraviationmuseum.ns.ca . Архивировано из оригинала 4 июня 2008 года . Проверено 1 июня 2008 г.
- ^ «ОТКРЫТОЕ МОРЕ: Летучий голландец» . Время . 19 сентября 1960 г. - через content.time.com.
- ^ "Ту-16 Барсук: Стелс из Южного полушария - ИСТОРИЯ Рубрика" . Архивировано из оригинала 22 октября 2008 года.
- ^ «Мировой список авианосцев: Нидерланды» . www.hazegray.org .
- ^ «МЛД» . Members.casema.nl . Архивировано из оригинала 13 февраля 2012 года . Проверено 27 июня 2019 г.
- ^ «Хокер Си Хок Марк 50» . www.historyofwar.org .
- ^ "КДурман" . www.steelnavy.com .
Библиография
[ редактировать ]- WHE, ван Амстел (1991). Корабли Королевского флота с 1945 года . Алкмаар: Алк. ISBN 9060139976 .
- Брэнд, Берт (2005). Мистер. РС. Карел Дорман: аэродром в море . Эммен: Ланаста. ISBN 9086160018 .
- Женесте, Виллем (1990). Поносят и хвалят: Гр. РС. Карел Дорман . Монс: Бонневиль. ISBN 9073304024 .
- Высокий, Ари (1991). Толстая лодка: воспоминания о Гр. РС. Карел Дорман . Монс: Бонневиль. ISBN 9073304067 .
- Коп, HJE ван дер (1982). Авианосцы: история и развитие авианосца Гр. РС. Карел Дорман в Королевском флоте . Буссум: Де Бур морской. ISBN 9022818551 .
- Кугер, Ганс (1999). Единственный авианосец в Нидерландах; мир носителей и воспоминаний о Гр. РС. Карел Дорман . Беркель и Роденрийс: Голландские истории.
- Хеллема, Дуко (2005). Карел Шорман в Новой Гвинее: голландская демонстрация силы на Востоке . Амстердам: Бум. ISBN 9789085061823 .
- Кошки, Жак (2014). Четыре раза Карел Дорман . сцена писателей Дрвккери. ISBN 9789081585644 .
- Наконец, Роб Брюинз (1 ноября 2005 г.). «Карел Дорман» (на голландском языке). Другие времена . Проверено 8 марта 2018 г.
- Карреманн, Хайме (2 июня 2014 г.). «Авианосец Карел Дорман (1948 г.)» (на голландском языке). Marineships.nl . Проверено 8 марта 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с R81 Hr.Ms. Карел Дорман (корабль, 1944 г.) на Wikimedia Commons
- HNLMS Карел Дорман (R81) в цвете HD 1963 г.
- Это HMS Карел Дорман.
- Карел Дорман , авиаперевозчик из Нидерландов
- Naval-History.net HMS Venerable