Jump to content

Хоукер Си Хоук

Морской ястреб
Sea Исторический самолет Королевского военно-морского флота Hawk WV908 в цветах Fleet Air Arm с хвостовым крюком выдвинутым , 1985 год.
Роль Морской истребитель
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хокер Самолет
Армстронг Уитворт Самолет
Дизайнер Сидни Камм
Первый полет 2 сентября 1947 г.
Введение Март 1953 г.
Ушедший на пенсию 1983
Основные пользователи Королевский флот (исторический)
ВМС Индии (исторический)
Немецкий флот (исторический)
Королевский флот Нидерландов (исторический)
Количество построенных 542
Варианты Хоукер P.1052
Хоукер P.1072

Hawker Sea Hawk — британский одноместный реактивный дневной истребитель, ранее входивший в состав Fleet Air Arm (FAA), авиационного подразделения Королевского военно-морского флота (RN), построенный компанией Hawker Aircraft и ее дочерней компанией Armstrong Whitworth Aircraft . Хотя его конструкция заимствована из более ранних истребителей Hawker с поршневыми двигателями, Sea Hawk был первым реактивным самолетом компании.

После принятия в RN Sea Hawk оказался надежной и выносливой рабочей лошадкой. Значительное их количество также было произведено для экспортного рынка и эксплуатировалось с авианосцев на вооружении Голландии и Индии . Последние боевые самолеты Sea Hawk, находящиеся на вооружении ВМС Индии , были выведены из эксплуатации в 1983 году.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

К концу Второй мировой войны конструкторская группа Хокера стала все больше интересоваться разработкой истребителя, в котором использовались бы преимущества недавно разработанной технологии реактивного движения . До этого компания Hawker до конца 1944 года занималась производством и дальнейшим развитием своих самолетов с поршневыми двигателями, таких как Hurricane , Tempest и Typhoon , чтобы удовлетворить потребности военного времени в этих самолетах. 1 сентября 1944 года первый прототип новейшего истребителя компании Hawker Fury/Sea Fury совершил свой первый полет ; именно этот самолет послужил основой для первого самолета Hawker с реактивным двигателем. [ 1 ]

Команда разработчиков изучила потенциальную адаптацию самолета, решив использовать Rolls-Royce Griffon . в качестве отправной точки прототип Fury с двигателем [ 1 ] Команда начала с удаления поршневого двигателя и его замены на один двигатель Rolls-Royce Nene турбореактивный , установленный в средней части фюзеляжа, а также боковые воздухозаборники и выхлопную трубу, выходившую под хвостовое оперение. [ 1 ] Перспективные модификации также включали «растягивание» фюзеляжа и перемещение кабины в крайнюю переднюю часть фюзеляжа в носовой части измененного контура; эта конструкция получила внутреннее обозначение P.1035 . Использование двигателя Rolls-Royce Derwent изучалось, но было быстро отвергнуто как недостаточно мощное для самолета такого размера. [ 1 ] В ноябре 1944 года проект Р.1035 был представлен на экспертизу Министерству авиации . [ 1 ]

Вид: корневые воздухозаборники крыла серийного самолета.

В декабре 1944 года Хокер существенно доработал предложенную конструкцию. Реактивный выхлоп был перенесен из-под хвостового оперения и переработан в виде двух коротких раздвоенных по бокам выхлопных труб (получивших название «брючные штанины»), встроенных в заднюю кромку корневой части крыла , что потребовало соответствующего утолщения крыла. корень; воздухозаборники были перенесены на переднюю кромку корня крыла, как у современного самолета de Havilland Vampire . [ 1 ] Более короткая необычная раздвоенная реактивная труба уменьшала потери давления в реактивной трубе и имела дополнительное преимущество, заключающееся в освобождении места в задней части фюзеляжа для топливных баков, что давало самолету большую дальность полета, чем у многих других ранних реактивных самолетов. [ 2 ] Отсутствие крыльевых топливных баков также означало, что можно было использовать более тонкое крыло без ущерба для уменьшения дальности полета; Для упрощения производства от эллиптической формы крыла Fury отказались в пользу прямого конического крыла . [ 1 ] Топливные баки фюзеляжа, расположенные впереди и позади двигателя, также обеспечивали стабильный центр тяжести во время полета. Хвост самолета был поднят, чтобы очистить выхлопные газы реактивных двигателей. [ 1 ] [ 2 ] Sea Hawk также имел шасси с носовым колесом , первое для самолетов, построенных Hawker. [ 1 ] Самолет был рассчитан на установку четырех 20-мм пушек Hispano-Suiza Mk. В. Пушка

Редизайн привел к новому названию проекта — P.1040 . [ 2 ] [ 1 ] Министерство авиации быстро поддержало разработку проекта компанией Hawker, но, по словам автора авиации Фрэнсиса К. Мэйсона, министерство авиации и Адмиралтейство первоначально рассматривали проект только с академическим интересом. [ 3 ] выразила сомнения Официальный интерес также охладился из-за того, что компания Rolls-Royce Limited в жизнеспособности раздвоенных реактивных труб, использованных в этой конструкции. [ 4 ] Как и Fury с поршневым двигателем, на базе которого он был создан, компания Hawker по-прежнему стремилась продвигать P.1040 в Королевские ВВС (RAF) и ВМФ. [ 1 ] P.1040 задумывался как перехватчик, хотя прогнозировалась максимальная скорость всего 600 миль в час. [ 5 ] Вскоре после окончания войны ВВС Великобритании решили отменить несколько крупных заказов на самолеты Hawker с поршневыми двигателями и объявить, что служба больше не будет проявлять интерес к предложениям P.1040 . [ 4 ]

Прототип P.1040 VP401 , около 1947-1948 гг.

Компания Hawker решила доработать конструкцию P.1040 как частное предприятие, хотя и готовилась с учетом обслуживания британских военных заказчиков. [ 2 ] В октябре 1945 года [ 6 ] Сидни Камм , главный конструктор Hawker, удовлетворенный результатами, полученными в результате инженерных макетов и испытаний в аэродинамической трубе , разрешил заказать производство прототипа. экспериментальному отделу компании [ 4 ] Ввиду снижения интереса британских ВВС к этому проекту, предположительно из-за того, что самолет не имел достаточного прогресса по сравнению с уже находившимися на вооружении реактивными истребителями, такими как Gloster Meteor и de Havilland Vampire, в январе 1946 года была разработана военно-морская версия P. 1040 был предложен Hawker Адмиралтейству в качестве истребителя поддержки флота, как P.1046 . [ 5 ] [ 7 ]

Адмиралтейство не проявило энтузиазма, отчасти из-за разработки реактивного самолета Supermarine Attacker . [ 4 ] Однако службу заинтриговала дальность полета P.1040 и обещание увеличения мощности двигателя Nene. В мае 1946 года штаб ВМФ разрешил изготовление трех прототипов и еще одного испытательного образца, одним из которых был оригинальный прототип, заказанный компанией Hawker внутри компании, в соответствии с военно-морской спецификацией N.7/46 . [ 4 ] Компания Hawker быстро определила направление разработки этого типа, который был разделен между военно-морским P.1046 и универсальным P.1040 , на который все еще надеялись, что он будет жизнеспособным в качестве истребителя британских ВВС. [ 4 ] P.1040 в конечном итоге приведет к разработке наземного со стреловидным крылом истребителя Hawker Hunter . Были построены версии со стреловидным крылом ( P.1052 и P.1081 ), и опыт, полученный при их использовании, сыграл важную роль в разработке конструкции Hunter. [ 4 ]

Прототипы

[ редактировать ]

2 сентября 1947 года прототип P.1040, VP401 , иногда называемый Hawker N.7/46 в честь соответствующей военно-морской спецификации, совершил свой первый полет с авиабазы ​​Королевских ВВС Боскомб Даун , пилотируемый Биллом Хамблом . [ 7 ] Три дня спустя VP401 вылетел в Фарнборо для продолжения испытаний. [ 8 ] Через месяц после первого полета о существовании P.1040 стало известно широкой публике. [ 9 ] Первые летные испытания столкнулись с проблемами, связанными с аэродинамикой, такими как вибрации фюзеляжа и биение хвоста, что привело к изменению конструкции обтекателей задней реактивной трубы и добавлению противоударного корпуса в форме пули на хвосте. [ 9 ] Были решены и другие незначительные проблемы, в том числе большие усилия на рукоятке и деформация ветрового стекла; VP401 требовал длинных разбегов, что объяснялось «малой тягой» Nene 1. [ 10 ] Серийный самолет Nene 2/Mk.101 будет иметь более высокую взлетную тягу. [ 11 ]

Вид спереди на прототип P.1040 VP401 , 1947–1948 гг.

31 августа 1948 года морской прототип VP413 , оснащенный складными крыльями, катушками катапульты и вооружением, совершил свой первый полет. VP413 был быстро подвергнут серии испытаний по оценке палубы с использованием макета палубы в Боскомб-Дауне. [ 9 ] В апреле 1949 года VP413 был передан на авианосец HMS Illustrious для проведения общепалубных и управляемых испытаний в море. Эти испытания показали необходимость увеличения размаха крыла на 30 дюймов, поскольку прототипу не хватало управляемости на малых скоростях. [ 9 ] В ноябре 1949 года VP413 вернулся на Illustrious , без проблем совершив около 25 приземлений на палубу. [ 9 ]

17 октября 1949 года третий прототип VP422 совершил свой первый полет. [ 9 ] Будучи типичным серийным самолетом, VP422 включал в себя ряд модификаций, полученных в ходе испытаний второго прототипа. Эти изменения включали установку более длинного стопорного крюка, когда несколько « болтеров на первых макетах палубы было испытано ». испытания. [ 9 ] После того, как был добавлен более длинный крюк, эта модификация была использована в оставшихся производственных партиях. [ 12 ] Другие изменения включали добавление приспособлений для взлетного устройства с ракетным приводом (РАТОГ) и точек крепления внешних подвесных баков . 22 ноября 1949 года компания Hawker получила первоначальный контракт на производство 151 самолета под названием Sea Hawk. [ 9 ] На протяжении 1950 года VP413 и VP422 использовались для предварительных эксплуатационных испытаний. [ 9 ]

VP422 , третий прототип, позже присоединился к специально подготовленному Vampire Mk 21 при проверке возможности эксплуатации без ходовой части, с использованием гибкой палубы . Вылетая из Фарнборо , VP413 совершил единственный полет с поднятым шасси от запуска катапульты до остановки посадки 12 ноября 1953 года. [ 13 ] Этот полет был заключительным этапом проекта гибкой палубы и был единственным запуском самолета из катапульты с щелевой трубой, разработанной на основе пусковых установок с щелевой трубой, используемых для летающей бомбы Фау-1 . Хотя испытания прошли успешно, от проекта отказались, когда внедрение более мощных двигателей устранило необходимость радикальной адаптации конструкции к концепции боевого самолета без шасси. [ 14 ]

VP401 , первый прототип, продолжал участвовать в программе летных испытаний и до своего вывода из эксплуатации участвовал в двух важных событиях. 1 августа 1949 года Королевский флот принял участие в Национальных воздушных гонках VP401 , в которых выиграл гонку Кубка вызова Общества британских авиаконструкторов (SBAC), победив Vampire 3 и de Havilland DH.108 . Позже VP401 был преобразован в еще один прототип Hawker P.1072 , основным дополнением которого был вспомогательный ракетный двигатель; В такой конфигурации он стал первым британским самолетом с ракетным двигателем. [ 15 ] После нескольких полетов в 1950 году ракетный двигатель взорвался во время испытаний, и, несмотря на ремонт, планер вскоре был списан. [ 14 ]

Производство

[ редактировать ]

Сразу после получения первого заказа в ноябре 1949 года компания Hawker приступила к созданию линии по производству Sea Hawk на своем заводе в Кингстоне . [ 9 ] Вскоре после начала Корейской войны стала очевидной острая оперативная потребность в авианосцах и самолетах. Темпы производства были существенно увеличены, и было размещено больше заказов на Sea Hawk. [ 16 ] Присвоение Sea Hawk статуса «Суперприоритета» премьер-министром Уинстоном Черчиллем в 1951 году послужило значительному ускорению производства, а также облегчению поставок жизненно важных материалов для его производства. [ 17 ]

Чтобы удовлетворить спрос, устранить производственные недостатки и справиться с параллельным давлением, с которым столкнулась компания Hawker при разработке другого самолета, более нового Hunter, было решено перевести производство на новую сборочную линию, управляемую компанией Armstrong Whitworth Aircraft , входящей в состав группа Хокера в Ковентри . [ 17 ] Перед передачей в Кингстоне было построено 35 самолетов Sea Hawk F1, первоначального серийного образца. [ 17 ] 14 ноября 1951 года первый серийный самолет Sea Hawk F1, WF143 , совершил свой первый полет. [ 17 ] Он имел размах крыла 39 футов (12 м) и хвостовое оперение увеличенной площади. Первый построенный в Ковентри самолет Sea Hawk F1 совершил свой первый полет до конца 1953 года; всего будет произведено 60 экземпляров. [ 17 ]

Sea Hawk F1, WF145 , на борту авианосца HMS Eagle , 1952 год.

Хотя часть первоначальной партии Sea Hawks поступит в эксплуатацию, многие F1 будут использоваться для различных эксплуатационных испытаний. [ 17 ] Среди них WF143 с электроусилителем позже будет перестроен в прототип Sea Hawk F2 с элеронами вместо их немоторизованных аналогов на F1, летные испытания которого продемонстрировали слабость бокового управления, приводящую к случаям колебаний. [ 17 ] 24 февраля 1954 года первый серийный самолет Sea Hawk F2, WF240 , совершил свой первый полет в Биттесвелле . Всего будет произведено 40 самолетов F2. [ 17 ]

Другой Sea Hawk F1, WF157 , был разработан в качестве прототипа стандарта FB 3, первоначального варианта истребителя-бомбардировщика этого типа, а затем и самого распространенного из вариантов Sea Hawk. [ 17 ] Чтобы соответствовать этой роли, большая часть опытно-конструкторских работ была направлена ​​на внешние склады, хотя их допуск к эксплуатации был прерван из-за нехватки персонала Королевского флота. [ 18 ] 13 марта 1954 года первый серийный самолет Sea Hawk FB 3, WF280 , совершил свой первый полет. [ 17 ] Затем последовал более усовершенствованный вариант Sea Hawk FGA 4, частично для устранения проблем с управлением магазинами, которые возникли с вариантом FB 3; Первый самолет FB 4, WV792, совершил свой первый полет 26 августа 1954 года. [ 19 ]

В 1950 году было признано, что двигатель Nene 101 является переходной силовой установкой; После появления на 4 процента более мощного Nene 103 Адмиралтейство быстро приказало переоборудовать многие из своих Sea Hawk FB 3 и FGA 4. [ 19 ] Были разработаны еще два варианта Sea Hawk; первый из них, FB 5, был более или менее идентичен FB 3, за исключением более нового и более мощного двигателя Nene 103, который значительно улучшал управляемость самолета на малых скоростях и взлетные характеристики. Последний стандарт Sea Hawk, FGA 6, представлял собой вариант штурмовика истребителя, такой же, как и его предшественник FB 5 , хотя это были самолеты новой постройки, а не самолеты с модернизированным двигателем. Всего было построено чуть менее 90 FGA 6. [ 20 ]

Indian Sea Hawk на кабине экипажа INS Vikrant

F 1 был вооружен четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) Hispano Mk V. пушками Он был оснащен двигателем Rolls-Royce Nene 101 с центробежным потоком и турбореактивным тягой 5000 фунтов силы (22 кН) . Двигатель Нене считался недостаточно мощным; В 1950 году правительство отменило разработку Rolls -Royce Tay , форсажной камерой , не оставив более мощных двигателей для оснащения Sea Hawk. версии Nene с [ 19 ] Были разработаны и приняты на самолет более мелкие доработки двигателя «Нене», обеспечившие некоторый рост мощности. [ 19 ]

F 1 имел максимальную скорость 599 миль в час (964 км/ч) на уровне моря и дальность полета 800 миль (1287 км) на внутреннем топливе. Более усовершенствованным вариантом истребителя был F 2, в котором были представлены органы управления элеронами с усиленным усилителем, а также другие модификации, в том числе в его конструкции. [ 21 ] Следующий вариант Sea Hawk был развит в истребитель-бомбардировщик FB 3 и лишь незначительно отличался от своих предшественников; его конструкция была усилена, чтобы позволить ему нести более широкий спектр оборудования и вооружения на четырех точках подвески , в том числе ракеты , бомбы , напалм , мины , камеры разведки, внешние сбрасываемые баки и приспособления для взлетного устройства с ракетным управлением (РАТОГ). ). [ 18 ]

Sea Hawks из 898-й эскадрильи авиабазы ​​RNAS Brawdy, 1954 год.

В отличие от своего конкурента, Supermarine Attacker , который был первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение ФАУ, Sea Hawk имел трехопорное шасси, а не хвостовое колесо, что облегчало посадку на авианосцы. Это также был первый самолет Hawker. включить ходовую часть с носовым колесом. [ 1 ] Sea Hawk имел довольно традиционную конструкцию и имел прямое крыло, в то время как ряд других современных самолетов, таких как F-86 Sabre , имели стреловидное крыло . Sea Hawk был надежным и элегантным самолетом, хотя его продуманная конструкция означала, что он будет привлекателен только на экспортном рынке и будет производиться лишь короткий период, прежде чем его вытеснят более совершенные самолеты.

Операционная история

[ редактировать ]
Sea Hawk Mk 50 Королевского флота Нидерландов

Первым серийным самолетом Sea Hawk был F 1 , который совершил первый полет в 1951 году, поступил на вооружение два года спустя в составе 806-й эскадрильи, сначала базировавшейся в Броуди, затем переведенной на HMS Eagle . [ 22 ] [ 17 ] К середине 1950-х годов все Sea Hawks находились на вооружении, и в конечном итоге было построено более 500 самолетов. [ 20 ]

Во время эксплуатационных испытаний Sea Hawk австралийские и канадские военно-морские пилоты управляли этим самолетом, что привело к официальным предположениям, что этот самолет будет выбран двумя странами. [ 23 ] Обе страны также были заинтересованы в новых военно-морских самолетах американского производства; лишь несколько Sea Hawks были переданы обеим странам, некоторые из них действовали с кабины австралийского Majestic авианосца класса HMAS Sydney , хотя они не поступили на вооружение всей эскадрильи. [ 24 ]

Церемония передачи первого Sea Hawk из Королевского флота в Службу морской авиации Нидерландов. Источник: Нидерландский институт военной истории (NIMH).
Церемония передачи первого Sea Hawk из Королевского флота Службе морской авиации Нидерландов на военно-морской авиабазе Валкенбург, Нидерланды (1957 г.). Справа контр-адмирал В. Дж. Круйс , Королевский флот Нидерландов.

В 1956 году, вскоре после прекращения производства Sea Hawk, Федеративная Республика Германия разместила заказ на 68 самолетов для оснащения Бундесмарины , западногерманского военно-морского флота, посчитав их хорошим соотношением цены и качества. [ 25 ] Бундесмарине требовался дневной истребитель-бомбардировщик и всепогодный истребитель; Было заказано по 34 самолета каждого варианта, Mk 100 ограничивался хорошей погодой, а Mk 101 на подвесном шасси EKCO производства был оснащен поисковым радаром для морской разведки в любую погоду. [ 25 ] Немецкие «Си Хокс» служили до середины 1960-х годов, пока их не заменил истребитель F-104 Starfighter . [ 20 ]

Нидерланды Sea разместили заказ на 30 самолетов, таких как Hawk Mk 50 , штурмовой вариант для Королевского военно-морского флота Нидерландов , который финансировался за счет финансирования НАТО . [ 24 ] Mk 50 внешне был похож на самолет Королевского военно-морского флота, отличаясь использованием Philips производства радиосвязи сверхвысокой частоты (УВЧ) ; Позже голландские «Си Хоуки» были оборудованы для перевозки пары AIM-9 Sidewinder с инфракрасным наведением ракет класса «воздух-воздух» . [ 24 ] С 1957 по 1964 год в составе ВМС Нидерландов было 22 самолета. [ 26 ] Последним экспортным покупателем была Индия, которая в 1959 году заказала 24 новых Sea Hawk и 12 отремонтированных бывших FAA Mk 6, а затем, среди прочего, 30 дополнительных планеров, реконструированных из западногерманских запасов. [ 26 ]

Боевой рекорд

[ редактировать ]
Sea Hawk из 899-й эскадрильи HMS Eagle во время Суэцкого кризиса.

Sea Hawk активно использовался во время Суэцкого кризиса , когда 31 октября 1956 года совместные англо-французские силы вторглись в Египет в рамках операции «Мушкетер» . [ 27 ] В нем приняли участие шесть эскадрилий Sea Hawk: две на борту авианосца HMS Eagle и по две на борту легких авианосцев HMS Albion и HMS Bulwark . Sea Hawks в основном использовались для наземных атак. Из-за того, что таким самолетам, как «Хантер», не хватало дальности полета или разрешения для доставки боеприпасов, все британские возможности наземной атаки во время конфликта были предоставлены военно-морскими силами «Си Хокс» и «Вестленд Виверны» из 830-й эскадрильи. [ 28 ] обычно его сопровождают истребители de Havilland Sea Venom . [ 29 ]

«Си Хокс» совершили множество атак на египетские береговые цели, часто под сильным зенитным огнем, в результате чего несколько самолетов были серьезно повреждены. [ 29 ] [ 27 ] Суэцкий кризис должен был стать лебединой песней боевых операций Sea Hawk с Королевским флотом, поскольку новые ударные самолеты, такие как de Havilland Sea Vixen и Supermarine Scimitar . после конфликта были представлены [ 29 ]

Индийский авианосец INS Vikrant в начале 1980-х годов, на борту которого находились Sea Hawks, Sea Harrier , Alouette и Sea King вертолеты Alizé . , а также противолодочные самолеты

Sea Hawk был успешным экспортным самолетом. В Королевском военно-морском флоте Нидерландов он служил на борту голландского авианосца HNLMS Karel Doorman , бывшего HMS Venerable , в том числе во время операций по деколонизации, защищая от индонезийских угроз в этом районе. С 1959 года они оснащались ракетами «Сайдуиндер», что значительно повысило их боевые возможности в воздухе. [ 30 ] В 1961 году служившие на нем «Си Хоки» были переброшены на берег, когда обязательства Нидерландов перед НАТО были изменены на морское патрулирование с использованием самолетов противолодочной обороны; к октябрю 1964 года они были выведены из эксплуатации.

На службе ВМС Индии (начиная с 1960 года) «Си Хоки» использовались на борту авианосца INS Vikrant , бывшего HMS Hercules , а также участвовали в индо-пакистанской войне 1965 года и индо-пакистанской войне 1971 года . Во время последней войны самолеты Sea Hawk потопили около дюжины судов, включая ВМС Пакистана канонерские лодки и грузовые корабли , в водах Восточного Пакистана (современная Бангладеш ), не потеряв при этом ни одного самолета. [ 31 ] Их поддержали самолеты Бреге Ализе, которые потопили три канонерские лодки. Sea Hawk был выведен из состава ВМС Индии в 1983 году, его заменил гораздо более мощный BAE Sea Harrier .

Выход на пенсию

[ редактировать ]
Два Sea Hawk FGA.6 из подразделения требований к флоту в аэропорту Борнмута (Хёрн) в 1967 году.

Sea Hawks в составе ВВС флота начали выводить из эксплуатации в 1958 году, когда на вооружение поступили Supermarine Scimitar и de Havilland Sea Vixen, оба типа в конечном итоге заменили Sea Hawk. Последняя передовая эскадрилья Sea Hawk, № 806, была расформирована в RNAS Brawdy 15 декабря 1960 года, завершив очень короткую боевую карьеру Sea Hawk. Большинство Sea Hawks, находившихся на вооружении второй линии, были выведены из эксплуатации к середине 1960-х годов. Последними действующими самолетами Sea Hawk Королевского военно-морского флота были FGA.6, которыми управляла «черная» группа требований к флоту Airwork Limited, базирующаяся в аэропорту Борнмута (Хёрн) , которая списала этот тип с производства в 1969 году. [ 32 ]

Варианты

[ редактировать ]
стр.1040
  • Прототип VP401 впервые поднялся в воздух в Боскомб-Дауне 2 сентября 1947 года, позже был преобразован в P.1072.
  • Морской прототип VP413 по спецификации N.7/46 впервые поднялся в воздух в Фарнборо 3 сентября 1948 года.
  • VP422 впервые поднялся в воздух в Фарнборо 17 октября 1949 года. Второй военно-морской прототип
Морской ястреб F1
Серийные истребители с двигателем Rolls-Royce Nene Mk 101; 95 построено (35 компанией Hawker Aircraft в Кингстоне-апон-Темзе, остальное и все последующее производство компанией Armstrong Whitworth Aircraft в Бэгинтоне, Ковентри)
Морской ястреб F2
Серийный истребитель с электроприводом элеронов; 40 построен Армстронгом Уитвортом.
Морской ястреб ФБ 3
Вариант истребителя-бомбардировщика с усиленным крылом для внешних магазинов; 116 построено.
Морской ястреб FGA 4
Вариант истребителя / штурмовика; построено 97.
Морской ястреб FB 5
FB3 оснащен Nene Mk 103; 50 преобразований.
Морской ястреб FGA 6
FGA4 с Nene Mk 103; всего 101 (86 новых, остальные переоборудованы из примеров FB3 и FGA 4).
Си Хок Мк 50
Экспортный вариант на базе FGA 6 для Королевского флота Нидерландов; 22 построено.
Си Хок Мк 100
Экспортный вариант для ВМС Западной Германии, аналогичный FGA 6, но с более высоким килем и рулем направления; 32 построено
Си Хок Мк 101
Всепогодный экспортный вариант для ВМС Западной Германии, как Mk 100, но с поисковым радаром в подкрыльевой капсуле; построено 32.

Операторы

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Морской ястреб на статической выставке в Джавахар БалБхаван, Тривандрам
WV908 в полете, 2010 г.
WV908 на заходе на посадку

Известно, что по состоянию на 2011 год сохранились тридцать шесть полных Sea Hawk (плюс восемь секций кабины). , в основном в различных местах Соединенного Королевства, хотя другие расположены за рубежом, в том числе в Германии, Мальте , Нидерландах и Индии. Один Sea Hawk, WV908 , оставался годным к полетам в составе исторического рейса Королевского военно-морского флота до 2010 года. [ 33 ] В июне 2022 года было объявлено, что после нескольких лет хранения в RAF Shawbury WV908 будет восстановлен до летного состояния в Йовилтоне. [ 34 ]

Технические характеристики (Си Хок FGA.6)

[ редактировать ]
Чертеж Hawker Sea Hawk, 3 вида
Вид спереди на Sea Hawk

Данные с судна Sea Hawk ...Воплощение элегантности , [ 59 ] Хоукер Морской Ястреб [ 60 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 39 футов 8 дюймов (12,09 м)
  • Размах крыльев: 39 футов 0 дюймов (11,89 м)
  • Высота: 8 футов 8 дюймов (2,64 м)
  • Площадь крыла: 278 кв. футов (25,8 м 2 )
  • Пустой вес: 9278 фунтов (4208 кг)
  • Полная масса: 13 220 фунтов (5 996 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 16 150 фунтов (7 326 кг)
  • Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene 103 с центробежным потоком , тяга 5200 фунтов силы (23 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 600 миль в час (970 км/ч, 520 узлов)
  • Дальность: 480 миль (770 км, 420 миль)
  • Практический потолок: 44 500 футов (13 600 м)
  • Скорость набора высоты: 5700 футов/мин (29 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 48 фунтов/кв. футов (230 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,38

Вооружение

  • Орудия: 4 × 20-мм (0,787 дюйма) Hispano Mk.V с боезапасом 200 выстрелов. пушки
  • Узлы подвески: 6 под крылом, с возможностью установки комбинаций:
    • Ракеты: 20 неуправляемых ракет РП-3 «60 фунтов» (27 кг) или 16 неуправляемых ракет 5 дюймов (127 мм).
    • Бомбы: 4 бомбы по 500 фунтов (227 кг).
    • Другое: или 2 сбрасываемых бака емкостью 90 имп галлонов (108 галлонов США; 409 л)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мейсон 1966, с. 3.
  2. ^ Jump up to: а б с д Халат 2002. стр. 60.
  3. ^ Мейсон 1966, стр. 3-4.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейсон 1966, с. 4.
  5. ^ Jump up to: а б Мейсон 1991, с. 316.
  6. ^ Баттлер (2004) , с. 204.
  7. ^ Jump up to: а б Джеймс 2002, с. 48.
  8. ^ Мейсон 1966, стр. 4-5.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мейсон 1966, с. 5.
  10. ^ Джеймс 2002, стр. 48, 50.
  11. ^ «Хокер Си Хоук» .
  12. ^ Джеймс 2002, с. 50.
  13. ^ "Фарнборо и авиация флота, Джеффри Дж.Дж.Купер, Ian Allan Publishing Ltd. 2008, ISBN   978 1 85780 306 8 , стр. 198–205.
  14. ^ Jump up to: а б Джеймс 2002, с. 55.
  15. ^ «Ракетный двигатель удваивает мощность реактивных самолетов». Популярная механика , февраль 1952 г., с. 116.
  16. ^ Мейсон 1966, стр. 5-6.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мейсон 1966, с. 6.
  18. ^ Jump up to: а б Мейсон 1966, стр. 6–7.
  19. ^ Jump up to: а б с д Мейсон 1966, с. 7.
  20. ^ Jump up to: а б с Грин 1982, с. 49.
  21. ^ Браун 1982, с. 289.
  22. ^ Браун 1982, с. 287.
  23. ^ Мейсон 1966, стр. 8–9.
  24. ^ Jump up to: а б с Мейсон 1966, с. 9.
  25. ^ Jump up to: а б Мейсон 1991, с. 366.
  26. ^ Jump up to: а б Джеймс 1982, с. 66.
  27. ^ Jump up to: а б «Создание ЧВС» . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 14 августа 2016 г.
  28. ^ Смит 1988
  29. ^ Jump up to: а б с Мейсон 1966, с. 8.
  30. ^ Рикард, Дж. (6 июня 2010 г.). «Хокер Си Хок Марк 50» . сайт HistoryofWar.org . Проверено 28 декабря 2018 г.
  31. ^ Гарри, Б. (1 февраля 2005 г.). «Оценка ущерба – Индо-Пакистанская военно-морская война 1971 года, версия 2.0» (PDF) . orbat.com . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2010 года . Проверено 22 июля 2009 г.
  32. ^ Джеймс 1982, с. 62.
  33. ^ «Мы все еще здесь! Летнее обновление». Архивировано 26 апреля 2009 года на сайте Wayback Machine royalnavyhistoricflight.org.uk , Исторический рейс Королевского военно-морского флота, 25 июня 2009 года. Дата обращения: 22 июля 2009 года.
  34. ^ «Морской ястреб снова полетит». Самолет . Том. 50, нет. 8 августа 2022 г. с. 7. ISSN   0143-7240 .
  35. ^ «Гром и молнии — Hawker Sea Hawk — Survivor WF225» .
  36. ^ «Местоположение самолета» .
  37. ^ «Список самолетов» .
  38. ^ «Гром и молнии — Hawker Sea Hawk — Survivor WM961» .
  39. ^ «Хоукер Си Хок FB5» .
  40. ^ «Hawker Sea Hawk SB.5 | WN108 | Ольстерское авиационное общество» .
  41. ^ «Музей авиации Мидленда | Изучите наши экспонаты | Список самолетов» .
  42. ^ «Мальтийский музей авиации-Та'Кали-Мальта» .
  43. ^ «Хокер Си Хок» .
  44. ^ «Исторический полет Королевского флота - Хоукер / Армстронг-Уитворт Си Хоук» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 5 марта 2016 г.
  45. ^ «Flugzeuge Flugausstellung Питер Младший» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2015 года . Проверено 3 февраля 2017 г.
  46. ^ «Хоукер Сихок» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2003 года.
  47. ^ «Я почистил бак @whistlindiesel...»
  48. ^ Веб-сайт, посвященный вышедшим из эксплуатации британским военным самолетам.
  49. ^ Sea Hawk/131 " Архивировано 15 октября 2017 года в Wayback Machine. Национальном военном музее Дата обращения: 14 октября 2017 года.
  50. ^ Jump up to: а б с д и «Выжившие в Хоукер-Си-Ястреб» .
  51. ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN172]» .
  52. ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN174]» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 27 июля 2010 г.
  53. ^ Jump up to: а б «Боевые птицы Индии — Морские ястребы и Ализесы» .
  54. ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN234]» .
  55. ^ Jump up to: а б «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN235]» .
  56. ^ «Хокер Си Хок [IN240]» .
  57. ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN244]» .
  58. ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN252]» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года.
  59. ^ Браун 1982, с. 285.
  60. ^ Мейсон 1966, с. 12.
верно
значок видео Исторические кадры операций Sea Hawk на борту HMS Eagle в 1950-е годы.
значок видео Видео выполнения пилотажа Sea Hawk в Дансфорде, 2008 г.
значок видео Морской ястреб и Морская ярость исторического полета Королевского военно-морского флота

Библиография

[ редактировать ]
  • Бадрок, Майк. «Первый самолет Хокера: База данных, Hawker Sea Hawk». Самолет , сентябрь 2002 г.
  • Браун, Эрик, капитан. «Морской ястреб…воплощение элегантности». Air International , Том 23, вып. 6 декабря 1982 г.
  • Баттлер, Тони. Hawker Sea Hawk (Warpaint №29). Денби-Ист, Блетчли, Великобритания: Холл-Парк, 2001. ISSN   1363-0369 .
  • Баттлер, Тони (2004). Британские секретные проекты . Издательство Мидленд. стр. 203–205. ISBN  1-85780-179-2 .
  • Грин, Уильям, изд. «Hawker Sea Hawk: Истребитель АЗ». Air International , Том 23, вып. 1 июля 1982 года.
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN   0-7603-1194-3 .
  • Ханна, Дональд. Справочная библиотека Hawker FlyPast . Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing Ltd., 1982. ISBN   0-946219-01-X .
  • Джеймс, Дерек Н. Хокер, Альбом самолетов №5 . Нью-Йорк: Издательская компания Arco, 1973. ISBN   0-668-02699-5 . (Впервые опубликовано в Великобритании Яном Алланом в 1972 году)
  • Джеймс, Дерек Н. «История типа: база данных, Hawker Sea Hawk». Самолет , сентябрь 2002 г.
  • Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN   0-85177-852-6 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN   0-85177-839-9 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. «Морской ястреб Хоукер» . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Овчачик, Михал и Карел Сузы. Хоукер Си Хоук . Прага-Страшнице, Чехия: Mark I Ltd., 2001. ISBN   80-902559-3-0 .
  • Смит, Джон Т. Гнев мифического монстра: операции Вестлендской виверны в Суэцкой кампании . Air Enthusiast № 74, март/апрель 1998 г.
  • Тейлор, Джон В.Р. «Хокер Морской Ястреб». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Уиллис, Мэтью (2017). «Как построить морской ястреб». Историк авиации (20): 56–63. ISSN   2051-1930 .
  • Викси, Кен. "Си Хок" Самолет в мире моделей , август 1985 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72c9111b75d8c9d728908146f6acf366__1721154000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/66/72c9111b75d8c9d728908146f6acf366.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hawker Sea Hawk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)