Хоукер Си Хоук
Морской ястреб | |
---|---|
![]() | |
Sea Исторический самолет Королевского военно-морского флота Hawk WV908 в цветах Fleet Air Arm с хвостовым крюком выдвинутым , 1985 год. | |
Роль | Морской истребитель |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Самолет Армстронг Уитворт Самолет |
Дизайнер | Сидни Камм |
Первый полет | 2 сентября 1947 г. |
Введение | Март 1953 г. |
Ушедший на пенсию | 1983 |
Основные пользователи | Королевский флот (исторический) ВМС Индии (исторический) Немецкий флот (исторический) Королевский флот Нидерландов (исторический) |
Количество построенных | 542 |
Варианты | Хоукер P.1052 Хоукер P.1072 |
Hawker Sea Hawk — британский одноместный реактивный дневной истребитель, ранее входивший в состав Fleet Air Arm (FAA), авиационного подразделения Королевского военно-морского флота (RN), построенный компанией Hawker Aircraft и ее дочерней компанией Armstrong Whitworth Aircraft . Хотя его конструкция заимствована из более ранних истребителей Hawker с поршневыми двигателями, Sea Hawk был первым реактивным самолетом компании.
После принятия в RN Sea Hawk оказался надежной и выносливой рабочей лошадкой. Значительное их количество также было произведено для экспортного рынка и эксплуатировалось с авианосцев на вооружении Голландии и Индии . Последние боевые самолеты Sea Hawk, находящиеся на вооружении ВМС Индии , были выведены из эксплуатации в 1983 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]К концу Второй мировой войны конструкторская группа Хокера стала все больше интересоваться разработкой истребителя, в котором использовались бы преимущества недавно разработанной технологии реактивного движения . До этого компания Hawker до конца 1944 года занималась производством и дальнейшим развитием своих самолетов с поршневыми двигателями, таких как Hurricane , Tempest и Typhoon , чтобы удовлетворить потребности военного времени в этих самолетах. 1 сентября 1944 года первый прототип новейшего истребителя компании Hawker Fury/Sea Fury совершил свой первый полет ; именно этот самолет послужил основой для первого самолета Hawker с реактивным двигателем. [ 1 ]
Команда разработчиков изучила потенциальную адаптацию самолета, решив использовать Rolls-Royce Griffon . в качестве отправной точки прототип Fury с двигателем [ 1 ] Команда начала с удаления поршневого двигателя и его замены на один двигатель Rolls-Royce Nene турбореактивный , установленный в средней части фюзеляжа, а также боковые воздухозаборники и выхлопную трубу, выходившую под хвостовое оперение. [ 1 ] Перспективные модификации также включали «растягивание» фюзеляжа и перемещение кабины в крайнюю переднюю часть фюзеляжа в носовой части измененного контура; эта конструкция получила внутреннее обозначение P.1035 . Использование двигателя Rolls-Royce Derwent изучалось, но было быстро отвергнуто как недостаточно мощное для самолета такого размера. [ 1 ] В ноябре 1944 года проект Р.1035 был представлен на экспертизу Министерству авиации . [ 1 ]

В декабре 1944 года Хокер существенно доработал предложенную конструкцию. Реактивный выхлоп был перенесен из-под хвостового оперения и переработан в виде двух коротких раздвоенных по бокам выхлопных труб (получивших название «брючные штанины»), встроенных в заднюю кромку корневой части крыла , что потребовало соответствующего утолщения крыла. корень; воздухозаборники были перенесены на переднюю кромку корня крыла, как у современного самолета de Havilland Vampire . [ 1 ] Более короткая необычная раздвоенная реактивная труба уменьшала потери давления в реактивной трубе и имела дополнительное преимущество, заключающееся в освобождении места в задней части фюзеляжа для топливных баков, что давало самолету большую дальность полета, чем у многих других ранних реактивных самолетов. [ 2 ] Отсутствие крыльевых топливных баков также означало, что можно было использовать более тонкое крыло без ущерба для уменьшения дальности полета; Для упрощения производства от эллиптической формы крыла Fury отказались в пользу прямого конического крыла . [ 1 ] Топливные баки фюзеляжа, расположенные впереди и позади двигателя, также обеспечивали стабильный центр тяжести во время полета. Хвост самолета был поднят, чтобы очистить выхлопные газы реактивных двигателей. [ 1 ] [ 2 ] Sea Hawk также имел шасси с носовым колесом , первое для самолетов, построенных Hawker. [ 1 ] Самолет был рассчитан на установку четырех 20-мм пушек Hispano-Suiza Mk. В. Пушка
Редизайн привел к новому названию проекта — P.1040 . [ 2 ] [ 1 ] Министерство авиации быстро поддержало разработку проекта компанией Hawker, но, по словам автора авиации Фрэнсиса К. Мэйсона, министерство авиации и Адмиралтейство первоначально рассматривали проект только с академическим интересом. [ 3 ] выразила сомнения Официальный интерес также охладился из-за того, что компания Rolls-Royce Limited в жизнеспособности раздвоенных реактивных труб, использованных в этой конструкции. [ 4 ] Как и Fury с поршневым двигателем, на базе которого он был создан, компания Hawker по-прежнему стремилась продвигать P.1040 в Королевские ВВС (RAF) и ВМФ. [ 1 ] P.1040 задумывался как перехватчик, хотя прогнозировалась максимальная скорость всего 600 миль в час. [ 5 ] Вскоре после окончания войны ВВС Великобритании решили отменить несколько крупных заказов на самолеты Hawker с поршневыми двигателями и объявить, что служба больше не будет проявлять интерес к предложениям P.1040 . [ 4 ]

Компания Hawker решила доработать конструкцию P.1040 как частное предприятие, хотя и готовилась с учетом обслуживания британских военных заказчиков. [ 2 ] В октябре 1945 года [ 6 ] Сидни Камм , главный конструктор Hawker, удовлетворенный результатами, полученными в результате инженерных макетов и испытаний в аэродинамической трубе , разрешил заказать производство прототипа. экспериментальному отделу компании [ 4 ] Ввиду снижения интереса британских ВВС к этому проекту, предположительно из-за того, что самолет не имел достаточного прогресса по сравнению с уже находившимися на вооружении реактивными истребителями, такими как Gloster Meteor и de Havilland Vampire, в январе 1946 года была разработана военно-морская версия P. 1040 был предложен Hawker Адмиралтейству в качестве истребителя поддержки флота, как P.1046 . [ 5 ] [ 7 ]
Адмиралтейство не проявило энтузиазма, отчасти из-за разработки реактивного самолета Supermarine Attacker . [ 4 ] Однако службу заинтриговала дальность полета P.1040 и обещание увеличения мощности двигателя Nene. В мае 1946 года штаб ВМФ разрешил изготовление трех прототипов и еще одного испытательного образца, одним из которых был оригинальный прототип, заказанный компанией Hawker внутри компании, в соответствии с военно-морской спецификацией N.7/46 . [ 4 ] Компания Hawker быстро определила направление разработки этого типа, который был разделен между военно-морским P.1046 и универсальным P.1040 , на который все еще надеялись, что он будет жизнеспособным в качестве истребителя британских ВВС. [ 4 ] P.1040 в конечном итоге приведет к разработке наземного со стреловидным крылом истребителя Hawker Hunter . Были построены версии со стреловидным крылом ( P.1052 и P.1081 ), и опыт, полученный при их использовании, сыграл важную роль в разработке конструкции Hunter. [ 4 ]
Прототипы
[ редактировать ]2 сентября 1947 года прототип P.1040, VP401 , иногда называемый Hawker N.7/46 в честь соответствующей военно-морской спецификации, совершил свой первый полет с авиабазы Королевских ВВС Боскомб Даун , пилотируемый Биллом Хамблом . [ 7 ] Три дня спустя VP401 вылетел в Фарнборо для продолжения испытаний. [ 8 ] Через месяц после первого полета о существовании P.1040 стало известно широкой публике. [ 9 ] Первые летные испытания столкнулись с проблемами, связанными с аэродинамикой, такими как вибрации фюзеляжа и биение хвоста, что привело к изменению конструкции обтекателей задней реактивной трубы и добавлению противоударного корпуса в форме пули на хвосте. [ 9 ] Были решены и другие незначительные проблемы, в том числе большие усилия на рукоятке и деформация ветрового стекла; VP401 требовал длинных разбегов, что объяснялось «малой тягой» Nene 1. [ 10 ] Серийный самолет Nene 2/Mk.101 будет иметь более высокую взлетную тягу. [ 11 ]

31 августа 1948 года морской прототип VP413 , оснащенный складными крыльями, катушками катапульты и вооружением, совершил свой первый полет. VP413 был быстро подвергнут серии испытаний по оценке палубы с использованием макета палубы в Боскомб-Дауне. [ 9 ] В апреле 1949 года VP413 был передан на авианосец HMS Illustrious для проведения общепалубных и управляемых испытаний в море. Эти испытания показали необходимость увеличения размаха крыла на 30 дюймов, поскольку прототипу не хватало управляемости на малых скоростях. [ 9 ] В ноябре 1949 года VP413 вернулся на Illustrious , без проблем совершив около 25 приземлений на палубу. [ 9 ]
17 октября 1949 года третий прототип VP422 совершил свой первый полет. [ 9 ] Будучи типичным серийным самолетом, VP422 включал в себя ряд модификаций, полученных в ходе испытаний второго прототипа. Эти изменения включали установку более длинного стопорного крюка, когда несколько « болтеров на первых макетах палубы было испытано ». испытания. [ 9 ] После того, как был добавлен более длинный крюк, эта модификация была использована в оставшихся производственных партиях. [ 12 ] Другие изменения включали добавление приспособлений для взлетного устройства с ракетным приводом (РАТОГ) и точек крепления внешних подвесных баков . 22 ноября 1949 года компания Hawker получила первоначальный контракт на производство 151 самолета под названием Sea Hawk. [ 9 ] На протяжении 1950 года VP413 и VP422 использовались для предварительных эксплуатационных испытаний. [ 9 ]
VP422 , третий прототип, позже присоединился к специально подготовленному Vampire Mk 21 при проверке возможности эксплуатации без ходовой части, с использованием гибкой палубы . Вылетая из Фарнборо , VP413 совершил единственный полет с поднятым шасси от запуска катапульты до остановки посадки 12 ноября 1953 года. [ 13 ] Этот полет был заключительным этапом проекта гибкой палубы и был единственным запуском самолета из катапульты с щелевой трубой, разработанной на основе пусковых установок с щелевой трубой, используемых для летающей бомбы Фау-1 . Хотя испытания прошли успешно, от проекта отказались, когда внедрение более мощных двигателей устранило необходимость радикальной адаптации конструкции к концепции боевого самолета без шасси. [ 14 ]
VP401 , первый прототип, продолжал участвовать в программе летных испытаний и до своего вывода из эксплуатации участвовал в двух важных событиях. 1 августа 1949 года Королевский флот принял участие в Национальных воздушных гонках VP401 , в которых выиграл гонку Кубка вызова Общества британских авиаконструкторов (SBAC), победив Vampire 3 и de Havilland DH.108 . Позже VP401 был преобразован в еще один прототип Hawker P.1072 , основным дополнением которого был вспомогательный ракетный двигатель; В такой конфигурации он стал первым британским самолетом с ракетным двигателем. [ 15 ] После нескольких полетов в 1950 году ракетный двигатель взорвался во время испытаний, и, несмотря на ремонт, планер вскоре был списан. [ 14 ]
Производство
[ редактировать ]Сразу после получения первого заказа в ноябре 1949 года компания Hawker приступила к созданию линии по производству Sea Hawk на своем заводе в Кингстоне . [ 9 ] Вскоре после начала Корейской войны стала очевидной острая оперативная потребность в авианосцах и самолетах. Темпы производства были существенно увеличены, и было размещено больше заказов на Sea Hawk. [ 16 ] Присвоение Sea Hawk статуса «Суперприоритета» премьер-министром Уинстоном Черчиллем в 1951 году послужило значительному ускорению производства, а также облегчению поставок жизненно важных материалов для его производства. [ 17 ]
Чтобы удовлетворить спрос, устранить производственные недостатки и справиться с параллельным давлением, с которым столкнулась компания Hawker при разработке другого самолета, более нового Hunter, было решено перевести производство на новую сборочную линию, управляемую компанией Armstrong Whitworth Aircraft , входящей в состав группа Хокера в Ковентри . [ 17 ] Перед передачей в Кингстоне было построено 35 самолетов Sea Hawk F1, первоначального серийного образца. [ 17 ] 14 ноября 1951 года первый серийный самолет Sea Hawk F1, WF143 , совершил свой первый полет. [ 17 ] Он имел размах крыла 39 футов (12 м) и хвостовое оперение увеличенной площади. Первый построенный в Ковентри самолет Sea Hawk F1 совершил свой первый полет до конца 1953 года; всего будет произведено 60 экземпляров. [ 17 ]
Хотя часть первоначальной партии Sea Hawks поступит в эксплуатацию, многие F1 будут использоваться для различных эксплуатационных испытаний. [ 17 ] Среди них WF143 с электроусилителем позже будет перестроен в прототип Sea Hawk F2 с элеронами вместо их немоторизованных аналогов на F1, летные испытания которого продемонстрировали слабость бокового управления, приводящую к случаям колебаний. [ 17 ] 24 февраля 1954 года первый серийный самолет Sea Hawk F2, WF240 , совершил свой первый полет в Биттесвелле . Всего будет произведено 40 самолетов F2. [ 17 ]
Другой Sea Hawk F1, WF157 , был разработан в качестве прототипа стандарта FB 3, первоначального варианта истребителя-бомбардировщика этого типа, а затем и самого распространенного из вариантов Sea Hawk. [ 17 ] Чтобы соответствовать этой роли, большая часть опытно-конструкторских работ была направлена на внешние склады, хотя их допуск к эксплуатации был прерван из-за нехватки персонала Королевского флота. [ 18 ] 13 марта 1954 года первый серийный самолет Sea Hawk FB 3, WF280 , совершил свой первый полет. [ 17 ] Затем последовал более усовершенствованный вариант Sea Hawk FGA 4, частично для устранения проблем с управлением магазинами, которые возникли с вариантом FB 3; Первый самолет FB 4, WV792, совершил свой первый полет 26 августа 1954 года. [ 19 ]
В 1950 году было признано, что двигатель Nene 101 является переходной силовой установкой; После появления на 4 процента более мощного Nene 103 Адмиралтейство быстро приказало переоборудовать многие из своих Sea Hawk FB 3 и FGA 4. [ 19 ] Были разработаны еще два варианта Sea Hawk; первый из них, FB 5, был более или менее идентичен FB 3, за исключением более нового и более мощного двигателя Nene 103, который значительно улучшал управляемость самолета на малых скоростях и взлетные характеристики. Последний стандарт Sea Hawk, FGA 6, представлял собой вариант штурмовика истребителя, такой же, как и его предшественник FB 5 , хотя это были самолеты новой постройки, а не самолеты с модернизированным двигателем. Всего было построено чуть менее 90 FGA 6. [ 20 ]
Дизайн
[ редактировать ]
F 1 был вооружен четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) Hispano Mk V. пушками Он был оснащен двигателем Rolls-Royce Nene 101 с центробежным потоком и турбореактивным тягой 5000 фунтов силы (22 кН) . Двигатель Нене считался недостаточно мощным; В 1950 году правительство отменило разработку Rolls -Royce Tay , форсажной камерой , не оставив более мощных двигателей для оснащения Sea Hawk. версии Nene с [ 19 ] Были разработаны и приняты на самолет более мелкие доработки двигателя «Нене», обеспечившие некоторый рост мощности. [ 19 ]
F 1 имел максимальную скорость 599 миль в час (964 км/ч) на уровне моря и дальность полета 800 миль (1287 км) на внутреннем топливе. Более усовершенствованным вариантом истребителя был F 2, в котором были представлены органы управления элеронами с усиленным усилителем, а также другие модификации, в том числе в его конструкции. [ 21 ] Следующий вариант Sea Hawk был развит в истребитель-бомбардировщик FB 3 и лишь незначительно отличался от своих предшественников; его конструкция была усилена, чтобы позволить ему нести более широкий спектр оборудования и вооружения на четырех точках подвески , в том числе ракеты , бомбы , напалм , мины , камеры разведки, внешние сбрасываемые баки и приспособления для взлетного устройства с ракетным управлением (РАТОГ). ). [ 18 ]
В отличие от своего конкурента, Supermarine Attacker , который был первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение ФАУ, Sea Hawk имел трехопорное шасси, а не хвостовое колесо, что облегчало посадку на авианосцы. Это также был первый самолет Hawker. включить ходовую часть с носовым колесом. [ 1 ] Sea Hawk имел довольно традиционную конструкцию и имел прямое крыло, в то время как ряд других современных самолетов, таких как F-86 Sabre , имели стреловидное крыло . Sea Hawk был надежным и элегантным самолетом, хотя его продуманная конструкция означала, что он будет привлекателен только на экспортном рынке и будет производиться лишь короткий период, прежде чем его вытеснят более совершенные самолеты.
Операционная история
[ редактировать ]
Первым серийным самолетом Sea Hawk был F 1 , который совершил первый полет в 1951 году, поступил на вооружение два года спустя в составе 806-й эскадрильи, сначала базировавшейся в Броуди, затем переведенной на HMS Eagle . [ 22 ] [ 17 ] К середине 1950-х годов все Sea Hawks находились на вооружении, и в конечном итоге было построено более 500 самолетов. [ 20 ]
Во время эксплуатационных испытаний Sea Hawk австралийские и канадские военно-морские пилоты управляли этим самолетом, что привело к официальным предположениям, что этот самолет будет выбран двумя странами. [ 23 ] Обе страны также были заинтересованы в новых военно-морских самолетах американского производства; лишь несколько Sea Hawks были переданы обеим странам, некоторые из них действовали с кабины австралийского Majestic авианосца класса HMAS Sydney , хотя они не поступили на вооружение всей эскадрильи. [ 24 ]

В 1956 году, вскоре после прекращения производства Sea Hawk, Федеративная Республика Германия разместила заказ на 68 самолетов для оснащения Бундесмарины , западногерманского военно-морского флота, посчитав их хорошим соотношением цены и качества. [ 25 ] Бундесмарине требовался дневной истребитель-бомбардировщик и всепогодный истребитель; Было заказано по 34 самолета каждого варианта, Mk 100 ограничивался хорошей погодой, а Mk 101 на подвесном шасси EKCO производства был оснащен поисковым радаром для морской разведки в любую погоду. [ 25 ] Немецкие «Си Хокс» служили до середины 1960-х годов, пока их не заменил истребитель F-104 Starfighter . [ 20 ]
Нидерланды Sea разместили заказ на 30 самолетов, таких как Hawk Mk 50 , штурмовой вариант для Королевского военно-морского флота Нидерландов , который финансировался за счет финансирования НАТО . [ 24 ] Mk 50 внешне был похож на самолет Королевского военно-морского флота, отличаясь использованием Philips производства радиосвязи сверхвысокой частоты (УВЧ) ; Позже голландские «Си Хоуки» были оборудованы для перевозки пары AIM-9 Sidewinder с инфракрасным наведением ракет класса «воздух-воздух» . [ 24 ] С 1957 по 1964 год в составе ВМС Нидерландов было 22 самолета. [ 26 ] Последним экспортным покупателем была Индия, которая в 1959 году заказала 24 новых Sea Hawk и 12 отремонтированных бывших FAA Mk 6, а затем, среди прочего, 30 дополнительных планеров, реконструированных из западногерманских запасов. [ 26 ]
Боевой рекорд
[ редактировать ]
Sea Hawk активно использовался во время Суэцкого кризиса , когда 31 октября 1956 года совместные англо-французские силы вторглись в Египет в рамках операции «Мушкетер» . [ 27 ] В нем приняли участие шесть эскадрилий Sea Hawk: две на борту авианосца HMS Eagle и по две на борту легких авианосцев HMS Albion и HMS Bulwark . Sea Hawks в основном использовались для наземных атак. Из-за того, что таким самолетам, как «Хантер», не хватало дальности полета или разрешения для доставки боеприпасов, все британские возможности наземной атаки во время конфликта были предоставлены военно-морскими силами «Си Хокс» и «Вестленд Виверны» из 830-й эскадрильи. [ 28 ] обычно его сопровождают истребители de Havilland Sea Venom . [ 29 ]
«Си Хокс» совершили множество атак на египетские береговые цели, часто под сильным зенитным огнем, в результате чего несколько самолетов были серьезно повреждены. [ 29 ] [ 27 ] Суэцкий кризис должен был стать лебединой песней боевых операций Sea Hawk с Королевским флотом, поскольку новые ударные самолеты, такие как de Havilland Sea Vixen и Supermarine Scimitar . после конфликта были представлены [ 29 ]

Sea Hawk был успешным экспортным самолетом. В Королевском военно-морском флоте Нидерландов он служил на борту голландского авианосца HNLMS Karel Doorman , бывшего HMS Venerable , в том числе во время операций по деколонизации, защищая от индонезийских угроз в этом районе. С 1959 года они оснащались ракетами «Сайдуиндер», что значительно повысило их боевые возможности в воздухе. [ 30 ] В 1961 году служившие на нем «Си Хоки» были переброшены на берег, когда обязательства Нидерландов перед НАТО были изменены на морское патрулирование с использованием самолетов противолодочной обороны; к октябрю 1964 года они были выведены из эксплуатации.
На службе ВМС Индии (начиная с 1960 года) «Си Хоки» использовались на борту авианосца INS Vikrant , бывшего HMS Hercules , а также участвовали в индо-пакистанской войне 1965 года и индо-пакистанской войне 1971 года . Во время последней войны самолеты Sea Hawk потопили около дюжины судов, включая ВМС Пакистана канонерские лодки и грузовые корабли , в водах Восточного Пакистана (современная Бангладеш ), не потеряв при этом ни одного самолета. [ 31 ] Их поддержали самолеты Бреге Ализе, которые потопили три канонерские лодки. Sea Hawk был выведен из состава ВМС Индии в 1983 году, его заменил гораздо более мощный BAE Sea Harrier .
Выход на пенсию
[ редактировать ]
Sea Hawks в составе ВВС флота начали выводить из эксплуатации в 1958 году, когда на вооружение поступили Supermarine Scimitar и de Havilland Sea Vixen, оба типа в конечном итоге заменили Sea Hawk. Последняя передовая эскадрилья Sea Hawk, № 806, была расформирована в RNAS Brawdy 15 декабря 1960 года, завершив очень короткую боевую карьеру Sea Hawk. Большинство Sea Hawks, находившихся на вооружении второй линии, были выведены из эксплуатации к середине 1960-х годов. Последними действующими самолетами Sea Hawk Королевского военно-морского флота были FGA.6, которыми управляла «черная» группа требований к флоту Airwork Limited, базирующаяся в аэропорту Борнмута (Хёрн) , которая списала этот тип с производства в 1969 году. [ 32 ]
Варианты
[ редактировать ]- стр.1040
- Прототип VP401 впервые поднялся в воздух в Боскомб-Дауне 2 сентября 1947 года, позже был преобразован в P.1072.
- Морской прототип VP413 по спецификации N.7/46 впервые поднялся в воздух в Фарнборо 3 сентября 1948 года.
- VP422 впервые поднялся в воздух в Фарнборо 17 октября 1949 года. Второй военно-морской прототип
- Морской ястреб F1
- Серийные истребители с двигателем Rolls-Royce Nene Mk 101; 95 построено (35 компанией Hawker Aircraft в Кингстоне-апон-Темзе, остальное и все последующее производство компанией Armstrong Whitworth Aircraft в Бэгинтоне, Ковентри)
- Морской ястреб F2
- Серийный истребитель с электроприводом элеронов; 40 построен Армстронгом Уитвортом.
- Морской ястреб ФБ 3
- Вариант истребителя-бомбардировщика с усиленным крылом для внешних магазинов; 116 построено.
- Морской ястреб FGA 4
- Вариант истребителя / штурмовика; построено 97.
- Морской ястреб FB 5
- FB3 оснащен Nene Mk 103; 50 преобразований.
- Морской ястреб FGA 6
- FGA4 с Nene Mk 103; всего 101 (86 новых, остальные переоборудованы из примеров FB3 и FGA 4).
- Си Хок Мк 50
- Экспортный вариант на базе FGA 6 для Королевского флота Нидерландов; 22 построено.
- Си Хок Мк 100
- Экспортный вариант для ВМС Западной Германии, аналогичный FGA 6, но с более высоким килем и рулем направления; 32 построено
- Си Хок Мк 101
- Всепогодный экспортный вариант для ВМС Западной Германии, как Mk 100, но с поисковым радаром в подкрыльевой капсуле; построено 32.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]


Известно, что по состоянию на 2011 год сохранились тридцать шесть полных Sea Hawk (плюс восемь секций кабины). [update], в основном в различных местах Соединенного Королевства, хотя другие расположены за рубежом, в том числе в Германии, Мальте , Нидерландах и Индии. Один Sea Hawk, WV908 , оставался годным к полетам в составе исторического рейса Королевского военно-морского флота до 2010 года. [ 33 ] В июне 2022 года было объявлено, что после нескольких лет хранения в RAF Shawbury WV908 будет восстановлен до летного состояния в Йовилтоне. [ 34 ]
- WF225 (Sea Hawk F 1) отображается как «охранник ворот» авиабазы RNAS Culdrose (HMS Seahawk) , Англия. [ 35 ]
- WF259 (Sea Hawk F 2) хранится в Национальном музее авиации , Ист-Форчун, Шотландия. [ 36 ]
- WM913 (Sea Hawk FB 5) выставлен в Ньюаркском музее авиации , Ньюарк, Англия. [ 37 ]
- WM961 (Sea Hawk FB 5) выставлен на выставке Caernarfon Air World, Кернарфон, Уэльс. [ 38 ]
- WM969 (Sea Hawk FB 5) выставлен в ангаре 3 Имперского военного музея , Даксфорд, Англия. [ 39 ]
- WN108 (Sea Hawk FB 5) выставлен Ольстерским авиационным обществом в Мейз Лонг Кеш, Лисберн, Северная Ирландия. [ 40 ]
- WV797 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Музее авиации Мидленда , Ковентри, Англия. [ 41 ]
- WV826 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Мальтийском музее авиации , Такали, Мальта. [ 42 ]
- WV856 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Музее авиации флота , Йовилтон, Англия. [ 43 ]
- WV865 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Музее Люфтваффе , Гатов, Германия. [ нужна ссылка ]
- WV908 (Sea Hawk FGA 6) был годен к полетам на историческом рейсе Королевского военно-морского флота в Йовилтоне, Англия, до 2010 года. [ 44 ]
- XE327 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Хермескейле , Германия. [ 45 ]
- XE489 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Музее авиации Гатвик, Чарлвуд , Англия. [ 46 ]
- XE368 (Sea Hawk FGA 6) находится на частной ферме в Маркет-Харборо и ожидает реставрации. [ 47 ]
- 118 (Sea Hawk Mk 50) выставлен в Де Кое , Нидерланды. [ 48 ]
- 131 (Sea Hawk Mk 50) выставлен в Национальном военном музее , Состерберг , Нидерланды. [ 49 ]
- IN-154 (Sea Hawk FGA 6) выставлен на INS Гаруда , Кочин, Керала, Индия. военно-морской авиабазе [ 50 ]
- IN-172 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Кочине , Керала , Индия. [ 51 ]
- IN-174 (Sea Hawk FGA 6) выставлен в Джавахар Бал Бхаван, Музейная дорога, Тривандрам , Керала , Индия. [ 52 ]
- IN-188 (Sea Hawk FGA 6) был выставлен в INS Vikrant музее , Мумбаи, Индия. В настоящее время он находится на хранении. [ 53 ]
- IN-195 (Sea Hawk FGA 6) хранится на INS Гаруда , Кочин, Керала, Индия. военно-морской авиабазе [ 50 ]
- IN-231 (Sea Hawk Mk 100) хранится на INS Гаруда , Кочин, Керала, Индия. военно-морской авиабазе [ 50 ]
- ИН-234 (Sea Hawk Mk 100) выставлен в Музее военно-морской авиации , Гоа, Индия. [ 54 ]
- IN-235 (Sea Hawk Mk 100) выставлен на факультете авиационной техники Индийского технологического института - Мадрас , Ченнаи (Мадрас), Тамил Наду, Индия. [ 55 ]
- IN-238 (Sea Hawk Mk.100) выставлен в Aeronauticum , Нордхольц, Германия. [ 50 ]
- IN-240 (Sea Hawk Mk 100) выставлен у Мемориала Победы на море, Бич-Роуд, Вишакхапатнам, Андхра-Прадеш, Индия. [ 56 ]
- ИН-244 (Sea Hawk Mk 100) изображен в качестве стража ворот перед складом военно-морского вооружения в городе Мармагоа, Гоа, Индия. [ 57 ]
- IN-246 (Sea Hawk Mk 100) был выставлен в INS Vikrant музее , Мумбаи, Индия. В настоящее время он находится на хранении. [ 53 ]
- IN-252 (Sea Hawk Mk 100) выставлен в отделе авиационной техники Мадрасского технологического института , Ченнаи (Мадрас), Тамил Наду, Индия. [ 55 ] [ 58 ]
- IN-xxx «Неизвестный сериал» выставлен в Национальной академии обороны Хадаквасла, Пуна, Индия. [ 50 ]
Технические характеристики (Си Хок FGA.6)
[ редактировать ]
Данные с судна Sea Hawk ...Воплощение элегантности , [ 59 ] Хоукер Морской Ястреб [ 60 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 39 футов 8 дюймов (12,09 м)
- Размах крыльев: 39 футов 0 дюймов (11,89 м)
- Высота: 8 футов 8 дюймов (2,64 м)
- Площадь крыла: 278 кв. футов (25,8 м 2 )
- Пустой вес: 9278 фунтов (4208 кг)
- Полная масса: 13 220 фунтов (5 996 кг)
- Максимальный взлетный вес: 16 150 фунтов (7 326 кг)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene 103 с центробежным потоком , тяга 5200 фунтов силы (23 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 600 миль в час (970 км/ч, 520 узлов)
- Дальность: 480 миль (770 км, 420 миль)
- Практический потолок: 44 500 футов (13 600 м)
- Скорость набора высоты: 5700 футов/мин (29 м/с).
- Нагрузка на крыло: 48 фунтов/кв. футов (230 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,38
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,787 дюйма) Hispano Mk.V с боезапасом 200 выстрелов. пушки
- Узлы подвески: 6 под крылом, с возможностью установки комбинаций:
- Ракеты: 20 неуправляемых ракет РП-3 «60 фунтов» (27 кг) или 16 неуправляемых ракет 5 дюймов (127 мм).
- Бомбы: 4 бомбы по 500 фунтов (227 кг).
- Другое: или 2 сбрасываемых бака емкостью 90 имп галлонов (108 галлонов США; 409 л)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- де Хэвилленд Вампир
- F-84 Тандерджет
- F2H Банши
- F9F Пантера
- Глостер Метеор
- МиГ-15
- МиГ-17
- Супермарин-атакующий
- Дассо Ураган
- Североамериканский FJ-1 Ярость
- Североамериканский FJ-2/-3 Ярость
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мейсон 1966, с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Халат 2002. стр. 60.
- ^ Мейсон 1966, стр. 3-4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейсон 1966, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1991, с. 316.
- ^ Баттлер (2004) , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 2002, с. 48.
- ^ Мейсон 1966, стр. 4-5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мейсон 1966, с. 5.
- ^ Джеймс 2002, стр. 48, 50.
- ^ «Хокер Си Хоук» .
- ^ Джеймс 2002, с. 50.
- ^ "Фарнборо и авиация флота, Джеффри Дж.Дж.Купер, Ian Allan Publishing Ltd. 2008, ISBN 978 1 85780 306 8 , стр. 198–205.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 2002, с. 55.
- ^ «Ракетный двигатель удваивает мощность реактивных самолетов». Популярная механика , февраль 1952 г., с. 116.
- ^ Мейсон 1966, стр. 5-6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мейсон 1966, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1966, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с д Мейсон 1966, с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Грин 1982, с. 49.
- ^ Браун 1982, с. 289.
- ^ Браун 1982, с. 287.
- ^ Мейсон 1966, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с Мейсон 1966, с. 9.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1991, с. 366.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 1982, с. 66.
- ^ Jump up to: а б «Создание ЧВС» . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 14 августа 2016 г.
- ^ Смит 1988
- ^ Jump up to: а б с Мейсон 1966, с. 8.
- ^ Рикард, Дж. (6 июня 2010 г.). «Хокер Си Хок Марк 50» . сайт HistoryofWar.org . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ Гарри, Б. (1 февраля 2005 г.). «Оценка ущерба – Индо-Пакистанская военно-морская война 1971 года, версия 2.0» (PDF) . orbat.com . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2010 года . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Джеймс 1982, с. 62.
- ^ «Мы все еще здесь! Летнее обновление». Архивировано 26 апреля 2009 года на сайте Wayback Machine royalnavyhistoricflight.org.uk , Исторический рейс Королевского военно-морского флота, 25 июня 2009 года. Дата обращения: 22 июля 2009 года.
- ^ «Морской ястреб снова полетит». Самолет . Том. 50, нет. 8 августа 2022 г. с. 7. ISSN 0143-7240 .
- ^ «Гром и молнии — Hawker Sea Hawk — Survivor WF225» .
- ^ «Местоположение самолета» .
- ^ «Список самолетов» .
- ^ «Гром и молнии — Hawker Sea Hawk — Survivor WM961» .
- ^ «Хоукер Си Хок FB5» .
- ^ «Hawker Sea Hawk SB.5 | WN108 | Ольстерское авиационное общество» .
- ^ «Музей авиации Мидленда | Изучите наши экспонаты | Список самолетов» .
- ^ «Мальтийский музей авиации-Та'Кали-Мальта» .
- ^ «Хокер Си Хок» .
- ^ «Исторический полет Королевского флота - Хоукер / Армстронг-Уитворт Си Хоук» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ «Flugzeuge Flugausstellung Питер Младший» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2015 года . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ «Хоукер Сихок» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2003 года.
- ^ «Я почистил бак @whistlindiesel...»
- ^ Веб-сайт, посвященный вышедшим из эксплуатации британским военным самолетам.
- ^ Sea Hawk/131 " Архивировано 15 октября 2017 года в Wayback Machine. Национальном военном музее Дата обращения: 14 октября 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Выжившие в Хоукер-Си-Ястреб» .
- ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN172]» .
- ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN174]» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 27 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Боевые птицы Индии — Морские ястребы и Ализесы» .
- ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN234]» .
- ^ Jump up to: а б «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN235]» .
- ^ «Хокер Си Хок [IN240]» .
- ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN244]» .
- ^ «Боевые птицы Индии — Hawker Sea Hawk [IN252]» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года.
- ^ Браун 1982, с. 285.
- ^ Мейсон 1966, с. 12.
Библиография
[ редактировать ]- Бадрок, Майк. «Первый самолет Хокера: База данных, Hawker Sea Hawk». Самолет , сентябрь 2002 г.
- Браун, Эрик, капитан. «Морской ястреб…воплощение элегантности». Air International , Том 23, вып. 6 декабря 1982 г.
- Баттлер, Тони. Hawker Sea Hawk (Warpaint №29). Денби-Ист, Блетчли, Великобритания: Холл-Парк, 2001. ISSN 1363-0369 .
- Баттлер, Тони (2004). Британские секретные проекты . Издательство Мидленд. стр. 203–205. ISBN 1-85780-179-2 .
- Грин, Уильям, изд. «Hawker Sea Hawk: Истребитель АЗ». Air International , Том 23, вып. 1 июля 1982 года.
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Ханна, Дональд. Справочная библиотека Hawker FlyPast . Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing Ltd., 1982. ISBN 0-946219-01-X .
- Джеймс, Дерек Н. Хокер, Альбом самолетов №5 . Нью-Йорк: Издательская компания Arco, 1973. ISBN 0-668-02699-5 . (Впервые опубликовано в Великобритании Яном Алланом в 1972 году)
- Джеймс, Дерек Н. «История типа: база данных, Hawker Sea Hawk». Самолет , сентябрь 2002 г.
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN 0-85177-852-6 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-839-9 .
- Мейсон, Фрэнсис К. «Морской ястреб Хоукер» . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
- Овчачик, Михал и Карел Сузы. Хоукер Си Хоук . Прага-Страшнице, Чехия: Mark I Ltd., 2001. ISBN 80-902559-3-0 .
- Смит, Джон Т. Гнев мифического монстра: операции Вестлендской виверны в Суэцкой кампании . Air Enthusiast № 74, март/апрель 1998 г.
- Тейлор, Джон В.Р. «Хокер Морской Ястреб». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Уиллис, Мэтью (2017). «Как построить морской ястреб». Историк авиации (20): 56–63. ISSN 2051-1930 .
- Викси, Кен. "Си Хок" Самолет в мире моделей , август 1985 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Гром и молнии
- Звук пролета Sea Hawk
- "Морской ястреб", 1949 года. о полете статья