Грумман F9F Пантера
F9F Пантера | |
---|---|
F9F Пантера в полете | |
Роль | Авианосный истребитель-бомбардировщик |
Производитель | Грумман |
Первый полет | 21 ноября 1947 г. |
Введение | Май 1949 г. [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 1958 г., ВМС США. 1969, Аргентина |
Основные пользователи | ВМС США Корпус морской пехоты США Аргентинский флот |
Количество построенных | 1,385 [ 2 ] |
Развитый в | Грумман F-9 Кугар |
Grumman F9F Panther — ранний палубный реактивный истребитель , разработанный и выпускаемый американской авиастроительной компанией Grumman . Это был первый истребитель с реактивным двигателем, участвовавший в боях воздух-воздух с ВМС США , а также первый реактивный истребитель Grumman.
Разработка «Пантеры» началась в последние месяцы Второй мировой войны с целью использования недавних инноваций в области реактивного двигателя. Грумман спроектировал одномоторный дневной истребитель с прямым крылом , который был вооружен четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) пушками , а также мог нести широкий ассортимент боеприпасов класса «воздух-земля». Серийные самолеты обычно оснащались одним двигателем Allison J33 или Pratt & Whitney J48 -P-2 турбореактивным . 21 ноября 1947 года прототип совершил свой первый полет , оснащенный импортным двигателем Rolls-Royce Nene . В сентябре 1949 года F9F был допущен к полетам с авианосцев.
«Пантера» широко использовалась ВМС и Корпусом морской пехоты США в Корейской войне . 3 июля 1950 года F9F-3 одержал первую воздушную победу ВМС США в конфликте, сбив винтовой Як-9 . На корейском театре военных действий пилоты «Пантер» в общей сложности заявили о сбитии семи МиГ-15 Микояна-Гуревича . В 1956 году этот тип был выведен из боевой службы на передовой, но до 1958 года оставался на второстепенных функциях, например, для обучения, а также в составе подразделений ВВС США и ВВС США. «Пантера» также была первым реактивным самолетом, использовавшимся ВВС США. демонстрационная группа «Голубые ангелы» высшего пилотажа , летавшая в этом качестве с 1949 по конец 1954 года. Будущие астронавты Нил Армстронг и Джон Гленн активно летали на F9F во время Корейской войны.
Хотя Австралия интересовалась Panther в конце 1940-х годов, в конечном итоге страна остановила свой выбор на Gloster Meteor F.8 и CAC Sabre . Единственным экспортным покупателем самолета была Аргентина , где он стал первым реактивным самолетом, эксплуатируемым аргентинской военно-морской авиацией . Он управлялся в основном с суши, поскольку катапульты авианосца ARA Independentcia не имели достаточной мощности для быстрого запуска F9F. Несколько «Пантер» участвовали в восстании ВМС Аргентины в 1963 году , стреляя по силам аргентинской армии, посланным для подавления восстания. В 1969 году он был снят с вооружения Аргентины из-за нехватки запасных частей. Grumman разработает конструкцию F9F в ответ на интерес ВМС США, выпустив стреловидное крыло Grumman F-9 Cougar .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки «Пантеры» можно проследить до исследований, проведенных Грумманом в области разработки реактивных истребителей ближе к концу Второй мировой войны . Компания стремилась извлечь выгоду из появления первых практических реактивных двигателей, интегрировав их в новую конструкцию самолета. Этот проект, получивший внутреннее обозначение G-75 , был представлен на конкурс ВМС США с реактивным двигателем , на который требовался ночной истребитель для оснащения своих авианосцев . Однако 3 апреля 1946 года было объявлено, что был выбран Douglas F3D Skyknight , конкурирующий двухместный самолет с четырьмя Westinghouse J30 турбореактивными двигателями . ВМФ 11 апреля 1946 года Бюро аэронавтики (BuAer) заключило с Grumman контракт на разработку пары прототипов G-75, получивших военно-морское обозначение XF9F-1 , на случай, если при разработке Skyknight возникнут серьезные проблемы. [ 3 ]
Вскоре после этого Грумман признал, что у G-75 нет большого потенциала ни для производительности, ни для роста; компания уже приступила к работе над совершенно другим одномоторным дневным истребителем G-79 . В ходе бюрократического маневра BuAer решила не расторгать контракт на G-75, а вместо этого изменила формулировку, включив в него три прототипа совершенно другого G-79. Именно эта конструкция стала «Пантерой». [ 4 ] [ 5 ]
В то время те немногие американские двигатели, которые были доступны для использования, такие как Allison J33 и Westinghouse J34 , не считались достаточно надежными; [ 6 ] таким образом, ВМС выбрали импортный турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene , который также был более мощным, с тягой 5000 фунтов (2300 кг). Серийный самолет также должен был оснащаться двигателем Nene, построенным по лицензии Pratt & Whitney как J42. [ 7 ] [ 8 ] Поскольку внутри крыльев и фюзеляжа было недостаточно места для обеспечения достаточного количества топлива для жаждущего реактивного двигателя, группа разработчиков решила добавить стационарно установленные топливные баки на законцовках крыла истребителя , что имело дополнительное преимущество в виде улучшения скорости крена . [ 9 ] [ 10 ] В крыльях было еще одно новшество в виде на передней кромке закрылков , создававших дополнительную подъемную силу при приземлении; Скоростные тормоза также присутствовали на нижней стороне фюзеляжа. [ 8 ]
Летные испытания
[ редактировать ]21 ноября 1947 года прототип «Пантеры» совершил свой первый полет , пилотируемый летчиком-испытателем Корки Мейером. [ 11 ] [ 12 ] Всего пять дней спустя за ним последовал второй прототип. [ 10 ] Первоначально возникли проблемы с курсовой и продольной устойчивостью, но они были быстро устранены. Во время одного из первых наземных испытаний аэрофинишера съемная задняя часть самолета непреднамеренно оторвалась; были внесены корректирующие изменения во избежание повторения в будущем. [ 10 ]
В мае 1949 года начались испытания на пригодность авианосца. [ 5 ] [ 10 ] В сентябре 1949 года F9F был допущен к полетам с авианосцев. На этапе разработки компания Grumman решила изменить двигатель Panther, выбрав Pratt & Whitney J48 -P-2, лицензионную версию Rolls -Royce RB.44 Tay . Другим испытанным двигателем был Allison J33-A-16. Вооружение представляло собой квартет 20-мм орудий, причем ВМС уже перешли на этот калибр (в отличие от ВВС США/ВВС США, которые продолжали использовать орудия М2/М3 калибра .50 ). Кроме того, вскоре «Пантера» была вооружена подкрыльевыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами массой до 2000 фунтов (910 кг).
С 1946 года интерес к разработке самолета, использующего все более популярное стреловидное крыло, рос, и, после опасений, что «Пантера» уступает своим противникам МиГ в небе Кореи, Grumman начала работу над конверсионным проектом, известным как «Дизайн 93». В результате появилась модификация со стреловидным крылом F9F Cougar , сохранившая обозначение Panther. [ 13 ] [ 14 ] На более поздних стадиях разработки «Пантеры» продолжались, в основном сосредоточиваясь на усовершенствовании двигателя, увеличении запаса топлива и использовании альтернативных боеприпасов. [ 15 ]
рассматривало Panther В 1949 году правительство Австралии как возможную замену Mustang Mk 23 и De Havilland Vampire местного производства , которые тогда эксплуатировались Королевскими ВВС Австралии (RAAF). [ 16 ] Другими проектами, рассматриваемыми первоначально, были австралийский проект CAC CA-23 (нетрадиционный двухреактивный всепогодный истребитель ) и Hawker P.1081 . Однако к середине 1950 года «Мустанги» RAAF уже действовали в Корее и считались весьма уязвимыми для МиГ-15 . Доступная немедленно замена в виде Gloster Meteor F.8 эксплуатировалась RAAF в Корее с июля 1951 года. (После неудовлетворительных результатов против МиГов Meteor с 1954 года был заменен на CAC Sabre - Модернизированный вариант F-86 австралийского производства. [ 17 ] )
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США
[ редактировать ]«Пантера» была основным реактивным истребителем и штурмовиком ВМС США и морской пехоты США во время Корейской войны . Это был самый широко использовавшийся в конфликте реактивный истребитель ВМФ, в общей сложности совершивший 78 000 боевых вылетов. F9F-2, F9F-3 и F9F-5, будучи прочными штурмовиками, могли вести боевые действия, несмотря на то, что им часто противостоял интенсивный зенитный огонь. Пилоты также оценили кабину с кондиционером, которая позволила избежать влажной среды самолетов с поршневыми двигателями. [ 18 ] [ 19 ]
3 июля 1950 года лейтенант младшего ранга Леонард Х. Плог из VF-51 на F9F-3 одержал первую в войне воздушную победу ВМС США, сбив винтовой Як-9 . [ 20 ] [ 21 ]
Несмотря на относительно низкую скорость, пилоты «Пантер» также заявили о потере семи МиГ-15 Микояна-Гуревича при потере двух F9F. Первый МиГ-15 был сбит 9 ноября 1950 года лейтенантом-командиром Уильямом (Биллом) Аменом на VF-111 F9F-2B во время атаки командования ООН на мосты Синыйджу , недалеко от устья реки Ялу. [ 3 ] Еще два МиГ-15 были сбиты 18 ноября 1950 года.
18 ноября 1952 года американский авианосец USS Oriskany и три других авианосца действовали в Японском море, нанося авиаудары по северокорейскому городу Хёрён . Группа запустила четыре F9F для боевого патрулирования вблизи границы Северной Кореи с Китаем. У лидера группы возникли механические проблемы, и он вернулся на авианосец вместе со своим ведомым. Лейтенант Ройс Уильямс из VF-781 , летевший с авианосца « Орискани», и его ведомый продолжили миссию. Затем они идентифицировали семь советских МиГов морской авиации, направлявшихся к оперативной группе с материковой части России. Поэтому военно-морское командование приказало двум F9F расположиться между МиГами и авианосной группой. [ 22 ] [ 23 ]
В ходе этого маневра четыре советских МиГ-15 открыли огонь, несмотря на то, что страны не находились в состоянии войны. Уильямс открыл огонь по хвостовому Мигу, который вышел из строя, и за ним последовал ведомый Уильямса. За этим последовал 35-минутный воздушный бой между Уильямсом и шестью МиГ-15. МиГ-15 был более боеспособным самолетом, но Уильямсу, тем не менее, удалось сбить еще три. Он объяснил это тем, что обе стороны действовали так, как их учили, но советские пилоты допускали ошибки. На обратном пути к авианосцам у Уильямса кончились патроны, но на хвосте у него все еще оставался один МиГ. Повторное появление его ведомого на хвосте Мига отпугнуло этого. К тому времени самолет Уильямса был настолько поврежден, что он уже не мог поворачивать боком. Таким образом, Орискани был выровнен по направлению к самолету, чтобы он мог приземлиться. После приземления его «Пантера» имела 263 попадания артиллерийских снарядов или осколков и не подлежала ремонту. Поэтому его выбросили за борт. [ 22 ] [ 23 ]
Об этой помолвке малоизвестно по двум причинам. США опасались, что публикация об инциденте может усилить напряженность в отношениях с Советским Союзом. [ 23 ] Другой причиной было участие Агентства национальной безопасности США (АНБ), существование которого тогда было совершенно секретным, в планировании миссии; МиГи были перехвачены в результате разведки, предоставленной АНБ. [ 22 ] Четыре сбитых МиГа пилотировали пилоты советской морской авиации : 40 лет спустя российские источники подтвердили утверждения Уильямса, заявив, что погибшими пилотами были капитаны Беляков и Вандалов, а также лейтенанты Пахомкин и Таршинов. [ 22 ]
По мере развития конфликта «Пантерам» в первую очередь стали выполнять задачи по наземным атакам. [ 24 ] Часто совершались удары по вражеской зенитной технике. [ 25 ] Это был рискованный тип миссии: многие «Пантеры» были повреждены или даже потеряны в результате огня тех же наземных батарей, которые они пытались нейтрализовать. [ 26 ] Более того, опасность, исходящая от этих систем, со временем возрастала по мере того, как северокорейским силам поставлялись более мощные зенитные аппараты. [ 27 ] «Пантеры» также регулярно выполняли воздушные разведывательные операции над Кореей. [ 28 ] Начиная с 1952 года, «Пантера» стала дополняться в театре более новой версией «Кугара». [ 29 ]
Будущий астронавт Нил Армстронг много летал на F9F во время корейского конфликта. [ 30 ] хотя он катапультировался из одного из самолетов после того, как он был сбит проволокой, натянутой через долину в 1951 году. [ 31 ] Будущий астронавт Джон Гленн и «Бостон Ред Сокс» звездный бейсболист Тед Уильямс также летали на F9F в качестве пилотов морской пехоты.
В 1956 году «Пантера» была выведена из боевой службы, будучи заменена новыми истребителями, в том числе его производной от «Кугара» со стреловидным крылом. [ 14 ] [ 32 ] Тем не менее, до 1958 года этот тип оставался активным во второстепенных целях, например, для обучения, а также в подразделениях военно-морского и воздушного резерва ВМС США. Летная демонстрационная группа «Голубые ангелы» ВМС использовала «Пантеру» в течение четырех лет, начиная с 1951 года. «Пантера» был первым самолетом «Голубых ангелов». [ 33 ] Некоторые «Пантеры» продолжали служить в небольшом количестве до 1960-х годов. [ 34 ] С сентября 1962 года уцелевшие боевые «Пантеры» получили обозначение F-9 в рамках новой объединенной системы обозначений трех служб США. [ 35 ]
Аргентинский флот
[ редактировать ]Единственным иностранным покупателем «Пантеры» была аргентинская военно-морская авиация , которая в 1957 году приобрела 28 бывших самолетов USN F9F-2B; первые 10 прибыли в 1958 году. В эксплуатацию было принято только 24 самолета, остальные использовались в качестве запасных. Первый полет аргентинской «Пантеры» состоялся в декабре 1958 года, а последний самолет поступил на вооружение в январе 1961 года. [ 36 ]
Катапульта на тогдашнем единственном аргентинском авианосце ARA Independentcia была недостаточно мощной для запуска F9F. [ 37 ] поэтому самолеты были наземного базирования. Однако в июле 1963 года «Пантера» (серийный номер 0453/3-А-119) приземлилась на Индепенденсии в рамках испытаний, став первым самолетом, приземлившимся на аргентинский авианосец; [ 36 ] Тогда его не спускали с катапульты, а разгружали краном, когда корабль вернулся в порт.
F9F-2 Panther ВМС Аргентины участвовали в боях во время восстания ВМС Аргентины в 1963 году . Несколько самолетов, контролируемых повстанцами, совершили бомбардировку и обстрел колонны 8-го танкового полка армии, которая наступала на восставшую военно-морскую авиабазу Пунта-Индио . В результате атаки было уничтожено несколько танков M4 Sherman и один F9F Panther. [ 38 ]
Аргентинские «Пантеры» участвовали в общей мобилизации во время пограничного столкновения между Аргентиной и Чили в 1965 году , но боевых действий не произошло. Этот тип был снят с вооружения в 1969 году из-за отсутствия запасных частей, поэтому сервис решил заменить их на Douglas A-4Q Skyhawks . [ 39 ]
ВМС Аргентины также эксплуатировали учебно-тренировочный вариант F-9 Cougar. [ 36 ]
Варианты
[ редактировать ]- XF9F-2
- Прототипы, построено два
- F9F-2
- Первая серийная версия с двигателем Pratt & Whitney J42 , построено 567 экземпляров.
- F9F-2B
- Версия оснащена подкрыльевыми стойками для бомб и ракет. Поскольку все F9F-2 были доведены до этого стандарта, обозначение B было исключено.
- Ф9Ф-2П
- Невооруженная фоторазведывательная версия, используемая в Корее, построено 36 штук.
- XF9F-3
- Прототип F9F-3, один построен.
- F9F-3
- Версия с двигателем Allison J33 , произведенная в качестве страховки от отказа J42, позже все они были преобразованы в J42; [ 40 ] переименован в F-9B в 1962 году, построено 54 экземпляра.
- XF9F-4
- Прототипов, использованных при разработке F9F-4, построено два.
- F9F-4
- Версия с удлиненным фюзеляжем, увеличенным запасом топлива и двигателем J33. Большинство из них модернизировано с использованием J42. [ 3 ] F9F-4 были первым самолетом, в котором успешно использовался отбираемый под давлением воздух , отбираемый из ступеней компрессора двигателя и продуваемый через поверхность щелевых закрылков , имитируя более высокую скорость полета по поверхности управления и, таким образом, достигая снижения скорости сваливания на 9%. уз (17 км/ч) при взлете и 7 узлов (13 км/ч) при заходе на посадку; переименован в F-9C в 1962 году, заказано 109 самолетов, все они завершены как F9F-5.
- F9F-5
- Вариант F9F-4, но с двигателем Pratt & Whitney J48 , построено 616 экземпляров. В 1962 году переименован в F-9D .
- Ф9Ф-5П
- Безоружный фоторазведывательный вариант с удлиненным носом; переименован в РФ-9Д в 1962 году, построено 36 штук. [ 41 ]
- Ф9Ф-5К
- После вывода F9F Panther из эксплуатации некоторое количество F9F-5 было переоборудовано в беспилотные самолеты-мишени; переименован в QF-9D в 1962 году.
- Ф9Ф-5КД
- Переоборудование радиоуправляемых дронов-директоров для дронов F9F-5K; переименован в DF-9E в 1962 году.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]- На дисплее
- F9F-2B
- 0421/3-A-106 (ВМС Аргентины) — страж ворот на военно-морской базе Пуэрто-Бельграно ( Base Naval Puerto Belgrano — BNPB) в Баия-Бланка , Аргентина. [ 36 ]
- 0425/3-A-113 (ВМС Аргентины) — реставрируется в Музее военно-морской авиации Аргентины (es: Museo de la Aviación Naval Argentina — MUAN) в Баия-Бланка , Аргентина. [ 36 ]
- 0452/3-A-111 (ВМС Аргентины) — страж ворот на военно-морской авиабазе Пунта-Индио ( Base Aeronaval Punta Indio — BAPI) недалеко от Ла-Платы , Аргентина. [ 36 ]
- 0453/3-A-118 (ВМС Аргентины) — выставлен в Национальном военно-морском музее ( es:Museo Naval de la Nación ) в Тигре , Аргентина. [ 36 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- F9F-2B
- 123078 — Музей полетов Кавано в Аддисоне, штат Техас . [ 42 ] [ 43 ] Снят с публичной экспозиции, когда музей закрылся на неопределенный срок 1 января 2024 года. Будет перенесен в региональный аэропорт Северного Техаса в Денисоне, штат Техас . [ 44 ]
- На дисплее
- F9F-2
- 123050 — Национальный музей военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . [ 45 ]
- 123557 — Пост VFW 1621 в Джейнсвилле, штат Висконсин . [ 46 ]
- 123612 — NAS Oceana Авиационный парк , военно-морская авиабаза Oceana , Вирджиния . [ 47 ]
- 123652 — Музей авиации «Летающий Лезернек» , авиабаза морской пехоты Мирамар , Калифорния . [ 48 ]
- 125183 — Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 49 ]
- 127120 — Музей авиации «Крылья свободы» в бывшем здании NAS JRB Willow Grove в Хоршэме, штат Пенсильвания . [ 50 ]
- F9F-2B
- 123526 — Национальный музей морской пехоты , примыкающий к базе морской пехоты Квантико в Трейангле, штат Вирджиния . [ 51 ]
- F9F-4
- 125180 — Львиный парк в Коста Меса, Калифорния . [ 52 ]
- F9F-5
- номер бюро неизвестен (неправильно отмечен как 141136) - Музей USS Midway в Сан-Диего, Калифорния. [ 53 ]
- 125295 — Музей боевых птиц Valiant Air Command в региональном аэропорту Космического побережья в Титусвилле, Флорида . [ 54 ]
- 125992 — Парк авиационного наследия в Боулинг-Грин, штат Кентукки . [ 55 ]
- 126226 — Музей боевой авиации , примыкающий к авиабазе Национальной гвардии Форбс в региональном аэропорту Топика / Форбс Филд (бывшая авиабаза Форбс ) в Топике, штат Канзас . [ 56 ]
- 126275 — Мемориальный парк линкора в Мобиле, Алабама . [ 57 ]
- Ф9Ф-5П
- 125316 — Музей авиации Палм-Спрингс , Палм-Спрингс, Калифорния . [ 58 ] [ 59 ]
- 126277 — Музей авиации «Самолеты славы» , Чино, Калифорния . [ 60 ]
- На реставрации или на хранении
- F9F-2
- 123054 — на реставрации в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 61 ]
- 123092 — на хранении для реставрации в музее военного корабля США Джона Ф. Кеннеди в Норт-Кингстоне, Род-Айленд . [ 62 ]
- 123420 — на хранении в Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 63 ]
- F9F-5
- 125467 — на хранении у частного владельца в Бульверде, штат Техас . [ 64 ]
Технические характеристики (F9F-5 Пантера)
[ редактировать ]Данные самолетов ВМС США с 1911 года. [ 65 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 38 футов 10 дюймов (11,84 м)
- Размах крыльев: 38 футов 0 дюймов (11,58 м)
- Высота: 12 футов 3 дюйма (3,73 м)
- Площадь крыла: 250 кв. футов (23 м 2 )
- Пустой вес: 10 147 фунтов (4603 кг)
- Полная масса: 18 721 фунт (8 492 кг)
- Силовая установка: 1 Pratt & Whitney J48 -P-6A турбореактивный двигатель , тяга 6250 фунтов силы (27,8 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 503 узла (579 миль в час, 932 км/ч) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Крейсерская скорость: 418 узлов (481 миль в час, 774 км/ч)
- Дальность: 1100 миль (1300 миль, 2100 км)
- Практический потолок: 42 800 футов (13 000 м)
- Скорость набора высоты: 5090 футов/мин (25,9 м/с).
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки AN/M3 , всего 760 патронов. [ 66 ]
- Узлы подвески: 8 грузоподъемностью 3465 фунтов (1572 кг). [ 67 ]
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]F9F Panther был показан в фильме 1954 года о Корейской войне « Мосты в Токо-Ри» с Уильямом Холденом , Грейс Келли , Микки Руни и Фредриком Марчем в главных ролях , а также в фильме «Люди боевой леди» в главных ролях с Ван Джонсоном , Уолтером Пидженом и Кинаном Винном .
Видеозапись F9F, пилотируемого Джорджем Чемберленом Дунканом, врезающегося в хвостовую часть авианосца Midway (CV-41) во время испытательного полета 1951 года, появляется в нескольких голливудских фильмах.
- В фильме 1954 года « Мужчины боевой леди » авария изображается как смерть лейтенанта-коммандера Теда Додсона (которого играет Кинан Винн ).
- В фильме 1976 года «Мидуэй» кадры F9F заменяют SB2C Helldiver . аварийную посадку
- В фильме 1990 года «Охота за Красным Октябрем » кадры F9F используются для изображения аварийной посадки F-14A Tomcat , который столкнулся с советским самолетом, на военный корабль США « Энтерпрайз » (CVN-65) , воспроизводя инцидент из фильма Тома Клэнси. оригинальный роман . [ 68 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «F9F-2 Пантера» . Национальный музей морской авиации . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Томасон 2008, с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Бойн 2002, с. 277.
- ^ Харди 1987, с. 79.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2022, с. 6.
- ^ Ноланд, Дэвид. «Пантера в море», «Воздух и космос» , июнь/июль 2013 г., стр. 29.
- ^ Бойн 2002, с. 203.
- ^ Jump up to: а б Томасон 2008, с. 58.
- ^ Винчестер 2004, с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Томасон 2008, с. 59.
- ^ Мейер 2002, [ нужна страница ] .
- ^ Томасон 2008, стр. 58-59.
- ^ Тейлор 1969, с. 506.
- ^ Jump up to: а б Бойн 2002, стр. 277–278.
- ^ Томасон 2008, стр. 59-60.
- ^ Музей RAAF, 2009 г., A94 CAC Sabre (14 декабря 2012 г.).
- ^ Музей RAAF, 2009, Сабля A94 CAC .
- ^ Ноланд, Дэвид, «Пантеры в море», Air & Space, июнь/июль 2013 г., стр. 30–31.
- ^ Дэвис 2022, с. 5.
- ^ Котт 2007, с. 293.
- ^ Дэвис 2022, с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д Кливер, Томас М. «Четверо вниз! Корейская битва, которую США пытались забыть». Flight Journal , июнь 2013 г., стр. 42–49.
- ^ Jump up to: а б с Лендон, Брэд. «Американский пилот сбил четыре советских МиГа за 30 минут – и хранил это в секрете 50 лет» . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ Дэвис 2022, с. 63.
- ^ Дэвис 2022, стр. 58-62.
- ^ Дэвис 2022, с. 37-39, 61.
- ^ Дэвис 2022, с. 64.
- ^ Дэвис 2022, стр. 71-74.
- ^ Дэвис 2022, с. 77.
- ^ Сирс 2010, стр. 244.
- ^ Хансен 2012, стр. 82-94.
- ^ Дэвис 2022, с. 81.
- ^ Ноланд, Дэвид, Пантеры в море, Air & Space, июнь/июль 2013 г., стр. 35.
- ^ Винчестер 2004, с. 97.
- ^ Дэнби 1977, с. 57.
- ^ Полмар, Норман (апрель 2008 г.). «Исторические самолеты — линия фронта ВМФ в Корее» . Журнал истории военно-морского флота . Том. 22, нет. 2. Военно-морской институт США.
- ^ Купер, Том. «Аргентина, 1955-1965». ACIG.org. Проверено: 24 января 2013 г.
- ^ Мэй, Карлос. «Пантера» (на испанском языке) . Изображения и история аргентинской службы. Проверено: 19 июля 2011 г.
- ^ Дэвис 2022, с. 19.
- ^ Дэвис 2022, с. 20.
- ^ «Реестр ФАУ: N9525A». faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ "F9F Panther/123078" Музей полетов Кавано. Проверено: 18 октября 2018 г.
- ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . ВФАА . Даллас, Техас . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ "F9F Пантера/123050" . Архивировано 31 октября 2018 г. в Национальном музее военно-морской авиации Wayback Machine . Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F9F Panther/123557" aerialvisuals.ca Дата обращения: 15 января 2015 г.
- ^ "F9F Пантера/123612" . aerialvisuals.ca Дата обращения: 8 апреля 2015 г.
- ^ "F9F Пантера/123653" . Архивировано 11 октября 2017 г. в Музее авиации Wayback Machine Flying Leatherneck . Дата обращения: 15 января 2015 г.
- ^ "F9F Пантера/125183" . Архивировано 4 января 2015 г. в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F9F Panther/127120" Музей Крыльев Свободы. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F9F Пантера/123526." Национальный музей морской пехоты. Проверено: 26 сентября 2022 г.
- ^ "F9F Пантера/125180" . aerialvisuals.ca Дата обращения: 1 июня 2014 г.
- ^ «F9F Panther/unknown». Архивировано 25 марта 2013 г. в музее Wayback Machine USS Midway. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F9F Пантера/125295" . Музей доблестного воздушного командования. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F9F Пантера/125992" . Архивировано 19 ноября 2016 г. в парке авиационного наследия Wayback Machine . Проверено: 29 декабря 2016 г.
- ^ "F9F Пантера/126226" . Музей боевой авиации. Проверено: 4 марта 2013 г.
- ^ "F9F Пантера/126275" . Мемориальный парк линкора. Проверено: 26 сентября 2022 г.
- ^ [1] Музей авиации Палм-Спрингс. Проверено: 4 февраля 2023 г.
- ^ [2] Фотографии с воздуха Получено: 4 февраля 2023 г.
- ^ "F9F Пантера/126277." Архивировано 23 марта 2013 г. в Музее авиации Wayback Machine Planes of Fame. Проверено: 10 ноября 2012 г.
- ^ "F9F Пантера/123054." Музей авиации Янки. Проверено: 26 сентября 2022 г.
- ^ "F9F Пантера/123092." Музей военного корабля США имени Джона Кеннеди. Проверено: 21 января 2015 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N32313». faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N1332F». faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ «Стандартные характеристики самолетов: F9F-5, 5П «Пантера» » (PDF) . ВМС США. 1 июня 1952 года . Проверено 27 июля 2021 г. - через Alternatewars.com.
- ^ Франсильон 1989, с. 323.
- ^ «F9F Дункана» . Check-Six.com . 1 июля 2015 года . Проверено 30 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойн, Уолтер Дж. (2002). Воздушная война: Международная энциклопедия: AL . АВС-КЛИО.
- Дэнби, Питер А. (1977). Сериалы ВМС США с 1941 по 1976 год . Ливерпуль, Великобритания: Авиационное общество Мерсисайда. ISBN 0-902420-17-8 .
- Дэвис, Питер Э. (2022). F9F «Пантера» против коммунистической ААА: Корея, 1950–53 . Блумберг. ISBN 978-1-472-85064-5 .
- Франсильон, Рене Дж. (1989). Grumman Aircraft с 1929 года . Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN 0-85177-835-6 .
- Гроссник, Рой; Армстронг, Уильям Дж. (1997). Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд, Великобритания: Военно-морской исторический центр. ISBN 0-16-049124-Х .
- Хансен, Джеймс Р. (2012). Первый человек: жизнь Нила А. Армстронга . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-476-72781-3 . }
- Харди, Майкл Джон (1987). Море, небо и звезды: иллюстрированная история самолетов Grumman . Лондон, США: Arms & Armor Press. ISBN 978-0853688327 .
- Котт, Ричард К. (2007). «Атака с неба». В Марольде, Эдвард (ред.). ВМС США в Корейской войне . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1591144878 .
- Мейер, Корвин Х. (октябрь 2002 г.). «Грумман Пантера». Летный журнал .
- Сирс, Дэвид (2010). Такие люди, как эти . Прочтите HowYouWant.com. ISBN 978-1-458-76026-5 .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN 0-370-10054-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1969). «Грумман F9F Кугар». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк, США: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 0-425-03633-2 .
- Томасон, Томми Х. (2008). Превосходство ВМС США в воздухе: развитие корабельных реактивных истребителей, 1943-1962 гг . Специализированная пресса. ISBN 978-1-580-07110-9 .
- Винчестер, Джим, изд. (2006). «Грумман F9F Пантера». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Лондон, Великобритания: Grange Books plc. ISBN 1-84013-929-3 .
Интернет-источники
[ редактировать ]- Чикалези, Джон Чарльз; Ривас, Джеймс (22 декабря 2008 г.). «Грумман Пантера в Аргентине» [Грумман Пантера в Аргентине] Аэронавигационный институт - Статьи - История (на испанском языке). Аэронавигационный институт. из оригинала 29 октября. Архивировано Получено 28 августа.
- Мэй, Карлос (ред.). «ИСТЕРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДЕРЫ МОРСКОЙ АВИАЦИИ – Грумман F9F-2 Пантера» [Истребители-бомбардировщики ВМФ – Грумман F9F-2 Пантера]. Хистармар - Морская история и археология (на испанском языке). ФОНД ГИСТАРМАР . Проверено 29 августа 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бедфорд, Алан (сентябрь – октябрь 1999 г.). «Ранние американские авианосцы: развитие реактивных операций флота США, часть третья». Энтузиаст авиации (83): 62–67. ISSN 0143-5450 .
- Мейер, Корвин (2003). GRUMMAN F9F PANTHER ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – Разработка, испытания, конструкции . Морские истребители. Том. №59 (Первое изд.). Калифорния, США: Книги Гинтера. ISBN 0-942612-59-0 . Проверено 31 января 2015 г.
- Гинтер, Стив (2003). GRUMMAN F9F PANTHER, ЧАСТЬ ВТОРАЯ — USMC Panthers (включает «Голубых ангелов», резервистов и Аргентину) . Морские истребители. Том. №60 (Первое изд.). Калифорния, США: Книги Гинтера. ISBN 0-942612-60-4 . Проверено 31 января 2015 г.
- Гинтер, Стив (2003). GRUMMAN F9F PANTHER ЧАСТЬ 3 – ВМФ «Пантеры» (Корея и за ее пределами) . Морские истребители. Том. №61 (Первое изд.). Калифорния, США: Книги Гинтера. ISBN 0-942612-61-2 . Проверено 31 января 2015 г.
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2010). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Грумман F9F Пантера и Кугар . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 29. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN 978-987-1682-03-4 . Архивировано из оригинала 6 января 2015 года . Проверено 26 августа 2014 г.
- Ривас, Сантьяго (2023). «Большие кошки Аргентины: Grumman F9F-2 Panther и F9F-8T Cougar на службе ВМС Аргентины». Историк авиации (43): 104–112. ISSN 2051-1930 .
- Шнитцер, Джордж (2007). Пантеры над Кореей . Балтимор, Мэриленд, США: Publish America. ISBN 978-1-4241-7942-8 .
- Салливан, Джим (1982). F9F Пантера/Пума в действии . Кэрроллтон, Техас, США: Публикации Squadron/Signal. ISBN 978-0-89747-127-5 .